Анализ стихотворения Две строчки (Твардовский А. Т.)
Стихотворение написано в 1943 году. Твардовский касается темы исторической памяти. Произведение навеяно фактом корреспондентской биографии поэта: строки из записной книжки напомнили ему о бойце, которого в войне с Финляндией, он видел убитым.
Лирический герой детально помнит то, как выглядел убитый парень, как будто этот образ стоит у него перед глазами: неестественное, слишком маленькое для взрослого человека тело, примерзшее ко льду.
Боец все еще кажется лирическому герою живым, настолько он не желает верить в эту смерть (“казалось,
мальчик не лежал, а все еще бегом бежал…”). Нужно учитывать, что это не просто описание частного случая. Автор, используя рассказ об этом парнишке, таким образом, передает нам трагедию каждой войны.
Он описывает обычного человека, который не совершал подвига, да и может быть вообще ничем не выделялся среди других. И война эта незнаменита. Однако, мы понимаем, что жизнь всякого человека бесценна.
Возникает острое чувство необратимости этой потери (“как будто это я лежу”).
Все стихотворение пронизывает образ льда и холода. Твардовский применяет олицетворение: “шинель ко льду мороз прижал”, “лед за полу придержал”. Мы можем допустить, что так автор передает свое личное чувство войны. Для него это неведомая неукротимая стихия, перед которой жизнь оцепеневает, останавливается.
Она все замораживает. Образ льда это черствость людей к существованию и судьбам друг друга, их безучастие.
Таким образом, Твардовский, обрисовав гибель одного человека, передал всю бессмысленность и глупость войны, эти никому ненужные жертвы, оставленных людей, забытых всеми. Поэт пробует по-философски увидеть человеческую судьбу в этой общенародной трагедии.
Анализ подготовила для Вас Strange
(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Две строчки (Твардовский А. Т.)
Анализ стихотворения «Две строчки» Твардовского
Александр Твардовский был на фронте в качестве военного корреспондента. Поэтому в его стихотворении «Две строчки» описаны события войны. Поэт смог передать всю жестокость битвы.
В стихотворении все основано на биографический данных Твардовского. Строчки, записанные в его блокноте, напомнили о мужчине, которого поэт видел мертвым. Этот боец был убит на войне с Финляндией. Главный герой произведения с точностью и в деталях помнил образ погибшего воина. Ему запомнился именно этот случай. Мертвое тело примерзло ко льду, было слишком маленького размера для взрослого человека и лежало в неестественной позе. Его шапка лежала на достаточно большом расстоянии, обнажая коротко стриженную голову. Это, словно, стоит перед глазами автора. Лирический герой не хочет верить в то, что такой молодой парень мертв. Он ему кажется живым, как будто, юноша просто упал, запнувшись и скоро встанет и продолжит путь. Потом все же пришло осознание, что этого никогда не произойдёт
Также стоит обратить внимание на то, что это не просто описание ужасной гибели. В стихотворении заложен более глубокий смысл
Твардовский с помощью рассказа об юном бойце хочет передать всю горечь потерь в каждой войне. Говорится о простом человеке, несовершавшего никаких подвигов. Возможно, что он совсем не отличается от других людей. Также это военное событие не пользуется популярностью. Но становится понятно то, что жизнь каждого человека очень значима и бесценна. Главный герой понимает, что этого молодого бойца уже не вернуть и ему кажется, что он лежит на том месте, а не юноша. В течении всего стихотворение чувствуется особая холодность, все пронизано льдом и морозом. С помощью льда показывается безразличие народа к судьбе окружающих людей. Александр Твардовский использует такое средство выразительности, как олицетворение: лёд за полу придержал, шинель ко льду мороз прижал. Так автором передаёт своё ощущение военного времени. Для него это является неопознанная и сильная стихия, из-за которой жизнь останавливается. Описав смерть одного человека, поэт смог передать всю жестокость. Подобные смерти быстро забываются, поэтому война бессмысленна и приносит только вред и жертвы.
