Николай рубцов ~ берёзы (я люблю, когда шумят березы) + анализ 2 варианта

Анализ стихотворения рубцова н.м. «березы

Анализ стихотворения Рубцова «Березы»

Береза – исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным утешением тем, кто потерял своих близких.

В русской поэзии береза является одним из знаковых литературных образов, неким связующим звеном между всем тем, что так дорого простому человеку. Это дерево всегда ассоциируется с родным краем и вызывает ностальгические воспоминания. В частности, поэт Николай Рубцов в своем одноименном стихотворении, написанном в 1957 году, признается, что шорох падающих березовых листьев вызывает у него слезы на глазах. «Станет как-то радостно и больно, будто кто-то шепчет о любви», – отмечает автор.

В воспоминаниях поэта береза ассоциируется не столько с радостными, сколько с печальными событиями. Хотя бы потому, что это дерево высажено на могиле умершей матери, которая ушла из жизни, когда Николаю Рубцов было всего 6 лет. И именно с осенним березовым листопадом связано известие о том, что «на войне отца убила пуля».

В тот момент, когда создавалось это произведение, Николая Рубцов уже знал о том, что его отце не погиб на фронте, а вернулся после войны в другой город, где обзавелся новой семьей. При этом вчерашний фронтовик даже не вспомнил о своем единственном сыне, который был отдан на воспитание в детский дом после смерти матери. Поэтому автор предпочитает считать отца погибшим, но эту душевную рану он так и не сможет залечить. И каждый раз, видя, как шумят березы, Николай Рубцов вспоминает, в том числе, и о предательстве отца, которого мысленно успел оплакать и похоронить.

В последней строфе стихотворения поэт обращается к родине со словами: «Русь моя, люблю твои березы!». В этой фразе заложен очень глубинный философский смысл, который раскрывает суть славянской души. Русский человек всегда легко забывает хорошее, но долго помнит то, что причинило ему боль. И именно за это качество Николай Рубцов так трепетно относится к березам, потому что при виде их у него «набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез». А значит, он продолжает жить, любить и ненавидеть, чувствовать, страдать и помнить о том, что вопреки всему остается человеком, который с гордостью несет свой жизненный крест и не ждет милости от судьбы, принимая выпавшие на свою долю испытания с мужеством и благородством.

Николай РубцовРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Анализ стихотворения «Береза» Рубцова

Впервые «Береза» Николая Рубцова появилась на страницах сборника «На страже родины любимой».

Стихотворение написано не позднее 1958 года. В эту пору поэт проходил службу на Северном флоте, был старшим матросом боевой артиллерийской части на миноносце «Острый». Его стихи стали появляться в местной печати, а сам он в Североморске вступил в литературное объединение. Среди моряков оказалось несколько коллег по перу, ставших поэту друзьями. Впрочем, он еще смутно прозревает свой дальнейший жизненный и творческий путь. Во всяком случае, отслужив, он устроится на завод. В жанровом отношении – пейзажная лирика, 4 строфы с перекрестной рифмовкой. Образ березы в русской поэзии давно стал символом. Поэт обращался к нему неоднократно, в зрелой лирике строки, посвященные этому деревцу, особенно пронзительны: «с первых лет я с ними жил и рос». Здесь он описывает березку заполярную. Эти стихи позднее стали популярной песней у моряков. Ведь каждому в своей судьбе хочется услышать шепот: «Счастливо!» А вот друзья-журналисты не преминули тогда же сочинить на них пародию. В стихе чувствуется и лермонтовская интонация. Перед одинокой храброй березкой расстилается суровое море. «Кораблей все нет и нет»: пейзаж северных «морских перекрестков» редко оживляет появление корабля. Деревце одушевленно, очеловечено, с романтическим порывом прощаться и благословлять суда, отправляющиеся в далекий и опасный путь. Образ также схож с девичьим. Поэт описывает и внешний вид березки, и будто заглядывает в ее сердечко. «Прибой гремит во мгле»: ни огней, ни души, только зябко «на обветренной скале». Мороз сковывает ее ветви, камни подпирают корни. Бессонные глаза «смотрят пристально». Лексика стиха живая, безыскусная, интонация трепетная, чуть детская. Начинается стих как предание, морская легенда. Эпитеты (голубой мгле, просторе молчаливом, обветренной скале). Цветопись и звукопись (тот самый монотонный прибой). Инверсия (смотрит березка, побелели ветви, спят перекрестки). Ряд олицетворений. Повторы слов, в том числе, в рифмах (перекрестки, мгле, морские). Эпифоры. Уменьшительно-ласкательное словечко, подчеркивающее меланхолическое настроение стиха (березка). Отрицания в третьей строфе. Одно восклицание и грустное многоточие.

В основе произведения «Береза» Н. Рубцова – впечатления флотской службы, проведенной на Севере.

  • Следующий стих → Владимир Соловьев — Из Лонгфелло (Всё память возвратить готова) Предыдущий стих → Василий Соколов — Мы поморяне, северяне

В основе произведения «Береза» Н. Рубцова – впечатления флотской службы, проведенной на Севере.

Николай Рубцов — Береза: Стих

Есть на севере береза,
Что стоит среди камней.
Побелели от мороза
Ветви черные на ней.

На морские перекрестки
В голубой дрожащей мгле
Смотрит пристально березка,
Чуть качаясь на скале.

Так ей хочется «Счастливо!»
Прошептать судам вослед
Но в просторе молчаливом
Кораблей все нет и нет…

Спят морские перекрестки,
Лишь прибой гремит во мгле.
Грустно маленькой березке
На обветренной скале.

На морские перекрестки В голубой дрожащей мгле Смотрит пристально березка, Чуть качаясь на скале.

Анализ стихотворения «Береза» Рубцова

Эпитеты голубой мгле, просторе молчаливом, обветренной скале.

09.06.2019 11:54:04

2019-06-09 11:54:04

Любые данныеЛюбые данные Любые данные

О Рубцове

Родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».

Проходит армейскую службу на Северном флоте, затем живёт в Ленинграде — рабочим, в Москве — студентом Литературного института им. М. Горького, совершает поездку в Сибирь.

В 1962 он поступил в Литературный институт и познакомился с В. Соколовым, С. Куняевым, В. Кожиновым и другими литераторами, чьё дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию своих стихов.

Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971.

После смерти Н. Рубцова были опубликованы его сборники: «Последний пароход»(1973), «Избранная лирика» (1974), «Стихотворения» (1977).

О своей поэзии сам Николай Рубцов написал:

Я переписывать не стану
Из книги Тютчева и Фета,
Я даже слушать перестану
Того же Тютчева и Фета.
И я придумывать не стану
Себя особого, Рубцова,
За это верить перестану
В того же самого Рубцова,
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

РУБЦОВ, Николай Михайлович (3.I.1936, пос. Емецк Архангельской области, — 19.I.1971, Вологда) — русский советский поэт. Воспитывался в детских домах, учился в лесотехническом техникуме (г. Тотьма Вологодской области). Работал кочегаром рыболовного судна, позже — на Кировском заводе (Ленинград). Окончил Литературный институт им. М. Горького (1969). Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Поэзия Рубцова отмечена подлинностью авторской интонации, глубиной и оригинальностью мироощущения. Поэт как бы вслушивался в «голоса» природы, истории, народа и воплощал их в слове и ритме. Критика нередко рассматривала Рубцова как «певца деревни», однако он обратился к теме деревни лишь в зрелости, и она была для него не самоцелью, а формой поэтического мышления о мире в целом: «В деревне виднее природа и люди… виднее… на чём поднималась великая Русь». Поэзия Рубцова обладает сложной, тонко разработанной структурой, богатством и многогранностью поэтического языка.

Соч.: Зелёные цветы, М., 1971; Последний пароход, М., 1973; Избр. лирика, Вологда, 1974; Подорожники, М., 1976; Стихотворения, М., 1977.

Лит. Передреев А., Мир, отражённый в душе, «Лит. Россия», 1967, 22 сент.; Куняев С., Словами простыми и точными, «Лит. газета», 1967, 22 нояб.; Ланщиков А., Много или всё-таки плохо?…, «ВЛ», 1969, № 1; Михайлов Ал., «Посреди очарованных трав…», «Дружба народов», 1969, № 2; Дементьев В., Предвечернее Николая Рубцова, «Москва», 1973, № 3; Кожинов В., Николай Рубцов, М., 1976; Пикач А., «Я люблю судьбу свою…» (О поэзии Николая Рубцова), «ВЛ», 1977, № 9.

В. В. Кожинов

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 9. — М.: Советская энциклопедия, 1978

Анализ стихотворения «Березы» Рубцова

Н.М. Рубцов – русский поэт, чье рождение выпало на преддверие Великой Отечественной войны. События предстоящих лет отобрали у него и мать, и отца: этот факт находит свое отражение в его стихотворении «Березы». В самом начале произведения перед читателем возникает образ героя, отправляющегося в ностальгические переживания. Это уже не маленький мальчик, чье детство прошло в приюте, он – взрослый мужчина, с тоской обращающийся к памяти. Проводником во времени и пространстве выступает береза – символ русской души. Говоря о том, что его глаза отвыкли от слез, Рубцов имеет в виду неотъемлемую часть взросления и преодоления жизненных несчастий. Но здесь, наедине с природой, он может отпустить свои настоящие чувства на волю, открыть свое сердце внимающим ему березам. Параллельно с откровениями автора, сами стройные деревца тоже о чем-то перешептываются, создавая ощущение живого диалога. Наверное поэтому, русскому человеку так плохо вдали от родных деревьев, все равно что вдали от любимых людей.

Поэт пишет в свойственной ему философско-элегической манере, открывая перед читателем свое эмоциональное состояние, и в этом он искренне прост. Не облачая чувства в излишние метафоры, Рубцов выражает отношение любви к березам, прямо говорит о том, что ему и «радостно, и больно». Радостно от того, что он имеет возможность пообщаться со своими умершими родителями на уровне душ. Он понимает, что их уже не вернуть, и принимает это, как и конечность бытия всех живых существ. Здесь автор находит собственное успокоение и отпускает свою боль. Стихотворение пропитано светлой грустью – чувством, которое свойственно всем людям. Оно одновременно и раздирает сердце, и очищает его.

Мать поэта погибла во время войны вместе с его сестрой, а отец покинул семью после возвращения с фронта. Этот последний факт Николай Михайлович преобразует в стихотворении, говоря о том, что «отца убила пуля» — так он показывает символическую смерть отца для себя после его предательства. Будучи покинут всеми, автор, тем не менее, находит утешение в стихах, которые он начинает писать уже в 6 лет, и в объятиях природы. Стихотворение очень динамично, оно напитано глаголами действий: березы шумят; воспоминания отзываются; шумящий, как улей, листопад и т.д. Показывая нескончаемый поток времени, автор находит себя в этом потоке, и всех своих родных. Он ощущает неразрывную связь с родными, оживляя их в своей памяти.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Анализ произведений русской литературы 11 класс

  • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения
    (790)

    Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю».

    С чем же никогда не сможет…

  • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века…» анализ произведения
    (785)

    Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.
    Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить…

  • B.C. Высоцкий «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» анализ произведения
    (670)

    Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный…

  • B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка…» анализ произведения
    (703)

    Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни.
    Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка…»…

  • B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения
    (1227)

    «Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории.

    Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для…

  • B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения
    (699)

    «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря».

    Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому…

  • А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом…» анализ произведения
    (757)

    В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о…

  • А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости…» анализ произведения
    (622)

    Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок».

    Первая строфа произведения тонко…

  • А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения
    (514)

    Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как…

  • А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения
    (641)

    Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: