Образы и символы
Каждый абзац наполнен образами, раскрывающими определенную тему. В первом четверостишии лирический герой говорит о наступлении ночи: «а чёрным ладоням сбежавшимся окон,/ раздали горящие жёлтые карты». Но в отличие от своих предшественников, Маяковский в ночи видит не что-то загадочное, мистическое, а только лишь воплощение похоти, разврата. В первых двух строках создаётся образ игорного домика: «зелёный» символизирует игральную доску. Маяковский затрагивает тему общества, поднимает вечные вопросы (жизнь – это игра).
Во второй строфе изображена обезличенная толпа. Герой не видит людей, перед ним лишь бездушные «бульвары и площади». Они все живут по одним правилам, поэтому любое отклонение в этом обществе будет выглядеть странным. Лирический герой чувствует себя одиноким в такой среде. Выражение «они обручали браслетами ноги» символизирует несвободу его действий, замкнутость.
Третья строфа также посвящена толпе. Лирический герой называет общество «пестрошерстой быстрой кошкой». По его мнению, у обывателей нет потребностей в духовном развитии, они лишь жаждут развлечений. Эту толпу можно сравнить с людьми, приходящими на выступления самого Маяковского. «Дверями влекомы», они идут ради забавы, а не ради постижения прекрасного.
Последняя строфа начинается с местоимения «я»
Лирический герой обращает все внимание к себе: «зовущие лапы» толпы заставляют его «протиснуть» неискреннюю улыбку. Он одинок в этом мире лжи, притворства
Образ толпы сравнивается с беспощадным, диким зверем. Герой не может найти ничего общего с окружающим миром, вокруг него царит непонимание («хохотали арапы»).
Природа в стихах И. С. Никитина: анализ стихотворения «Ярко звёзд мерцанье. «
Анализ стихотворения «Ярко звёзд мерцанье. «
Счастье летнего утра
Русский поэт Иван Саввич Никитин, за свой короткий жизненный путь (он прожил 37 лет), оставил достойное наследие своего творчества, которым интересовались многие композиторы. Многие стихи автора сейчас известны, в особенности благодаря песням, которые очень мелодичны и звучат легко и ложатся на душу. В стихотворении «Ярко звезд мерцанье…», автор очень красочно передает теплое летнее утро, раннюю зарю, напоенную росами и утренней свежестью.
Вначале стихотворения автор описывает красоту ночного неба, наполненного ярким мерцанием звезд и сиянием месяца. Затем с небесной красоты поэт переводит взгляд на красоту земную, где все поля и леса спят, укутанные молчаливой тишиной. Однако тишину нарушает «смех и разговор» — это косари развели жаркий костер. И где-то там по высокой траве бродит одинокий конь. Эти строки описывают чудесную картину теплой летней ночи.
Дальше в стихотворении открывается картина, показывающая наступление рассвета, начинающегося с песни молодого парня, который в это утро самый счастливый человек на свете. Он, радуясь, утру и чудесным бескрайним полям, «пляшет-приседает, соловьем свистит». Эту песню слышно очень далеко и «песне отвечает коростель в лугах». В романтичном и радостном настроении счастливой души, автор передает собственные переживания и чувства, которые переполняют его внутренность – он молод и полон сил.
Русская природа, воспетая Никитиным в этом стихотворении, заставляет гордиться ее «золотыми нивами», «гладью и блеском» голубых озер, светлыми заливами и бесконечными просторами. Через это стихотворение, автор учит видеть, чувствовать и пропускать через себя, прекрасное в природе и простом крестьянском труде, который нелегок, но так благодарен, что «так и льются сами звуки из души»
Иван Никитин Утро
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
1. Точное слово
Как автор приветствует новый день? Найдите ответ в стихотворении.
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
2. Соответствие
Автор говорит: «По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается». Когда в природе можно увидеть такую картину? Отметьте ответ √
√ утром на восходе
3. Поиск
Перечитайте описание предрассветной поры. Подчеркните эпитеты, которые использует поэт. Соедините рифмующиеся строки.
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. ⇒ По зеркальной воде, по кудрям лозняка
Белый пар по лугам расстилается. ⇒ От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. ⇒ Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
Чуть приметна тропинка росистая. ⇒ С листьев брызнет роса серебристая.
4∗. Эрудит
Объясните значение слов.
Соха — орудие для вспахивания земли.
Лозняк — ивняк, ивовый кустарник.
Пахарь — тот, кто пашет землю.
5. Поиск
В каких словах слышится восхищение и радость поэта? Подчеркните олицетворения.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!Здравствуй, солнце да утро весёлое!
6∗. КнигочейЧто вы знаете о русском поэте И.С. Никитине? Запишите.
И.С. Никитин родился в Воронеже. Дом его детства стоял на высоком берегу реки Воронеж. Поэт любил наблюдать за течением реки, разглядывать краски закатов, слушать пение птиц и шелест трав.
Никитин очень хотел стать образованным человеком, мечтал об университете, но для его семьи наступили тяжёлые времена. Отец разорился, юноше пришлось работать, чтобы поддержать родных. В свободное время он учился, много читал, пробовал писать стихи., скрывая их от посторонних.
«Русь» — первое стихотворение, которое было напечатано и сразу сделало поэта известным. Стихи приняли с восторгом: заучивали наизусть, переписывали, читали друзьям. Это стихотворение Никитина о родной Русской земле называли песней, которая сразу облетела всю великую Русь. И сейчас, в XXI веке, поэзия И.С. Никитина живёт, его стихи изучают, читают и перечитывают, заучивают наизусть.
7∗. Проба пераПеречитайте стихотворение. Сделайте иллюстрацию к той части, которая вам понравилась.
«Ночь», анализ стихотворения Маяковского
Ночь – время тайн и страхов. В какой-то степени это отголосок верований древних людей, которые, провожая солнце за горизонт, не были уверены в том, что оно появится из-за горизонта вновь. Не случайно Федор Тютчев. поэт XIX века, сравнивал ночь с бездной, полной страхов, а день – с «золототканым покровом». Для поэтов-модернистов ХХ века ночь была очень притягательна. Например, в раннем творчестве Владимира Маяковского есть свое стихотворение «Ночь» (1912), об анализе которого и пойдет речь далее.
Произведение по праву можно считать футуристическим. его язык не всем понятен – это та самая «заумь», с которой начинали почти все футуристы.
Что такое ночь для романтика? Время свиданий, время любви. Но для Маяковского ночь – это, скорее, время человеческих страстей и не только любовных. Начинается стихотворение «Ночь», как многие другие его стихи, вполне эпатажно. Первое четверостишие содержит почти одни эпитеты. Только к чему они относятся, остается загадкой. Например, «багровый и белый отброшен и скомкан». О чем это? Можно предположить, что это день — контрастное с ночью время суток. Белый день и багровый закат вполне сочетаются друг с другом, а «отброшен и скомкан» день, разумеется, ночью, ведь небо темнеет неравномерно, что и вызывает подобную ассоциацию.
Однако следующая строка до сих пор рождает споры:
В зеленый бросали горстями дукаты …
Кто-то представляет небо, начинающее темнеть и как бы зеленеть, а дукаты должны напоминать о звездах, появлявшихся горстями. Но есть и те, кто проводит параллель с зеленым сукном игрового стола, куда богатые люди щедро бросали золотые монеты в надежде обогатиться не обременительным для себя способом. Этот образ игрового дома. казино дополняют и «горящие желтые карты». которые раздали «черным ладоням сбежавшихся окон» .
Так возникает атмосфера чего-то запретного, доступного не каждому. Ведь большинство официальных зданий уже закрыто, на них наброшены «синие тоги» — одежда священников, по крайней мере, именно в таком цветовом исполнении. Увеселительные заведения раскрывали свои двери для страждущих, а они, как можно догадаться, имели возможность отоспаться позже, когда другие уже оправлялись на службу. В свое время это была аристократия, которая еще со времен «Евгения Онегина» «полночь в утро обратя», могла позволить себе веселиться всю ночь, чтобы днем отдыхать.
Однако в начале ХХ века такую богемную жизнь вели и другие сословия: буржуа, промышленники, биржевые маклеры. Не случайно для всех этих героев автор выбирает интересный образ – «толпа – пестрошерстая быстрая кошка». Толпа, вливающаяся в двери очередного ресторана или казино, напоминает герою гибкую, изворотливую кошку, которая всегда падает на лапы.
Такой образ даже симпатичен: неологизм «пестрошерстая» создает в воображении читателя яркую картину. Хотя речь и идет о толпе, она не воспринимается враждебно, ведь «каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома». Позже в стихотворении «Нате!» появится другой образ толпы — агрессивный, страшный, отвратительный: «стоглавая вошь». ощетинившая ножки. Толпа-вошь пугает, а толпа-кошка вызывает желание погладить. Толпа-вошь – огромное чудовище, а толпа-кошка как будто распадается на множество мягких и пушистых зверьков. Возможно, поэтому герой представил себе их «зовущие лапы» и «в глаза им улыбку притиснул». Но зрительный и телесный контакт прерван «ударами в жесть» хохочущих арапов.
Мозаика ночного города у Маяковского весьма причудлива. Казалось бы, откуда взяться арапам в ночном городе? Но ведь еще героиня пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова хвасталась своей арапкой-девкой. А это начало XIX века. В ХХ веке увидеть чернокожего человека на улице крупного города было делом обычным. Поэтому многие владельцы ресторанов или казино использовали их в качестве швейцаров у входа в свое заведение. Те привлекали публику не только своим необычным для европейца видом, но и соответствующим антуражем: красный костюм с золотыми позументами, шапочка с яркими перьями попугая, национальные инструменты.
Эта футуристическая картина ночного города позволяет в очередной раз посочувствовать герою ранней лирики Маяковского: он одинок и ощущает себя чужим на этом празднике жизни.
Анализ стихотворения «Утро» Маяковского 2 вариант
Альманах «Пощечина общественному вкусу» включал в себя стихотворение молодого поэта Владимира Владимировича Маяковского «Утро».
Стихотворение написано в 1912 году. Его автору эту пору 19 лет, он уже опытный революционер, за плечами тюремный срок в 6 месяцев за участие в организации подпольной типографии. Он с упоением занимается живописью и дебютирует как поэт в артистическом кафе «Бродячая собака». По жанру – мистерия, по размеру – акцентный стих с прихотливой рифмовкой. Деления на строфы нет, зато есть деление на ступеньки лесенки. Ритм ломаный, рваный, искусственный, полный диссонанса. Интонация издевательская. Обличая эпоху декаданса, В. Маяковский нашпиговывает свое стихотворение соответствующими образами: враждующий букет бульварных проституток. Стихотворение построено на противопоставлении неба и земли, природы, даже вещей, предметов – и людей. Искусная метафора: ноги встающих звезд легко опираются на перину. Газовые фонари, в сумерки, бывшие царями вечерних оживленных улиц, меркнут под ясным светом звезд. На кого же падает этот свет? Во-первых, на самого поэта с папиросой в зубах и знаменитой желтой кофте. Неприкаянный, он фланирует в ночи, сунув руки в карманы и одаривая прохожих презрительным взглядом. А еще – на улицах ветреные женщины флиртуют с прохожими. Эпитет «клюющий смех» — образ крючка и наживки.
«За гам и жуть взглянуть отрадно глазу»: теперь герой смотрит вдаль, туда, где восток смешивает в едином котле все противоречия. Близится рассвет. Он прогоняет тени и ночную жизнь, красит город, его архитектуру, даже «гроба домов публичных» принимают обыкновенный, почти безобидный, вид. В единую фразу можно соединить цепь образов: букет из желтых ядовитых роз бросал в пылающую вазу. Индивидуально-авторский эпитет: страдающе-спокойных-безразличных. Прочие эпитеты: угрюмый, отрадно. Метафоры: решеткой мысли проводов, гибель фонарей. Олицетворение: дождь скосил глаза, восток бросал. Есть версия, что поэт описывал увиденное через решетку тюремного окна. Однако, по собственному признанию, его стихи периода заключения носили сентиментальный, меланхоличный характер. Здесь же видна стремительная эволюция В. Маяковского в сторону бескомпромиссного футуризма.
Ранняя лирика Владимира Маяковского полна бунтарства, вызова, обвинений обществу. В стихотворении «Утро» поэт основным приемом делает антитезу, высвечивающую его взгляды на мироустройство.
Языковые особенности стиха
В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд.
Стихотворение вмещает в себя весь спектр: от самых высших святынь человечества до земной пыли. Автор смело показывает Бога, похожего на труженика, не стесняется слез главного героя при мысли, что звездная красота мира вдруг исчезнет.
В этом стихе душа автора, ранимая и чувствительная, открыта нараспашку.
Расположив слова лесенкой, он придает каждому слову особое звучание и силу.
Употреблением знаков препинания, а также слов, полярных по своему содержанию, поэт достигает того, что стих звучит как единый порыв, стремление, вызов на диспут, попытку убедить, остановить на пути ожесточения душ и материализма.
Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия.
Он: надрывается, врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется что не перенесет, ходит…
Маяковский писал в своей, особенной манере и стих «Послушайте» почти не отличается от других стихов автора.
Краткий анализ стихотворения В. Маяковского “Послушайте!” 2 вариант
Стихотворение Маяковского под названием “Послушайте” написано в 1914 году. Читатель увидел в этом стихе пренебрежительные интонации и ранимую душу. Стихотворение начинается с просьбы к людям “Послушайте!”. Этим восклицанием герой прерывают собственную речь, для того чтобы быть услышанным, герой произносит это слово в отчаянии пытаясь обратить внимания людей на волнующую проблему, которая беспокоит героя. Эта проблема человеческое равнодушие.
Построение речи в стихотворении так, как будто ведется Достопримечательная дискуссия, похожа на поиски лихорадочным аргументом в надежде что люди поймут. Чувствуется в герое сильный накал страстей и эмоций, а также замечается забота, надежда и сопереживание. Последняя строчка стихотворения начинается в точности так же как и первая, но если сравнить эти две строки, то развитие последней уже намного уверенное, оптимистическое и бодрое.
Расположение стихотворения сделано “лесенкой” здесь каждое слово считается главным для лирического героя. Кажется, что некоторые стихотворения Маяковского читаются с криком. Автор пишет стихи которые преобладают интонации доверчивости и интонации интимного характера. Маяковский человек душевный, добрый, дружелюбный и понимающий, но некоторые читатели представляют автора как грозного и дерзкого. Фантастика (“врывается к богу”) естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя.
Ряд глаголов: “врывается”, “плачет”, “просит”, “клянется”- передает не только динамику событий, но и эмоциональный накал. Каждое слово здесь выразительное с обостренными чувствами. В стихотворении “Послушайте” интонации доверительные, обличительные с некой робостью. Герой собственные мысли высказывает с ноткой тревоги и в смятении. Для лирического героя жизнь без звезд кажется бессмысленной, утверждает что звезды светят не попросту, а для каждого человека на Земле. Отчаяние так велико, что герою тяжело переносить “эту беззвездную муку”. Стихотворение Маяковского написано с развернутой метафорой. Кроме материального, людям надобно мечтать, стремится к целям в жизни и духовно развиваться.
В стихотворении присутствует боль и крик души поэта, этим произведением автор пытается достучаться к сердцам читателей, добиться признания, понимания модерного творчества. Маяковский величайший лирический поэт, созданное ним стихотворение “Послушайте!” – шедевр русской литературы.
4.8
5
(
43
голоса
)
Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!»
Лирика Маяковского сложна для понимания, так как далеко не каждому удается рассмотреть за нарочитой грубостью слога удивительно чувствительную и ранимую душу автора. Между тем, рубленые фразы, в которых нередко звучит откровенный вызов обществу, для поэта являются не средством самовыражения, а определенной защитой от агрессивного внешнего мира, в котором жестокость возведена в абсолют.
Тем не менее, Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение «Послушайте!», созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта. Своеобразным рифмованным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.
По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Однако фраза, принесшая Маяковскому популярность и среди романтических барышень, и в кругах интеллигенции, в данном стихотворении звучит не утверждающе, а вопросительно. Это свидетельствует о том, что автор, которому на момент создания стихотворения «Послушайте!» едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.
Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?
Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь «кто-то называет эти плевочки жемчужиной». А, значит, это и есть главный смысл в жизни – быть для кого-то нужным и полезным. Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.
Лиризм и трагизм стихотворения «Послушайте!» переплетены в тесный клубок, который обнажает уязвимую душу поэта, в которую «плюнуть может каждый». И осознание этого заставляет Маяковского сомневаться в правильности своего решения посвятить жизнь творчеству. Между строк словно бы читается вопрос о том, не стал бы автор более полезным для общества человеком в иной ипостаси, выбрав, к примеру, профессию рабочего или же землепашца? Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости и бахвальства, который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу.
Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение «Послушайте!» является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Другие характеристики произведения
В анализе стиха Маяковского «Ночь» нужно отметить, что большую роль здесь играют художественные средства выразительности. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры и необычные сравнения, которые не всегда понятны читателям. Но это соответствует футуристическому направлению.
Стихотворение написано дактилем, трехсложной стопой, в которой ударным является первый слог. Способ рифмования — перекрестный. Это основные характеристики звуко-ритмической структуры произведения.
В стихотворении поэт описывает ночной город, его причудливый пейзаж. В отличие от приверженцев классицизма, для него ночь не была источником вдохновения и восхищения. Владимир Владимирович видел, как многие степенные и уважаемые люди с наступлением тьмы становятся другими — теми, кому нужны только деньги и развлечения.
Кстати, интересно и то, что образ арапа — это не просто дополнение к облику ночного города. В то время казино часто нанимали темнокожих людей как швейцаров, чтобы привлечь больше публики.
В кратком анализе «Ночи» Маяковского нельзя не упомянуть и о том, что в стихотворении еще нет смелых экспериментов с рифмами и образами, присущих поэту, но строки отличаются динамичностью. А экспрессия и непонятные метафоры добавляют произведению особенной выразительностью, свойственной футуристам. В то же время поэт старался, чтобы смысловая составляющая не терялась.
Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги.
Толпа — пестрошерстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома.
Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая.
«Ночь» В.Маяковский
«Ночь» Владимир Маяковский
Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.
Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги.
Толпа — пестрошерстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома.
Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая.
Анализ стихотворения Маяковского «Ночь»
Начало 20 века ознаменовалось в русской литературе возникновением различных течений, одним из которых являлся футуризм. Поэт Владимир Маяковский, чье творчество в этот период мыло известно лишь небольшому кругу почитателей, также причислял себя к представителям данного направления. Футуризм стал вызовом обществу, проповедуя полное игнорирование поэтических канонов, и силу словесного образа возводя в абсолют, даже в ущерб смысловой нагрузке.
Игра слов также является отличительной особенностью футуризма, и проследить ее можно на примере стихотворения Владимира Маяковского «Ночь», созданного в 1912 году. Предположительно, это произведение является поэтическим ответом итальянским футуристам, которые незадолго до этого приняли свой манифест, написанный в рифмованной форме поэтом Филиппо Маринетти. Который Маяковский до конца не разделял, считая, что так называемый «телеграфный стиль» хоть и привносит в поэзию определенную новизну и остроту, но неприемлем в лирике. Поэтому в стихотворении «Ночь» используется лишь одна догма футуристов, которая гласит, что лингвистические эксперименты являются будущим поэзии. классика которой является закостенелой и консервативной.
В первых строчках этого произведения Маяковский рисует образ ночного города, который сравнивает с игорным домом. Однако догадаться об этом можно лишь по намекам. Таким образом, автор словно бы составляет поэтическую шараду, предлагая каждому читателю найти не нее собственный ответ. В качестве подсказок используются цвета, среди которых белый символизирует день, багровый – закат, который «отброшен и скомкан», зеленый – сукно игорного стола. И лишь во второй половине первого четверостишья поэт дает ответ на загадку, о. Это означает, что наступил вечер, и в окнах городских домов зажегся свет.
Далее Маяковский изображает толпу, которая, по-видимому, символизирует почитателей творчества поэта, пришедших на его выступление. К публичному чтению своих стихов автор относится с определенной долей скептицизма и настороженности, считая, что обнажая душу перед толпой, рассчитывать на взаимопонимание не стоит. Поэтому для него она – «пестрошерстая быстрая кошка», которая просачивается через двери в зал, рассчитывая поднять настроение, послушав очередные стихи поэта. Для публики творчество Маяковского – не более, чем светское развлечение. Поэтому, покидая зал, в котором, судя по всему, только что читал свои стихи поэт, и, уходя в ночь, каждый хочет через дверь «протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома».
На фоне этой праздничной толпы Маяковский ощущает себя одиноким и никому не нужным. Даже тот факт, что кто-то дергает его за одежду, пытаясь о чем-то поговорить, вызывает у поэта ощущение пустоты и безысходности. В итоге, чтобы не испытывать этого унизительного и опустошающего чувства, автор «в глаза им улыбку протиснул». И – остался наедине со своими мыслями и чувствами, в то время как «пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая».
В этом стихотворении Маяковский явно противопоставляет себя окружающему миру, отмечая, что говорит с ним фактически на разных языках. И это осознание по-настоящему угнетает автора, который понимает, что в огромном городе он вот-вот затеряется в пестрой ночной толпе, которая поглотит его без сожаления и унесет по безмолвным улицам. Даже не поинтересовавшись, что именно автор испытывает в данный момент и чего ожидает от жизни, которая решила повернуться к нему спиной.
Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Утро»
В 15 лет Владимир Маяковский как сочувствующий революционно настроенным студентам попал в тюрьму, где провел 11 месяцев. Именно здесь он вернулся к своему детскому увлечению и вновь начал писать стихи, хотя и считал, что из-под его пера выходит полная чушь. Позднее, вспоминая этот период своей жизни, Маяковский написал стихотворение «Утро», опубликованное в 1912 году и отражающее мир, который окружал поэта, без прикрас. Впрочем, «за решеткой четкой» молодому Маяковскому было видно немного – кусочек улицы и краешек неба с проводами телеграфных столбов, которые поэт изобразил в виде перины. На нее «встающих звезд легко опирались ноги» — так начиналось каждое тюремное утро поэта, однообразное и предсказуемое, иногда сдобренное холодным дождем или же снегом.
Впрочем, и в этой обыденности Маяковский все же умел видеть прекрасное, наделяя неодушевленные предметы качествами живых людей. Однако при этом поэт отдавал себе отчет, что живет он отнюдь не в совершенном мире, и законы бытия далеки от идеала. Именно по этой причине гаснущие уличные фонари ассоциируются у поэта с гибелью «царей в короне газа». И на их фон в утреннем полумраке проступает «враждующих букет бульварных проституток».
Их смех наводит на Маяковского жуть, а шутки отдают тлением и напоминают о мимолетности жизни, которая может оборваться в любой момент. Именно по этой причине реальный мир представляется Маяковскому как загробный, автор проводит между двумя этими понятиями параллель, рисуя весьма мрачную и неприглядную картину, которая открывает перед ним из окна тюремной камеры. Бледнеющий свет уличных фонарей ассоциируется у поэта с лепестками «желтых ядовитых роз», которые нередко украшают могилы усопших. За гамом и жутью реального мира Маяковский видит его «изнанку», ту суть, которая не в состоянии укрыться от взора думающего и чуткого человека. При этом поэт признается, что обратная сторона бытия ему намного милее и приятнее, на нее «взглянуть отрадно глазу». Что же видит автор за мишурой и повседневной утренней суетой? «Гроба домов публичных», «раба крестов» и прочие атрибуты потустороннего мира, грань между которым сглаживается в пурпурных лучах зари, приоткрывающей свою печальную и страшную тайну. Впрочем, наблюдая эту картину каждое утро, автор свыкается с двойственностью окружающего его мира, лишенного чистоты, непорочности и первозданной красоты.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
- Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Сергею Есенину»
- Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Тучкины штучки»
- Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Скрипка и немножко нервно»
- Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Дешевая распродажа»
Угрюмый дождь скосил глаза.
железной мысли проводов —
Анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского
Поэзия принадлежит к золотой коллекции интимной лирики русской поэзии. Дополняет название приписка «Вместо письма», но признаков мы не находим. Скорее поэта, попытка успокоить бурю своих чувств, от которых нет спасения истерзанному сердцу.
Анализ «Лиличка» (Маяковский, как утверждают биографы, написал находясь в одной комнате с Лилей) сложен из-за эмоционального груза. Кажется, поэт всю свою боль и страдания пытался вылить на бумагу.
Свою любовь поэт называет «тяжкой гирей» для женщины, но, стоит сказать, именно такого впечатления для него и добивалась Лиля, ее нравилось чувствовать свою власть над поэтом, заставлять страдать его, а потом читать выстраданные, омытые слезами сердца стихи. Но ее же лирический герой сравнивает с солнцем и морем, то есть абсолютом жизни и жизненной энергии. Это было то чувство, которое медленно убивало сердце поэта, как на расстоянии, так и рядом с любимой, от любви которой «и плачем не вымолить отдых».
Очень сложен и многогранен этого произведения литературный анализ. Лиличка (Маяковский все это облачил в слова) вызвала в душе поэта такую гамму чувств, что трудно понять, как могло биться его настолько исстрадавшееся сердце.