Анализ стихотворения александра блока «девушка пела в церковном хоре…»

Анализ стихотворения «незнакомка» александра блока

Суть стихотворения

Основные идеи произведения — надежда, ожидание светлого будущего и понимание того, что всё тщетно. Выражаются они в разных образах:

  • надежда — это невинная девушка, молящаяся настольно искренне, что все вокруг верят в благоприятный исход;
  • обречённость выражена в образе «причастного тайнам» младенца, который плачет «о том, кто не придёт назад».

Сложно сказать, что именно переживали люди, которые своими глазами видели страшные события. Однако можно предположить, что именно такие эмоции они пережили. Сострадая своему народу, именно это и постарался отразить в своём стихе «Девушка пела…» Блок.

Кто она – Прекрасная Дама?

Без описания характера Любви Менделеевой не может состояться и сам анализ. Блок, «Стихи о Прекрасной Даме» которого в некоторой степени сыграли с девушкой злую шутку, одухотворил и идеализировал её образ настолько, что за ним потерялась реальная, земная, интересная личность. Люба была серьёзна, строга, неприступна, а вместе с тем остроумна, спокойна, радостна. Золотоволосая и румяная, внучка великого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева не могла и не хотела тратить всю жизнь на поиски таинственных смыслов любви «позера с повадкам фата», как сама она однажды назвала Блока.

Все окружение поэта также видело в ней воплощение вечной, идеальной женственности, в связи с чем на разный манер истолковывало её жесты, поведение, настроение, наряды. Брак Александра Александровича и Менделеевой считался священной мистерией, способной даровать, по мнению В. Соловьёва, очищение миру. Находились и те, кто в Любви усматривал исключительно отрицательные свойства: так, Анна Ахматова именовала её «бегемотом, поднявшимся на задние лапы», и считала набитой дурой. Женщина стала буквально заложницей сложившейся ситуации. В результате она нашла то, что искала – любовь, понимание, поддержку… Но не в муже, а в другом мужчине.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока 2 вариант

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”, как и многие другие произведения Блока, нёсет в себе черты символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты: это строки, посвящённые революционным событиям и расстрелу мирного выступления рабочих

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных выступлений в стране. Также на поэта повлияли и события Цусимского сражения, поскольку именно в это время поражением России завершилась русско-японская война.Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощённая в молитве невинной девушки, и заведомая обречённость тех, за кого она молится.Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое будущее, воплощённую в образе чистой душой девушки. Вторая часть ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость реальной жизни, которая основана на страдании.Жанр – лирическое стихотворение.Стихотворный размер – дольник.Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”.

История создания

Для творчества Блока 1904–1907 гг. характерно обращение к теме “страшного мира”, столкновению идеального и реального, жёстокого. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на чувствах, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими. В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела поражение. Блок тяжело переживал разгром русского флота и гибель огромного количества русских солдат.

Тема

Основная тема стихотворения – столкновение мира идеального и реального, надежда и её тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молится так искренне, что все, кто её слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций. Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад не вернётся.

Композиция

Стихотворение легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая (три строфы) проникнута светом надежды. В ней изображена похожая на ангела девушка, поющая о надежде и мире. Искренность и чистота молящейся заставляют людей, находящихся в церкви, верить в лучшее. Но в последней, четвёртой, строфе Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “никто не придёт назад“. Использованный им образ ребёнка – это такой же символ, как и образ прекрасной девушки. Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребёнок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и её тяжёлым будущим.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, что ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. Стихотворный размер – дольник.

Средства выразительности

Блок подчёркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”.

Но автор использует и другие приёмы, например звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчёркивается эпитетом “белый”, оставляет сильное впечатление. Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в мире есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостность, жестокость – с другой.

Родная речь. Александр Блок «Девушка пела в церковном хоре», читает О.Будина

Александр Блок «Девушка пела в церковном хоре», читает Ольга Будина

Развернутый анализ

Тема родины проходит красной нитью через творчество многих русских поэтов. В начале 20 веке, в период поднятия революционных настроений, писатели и поэты поделились на два лагеря — те, кто принимал происходящие события и на тех, кто критиковал революционеров. Каждый творческий человек пытался отразить эти настроения в своем творчестве и тема родины в этот период стала набирать популярность.

Исторические события

В период своего зрелого творчества Блок создает цикл стихотворений о родине, в который и входит произведение, повторяющее название сборника. Стихотворение «Родина» написано в 1908 году, за несколько лет до революции 1917 года. И в этом произведении Блок выразил всю свою любовь к родине.

В 1908 году поэт, как и многие другие представители интеллигенции и народа, ждали перемен в политическом строе. Многие были недовольны царской властью и несправедливостью режима. Подавление революции 1905 года, период реакции, поражение в Японской войне наложили отпечаток на настроения в обществе.

Тема произведения

Стихотворение посвящено теме родины. В произведении показан тот образ России, который представляется лирическому герою. Можно выделить целый ряд особенностей образа. Для лирического героя родина — нищая, со старыми избами и разъезженной дорогой, в которой застревают колеса, на улице повсюду слышны ветровые песни. Герой выражает свое отношение к родине: ему ее не жаль, он готов принимать со всеми несовершенствами. У Блока тема родины тесно переплетается с темой любви к женщине и эти два образа сливаются в один. Поэт сравнивает Россию с доверчивой и простой женщиной, которую легко обмануть. Но такая женщина стойко переносит все тяготы жизни (Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней).

Композиционные особенности

Текст поделен на две смысловые части: первая состоит из пяти катренов, вторая — последние 6 строк. Обе части объединены мотивом дороги, который ярко показан в первой строфе и последней. Но эти образы противопоставлены друг другу. В начале дорога кажется лирическому герою долгой, грязной, непроходимой. А во второй части мотив дороги переплетается с мотивом надежды и возможности невозможного. Так вводится тема предвестия преобразований в стране, которые в скором времени грядут. Лирический герой верит в эти изменения.

Определение жанра

Последняя строфа помогает ввести в стихотворение гражданскую проблематику. Лирический герой выражает свои нежные чувства к родине, но также он недоволен положением страны, тем, что она нищая и бедная. Герой ждет изменений и перемен. Поэтому стихотворение можно отнести к гражданской лирике.

Мне нравится3Не нравится1

Об истории создания цикла и о структуре блоковского произведения

Последнее издание цикла, которое случилось еще при жизни Блока – в 1922 году, включает 164 поэзии, написанные писателем всего за год, начиная с 1901-го и заканчивая осенью 1902 года. Однако, такое формирование сборника установилось не сразу. История знает историю о том, что Блок объяснял избранную структуру необходимостью представить совокупность идей. Также такая форма определилась еще и потому, что таковой была логика внутреннего развития сборника «Стихов…»

Блок придумал название сборника в 1903 году. Старт этому процессу дала публикация блоковских произведений на страницах московского альманаха «Северные цветы» (там русский поэт издал в целом около десяти лирических произведений). Предложил же стихи читателям главный редактор альманаха Валерий Брюсов. Впоследствии этим названием Блок обозначал свою ранние тексты – в основном, работы с привкусом мистицизма, которые издавались на протяжении разных периодов. Уже в 1904 году в «Грифе» (Москва) выпустили поэтический сборник Александра Блока, который назывался «Стихами о Прекрасной Даме». Позже сюда включили и другие произведения автора, а также существенно изменили и саму композицию тома.

«Эзотерический язык» Блока и вариации изданий сборника

В первом издании есть некоторые особенности: том написан с использованием «эзотерического языка», то есть смеси чувств и живой природы. Немногие люди способны понять такой язык, но, вероятно, в этом и состоял замысел символиста. Однако поклонники поэзии Блока находились всегда. В издании следующих произведений Блок стремился уделить больше внимания пояснению скрытых смыслов и малопонятных речевых оборотов.

Второе издание стихов Блоку предложили подготовить в «Мусагете». Предложение поступило в осенние декадентские дни 1910-го. Эту публикацию редакция запланировала в виде сборника поэзий. Уже тогда автор запланировал цикл как литературный триптих. Первая часть увидела свет через год, включив тексты из «Стихов о Прекрасной Даме», однако уже в ином – необычном – ракурсе. Редакторы и автор разделили цикл на части по триста произведений в каждой части (всего таких блоков было семь). Систематизация поэтических строк проходила также с помощью включения хронологического принципа: начиная с 1891-го и заканчивая 1904 годом. К слову сказать, автор впервые применил для своих стихов этот подход. Таким образом была определена структура первой части.

Через шесть лет то же издательство выпустило блоковские поэзии сразу в четырех частях. Для этого редакторы опять переработали состав сборника, посвященного образу Женственности, исключив оттуда почти 90 произведений. Также издатели ввели около тридцати новых стихов, которые до тех пор не входили ни в одну публикацию. Первый раз поэтические произведения из первой части литературные редакторы и автор раздели на такие блоки:

  • «Ante Lucem»;
  • «Стихи о Прекрасной Даме»;
  • Цикл «Распутья».

В 1922 году состоялось очередное издание блоковских поэзий. Писатель намеревался прокомментировать сборник, однако свою идею Блок так и не осуществил. В издание вошло 164 стиха, которые условно разделили на шесть рубрик. Под каждой рубрикой и стихом редакторы поставили место и временя создания определенного текста. Таким образом, «Стихи…» стали основой для других циклов, в частности для «Распутья».

Образ Вечной Женственности

Ранее мы говорили, что многие символы из своей вселенной писатель связывал с образом Женственности. Анализируемый цикл осуществил настоящее открытые в литературе начала ХХ века, гармонично вписывая в культурную действительность образ мистической женщины.

Образы Блока не однотипные, а – наоборот – достаточно широкие. Фигура прекрасной дамы отсылает к широкому универсуму смыслов. Блок ввел в поэзию элементы культуры Средневековья, где поклонение Даме сердца считалось демонстрацией добрых намерений, а также чувств. Автор использовал в своей лирике элементы традиции мистицизма, которые обрели популярность в эпоху Возрождения. Блок взял за основу произведения итальянских мастеров. Творчество Данте или Петрарки невозможно представить без светлого любовного чувства. Образы женщин (например, Лауры) – это идеальные, романтические лики, обращающиеся к Вечности. Сентиментальное воплощение мира, противоречий человеческой вселенной, особенностей повседневности находит воплощение в блоковском творчестве. Однако русский поэт использовал также приемы коллег по цеху, признанных классикой русской литературы в лице Фета и Жуковского, которые нашли необычный способ и стиль демонстрации человеческих чувств – как явления в природе.

Темы и проблемы произведения

Одна из главных проблем данного стихотворения – это проблема мечты и реальности. Реальность, с которой вынужден столкнуться поэт, очень мрачная и неприятная. Со всех сторон веет тоской, грязью и отсутствием стремления. Людей устраивает их образ жизни и они не видят совершенно никаких проблем. Отсутствие стремления и самореализации, низость и пошлость – все то, что наблюдает наш лирический герой.

Мечта же показана в образе таинственной незнакомки, поразившей героя как гром среди ясного неба. Она не такая. Она отличается от окружения, и вся обстановка вокруг отходит на второй план. Она одна сумела принести в этот мир то, ради чего стоит жить и творить.

Второй проблемой произведения смело можно назвать проблему пошлости и низости. Блок рисует картину опустившегося общества, которое интересуют лишь плотские утехи и саморазрушение. Дамы не видят ничего плохого в том, что их кавалеры каждый день ходят под ручку с разными леди. Полное падение моральных ценностей очень хорошо показано в этом произведении.

Тема любви так же поднимается в стихотворении. Ведь прекрасная незнакомка сумела пробудить в душе поэта самые светлые чувства, и подарить надежду на то, что не все в этом мире ещё потеряно.

Для большего эффекта в тексте автор использует множество эпитетов и сравнений.

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…» 1 вариант

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения.

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках. О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых. Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой – «у Царских Врат, причастный Тайнам, – плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

Четыре музы Александра Блока

Той Прекрасной Дамой стала Любовь Менделеева, дочь знаменитого русского химика. Любовь Дмитриевна была для Блока одновременно и Музой, и супругой. Однако, как ни была сильна любовь к супруге, Блок увлекался и другими женщинами. Сегодня «РГ» вспоминает тех, кто стал для поэта Музой.

Ксения Садовская

С Ксенией Михайловной Блок познакомился на немецком курорте Бад-Наугейме в 1897 году. Это была его первая любовь, оставившая глубокий след в творчестве поэта. Садовская была старше Блока на 22 года. Курортный роман был бурным, а затем перерос в длительные отношения; 16-летний юноша испытал весь спектр чувств мужчины к женщине — от пылкой влюбленности и неловкого смущения до ярости и ненависти.

Влюбленный Блок писал:

«В такую ночь успел узнать я, При звуках ночи и весны, Прекрасной женщины объятья В лучах безжизненной луны».

Через двенадцать лет, когда до него дойдут слухи о кончине Садовской, поэт не лестно отзовется о своей первой любви: «Однако, кто же умер? Умерла старуха. Что же осталось? Ничего. Земля ей пухом».

Впрочем, несмотря на осадок, оставшийся после расставания, Блок в стихах нашел место и теплым чувствам:

«Жизнь давно сожжена и рассказана, Только первая снится любовь, Как бесценный ларец перевязана Накрест лентою алой, как кровь. И когда в тишине моей горницы Под лампадой томлюсь от обид, Синий призрак умершей любовницы Над кадилом мечтаний сквозит».

Любовь Менделеева


Любовь Менделеева Дочь знаменитого химика Дмитрия Менделеева в свои шестнадцать лет слыла красавицей. Знакомы они с Блоком были с детства, но новая встреча перевернула мир поэта — он встретил Музу, Прекрасную Даму, Любовь. И эти отношения были противоположностью его романа с Садовской.

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.

Они поженились в 1903 году. Сперва Блок видел в своей Идеал, боготворил ее. И это было проблемой в их отношениях. Блок считал, что Муза должна оставаться Музой, и нет никакой необходимости в физической близости. Супруга была в смятении. Особенно учитывая увлечения Блока другими. Но и Любовь Дмитриевна не осталась без внимания: за ней ухаживали «коллеги по цеху» Блока — Соловьев и Белый. А чувства Блока вновь бурлят.

Наталья Волохова


Наталья Волохова

С актрисой труппы Веры Комиссаржевской Блок познакомился во время подготовки постановки пьесы «Балаганчик» (1906 год). Именно в этой драме описан конфликт между поэтом и Андреем Белым, претендовавшим на сердце Любови Дмитриевны. Отношения супругов к этому времени практически разладились…

Блок сходил с ума от эффектной брюнетки, посылал ей цветы и стихи, просиживал у нее в гримерке, встречал после спектаклей. Ходят слухи, что он готов был развестись ради Волоховой, но этот роман завершился вместе с циклом стихов «Снежная Маска».

«Я в дольний мир вошла, как в ложу. Театр взволнованный погас И я одна лишь мрак тревожу Живым огнем крылатых глаз.

Они поют из темной ложи: «Найди. Люби. Возьми. Умчи». И все, кто властен и ничтожен, Опустят предо мной мечи».

Любовь Андреева-Дельмас

Оперную певицу Блок повстречал в марте 1913 года. Их дома были по соседству, Блоки жили тогда в доходном доме на Офицерской улице. В течение нескольких месяцев они были неразлучны, даже выступали вместе — он читал стихи, она пела романсы.

«О да, любовь вольна, как птица, Да, все равно — я твой! Да, все равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой!

Да, в хищной силе рук прекрасных, В очах, где грусть измен, Весь бред моих страстей напрасных, Моих ночей, Кармен!»

Однако они расстались в 1914 году, когда Блок затосковал по жене, которая не выдержав любовных метаний мужа отправилась санитаркой на фронт.

После возвращения Любови Дмитриевны Блок успокоился, более он не отпускал жену от себя и был ей верен до самой смерти в 1921 году. Любовь Дмитриевна пережила мужа на 18 лет.

«Вхожу я в темные храмы…»

Что же представляют собой наиболее значительные стихи о Прекрасной даме (Блок)? Анализ, кратко или полно описанная история появления сборника, упор на биографию поэта – ни в одном из разделов нельзя обойтись без лирического произведения «Вхожу я в темные храмы…». Написанное в 1902 году, оно являет собой квинтэссенцию символизма и мистики. Здесь читатель опять сталкивается с неопределенностью, бесплотностью описываемого образа, хотя определенность в портрете Дамы иногда встречается, например, в стихотворении «Она стройна и высока…».

Здесь же мы сталкиваемся с мотивом ожидания и… страха. Лирический герой жаждет встречи, но боится того, что она принесет ему, боится оказаться недостойным. Не случайно местом ожидания в произведении является церковь – это только возвеличивает одухотворенность Прекрасной Дамы, её кристальную чистоту и святость.

Анализ стихотворения О прекрасной даме Блока

Александра Блока не зря называли поэтом-символистом, потому что ему довелось жить именно в то время, когда в обществе яро пересматривались устоявшиеся ценности и менялись главные жизненные принципы. И каково же было удивление общества, когда поэт выпускает свой сборник, назвав его «Стихи о Прекрасной Даме». На самом деле, ответ был очень просто. В те моменты, когда каждая личность, будь это крестьянин или дворянин, боролась с постоянными протестами и перестройками, нужно было что-то, что позволило бы немного оттолкнуться от ужасной действительности. Именно поэтому большинство писателей стали использовать символизм в своих творениях, среди которых оказался и А.А. Блок.

История создания сборника

Автор решил найти свое спасение от серых будней в таком прекрасном и чистом чувстве, как любовь. Не зря же верят, что именно она может возвести до небес, придать сил в трудную минуту и заставить просто жить, несмотря на любые невзгоды. Вот так и появился этот сборник

Если прочитать стихи о Прекрасной Даме, то можно обратить внимание на то, что Блок ищет спасение в каждом своем произведении, пытается таким образом укрыть свою душу от давления тех серых будней, и стоит заметить, что ему это удавалось. Поэт во время своих трудов воображал, что находится в невероятно прекрасном месте, похожим на настоящий рай

Стихи открывают нам замечательный мир любви.

Кому был посвящен сборник

Но, несмотря на все это, на самом деле Александр Александрович очень боялся, что в настоящей жизни ему не удастся встретить такую же прекрасную женщину, как и в его стихах. Что тот образ, который он создал, никогда не реализуется и потеряется: «…изменишь облик Ты». 

Свое истинное счастье автор все-таки находит, благодаря истинной даме – Менделеевой Лидии. Он стал с еще большим рвением изливать все свои эмоции на бумаге. Однако долгое время не мог сделать первый шаг, боясь, спугнуть Лидию, хотя на подсознательном уровне прекрасно понимал, что именно она – «Величавая Вечная Жена». И вскоре Блок делает предложение своей возлюбленной, а после продолжает расписывать свои неугасающие чувства в собственном сборнике.

Вывод

А.А. Блок создал уникальный сборник стихотворений, в котором смог отразить и материальные, и духовные чувства. Благодаря поэту, читатели смогли насладиться тишиной и спокойствием, наполнить свою душу светлыми и чистыми эмоциями, немного отвлечься от суровой действительности и найти в себе силы двигаться дальше.

Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока

В начале стихотворения Блок рисует обыденную картину, которая потрясает своей глубиной и реалистичностью. С одной стороны, пред нами всплывает звуковой фон: детский плач, пьяные окрики, женский визг, скрип уключин — все это порождает тлетворный дух. С другой стороны, возникает и зрительный фон: пыль, рекламная вывеска булочной, шлагбаумы — все это способствует описанию быта обывателей, которые обременены лишь земными заботами. Однообразие происходящего и его безысходность подчеркивается дважды повторяющимся глаголом: «раздается детский плач», «раздается женский визг». Образ солнца опущен до бессмысленно кривящегося диска, который только и нужен, чтобы соответствовать пошлости и безумию происходящего.

Лирический герой ко всему имманентно непричастен и равнодушен, что свидетельствует об одиночестве. Мотив отрешенности усугубляется в пятой строфе, когда единственный друг, который схож в эмоциональном и психическом плане с лирическим героем, оказывается лишь отражением в стакане вина. Образ вина — символический, подчеркивающий мотив тайны.

Шестая строфа проникнута антипатией, презрением лирического героя к миру обывателей. Лакеи «торчат», а глаза пьяниц сравниваются с глазами кроликов, тем самым подчеркивая их животную сущность. Латинское изречение, произносимое пьяницами, еще раз говорит об их ничтожестве, поскольку настолько возвышенная фраза произносится пошлыми и законченными людьми.

Образы и символы

Лирическим героем является человек, который пришёл в Храм, который со стороны наблюдает описанную картину. Он нейтральный, мы не можем представить, ощутить его характер, его особенные, выдающиеся черты не проявлены. Он будто окошко, через которое читатель может заглянуть в те события, которые описывает автор.

Безусловно, в стихотворении «Девушка пела…» имеются слова-символы, через которые автор пытается передать общую ориентацию стихотворения, его смысл и настроение.

Девушка (что характерно, в белом платье) – это символ надежды, чистоты. У Александра Александровича каждый употребляемый цвет несёт определённую характеристику. Белый цвет автор часто применяет как ауру, атмосферу

В воображении читателя сначала предстаёт просто девушка, затем, по ходу развития действия, автор обращает внимание на делать: «луч сиял на белом плече», далее, уже нет отдельной девушки, но есть «белое платье», которое пело в луче. Создаётся впечатление, что луч, который является символом духа, символом того, что молитва услышана, окутал всю девушку и «освятил» её в глазах лирического героя

Теперь она – это связующая ниточка между земным и божественным.
Корабли являются образом всех людей, которые ушли на войну, а также символом веры в то, что наступят лучшие времена.
Купол олицетворяет Самого Бога.
Также в лирике Блока особое место занимают звуки. У автора звук – это отдельная единица, а точнее материал, который он использует для объединения всего происходящего, что и определяет характер и настроение картины, её объем и полноту.
В данном стихотворении таким материалом является молитва, пение. Пела девушка, пел её голос, пело «белое платье» — просматривается некая градация происходящего, некая звуковая нега охватывает всех и вся. Но потом все присутствующие в храме, читатель будто просыпаются, слыша, как плачет ребёнок. Пение завораживает, дарит надежду слушающим, слышащим, но тихий плач ребёнка возвращает к реальности.
Ребёнок – это особенный символ. Ребёнок – это безгреховная душа, чистота. Он приближен к Божественному миру ( «только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам»), ему открыта тайна «о том, что никто не придет назад», но он не в силах передать это знание людям, поэтому лишь плачет, что символизирует сожаление Самого Бога.

Жанр, направление, размер

Произведение «Девушка пела в церковном хоре» написано в стансовой жанровой форме. Отличительной чертой данного жанра является обособленность, законченная мысль каждой отдельной строфы, которые воедино собирает идея. Настроение, обычно, у данных композиций задумчивое, грустное.

Александр Блок относится к младосимволистам, но занимает среди них особое место. Характерные черты данного направления у автора немного изменены, скорректированы, что и представляет его индивидуальный почерк. Александр Александрович создал собственную систему символов, которая отражает устремлённость автора к идеалу, к прекрасному.

С течением времени в творчестве автора начинают преобладать социальные движения, связанные с революцией, что просматривается и в данном стихотворении.

Размер стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» – четырёхударный дольник с односложными и двусложными межударными интервалами. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка – перекрёстная.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: