Анализ «Вся суть в одном-единственном завете…»
Одним из самых знаменитых и проникновенных стихотворений Твардовского является «Вся суть в одном-единственном завете…», который можно назвать образцом высшей культуры стиха. Бескомпромиссность и правдивость, честность и отчаянная откровенность, народность и своевременность — все это переплетено в этом уникальном стихотворении.
В нем раскрывается творческое, самобытное отношение Твардовского к слову, к поэзии, как способу выразить свое душевное состояние. Обычные, привычные для поэзии символы приобретают у Твардовского несколько иную форму и более глубинный и неоднозначный смысл.
Поэтому это стихотворение можно назвать своеобразной загадкой. Это заключено и в простоте изложения стихотворения, и в его доступности — но это не делает его ординарным. Поэт использует и характерную для его лирики звукозапись, чтобы подчеркнуть силу и мощь своих правдивых слов.
В этом стихотворении с особой отчетливостью звучит личная позиция автора по отношению к самому себе, своей стране и ее народу. Твардовский обращается к русскому народу со всей ответственностью, правдивостью и искренностью, без которых невозможно прожить жизнь честно и достойно.
Анализ стихотворения Твардовского – “Я знаю никакой моей вины…”
Это стихотворение хоть и короткое, но оно несет в себе глубокий смысл. В нем Твардовский выступает в роли солдата, вернувшегося с войны живым и этому солдату свойственно чувство вины и сочувствия: Я знаю, ни какой моей вины / В том, что другие не пришли с войны.
Твардовский душевно переживает за тех, кому не суждено было вернуться в свой родной край. Это можно заметить в последних строках стихотворения: Что я их мог, но не сумел сберечь, – Речь не о том, но все же, все же, все же… Благодаря повторению слов и постановки многоточия определяем,
что автор мог продолжить описание духовного состояния солдата, вернувшегося домой, но все же решил остановиться на этом.
Можно предположить, что Твардовский просто не мог писать дальше, а описывая это испытывал боль, боль, которая находится внутри писателя и её нельзя пересилить. Она плавно, точно гусеница, ползущая по склону, разъедает писателя изнутри, по ходу его мыслей: ЧТО Я МОГ, НО НЕ СУМЕЛ СБЕРЕЧЬ…
Василий Теркин – воплощение лучших качеств русского народа
Страшная беда прокатилось по всей земле русской в июне сорок первого года… Началась война…
Ужасными были испытания, выпавшие на
долю людей. Холод и голод были не самым страшным, что довелось пережить русскому народу. Гораздо страшнее было отправлять на фронт своих родных и близких, не знаю, доведется ли увидеться с ними еще. Гораздо страшнее быть на передовой, сражаться за родину и ждать, что этот день станет последним. Невероятно сложно было сохранять мужество, глядя смерти в глаза каждый день. А еще сложнее было сохранять веру. Веру в победу, веру в жизнь.
Многие отчаивались, переставали ждать и надеяться, и нельзя их винить за это. Чтоб поддержать русский народ, всех тех, кто каждый день совершал свой подвиг на войне и в тылу, знаменитый русский писатель и журналист Александр Твардовский решил создать произведение и рассказать в нем о войне, но в добром, оптимистическом свете.
Главный герой этого произведения – Василий Теркин, самый обычный сельский парень:
просто парень сам собой он обыкновенный.
Однако автор не раз называет его «своим героем». Да это и неудивительно, ведь Твардовский стремился создать в своем произведении национального героя, гордость народа. В Теркине действительно воплощены все лучшие качества русского народа: он смел и отважен, силен физически, прост в общении, он не гонится за славой и орденами, он лишь борется за спасение Родины.
Образ, созданный А. Твардовским, покорил сердца читателей. В поступках, описанных в рассказах о Василии Теркине, мог узнать себя каждый, каждый мог удивленно воскликнуть: «Да ведь это же я!»
Очень важно значение «Василия Теркина» и для тех, кто ждал родных с войны. Теперь у них появилась надежда, теперь их вера подкреплялась мыслями, что ждут они не напрасно, что и их сыновья, мужья и братья такие же отважные, такие же сильные, как и Вася
Всеми любимый национальный герой Василий Теркин, воплотив в себе лучшие качества русского народа, стал путеводной звездой в борьбе людей за мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Мой Демон»
Обучение текстовой деятельности — один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет бо…
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус…
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «Я ЗНАЮ, НИКАКОЙ МОЕЙ ВИНЫ…»
Но все же, все же, все же… А. Т. Твардовский
Александр Трифонович Твардовский, прошедший дорогами войны, не раз обращался к ней в своем творчестве, создав герои-1ескую эпопею «Василий Теркин» и лирические циклы: «Фронтовая хроника», «Послевоенные стихи». Но крошечное стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» занимает в его лирике эсобое место, оно как бы подводит итог пройденному пути, све-эяемому по самой высокой планке и относится к тому незабыва-эмому «времени счастья», когда осозналось, что долгожданная юбеда наступила, и ты, живой, будешь строителем нового мира.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь…
К этому чувству примешивалась горечь от потерь друзей, любимых, просто знакомых и миллионов незнакомых соотечественников. Поэт как бы вобрал в себя всеобщую боль, понес в себе; она трансформировалась, перерождалась в стихи, раскрывая Душу этого необыкновенного человека.
Малюсенькое стихотворение, но оно вместило в себя философию большой прожитой жизни, много повидавшего и страдавшего человека. Твардовскому было о чем вспомнить, за что болеть душой. Это вечная вина перед родными, безвинно отправленными погибать.
Поэтическая форма позволила автору многое оставить за
IРамками стихотворения, вместив в него лишь безмерную боль. Последняя строка ярко свидетельствует об этом.
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Мой небольшой жизненный опыт не позволяет полностью понять философский смысл этого произведения, но и той тайны, которая приоткрылась, достаточно, чтобы понять гениальность Твардовского и его наследия.
Первый опыт войны
Сталин отправлял на войну лучших. На армию, для армии, в интересах вооружённых сил работала вся страна. И государственная пропаганда в России никогда прежде и никогда после не «окормляла» военных так широко, много и заботливо. Культ воина в Советском Союзе — «Спарте XX века» — создавался самыми лучшими творческими силами в кино, музыке, живописи, литературе.
Как сказал первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк, «русские всегда приходят за своим». Когда пришло время присоединить отсоединённые от России после революционной замятни и Гражданской войны Западную Белоруссию и Западную Украину, Твардовский служил в редакции военной газеты «Часовой Родины» и писал заметки о «долгожданной и радостной встрече с Родиной».
Фото из архива
В сентябре 1939 года молодого поэта призвали на военную службу.
Военный корреспондент газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины», он делал всё, что положено делать журналисту. Писал свои и правил заметки внештатных авторов, ездил в командировки, дежурил по номерам. Газетные передовицы, очерки, фельетоны, статьи Александра Твардовского той поры вклада в отечественную литературу не внесли, как и цикл стихов «В снегах Финляндии».
Но первые фронтовые впечатления через несколько лет вылились в короткое, страшное, великое стихотворение «Две строчки». Написал его майор Твардовский уже на другой войне — Великой Отечественной, в 1943 году.
Из записной потёртой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии. На льду
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далёко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А всё ещё бегом бежал
Да лёд за полу придержал…
Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далёкой,
Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
Фото из архива
Александр Твардовский — военный корреспондент газеты «Красная Армия».
Аналаиз стихотворения Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…»
Жизнь поэта Александра Твардовского трудно назвать типичной и обыденной. В отличие от многих своих собратьев по перу, он прошел через раскулачивание, но при этом не утратил веры в то, что его страна является самой лучшей на свете. Твардовский не только принимал участие в финской компании, но и, имея возможность получить бронь и уехать в эвакуацию, отказался от перспективы провести всю войну в тылу. Долгих четыре года он находился на передовой, являясь военным корреспондентом, и видел, как погибают не только солдаты, но и известные журналисты. Осознание того, что он мог бы принести гораздо больше пользы своей стране с оружием в руках, постоянно угнетало поэта, который неоднократно просился в действующую армию. И – каждый раз получал отказ, так как простые солдаты нуждались в его статьях и стихах, способных поднять их моральный дух.
Ужасы войны преследовали Твардовского до самой смерти, однако он старался не афишировать это даже перед своими близкими. Лишь в личных дневниках поэта есть записи о том, что по ночам ему снятся кошмары, и, возможно, было бы более гуманным погибнуть на фронте, чем переживать то, что довелось ему увидеть, вновь и вновь. В 1966 году поэт написал короткое стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…», в котором впервые прозвучала эта мысль, которую друзья Твардовского посчитали крамольной. Тем не менее, автор был искренне убежден в том, что, пожертвовав собой, смог бы спасти жизнь хотя бы одного солдата. Автор отмечает, что его вины в том, что тысячи защитников родины так и не вернулись с фронта, нет. Но при этом он испытывает чувство раскаяния, что так и не сумел стать обычным бойцом
, и ему не довелось идти в атаку под пулями или же биться врукопашную. «Я их мог, но не сумел сберечь», — пишет поэт, намекая на то, что, если бы время можно было повернуть вспять, то он бы поменялся местами с тем, кто так и не вернулся из боя.
Эта мысль, подкрепленная ночными кошмарами, стала более навязчивой после того, как Твардовский был смещен с поста редактора журнала «Новый мир» в ходе кадровых чисток, которые проводились Брежневым. В итоге поэт, обращаясь к событиям военного времени, действительно укрепился во мнении, что смог бы принести своей стране гораздо больше пользы, если бы погиб на фронте. Во всяком случае, ему бы не довелось испытать тех унижений, через которые известного поэта и журналиста заставили пройти чиновники, считавшие, что либерализм Твардовского при построении социалистического общества неуместен.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «Я ЗНАЮ, НИКАКОЙ МОЕЙ ВИНЫ…»
Но все же, все же, все же… А. Т. Твардовский
Александр Трифонович Твардовский, прошедший дорогами войны, не раз обращался к ней в своем творчестве, создав герои-1ескую эпопею «Василий Теркин» и лирические циклы: «Фронтовая хроника», «Послевоенные стихи». Но крошечное стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» занимает в его лирике эсобое место, оно как бы подводит итог пройденному пути, све-эяемому по самой высокой планке и относится к тому незабыва-эмому «времени счастья», когда осозналось, что долгожданная юбеда наступила, и ты, живой, будешь строителем нового мира.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь…
К этому чувству примешивалась горечь от потерь друзей, любимых, просто знакомых и миллионов незнакомых соотечественников. Поэт как бы вобрал в себя всеобщую боль, понес в себе; она трансформировалась, перерождалась в стихи, раскрывая Душу этого необыкновенного человека.
Малюсенькое стихотворение, но оно вместило в себя философию большой прожитой жизни, много повидавшего и страдавшего человека. Твардовскому было о чем вспомнить, за что болеть душой. Это вечная вина перед родными, безвинно отправленными погибать.
Поэтическая форма позволила автору многое оставить за
IРамками стихотворения, вместив в него лишь безмерную боль. Последняя строка ярко свидетельствует об этом.
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Мой небольшой жизненный опыт не позволяет полностью понять философский смысл этого произведения, но и той тайны, которая приоткрылась, достаточно, чтобы понять гениальность Твардовского и его наследия.
«Кёнигсберг»
«Дощечки с надписями: «Проезда нет» и «Дорога обстреливается» — ещё не убраны, а только отвалены в сторону.
Но очевидным опровержением этих надписей, ещё вчера имевших полную силу, уже стала сама дорога. Тесно забитая машинами, подводами, встречными колоннами пленных немцев и возвращающихся из немецкой неволи людей, она дышит густой, сухой пылью от необычного для неё движения.
Липовые аллеи, прореженные и иссечённые артиллерией, всевозможное полузаваленное и вовсе заваленное траншейное рытье, воронки, нагромождения развалин — привычная картина ближних подступов к рубежам, за которые противник держался с особым упорством.
И на повороте свежая, не тронутая ещё ни одним дождем, не обветренная дощечка указателя: «В город».
В город-крепость, в главный город Восточной Пруссии, в её столицу — Кёнигсберг…
Фото из архива
Бои за Кёнигсберг.
…Но город, там и сям горящий, там и сям роняющий с шумом, треском и грохотом сдвинутую огнём стену, там и сям содрогающийся от взрывов, — чужой и враждебный город. Он таит ещё в теснинах своих развалин и уцелевших стен, в подвалах и на чердаках злобные души, способные на всё в отчаянии поражения.
Группа бойцов-автоматчиков полубегом в тесноте уличного движения пробирается к переулку, где из окошек-амбразур полуподвала в безумном упорстве, возможно, не знающие о полном поражении, немцы ещё ведут пулемётный и винтовочный огонь.
Угомонить их снаружи оказывается довольно трудно с помощью одного только пехотного оружия. Тогда с истинно русской щедростью на них отпускается три-четыре снаряда танковой пушки — по числу окошек».
А. Твардовский. «Кёнигсберг», газета «Красноармейская правда», 1945 год.
Фото из архива
Александр Трифонович Твардовский закончил войну с погонами подполковника на плечах.
Анализ стихотворения Александра Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…»
Люди живут, люди умирают… И никто в этом не виноват. Ничто не вечно. Но страшно, обидно, когда человек умирает не от непобедимой болезни или от старости, а от пули, мины, бомбы. И друг, вернувшийся с войны, не может смотреть в глаза родственникам своих погибших товарищей. Почему? Что заставляет его отводить в сторону взгляд? Стыд? Стыд за то, что он выжил, а они погибли? За то, что он пришел домой, а они «остались там»? Тяжкие раздумья терзают человека, потерявшего на поле боя своих друзей. Мысль мечется, не находя ответа — почему, зачем? По чьей
вине «они — кто старше, кто моложе — остались там…»?
И даже рифма как бы тоже ищет выхода, ответа. В начале в первых двух строчках, где только исток раздумий автора, и рифма более спокойная, парная: «вины — войны». С развитием главной мысли стихотворения и рифма усложняется, концентрируется на строчке «я их мог, но не сумел сберечь». Рифма становится более упорной, более глубокой, она передает смятение, острое раздумье, горькие мысли самого автора, тоже прошедшего дорогами войны. Само построение стихотворения подчеркивает развитие мысли. В начале — предложение маленькое,
сжатое. Поэт как бы оправдывается, заверяет нас, да и в основном самого себя в том, что вины нет. Но ведь и друзей нет: «не пришли домой». Кольцевая рифма во втором предложении подчеркивает замкнутость этого круга — круга человеческого горя. Заключительное «все же», трижды повторенное, символизирует нескончаемость воспоминаний, бесконечность ответственности, взятой на себя выжившими. Ответственность за невернувшихся, за их стариков и осиротевших детей. И горькие мысли, которыми полна минута раздумий, находят выход в этом «все же». Здесь сконцентрирована идея стихотворения. Всего в двух словах.
«Краткость — сестра таланта», — писал Чехов. И это очень верно. Особенно в поэзии. Можно написать балладу, поэму и не сказать ничего, а можно всего лишь двумя предложениями создать реквием миллионам не вернувшихся с войны. В них вылилась вся изболевшаяся душа поэта и его народа. Радость победы не может полностью заглушить боль утраты. И люди, прошедшие в солдатских сапогах от Волги до Берлина, это понимают.
Друзья, оставшиеся на тех дорогах, не забываются. Они не канули в неизвестность — они твердым шагом вошли в бессмертие — в вечность с чистой совестью и душой. Они стали частью нашей общечеловеческой памяти, героями опер, фильмов, спектаклей, картин, стихотворений. Одно из них написано Твардовским. Маленькое, оно вобрало в себя боль и память, угрызения совести и беспощадность войны. Заключительное «все же» будто поднимает стихотворение над землею и уносит его туда, где, по словам другого поэта-фронтовика, Михаила Светлова, «небо полнится голосами тех, кто жил и любил на земле».
Жанровые и композиционные особенности
В произведении три части, которым предшествует небольшое вступление. Многие литературоведы называют произведение Твардовского триптихом. Так же в процессе работы его называл и сам автор. Журнал «Знамя», опубликовавший впервые эту поэму, определил ее жанр, как лирическая поэма. В окончательном варианте обозначение «триптих» было снято, и частям поэмы были даны заголовки. Это подчеркивает сюжетно-психологическую составляющую произведения Твардовского «По праву памяти». Анализ по главам, который мы сейчас рассматриваем, покажет, что эмоциональный подтекст поэмы очень глубок. Это исповедь-покаяние, обращение, обвинение. Цельность поэме придает сам автор и монологическая форма повествования. Произведение открывается вступлением, в котором выражается жизненное кредо писателя.
Анализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины» Твардовского
Твардовский прославился как поэт, который воспел в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Он предстает горячим патриотом, никогда не сомневающимся в правильности избранного пути. При этом немногие знают, что Твардовский подвергся раскулачиванию и послевоенной партийной чистке. У него были свои счеты к советской власти. Но поэт никогда не выражал своего недовольства. В годы войны он вообще считал, что личные убеждения и затаенные обиды не должны играть никакой роли. В условиях нависшей угрозы весь народ должен объединиться для борьбы с врагом. В 1966 г. Твардовский создал стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…», которое с учетом судьбы поэта раскрывает его глубокую душевную травму.
К началу финской кампании Твардовский уже был известным литератором. Как творческий человек, представляющий особую ценность, он мог вполне законно получить бронь и переждать войну в глубоком тылу. Но огромное чувство патриотизма не позволило поэту сделать этого. Он выбрал профессию военного корреспондента и всю войну провел на самых опасных участках фронта. Твардовский неоднократно посылал прошения о своей отправке в действующую армию рядовым бойцом, но неизменно получал отказ. Это самоотверженное поведение заслуживает огромного уважения. Поэт мучился от того, что не мог на равных разделить с народом всю тяжесть войны. Конечно, корреспонденты тоже подвергались серьезной опасности, многие из них были убиты. Но эта опасность не шла ни в какое сравнение с положением миллионов безымянных солдат.
Чаще всего Твардовскому приходилось видеть картины, открывающиеся уже после кровопролитных боев или отступления немцев. Это ужасное зрелище потом постоянно преследовало его во снах. Поэт страдал каждый раз, когда видел, что смерть настигла не его, а кого-то другого. Он чувствовал в этом свою вину.
В небольшом стихотворении отражена вся боль поэта. Его рассудок подсказывал, что он ни в чем не виноват, но душа не могла с этим смириться. Те, кто «остались там» не писали стихов, не были известны на всю страну, но они совершили гораздо больше – отдали свою жизнь за победу. Твардовский даже утверждает, что мог бы их сберечь, хотя участие одного человека не могло бы предотвратить гибель множества людей.
У произведения нет четкого финала. Размышления поэта обрываются словами «все же, все же, все же…». Война уже давно закончилась, но Твардовский так и не может избавиться от страшных воспоминаний и чувства вины перед погибшими.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «Я ЗНАЮ, НИКАКОЙ МОЕЙ ВИНЫ…»
Но все же, все же, все же… А. Т. Твардовский
Александр Трифонович Твардовский, прошедший дорогами войны, не раз обращался к ней в своем творчестве, создав герои-1ескую эпопею «Василий Теркин» и лирические циклы: «Фронтовая хроника», «Послевоенные стихи». Но крошечное стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» занимает в его лирике эсобое место, оно как бы подводит итог пройденному пути, све-эяемому по самой высокой планке и относится к тому незабыва-эмому «времени счастья», когда осозналось, что долгожданная юбеда наступила, и ты, живой, будешь строителем нового мира.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь…
К этому чувству примешивалась горечь от потерь друзей, любимых, просто знакомых и миллионов незнакомых соотечественников. Поэт как бы вобрал в себя всеобщую боль, понес в себе; она трансформировалась, перерождалась в стихи, раскрывая Душу этого необыкновенного человека.
Малюсенькое стихотворение, но оно вместило в себя философию большой прожитой жизни, много повидавшего и страдавшего человека. Твардовскому было о чем вспомнить, за что болеть душой. Это вечная вина перед родными, безвинно отправленными погибать.
Поэтическая форма позволила автору многое оставить за
IРамками стихотворения, вместив в него лишь безмерную боль. Последняя строка ярко свидетельствует об этом.
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Мой небольшой жизненный опыт не позволяет полностью понять философский смысл этого произведения, но и той тайны, которая приоткрылась, достаточно, чтобы понять гениальность Твардовского и его наследия.
Строфы, размер и рифмовка
Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти). Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная. Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.
Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми. С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о). Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.
«Книга про бойца» («Василий Теркин») Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А. Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался «Теркиным» и талантом его автора. Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой («На войне сюжета нету», — говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя. Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом — кто его знает, попадет ли к нему «продолжение» истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя…