«чертовы качели» в поэзии и в жизни ф. сологуба

Чертовы качели в поэзии и в жизни ф. сологуба

Стихотворение «Забелелся туман за рекой» Сологуб Федор Кузьмич

Забелелся туман за рекой. Этот берег совсем невысок, И деревья стоят над водой, И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин, И в костер их на берег сношу, И под ними огонь воскрешу, Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки, Потихоньку пойду босиком, — А завижу вдали огоньки, Буду знать я, что близок мой дом.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Туман над тусклою рекой Туман над тусклою рекой, Туман над дальними полями, В тумане лес береговой Качает голыми ветвями, А было время — этот лес Шумел зелеными ветвями, И солнце с голубых небес Блестело…
  2. За рекой остатки песенки За рекой остатки песенки жмурят сонные глаза… Все уснуло. Смотрит весело в воду — лунная краса. Выходу один в поддевочке, ухмыляюсь сам себе. Дохнет рыбка на веревочке, засыпает дым в…
  3. Отравленный «Ты совсем, ты совсем снеговая, Как ты странно и страшно бледна! Почему ты дрожишь, подавая Мне стакан золотого вина?» Отвернулась печальной и гибкой… Что я знаю, то знаю давно, Но…
  4. Над рекой Жалобно в лесу кричит кукушка О любви, о скорби неизбежной… Обнялась с подружкою подружка И, вздыхая, жалуется нежно: — Погрусти, поплачь со мной, сестрица. Милый мой жалел меня не много….
  5. Уже вечереет… Спустился туман Уже вечереет… Спустился туман. У берега тише шумит океан… Рыбак, утомленный дневною тревогой, Плетется с добычей к избушке убогой И, полный признанья, бросает он взор На моря родного туманный простор……
  6. Туман на крышах, туман в ушах Туман на крышах, туман в ушах, Затылку — как на подушке. И деревья, и дыханье он мнет не спеша; Очки, ветровые стекла — Тоже его игрушки… Капли тумана — слезы…
  7. Сквозь слезы на глазах и сквозь туман души Владимиру Соколову Сквозь слезы на глазах и сквозь туман души весь мир совсем не тот, каков он есть на деле. Свистят над головой бесшумные стрижи, несутся по песку стремительные тени….
  8. Я пойду сегодня туда, где играют веселые вальсы Я пойду сегодня туда, где играют веселые вальсы, И буду плакать, как изломанный Арлекин. А она подойдет и скажет: — Перестань! Не печалься! Но и с нею вместе я буду…
  9. Над рекой рассвет встает Над рекой рассвет встает, Гаснет звездный хоровод, И восходит над страной утра вестник. Наш туристский лагерь встал, Боевой звучит сигнал, И, чеканя шаг, несется песня: Пусть дождь нас ожидает на…
  10. Сиреневый туман Сиреневый туман над нами проплывает. Над тамбуром горит полночная звезда. Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, Что с девушкою я прощаюсь навсегда. Ты смотришь мне в глаза и руку пожимаешь. Уеду…
  11. За рекой луга зазеленели За рекой луга зазеленели, Веет легкой свежестью воды; Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на разные лады. Ветерок с полей тепло приносит, Горький дух лозины молодой… О, весна! Как сердце…
  12. Кружились белые березки Кружились белые березки, Платки, гармонь и огоньки, И пели девочки-подростки На берегу своей реки. И только я здесь был не дома, Я песню узнавал едва. Звучали как-то по-иному Совсем знакомые…
  13. Огоньки от звезды проплывают к звезде Огоньки от звезды проплывают к звезде, Так на Волге плывут огоньки по воде. Так в степи, пропадая потом без следа, Огоньками сверкая, бегут поезда. Все как прежде — и степи…
  14. Волосы за весок Волосы за висок между пальцев бегут, как волны, наискосок, и не видно губ, оставшихся на берегу, лица, сомкнутых глаз, замерших на бегу против теченья. Разрозненный мир черт нечем соединить. Ночь…
  15. Старый город над рекой дремучей Старый город над рекой дремучей В древности своей, Над той рекой, По которой проплывают тучи Далеко, далече, далеко. Старый город над рекой воспетой, Как тебя любить и вспоминать? Оттепель. Потом…
  16. Вопросы – Кто на небе живет голубом? – Я тебе расскажу потом. – Что за спички летят в грозу? – Где? Потом тебе расскажу. – Кто-то гонит овец кнутом? – Я…
  17. И вышла мачта черная — крестом И вышла мачта черная — крестом, На барже камень, сваленный холмом, И от всего, что плыло мне навстречу, Не исходило человечьей речи. И к берегам, где меркли огоньки, Вода ночная…
  18. Берег юга Берег моря — серый камень. Осень. Скука ни при чем. Как кому, а мне покамест снятся женщины еще. От шашлычной — смачный, злачный, к морю белый, как Кавказ, дым сползает…
  19. …И кончится это мученье …И кончится это мученье, Что встарь называлось тугою. И мы с тобой вниз… по теченью… С тобою… с тобою… с тобою… Наступит погода другая. И мы поплывем по теченью. Кругами……
  20. Экспромт Я уплыву на пароходе, Потом поеду на подводе, Потом еще на чем-то вроде, Потом верхом, потом пешком Пройду по волоку с мешком — И буду жить в своем народе!…

Вы сейчас читаете стих Забелелся туман за рекой, поэта Сологуб Федор Кузьмич

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “огонь воскрешу“.
  • Эпитет – “берег невысок“.
  • Анафора – “одинок – один“.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы. Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Зеленый шум» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – идея, смысл, средства выразительности, эпитеты

Следующая

Анализ стихотворений«Если жизнь тебя обманет» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, тема, идея

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина Анализируемое произведение является одним из ранних в творчестве поэта Есенина. Посвящается оно потерянной любви. Множество повторов местоимения дают эффект диалога с той самой, возлюбленной, ласковой и нежной.
  • Анализ стихотворения Уступи мне, скворец, уголок Заболоцкого Отношения человека и природы – одна из основных тем пейзажной лирики Н. А. Заболоцкого. Любование окружающим миром у поэта неотделимо от философских размышлений о подобии человека всему сущему на Земле.
  • Анализ стихотворения Мои читатели Гумилева Когда человек чувствует, что совсем скоро расстанется с жизнью, начинает задумываться над тем, как он прожил жизнь и что сделал для себя, а также и для других хорошего, а чего сделал плохого.
  • Анализ стихотворений Фета
  • Анализ стихотворения Детство Бунина Основной темой произведения являются детские воспоминания поэта, передающие ностальгическую чувственную гамму, испытывающую ребенком в жаркий летний день в сосновом лесу.

Анализ стихотворения «Чертовы качели» Сологуба

Впервые произведение Федора Сологуба «Чертовы качели» было опубликовано в журнале «Весы».

Стихотворение написано летом 1907 года. Его автору в эту пору исполнилось 44 года, он инспектор и педагог городского училища, награжден за службу, регулярно публикуется, читающей публике известен прежде всего своим романом «Мелкий бес». Однако для частной жизни поэта этот год – роковой. Весной стало ясно, что его сестра Ольга умирает. Образ сестры часто появляется в его поэзии. Ф. Сологуб дорожил памятью детства, ее сердечной привязанностью к нему, ценил ее помощь в быту и создаваемый в их общем доме уют. Он перевез умирающую на дачу в сельскую местность, в Райволу. Но летом она умерла. За этим последовал и новый удар: его сняли с должности инспектора, более того, даже просто учителем он там не смог остаться. Попросили и освободить скромное казенное жилье. Так он остался без единственного родного человека на свете, без работы и дома, с которым было столько связано. В этой обстановке и создавались «Чертовы качели». По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, дважды принимающей вид охватной. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. Скупыми средствами поэт создает жуткую в своей будничности картину. Белый день, вековой лес, «шумная река», а над ними летают старые качели с уставшим человеком средних лет. Символизм здесь спаян с предельным реализмом. Мучитель описан несколькими штрихами: мохнатая, жилистая рука, с силой раскачивающая доску, визг и хохот. Рефрен: «вперед, назад» усиливает монотонность этого леденящего кровь развлечения. «Скрипит и гнется»: качели самодельные, они явно не выдержат. Но на помощь никто не придет, уверен поэт. Он не зовет людей, не обращается и к Богу. Перечислительная градация в 4 строфе. «Отвести стараюсь взгляд»: договориться не получится. Герой старается не подавать виду, насколько ослаб. «Попался, качайся!»: метафора человеческой жизни. «Визжат»: мучителей легион. «Конопля»: пенька. Между тем, герой знает, что бессмысленную пытку прервет только смерть. «Ко мне моя земля»: пока же он в подвешенном состоянии. В финале в отчаянном упоении он просит черта качать сильнее, «выше ели». Наконец, все кончено: междометие «ах!» после «лбом о землю трах!» — кульминационный вскрик, вырвавшийся из груди незадачливого героя. Лексика нейтральная и просторечная, с внутренним монологом и прямой речью. Эпитеты: стремительной, шатучая, грозящий. Инверсия: трется канат, снует доска. Есть аллитерация.

Пессимистическая поэзия Ф. Сологуба – классика символизма в литературе Серебряного века.

«Чертовы качели» в поэзии и в жизни Ф. Сологуба

Качает черт качели Вперед — назад, вперед — назад… Ф. Сологуб Современники серебряного века с любовью, трогательно относились к поэту и прозаику Федору Сологубу. Вот что писала о нем Зинаида Гиппиус: «О Блоке можно было написать умер. И о Розанове. Да и о Брюсове: он хуже, чем умер, он — большевицкий цензор, сумасшедший жестокий коммунист, пишет оды на смерть Ленина и превратился из поэта и беспомощного рифмоплета… что даже удивительно (или, на — против, не удивительно). Но могу ли я говорить о Сологубе? Он в России. Я его знаю, люблю неизменно, уважаю неизменно, вот уже почти тридцать лет…» Я специально привел столь объемную цитату из Гиппиус, потому что в этой характеристике — весь художник Сологуб и гражданин Сологуб, и явление «Сологуб в мире». Поэт любим и уважаем творческой русской интеллигенцией за то, что не преклонил колен перед варварской властью большевиков. Многие это сделали. Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной: …Хочу конца, ищу начала, Предвижу роковой предел. Противоречий я хотел, Мечта владычицею стала. Его влечет образ таинственной звезды — «звезды Маир». Но он всегда хочет возвратиться на родную свою землю. Известно, что, когда Сологуб выходил на эстраду и читал свои волшебные стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов. В них сплеталось реальное с нереальным. Мне кажется, что его «мечта и действительность» в вечной игре с его душой — это и есть тот образ, который он нарисовал в своих стихах о «чертовых качелях». Он словно был склонен во всем выискивать и, если ее там нет, то придумать: Потягайся с ведьмой мудрой, Силу в силе покажи… О, Кузмич мой беднокудрый, Ты меня заворожи! Поэт сам был рад тому, что его кто-то заколдует, заворожит. И сам он часто брал ритм завораживающий, явно сам выступая в роли колдуна: …Ты не в круге, весь ты в точке, Я же в точку не вмещусь… …будешь умирать, И тогда поймешь и примешь Троецветную печать… Для придачи «волшебники» своим стихам он менял ритмы, искал таинственные смысловые и словесные ходы: Водой спокойной отражены, Они бесстрастно обнажены При свете тихом ночной луны. Два отрока, две девы творят ночной обряд… Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты, которые наперебой домогались у него интервью. Но что поделать — он не любил эту суматошную братию, ему было жаль на них тратить время и душу. Они же в отместку не раз объявляли его колдуном и садистом. И это была почти правда — темные силы властвовали в его поэзии: Когда я в бурном море плавал И мой корабль пошел ко дну, Я возопил: «Отец мой, Дьявол, Спаси меня, ведь я тону». Признав отцом дьявола, лирический герой Сологуба принял от дьявола и все черное наследство: злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отрешение от земной радости и презрение к человеку. После таких откровений, как детский сон, вспоминались его нежные строки: В поле не видно ни зги… Кто-то зовет: «Помоги!» Как помогу? Сам я беден и мал, Сам я смертельно устал — Что я могу?.. Далее в стихах идет высокий нравственный мотив: Если не сможем идти, Вместе умрем на пути… Но, увы, процесс отхода от прошлых нравственных идеалов набирал губительную силу. Если раньше он писал: Я верю в творящего Бога, В святые завесы небес… — то теперь стало: Собираю ночью травы И варю из них отвары… На фоне таких контрастов было невозможно понять, что за личность — поэт Сологуб. Сам он не проявлял к друзьям никакого особого внимания. Одно время их связывала дружба с Блоком. Но после написания Блоком «Двенадцати» он охладел и к нему. Имя Сологуба вовсю гремело. Актеры выли с эстрады его знаменитое: Качает черт качели… Видимо окончательно разрушив свою душу, он уходил в мистику из реального мира: В мире ты живешь с людьми, — Словно в лесе, в темном лесе, Где написан бес на бесе, — Здесь с такими же зверьми. Видимо, это следует понимать как поражение Дон Кихота, который не смог осилить любовью и мечтой это населенное бесами пространство. «Чертовы качели», описав последний полукруг в жизни поэта, навсегда остановились. Остановились для него, но в его поэзии они все еще раскачиваются задиристо и лихо, напоминая нам, что жизнь всегда можно сделать просто смертельной игрой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: