↑ Содержание произведения
Содержание произведения состоит из четырех действий в каждом две картины – сна каждый из которых относиться к определенному месту событий и как бы выражает отношение автора к существующим событиям. Сон первый, его события относятся к военным действиям в Северной Таврии осенью 1920 года.
Сон второй, третий, четвертый –действие происходит в первых числах ноября 1920 г. Пятый и шестой сон описывают жизнь героев в Константинополе, летом 1921 г. Седьмой – Париж осень 21 года. Восьмой сон – Константинополь осень 1921 года.
Действие первое
Сон первый. Буквально в нескольких словах Булгаков показывает суровую обстановку войны, работу штаба фронта, знакомит читателя с генералом Хлудовым, который мстит своей родине за предательство, вешая и убивая красноармейцев, отдавая приказ открыть огонь «в разлуку» по Таганашу.
Генерал отдает приказ повесить и Корзухина, который отрекается от своей жены Серафимы, когда ее обвинили красной, говоря, что «начал хорошо, кончил скверно» Хлудов имеет реальный жизненный прототип генерала Слащева. Автор представляет генерала Черноту, который тоже имеет реальный прототип – генерала Улагая. Чернота бежит от буденовцев под видом беременной Барабанчиковой.
Сон второй. Все бегут за границу, и хотя, архиепископ Африкан сравнивает бегство с египетским исходом сынов Израиля, генерал Хлудов находит более емкую аналогию бегства сравнивая его спобегом тараканов от внезапно зажженного света.
Действие второе
Сон третий На сцене появляется новый персонаж контрразведчик Тихий, ищущий компромат на Серафиму Корзухину. Серафима больна, при обвинении что она коммунистка она выбивает окно и зовет на помощь Проходящего мимо с отрядом кавалерии генерала Черноту, генерал с оружием в руках отбивает ее от контрразведки.
Сон четвертый. Дело происходит все еще в Крыму. Хлудов разговаривает с призраком – вестовым. Голубков свидетель происходящего в ужасе. Вошедший с докладом казак сообщает Хлудову что его ждут на корабле Чернота и Серафима. Все накрывает тьма.
Действие третье
Сон пятый. Псевдорусский район Константинополя, генерал Чернота продает серебряные газыри символ генеральского отличия, для того чтобы получить выигрыш с тараканьих бегов. Хлудов сопровождает его и с горечью констатирует «Душный город! И это позорище – тараканьи бега». Хлудова постоянно преследует призрак повещенного им Крапилина.
Сон шестой. Все еще Константинополь, но уже лето. Происходит сора Черноты с Люсей, Голубков играющий на шарманке. Появляется Серафима с греком, несущим покупки. Чернота и Голубков прогоняют грека, Голубков объясняется Серафиме в любви. Хлудов разжалован из армии. Герои мучительно ищут выход из создавшегося положения, тоскуют по родине их буквально пронизывает жажда смерти не где-нибудь, а именно Дома в России.
Действие четвертое
Сон седьмой. Действие происходит в Париже. Чернота обыгрывает Корзухина в карты на 20000 долларов и выкупает у того медальон Хлудова. Теперь у Голубкова есть деньги чтобы помочь Серафиме.
Сон восьмой Снова Константинополь. Хлудова по-прежнему мучает призрак повешенного вестового, Серафима жалеет его и собирается уехать в Питер. Появляется Чернота и Голубков. Голубков и Серафима признаются в любви друг другу. Когда Хлудов остается один он стреляет себе в голову. И снова тьма.
«Бег». Булгаков. Краткое содержание
Итак, октябрь 1920 года. Северная Таврия. Идет бой между красными и белыми. Молодой питерский интеллигент Голубков скрывается от шальных пуль и гранат в притворе монастыря с Серафимой Корзухиной, дамой из Петербурга. Вместе с ним она бежит в Крым, чтобы там встретиться со своим мужем. Голубков недоумевает, откуда красные в этой местности, ведь она вся была в руках белых.
Тут в монастырь заехал отряд кавалеристов Буденного, чтобы проверить у людей документы. Священники и монахи молились перед образами, в церкви находилось много и другого люду, среди них и беременная Баранбанчикова, у которой внезапно начались схватки. Когда обитель покинули красные, за ними следом появились солдаты во главе с белым командиром Де Бризаром и Люська, походная жена генерала Чарноты. Как оказалось потом, в образе беременной дамы скрывался сам генерал Чарнота, который, услышав голоса своих, не передать словами как обрадовался. Он обнял их всех и стал рассказывать, как вместо поддельных документов его друг Барабанчиков в спешке все перепутал и подсунул ему документы беременной жены.
Теперь все они начинают обсуждать план побега, предложенный Чарнотой. Но вскоре обнаруживается, что у Серафимы начинается тиф, и Голубков от нее не отходит. Все разъезжаются.
История написания
Работать над пьесой Булгаков начал в 1926 году. Для сюжета автором использовались воспоминания об эмиграции его второй жены Л. Е. Белозерской , — она вместе со своим первым мужем бежала в Константинополь, жила в Марселе, Париже и Берлине. Также использовались воспоминания белого генерала Я. А. Слащева .
В апреле 1927 года Булгаков заключил договор со МХАТом, на написание пьесы «Рыцарь Серафимы» (рабочее название пьесы, также известен вариант названия «Изгои»). Согласно условий договора Булгаков должен был закончить пьесу не позднее 20 августа 1927 года. По сути Булгаков таким образом отрабатывал аванс, полученный месяцем ранее за постановку запрещённого цензурой «Собачьего сердца». Рукопись материалов «Рыцаря Серафимы» (или «Изгоев») не сохранилась, скорее всего пьеса была сырая и использовалась только для отчётности бухгалтерии театра.
1 января 1928 года автором был заключён договор с МХАТом на написание пьесы под названием «Бег» и уже 16 марта 1928 года пьеса была передана заказчику. Из-за цензуры, пьеса при жизни автора не ставилась, хотя постановка была близка к реализации благодаря заступничеству Максима Горького .
Направление и жанр
Пьеса «Бег» была создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится к достоверному изображения действительности. Созданные им образы, персонажи, их слова и поступки весьма натуральны и естественны. Читатель может поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле.
Жанр этого произведения можно определить, как драму. Это литературное произведение предназначено для показа на театральной сцене. Композиция и метод изложения (диалоги) лишний раз подтверждают, что перед нами именно пьеса. Сюжет носит повседневный, бытовой характер.
История создания
Булгаков начал работу над пьесой в 1926 году. В основу сюжета легли воспоминания его второй жены – Любви Белозерской и генерала Якова Слащева, который в девятнадцатом и двадцатых годах руководил обороной Перекопа.
Булгаков переживал непростой период своей жизни. Его нигде не печатали, его пьесы не ставили, он испытывал серьёзные финансовые затруднения. В двадцать седьмом году он заключил договор с МХАТом. Тогда пьеса носила название «Рыцарь Серафимы». В двадцать восьмом году пьеса была закончена и получила своё окончательное название «Бег», но так и не была поставлена при жизни писателя. В ней он вновь «героизировал противников советской власти», как и в романе «Белая гвардия».
Отчасти пьеса «Бег» была воплощением замысла писателя о масштабной трилогии, посвященной событиям гражданской войны. Она должна была стать своеобразным реквиемом для интеллигенции. Но из-за болезней, проблем на службе и в семье автор не смог реализовать свой замысел в полной мере.
Арест
Голубков попадает на допрос в контрразведку начальника Тихого, который вынуждает подписать документ, уверяющий, что Серафима — коммунистка. Тихий с напарником хотят заработать на шантаже ее мужа Корзухина.
Серафима на допросе видит показания Голубкова, выбивает окно кабинета и зовет на помощь. Под окнами в это время шла конница Чарноты, который появился с револьвером и освободил Серафиму.
Между тем происходит разговор Хлудова с главкомом, которого он ненавидит за то, что тот вовлек его в бессмысленное дело. После всех выяснений они расстаются. У Хлудова наблюдается психическое расстройство, он постоянно видит призрак повешенного им бойца Крапилина. Но тут входит Голубков, который в панике из-за ареста Серафимы и хочет, чтобы генерал помог освободить ее. Хлудов приказывает своему адъютанту, есаулу Головану, доставить к нему Серафиму и тут же добавляет, что, возможно, ее уже расстреляли. Тот через некоторое время возвращается и докладывает, что она находится у Чарноты, который увез ее в Константинополь. Хлудова уже тоже ждут на корабле. К нему периодически приходит призрак вестового. Голубков умоляет его взять с собой, чтобы найти Серафиму.
Действие четвертое
Сон седьмой
Происходит осенью 1921 года в Париже.
Голубков приезжает в Париж, находит мужа Корзухиной и просит у него тысячу долларов для Серафимы. Тот отказывает, мотивируя свой поступок тем, что на Серафиме он не был женат, а в скором времени собирается предложить руку и сердце своей русской секретарше. Голубков говорит Корзухину, что он бездушный человек. Сергей Павлович уже собирается уйти, но в этот момент заходит генерал Чарнота. Он сообщает Корзухину, что с радостью бы записался к большевикам, чтобы расстрелять его.
Чарнота видит карты и предлагает Корзухину сыграть. Он продает сопернику медальон Хлудова за десять долларов. После игры генерал становится обладателем 20 000 долларов. За 300 он выкупает медальон назад. Корзухин хочет вернуть все проигранные деньги. Он кричит от досады, и на его рев выбегает Люся. Генерал в шоке, но не выдает, что знаком с проституткой. Люся презирает мужа Серафимы. Она считает, что Корзухин сам виноват в проигрыше.
Все расходятся. Люся высовывается в окно и тихонько говорит Голубкову, чтобы он берег Корзухину, а генерал, наконец-то купил себе новые штаны. Темнота.
Корзухин
Осень 1921 г., Париж. Голубков появляется на пороге квартиры Корзухина и просит дать ему тысячу долларов в долг. Но тот уверяет, что у него нет никакой жены, и отказывается давать деньги. Вдобавок он заявляет, что хочет жениться на своей секретарше. Голубков обвиняет его в бездушии. Однако тут в дело встревает Чарнота и, увидев у Корзухина на столе карты, предлагает ему сыграть и ставит медальон Хлудова. В итоге он выигрывает у Корзухина 20 тысяч долларов и за 300 долларов выкупает у него обратно медальон.
Корзухин пьян и вне себя от ярости, он кричит и требует полицию. Наступает кульминационный момент. Из комнаты на крик выбегает секретарша (ею оказалась Люська). Она, сообразив в чем дело и увидев Чарноту, говорит Корзухину, что деньги им уже не вернуть, так как они проиграны. На прощанье она просит Голубкова беречь Серафиму.
Надо о (произведение Булгакова) с необычайной трогательностью и пониманием рассказывает о каждом герое.
Художественное пространство пьесы
Героями пьесы «Бег» являются бездомные скитальцы, изгнанники, которые питают смутную надежду на обретение нового дома, где могли бы наконец закончить свой бег и найти долгожданный покой. Художественное пространство пьесы разделено на две части: российскую и заграничную. На «родной» территории персонажи оказываются в ситуации вне своего дома, даже вне какого-либо жилого помещения. Бег – это не поиск лучшего места для жизни, а спасение от гибели. В этом смысле топос церкви реализует свои древни функции. Церковь – это Дом Бога, Крепость Бога, в лихие времена на Руси была защитой от вражеского нашествия. Образ убежища создает и детализация интерьера монастырской церкви.
«Сон второй» еще тяжелее, чем первый, так как место действия отодвигается все дальше от родного дома. Это уже какая-то «большая станция где-то в северной части Крыма». В «Беге» железнодорожная станция символизирует перепутье дорог, где сталкиваются человеческие судьбы, где человек делает последний решительный выбор, это место разлук и роковых встреч.
Действие третьего и четвертого снов происходит в Севастополе. Цепь измен и отречений, начавшаяся в первом сне, становится непрерывной. А самым слабым звеном перед смертельной опасностью оказываются семейные узы – то, что казалось самым прочным в мирной жизни людей.
Булгаков последовательно обыгрывает «кабинентный» мотив в «российской» части пьесы. Домашний кабинет в воспоминаниях Голубкова сменяется штатным кабинетом Хлудова. Российское действо завершается еще одной кабинетной сценой.
Действие пятого сна происходит на площади Константинополя. Карусель на площади представляет собой суррогатную модель русского праздничного мира, которая знаменует спасение русских беженцев.
В «Сне шестом» действие перемещается в домашнее пространство. А интерьер дома в последнем «Сне» означает окончательное отречение русского изгнанника и его адаптацию в чужой стране.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев в пьесе «Бег» умещаются в таблице. Если ее нужно дополнить, сообщите об этом Многомудрому Литрекону.
Серафима Владимировна Корзухина | Симпатичная молодая дама. Достаточно смелая, благородная и гордая женщина, на ее долю выпадает множество тяжёлых испытаний. В итоге она смогла сохранить своё человеческое достоинство даже в нищете и позоре. |
Сергей Павлович Голубков | интеллигентный молодой человек. Сын профессора. Трусоватый, но благородный мужчина, который сохраняет свои идеалы, несмотря на многочленные мытарства. Всей душой предан старым порядкам и скучает по царскому времени. |
Григорий Лукьянович Чарнота | Отважный белый генерал. Мужчина средних лет. Запорожец. Опытный военный и умелый боец, но в быту оказывается совершенно потерянным и никому не нужным. Склонен к азартным играм. Постоянно выигрывает в карты. |
Роман Валерьянович Хлудов | Белый офицер. Мужчина средних лет. На момент начала пьесы находится в упадочном состоянии духа, поняв бессмысленность своей борьбы, из-за это искренне ненавидит белых, которые, по его мнению, втянули его в эту войну. Жесток, способен без малейшего колебания отправить человека на смерть, но всё-таки сохранил в себе остатки благородства и милосердия. К концу повествования окончательно отчаивается и начинает искать смерти, в итоге заканчивая жизнь самоубийством. |
Парамон Ильич Корзухин | Муж Серафимы. Картёжник и аферист. Меркантильный и циничный негодяй, превыше всего ценящий собственный достаток. Дважды предаёт свою супругу, в первый раз, когда позволяет Хлудову арестовать её, во второй раз, когда женится на другой, оставляя Серафиму на произвол судьбы. |
Популярные сегодня темы
Петрушка является образом, который произносит минимум фраз в пьесе и для такого жанра подобная особенность является более чем странной. Вообще, конечно, для слуги бессловесное поведение выглядит вполне нормальным и характерным.
Произведение представляет собой исключительную ценность в развитии русской литературы, поскольку является гениальным выражением древнерусского поэтического творения, изобразившего великие исторические события прошлых лет.
Школа — это, пожалуй, самый долгий и самый важный этап в жизни каждого человека. Мало кто любит вставать в 7 утра, учиться до ночи, делать домашние задания и писать контрольные работы.
Безусловно, поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты. Она очень добра и отзывчива по отношению к мальчику, понимает, насколько тяжело ему приходится. Неоднократно учительница предлагает ему продукты и финансовую помощь
Основные персонажи пьесы
Главные герои:
- Серафима Владимировна Корзухина — молодая петербургская дама, добрая, честная, пожалела удавленных, за что была арестована, жена Парамона Корзухина, который от неё отрёкся.
- Сергей Павлович Голубков — приват — доцент, сын профессора, тоже петербуржец. Любит Серафиму. Слабый человек.
Другие персонажи:
- Африкан — архиепископ Симферопольский, он же химик Махров, приехал благословлять воинов.
- Григорий Лукьянович Чарнота — запорожец по происхождению, генерал — майор в армии белых. Игрок, справедлив честен.
- Барабанчикова — существует только в воображении генерала Чарноты.
- Люська — походная жена Чарноты, смелая, нервная, без принципов.
- Крапилин — вестовой Чарноты, повешен по приказу Хлудова из-за своего красноречия, будет преследовать Хлудова в виде призрака.
- Роман Валерьянович Хлудов, больной, странный человек.
- Жесток, злодей Де Бризар — командир гусар у белых, слегка не в себе из — за контузии.
- Парамон Ильич Корзухин — муж Серафимы, труслив, жаден, бездушен.
- Белый главнокомандующий — вспыльчив.
- Артур Артурович — владелец тараканьих бегов в Константинополе, жаден до денег, жуликоват.
Роль сна в художественном произведении
Авторский замысел пьесы «Бег» воплощают восемь снов. Писатель не случайно выбрал форму «сна». М.А. Булгаков воссоздает в пьесе особую атмосферу, где все «моментально, мгновенно», где события слишком зловещи и страшны, чтобы быть явью. «Сон» и мыслится как явление не только событийного характера, но и фундаментального, онтологического. Сон отражает авторское мировосприятие и миропонимание. Он не противопоставлен реальности, но при этом и не тождественен ей, граница сна и действительности тонка, зыбка и очень пластична. Сновидческое пространство – это пространство игровое, оно позволяет воссоздать конкретные смысловые ситуации деятельности человека. Подобное пространство свободно от контроля сознания, и это делает «игру» занимательнее, ведь предугадать дальнейшее развитие действия невозможно. Своеобразие мотива сна в произведении М.А. Булгакова заключается в его функционировании, значении. У Булгакова этот момент прецедентен. До него мотив сна в произведениях использовали Гоголь, Пушкин, Тургенев, Лермонтов и т.д. Благодаря форме сна писатель может иносказательно выражать свои мысли, мысли персонажей, интерпретировать события. Часто сновидение становится основообразующим сюжетным элементом или переломным этапом в сюжете
Мотив сна имеет важное значение для понимания авторского замысла и погружения в фантастическую реальность, чтения знаков и символов
Темы
- Любовь – Булгаков показывает нам, что во времена исторических катаклизмов и тяжелейших испытаний только настоящая любовь способна удержать человека от падения в пропасть, дать ему новую цель в жизни и силы для её достижения.
- Патриотизм – мы видим людей, которые искренне верили, что сражались ради блага и процветания своей страны, но в итоге оказались выброшенными на обочину истории. Их страна изменилась до неузнаваемости и отвергла их, и они остались в полном одиночестве в чуждом и непонятно им новом мире.
- Семья – на примере Корзухина писатель демонстрирует разложение семьи в русском обществе, в котором люди не живут, а борются за выживание, и в этой борьбе человек готов на самые низкие поступки, даже предательство родных и близких людей.
- Дружба – несмотря на подлость людей, показанную в пьесе, писатель говорит о том, что даже в самые тяжёлые времена ещё можно найти благородных товарищей, которые могут стать настоящей опорой и соратниками для брошенного всеми человека.
- Доброта – мир, изображённый в пьесе, кажется жестоким и злым, но вопреки всему в нём ещё остаются люди, способные на сострадание и милосердие.
Вариант 2
Пьеса “Бег” М.А. Булгакова – это произведение, которое описывает жизнь и судьбу человека в условиях революционных потрясений. Главный герой пьесы – Иван Николаевич Тимофеев, который является представителем интеллигенции и сталкивается с трудностями в новых условиях. Он вынужден бежать из города, чтобы спастись от репрессий, и в результате попадает в деревню, где начинает новую жизнь.
В пьесе Булгакова ярко и наглядно показаны противоречия и проблемы, которые возникают в период революционных потрясений. Автор описывает жизнь героя, который вынужден бежать из города, чтобы спастись от репрессий, и показывает, как он сталкивается с новыми трудностями в деревне. В пьесе присутствуют яркие образы, которые помогают читателю лучше понять суть происходящего.
Одной из главных тем пьесы является проблема выбора между личной свободой и общественным долгом. Герой пьесы вынужден бежать из города, чтобы спастись от репрессий, но в деревне он сталкивается с новыми трудностями и проблемами. Он вынужден выбирать между своей личной свободой и общественным долгом, и эта проблема является одной из главных тем пьесы.
В пьесе “Бег” Булгакова также присутствует тема любви и отношений между людьми. Герой пьесы влюбляется в дочь своего хозяина, но их отношения оказываются запрещенными. Автор описывает сложности, с которыми сталкиваются герои, и показывает, как любовь может преодолеть все препятствия.
Одним из ярких образов в пьесе является образ деревни, в которой живет герой. Автор описывает жизнь деревенских жителей, и показывает, как они сталкиваются с трудностями в новых условиях. В пьесе также присутствует образ героя, который вынужден бежать из города, чтобы спастись от репрессий, и который сталкивается с новыми трудностями в деревне.
Одной из главных проблем, которые описывает автор в пьесе, является проблема социальной справедливости. Герой пьесы сталкивается с трудностями в новых условиях, и автор показывает, как несправедливо обращаются с людьми в период революционных потрясений. В пьесе также присутствует тема борьбы за свободу и права человека.
В целом, пьеса “Бег” М.А. Булгакова – это произведение, которое описывает жизнь и судьбу человека в условиях революционных потрясений. Автор ярко и наглядно показывает противоречия и проблемы, которые возникают в этот период, и описывает жизнь героя, который вынужден бежать из города, чтобы спастись от репрессий. В пьесе присутствуют яркие образы, которые помогают читателю лучше понять суть происходящего, а проблема выбора между личной свободой и общественным долгом является одной из главных тем. Также в пьесе присутствуют темы любви и отношений между людьми, социальной справедливости и борьбы за свободу и права человека.