Образность описания
Образ Родины в творчестве Блока многогранен. Однако анализ его произведений позволил выделить несколько основных направлений, которых он придерживался для её описания:
- Россия как сказочный край, населённый загадочными существами;
- нежная и трепетная возлюбленная;
- место, где творится история;
- многострадальная страна, чьим жителям приходится сталкиваться с трудностями, но они стараются это изменить;
- великий и благодатный край;
- живое существо с человеческими чувствами.
Но не всегда в отдельном стихотворении Блок использовал только один образ. Например, стихотворение «Русь» можно считать примером первого, сказочно-колдовского поэтического воспевания. В нём описаны мифические болота и дебри, упоминаются колдуны и ведуны, ведьмы и ворожеи. Главной героине стихотворения приписывается едва ли не божественное происхождение, из-за которого автор не смеет коснуться её одежды.
Композиция
Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Родина как центральный лейтмотив произведения
Стихотворение «Россия» поражает своей искренностью и честностью: ни в одной строчке, ни в одном слове автор не солгал в том, какой он видит и чувствует родную страну.
Именно благодаря его честности перед читателями предстает образ нищей Родины, которая устремлена «В даль веков».
В стихотворении чувствуется влияние лирического отступления о птице-тройке из поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя.
«Тройка» Блока перерастает в зловещий признак драматического противоборства народа и интеллигенции. Образ Родины воплощен в могучей и безудержной стихии: вьюге, ветре, метели.
Мы видим, что Блок пытается осмыслить значение России, понять ценность, необходимость столь сложного исторического пути.
Блок верил, что за счет скрытой силы и мощи Россия выберется из нищеты.
Поэт описывает свою любовь к Родине, восхищение красотой природы, размышления о судьбе своей страны. Блок использует мотив дороги, проходящей через все стихотворение. Сначала мы видим нищую Россию, но потом она предстает нам в образе страны, которая широка и могуча. Мы верим, что автор прав, ведь нужно всегда надеяться на лучшее.
Блок показывает нам Россию нищей, но прекрасной. Это противоречие проявляется даже в использованных поэтом эпитетах, например, «разбойная краса».
Анализ стихотворения Блока «Я не предал белое знамя…»
Произведение, датированное концом 1914 г., увидело свет в составе сборника «Стихи о России», а затем было включено в послереволюционную редакцию знаменитого цикла «Родина». Текст размещен среди стихотворений, завершающих поэтическую книгу. В них тема трагических судеб соотечественников, окруженных безнадежными «глухотой и чернотой», осложняется военными мотивами.
Зачин произведения выводит на первый план знаковую деталь – белое знамя, в верности которому присягает лирический герой. Образ отличается сложной символикой. Она опирается на традиционную трактовку, расценивающую колористическую характеристику как признак чистоты и святости, причастности к небесному гармоничному началу. В рамках блоковской поэтики белый оттенок ассоциируется с обликом Прекрасной Дамы, и субъект речи выступает преданным защитником своего идеала.
Долгожданная встреча героя и лирического адресата происходит во время затишья, сменившего грохот боевых действий. Паре, которой посчастливилось миновать опасности военного времени, повезло дважды: случайное свидание состоялось после долгой разлуки. Земляная насыпь, ночь – автор указывает конкретные пространственно-временные обстоятельства лирического сюжета.
Иносказательный характер второго катрена контрастирует с реалистичным содержанием первой строфы. Нечаянная встреча обусловлена влиянием «роковых», судьбоносных причин, которые метафорически уподоблены путям. Символическую трактовку получает женский образ, соотносимый с образом Родины.
Драматические события привели героя на чужбину, где сражаются русские воины. Над свежим братским захоронением царят оцепенение и зловещая тишина, которые нарушаются отдаленной мелодией тоскливой солдатской песни. Последнюю характеризует метафора «волна»: троп передает колебания интенсивности звуков. Пессимистичная оценка будущего, подкрепленная мотивами смерти, порождает безнадежные интонации, звучащие в концовке.
Показателен художественный прием, при помощи которого замыкается стихотворный текст. Сияние звезды, озаряющей ночную мглу, сравнивается с патриотическими чувствами лирического субъекта. Их возвышенный смысл обозначен известной библейской аллюзией. Любовь к Родине – единственный жизненный ориентир, сакральная ценность, остающаяся неизменной среди «кровавого отсвета» апокалиптической атмосферы эпохи.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
Вариант 2
Серебряный век — смутное, темное и противоречивое время в русской поэзии. Людям, воспитанным на творчестве таких великих поэтов как Пушкин и Лермонтов, трудно понять идеи писателей-модернистов, которые проповедовали культ красоты и самовыражения. Однако именно в это время приходит одно из самых интересных литературных направлений – символизм. Одним из самых ярких поэтом серебряного века можно считать представителя младшего символизма Александра Блока.
Железная дорога выступает символом пути и судьбы, а тему дороги и жизненного пути автор задает через вереницу вагонов.
Тема родины также широко отражена в стихотворении Александра Блока «Россия», включенном в цикл стихов «Родина» (1907-1916), центральной темой здесь является судьба России, которая также как и в стихотворении «На железной дороге» осмысливается через женскую трагическую судьбу.
Герой «России» признается ей в огромной, великой любви. Позже Блок преодолевает символизм, но реалистические символы остаются в его произведениях: Блок остается верен самому себе и стремится к совершенствованию.
Еще одно стихотворение – «Русь», написанное в 1906 году, пронизано духом древности. Автор уносит нас в прошлое. Лирический герой произведения видит в Руси особенную загадку.
Здесь Русь предстает не только как волшебная, загадочная страна, вместе с тем она еще и нищая, печальная, но лирический герой искренне влюблен в нее. Имея особые отношения с Родиной, он довольно часто называет её женой, ведь именно с ней человек проходит свой жизненный путь.
Именно в стихотворениях Александра Блока тема Родины прослеживается наиболее ярко. Для его произведений характерно осмысление значения России, его исторического пути. В них можно предугадать будущее страны. Его произведения, посвященные теме Родины, насыщены теплотой, сопереживанием и верой в самое лучшее будущее любимой страны, несмотря на то, что он замечает её недостатки, определенные трудности и рассказывает об этом читателям, Александр Блок также искренне сострадает его самой любимой и родной стране.
«Тема родины в творчестве Блока»
«Этой теме я сознательно и бесповоротно Посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь и смерть, Счастье или погибель…» Из письма А. А. Блока К. С Станиславскому А. А. Блок — удивительный писатель Серебряного века. Он оставил после себя довольно богатое поэтическое наследие. В его литературном багаже различные циклы, посвященные разным темам. Но, на самом деле, о чем бы ни писал поэт, все его творчество было посвящено Родине. Он сам об этом сказал на одном из поэтических вечеров. Во время чтения стихов его попросили прочесть стихи о России. «Это все о России», — ответил поэт. Особенно поэта затрагивает природа родной страны. Она — не только излюбленная тема его стихотворений, но и сквозной мотив всей лирики. Блок как бы мыслит образами природы. В ранних стихах Блока прекрасные мгновения и образы природы — символы божественной сущности мира. Заря, туманное утро, «сумерки вешние» — это лики Прекрасной дамы, вечной жены, божественной премудрости. Зрелое творчество поэта пропитано уже более осознанной любовью к России, к ее природе. Это можно очень ярко увидеть благодаря первым строчкам многих стихотворений поэта: «Бушует снежная весна…», «О, весна без конца и без краю…», «Свирель запела на мосту, и яблони в цвету…», «Вербы — это весенняя таль…», «Май жестокий с белыми ночами…» и так далее. Примечательны в этом плане и названия циклов: «Снежная маска», «О чем поет ветер». Тема родины явственно зазвучала в стихотворении «Осенняя воля». Это произведение открывает серию стихов Блока о России. Строка «Выхожу я в путь, открытый взорам» звучит как лермонтовское «Выхожу один я на дорогу». Но у Блока чувство трагического одиночества преодолевается любовью к бедной, невзрачной природе деревенской России: Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земля… Заканчивается стихотворение искренним восклицанием поэта: Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! Во всем творчестве Блока явственно ощущается, что Россия для него — начало, к которому должен стремиться каждый поэт. Она для него вечно прекрасная, нестареющая возлюбленная, Невеста, Вечная Жена, которая все поймет и простит. Огромной любовью и нежностью пропитаны строки поэта: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви… Поэт любит свою родину такой, какая она есть: нищей, серой. Тем не менее, Блок верит в Россию, верит в ее будущее, в приближающийся новый век. В цикле «На поле Куликовом» Блок пытается осмыслить исторический путь России от татарского ига до наших дней. Для него Куликовская битва — символическое событие, которому суждено повториться. Народная воля, накапливаясь под гнетом в глубине народной жизни, взрывается мятежом, битвой: Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! В этих стихах нет самой битвы, показан только канун этого события. Блок дает понять, что и сейчас Россия находится накануне «невиданных перемен» и «неслыханных мятежей». Чувствуя свою неразрывную связь с Родиной, поэт часто называет ее «женой». Думаю, это связано с тем, что именно с женой человек проходит свой жизненный путь, разделяя общие невзгоды и радости. Поэтому и Блок чувствует единение своей судьбы с судьбой своей страны. Именно по этой причине тему Родины в творчестве Блока по праву можно назвать главной, лежащей в основе всей его поэзии.
Образ Родины и Александр Александрович
Благодаря произведениям А. А. Блока спустя годы мы можем увидеть Россию времен автора: полная движения, жизни, заплаканная, но по-прежнему неповторимая, самобытная
Особое видение исторических событий сказывается на стихотворениях поэта, важное место в которых занимает тема Родины
Блок создал свой неповторимый, неведомый для других образ России. Она стала для него не матерью, а женщиной-красавицей: возлюбленной, подругой, невестой, женой.
Для раннего творчества поэта характерно видение нищей и дремучей страны, но одновременно необычной и талантливой.
Родина в произведениях Блока – прекрасная возлюбленная, которая в любой ситуации простит. Она всегда понимает поэта, потому что она – это часть души, ее лучшая половина, проявление чистоты. Блок понимал, что, несмотря на «бесстыдные и непробудные» ее грехи, Родина остается для него «всех краев дороже».
Какой же видит Россию Блок? Родина Александра Александровича обладает прелестными чертами, которые поэт называл «разбойной красотой»: необъятные просторы, дальние дороги, туманные дали, песни ветровые, расхлябанные колеи.
Блок любил свою Отчизну безоглядно, искренне веря и надеясь, что скоро «свет одолеет тьму».
Рассмотрим некоторые стихотворения Александра Блока, чтобы наиболее точно понять столь значимую для него тему: «Родина».
Выбор направления
Какое бы обращение к отчизне автор ни выбрал в каждом конкретном стихотворении, все они образуют единую картину восприятия поэтом России. Очевидно, такие яркие образы выбраны, чтобы вдохнуть в объект своего восхищения жизнь и затронуть патриотические чувства читателей.
Интересно, что в лирике Александра Александровича практически нет воплощения отчизны в лице матери, которое часто можно встретить у других поэтов. Обоснование этому состоит в чувстве глубокой тревоги автора за судьбу родного края и желании помочь ей. Образ матери ассоциируется с надёжностью, покровительством и поддержкой, но Блок считает, что России самой необходима хорошая защита и преданность, значит, ему более близок облик хрупкой девушки, невесты или жены, за которую мужчина несёт ответственность.
Блок. Стихотворение «Гамаюн, птица вещая»
Считается, что тема трагичной истории России впервые появилась в стихотворении, принадлежащем совсем еще юному Александру, «Гамаюн, птица вещая»:
Стихотворение стало первым громогласным обращением Блока, совместившим любовь к России и осознание ужаса от прошлого и настоящего. Но автор хочет понять истину независимо от того, насколько она ужасна и страшна.
Первым обдуманным и серьезным воплощением патриотической мысли считается произведение, датированное 1905 годом, «Осенняя воля».
Поэт обращается к Родине:
Лирический герой, показанный Блоком, испытывает одиночество, и оно нестерпимо трагично. Помочь преодолеть его может только любовь к России, ее природе. Поэт признает, что пейзажи родного края иногда невзрачны и не радуют глаз, но именно они могут дать успокоение, счастье и смысл жизни его истерзанной душе:
Псалмы, воспеваемые нищим, являются отголоском пьяной Руси. Однако это не смущает поэта. Ведь именно истинное лицо России, без прикрас и богатого пафоса, является неиссякаемым источником его вдохновения. Именно эта Родина – грязная, пьяная, нищая исцеляет Блока, дарит ему спокойствие и надежду.
Блок. Стихотворение «Русь»
Тема Родины находит отражение и в произведении «Русь». Здесь перед читателями предстает таинственная, непредсказуемая и одновременно прекрасная Россия. Страна кажется поэту сказочной и даже колдовской землей:
Переплетающиеся миры (реальный и мир сна) помогают поэту мысленно перенести читателей в давние, былые времена, когда Россия была полна ведьмовскими и колдовскими чарами.
Лирический герой безоглядно влюблен в страну, поэтому благоговеет перед ней. Он видит ее не просто необычной, а таинственной, очаровательно древней. Но Россия предстает перед ним не только сказочной, но и нищей, страдающей и печальной.
Произведение «Рожденные в года глухие» посвящено З. Н. Гиппиус и пронизано предвкушением грядущих перемен.
Блок понимал, что современное поколение обречено, поэтому призывал его к переосмыслению жизни, обновлению.
Обреченность России заключена в неиспользованном потенциале. Она, обладая неимоверными богатствами, страшно бедна и пугающе убога.
История создания
Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, – как раз об этом.
К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.
“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907-1916 лет написания.
Родина в творчестве А. А. Блока
Поэт отразил процесс становления России, затронув в своих произведениях не только историческое прошлое страны, но и ее будущее, задачи, стоящие перед ней, ее предназначение.
Образ Родины Блока заинтересовал еще в годы Первой русской революции. Однако расцвет тематики отмечается уже после ее окончания. Революционные переживания подъема и краха нашли отражение в каждой строфе патриотических стихотворений поэта.
Стихи Блока о Родине пронизаны чувством безграничной любви, нежности, но одновременно с этим они пропитаны болью за прошлое и настоящее России и надеждой на лучшее будущее.
Поэт верил, что его страна не просто достойна лучшего будущего, она еще и указывает путь к нему. Поэтому он видел в ней свое утешение, исцеление:
Любовь к Родине оставалась единственным чистым и искренним чувством. Именно на нее могла опереться израненная одиночеством и недопониманием общества душа поэта. Эту потребность осознавал сам Блок.
Родина, ее мироощущение менялось, но перемена в характере чувств не сказывалась на силе любви, которую пронес писатель через всю свою жизнь.
Александр Блок — Я не предал белое знамя: Стих
К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной. В ранней поэзии А. Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты царевны из русских сказок, жилище ее — заколдованный терем, а герой- царевич, князь, жених.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: #Страна читающая Батракова Анастасия boutique-dart.ru «Я не предал белое знамя»
Warning/var/www/boutique-dart.ru/data/www/boutique-dart.ru/kursovie/blok-analiz-stihotvoreniya-ya-ne-predal-beloe-znamya.php115
Warning/var/www/boutique-dart.ru/data/www/boutique-dart.ru/kursovie/blok-analiz-stihotvoreniya-ya-ne-predal-beloe-znamya.php119
Warning/var/www/boutique-dart.ru/data/www/boutique-dart.ru/kursovie/blok-analiz-stihotvoreniya-ya-ne-predal-beloe-znamya.php123
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: «Я не предал белое знамя…» (А. Блок — А. Домащенко)
Сочинение Родина в лирике Блока
Кто из людей не думал на тему Родины, что это земля где ты живешь или это страна, в которой ты родился это вечный вопрос. Тему Родины затрагивали и поэты, но каждый по-своему. Каждый из них переживал за страну по-своему кто в серьез кто просто ради приличия все по-разному. Кто-то любил Родину за природу, кто-то переживал за страну и народ. У всех Родина одна, но видели, они ее по-разному.
А.Блок, прежде чем преступить к написанию произведений про Родину попробовал много других направлений. Но про Россию, про Родину он начал писать, после того как увлекся окружающим миром вокруг себя.
В глазах поэта Родина выглядела по-разному как две стороны одной медали. Вроде бы все хорошо и все всем довольны с другой бедность и нищета простых людей. Он как можно лучше раскрыл тему многогранности и величии России развитие экономики и промышленности и безработицу на улицах.
В итоге главное, что видим мы во всех его произведениях, – это бесконечная любовь поэта и вера в силу и возможности России. Он полон уверенности в том, что, сколько бы не пришлось пережить страданий и падений, она все равно выстоит, и будет идти, вперед, развиваться и становиться более сильной. Все испытания, которые выпали на ее пути это все мелочи, они делают ее только совершеннее и могущественней.
А. Блок видит не только современную любимую ему Родину. Он показывает все ее внутренние богатства и путь дальнейшего развития своей страны. Он представляет ее в своих произведениях во всей красе, рисуя разные ее образы. То он описывает ее, как волшебную страну, населенную тайной, то предстает она в образе молодой и сильной женщины.
Для поэта Россия выглядит, словно многодетная мать, выращивающая кучу детей и которая хочет успеть помочь всем и сразу. Эта женщина, которая отдала все свои силы и теперь ждет от своих сыновей и дочерей тепла и ласки. она ждет ответной любви от своих чад..
Но есть и противоречия где поэт наоборот видит ее юной и дерзкой девушкой. Которая пытается все делать по своему, ей не кто не указ, что захотела, сделала, захотела пошла вперед не спрашивая не у кого разрешения. Вот такой он видит свою Родину Россию матушку.
Для 11 класса
Обращение к теме
Тема России и её судьбы в поэзии Блока заняли центральное место не сразу. До этого мастер увлекался символизмом и стал крупнейшим представителем этого направления. В таком духе были написаны знаменитые «Стихи о Прекрасной Даме».
Кровавые события революции 1905 года раскрыли Александру Александровичу несостоятельность его идеалов. Он ощутил кризис и выразил его в создании драмы «Балаганчик». От туманного символизма он сознательно стал переходить к реальной теме многострадального родного края, однако и в её рамках он сочетал бытовое и мистическое, а также щедро использовал метафоры. Умение создавать и применять яркие сравнения сам Блок считал признаком истинного поэтического таланта, поэтому «прозрение таинственной сущности жизни через метафорическое восприятие» — визитная карточка стиля Блока.
Анализ стихотворения «Я медленно сходил с ума» Блока
В поэтический цикл Блока «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный Л. Менделеевой, входит произведение «Я медленно сходил с ума…» (1902 г.). В нем гораздо меньше ощущается присущий раннему творчеству Блока мистический символизм. В стихотворении изображены искренние страдания человека от неразделенной любви.
Поэт не использует привычных возвышенных обращений к любимой («Вечная Жена», «Святая»). Он вообще лишь косвенно упоминает о ней и называет в конце «милой». В центре произведения — его собственные переживания. Свою любовь Блок сравнивает с умопомешательством. По свидетельству современников, поэт действительно в период создания цикла производил впечатление сумасшедшего. Менделеева не только отказалась от предложения Блока, на жестоко насмеялась над ним и запретила встречаться с нею. Это значительно усилило мрачное мистическое настроение поэта. Он бродил по улицам, заходил в церкви, но все больше отдалялся от реального мира, мечтая о своей Прекрасной Даме и повсюду видя ее образ.
Лирический герой сравнивает свои муки с нестерпимой жаждой, которая все больше усиливается. Его отчаянный плач и стоны не могут избавить от горя. «Больная дума» все больше овладевает сознанием поэта. «Черная и бесшумная волна» накрывает его «весну». Образ весны символизирует счастливые воспоминания Блока до решительного объяснения. Они с Менделеевой совершали долгие прогулки, катались на лодке, поэт читал девушке свои стихи и был уверен, что она понимает его состояние. В действительности даже в те «счастливые» времена Менделеева испытывала к Блоку скорее жалость и снисхождение. Его туманные и маловразумительные стихи она не понимала, а в любви поэт так и не признавался.
В последней строфе Блок использует образ смерти. Некоторое время он старался навсегда забыть о возлюбленной. «Могила» символизирует убитую в его душе любовь. Поэт утверждает, что уже «холодно» думает о Менделеевой. Грубо растоптанное ее ногой чувство не оставляет ему никакого выбора, кроме смерти.
В реальности Блок даже написал предсмертную записку и заявил Менделеевой, что покончит с жизнью, если она не станет его женой. Неизвестно, насколько серьезной была угроза Блока, и как она повлияла на решение девушки. В любом случае в 1903 г. Менделеева дала свое согласие на брак.
Конец стихотворения Александра Блока– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке