Этапы работы над картиной
В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины «Аленушка» Васнецова следующая. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это «Осока», «Аленушкин пруд», «Пруд в Ахтырке». Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.
Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Зимой 1881 года была закончена работа, после чего отправил ее на проходившую в Москве выставку художников-передвижников Васнецов Виктор Михайлович. Картина «Аленушка», однако, сначала большой популярностью не пользовалась. Она приобрела ее несколько позже.
Полный текст
Аленушка в лесу жила,Аленушка смугла была,Глаза у ней горячие,Блескучие, стоячие.Мала, мала Аленушка,А пьет с отцом — до донушка.Пошла она в леса гулять,Дружка искать, в кустах вилять,Да кто ж в лесу встречается?Одна сосна качается!Аленушка соскучилась,Безделием измучилась,Зажгла она большой костер,А в сушь огонь куда востер!Сожгла леса АленушкаНа тыщу верст, до пёнушка,И где сама девалася —Доныне не узналося!
1915 год.
Художник Васнецов нарисовал Аленушку доброй и заботливой девушкой, не склонной к экстриму, недаром к ней прилеплено нежное «сестрица». Совсем другой образ девицы показал в стихотворении «Аленушка» Иван Бунин, что позволяет воспринимать стих с годной долей иронии.
Атмосфера тишины и грусти
Описание картины Виктора Васнецова «Аленушка» было бы неполным, если бы мы не отметили общую атмосферу полотна. Мастерски наполнил художник пейзаж тишиной и грустью. Васнецову отлично удалось в своей работе изобразить неподвижную водную гладь пруда, ели и осоку. Спокойствие и тишина присутствуют во всем — даже пруд лишь едва заметно отражает главную героиню. Молодые деревца слегка трепещут, немного хмурится небо. С нежным румянцем на лице девушки контрастируют темно-зеленые оттенки окружающего пейзажа, а осенняя печаль — с выписанными художником яркими цветами на стареньком сарафане Аленушки. Согласно преданиям русского народа, на исходе дня природа оживает и обретает удивительную способность переживать синхронно с человеком. Такой волшебный талант существовать в резонансе с ней присущ был и самому Васнецову. Поэтому чувства Аленушки в картине так согласованы с состоянием леса, окружающего ее. У всматривающегося в полотно зрителя возникает ощущение, что сказка продолжится через мгновение… Таково описание картины Васнецова «Аленушка», основанное на общем впечатлении от картины.
Анализ стихотворения Бунина «Аленушка»
Покорная сирота и злая мачеха, коварная сноха и недалекая свекровь – женские образы бунинской лирики навеяны русскими фольклорными мотивами. На их фоне выделяется образ Аленушки – самостоятельный, отличный от героини известной сказки. Он не имеет общих черт и с художественной традицией, порожденной фольклорным произведением. Добрая заботливая Сестрица Аленушка является героиней картины Васнецова и стихотворения Прокофьева. Образ Аленушки-«царевны Несмеяны» обобщается и становится символом малой родины в произведении Кедрина. Бунинская трактовка, поэтически оформленная летом 1916 г., настолько оригинальна, что вызывает удивление и у современного читателя.
В портрете новой Аленушки, жительницы лесной стороны, лирический повествователь подчеркивает смуглость и малый рост
Внимание привлекают глаза героини: они удостаиваются трех однородных определений – «горячие, блескучие, стоячие»
Антитеза, выраженная анафорой «мала» и фразой «пьет с отцом», начинает череду неодобрительных оценок поведения героини, разбросанных по всему тексту.
В поисках женского счастья Аленушка отправляется на любовное свидание, но ее намерение «дружка искать» не приносит результатов. Лирический повествователь комментирует случай риторической парой – вопросом и восклицанием, в которых подчеркивается не только легкомысленность, но несообразительность и небольшой ум Аленушки. Иронические риторические фигуры несут в себе явные отголоски народной лирической песни.
Измаявшись «безделием» и ожиданием, девушка развела костер. «Огонь востер» быстро распространился по сухому лесу. Он вызвал пожар «на тыщу верст». Сама же героиня, загадочная девушка с огненными глазами, пропала без вести.
По версии Бунина, любовь несет разлуку, измену и душевные мучения. Она подобна беспощадному и всепоглощающему костру, который сулит героине страдания, а иногда и смерть. Женские персонажи «Песен» – яркое подтверждение этому тезису. В «Аленушке» драматическая любовная коллизия принимает вселенский масштаб. Ее огонь сжигает не только душу горемычной девушки, но проявляется на внешнем уровне, уничтожая лесные угодья.
Бунинская версия «Аленушки» – жанровый сплав сказки, песни и психологической новеллы. В стихотворении отразились тенденции к эпизации и прозаизации поэтического слога, характерные для авторской художественной манеры 10-х гг. XX в.
Иван БунинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Образ Аленушки
Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета — группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.
Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.
Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины…
В чем заключалась заслуга Васнецова?
Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова — в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом.
Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление. Удачно использовал художник сказочный сюжет. Картина В.М. Васнецова «Аленушка» не случайно основана на нем. Хотя Васнецов не буквально следует сюжету — в сказке, по которой была написана картина, нет описания тоскующей у лесного омута босоногой девушки. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл фольклорного образа. Этот сюжет служит для того, чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский характер.
Пейзаж картины Васнецова
Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает «пейзаж настроения» М.В. Нестерова и И.И. Левитана.
Аленка по Бунину
Роднит двух девчат проживание в лесу или в непосредственной близости от буреломов, медведей и прочей лесной живности. Далее Алёнушка Бунина прям-таки открещивается от своего васнецовского прообраза и приобретает черты современного человека, склонного к употреблению синьки и поиску приключений на пьяную головушку.
Аленка Ивана Алексеевича смугла и горяча, как трубы отопления в заполярном круге, к прочему счастью девица любит бухнуть с отцом, что является своеобразным проявлением нежности по отношению к родителям (с кем ещё выпить в лесу).
Несмотря на миниатюрные размеры, в силу страсти к спиртному и лесного образа жизни, Аленушка в застолье королева, папу вперёд не пускает. После крайней на сегодня чарки девушка проявляет признаки страсти и отправляется в лес поискать дружка для уединения и продолжения рода.
Идея хороша, но найти в лесу парня хлопотное дельце, что бесит Алену, измученную нарзаном и одиночеством.
С горя от нереализованной страсти Аленка зажигает костёр, мол, гори тогда все огнём, хотя могла вернуться домой и продолжить застолье с папой.
Огонь это не 100 грамм, в сухом лесу стоп не скажешь, и пожар сжигает к матери все вокруг на тысячи верст. Сама девица при этом исчезает, что стало с её отцом Бунин из жалости промолчал. Ходят слухи, что Аленушку видели после с большой бутылью самогона на рязанском рынке, но в летописях на этот счёт нет точных данных и многие считают Рязань фейком.