Анализ стихотворения блока небесное умом неизмеримо

«бегут неверные дневные тени…» а. блок

Ante Lucem

Первые «серьёзные» стихи Александр Блок написал в 18 лет; они вошли в поэтический сборник с замысловатым названием Ante Lucem (в переводе с латыни — «До света», или, согласно авторскому переводу Блока, «Предрассветное»). В этих произведениях уже угадывается символистский настрой поэта: лирический герой здесь рассуждает о любви, о смерти, о Божественной воле

Злободневным событиям внимание не уделяется, зато постоянно встречаются сюжеты из славянского фольклора и европейской литературы. Названия стихотворений говорят сами за себя:

  • «Офелия в цветах, в уборе…»;
  • «Песня Офелии»;
  • «Гамаюн, птица вещая»;
  • «Сирин и Алконост»;
  • «Накануне Иванова дня…»

Офелия — главная героиня пьесы У. Шекспира «Гамлет», той самой, которую ставили в домашнем театре Менделеевых; Гамаюн, Сирин и Алконост — мифические птицы, частые персонажи русских народных сказок; Иванов день (также день Ивана Купалы) — важный славянский праздник: согласно преданиям, в этот день можно найти мифический цветок папоротника и, сорвав его, обрести сверхъестественные способности, в том числе — видеть будущее. Уже в 18—19 лет Блок умело работает с классическими образами, пытаясь переосмыслить их. Так, в стихотворении «Офелия в цветах, в уборе…» появляется лирический герой, который наблюдает за Офелией и Гамлетом со стороны, не смея вмешаться в происходящее. А в произведении «Накануне Иванова дня» юноша, собирая цветы, получает дар ясновидения, но узнаёт не о судьбах мира, а о том, что ему суждено вскоре расстаться с любимой.

Раннее творчество Блока, безусловно, заслуживает внимания. И всё же стихи, вошедшие в Ante Lucem, запомнились читателю куда меньше, чем произведения следующего сборника — «Стихи о Прекрасной Даме».

Пророческие строки

В 1902 году, когда было написано стихотворение, Блок разумом не мог и предположить, что Соловьёв свяжет свою жизнь с церковью, но пророческий дар подсказал ему это, а талан помог отразить в строках.

Эти слова обращены к Соловьёву, в них однозначно видно, что автор предсказывает ему путь священнослужителя – церковные ступени уже ждут его шагов. Сомневающийся читатель возразит, что может быть Блок пишет, что Соловьёв будет просто верующим человеком. Эти сомнения опровергают строки:

Цветок весны – это жизнь, которую брат оставит у образов, то есть, в церкви. Мгле таинства христианства необходимы такие цветы, они освещают иконы и помогают людям найти Бога. Икона без истового священника может потеряться во мраке под церковными сводами, священнослужитель же является факелом и проводником между человеком и Богом. Такого проводника и увидел Блок в друге и предсказал ему его судьбу.

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока

— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)

— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.

— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?

— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство

(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)

— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)

— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.

— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?

— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?

— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)

— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?

— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость

(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)

— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср

– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)

— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?

— В чем символика этого образа?

Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».

В кого талант?

Каждый приходит к творчеству по-своему; кто-то — благодаря влиянию старших родственников и друзей семьи, кто-то — вопреки родительской воле и нравам ближайшего окружения. Так, во времена А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова умение сочинять какие-никакие стихи входило в перечень навыков, которыми должен обладать каждый уважающий себя дворянин: это было необходимо, чтобы, например, при случае написать стихотворное послание в альбом очаровательной даме. Поэтому неудивительно, что среди множества дворянских мальчиков, волей-неволей пробующих себя в литературном мастерстве, находилось немало тех, для кого литература становилась не просто данью моде, а чем-то большим. А вот во второй половине XIX века помещикам стало уже не до поэзии, тем более что времена наступили тяжёлые. Так, отец Н. А. Некрасова хотел видеть сына только военным — и лишил юношу покровительства, когда будущий классик признался родителям, что мечтает стать литератором. Так Некрасов уехал в Петербург без гроша за душой, голодал, тяжело болел и некоторое время был вынужден даже жить в ночлежке для нищих.

Что касается Блока, то ему не пришлось отстаивать перед родными желание заниматься искусством. Мальчик появился на свет в интеллигентной семье: его мама, Александра Андреевна, была дочерью ректора СПбГУ (Санкт-Петербургского государственного университета). К сожалению, отношения между родителями будущего поэта с самого начала складывались крайне напряжённо; супруги быстро разошлись, и после развода отец-юрист почти не интересовался судьбой Саши. Однако юный Блок никогда не чувствовал себя одиноким: в его воспитании принимали участие многочисленные интеллигентные родственники Александры Андреевны. С мальчиком проводил немало времени сам ректор СПбГУ Андрей Николаевич Бекетов, мама читала ему сказки, а бабушка — поэмы собственного сочинения. Поэтому неудивительно, что уже в пять лет юный Блок написал первые стихи о животных, а в четырнадцать принялся «издавать» собственный рукописный журнал. К тому же по соседству с Шахматовым — родовым гнездом Бекетовых, где жил и юный Блок, — располагалось имение Боблово. Его хозяином был не кто иной, как Дмитрий Иванович Менделеев — тот самый, который создал знаменитую на весь мир таблицу химических элементов. Блок часто ездил к Менделеевым и даже принимал участие в домашних театральных постановках. Кстати, именно в Боблово юный Александр познакомился с Любовью Андреевной Менделеевой — дочерью выдающегося химика, которая впоследствии стала его супругой. Юноша и девушка сразу прониклись симпатией друг к другу и поддерживали в увлечении искусством; так, будучи юными, они играли для родных и близких главных героев «Гамлета».

Текст

Бегут неверные дневные тени.Высок и внятен колокольный зов.Озарены церковные ступени,Их камень жив — и ждет твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,Одетый страшной святостью веков,И, может быть, цветок весны уронишьЗдесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,Высок и внятен колокольный зов,Ложится мгла на старые ступени. Я озарен — я жду твоих шагов.

Александр Блок, бесспорно, обладал даром пророчества, поэтому многие его стихи сегодня можно рассматривать, как зарифмованные предсказания. Касались они не только различных событий, которые впоследствии произошли в России, но и затрагивали судьбы близких поэту людей. Одним из них был Сергей Соловьев, троюродный брат Александра Блока, который в юности также причислял себя к литераторам и даже успел опубликовать несколько сборников стихов, выдержанных в духе символизма. Однако Блок интуитивно чувствовал, что этому человеку уготована совсем

иная судьба, и в 1902 году посвятил ему Стихотворение “Бегут неверные дневные тени…” , которым предопределил будущее этого человека.

Обращаясь к Соловьеву, поэт отмечает: “Озарены церковные ступени, их камень жив – и ждет твоих шагов”. Эту фразу можно назвать случайной и принять за некую игру слов, своеобразный поэтический ответ, адресованный Сергею Соловьеву. Все дело в том, что этот автор целый цикл стихов посвятил религиозной тематике, хотя не считал себя особо верующим человеком. Однако Блок понимает, что в жизни не бывает ничего случайного, и поэтому предсказывает своему другу: “Ты

здесь пройдешь, холодный камень тронешь”. То есть, он связывает будущее этого человека с церковью и даже предполагает: “И, может быть, цветок весны уронишь здесь, в этой мгле, у строгих образов”.

Под “цветком весны” Блок предполагает жизнь Соловьева, которую тот должен посвятить служению Богу. Но определенно утверждать это автор не берется, лишь намекая на то, что религия станет для его друга близкой и понятной. Этот человек, по мнению поэта, непременно придет к вере, что изменит его жизнь. Сам же Блок, объясняя смысл данного произведения, отмечает: “Я озарен – я жду твоих шагов”. Фактически автор даже не пытается скрывать, что на него снизошло некое откровение относительно судьбы Сергея Соловьева. Однако в 1902 году, когда оба молодых человека были студентами и мечтали о литературной карьере, предположить, что один из них действительно станет священником, было крайне сложно. Тем не менее, это действительно произошло, и в 1915 году Сергей Соловьев стал слушателем Московской духовной семинарии, а еще через год был рукоположен во диаконы. Однако впоследствии этот жизненный выбор привел Соловьева на тюремные нары и в психиатрическую клинику, где лучший друг Блока скончался в 1942 году.

  • Проект снежный городок в детском саду

      

  • Климатообразующие факторы план урока

      

  • Проект по сказке крошечка хаврошечка в детском саду

      

  • Сенин максим александрович школа 883 почему ушел

      

  • Искусство как феномен культуры кратко

«Блок и символизм»(доклад+анализ произведений)

Чтобы лучше понять, как Александр Блок связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии «символизм».

Русский символизм – явление сложное. На разных этапах становления и в творчестве разных поэтов и писателей символизм выявляется по-разному. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции в 1880-х-1890-х годах. Первые шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Все русские символисты были разные. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрения символистов, был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их в дальнейшем так и называли – «соловьевцами». У Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «Вечная женственность», которые в дальнейшем мы встретим в стихотворениях А.Блока. Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти мир, она единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.

В России используется деление символистов на «старших» («декадантов») и «младших» (мистиков – «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младосимволисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие.

Александр Блок — Небесное умом не измеримо

Nebesnoye umom ne izmerimo,Lazurnoye sokryto ot umov.Lish izredka prinosyat serafimySvyashchenny son izbrannikam mirov.

I mnilas mne Rossyskaya Venera,Tyazheloyu tunikoy povita,Besstrastna v chistote, neradostna bez mery,V chertakh litsa — spokoynaya mechta.

Ona soshla na zemlyu ne vpervye,No vkrug neye tolpyatsya v pervy razBogatyri ne te, i vityazi inye. I stranen blesk yee glubokikh glaz.

Yt,tcyjt evjv yt bpvthbvj,Kfpehyjt cjrhsnj jn evjd/Kbim bphtlrf ghbyjczn cthfabvsCdzotyysq cjy bp,hfyybrfv vbhjd/

B vybkfcm vyt Hjccbqcrfz Dtythf,Nz;tkj/ neybrjq gjdbnf,,tccnhfcnyf d xbcnjnt, ythfljcnyf ,tp vths,D xthnf[ kbwf — cgjrjqyfz vtxnf/

Jyf cjikf yf ptvk/ yt dgthdst,Yj drheu ytt njkgzncz d gthdsq hfp,jufnshb yt nt, b dbnzpb byst///B cnhfyty ,ktcr tt uke,jrb[ ukfp///

Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока

Александр Блок — один из ярких представителей «се­ребряного века» русской поэзии. Он начал свой творчес­кий путь в среде символистов, а вскоре оказался не толь­ко самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-об­щественной позицией. Символизм — одно из самых слож­ных и противоречивых направлений в русской литерату­ре. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, по­рою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют сим­волы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символис­тами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «бо­жественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соло­вьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрас­ная Дама — это символ любви, это символ самой жиз­ни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего бо­жества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отража­ют окружающую действительность, противоречия капи­талистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчали­во, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незна­комка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Веч­ной Женственности, символ красоты и любви. Незнаком­ка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышен­ного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняю­щей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена револю­ции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, про­ходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Об­раз Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечнос­ти, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Пре­одоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.

Символизм в творчестве А.А. Блока

Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва — религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.

Белый цвет — знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак её приближения. Утро, весна — надежда на встречу Зима, ночь — разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет — пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.

Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать… Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» — характерные в этом смысле строки стихов Блока.

Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы «просвечивает» иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, «несказанным» (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной а,— писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов)

Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.

Анализ стихотворения А. Блока «В октябре»:) срочно:) пожалуйста помогите:)

Стихотворение «Россия» было написано Блоком 18 октября 1908 года. Тема стихотворения — это тема безграничной любви к Родине. И несмотря на царившую нищету, несправедливость среди социальных слоев, поэт, как истинный патриот, продолжает любить свою родную землю. Он видит красоту и величие России во всем: в «расписных спицах», в природе: лесах да полях, в прекрасных чертах и даже в «серых избах» м «ветровых песнях», которые напоминают ему первую любовь. Блок представляет Родину через женский образ. Он рисует красивую девушку, с прекрасными чертами, заботливую и слёзы, о которых он упомянул, указывают на ее доброту и чувствительность. Блок показывает силу Руси тем, что несмотря на нищету, она не дала себя сломить врагам, что годы идут, а Россия всё та же: «лес, да поля, да плат узорный до бровей…». Поэт уверяет потерявших надежду на благополучие и процветание страны, что Россия не пропадет, пока она хранит бесценные природные богатства. Автор не перестает верить, что для России еще наступят хорошие времена, поэтому последнему шестистишью особенно характерна возвышенная атмосфера. Строки:

И невозможное возможно, Дорога долгая легка… и т. д.

показывают всю силу веры поэта в светлое будущее, которое обязательно настанет. Чтобы выразить свои чувства через стихотворение автору особенно помогли эпитеты: «годы золотые», «спицы расписные», «песни ветровые», «разбойная краса», «прекрасные черты», «плат узорный» и олицетворение России в образе девушки. Это стихотворение одно из тех произведений Блока, которое несет в себе основной смысл: любить Родину надо не за что-то, а только за то, что она родная земля.

Всё сбылось

Действительно, через 12 лет после написания строк Соловьёв поступил в духовную академию, которую успешно закончил в 1918 году. Дьяконом Сергей стал ещё во время обучения в 1915 году, а в 1916 году посвящён в сан священника. Кто мог это знать в начале века – только Блок.

Поэт сам признаётся в том, что эти строки пророческие:

Стих написан под влиянием озарения, для автора уже всё ясно и остаётся только ждать свершения пророчества. Строки напевны и мелодичны, рифма ясная, что позволяет без труда выучить три четверостишья стихотворения.

П. С. Как отнесся друг к стихотворению доподлинно неизвестно, скажу лишь напоследок, что кроме служения Сергей занимался преподаванием и переводами, арестован в 1931 году, а в ходе судебного процесса заболел психически. Умер в эвакуации, так и не обретя ясности ума в 1942 году. Этого Блок не предсказал, а может видел но не сказал… .

«Что для вас мои стихи. » (А. Блок)

«И вдруг стихи ворвались в жизнь, чу­жие, как свои. »

В собеседники выбирают тех, с кем интересно и много общего. То же проис­ходит и с книгами. Когда заходит речь об А. Блоке, невольно всплывают в памя­ти строки:

«Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. »

Это стихотворение — первое знакомство с поэтом, оно поразило меня тем, что я поняла: есть стихи, которые могут затронуть мою душу, быть созвучными моему настроению. С тех пор я потянулась к Блоку.

Чем взяли меня за живое стихи Блока? Думаю, сложно объяснить. Блок очень тонкий лирик, открытый и загадочный одновременно. Его стихи, окутанные оре­олом таинственности, по сути своей исповеди, которые воспринимаются только душой и сердцем:

«Небесное умом неизмеримо».

Душе подвластно уловить и почувствовать недосказанность, глубину. Сквозь личный мир, его растерзанное сердце прошли все бури переломного периода. Отсюда в стихах чувствуется некая напряжённость, отчаянье, боль, попытка уйти от реальности, но нигде нет озлобленности, грубости. Нередко сочувствуешь и сострадаешь автору стихов:

«И тихая тоска сожмет так нежно горло. »

Время, в котором я живу, созвучно с блоковским. Здесь совпадение в психо­логическом настрое, проблемах, вопросах. В чём он, смысл жизни? Что такое жизнь? Может быть, просто

«Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, — Всё будет так. Исхода нет».

Все лирические стихи наполнены процессом поиска смысла жизни. Интерес­но сознавать то, что во мне находилось на подсознательном уровне и я не могла сформулировать, я нашла в стихах Блока. Что же делать, когда

«. растёт тревога к ночи! Тихо, холодно, темно. Совесть мучит, жизнь хлопочет».

Может быть, уйти в мечтах далеко-далеко от навязчивых проблем, неразре­шённых вопросов

«И вижу берег очарованный И очарованную даль».

Стихи Блока торжественны, строги, возвышенны, как церковное песнопение. Они вызывают светлую грусть, меланхолическое настроение и в то же время при­поднятость и надежду:

«Девушка пела в церковном хоре».

Да, стихи его весёлыми не назовёшь, но несмотря на какую-то безысходность в них чувствуется сильный характер, вера, нежелание безропотно покориться судьбе. Грустно, но не безнадёжно. Это вызывает восхищение, зная, какая нелёг­кая судьба досталась их автору.

«Простит угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь дитя добра и света, Он весь свободы торжество».

Живя «средь пошлости таинственной», стихи оказывают такое действие, как посещение церкви: успокаивают, дают душе очиститься и возвыситься над зем­ной суетой. Завуалированность и недосказанность мысли при полной обнажённо­сти чувств завораживают и обезоруживают. Погрузившись в томительный мир блоковских стихов, ощущаешь какую-то загадочную энергию, благодаря которой долго находишься под впечатлением.

«Я знаю, что такое Блок для всех и для меня­ но Блок и мне, как Правды знак, мир полюбить помог».

Лучше, чем сказал Глеб Горбовский, мне сказать трудно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: