Анализ стиха пушкина была пора наш праздник молодой

Анализ стиха пушкина была пора наш праздник молодой

Сюжет

Сюжет стихотворения описывает рассвет лицейской юности, пору надежд и дружеских уверений.

Затем поэт рисует картину настоящего, краски которого потускнели и словно выцвели с годами:

Меж нами речь не так игриво льётся,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздаётся,
И чаще мы вздыхаем и молчим.

Оживить настоящее помогают воспоминания о днях основания лицея, образах любимых учителей, ореоле героико-патриотического величия, в котором выросли лицеисты.

Дни юности связаны для Пушкина с памятью о победе России в Отечественной войне 1812 года, с триумфом русского государя и европейским признанием.

Герои той исторической драмы покинули мир: нет больше императора Александра, нет и его противника, французского императора Наполеона. Наступает иная эпоха, вот-вот начнётся новый ураган…

Композиция, построение произведения

Это лирико-эпическое произведение начинается экспозицией, в которой автор описывает природу такой, какой видит ее в момент создания своего произведения

«Роняет лес багряный свой убор», — эта строка описывает осенний листопад. Читатель понимает, что поэту из окна его дома виден лиственный или смешанный лес

Изобразив картину за окном, поэт перемещает внимание читателя в комнату с горящим камином и бутылкой вина на столе. Экспозиция занимает одну строфу

В последних строках первой строфы автор переходит к собственным чувствам. Он испытывает печаль от того, что рядом с ним нет добрых друзей.

В третьей строфе он обращается к лицеистам, спрашивает:

Четвертая строфа посвящена Николаю Корсакову, который, служил в Министерстве иностранных дел, был отправлен в Рим, где служил в русской миссии. Он умер от чахотки в 1820 году и похоронен на греческом православном кладбище в Ливорно.

В пятой и шестой строфах Пушкин обращается к Матюшкину, который морями грезил с лицейских лет, за что получил прозвище «Федернелька, плыть хочется». Матюшкин дослужился до звания адмирала.

В следующих двух строфах Пушкин обращается ко всем лицеистам. Не называя имен, признается:

Следующие строфы он посвятил друзьям, которые не побоялись навестить опального пленника. Пушкин пишет, что первым его навестил Иван Пущин. Потом, на дороге Пушкин встретился с Горчаковым. И, несмотря на то, что фортуна действительно улыбнулась князю, он легко поднимался по карьерной лестнице, Горчаков ценил лицейскую дружбу, не раз вступался за декабриста Кюхельбекера, помогал Пушкину и поддерживал его.

Далее две строфы поэт посвятил Дельвигу. Последние слова звучат как признание собственной ошибки:

Далее Пушкин обращается к Кюхельбекеру, приглашает его навестить у себя в имении:

В 14-й строфе автор обещает вернуться, чтобы на следующей лицейской годовщине встретиться с ними со всеми. 15-я и 16-я строфы звучат как тосты. Первый тост за лицей и учителей, второй тост за императора. В этом стихотворении нет ни нотки обиды или нападок на царя:

В завершение стихотворения поэт пытается заглянуть в будущее, задается вопросом, кто из них, доживет до глубокой старости и будет в одиночестве отмечать этот день. Ему он пожелал встретить праздник «без горя и забот». Когда поэт писал это стихотворение, он не знал ответа на свой вопрос. Мы, потомки, двести лет спустя ответить на этот вопрос можем. Дольше всех из лицеистов, друзей Пушкина прожил светлейший князь Александр Михайлович Горчаков. Прожив достойную жизнь длиной в 85 лет, он умер в 1883 году.

В стихотворении всего 18 строф, по 8 стихов в каждой строфе. Стихотворный размер произведения — пятистопный ямб. Рифмовка кольцевая и перекрестная. Кольцевые рифмы встречаются в первом четверостишии каждой строфы. Мужские окончания в стихах сочетаются с женскими.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения соответствует чуть приглушённой ностальгической интонации послания. Преобладают плавно звучащие соноры, ассонансы с «о», «а», «э».

Синтаксис стихотворения изобилует обращениями и риторическими вопросам, восклицательными предложениями.

По своей структуре предложения сложносочинённые и сложноподчинённые, среди них преобладают те, в которых реализуется причинно-следственная связь.

Лексика произведения в первых строфах приближена к современной поэту разговорной речи. Он обращается к друзьям, и каждое слово звучит естественно, непринуждённо.

О себе и товарищах поэт говорит без возвышенности: «пили», «беспечные невежды», «перебесились».

Последние строфы звучат более торжественно, в них встречаются старославянизмы («сии», «игралище», «взнесенну»), обращающие читателя к высоким предметам: истории страны и мира, судьбам государей.

Популярные темы анализов

Одним из известных советских и российских поэтов и публицистов, поэт-песенник середины 20 века, является Андрей Андреевич Вознесенский. Кроме того он также известен как художник и архитектор.

Если подробно изучить данное стихотворение, то можно сделать определённый вывод, что писатель главного героя описывает в виде неряшливой девочки. Она вызывает смех практически у каждого читателя

Стихотворение «Бабушкины сказки» было создано Есениным в память о любимой бабушке. Будущий великий поэт жил в доме, принадлежавшем родителям его матери. Папа с мамой поэта однажды очень сильно разругались, так сильно,

Стихотворение Есенина « нивы сжаты, рощи голы» было написано в 1917 году, в этих небольших четверостишиях написанных поэтом, затрагивается тема глубокой осени всей ее тоски и печали. Ведь осенью все живое постепенно засыпает,

Стихотворение «Утро» было написано в 1954 – 1955 годах, автором является Никитин Иван Саввич. Сам автор очень любил это произведение и считал его одним из самых удачных в своем творчестве. Перед нами – летнее утро в простой русской деревне!

Источник статьи: http://analiz-stihov.ru/pushkin/byila-pora

Система образов

Центральным образом стихотворения является образ пира. «Праздник молодой», о котором говорится в первой строфе, был наполнен радостью, он дышал надеждами и мечтами.

Но постепенно встречи друзей становятся всё грустнее. С годами они всё больше напоминают поминальный пир. Таким поминовением становится рассказ о первых днях лицея.

Пушкин обращается к друзьям, вызывая в них воспоминания о любимом учителе Куницыне, об императоре Александре I, с триумфом вернувшемся в Россию после подписания Тильзитского мирного договора, о грозном Наполеоне, сумрачном «владыке полумира». Никого из этих людей уже нет в живых.

Недосказанность последней строфы как бы подчёркивает неумолимость времени, неизбежность забвения и обречённость на разлуку.

Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина

Во время пребывания в ссылках А. Пушкин написал произведения, которые выделяются на фоне его творчества. Условия оторванности от привычного мира диктовали поэту строки, наполненные страданиями и надеждой. К этому пласту творчества относится и «19 октября». В школе его изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «19 октября» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением 19 октября.

История создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в Михайловском, и не смог приехать на встречу лицеистов.

Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.

Композиция – Стихотворение построено, как монолог-обращение к друзьям. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.

Жанр – послание.

Метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».

Эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный».

Сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».

А. С. Пушкин был одним из первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года.

Лицеисты очень сдружились за время учебы,поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.

В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.

В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.

Далее лирический герой начинает вспоминать о самых близких товарищах. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу.

Их имена заменяются красноречивыми метафорами: «кудрявый наш певец», который теперь в Италии «тихо спит» (о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о Матюшкине).

Чтобы узнать, кто скрывается за метафорическими описаниями недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.

В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей». В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей».

Напоследок автор с горечью представляет, как в далеком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».

Главная мысль произведения – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.

Жанр – послание, так в рассказе лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности.

В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит»(о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»;эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»;сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.

Будь в числе первых на доске почета

«Была пора» А.Пушкин

«Была пора» Александр Пушкин

Была пора: наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался, И с песнями бокалов звон мешался, И тесною сидели мы толпой. Тогда, душой беспечные невежды, Мы жили все и легче и смелей, Мы пили все за здравие надежды И юности и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш С приходом лет, как мы, перебесился, Он присмирел, утих, остепенился, Стал глуше звон его заздравных чаш; Меж нами речь не так игриво льется. Просторнее, грустнее мы сидим, И реже смех средь песен раздается, И чаще мы вздыхаем и молчим.

Всему пора: уж двадцать пятый раз Мы празднуем лицея день заветный. Прошли года чредою незаметной, И как они переменили нас! Недаром — нет! — промчалась четверть века! Не сетуйте: таков судьбы закон; Вращается весь мир вкруг человека,- Ужель один недвижим будет он?

Припомните, о други, с той поры, Когда наш круг судьбы соединили, Чему, чему свидетели мы были! Игралища таинственной игры, Металися смущенные народы; И высились и падали цари; И кровь людей то Славы, то Свободы, То Гордости багрила алтари.

Вы помните: когда возник лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын. И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей,- Тогда гроза двенадцатого года Еще спала. Еще Наполеон Не испытал великого народа — Еще грозил и колебался он.

Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас… и племена сразились, Русь обняла кичливого врага, И заревом московским озарились Его полкам готовые снега.

Вы помните, как наш Агамемнон Из пленного Парижа к нам примчался. Какой восторг тогда пред ним раздался! Как был велик, как был прекрасен он, Народов друг, спаситель их свободы! Вы помните — как оживились вдруг Сии сады, сии живые воды, Где проводил он славный свой досуг.

И нет его — и Русь оставил он, Взнесенну им над миром изумленным, И на скале изгнанником забвенным, Всему чужой, угас Наполеон. И новый царь, суровый и могучий, На рубеже Европы бодро стал, И над землей сошлися новы тучи, И ураган их.

Анализ стихотворения Пушкина «Была пора»

Стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…», написанное в 1836 году, — одно из последних произведений Пушкина. Оно посвящено двадцатипятилетию со дня открытия Царскосельского лицея и выдержано в жанре дружеского послания. В первой строфе лирический герой вспоминает счастливые дни юности, когда товарищи собирались тесною толпой и «с песнями бокалов звон мешался». То беспечное в хорошем смысле слова время — пора надежд, мечтаний. Жизнь казалось легкой, а все дороги открытыми. Вторая строфа будто зеркально отражает первую. Герой с грустью констатирует: «Теперь не то…». Молодость ушла, стало меньше веселья на праздниках, песни практически перестали звучат, их сменило задумчивое молчанье. У читателей возникает ощущение, что каждая строка первой строфы во второй подается со знаком «минус». Подобная антитеза — противопоставление юности и зрелости — вполне традиционна. Она часто встречается и у других писателей.

Начало третьей строфы — логическое продолжение предыдущих рассуждений. Герой печально говорит: Прошли года чредою незаметной, И как они переменили нас! Кажется, и дальше в стихотворении будет царить атмосфера грусти, но происходит неожиданный поворот: «Недаром — нет! — промчалась четверть века!». Затем следует определение закона судьбы: Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он?

В тосте, произнесенном на дружеской пирушке, возникает философская проблематика. Человеческую жизнь Пушкин сравнивает с жизнью Вселенной. Внутренний мир человека он словно проецирует на мир Вселенной. В начале четвертой строфы лирический герой вновь обращается к товарищам, прося их припомнить, что вместе удалось им пережить. И здесь появляются «игралища таинственной игры». Через этот образ стихотворение выводится на совершенно другой уровень. Отходит на второй план дружеское застолье. Его сменяет нечто более глобальное — мировая история, в которую оказываются вписаны лицеисты. Впоследствии масштаб снова будет варьироваться. Например, в пятой строфе герой напрямую обращается к бывшим одноклассникам. При этом речь идет о воспоминаниях, доступных узкому кругу людей, — о том дне, когда Царскосельский Лицей впервые открыл свои двери для учеников.

Согласно свидетельствам современников, стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…» Пушкин декламировал на последней в своей жизни встрече лицеистов. При этом поэт так разволновался и расчувствовался, что даже не смог завершить чтение.

Анализ стихотворения Пушкина Была пора

В 1836 году Александр Сергеевич Пушкин пишет стихотворение, посвященное своему любимому лицею, в котором он когда-то учился. Произведение своего рода дружеское послание, которое он дарит своим товарищем по лицею. Через свое стихотворение автор передает эмоции, которые возникли у него во время учебы, он это выливает словно в исповедь. Встреча бывших лицеистов так впечатлила писателя, что он был взволнован до глубины души. Конечно же, главным местом встречи является лицей, он подталкивает сердце вспоминать прожитые былые времена. У кого-то здесь было что-то хорошее, было же и плохое, но это все часть человеческой жизни, от которой никуда не деться. Можно смело заявить, что многие перемены в жизни в момент юношества происходят именно во время учебы. Вот почему такого большого значения для Пушкина имел приезд и встреча с друзьями молодости.

Начинается стихотворение с того, как лирический герой вспоминает былые дни учебы, свою юность. Товарищи всегда собирались шумными компаниями, веселились, мечтали о будущем. В тот момент им казалось все таким легким и беззаботным, что будто бы все дороги перед ними открыты. Время ушедшей молодости автор вспоминает с большой грустью и тоскою на душе. Он жалеет, что ничего уже нельзя вернуть, а так хотелось бы. Пушкину снова хочется проснуться тем молодым беззаботным студентом, и продолжить свой праздник жизни. После этого, в строки стихотворения ложится жизненный зрелый опыт человека, который многое пережил после окончания училища. Герой стал уже более рассудителен, чем был раньше. Он словно грустит по этому поводу. Его уже не так радуют праздники, улыбка все реже появляется на лице. Он понимает, что молодость уже прошла, молчанье и задумчивость, сменили жажду жить и веселиться.

Герой словно просыпается от какого-то сна и недоумевает, он видит, что жизнь прошла, а он этого как-то не успел заметить. Он обращается к своим товарищам, предлагая им вместе вспомнить пережитое время. В душе возникает чувство радости и тоски в то же время, ведь свои двери студентам лицей открыл уже давно. И теперь у него новые дети, которых следует наставить на путь истинный, объяснив им ценности жизни. Герой замечает, что беседа в узком кругу с воспоминаниями, отходит на второй план, все больше друзья обсуждают другие мировые проблемы. Стихотворение дает понять не только ценность жизни и дружбы, это жизнь самого лицея, это и его история тоже. Автор вспоминает, как с лицея уходили на фронт старшие воспитанники, как теперь они восхваляют героизм этих молодых ребят.

Много воды утекло. Пушкин данным произведением словно пытается описать мимолетность жизни, ее быстротечность и безвозвратность. Своим лицеем автор гордится, он горд тем, что ему довелось здесь быть. Пушкин считает, что он лучшее учебное заведение страны, выпускающее настоящих достойных людей. Да пережитого было не мало, были и трудности и подъемы, но это память о жизни, и она запомниться надолго.

По плану 9 класс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: