Осип мандельштам 📜 я вздрагиваю от холода

Особенности поэзии мандельштама. своеобразие лирики сочинение

Содержание

Книга Мандельштама «Камень» является, по сути своей, уникальным сборником, представляющим читателю все грани личности автора и различные стороны его поэтического мировоззрения. В сборник входят лирические произведения поэта, прозаические миниатюры и путевые наброски в стихотворной форме, сделанные Мандельштамом во время его путешествий по Европе.

Также поэт одним из первых в русской литературе начинает активно использовать монологическую форму изложения мысли, пользуясь формой изложения от первого лица. Это придает его работам оттенок искренности, делая произведения Мандельштама невероятно притягательными для читателя.

Пейзажная лирика занимает довольно большое место в сборнике, так как именно через описание величия природы поэт обычно показывает человеческую натуру, пытаясь понять предназначение человека, смысл его существования.

Анализ сборника «Камень» Мандельштама показывает, что для поэта не было запретных тем, свое вдохновение он находил в абсолютно любых темах. В сборнике присутствуют стихотворения о любви, войне, музыке, литературе и даже спорте.

Возможно вам будет интересно

Анализ стихотворения Батюшкова К другу
Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением

Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему

Анализ стихотворения Невыразимая печаль Мандельштама
Очень часто анализируя стихотворения Мандельштама, литераторы не принимают во внимание тот факт, что поэт мучился от стенокардии и астмы. Возможная скоропостижная смерть держала его в постоянном страхе

Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина
Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни

Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.

Анализ стихотворения Седое небо надо мной Бунина
Наверное, человек начинает задумываться о смысле жизни лишь в том случае, когда ему остается жить совсем немного. А вот когда у него впереди еще очень много времени он просто живет для себя и ни о чем не задумывается.

Анализ стихотворения Чужая Бунина
Бунин испытал очень тяжелые разочарования и потери. Первое бракосочетание поэта не увенчалось успехом, да и еще хуже большим горем. Сын Бунина Николай заболел менингитом в пять лет

Мандельштам Осип Эмильевич — поэт, прозаик, эссеист.

О. Э. Мандельштам «Я вздрагиваю от холода»

Я вздрагиваю от холода — Мне хочется онеметь! А в небе танцует золото — Приказывает мне петь.

Томись, музыкант встревоженный, Люби, вспоминай и плачь, И, с тусклой планеты брошенный, Подхватывай легкий мяч!

Так вот она — настоящая С таинственным миром связь! Какая тоска щемящая, Какая беда стряслась!

Что, если, вздрогнув неправильно, Мерцающая всегда, Своей булавкой заржавленной Достанет меня звезда?

Дата написания: 1912 год

Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава – 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» – таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе. Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.

Али́са Бру́новна Фре́йндлих (р. 8 декабря 1934, Ленинград) — советская и российская актриса театра и кино, певица. Народная артистка СССР (1981). Лауреат четырёх Государственных премий Российской Федерации (1976, 1996, 2001, 2008). С 1983 года Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Фильмы с участием Алисы Фрейндлих входят в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Наиболее известна по картинам: «Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Сталкер» (1979), «Жестокий романс» (1984) и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009). Алиса Фрейндлих — обладательница двух национальных театральных премий «Золотая Маска» (2001, 2006) и двух премий Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (1994, 2005).

Шуточные стихи

<�Анне Ахматовой> 340
«Блок-король…» 340
«И глагольных окончаний колокол…» 340
Антология античной глупости
«Ветер с высоких дерев…» 341
«Катится по небу Феб…» 341
«— Лесбия, где ты была?..» 341
«Буйных гостей голоса…» 341
«Милая!» — тысячу раз…» 341
«Слышен свист и вой локомобилей…» 341
«Кушает сено корова…» 341
«В девятьсот двенадцатом, как яблоко румян…» 341
«Не унывай…» 342
«Вуайажор арбуз украл…» 342
«Автоматичен, вежлив и суров…» 342
«Мне скучно здесь, мне скучно здесь…» 343
«Барон Эмиль хватает нож…» 343
Актеру, игравшему испанца 343
Газелла 343
«Я вскормлен молоком классической Паллады…» 344
Умеревший офицер 344
«Если грустишь, что тебе задолжал я одиннадцать тысяч…» 344
Антология античной глупости
«Юношей Публий вступил…» 344
«Сын Леонида был скуп…» 344
«Сын Леонида был скуп…» 345
«Смертный, откуда идешь?..» 345
«Пушкин имеет проспект…» 345
«Слышу на улице шум…» 345
«Разве подумать я мог…» 345
«Юношей я присмотрел…» 345
«Двое влюбленных в ночи…» 346
<�Из альбома Д. И. Шепеленко>
«Поэту море по коленки…» 346
«Нам не шелк, одна овчина…» 346
«Роковое трепетанье…» 346
«Есть разных хитростей у человека много…» 346
«Но я люблю твои, Сергей Бобров…» 346
«Как некий исполин с Синая до Фавора…» 347
«Не средиземною волной…» 347
Антология житейской глупости
«Мандельштам Иосиф автор…» 347
«Это Анна есть Иванна…» 347
«Это Гарик Ходасевич…» 347

635

«Это есть Лукницкий Павел…» 347
«Алексей Максимыч Пешков…» 347
«Это есть художник Альтман…» 348
«Это есть мадам Мария…» 348
«Любил Гаврила папиросы…» 348
«Зевес сегодня в гневе на Гермеса…» 348
Извозчик и Дант 348
Лжец и ксендзы 349
Песнь вольного казака 349
«Ubi bene, ibi patria… » 349
Тетушка и Марат 350
Баллада о горлинках 350
«На Моховой семейство из Полесья…» 351
«Скажу ль…» 352
«Архистратиг вошел в иконостас…» 352
«Однажды некогда какой-то подполковник…» 352
«Один еврей, должно быть, комсомолец…» 353
«Помпоныч, римский гражданин…» 353
«У вас в семье нашел опору я…» 353
«Плещут воды Флегетона…» 354
«Подшипник с шариком…» 354
«Кто Маяковского гонитель…» 354
«Посреди огромных буйволов… 354
Моргулеты
«Моргулис — он из Наркомпроса…» 354
«Старик Моргулис зачастую…» 355
«Я видел сон — мне бес его внушил…» 355
«Старик Моргулис из Ростова…» 355
«Старик Моргулис на Востоке…» 355
«У старика Моргулиса глаза…» 355
«Старик Моргулис под сурдинку…» 355
«Звезды сияют ночью летней…» 356
«Старик Моргулис — примечай-ка!..» 356
«Старик Моргулис на бульваре…» 356
Стихи о дохе
1.«Ох, до сибирских мехов охоча была Каранович…» 356
2.«Скажи-ка, бабушка — хе-хе!..» 356
«Мяукнул конь и кот заржал…» 356
Эпиграмма в терцинах 357
«Ходит Вермель, тяжело дыша…» 357
«Счастия в Москве отчаяв…» 358
«Какой-то гражданин, наверное попович…» 358
«Однажды из далекого кишлака…» 358
«Там, где край был дик…» 359
«Звенигородский князь в четырнадцатом веке…» 359
Сонет 359
«Марья Сергеевна, мне ужасно хочется…» 360

636

«Знакомства нашего на склоне…» 360
«Какой-то гражданин, не то чтоб слишком пьяный…» 360
«Привыкают к пчеловоду пчелы…» 361
«На берегу эгейских вод…» 361
«Один портной…» 361
«Случайная небрежность иль ослышка…» 361
«Не надо римского мне купола…» 362
«Карлик-юноша, карлик-мимоза…» 362
«Искусств приличных хоровода…» 362
«Источник слез замерз…» 362
<�Стихи к Наташе Штемпель >
«Пришла Наташа. Где была?..» 363
«Если бы проведал бог…» 363
«— Наташа, как писать: «балда»?..» 363
«Наташа, ах, как мне неловко!..» 363
«Наташа, ах, как мне неловко…» 363
«Наташа спит. Зефир летает…» 363
«Эта книга украдена…» 364
Подражание новогреческому 364
«О, эта Лена, эта Нора…» 364
Решенье 364

Образы и символы

Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.

С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.

Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Ленинград» — изменения, произошедшие в городе после революции. Лирический герой стихотворения, подобно самому поэту, возвращается в свой родной любимый город, но, несмотря на то, что это «город, знакомый до слез», теперь для героя становится страшно находиться в нем, он не испытывает прежнего чувства счастья и спокойствия. Изменилось не только название (большевики переименовали Санкт-Петербург в Ленинград), но и дух этого места: повсюду чувствуется опасность, повсюду нас преследуют основные мотивы казни, неволи и смерти: «В висок ударяет мне вырванный с мясом звонок»; «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных».

Основная проблема в стихотворении «Ленинград» — страх. Зловещий деготь страха залил некогда любимый и знакомый город. Люди теперь не чувствуют себя в безопасности в этом месте. Всюду они находят мертвые и опасные воспоминания, всюду их преследуют мрачные символы принуждения и неволи. Сам герой пребывает в вечном страхе, ожидая ареста даже в своей постели.

Стихотворение «Ленинград» передает ощущение тревожности, предчувствия еще больших бед, в нем уже нет надежды на лучшее будущее, свойственное ранним стихотворениям поэта.

Анализ стихотворения Мандельштама «Notre Dame»

В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомиться с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких и неизгладимых впечатлений на него производит Собор парижской Богоматери, которому в 1912 году Мандельштам посвятит свое стихотворение «Notre Dame».

Внутренний мир этого поэта весьма изменчив и непредсказуем. Поэтому, начиная читать его стихи, порой очень трудно представить, какой у них будет финал. Произведение «Notre Dame» в данном случае не является исключением. Потрясенный величием и красотой собор, автор о. В этом здании прекрасно уживаются величие и изящество, монументальность и воздушность. Это сочетание будоражит воображение Осипа Мандельштама, в котором чувство страха борется с чувством восхищения. Точно из таких же противоречий состоит и сам собор, мощный купол которого давно бы уже рухнул, если бы о нем не «позаботилась подпружных арок сила». Продуманная до мелочей конструкция при этом выглядит настолько головокружительно, что поэт не устает любоваться собором и постепенно не только проникается его духом, но и понимает, почему это сооружение по праву считается одним из самых красивых в мире.

Изучая собор изнутри, автор приходит к удивительному открытию, отмечая, что здесь органично сплелись воедино «души готической рассудочная пропасть, египетская мощь и христианства робость». Хрупкость тростника в храме соседствует с массивностью дуба, и при этом «всюду царь – отвес».

Поэт искренне восхищается мастерством древних зодчих, хотя прекрасно понимает, что для возведения такого собора понадобилось огромное количество времени и сил. При этом строительные материалы, не отличающиеся современностью и изысканностью, выглядят так, словно бы храм собирали из воздушных пушинок. Эта загадка не дает покоя Мандельштаму, который, обследуя самые дальние закоулки собора, так и не может найти ответ на свой вопрос: как именно из камня, дерева и стекла можно было создать такой архитектурный шедевр? Обращаясь к собору, поэт о

Причем, делал это с особым вниманием, пытаясь постичь тайну «Notre Dame». Однако выводы, которые сделал поэт, лежат не в материальной, а в философской плоскости

«Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам…», — отмечает автор, подразумевая, что слова являются таким же строительным материалом, как и камне. Необтесанным и грубым. Но если у человека есть дар, то даже при помощи такого «материала» можно «соорудить» настоящий литературный шедевр, которым даже спустя века будут восхищаться благодарные потомки.

Творчество Осипа Мандельштама — это яркая, и одновременно трагическая страница истории русской литературы. Поэта еще при жизни называли «лицом Серебряного века» за его творческую смелость, решительность и бескомпромиссность. Мандельштам не чуждался читать вслух перед широкой публикой антисталинские стихи в страшных 30-х годах, за что и нашел свою смерть в дальневосточном трудовом лагере.

Сочинения Том первый

Москва • Художественная литература • 1990

Составление

П. М. НЕРЛЕРА

Подготовка текста и комментарии

А. Д. МИХАЙЛОВА И П. М. НЕРЛЕРА

Вступительная статья

С. С. АВЕРИНЦЕВА

Оформление художника

В. И. ЛЕВЕНСОНА

Издательство «Художественная литература», 1990 г.

Мандельштам О. Э.

Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Стихотворения. Сост., подгот. текста и коммент. П. Нерлера; Вступ. статья С. Аверинцева. — М.: Худож. лит., 1990. — 638 с.

ISBN 5-280-00559-2 (Т. 1)

Первый том Сочинений крупнейшего русского поэта XX века О. Э. Мандельштама (1891—1936) составили стихотворения, созданные им на протяжении жизни, включая стих-и для детей.

С. Аверинцев. Судьба и весть Осипа Мандельштама 5

Сумерки свободы

Прославим, братья, сумерки свободы,

Великий сумеречный год!

В кипящие ночные воды

Опущен грузный лес тенет.

Восходишь ты в глухие годы —

О солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,

Которое в слезах народный вождь берет.

Прославим власти сумрачное бремя,

Ее невыносимый гнет.

B ком сердце есть — тот должен слышать, время,

Как твой корабль ко дну идет.

Мы в легионы боевые

Связали ласточек — и вот

Не видно солнца, вся стихия

Щебечет, движется, живет;

Сквозь сети — сумерки густые —

Не видно солнца и земля плывет.

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,

Скрипучий поворот руля.

Земля плывет. Мужайтесь, мужи,

Как плугом, океан деля.

Мы будем помнить и в летейской стуже,

Что десяти небес нам стоила земля.

Май 1918 года, Москва

*****

Ранние годы

В 1907 году юный Мандельштам стал слушателем лекций при физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, однако, проучившись некоторое время, не ощутил в себе тяги к естественным и точным наукам, поэтому принял решение забрать документы.

В 1908 году будущее светило русской литературы поступает в университет Сорбонны, попутно слушая курсы в университете Гейдельберга. За годы обучения Осип проявил себя как талантливый литератор и весьма эрудированный человек, что позволило ему войти в элитный круг общения будущих русских литераторов.

Среди друзей и знакомых поэта того времени были Николай Гумилев, Вячеслав Иванов, с которыми он часто собирался, и друзья обсуждали классику французской и английской поэзии.

В 1911 году семья поэта стала испытывать большие финансовые трудности, и Осипу пришлось вернуться на родину и продолжить обучение в университете Санкт-Петербурга.

Приложения

Разные редакции и наброски
СТИХОТВОРЕНИЯ (1908-1925) 366
НОВЫЕ СТИХИ (1930-1937) 387
СТИХОТВОРЕНИЯ РАЗНЫХ ЛЕТ 429
ЭКСПРОМТЫ. ОТРЫВКИ. СТРОКИ ИЗ УНИЧТОЖЕННЫХ ИЛИ УТЕРЯННЫХ СТИХОВ
«Поднять скрипучий верх соломенных корзин…» 436
«……коробки…» 436
«Я давно полюбил нищету…» 436
«Под зефиры весны…» 437
«Целует мне в гостиной руку…» 437
«………Канделаки…» 437
«Однажды прапорщик-заика…» 437
«Вакс ремонтнодышащий…» 437
«Убийца, преступная вишня…» 437
«В оцинкованном влажном Батуме…» 438
«Это я. Это Рейн. Браток, помоги…» 438
«Я семафор со сломанной рукой… » 438
«И пламенный поляк — ревнивец фортепьянный…» 438

637

«На этом корабле есть для меня каюта…» 439
«Там уж скоро третий год…» 439
«Но уже раскачали ворота молодые микенские львы…» 439
«В Париже площадь есть — ее зовут Звезда…» 439
«Такие же люди, как вы…» 439
«И веером разложенная дранка…» 439
«Река Яузная…» 440
«Черная ночь, душный барак…» 440
Комментарии 441
Алфавитный указатель стихотворений 612

Воспроизводится по изданию: О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Том 1.

Электронная публикация РВБ, 2010–2021. Версия 2.0 от 3 октября 2021 г.

Стихотворения (1908 — 1925)

Камень
«Звук осторожный и глухой…» 66
«Сусальным золотом горят…» 66
«Только детские книги читать…» 66
«Нежнее нежного…» 67
«На бледно-голубой эмали…» 67
«Есть целомудренные чары…» 68
«Дано мне тело — что мне делать с ним…» 68
«Невыразимая печаль…» 69
«Ни о чем не нужно говорить…» 69
«Когда удар с ударами встречается…» 70
«Медлительнее снежный улей…» 70
Silentium 70
«Слух чуткий парус напрягает…» 71
«Как тень внезапных облаков…» 71
«Из омута злого и вязкого…» 72
«В огромном омуте прозрачно и темно…» 72
«Душный сумрак кроет ложе…» 73
«Как кони медленно ступают…» 73
«Скудный луч, холодной мерою…» 73
«Воздух пасмурный влажен и гулок…» 74
«Сегодня дурной день…» 75
«Смутно-дышащими листьями…» 75
«Отчего душа так певуча…» 76
Раковина 76
«На перламутровый челнок…» 77

624

«О, небо, небо, ты мне будешь сниться!..» 77 365*
«Я вздрагиваю от холода…» 77
«Я ненавижу свет…» 78
«Образ твой, мучительный и зыбкий…» 78
«Нет, не луна, а светлый циферблат…» 79
Пешеход 79
Казино 79
«Паденье — неизменный спутник страха…» 80
Золотой 80
Царское Село 81
Лютеранин 82
Айя-София 83
Notre Dame 83
Старик 84
Петербургские строфы 84
«Здесь я стою — я не могу иначе» 85
«…Дев полуночных отвага…» 85
Бах 86
«В спокойных пригородах снег…» 87
«Мы напряженного молчанья не выносим…» 87
«Заснула чернь! Зияет площадь аркой…» 87
Адмиралтейство 88
«В таверне воровская шайка…» 88
Кинематограф 89
Теннис 90 366
Американка 91
«Отравлен хлеб, и воздух выпит…» 91
Домби и сын 92
Валкирии 93
«…На луне не растет…» 93 367
Ахматова 93
«Поговорим о Риме — дивный град!..» 94
«О временах простых и грубых… 94
«На площадь выбежав, свободен…» 94
Равноденствие 95
«Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит…» 95
«Есть ценностей незыблемая скала…» 96
«Природа — тот же Рим и отразилась в нем…» 96
«Пусть имена цветущих городов…» 96
«Я не слыхал рассказов Оссиана…» 98
Европа 98
Encyclyca 99
Посох 99 369
Ода Бетховену 100
«Уничтожает пламень… 101 369
«И поныне на Афоне…» 102

* Цифра второго столбца обозначает страницу приложений.

625

Аббат («О, спутник вечного романа…») 102
«От вторника и до субботы…» 103
Дворцовая площадь 103
«О свободе небывалой…» 104
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» 104
«Обиженно уходят на холмы…» 105 370
«С веселым ржанием пасутся табуны…» 105
«Я не увижу знаменитой «Федры»..,» 106
Tristia
«Как этих покрывал и этого убора…» 107 371
Зверинец 108
«В разноголосице девического хора…» 109
«На розвальнях, уложенных соломой…» 110
Соломинка
1. «Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне…» 110 373
2. «Я научился вам, блаженные слова…» 111
3. «Мне холодно. Прозрачная весна…» 111 373
4. «В Петрополе прозрачном мы умрем…» 112
«Не веря воскресенья чуду…» 112
«Эта ночь непоправима…» 114
«Собирались эллины войною…» 114 374
Декабрист 115
«Золотистого меда струя из бутылки текла…» 116
Меганом 116
«Среди священников левитом молодым…» 117
«Когда на площадях и в тишине келейной…» 118
Кассандре 118 375
«В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…» 119
«Твое чудесное произношенье…» 120
«Что поют часы-кузнечик…» 120
«На страшной высоте блуждающий огонь!..» 121
«Когда в теплой ночи замирает…» 121
Сумерки свободы 122
Tristia 124
Черепаха 125
«В хрустальном омуте какая крутизна!..» 125 376
«Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы…» 126
«Вернись в смесительное лоно…» 126
Феодосия 127 376
«Мне Тифлис горбатый снится…» 128
Веницейская жизнь 129
«Когда Психея-жизнь спускается к теням…» 130
Ласточка 130 377
«Возьми на радость из моих ладоней…» 131
«Чуть мерцает призрачная сцена…» 132 378

626

«В Петербурге мы сойдемся снова…» 132 379
«За то, что я руки твои не сумел удержать…» 133 381
«Когда городская выходит на стогны луна…» 134
«Мне жалко, что теперь зима…» 135
«Я наравне с другими…» 136
«Я в хоровод теней, топтавших нежный луг…» 136
«Люблю под сводами седыя тишины…» 137
Стихи 1921 — 1925 годов
Концерт на вокзале 139
«Умывался ночью на дворе…» 140
«Кому зима — арак и пунш голубоглазый…» 140
«С розовой пеной усталости у мягких губ…» 141
«Холодок щекочет темя…» 141
«Как растет хлебов опара…» 142
«Я не знаю, с каких пор…» 142
«Я по лесенке приставной…» 143
«Ветер нам утешенье принес…» 144
Московский дождик 144 381
Век 145
Нашедший подкову (Пиндарический отрывок) 146
Грифельная ода 149 382
Париж 151
«Как тельце маленькое крылышком…» 151
1 января 1924 152
«Нет, никогда, ничей я не был современник…» 154
«Вы, с квадратными окошками…» 155
«Сегодня ночью, не солгу…» 156
«Жизнь упала, как зарница…» 156
«Из табора улицы темной…» 158

Стихотворение «Я вздрагиваю от холода» Мандельштам Осип Эмильевич

Я вздрагиваю от холода,- Мне хочется онеметь! А в небе танцует золото, Приказывает мне петь.

Томись, музыкант встревоженный, Люби, вспоминай и плачь, И, с тусклой планеты брошенный, Подхватывай легкий мяч!

Так вот она, настоящая С таинственным миром связь! Какая тоска щемящая, Какая беда стряслась!

Что, если, вздрогнув неправильно, Мерцающая всегда, Своей булавкой заржавленной Достанет меня звезда?

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Холода В холода, в холода, От насиженных мест Нас другие зовут города, — Будь то Минск, будь то Брест. В холода, в холода… Неспроста, неспроста, От родных тополей Нас далекие манят…
  2. Наверное, дождик прийти помешал Наверное, дождик прийти помешал. А я у пустого сквера Тебя до двенадцати ночи ждал И ждал терпеливо в первом. Я все оправданий тебе искал: «Вот если бы дождик не был!»…
  3. Она меняется с годами Валерию Дементьеву Она меняется с годами В своей державной высоте. И мы гордимся все упрямей: «И Русь не та, и мы не те!» Но как бы это к неким срокам,…
  4. Погибшая нива Пред нами красовалась нива… Какая странная краса! Колосья, стоя горделиво, Тянулись кверху, в небеса. Влеченья их к надменным позам Причину я разведал ту, Что рожь, уж бывшая в цвету, Побита…
  5. «Не до тоски — какая там тоска!..» Не до тоски — какая там тоска! Жизнь — точно жажда посреди песка Я вечно так: Молчу или пишу — Как будто бы к оазису спешу Возникла тучка, как благая…
  6. Песня о друге Если радость на всех одна, На всех и беда одна. В море встает за волной волна, А за спиной – спина. Здесь, у самой кромки бортов, Друга прикроет друг. Друг…
  7. Какая сирень расцветает Какая сирень расцветает, Какая эпоха грядет! Но скорбный мой рот западает И скоро ко тьме припадет. У жизни просила немного И мало у смерти прошу: До ночи постой у порога,…
  8. Настанут холода Настанут холода, Осыпятся листы — И будет льдом — вода. Любовь моя, а ты? И белый, белый снег Покроет гладь ручья И мир лишится нег… А ты, любовь моя? Но…
  9. Холода в июне Все сиро до темна от серой рани. Конец июня — холод правит бал. И по терраскам ежатся герани, И ветер провода заколебал. В сырых садах туман взбивают вишни Под ужасы…
  10. У Полюса Холода Незабываемый момент: Я в центре города не города, И предо мною монумент Неповторимый: Полюс Холода! Он деревянно-жестяной, Но самобытный и заслуженный, Мне говорит, что «жисть» иной Не мыслится в стране…
  11. Я видел степь. Бежали кони Я видел степь. Бежали кони. Она подрагивала чуть И элеватора свечу Держала на своей ладони. И зелень в синеву лилась, И синь легла на все земное, И устанавливалась связь Меж…
  12. Из вихря, холода и света Из вихря, холода и света Ты создал жизнь мою, господь! Но чтобы песнь была пропета, Ты дал мне страждущую плоть. И я подъемлю с горьким гневом Три ноши: жалость, нежность,…
  13. Как дерево в большие холода Как дерево в большие холода, Ольха иль вяз, когда реки вода, Оцепенев, молчит и ходит вьюга, Как дерево обманутого юга, Что, к майскому готовясь торжеству, Придумывает сквозь снега листву, Зовет…
  14. Какая б ни была беда Какая б ни была беда, какой бы день ни грянул черный, приду – ты за столом всегда с тетрадочкой своей ученой. Ты что-то чертишь там пером, колдуешь, вычисляешь что-то, мне…
  15. И дни мои идут, и цвет ланит бледней И дни мои идут, и цвет ланит бледней, И скудная любовь моих не красит дней. Закат мою тоску пленяет тихой кровью, А нужно мне еще и «мыслить и страдать», И…
  16. Поверьте, первая ошибка не страшна Поверьте, первая ошибка не страшна, И первая обида не важна, И самый первый страх сродни испугу. И коль в твоей судьбе случилось вдруг, Что в первый раз тебя обидел друг…
  17. Падает снег Падает снег, падает снег — Тысячи белых ежат… А по дороге идет человек, И губы его дрожат. Мороз под шагами хрустит, как соль, Лицо человека — обида и боль, В…
  18. Черемуха Дурманящей, росистой чащею черемуха — дыши, гляди, ласкай, ломай… И боль щемящая,- как мало весен впереди! А стоит ли уж так печалиться, прощаясь с миром дорогим? Ничто на свете не…
  19. При первом наступлении зимы При первом наступлении зимы, Блуждая над просторною Невою, Сиянье лета сравниваем мы С разбросанной по берегу листвою. Но я любитель старых тополей, Которые до первой зимней вьюги Пытаются не сбрасывать…
  20. Заклинание Позови меня, позови меня, Позови меня, позови меня! Если вспрыгнет на плечи беда, Не какая-нибудь, а вот именно Вековая беда-борода, Позови меня, позови меня, Не стыдись ни себя, ни меня…

Вы сейчас читаете стих Я вздрагиваю от холода, поэта Мандельштам Осип Эмильевич

2 вариант

Осип Эмильевич Мандельштам входит в перечень прекрасных поэтов, которые работали в годы Серебряного века. Его творчество стало большим вкладом в русскую поэзию XX века, а его трудная жизнь и сейчас волнует тех, кто любит его творчество.  

Свои первые стихи он написал в 14 лет. Благодаря родителям он поручил прекрасное образование, выучил несколько иностранных языков, любил музыку и увлекался философией. Для него искусство было главным в жизни.

Поэзия О.Э. Мандельштама выделяется среди поэтов Серебряного века и имеет особое значение. Его произведения никого никогда не оставляли равнодушными. 

Изменения, которые прослеживаются в стихотворениях поэта объясняются просто, поэт взрослел, набирался жизненного опыта, постигал новые знания и получал массу новых впечатлений, всё это отражалось на произведениях.

В его ранних произведениях он занят тем, что ищет смысл жизни, этот поиск несколько наивен. Стихотворения понятны читателям, у них простая рифма. Над ними не надо много размышлять и вдумываться в их смысл.

Мысль, которая появляется в начале произведения, имеет вывод и заключение в конце. Его творчество относится к направлению акмеистов.

Через годы в творчестве поэта появился интерес к истории России, поэтому произведения приобрели торжественность и выразительность. Он в стихотворениях изображал города, стараясь передать красоту и значимость города.

В 30 – е годы ХХ века он попал в опалу у власти, его арестовали, и он ожидал, что его расстреляют. Именно этими переживаниями и пронизаны многие произведениями поэта позднего этапа творчества. Осип Мандельштам всегда искал во всем позитив, даже в революционных событиях, он верил в светлое будущее.

Поэт серьезно относился к жизни и всем чувствам, которые он испытывал. К любви он тоже относился серьезно. Всю жизнь он переживал любовные переживания, часто менял объекты любовной страсти. Это все отражалось на его творчестве.

Постепенно его произведения становятся все более размытыми, и читатели не понимали из с первого раза, надо было читать по несколько раз и вдумываться в них.

Главной чертой лирики считается прямолинейность. А открытостью произведения стали отличаться после прохождения им сталинских лагерей. За это его опять отправили на Дальний Восток.

Чертами творчества О. Э. Мандельштама являются размышления о смысле бытия, преданность Родине, любовь к свободе, тяга к истории, бесконечная влюбленность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: