Анализ стихотворения бальмонта фантазия

Анализ стихотворения бальмонта фантазия

Бальмонт «Фантазия». Серебряный век

Русский поэт-символист Константин Дмитриевич Бальмонт написал стихотворение «Фантазия» в 1893 году. В этом бессмертном лирическом произведении он описал свои собственные впечатления от чудесной природы и спящего леса.

Поэт не просто любуется очертаньем деревьев в сказочном лунном сиянии. Он наделяет их жизненной силой, сравнивая с живыми изваяниями, исполненными тайных грез. Его лес трепещет и спокойно дремлет, внемлет роптанию ветра и шепчет, слыша стон метели.

Недоступное человеческому разуму, неземное видит в природе Бальмонт. Фантазия, разыгравшаяся в восхищенном воображении поэта, рисует образ зимнего леса, живущего своей, неподвластной никому жизнью.

Природная стихия, ветер, метель в стихотворении наделены таинственными силами, способными рисовать в воображении необыкновенные картины. Соснам и елям отрадно почивать, «ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная». Этому очень радуется Бальмонт. Фантазия его души пронизана чувством удовлетворения и гармонии.

Стройные ветви, внимая звукам полночи, безучастно и спокойно пребывают в чарах своих светлых снов. Невидимые людскому глазу силы ночи – духи, метая искры очей, мчатся среди леса. Они наполняют пространство своими вздохами, своим пением.

Эти волшебные образы использует в своем произведении Бальмонт. Фантазия поэта, рвущаяся за пределы человеческого понимания, населяет природу существами. Они молятся, они испытывают тоску и упоение.

Образы духов, наполненные жизнью, мнятся деревьям, мнятся автору. Применяя такие выразительные средства языка в своих виршах, Бальмонт сделал их художественно-лирическими и романтичными.

Здесь показаны все оттенки души и упоенный взгляд человека, наблюдающего величие природы. Читатель сразу настраивается на нужное восприятие. Вместе с автором он окунается в атмосферу сказочного бытия. Легкость и музыкальность рифм использует в своем гениальном творчестве Бальмонт. «Фантазия» – произведение, в котором великий мастер слова делится своим восприятием окружающего мира, мастерски изображая его красоту и духовность.

Анализ стихотворения Бальмонта «Фантазия» показывает вечный вопрос бытия: «А что там за гранью?». Не раз и не два будут обращаться к этому вопросу многие писатели и поэты современности.

«В час глубокой полуночи мчатся духи через лес». Поэт задает вопрос о том, что же их мучит и тревожит? И сам отвечает на него. Жажда веры, жажда бога. Задавая риторические вопросы, он хотел подчеркнуть таинственность нашего мира, тревожность перед неизведанностью существования.

Поэты Серебряного века оставили глубокий след в искусстве. Целая армада талантливых людей оставила после себя бессменные произведения, в их числе – Бальмонт «Фантазия». Анализ хронологических событий той эпохи показывает, что судьба и творчество писавших стихи в те далекие дни зачастую очень близки по духу нашим современникам.

Ведь истинная поэзия вечна. Она призывает к духовному развитию. Плеяда талантливых авторов, ярких представителей этого периода, любимых и почитаемых в наши дни, — тому подтверждение.

Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта

Бальмонт
– выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений –
стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий
зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки
собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи
– ничем не скованная творческая натура поэта.

Лирический
герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй
строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь
появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев
поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой
чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное,
недоступное пониманию человека.

Лирический
сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это
мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что
их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит
их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота
«без муки, без страданья».

Природные
стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всё
движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью
ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут
ели» и так далее.

Образы
Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут
очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья».

«Фантазия»
пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом
дожде»; даже сны – ясные и светлые.

«Фантазии»,
как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков
создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие
ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и
повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют,
внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья,
дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто
прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это –
это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.

Чтобы
подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и
тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение
начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное
восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез
– тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и
сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые
изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как
червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе –
риторические вопросы.

Общее
впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение
лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию»,
получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной
выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.

Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта

«Фантазия» Константина Дмитриевича Бальмонта – витиеватое, причудливое произведение в духе символизма рубежа веков.

Стихотворение написано в 1894 году. Его автору в этот момент исполнилось 27 лет, он начинающий поэт, который ищет свой путь в литературе. Нужно отметить, что дебютная книга молодого поэта не произвела на критиков и читающую публику особого впечатления. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с чередованием рифмующихся и нерифмованных строк, 3 строфы. Лирический герой – созерцатель. Первое восьмистишие – романтический ночной пейзаж. Россыпь сравнений и олицетворений: тут и деревья, «как изваянья», и дремлющий обязательно «вещий лес», и несколько раз упомянутая Луна с непременным «блеском» и «сиянием», и «ропот ветра». И вязь аллитерации с лексическими повторами, призванные заворожить зазевавшегося читателя. Инверсия: шепчут сосны. Деревья «почивают» (спят) в «постели», нет у них ни памяти, ни желаний, они живут лишь настоящим моментом и тем сильны. Однако во 2 строфе появляются новые действующие лица: духи ночи. Они «мчатся» и очи (глаза) их «искрятся». Поэт дает понять, что это непокорные духи, нечистая сила, отвергающая хвалу Творцу. В заключительном восьмистишии хаос нарастает, в сонном мире звучит диссонанс. Поэт предполагает, что их гонит неутоленная «жажда Бога», которого они отвергли. Теперь же, не находя покоя, они мечутся по миру, который им кажется чересчур ясным, гармоничным. Кажется, сам поэт вторит им. Он не приемлет простых объяснений, для него ночь – пора открытий и фантазий, а не отдыха и сна. Он вполне сочувствует разлитому в воздухе беспокойству и почти сердится на Луну (именно так, с прописной буквы), льющую сиянье «без муки, без страданья». В финале повторяются, хоть и в переиначенном виде, слова и образы из первой строфы. Это позволяет считать композицию произведения кольцевой. Лексика возвышенная. Стихи насыщенны эпитетами: сладко, тайных, бархатной, светлых, стройные. Метафора: звукам полночи внимать. Есть несколько риторических вопросов. Анафора: точно. Стихотворение переполнено глаголами. Перечислительная градация – одно из главных средств выразительности. К. Бальмонт исследует возможности музыкального стиха, стараясь довести значение формы до глубин содержания.

«Фантазия» К. Бальмонта вошла в сборник ранней лирики поэта «Под северным небом».

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта

Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта

Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи – ничем не скованная творческая натура поэта.

Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека.

Лирический сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота «без муки, без страданья».

Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели» и так далее.

Образы Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья».

«Фантазия» пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом дожде»; даже сны – ясные и светлые.

«Фантазии», как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья, дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это – это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.

Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез – тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе – риторические вопросы.

Общее впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.

История создания

Стихотворение «Фантазия» было создано за 6 лет до того, как к поэту пришла настоящая слава, однако точная дата его написания неизвестна.

В творческой биографии Бальмонта не всё было гладко. Он начал писать в 10 лет, а знаменитым стал только спустя четверть века. Черты характера, из-за которых Константин Дмитриевич часто попадал в неприятные ситуации:

  • вспыльчивость;
  • неумение мириться с несправедливостью;
  • романтичность.

Некоторое время начинающий поэт учился в университете, а потом был отчислен, так как пропагандировал революционные идеи. Затем Константин Бальмонт принял участие в митинге, после чего правительство запретило ему жить в крупных городах. Череда неудач преследовала молодого человека. В довершение ко всему ему изменила жена.

За 4 года до создания «Фантазии» Константин Дмитриевич попытался покончить с собой — выбросился из окна. Поэт остался жив, но получил множественные травмы, поэтому ему пришлось пролежать в постели целый год. Бальмонт говорит, что благодаря этому он многое осознал и стал смотреть на жизнь иначе. Литературоведы считают, что отчасти именно благодаря тяжёлому периоду Бальмонт состоялся как поэт.

Когда было написано произведение под названием «Фантазия», Константина уже знали как бунтаря и революционера. Однако его творчество не воспринимали всерьёз. Стих о спящем зимнем лесе поэт включил в сборник, и критики отмечали, что оно очень отличается от других произведений, созданных им в то же время.

Молодой поэт с упоением изучал труды Энгельса и Маркса. Эти философы считали, что мир мрачен и безрадостен. Отчасти это так и было. На стыке XIX и XX веков многие страны, включая Россию, представляли собой удручающее зрелище. Пессимистичный настрой отражался и в прозе, и в поэзии.

Круг общения Бальмонта состоял из писателей и поэтов, которым были близки упаднические и мрачные настроения. В произведениях, созданных мужчинами, доминировала тема борьбы с существующим строем.

Образы, использованные в стихотворении.

Автор старается показать идеальность мира, но в то же время его хрупкость. Очень интересно обрисовывается образ луны, который одновременно является романтичным и символичным.

Благодаря этому образу, стихотворению придается некая загадочность и одновременно можно провести параллель с душой поэта, в которой отражается происходящее. Чередование женских и мужских рифм придает стихотворению гармоничность.

Весьма необычное описание природы навевает некую сказку и предвкушение какого-то волшебства. Невероятные сравнения, правильное применение метафор и эпитетов лишь усиливают это ощущение.

Характеристики произведения

Лирический герой рассуждает о том, как великолепна безмятежная природа, и задаёт риторические вопросы, адресованные самому себе.

Главную идею можно кратко охарактеризовать так: человеку не под силу достичь такого же гармоничного и безучастного состояния, в котором находится природа, да это и не нужно.

Средства выразительности, которые использовал Бальмонт:

  • оксюморон: живые изваянья;
  • повторы: чьё-то скорбное моленье, чьё-то пенье, чьи-то вздохи;
  • лексические анафоры: точно их томит тревога, точно им чего-то жаль, точно мук у них так много;
  • сравнения: и тоска, и упоенье — точно искрится звезда;
  • эпитеты: в мягкой бархатной постели, неизменная печаль, живые изваянья, светлый дождь, вещий лес, неустанное стремленье, ветви стройные, лунное сиянье.

Риторические вопросы, которые задаёт лирический герой, остаются без ответов. Образы природы в стихотворении приобретают глубину и прозрачность символов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: