«бессонница», анализ стихотворения языкова

«бессонница. гомер. тугие паруса» - анализ стихотворения осипа мандельштама

Как появилось стихотворение «Бессонница»

Федор Иванович Тютчев – это великий поэт, который считается достоянием всей российской культуры. За время своего существования им было создано огромное количество произведений. Наиболее ярким из шедевров считается стих, получивший название «Бессонница».

Ф.И. Тютчев считал, что жизненный путь простого человека весьма скоротечен и достаточно утомителен для его самого. Такие мысли стали приходить к автору еще в далекой молодости, когда он был совсем юнцом. Даже при достижении взрослого возраста такие ощущения не покидали поэта.

Казалось бы, не стоит забивать такими мыслями свою голову, ведь к моменту написания произведения «Бессонница», а это была в 1829 году, Тютчев уже достиг многого. В 26-летнем возрасте Федор создал блестящую карьеру, имеющую дипломатическое направление, он зарекомендовал свою личность в разных литературных кругах с положительной стороны. Следует отметить, что печатали его в то время только под различными псевдонимами. К 26 годам Ф. И. Тютчев уже был женат и воспитывал 3-их дочерей.

В ночное время, когда повседневная жизнедеятельность отходила на второй план, у поэта возникало огромное количество непонятных для него вопросов, к примеру, «Для чего существует человек и куда он стремится?» Несмотря на то что у молодого дипломата всё складывалось хорошо, он стремился к большему, задавался философскими вопросами и искал на них ответы.

У Федора время от времени возникало своеобразное ощущение, что в его жизни ему чего-то не хватает, нет какого-то стержня, по-особенному прочной основы, которая смогла бы соединить в единое целое все его жизненные достижения и особенности – карьеру, литературное творчество, семейное благополучие, а также бытовые проблемы.

Потребовались многие года, чтобы осознать, получить ответы на интересовавшие его вопросы. Только к старости Федор Иванович воспримет веру в Бога и осознает, что только вера является надежным фундаментом, который позволяет строить определенное направление в своем жизненном пути.

Несомненно, имея хорошую карьеру, сформировав основы своего жизненного пути, Тютчев счастлив по-своему, но время от времени его навевает чувство определенной тоски и беспокойства о своей сущности. Именно в такие промежутки его душа переполняется отчаянием и навевает написание замысловатых стихов. Ярким примером является произведение «Бессонница».

Анализ стихотворения Тютчева Бессонница

Ф. И. Тютчев считал, что ночь обнажает все человеческие чувства и пробуждает страхи, спящие у нас в душе. Одним из таких страхов является страх перед неминуемой смертью. Поэт осознавал, что время течет неумолимо, и человеческая жизнь быстро обрывается. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Бессонница», увидевшее свет в 1829 году, представляет собой размышление о скоротечности жизни. На момент написания произведения автор получил высокую должность, вступил в брак и воспитывал троих детей. Поэт был счастлив, однако порой его все равно терзало чувство тревоги и беспокойства. Ему казалось, что все важные события уже в прошлом, и его жизнь уже не будет так полна новыми свершениями и испытаниями.

Центральным образом произведения являются настенные часы, бой которых отмеривает основные периоды человеческой жизни. Этот «пророчески-прощальный глас» напоминает о скоротечности времени, вынуждая задуматься об упущенных возможностях и ошибках, совершенных на жизненном пути. Также автор говорит читателю о необходимости успеть осуществить все запланированное и ничего не откладывать, поскольку потом будет слишком поздно.

Лирический герой ощущает безысходность положения и сожалеет, что его поколение вскоре будет позабыто, а на смену ему придет «младое племя». Однако, если в творчестве других поэтов «младое племя» является продолжением жизни, то для Ф. И. Тютчева — это просто очередное поколение, обреченное на исчезновение.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Автор использует характерную для него перекрестную рифмовку. В первом катрене благодаря аллитерации создается звуковой образ, иллюстрирующий бой часов. Композиция произведения циклична, поскольку и в начале, и в завершении стихотворения делается акцент на метафоричный образ времени.

LiveInternetLiveInternet

Фёдор Иванович Тютчев

Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья, Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый Неотразимый Рок настиг — И мы, в борьбе, природой целой Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами, Как призрак на краю земли, И с нашим веком и друзьями Бледнеет в сумрачной дали…

И новое, младое племя Меж тем на солнце расцвело, А нас, друзья, и наше время Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный Свершая в полуночный час, Металла голос погребальный Порой оплакивает нас!

О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».

Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощальный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.

Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно

Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью

«А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.

Текст: pishi-stihi.ru

Смысл стихотворения

Автор переносится в те непростые времена. Он видит могучих царей, войнов, те самые корабли, чей список он неоднократно перечитывал во время обучения, уже направляются в атаку. Вот только он видит истину, а скрывается она в любви. «Когда бы не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи?», — гласит строка в работе Мандельштама. В ней-то и заключается основной смысл. «Ахейским мужам» не нужна Троя, им нужна любовь, а видят они ее в Елене Прекрасной. Воевали бы они за Трою так усердно, если бы там не было этой прекрасной девушки? Вряд ли. Весь этот огромнейший список кораблей отправляется воевать в Трою именно из-за любви, из-за Елены.

Мандельштам понимает, что именно любовь сподвигла многих на подвиги и поступки. Никакая жажда наживы или желание стать великим не сравнятся с искренней тоске по любви. Именно любовь была причиной всего на нашем свете. И войны, и миры, и договоры — все это заключалось и начиналось исключительно из-за прекрасного чувства. Так и Троянская война была начата только из-за нее. Никому бы не была нужна Троя без Елены Прекрасной.

В конце автор остается с неким вопросом: «Кого же ему слушать?». Но Гомер не может дать ответ на этот вопрос. Вот только мы понимаем, что слушать нужно собственное влюбленное сердце.

Осип Эмильевич отлично передал главную идею произведения, а именно — тему любви. Мы видим, что красота Елены была куда важнее взятия Трои. Именно из-за нее и была начата война, ведь любовь движет нашим миром. Мандельштам отлично передал это в своей работе, чем отчасти и закрепил свое место в истории мировой литературы. Его произведение читается и учится до сих пор, оставляя после себя сугубо положительные эмоции.

Анализ 2

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Ничего не напоминает? «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Так начинается поэма Блока «Двенадцать». Рубленные, чеканящие фразы. Как и Мандельштам, Блок тоже относится к поэтам Серебряного века. Наверное, тогда было модно писать в таком стиле. И у Блока бессонница, и у Мандельштама тоже.

К теме любви рано или поздно обращаются все поэты. Особенно, когда она несчастная. Да, вот не спалось Мандельштаму в Коктебеле. Там он отдыхал у своего друга Максимилиана Волошина. Случайно или нет, увидел он обломок древнего судна. И сразу ему почему-то вспомнился Гомер, размышления о вечном – о женщине, о любви.

Мандельштаму нравится эпоха античности. Она таинственна, загадочна, неповторима. Он считает её эталоном красоты. Кроме этого, ему нравится вода. Эта стихия тоже загадочна, неповторима. В частности, океан, отправляющий на берега огромные волны.

Стихотворение делится на 3 смысловые части. Написано ямбом, строчка рифмуется через строчку.

Откуда вдруг взялся Гомер? Автор учился в университете, на историко-филологическом факультете. Правда, не доучится, бросил. Там он и изучал гомеровскую «Илиаду» в оригинале. Там публиковался длинный список кораблей, которые отправились завоёвывать Трою. Это было проверенное средство от бессонницы. Вот откуда и родилась строка о списке кораблей, прочитанном до середины. Дальше, видимо, всё-же заснул.

Стихотворение написано от первого лица. Вот поэт не может заснуть, и применяет известное «снотворное». Нет, не считает баранов, а читает список кораблей. Но и это не помогает уснуть. Мысль «убегает» на Троянскую войну. Поэт приходит к интересному выводу, что противники сражались не за Трою, а за прекрасную Елену.

Вот в последнем четверостишии он и делает вывод, что всем в мире движет любовь к женщине. Из-за них начинаются и заканчиваются войны.

Чтобы сделать стихотворение ярче, выразительнее, Мандельштам использует метафоры. «Всё движется любовью». Есть и эпитеты «тугие паруса», «божественная пена». В качестве сравнения можно привести строку « как журавлиный клин».

А почему эллины отправились в Трою? Сыном тамошнего царя похищена прекрасная Елена. Виновница войны, косвенная, является женщина. Ну как её не спасти? В чём смысл жизни? В женщине, а, значит, и в любви. Вот « и Гомер, и море – всё движется любовью». Именно она пробуждает в людях все лучшие качества. Из-за любви совершаются самые великие подвиги и самые безрассудные поступки.

Корабли поэт сравнивает с журавлиным клином. Но в те времена корабли выстраивались не в линию, а шли по морю клином. А журавли летают в небесах тоже клином. Вот точное сравнение «тугие паруса». Это значит, что паруса на мачтах натянуты, как надо. Корабли готовы к дальнему походу.

Надо спать, а поэт философствует, размышляет. И задаёт риторические вопросы, на которые нет ответов. Гомеровская «Илиада» очень сильно «зацепила» Мандельштама. А если бессонница почти каждую ночь, то, наверное, список парусов он выучил наизусть. А чего не спится? Безответная любовь к Марине Цветаевой. Не обошлось без женщины.

Анализ стихотворения Бессонница. Гомер. Тугие паруса по плану

Анализ стихотворения Бессонница Тютчева

В данном стихотворении автор рассказывает о неких божествах, которые управляют жизнями людей. В первой строфе идёт повествование о таких близнецах, как Смерть и Сон. Они очень близкие между собой, но в тот же момент враждующие. Ведь Сон дарит энергию для продолжения жизни, или случаются такие моменты, когда смерть используя сон, забирает к себе жизни людей. Но все же, Тютчев, назвал их близнецами, значит, что-то есть между ними настолько общее, что объединяет их. Это их тёмная энергия. Смерть — олицетворение конца, конца развития, конца радости, конца горя, конца жизни. А Сон — это всё-таки одна из разновидностей коротких смертей. Ведь пока человек спит, он не развивается, не радуется, не горюет, не живёт. То есть можно сказать, что он умер, но только на время, с рассветом он снова оживет.

В следующей строфе, автор знакомит читателя с двумя другими божествами: Любовью и Самоубийством. О том, как близко они ходят друг от друга по человеческим жизням. О том, что любовь — это не только радость, но и тяжёлое и горькое горе. Но без этого, любовь не была б так дорога в нашей жизни. Мы не боялись бы потерять её, поэтому не ценили б.

Поэтому Любовь и Самоубийство, имеют «кровный союз», и своими чарами они окружают людей лишь несколько раз в жизни, и на очень короткое время. И как велика их власть, что только не совершали люди во имя любви. Сколько подвигов было совершено, но и сколько крови было пролито. И их порядок — неизменный. Всегда первой идёт Любовь, а после Самоубийство. Но и как в первом сравнении, Сна и Смерти, смерть не всегда выигрывает сражение со сном. Так и здесь, Любовь чаще всего побеждает смерть, в обличии Самоубийства. Но все же, случаются исключения из правил, и тогда Смерть торжествует.

Стихотворение » Близнецы» Федора Тютчева показывает сражение жизни и смерти, в разных вариациях.

10 класс, Средство выразительности, кратко по плану

Тема

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Николай Языков — Что мечты мои волнует ( Бессонница )

Что мечты мои волнуетНа привычном ложе сна?На лицо и грудь мне дует № 4 Свежим воздухом весна;Тихо очи мне целуетПолуночная луна.

Ты ль, приют восторгам нежным, № 8 Радость юности моей,Ангел взором безмятежным,Ангел прелестью очей,Персей блеском белоснежным, № 12 Мягких золотом кудрей?

Ты ли мне любви мечтамиПрогоняешь мирны сны?Ты ли свежими устами № 16 Навеваешь свет луны,Скрыта легкими тенямиСоблазнительной весны?

Благодатное виденье, № 20 Тихий ангел! успокой,Усыпи души волненье,Чувства жаркие напойИ даруй мне утомленье, № 24 Освященное тобой!

Анализ стихотворения

Частота

Если у вас есть свой анализ стихотворения Николая Языкова «Что мечты мои волнует» (Бессонница) — оставьте комментарий с вашим вариантом! Нужно определить тему, идею и основную мысль стихотворения, а также описать какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.

Комментарии

Bessonnitsa

Chto mechty moi volnuyetNa privychnom lozhe sna?Na litso i grud mne duyetSvezhim vozdukhom vesna;Tikho ochi mne tseluyetPolunochnaya luna.

Ty l, priyut vostorgam nezhnym,Radost yunosti moyey,Angel vzorom bezmyatezhnym,Angel prelestyu ochey,Persey bleskom belosnezhnym,Myagkikh zolotom kudrey?

Ty li mne lyubvi mechtamiProgonyayesh mirny sny?Ty li svezhimi ustamiNavevayesh svet luny,Skryta legkimi tenyamiSoblaznitelnoy vesny?

Blagodatnoye videnye,Tikhy angel! uspokoy,Usypi dushi volnenye,Chuvstva zharkiye napoyI daruy mne utomlenye,Osvyashchennoye toboy!

,tccjyybwf

Xnj vtxns vjb djkyetnYf ghbdsxyjv kj;t cyf?Yf kbwj b uhelm vyt letnCdt;bv djple[jv dtcyf;Nb[j jxb vyt wtketnGjkeyjxyfz keyf/

Ns km, ghb/n djcnjhufv yt;ysv,Hfljcnm /yjcnb vjtq,Fyutk dpjhjv ,tpvznt;ysv,Fyutk ghtktcnm/ jxtq,Gthctq ,ktcrjv ,tkjcyt;ysv,Vzurb[ pjkjnjv relhtq?

Ns kb vyt k/,db vtxnfvbGhjujyztim vbhys cys?Ns kb cdt;bvb ecnfvbYfdtdftim cdtn keys,Crhsnf kturbvb ntyzvbCj,kfpybntkmyjq dtcys?

,kfujlfnyjt dbltymt,Nb[bq fyutk! ecgjrjq,Ecsgb leib djkytymt,Xedcndf ;fhrbt yfgjqB lfheq vyt enjvktymt,Jcdzotyyjt nj,jq!

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» Мандельштама (сочинение)

Среди обширного творческого наследия, оставленного нам серебряным веком, стихи Осипа Мандельштама представляются мне самыми оригинальными. В каждой их строке скрыто множество ассоциаций — звуковых, цветовых, литературных, исторических. Это позволяет автору нарисовать зримый, осязаемый, то есть предельно выпуклый образ предмета, с которого начинается длинная цепочка возникающих в воображении символов и ощущений.

«Золотистого мёда струя из бутылки текла так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела…», — читая, например, эти строки, очень хорошо представляешь себе всю картину в движении, а плавный, несколько замедленный ритм стиха не только создаёт ощущение «тягучести» медовой струи и самого времени, но и заставляет смутно припомнить то, о чём говорится дальше, вызывает в памяти бессмертные строки «Одиссеи».

Античные образы присутствуют во многих произведениях Осипа Мандельштама. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» отсылает нас к античности с самой первой строки. Короткие назывные предложения в пределах начального стиха позволяют достаточно конкретно представить сюжет: лирический герой произведения — молодой человек, томимый юношеской бессонницей, в глухой ночной час читает вторую песнь «Илиады», где перечисляются все корабли, снаряжённые ахейцами для похода на Трою.

Обращает на себя внимание необычное сравнение тяжёлых военных кораблей с вереницей журавлей, поднявшихся в небо. Оно делает привлекательным скучноватый для современного читателя перечень парусников, заставляет увидеть в этом тщательно составленном «протоколе» зашифрованное послание из глубины веков

В то же время это сравнение позволяет говорить о том, что лирическому герою стихотворения не чужда поэзия (возможно, это сам автор). Он склонен видеть скрытые причины событий не в корыстных побуждениях людей, не в их амбициях, а в ином чувстве, о котором он и размышляет в ночной час, задавая вопросы, уже заключающие в себе ответ:

Как журавлиный клин в чужие рубежи —

На голове царей божественная пена —

Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

Итак, в двух словах пересказывается известная версия мифа о Троянской войне, начавшейся, по преданию, из-за Елены Прекрасной. Следующий стих, начинающий третью строфу, является, на мой взгляд, ключевым для всего стихотворения. В нём получает законченное выражение авторская мысль и одновременно передаётся мироощущение лирического героя, ещё не нашедшего внутри себя точки опоры: «И море, и Гомер — всё движется любовью. Кого же слушать мне?..».

По моему мнению, в этом стихотворении очень точно передано состояние мужающей души, прислушивающейся к себе и пытающейся найти своё отражение в мире. В определённом возрасте человеку свойственно задумываться о природе любви и творчества, размышлять об их истоках. Опыт других людей, примеры из истории говорят нам о том, что эти вопросы — из категории «вечных». В то же время опыт каждого человека строго индивидуален:

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море чёрное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Как толковать финал стихотворения? Что означает заключительная метафора — «море чёрное», которое, «витийствуя, шумит»? На мой взгляд, лирический герой стихотворения переживает предчувствие любви. Этому состоянию сопутствует исключительное напряжение душевных сил, о чём говорит переживаемая героем бессонница, эпитет «тугие» применительно к парусам ахейских кораблей. В то же время предчувствию любви часто сопутствует творческий подъём. «Море чёрное» может воплощать в таком случае и стихийный накат эмоций, и прилив смутного вдохновения. В обоих случаях человек отчасти имеет дело с неуправляемой силой, ощущает себя несколько беспомощным. Одновременно «море чёрное» символизирует собой вечность и первозданный хаос, из которого, по мысли древних греков, произошло всё сущее.

Таким образом, стихотворение, о котором идёт речь, в целом характерно для творчества Осипа Мандельштама. Обозначенный вначале сюжет («Бессонница. Гомер. Тугие паруса…») рождает множество традиционных и индивидуальных ассоциаций, предполагает неоднозначное прочтение, что и придает стихам поэта особую неповторимость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: