IV
«Рад показать!Слушай, мой милый: труды роковыеКончены — немец уж рельсы кладет.Мертвые в землю зарыты; больныеСкрыты в землянках; рабочий народТесной гурьбой у конторы собрался…Крепко затылки чесали они:Каждый подрядчику должен остался,Стали в копейку прогульные дни!Всё заносили десятники в книжку —Брал ли на баню, лежал ли больной:„Может, и есть тут теперича лишку,Да вот поди ты!..“ Махнули рукой…В синем кафтане — почтенный лабазник,Толстый, присадистый, красный, как медь,Едет подрядчик по линии в праздник,Едет работы свои посмотреть.Праздный народ расступается чинно…Пот отирает купчина с лицаИ говорит, подбоченясь картинно:„Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..С богом, теперь по домам, — проздравляю!(Шапки долой — коли я говорю!)Бочку рабочим вина выставляюИ — недоимку дарю!..“Кто-то „ура“ закричал. ПодхватилиГромче, дружнее, протяжнее… Глядь:С песней десятники бочку катили…Тут и ленивый не мог устоять!Выпряг народ лошадей — и купчинуС криком „ура!“ по дороге помчал…Кажется, трудно отрадней картинуНарисовать, генерал?..»
Тропы и образы
В своем произведении Некрасов использовал ряд средств выразительности. Все они сделали стихотворение более ярким:
- Все эпитеты о войне или людях имеют исключительно положительный или отрицательный смысл: «бедные», «лицемерные», «святые», «искренние».
- Метафоры в большинстве своем похожи на фольклорные — «кровавая нива», «до гроба помнить будет».
- Сравнение образа матери убитой горем во своему ребенку и плакучей ивы. При помощи художественного приема проблема материнского горя становится общей для всех людей.
- Поэт тщательно выбрал и расставил синонимы, тем самым противопоставив их: «забудет» и «до гроба помнить будет»
Война меняет естественное течение жизни и заставляет матерей видеть смерть своих детей, поэтому война делает каждого человека жертвой вечного боя и несет ему горе или смерть.
Столь сильная философская мысль делает произведение вечно актуальным.
Числа играют немаловажную роль в стихотворении: герой, друг, жена — но матери. Индивидуальность противопоставляется общности. В первом катрене особую атмосферу задают повторы слова «мне жаль». Они в сумме с отрицанием словно требуют вывода — второй части стихотворения.
Произведение Некрасова хоть и имеет название, связанное с войной, имеет гораздо более широкий смысл. Оно отражает истинную любовь родителей к детям, ведь никто другой не может так любить и переживать за человека, как его мать и отец.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Некрасова Поэт и гражданин Н.А. Некрасов родился в сложное время, эпоху перемен в политической и духовной жизни России. Середина 19 века была переломным моментом для страны. Многие его произведения имеют острую социальную направленность
- Анализ стихотворения Есенина Клен ты мой опавший Природа у Есенина живая, он с ней общается, как с человеком. Почему? У него нет настоящих друзей? А вот русскую природу поэт любил с детства. Она для него настоящий друг. Ничего не требующий, всегда молчаливо слушающий.
- Анализ стихотворения Некрасова Школьник 4, 6 класс
- Анализ стихотворения Пушкина Птичка Будучи на чужбине в ссылке Пушкин пишет очень интересное и чувственное произведение «Птичка». На тот момент писатель работает в канцелярии одного генерала в Кишиневе. Эта работа, конечно же, ему не по душе, Пушкин словно заточен здесь,
- Бродский Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец Александр Иванович Бродский был военным и по совместительству фотокорреспондентом. Мать Мария Моисеевна Волперт была бухгалтером.
III
В эту минуту свисток оглушительныйВзвизгнул — исчезла толпа мертвецов!«Видел, папаша, я сон удивительный, —Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,Русских племен и пород представителиВдруг появились — и он мне сказал:„Вот они — нашей дороги строители!..“» Захохотал генерал!— Был я недавно в стонах Ватикана,По Колизею две ночи бродил,Видел я в Вене святого Стефана,Что же… всё это народ сотворил?Вы извините мне смех этот дерзкий,Логика ваша немножко дика.Или для вас Аполлон БельведерскийХуже печного горшка?Вот ваш народ — эти термы и бани,Чудо искусства — он всё растаскал! —«Я говорю не для вас, а для Вани…»Но генерал возражать не давал:— Ваш славянин, англосакс и германецНе создавать — разрушать мастера,Варвары! дикое скопище пьяниц!..Впрочем, Ванюшей заняться пора;Знаете, зрелищем смерти, печалиДетское сердце грешно возмущать.Вы бы ребенку теперь показалиСветлую сторону… —
Анализ стихотворения Внимая ужасам войны Некрасова
Данное стихотворение было написано поэтом в 1855г, а уже через год опубликовано в «Современнике». Бесспорно, в тексте отразились мысли автора связанные с воспоминаниями о доме, о родном поместье, откуда то и дело забирали молодых крестьян на войну. Не всякому из них суждено было вернуться, ведь отслужить предстояло двадцать пять лет. Кроме того огромную роль в создании стихотворения сыграли «Крымские рассказы» Толстого, с которыми Некрасов познакомился накануне их издания.
Текст написан в форме элегии, философского размышления лирического героя над одним из страшнейших событий, которое может случиться в жизни человека — смертью человека на войне. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифмовка меняется в каждом из представленных трехстиший, что обеспечивает близость разговорной речи данного поэтического текста. Основной темой, которую раскрывает автор, является тема гибели на войне. Идея стихотворения заключена в его второй и третьей части, описывающих единственную истинно страдающую душу матери, которая теряет своего ребенка.
В первой строфе лирический герой через собственное восприятие передает читателю свое негативное отношение к войне. И как уместно здесь использован прием умолчания, который позволяет создать загадку: «А кого же жалеет автор? И кого нужно жалеть в подобной ситуации всем нам?». Отгадкой на все эти вопросы являются следующие строфы. Они раскрывают нам, казалось бы, известную истину, о том, что жена, погрузится в домашние хлопоты, дети, воспримут гибель отца, как подвиг, друг, будет помнить минуты вашей близости, и только мать будет страдать вечно. Именно мать, выносившая и выкормившая тебя, отпустившая в самостоятельную жизнь лишится части своей души, с уходом тебя из жизни. Как удивительно строит автор стихотворение путем противопоставлений переживаний матери – чистых, святых, настоящих и пошлость мира, страдающего напоказ, легко смиряющего свою печаль с обыденностью произошедшего.
Отметим и фольклорные образы, представленные в тексте. Отдельная роль в данном случае отведена метафорам (до гроба, кровавой ниве). Ива, склонившая свои ветви, которая никогда не сможет их поднять по своей природе, описана путем художественного параллелизма. Ведь мать, потерявшая своего ребенка, точно так же никогда уже не сможет выпрямиться от навалившегося горя. Данный образ и противопоставление численного количества тех, кто помнит погибшего, а именно жена(ед.ч.), друг (ед.ч.), матерей (мн.ч.) позволяет говорить о том, что данный текст есть обращение ко всем матерям нашей огромной земли. Выражение сострадания и сочувствия, разделение их горя. Тем самым проблема человеческой трагедии становится общечеловеческим несчастьем.
И самое страшное, что ужас этой трагедии не имеет конца, он идет вслед за всеми матерями из года в год, из века в век, и точно так же настигает их и в дне сегодняшнем, таком далеком от некрасовских времен, но столь точно им описанным!
Кратко по плану
Анализ стихотворения Некрасова «Что ни год – уменьшаются силы…»
В 1861 году император Александр II провел одну из важнейших в истории Российской империи реформ, отменив крепостное право. Соответствующий манифест был подписан девятнадцатого февраля. Преобразования многим пришлись не по нраву. Даже тем, кто ранее активно ратовал за полное искоренение рабства в России. По мнению радикальных современников, реформа получилась половинчатой. К истинному освобождению крестьян она не привела. В итоге положение значительного количества простого деревенского люда не только не улучшилось, но и стало значительно хуже. Подобные мысли были близки и Некрасову. Согласно воспоминаниям писателя и революционера-демократа Николая Григорьевича Чернышевского, Николай Алексеевич к манифесту 1861 года отнесся резко отрицательно. Он считал, что жизнь крестьян не стала легче, что настоящей свободы им так и не удалось увидеть, что на смену одной кабале просто пришла другая. По мнению Некрасова, Российской империи нужно было следовать по американскому пути развития капитализма. Поэт ратовал за передачу народу помещичьих земель, за образование индивидуальных крестьянских хозяйств, за культурное развитие простых людей.
Стихотворение «Что ни год – уменьшаются силы…» датировано 1861 годом. Не в последнюю очередь посвящено оно размышлениям, касающимся отмены крепостного права. В первой строфе лирический герой пессимистичен. Он считает, что при жизни не суждено ему увидеть людей Российской империи свободными. Второе и третье четверостишия – выражение надежды. Герой жаждет хотя бы на смертном одре увидеть родную страну, вставшую на верный путь. Его заботит счастье простого народа, обычных тружеников. Во второй строфе появляется образ пахаря. Ему герой желает ясных дней впереди. Финал – самая сильная и пронзительная часть произведения. Здесь происходит переход от частного к общему. Счастье родного края – счастье его людей. Оно невозможно, пока слышно «кипенье человеческой крови и слез».
Мотив смерти в стихотворении тесно связан с размышлениями о назначении поэта и поэзии. Лирический герой – не просто художник, но и обладатель активной общественной позиции. Она делает его путь одновременно праведным и страдальческим. Похожие взгляды встречаются у Некрасова и в других стихотворениях. В частности, речь идет о произведениях «Памяти Добролюбова» и «На смерть Шевченко».
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.
- «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
- «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
- «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
- «Прости», анализ стихотворения Некрасова
- «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
- «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
- «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
- Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
- «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
- Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
- «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
- «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
По произведению: «Внимая ужасам войны»
По писателю: Некрасов Николай
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.
В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.
Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.
В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.
В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.
Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.
Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.
II
«Добрый папаша! К чему в обаянииУмного Ваню держать?Вы мне позвольте при лунном сиянииПравду ему показать.Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —Не по плечу одному!В мире есть царь: этот царь беспощаден,Голод названье ему.Водит он армии; в море судамиПравит; в артели сгоняет людей,Ходит за плугом, стоит за плечамиКаменотесцев, ткачей.Он-то согнал сюда массы народные.Многие — в страшной борьбе,К жизни воззвав эти дебри бесплодные,Гроб обрели здесь себе.Прямо дороженька: насыпи узкие,Столбики, рельсы, мосты.А по бокам-то всё косточки русские…Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?Чу! восклицанья послышались грозные!Топот и скрежет зубов;Тень набежала на стекла морозные…Что там? Толпа мертвецов!То обгоняют дорогу чугунную,То сторонами бегут.Слышишь ты пение?.. „В ночь эту луннуюЛюбо нам видеть свой труд!Мы надрывались под зноем, под холодом,С вечно согнутой спиной,Жили в землянках, боролися с голодом,Мерзли и мокли, болели цингой.Грабили нас грамотеи-десятники,Секло начальство, давила нужда…Всё претерпели мы, божий ратники,Мирные дети труда!Братья! Вы наши плоды пожинаете!Нам же в земле истлевать суждено…Всё ли нас, бедных, добром поминаетеИли забыли давно?..“Не ужасайся их пения дикого!С Волхова, с матушки Волги, с Оки,С разных концов государства великого —Это всё братья твои — мужики!Стыдно робеть, закрываться перчаткою.Ты уж не маленький!.. Волосом рус,Видишь, стоит, изможден лихорадкою,Высокорослый, больной белорус:Губы бескровные, веки упавшие,Язвы на тощих руках,Вечно в воде по колено стоявшиеНоги опухли; колтун в волосах;Ямою грудь, что на заступ старательноИзо дня в день налегала весь век…Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:Трудно свой хлеб добывал человек!Не разогнул свою спину горбатуюОн и теперь еще: тупо молчитИ механически ржавой лопатоюМерзлую землю долбит!Эту привычку к труду благороднуюНам бы не худо с тобой перенять…Благослови же работу народнуюИ научись мужика уважать.Да не робей за отчизну любезную…Вынес достаточно русский народ,Вынес и эту дорогу железную —Вынесет всё, что господь ни пошлет!Вынесет всё — и широкую, яснуюГрудью дорогу проложит себе.Жаль только — жить в эту пору прекраснуюУж не придется — ни мне, ни тебе».
История создания
История создания анализируемого произведения связана с Крымской войной, хоть сам Некрасов не был ее участником. На службе пребывал Л. Н. Толстой. Молодой писатель, впечатленный кровавыми событиям, написал «Севастопольские рассказы», которые были опубликованы в 1855 г. Некоторые главы произведений Л. Толстой читал Некрасову еще до публикации. Рассказы, правдиво изображающие войну, впечатлили поэта. Вскоре из-под его пера появились стихи «Внимая ужасам войны».
Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.
Впервые стихотворение опубликовали в 1856 г. во 2-м номере журнала «Современник».