В стихотворении «Две строчки» Твардовский хочет показать военное время. Оно очень жестоко и бесполезно и не щадит никого. Автор рассказывает о погибшем бойце. Его образ навсегда остался в памяти.
Стихотворение написано в 1943 году. Твардовский касается темы исторической памяти. Произведение навеяно фактом корреспондентской биографии поэта: строки из записной книжки напомнили ему о бойце, которого в войне с Финляндией, он видел убитым. Лирический герой детально помнит то, как выглядел убитый парень, как будто этот образ стоит у него перед глазами: неестественное, слишком маленькое для взрослого человека тело, примерзшее ко льду.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Боец все еще кажется лирическому герою живым, настолько он не желает верить в эту смерть («казалось, мальчик не лежал, а все еще бегом бежал…»). Нужно учитывать, что это не просто описание частного случая. Автор, используя рассказ об этом парнишке, таким образом, передает нам трагедию каждой войны. Он описывает обычного человека, который не совершал подвига, да и может быть вообще ничем не выделялся среди других. И война эта незнаменита. Однако, мы понимаем, что жизнь всякого человека бесценна. Возникает острое чувство необратимости этой потери («как будто это я лежу»).
Все стихотворение пронизывает образ льда и холода. Твардовский применяет олицетворение: «шинель ко льду мороз прижал», «лед за полу придержал». Мы можем допустить, что так автор передает свое личное чувство войны. Для него это неведомая неукротимая стихия, перед которой жизнь оцепеневает, останавливается. Она все замораживает. Образ льда это черствость людей к существованию и судьбам друг друга, их безучастие.
Таким образом, Твардовский, обрисовав гибель одного человека, передал всю бессмысленность и глупость войны, эти никому ненужные жертвы, оставленных людей, забытых всеми. Поэт пробует по-философски увидеть человеческую судьбу в этой общенародной трагедии.
Сморчки и строчки
Сморчок часто путают со строчком, хотя тот относится к другому семейству и разница между ними очевидна — и на вид не похожи, и вкус не тот. Строчок, как правило, стоит на короткой полой ножке, которую почти и не видно из-под бесформенной темно-коричневой или даже черной шляпки. По размеру строчки намного крупнее сморчков. На одной небольшой гари иногда можно насобирать два-три ведра строчков, и каждый будет с хороший грейпфрут. По гастрономическим свойствам строчок проигрывает сморчкам, но аромат у него отличный. Более грибной, пряный. Пусть не такой тонкий, но тоже яркий и запоминающийся.
Вот только ходит за нашим строчком дурная слава (причем иногда она касается и сморчков). Бывали, говорят, случаи отравления. Сначала считали, что дело в некоей ядовитой гельвеловой кислоте (ее название происходит от одного из грибов семейства — гельвелы: возможно, в сентябре-октябре вы встречали этакий неказистый гриб на толстой серой ножке — его иногда принимают за неизвестно откуда взявшийся в осеннюю пору строчок). Эта версия не подтвердилась, и тогда назначили нового виновного — токсин гиромитрин, названный так как раз по латинскому имени строчка.
В сморчке гиромитрин вроде как не содержится (во всяком случае исследования английского ученого Р. Дж. Бенедикта указывают именно на это), но ярлык подозрительного гриба с него так и не снят. Почти в любой книге, где признается, что сморчки можно есть, говорится о необходимости предварительной тепловой обработки. Подобные рекомендации могут доходить до абсурда — так, в одной недавно выпущенной кулинарной книге перед приготовлением предлагается отваривать сморчки в течение часа, а потом, разумеется, сливать воду. Интересно: каждую весну я собираю, готовлю и ем эти грибы — и вот уже много лет ограничиваюсь тем, что просто промываю их проточной водой, а потом тушу.
Правда, я собираю сморчки в определенном месте — южном Приладожье. За другие регионы ручаться не буду — мало ли во что могут мутировать отличные грибы под влиянием плохой экологии. Смотрите сами. Но не забывайте, что, проварив лишний раз сморчки, вместе с водой вы выльете в раковину и тот неповторимый аромат проснувшегося от зимней спячки леса.
«В сущности, мы ничего не знали…»
— Мы нашего противника не знали, мы его знали вообще. Я, как начальник артиллерии Ленинградского военного округа (три года там сижу), читал данные по разведке УР (укрепленного района. — Авт.), где показано, что там есть столько-то огневых точек, но в сущности мы ничего не знали 1.
Артиллерия стала судьбой этого темпераментного армянина из Нагорного Карабаха, в двенадцатилетнем возрасте оставшегося круглым сиротой. В юности Парсегов принял участие в Первой мировой войне и более года воевал на Кавказском фронте: сначала рядовым, затем командиром орудия. На Гражданской был ранен, к концу войны стал командиром батареи. В 1936 году с золотой медалью окончил Академию им. М.В. Фрунзе, получил под командование тяжелый артиллерийский полк корпусного подчинения. В роковом для высшего комсостава Красной армии 1937-м сделал феноменальный скачок по службе: с должности командира полка был выдвинут сразу на пост командующего артиллерией Ленинградского военного округа. Он как бы олицетворял собой справедливость сталинской мысли: Большой террор осуществлялся не только ради очищения армейских рядов, но и для служебного роста новых талантливых командиров.
Зимняя война с Финляндией стала звездным часом Парсегова. Командующий войсками Ленинградского военного округа Мерецков, отправившись на фронт, не мог обойтись без опытного артиллериста и взял с собой Парсегова. Михаил Артемьевич не стал сидеть в штабе. Он постоянно ездил из части в часть, учил артиллеристов разведывать, выявлять и уничтожать финские ДОТы и ДЗОТы, минные ловушки и огневые средства. 11 февраля 1940 года войска 7-й армии прорвали главную полосу финской оборонительной «линии Маннергейма», а в начале марта, после мощной и продолжительной артиллерийской подготовки, завершили прорыв уже всех трех полос «линии Маннергейма» и перешли в наступление. А Парсегов был удостоен высшей степени отличия — звания Героя Советского Союза и в тот же день получил очередное воинское звание — комкор.
Вот почему комкор Парсегов, справедливо осознавая себя победителем, так напористо говорил на Совещании:
— Я Америку не открываю, но то, что мы должны делать, мы не делаем или плохо делаем. В мирное время у нас боец должен быть там, где ему положено быть. Если он телефонист, то его место быть телефонистом и с утра до вечера заниматься этим делом, а то получается так, что по штату 15 телефонистов, а в наличии 9, 6 из них на кухне, остальные — еще где-нибудь. С этим надо покончить, и тогда дело пойдет лучше. Это относится и к командному составу2.
За двадцать минут (с общего согласия ему продлили выступление) комкор Парсегов успел сказать о многом. О том, что Красной армии нужен специальный скоростной артиллерийский самолет-разведчик, снабженный фотооборудованием. О том, что каждый артиллерийский полк корпусного подчинения должен иметь в штате взвод звуковой разведки. О тактике: не надо пытаться с ходу прорвать укрепленный район противника, «а нужно сначала провести огневую разведку, вскрыть систему огня противника…Сначала нужно потрясти, разбить, уничтожить и тогда командовать войскам вперед. Только так нужно делать, потому что бетон ничем другим не возьмешь3.
— У артиллерии есть своя музыка. Правильно, есть4.
В июне 1940 года после введения в Красной армии генеральских званий Парсегов станет генерал-лейтенантом артиллерии, а в июле — генерал-инспектором артиллерии Красной армии.
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Анализ стихотворения Твардовского “Весенние строчки”
У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны.
Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентов в 1938 году и принимал участие сперва в финской компании, потом в освобождении западной Белоруссии. Затем были фронтовые дороги Великой Отечественной войны, которую поэт встретил в Воронеже.
Однако мало кто знает о том, что в душе Твардовский до самой смерти оставался тонко чувствующим лириком, кумирами которого были Пушкин и Лермонтов, Фет и Некрасов.
Трудно
сказать, как бы сложился творческий путь этого человека, если бы не война. Но бесспорно одно: лирические произведения Твардовского не менее интересны, чем военная поэзия.
Примером тому может служит стихотворение “Весенние строчки”, написанное в 1925 году и посвященное родному хутору Загорье. Именно здесь прошли самые безмятежные и романтичные годы жизни юного поэта, который научился простыми словами передавать красоту окружающего мира. Обычное весеннее утро поэт воспринимает, как дар небес, отмечая: “Не торопясь, понемногу, солнце встает за бугром”.
Его лучи поэт сравнивает с тонким орешником, ветви которого гнутся под легким весенним ветерком. С первыми солнечными лучами оживает природа, ведь утром у каждого есть свои заботы и обязанности.
“Заговорила скворешня – маленький радостный дом”, – отмечает автор, восхищаясь не только трудолюбивыми птичками, но и тем, как просыпается окружающий его мир. Вот уже солнце нагрело первые проталины, и о приходе весны говорят не только деревья и ранние полевые цветы, но и открытые настежь ворота сельских усадьб, прогретые солнцем завалинки возле домов.
Как и многие русские поэты, Твардовский наделяет качествами живых людей неодушевленные предметы, что придает его произведениям удивительную образность. “оттаял перемерзший хутор, на солнце окна прослезил”, – отмечает поэт. Он также не устает удивляться тому, как быстро преображается природа.
Еще утром по заснеженной опушке леса мчались сани, “а к полудню – полем солнце тянет большую теплую весну”.
(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Твардовского “Весенние строчки”« Анализ стихотворения Цветаевой “Вы, идущие мимо меня…”Вопросы и ответы к жизни и творчеству И. С. Тургенева »
«С дисциплиной неблагополучно…»
— На основе указаний тов. Сталина в питании армии буквально открывается новая эра, которая облегчит тылы армии и работу командного состава по обеспечению бойцов в бою14.
Это не было лестью. Сталин не считал для себя зазорным вникать во все детали обеспечения полноценного питания красноармейцев в боевой обстановке. Оценив все преимущества пищевых концентратов, дал указание на их разработку. И лично опробовал: положил в горячую воду концентрат и уже через три минуты ел кашу. Но проблема армейского снабжения во время войны с Финляндией заключалась не только в отсутствии концентратов или сухарей. Проблемы носили системный характер.
Армейское начальство не сумело наладить учет личного состава и военного имущества, это не позволяло оперативно распоряжаться немалыми ресурсами, маневрировать ими, быстро перебрасывая из одного военного округа в другой. Расхождение между цифрами Хрулева и теми, на которых настаивал командующий фронтом, составило 200 000 (!) едоков. Хрулев потребовал, чтобы к нерадивым учетчикам были беспощадно применены железные меры. Хозяин его перебил.
— Не железные, а человеческие.
— Тут, может быть, и ребра нужно кое-кому поломать.
— Без этого не обойдешься15.
Надо полагать, что с этой задачей «органы» успешно бы справились. Но одним «ломанием ребер» нельзя было исправить аховое положение дел. Крайне либеральный Временный Дисциплинарный устав 1925 года отнюдь не способствовал упрочению авторитета командира в Красной армии: еще до начала Большого террора армейская дисциплина оставляла желать лучшего и нуждалась в укреплении16. Авторитет командира в годы Большого террора резко упал, что незамедлительно сказалось на воинской дисциплине. Даже в боевой обстановке приказы зачастую не выполнялись, а некоторые красноармейцы самовольно покидали поле боя. В Красной армии фактически не было Дисциплинарного устава, болезнь пустила глубокие корни, а лечить ее было некому: командиры чувствовали себя неуверенно, боялись попасть в число «врагов народа».
Это кажется сегодня невероятным: после 1937 года они ходили… без личного оружия: согласно совместному приказу наркома обороны и наркома внутренних дел оно было изъято, хранилось на складах и предназначалось только для стрельбы в тире.
Пустая командирская кобура не могла внушить бойцам подобающего повиновения, а словам командира — надлежащей весомости.
— У нас с дисциплиной неблагополучно на сегодняшний день. Это не только в звене рядового, младшего командующего состава, а это есть в любом звене и категории начальствующего состава17.
Армия без должной воинской дисциплины не может называться современной. Командиры не только не умели пользоваться картой и компасом, но были не в состоянии грамотно управлять подчиненными, предпочитая действовать силой собственного примера. Лично вели войска в атаку, часто погибали в первые же минуты боя от прицельного огня финских снайперов.
— Командиры дают беспредметную команду: «За мной вперед!» вместо того, чтобы сказать: «Иванов, двигайтесь, ползите туда-то, сделайте то-то». Если людям хорошо подавать команду, они все сделают.
— Командный состав должен работать головой… Вот почему у нас командный состав, средний командный состав оказался в таком положении. Он не приучен думать, он приучен читать приказы и преклоняться перед ними. Но разве можно в приказах все уместить.
Подводя итоги Совещания, вождь сделал неутешительный вывод: в Красной армии единицы культурных, квалифицированных и образованных командных кадров. И это неминуемо сказывалось на подчиненных.
— У нашего бойца не хватает инициативы. Он индивидуально мало развит. Он плохо обучен, а когда человек не знает дела, откуда он может проявить инициативу, и поэтому он плохо дисциплинирован. Таких бойцов новых надо создать, не тех митюх, которые шли в гражданскую войну. Нам нужен новый боец. Его нужно и можно создать: инициативного, индивидуально развитого, дисциплинированного.
«Сталин стал нас учить и порядку…»
— Нечего греха таить, товарищи, начинали мы с вами в этой войне не блестяще. И то, что мы добились относительно быстрой, в труднейших условиях, исторической победы над финнами, этим мы обязаны прежде всего тому, что тов. Сталин сам непосредственно взялся за дело руководства войной, поставил все в стране на службу победе. И «штатский человек», как часто называет себя тов. Сталин, стал нас учить и порядку прежде всего, и ведению операций, и использованию пехоты, артиллерии, авиации, и работе тыла, и организации войск.
Выступающий не просчитал ситуацию. Хозяин почтил своим присутствием Совещание начальствующего состава Красной армии, а не слет пропагандистов. Вот почему приторные славословия адрес вызвали ироническую реплику вождя.
— Прямо чудесный, счастливый человек! Как это мог бы сделать один я? И авиация, и артиллерия…
— Тов. Сталин, только Вы, при Вашем авторитете в стране, могли так необыкновенно быстро поставить все на службу победе и поставили, и нас подтянули всех и послали лучшие силы, чтобы скорее одержать эту победу. Это же факт, что мы использовали артиллерию, как Вы нам говорили, за авиацию Вы нас били очень крепко, и авиация резко подняла свою работу, начав действовать, как Вы указали, и все прочее, ведь все здесь это знают, было именно так, как я сейчас сказал21.
Это были последние дифирамбы на Совещании в адрес вождя. И сам Сталин вел себя предельно вежливо и обходительно. Казалось, он всеми силами стремился к одному: как можно скорее поднять боеготовность Красной армии, а не отыскивать виноватых в больших потерях Зимней войны.
— Тов. Ковалев, вы человек замечательный, один из редких командиров гражданской войны, но вы не перестроились по-современному… Вы способный человек, храбрый, дело знаете, но воюете по-старому, когда артиллерии не было, авиации не было, танков не было, тогда людей пускали и они брали. Это старый метод. Вы человек способный, но у вас какое-то скрытое самолюбие, которое мешает вам перестроиться. Признайте свои недостатки и перестройтесь, тогда дело пойдет22.
Сверхзадача сталинских нравоучений очевидна: будущий Верховный Главнокомандующий дал понять собравшимся, что время поиска «врагов народа» миновало, ломать ребра никому из них не будут, он, Сталин, безраздельно верит в преданность каждого. Говорил ли Сталин искренне? Пройдет чуть более года, и каждый пятый из числа участников Совещания в полной мере испытает на себе сталинский гнев и заплатит за это самую высокую цену.