Письменный анализ стихотворения утро. написал никитин

Природа летом в стихах и.с. никитина: анализ стихотворения «утро»

Краткое содержание

В стихотворении автор смог словами нарисовать пейзаж, отображающий картинки природы в момент перехода осеннего сезона в зимний. Эти перемены отмечает лирический герой, который наблюдает за происходящим «за кулисами». Первоначально он описывает осеннюю погоду с дождем и ветром. Осень догадывается, что скоро ей придется покинуть осыпанный золотыми листьями привольный край. Ей приходится плакать об этом, роняя на пол из желтых листьев слезы дождя. Вместе с ней грустит и опустевший, засыпающий лес.

Ночью дождь сменяется крупным пушистым снегом, который покрыл землю ровным ковром. На рассвете нового дня лирический герой восторгается изменениями в природе. Несколько строк посвящено лесу, образ которого динамичный. Накануне перемен он грустный, а с приходом зимы — веселый.

Особенное внимание автор уделяет символу России — березам. Стройные белокурые красавицы сняли сережки и примерили новое украшение — капли-алмазы, подаренные зимой

Деревья приветствуют зимушку и позволяют ей разгуляться от души: петь песни севера, расстилать ковры, разгуливать по вольным просторам. Лирический герой вторит им — он покорен изменениями, которые принесла с собой снежная стихия.

LiveInternetLiveInternet

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит, разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт, По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Стихотворение «Утро», написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того — он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. Рисуя пейзаж, автор старается быть максимально реалистичным. Чтобы добиться тесной связи с окружающей действительностью, Никитин создавал стихотворения в простонародном духе. В письме Майкову поэт говорил, что более искусственная форма позволяет сильнее разыграться воображению. Перед Иваном Саввичем же такой задачи никогда не стояло

Повышенное внимание к фольклору оказало сильнейшее влияние на стихотворения Никитина. В них можно заметить характерные темы, средства художественной выразительности, образы

Чтобы полнее проникнуться народным творчеством, поэт собирал и заучивал песни, пословицы, причитания. В этом стремлении он был близок к Гоголю, Пушкину, Кольцову, Некрасову. В стихотворении «Утро» фольклорность выражается в употребление повторов (далеко-далеко, морщит-рябит, горит-разгорается), глаголов в устаревшей форме (скрылися, пробудилися), союза «да» вместо «и» («солнце да утро веселое»).

Никитину удается нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра — птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди — рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества — нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли.

Высокую оценку «Утру» давал величайший русский писатель двадцатого столетия Бунин. Он считал, что Никитин сумел замечательно передать красоту ранней зари. По мнению Ивана Алексеевича, стихотворение словно наполнено горячим солнечным блеском, утренней свежестью, росами, холодком от реки, запахом камышей.

Поэзия Никитина отличается особой мелодичностью, поэтому она часто привлекала внимание талантливых русских композиторов. На музыку положено и стихотворение «Утро»

Авторы — Василий Калинников и Владимир Иванов-Корсунский.

pishi-stihi.ru

Природа летом в стихах И.С. Никитина: анализ стихотворения «Утро»

Данное произведение — яркий представитель пейзажной лирики. Однако обыкновенной пейзажной лирикой его все же назвать нельзя. Стиховорение не простое.

Никитин ярко рисует словами пробуждение природы. Вместе с изображением жизни природы поэт рассказывает нам о своих чувствах и мыслях.

Перед взором читателя предстает яркая карти­на раннего летнего утра.

Важно отметить, что в своей краткой пейзажно-лирической за­рисовке автор уделяет внимание не только природе как таковой, но и простому народу. Это является харакерным для данного поэта. Он негласно воспевает простой русский народ, который начинает свой труд рано уром, еще до начала солнечного восхода

Он не просто описывает работу тружеников, а пытается показать их силу и самоотверженность

Он негласно воспевает простой русский народ, который начинает свой труд рано уром, еще до начала солнечного восхода. Он не просто описывает работу тружеников, а пытается показать их силу и самоотверженность.

Кроме того, не просто так в конце стихотворения употребляются строки «Не боли ты, душа! отдохни от забот!», а после них сразу упоминаются солнце и утро. Данные символы испокон веков несли в себе смысл обновления.

Поэтому многие литературные специалисты находят в этом произведении призыв.

Структурный и смысловой анализ произведения

Для большей выразительности в тексте используется скрытая градация, увидеть которую при первом прочтении не всегда удается. Речь идет о применении слов особой окраски в разных частях стихотворения:

1. Тишина и спокойствие — окончание периода сна

Некоторые слова для задания «тихого» тона: меркнут, гаснут, расстилается, разливается.

2. Бодрость и веселье — начало пробуждения

Некоторые «звонкие» слова: вдруг, брызнет, ветерок, пронеслись, звенит.

Для оживления природы и задания тексту опреденного настроения автор также использует некоторые приемы:

  • Эпитеты (серебристая, золотыми, веселое и т.д. );
  • Олицетворения (зремлет чуткий камыш, утро веселое, солнце встает, лес улыбается и т.п. );
  • Повторы (огонь).

Общая направленность стихотворения

Данное стихотворение — это не просто природоописание и воспвание утренних красот.

Наряду с описание пейзажей и процесса пробуждения живой природы, поэт рассказывает читателям своих сокровенных чувствах и мыслях.

Чтобы действительно увидеть эти чувства, следует обращать внимание на общий окрас используемой лексики, поскольку природные процессы и явления в данном случае являются отражением душевных движений внутри того, кто писал эти строки. Именно поэтому поэт активно использует в стихотворении цвета и слова с яркой смысловой окрашенностью

Именно поэтому поэт активно использует в стихотворении цвета и слова с яркой смысловой окрашенностью.

«Русь», анализ стихотворения Никитина

Стихотворение «Русь» было написано в 1851 году. Именно с ним Иван Никитин дебютировал в печати. Правда, произошло это несколько позже: впервые произведение опубликовали «Воронежские губернские ведомости» 21 ноября 1853 года, то есть после начала Крымской войны. Благодаря своему патриотическому пафосу стихотворение оказалось весьма злободневным. 11 декабря 1853 года его перепечатала газета «Санкт-Петербургские ведомости». Публикация сопровождалась комментарием, автор которого сравнивал Никитина с Алексеем Кольцовым. Впоследствии несколько композиторов положили стихотворение на музыку, среди них – Эдуард Направник.

«Русь» написана былинным стихом. Разумеется, Никитин сделал такой выбор неслучайно. Во-первых, былина – это русская народная эпическая песнь. Главные герои – богатыри, стоявшие на страже Руси. Они славились большой силой и совершали подвиги, которые носили религиозный или патриотический характер. Сама Русь у Никитина подобна могучему богатырю. Поэтому она воспевается с использованием былинного стиха. Во-вторых, Русь – это не только прекрасная природа, но и народ. Чтобы отдать ему дань уважения, Никитин обратился к приемам народной поэзии.

Стихотворение можно разделить на четыре части. В первой части показывается красота необъятной Руси. Сначала описывается южная природа, затем рисуются картины холодной Арктики. Два четверостишия, завершающие первую часть, – это два восклицательных предложения. Восклицательная интонация дает читателям понять, как сильно лирический герой восхищается величием царственной Руси. Вторая часть представляет собой серию риторических вопросов. Еще одна важная ее особенность – три четверостишия начинаются одинаково. Анафора в данном случае помогает подчеркнуть близость стихотворения к фольклору.

В третьей части рассказывается о славном прошлом Руси. Больше всего внимания уделено Отечественной войне 1812 года. В стихотворении подчеркивается, что одолеть французов помогло единство, ведь участие в борьбе принял весь народ. В четвертой части лирический герой объясняется в любви родной стране и гордится уже не прошлым, а настоящим.

Главная тема произведения – тема родины. Русь у Никитина – это прекрасная и разнообразная природа, русский народ, православная вера и богатырская мощь. Создать образ Руси поэту помогают средства художественной изобразительности. В их числе – эпитеты («воля смелая», «нивы зрелые»), метафоры («даль степей», «пожар небес»), сравнения («снег, что белый пух»). Кроме того, важную роль играют выразительно-изобразительные средства, характерные для народного творчества. Например, инверсии («родина православная») и постоянные эпитеты («море синее», «поле чистое»).

«Русь» – прекрасный образец гимна родной стране, написанный по зову сердца. Видно, что поэт действительно искренне любит свою родину, гордится ею и готов отдать за нее жизнь.

  • «Утро», анализ стихотворения Никитина
  • «Вечер ясен и тих», анализ стихотворения Никитина
  • «В синем небе плывут над полями», анализ стихотворения Никитина
  • «Когда закат прощальными лучами…», анализ стихотворения Никитина
  • «Зимняя ночь в деревне», анализ стихотворения Никитина
  • «Поле», анализ стихотворения Ивана Никитина
  • «Встреча зимы», анализ стихотворения Никитина
  • «Пахарь», анализ стихотворения Никитина
  • «Лес», анализ стихотворения Никитина
  • «Кулак», анализ поэмы Никитина
  • Никитин Иван Саввич, краткая биография
  • «Кулак», краткое содержание по главам поэмы Никитина
  • «Нищий», анализ стихотворения Никитина
  • «Хозяин», анализ стихотворения Никитина

По писателю: Никитин Иван Саввич

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Гой ты, Русь моя родная.История создания – стихотворение написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 г. в сборнике «Радуница».

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемое стихотворение – это монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».

Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «весёлый пляс».

Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как серёжки, прозвенит девичий смех».

Иван Саввич Никитин

* * *

Полно, степь моя, спать беспробудно,
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал — и тепло, и светло.

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!

Проверяем свои знания

  1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Запиши их в «Рабочую тетрадь».

  2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?

  3. Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

  4. Подготовься к выразительному чтению. Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихи: быстро, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.

Тропы и образы

Пейзаж в первой части – бескрайнее поле, раскинувшееся волнистою тканью (сравнение). Его описание традиционно для русской литературы. Взгляд лирического героя перемещается с самого поля, сливающегося тёмно-синею гранью с небом (метафора), на прозрачное небо (эпитет), в котором золотым щитом сияет блестящее солнце (сравнение и эпитеты).

Образ поля не просто традиционен для русского фольклора и литературы, он живой. Поле движется (колосья от ветра), дышит, оно производит хлеб (жизнь) и является её воплощением. Это не просто бесконечная равнина. Поле неоднородно по высоте, холмистое, его вид постоянно изменяется, недаром же оно в стихотворении подобно морю.

Поле взращиваемо и оберегаемо силами природы. Солнце – золотой щит для поля (нельзя не вспомнить о природе этого образа: солярные знаки изображались на щитах язычников). Ветер защищает поле одеждой из тумана.

Третье и четвёртое двустишья посвящены солнцу и ветру. Эти природные явления дают полю силу. Ветер гуляет по нивам, как по морю (сравнение), одевает белым туманом холмы (метафора и эпитет), говорит с травой и смело шумит в золотой ржи (олицетворение и эпитет).

Вторая часть стихотворения метафорична. Она начинается строкой, состоящей из двух предложений с многоточиями: «Один я… И сердцу, и думам свобода…» Это приём умолчания. Читатель сам догадывается, какие сердечные думы рождаются у героя в чистом поле. Некоторые догадки подсказывает биография поэта. Никитин вынужден был содержать постоялый двор, купленный в 1844 г. его непутёвым пьяницей-отцом, но душа его рвалась к иному. Природа позволяла Никитину сохранять душевное равновесие. Другим утешением для поэта, по роду занятий воронежского мещанина, был литература.

Природа в стихотворении метафорически называется матерью, другом и наставником. Но в первую очередь природа подобна именно матери, допускающей героя к мощной, широкой груди (эпитет). Лирический герой сравнивается с младенцем. Общение с матерью-природой делает жизнь осмысленной («светлей впереди» — метафорический эпитет). Лирический герой, выходя в поле, воплощающее саму природу, наполняется её силой: «И часть своей силы мне в душу вливает» — метафора.

Любовь к народу – одна из главных тем в творчестве

Краткая биография Ивана Никитина для детей повествует о том, что значительное место в творчестве поэта, искренне переживавшего за свой народ и пропускавшего его беды через собственное сердце, занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина («Жена ямщика», «Пахарь», «Мать и дочь», «Нищий», «Уличная встреча»). В них ярко выражена глубокая искренняя любовь к своему народу, горячее сочувствие его тяжкой судьбе и огромное желание улучшения его положения. Вместе с этим Никитин не идеализировал народ, глядя на него трезвыми глазами, рисовал его правдиво, не скрывая мрачных сторон и негативных черт народного характера: семейного деспотизма, грубости («Порча», «Упрямый отец», «Дележ»). Никитин в полном понимании слова был городской житель, хотя и посещал окрестности Воронежа, но гостил в богатых помещичьих имениях, в настоящей деревне, в крестьянском доме никогда не бывал и не прочувствовал быта обычного человека. Материал для обрисовки условий жизни простых людей Никитин получал от извозчиков, останавливавшихся на его постоялом дворе и приезжавших в Воронеж крестьян. Однако Ивану Саввичу, имевшему некоторую ограниченность в наблюдении народной жизни, именно по этой причине не удалось в полной мере нарисовать всеобъемлющую широкую картину жизни народа, а получилось дать лишь отрывочные сведения.

Взрослая жизнь

В 1843 году в торговых делах Саввы Евтихиевича начались проблемы. Трудности сильно подкосили его: он начал сильнее пить, характер стремительно испортился. Мать Ивана тоже запила и умерла через полгода. Семья оказалась разорена. Некоторое время сын пытался работать в лавке и торговать свечами, что и стало причиной серьезных пропусков занятий.

В 1844 году отец семейства продал дом, завод и лавку, а на вырученную скромную сумму купил постоялый двор на сегодняшней улице Никитина. Но двор был довольно плох и практически не приносил дохода, поэтому его сдали в аренду. Впрочем, это тоже не помогло: денег едва хватало на необходимые расходы, а у Саввы Евтихиевича оставались огромные долги.

Ивану пришлось брать все в свои руки. Сперва он попытался устроиться в контору или лавку, но из-за пьянства Саввы брать его сына на работу никто не хотел. Тогда юноша решил заняться постоялым двором. Он отказался от арендаторов и начал управлять самостоятельно, из-за нехватки денег он выполнял всю работу вплоть до ношения воды и подметания улицы. Благодаря приложенным усилиям ему удалось отстроить небольшой флигель на 5 комнат, 3 из них арендовал преподаватель семинарии.

В это время Иван Никитин активно занимался самообразованием, старательно впитывая информацию:

  1. Изучал иностранные языки — немецкий и французский.
  2. Читал иностранных и русских авторов — Шекспира, Гюго, Гете, Шиллера и других.
  3. Занимался стихосложением, но никому не показывал результат работ.

В 1859 году через 15 лет управления постоялым двором Иван Саввич получил от мецената и предпринимателя Кокорева ссуду в 3 тысячи рублей. За неё и гонорар, полученный за свои стихи, он открыл в центре Воронежа книжную лавку с читальней, которая быстро превратилась в один из культурных центров города. Постоялый двор был отдан в аренду.

В 1861 году лирик побывал в Москве и Санкт-Петербурге, где принимал участие в культурной работе. Также он помогал в формировании воронежского общества распространения грамотности и открытии воскресных школ.

В начале того же года Никитин сильно простудился, что ускорило течение туберкулезной болезни, уже бывшей у него. Через полгода, 28 октября, он умер. По завещанию дом переходил к отцу (он скончался через 3 года после сына), книжный магазин требовалось продать и разделить деньги между всеми родственниками. Права на издания получил Второв. Выручка должна была пойти на благотворительность.

Природа в стихах И. С. Никитина: анализ стихотворения «Ярко звёзд мерцанье. «

Анализ стихотворения «Ярко звёзд мерцанье. «

Счастье летнего утра

Русский поэт Иван Саввич Никитин, за свой короткий жизненный путь (он прожил 37 лет), оставил достойное наследие своего творчества, которым интересовались многие композиторы. Многие стихи автора сейчас известны, в особенности благодаря песням, которые очень мелодичны и звучат легко и ложатся на душу. В стихотворении «Ярко звезд мерцанье…», автор очень красочно передает теплое летнее утро, раннюю зарю, напоенную росами и утренней свежестью.

Вначале стихотворения автор описывает красоту ночного неба, наполненного ярким мерцанием звезд и сиянием месяца. Затем с небесной красоты поэт переводит взгляд на красоту земную, где все поля и леса спят, укутанные молчаливой тишиной. Однако тишину нарушает «смех и разговор» — это косари развели жаркий костер. И где-то там по высокой траве бродит одинокий конь. Эти строки описывают чудесную картину теплой летней ночи.

Дальше в стихотворении открывается картина, показывающая наступление рассвета, начинающегося с песни молодого парня, который в это утро самый счастливый человек на свете. Он, радуясь, утру и чудесным бескрайним полям, «пляшет-приседает, соловьем свистит». Эту песню слышно очень далеко и «песне отвечает коростель в лугах». В романтичном и радостном настроении счастливой души, автор передает собственные переживания и чувства, которые переполняют его внутренность – он молод и полон сил.

Русская природа, воспетая Никитиным в этом стихотворении, заставляет гордиться ее «золотыми нивами», «гладью и блеском» голубых озер, светлыми заливами и бесконечными просторами. Через это стихотворение, автор учит видеть, чувствовать и пропускать через себя, прекрасное в природе и простом крестьянском труде, который нелегок, но так благодарен, что «так и льются сами звуки из души»

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Основная мысль задана в движении чувств лирического героя. Его взгляд скользит по пробуждающейся природе, как бы двигаясь в пространстве и во времени вместе с человеком. Последние строки раскрывают основную мысль: утро – отрада для лирического героя, обременённого заботами и душевной болью. В единении с природой, солнцем, в наслаждении простым человеческим трудом, трудом рыбака или пахаря, которому «по плечу всё тяжёлое» — истинное счастье.

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

Поле

У. Какова главная мысль этого стихотворения?

Д. «Мать моя, друг и наставник — природа».

У. Какова главная мысль в стихотворении «Когда закат прощальными лучами…»?

Д. Красота и разумное устроение мира говорят о величии Творца, Его заботе о мире, о человеке.

У. Какие общие мотивы присутствуют в обоих стихотворениях?

Д. Описание заката. Туман одевает лес или холмы. Лирический герой в уединении. Мир Божий, природа беседует с лирическим героем. — Природа допускает героя, как младенца, «к своей мощной, широкой груди… и часть своей силы… в душу вливает».

У. Кем выступает герой по отношению к природе?

Д. Сыном.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Поле» с сайта «Старое радио» в исполнении Н. Першина.

Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворения «Соха», «Дедушка» — для самостоятельного чтения.

У. Просмотрите все прочитанные нами стихотворения И. С. Никитина. Какое стихотворение из тех, которые мы проанализировали, наиболее близко к народному слогу?

Д. «Весна в степи».

У. Какой словесный прием, присущий фольклору, просматривается в этом стихотворении?

Д. Параллелизм.

У. Мы видели параллелизм в композиции всего стихотворения, поделенного на две части, содержащие укоры и призывы степи. Найдем примеры параллелизма внутри строф.

Д. «Степь широкая» — «степь безлюдная», «краса твоя» — «зелень яркая», «освежал твою грудь открытую» — «как дитя, тебя убаюкивал», «пробудись» — «уберись в цветы», «новой жизнию веет теплый день» — «ветерок на грудь к тебе просится».

У. Что придают стиху повторы-параллели?

Д. Протяжность, напевность…

У. Ест ли здесь слова из народного быта, просторечные?

Д. Нет.

У. Что же придает слогу этого стихотворения оттенок старины?

Д. — В глаголах постфиксы -ся вместо -сь: «расстилалася», «волновалася».

— Глагол пораскинулась.

— Отсутствие рифмы.

У. — И. С. Никитин много и упорно работал над своими произведениями. Осваивая живую народную речь, он подчинял ее своим собственным творческим заданиям. Народные выражения, не способствующие выразительности речи, местные слова, мало понятные широкому кругу читателей, поэт отбрасывал. Из огромного словарного запаса русского языка он умело выбирал такие слова, которыми точнее и ярче мог быть отображен народный слог.

— Каким стихотворным размером написано это стихотворение?

Д. Нет четкого размера.

У. — Но третий слог всегда ударный. Впечатление близости стиха к стиху народных песен объясняется тем, что в его произведениях отсутствует правильное чередование ударных и безударных слогов.

— Какое стихотворение вам показалось наиболее литературным?

Д. «Новый Завет».

У. Каким стихотворным размером оно написано?

Д. Трехстопным амфибрахием.

У. Есть ли рифма?

Д. Есть. Чередуются в каждых четырех стихах.

a

b

a

b

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Основная мысль задана в движении чувств лирического героя. Его взгляд скользит по пробуждающейся природе, как бы двигаясь в пространстве и во времени вместе с человеком. Последние строки раскрывают основную мысль: утро – отрада для лирического героя, обременённого заботами и душевной болью. В единении с природой, солнцем, в наслаждении простым человеческим трудом, трудом рыбака или пахаря, которому «по плечу всё тяжёлое» — истинное счастье.

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: