Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста (на примере стихотворения а. блока «осенняя воля») материал по русскому языку (10 класс) по теме

Убийства и конец

Прошло совсем немного времени. Борис понимает, что Наташа, видевшая убийство своей приемной матери является опасным свидетелем. Поэтому он решает убить и ее. Он ночью забирается к ней в дом. Но там нарывается на милиционера.

Дело в том, что по следу маньяка уже шли оперативники. И они устроили засаду в доме Наташи.Ошибкой было то, что оперативник остался в доме один, без поддержки. Пришедшие утром сменщики обнаружат труп своего коллеги, со следами насильственной смерти. Силач садист также задушил милиционера, как и всех своих жертв. Расправившись с оперативником, Борис забирает доверявшую ему Наташу, и отвозит ее на свалку с химическими отходами. Здесь также душит, и закапывает тело в известняк. Этой же ночью возвращается в дом Юли.

На следующий день, Юля отвозит дочь к бабушке, а сама возвращается домой. Узнав, что Юля увезла Оксану, маньяк приходит в бешенство. Он избивает женщину, и звонит бабушке. Там трубку берет Оксана. Маньяк говорит ей:
— Сегодня вечером придешь к старым гаражам. Иначе твоя мать умрет. Ты меня знаешь.

А потом почти ласково добавляет:

— Возьмешь с собой цепи, они тебе пригодятся.
Измученная девочка не обращается ни к бабушке, ни в милицию. Она звонит своему лучшему другу Мише, и говорит ему:
— Сегодня мы должны покончить с ним.
Подросток обещает, что не подведет ее.

Вечером к гаражам дети пришли вперед. Они взяли с собой кухонный нож и молоток. Миша спрятался за дерево с молотком. Ждать пришлось недолго. Вскоре появился. Он с ухмылкой подошел к девочке. И в этот момент, ребенок, собрав всю свою силу и волю, выбросила руку с ножом вперед. Лезвие вошло в грудь садиста как по маслу. Но к своему удивлению, Борис не упал. Он продолжил двигаться по направлению к девочке. А она стояла в ступоре, думая что это конец.
И в этот момент сзади Миша ударил Корнеева молотком по затылку. Удар был сильным. Но и тут садист устоял. Он повернулся к мальчику, схватил его, и со всего маху кинул подростка в дерево. Потом вновь развернулся к Оксане, и вдруг споткнулся и упал потеряв сознание.

Приехавшая на место скорая помощь спасла и маньяка и подростка. Миша впоследствии не сможет ходить несколько лет.

А маньяк выздоровел, и был отправлен на лечение в психиатрическую больницу. Но прожил он недолго. Находившиеся с ним пациенты, узнали историю своего соседа. Маньяк Корнеев был задушен своими соседями по палате также, как и он душил свои жертвы.

Анализ стихотворения Александра Александровича Блока «Днем вершу я дела суеты…»

В произведениях, созданных весной 1902 г. и вошедших в число «Стихов о Прекрасной Даме», вместе с изображением городского пейзажа возникают новые диссонансные мотивы. Последние связаны с двойственной сущностью лирического субъекта и его возлюбленной, выступающей в земной ипостаси. В стихотворении «Люблю высокие соборы…» герой пытается утаить под «священной броней» свою темную сторону. Однако «дикий и дьявольский» облик прорывается из-под «маски лицемерной», вызывая ужас у благопристойной паствы.

В поэтическом тексте «Днем вершу я дела суеты…» также фигурирует маска, на этот раз женская. Сквозная тема загадочных вечерних встреч с подругой-«царевной», перенесенная в обманчивый мир сумрачного города, насыщается новыми красками. «Огненная игра» влюбленных теряет гармоничность и напоминает не романтическое свидание, а погоню за ускользающей маской.

Жизнь лирического героя делится на два периода: дневной, наполненный «делами суеты», и вечерний, таинственно-мистический. Стихотворение посвящено описанию второго из них. В сумерках возникают огни — знаковый атрибут темы земных встреч. Если раньше к категории пламени была близка невеста, то теперь к ней причастен мужской образ, который инициирует появление света. Героиня, которая раньше была «огневой», теперь приобретает характеристику «туманная». Другой становится игра влюбленных: в ней возникает новый мотив обмана.

Блестящий и привлекательный облик маски-героини созвучен городской атмосфере — шумной и призрачной. Метафора «убегающий ряд», относящаяся к уличным светильникам, вторит движению легкой фигуры, которая стремится раствориться в урбанистическом пространстве.

Лексемы «ложь»/«лжива» повторяются в небольшом тексте три раза. С их помощью рождается оригинальная катахреза «белая ложь», которая определяет суть женского образа, противопоставленного небесной «белизне» иной «дамской» ипостаси — возвышенно-религиозной.

Герой принимает новый облик возлюбленной, хотя осознает его искаженность, порочность. Для обозначения собственных эмоций лирический субъект использует лексику, изображающую положительные чувства: любовь, восхищение, предвкушение приятной встречи.

Кольцевая композиция намекает на бесконечность ежевечерней погони за иллюзорной фигурой. Подобным образом замыкается текст «Люблю высокие соборы…» Художественный прием усиливает внутренний драматизм лирической ситуации и констатирует ее безысходность.

Все школьные сочинения по литературе

Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о роди­не. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, по­священных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близ­кому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды. Это Россия «фабричная», родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях «Осенний день», «Русь», «Коршун» и т. п. Этой теме посвящено и стихотворение «Осенняя воля».

Стихотворение Блока «Осенняя воля» носит, на первый взгляд, довольно странное название. «Осенняя воля» — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: «…звенит, звенит…», «пляшет», «распевающий», «слушать голос». Перед читателем пред­стает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.

Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, «Россия, Роди­на, тоска…». Возникает вопрос, почему же много «свободных, юных, статных» не могут «жить и плакать» без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? «Какая же непостижимая, тайная сила влечет» блоковского героя к ней?

Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где «призывно машет узорный, цветной рукав», — это прежде всего неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту. Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в «окно тюрьмы». И хотя лирический герой идет в путь, «никем не званный», «земля будет ему легка», ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.

При внимательном прочтении в стихотворении легко выявить перекличку темы Руси с трактовкой идеального женского образа. Поэт мыслит масштаб­но, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: «приюти!». Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется мес­то «на просторах» Родины…

В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и «необъятные дали», и «узорный рукав» и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…

< Предыдущая Следующая >

Еще сочинения автора:

  • Мечты и действительность в лирике А. А. Блока
  • Особенности изображения двух миров в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
  • Взаимоотношение человека и стихии в поэме А.А. Блока “Двенадцать”
  • Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока
  • Стихотворение А. Блока «Русь» (восприятие, истолкование, оценка)

Альфонс

У Бориса были скоплены кое-какие средства. Поэтому первое время он мог сводить концы с концами. Когда средства подходили к концу, он приехал в город Воскресенск. В 1967 году Корнеев знакомится с Юлей Трофимовой, у которой была 11 летняя дочь Оксана. Вроде бы начинается счастливая семейная жизнь. Девочка приняла нового «папу».

В то же время, Борис дает объявление в газету о знакомстве с женщиной и создании с ней семьи. На это объявление ответили две молодые девушки. Борис встретился сперва с одной, затем с другой. И в итоге стал по переменке с ними встречаться. Юле же он объяснял постоянные исчезновения тем, что ищет в другой областе работу. На самом же деле альфонс вел жизнь на три семьи. Но его хватило ненадолго. Борис начал психовать, что после ухода из цирка, стал невостребован в жизни. Роль альфонса его не прельщала. Но и работать силач не собирался.

Тяга к убийствам

Первое убийство Борис Корнеев совершил по его мнению, из-за безысходности. Одна из его «жен» , Ирина Щелкунова забеременела от него. Все бы ничего. Но она требовала от Бориса свадьбу. Жениться Корнеев не желал. Поэтому Ирина была задушена им с помощью толстой веревки. Потом убийца умудрился поднять тело на чердак близлежащего двухэтажного строения, и скинуть труп на крышу стоявшего внизу автобуса. Это действо затронуло какие-то струнки в его подсознании, извлекая оттуда чудовище.

Однажды 19 летняя Наташа Делягина, с одной из которых «жил» Борис, пожаловалась, что ее неродная мать, после смерти отца, вынуждала ее заниматься сексом с мужчинами ради помощи ими по дому — то дров наколоть, то воду натаскать.

Выдержать подобное силач не мог. Он задушил женщину, издевавшуюся над падчерицей, и отволок тело на единственный в Воскресенске карьер. Борис очень удивился, что процесс убийства ему понравился.

После этого он стал замечать за собой склонность к садизму. Возвращаясь в семью к Юле, он начал пристегивать 12 летнюю Оксану цепями к 50 килограммовой гире, и заставлял волочить ее за собой повсюду. Проснувшемуся в Корнееве маньяку доставляло удовольствие издеваться над ребенком.

Оксана не могла поверить, что человек, с которым ей нравилось играть и общаться, вытворяет с ней такие вещи. Юля же поначалу считала, что таким образом Борис приучает девочку к спорту. Хотя слезы дочери, пытающейся справиться с гирей, вскоре открыли Юле глаза.

Однажды к ним в гости зашел отец Оксаны. Они иногда ходили вместе с ней гулять. Он увидел прикованную к гире дочь, и опешил. Он стал орать на садиста.

Но тот, обладая огромной силой, схватил парня, и вывел его из дома. Он сломал ему шею, после чего отнес тело в овраг, который был недалеко от дома. Борис отсутствовал долго. Когда пришел, Юля не решилась спрашивать, где ее бывший муж.

Символизм стихотворения

Что имел в виду поэт под красным цветом рябин, который зареет издали? Красоту русской природы или отблески больших перемен, идущих на Россию под красным флагом? Склонимся ко второй версии, так как Блоку не занимать дара пророчества и, возможно, он видит, что революция 1905 года только цветочки – скоро вся земля русская окрасится в красный цвет.

Лирика Александра Блока где-то пересекается с творчеством Есенина – оба поэта одинаково сильно любили Русь, оба видели её красоту, но по-разному передавали свои ощущения читателям. Блок был более лиричен, Есенин любил врезать правдой-маткой (я читаю стихи проституткам и с бандюгами жарю спирт), но ни тот, ни другой не представляли своего существования без России. Этот момент важен для понимания строк, ведь через несколько лет Александр Александрович получит после смерти отца наследство и отправится путешествовать по Европе. Европейские дали не покорят сердце поэта и Блок навсегда останется в России, даже попытается поверить в идею социализма, но горько в ней на излёте жизни разочаруется.

Использование символизма помогает передать любовь и грусть, а антитезы позволят подчеркнуть наиболее важные моменты стихотворения. Это вносит в стихи колорит, вырезая из них серость и обыденность, которой грешили многие поэты тех лет.

Ante Lucem

Первые «серьёзные» стихи Александр Блок написал в 18 лет; они вошли в поэтический сборник с замысловатым названием Ante Lucem (в переводе с латыни — «До света», или, согласно авторскому переводу Блока, «Предрассветное»). В этих произведениях уже угадывается символистский настрой поэта: лирический герой здесь рассуждает о любви, о смерти, о Божественной воле

Злободневным событиям внимание не уделяется, зато постоянно встречаются сюжеты из славянского фольклора и европейской литературы. Названия стихотворений говорят сами за себя:

  • «Офелия в цветах, в уборе…»;
  • «Песня Офелии»;
  • «Гамаюн, птица вещая»;
  • «Сирин и Алконост»;
  • «Накануне Иванова дня…»

Офелия — главная героиня пьесы У. Шекспира «Гамлет», той самой, которую ставили в домашнем театре Менделеевых; Гамаюн, Сирин и Алконост — мифические птицы, частые персонажи русских народных сказок; Иванов день (также день Ивана Купалы) — важный славянский праздник: согласно преданиям, в этот день можно найти мифический цветок папоротника и, сорвав его, обрести сверхъестественные способности, в том числе — видеть будущее. Уже в 18—19 лет Блок умело работает с классическими образами, пытаясь переосмыслить их. Так, в стихотворении «Офелия в цветах, в уборе…» появляется лирический герой, который наблюдает за Офелией и Гамлетом со стороны, не смея вмешаться в происходящее. А в произведении «Накануне Иванова дня» юноша, собирая цветы, получает дар ясновидения, но узнаёт не о судьбах мира, а о том, что ему суждено вскоре расстаться с любимой.

Раннее творчество Блока, безусловно, заслуживает внимания. И всё же стихи, вошедшие в Ante Lucem, запомнились читателю куда меньше, чем произведения следующего сборника — «Стихи о Прекрасной Даме».

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я знаю, гордая, ты любишь самовластье Фета Данное произведение рисует образ роковой красавицы. Поэт выражает свои чувства, когда он столкнулся с ее чарами.
  • Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь
  • Анализ стихотворений Майкова
  • Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал 9 класс Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова
  • Анализ стихотворения Как нежишь ты, серебряная ночь Фета Произведение относится к зрелому периоду творчества поэта и по жанровой направленности представляет собой пейзажную лирику.

Любовные отношения с супругой

Блок воспевал многих представительниц прекрасного пола, но все же, большинство его лирических произведений, были посвящены самой родной и близкой женщине – его прекрасной жене Любови Менделеевой

Важно заметить, увлеченность поэта другими дамами, сеяла конфликт в семье. Законной супруге было неприятно читать любовные строки, посвященные чужим женщинам

На этой почве, у автора даже произошла серьезная ссора с Андреем Белым, который считал супругу Блока настоящим идеалом, невероятным воплощением женской красоты и гармонии. Он был истинным поклонником этой женщины, поэтому не смог сдержать искренних чувств негодования, высказав законному супругу, Александру Блоку, свое мнение. Естественно, такой поворот событий был неожиданным для талантливого поэта. Данный конфликт он описал в своем стихотворении под названием «Балаган».

Возможно, этот упрек со стороны другого мужчины, восхищающегося прелестными качествами Менделеевой, подтолкнул Александра Блока к переосмыслению личной жизни. Вскоре, их семейные отношения наладились, между парой вновь всполохнула безумная страсть и непобедимая любовь. До конца своих дней, великолепный русский поэт, Александр Александрович Блок, оставался преданным и любящим мужем. Он написал множество прекрасных стихов своей жене, которые на протяжении многих лет читаются любителями поэзии.

Не легли еще тени вечерние, А луна уж блестит на воде. Всё туманнее, всё суевернее На душе и на сердце — везде… Суеверье рождает желания, И в туманном и чистом везде Чует сердце блаженство свидания, Бледный месяц блестит на воде… Кто-то шепчет, поет и любуется, Я дыханье моё затаил,— В этом блеске великое чуется, Но великое я пережил… И теперь лишь, как тени вечерние Начинают ложиться смелей, Возникают на миг суевернее Вдохновенья обманутых дней…

Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока

Александр Блок — один из ярких представителей «се­ребряного века» русской поэзии. Он начал свой творчес­кий путь в среде символистов, а вскоре оказался не толь­ко самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-об­щественной позицией. Символизм — одно из самых слож­ных и противоречивых направлений в русской литерату­ре. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, по­рою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют сим­волы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символис­тами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «бо­жественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соло­вьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрас­ная Дама — это символ любви, это символ самой жиз­ни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего бо­жества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отража­ют окружающую действительность, противоречия капи­талистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчали­во, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незна­комка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Веч­ной Женственности, символ красоты и любви. Незнаком­ка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышен­ного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняю­щей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена револю­ции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, про­ходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Об­раз Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечнос­ти, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Пре­одоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.

«Стихи о Прекрасной Даме»

Александр Александрович проявлял особый интерес к философии. Он часто размышлял, пытаясь разобраться в правдивости любовных чувств между мужчиной и женщиной. В своих фантазиях и мечтах, он создал настоящий идеал женственности, красивый и гармоничный. Этому облику автор придумал оригинальное имя – Прекрасная Дама, в котором сохранился самый откровенный и рассудительный смысл. Вдохновленный философской идеей, Александр Александрович создал потрясающий сборник – «Стихи о Прекрасной Даме».

Каждое лирическое произведение, вошедшее в эту книгу, пронизано искренними и откровенными чувствами большой любви. В основу сюжета автор взял личные биографические данные, повествующие о любовном романе с будущей супругой – Любовью Дмитриевной. В самих стихотворениях, читатель может заметить сходство главных героев с реальными персонажами.

Блок создал образ собственной жены идеальным и гармоничным. Он описывает свою любовь не как земное чувство, а как некое поклонение божеству, смешивая романтическое направление с религиозными нотками. Он поклоняется главной героине, считая ее божественной и недоступной для приземленных людей. В его стихах нет пошлых слов и намеков, исключительно восхищение и преданная любовь!

Днем вершу я дела суеты, Зажигаю огни ввечеру. Безысходно туманная — ты Предо мной затеваешь игру.

Я люблю эту ложь, этот блеск, Твой манящий девичий наряд, Вечный гомон и уличный треск, Фонарей убегающий ряд.

Я люблю, и любуюсь, и жду Переливчатых красок и слов. Подойду и опять отойду В глубины протекающих снов.

Как ты лжива и как ты бела! Мне же по сердцу белая ложь.. Завершая дневные дела, Знаю — вечером снова придешь.

Анализ стихотворения Блока «Днем вершу я дела суеты…»

В произведениях, созданных весной 1902 г. и вошедших в число «Стихов о Прекрасной Даме», вместе с изображением городского пейзажа возникают новые диссонансные мотивы. Последние связаны с двойственной сущностью лирического субъекта и его возлюбленной, выступающей в земной ипостаси. В стихотворении «Люблю высокие соборы…» герой пытается утаить под «священной броней» свою темную сторону. Однако «дикий и дьявольский» облик прорывается из-под «маски лицемерной», вызывая ужас у благопристойной паствы.

В поэтическом тексте «Днем вершу я дела суеты…» также фигурирует маска, на этот раз женская. Сквозная тема загадочных вечерних встреч с подругой-«царевной», перенесенная в обманчивый мир сумрачного города, насыщается новыми красками. «Огненная игра» влюбленных теряет гармоничность и напоминает не романтическое свидание, а погоню за ускользающей маской.

Жизнь лирического героя делится на два периода: дневной, наполненный «делами суеты», и вечерний, таинственно-мистический. Стихотворение посвящено описанию второго из них. В сумерках возникают огни — знаковый атрибут темы земных встреч. Если раньше к категории пламени была близка невеста, то теперь к ней причастен мужской образ, который инициирует появление света. Героиня, которая раньше была «огневой», теперь приобретает характеристику «туманная». Другой становится игра влюбленных: в ней возникает новый мотив обмана.

Блестящий и привлекательный облик маски-героини созвучен городской атмосфере — шумной и призрачной. Метафора «убегающий ряд», относящаяся к уличным светильникам, вторит движению легкой фигуры, которая стремится раствориться в урбанистическом пространстве.

Лексемы «ложь»/«лжива» повторяются в небольшом тексте три раза. С их помощью рождается оригинальная катахреза «белая ложь», которая определяет суть женского образа, противопоставленного небесной «белизне» иной «дамской» ипостаси — возвышенно-религиозной.

Герой принимает новый облик возлюбленной, хотя осознает его искаженность, порочность. Для обозначения собственных эмоций лирический субъект использует лексику, изображающую положительные чувства: любовь, восхищение, предвкушение приятной встречи.

Кольцевая композиция намекает на бесконечность ежевечерней погони за иллюзорной фигурой. Подобным образом замыкается текст «Люблю высокие соборы…» Художественный прием усиливает внутренний драматизм лирической ситуации и констатирует ее безысходность.

Анализ стихотворения Блока «Днем вершу я дела суеты…»

В произведениях, созданных весной 1902 г. и вошедших в число «Стихов о Прекрасной Даме», вместе с изображением городского пейзажа возникают новые диссонансные мотивы. Последние связаны с двойственной сущностью лирического субъекта и его возлюбленной, выступающей в земной ипостаси. В стихотворении «Люблю высокие соборы…» герой пытается утаить под «священной броней» свою темную сторону. Однако «дикий и дьявольский» облик прорывается из-под «маски лицемерной», вызывая ужас у благопристойной паствы.

В поэтическом тексте «Днем вершу я дела суеты…» также фигурирует маска, на этот раз женская. Сквозная тема загадочных вечерних встреч с подругой-«царевной», перенесенная в обманчивый мир сумрачного города, насыщается новыми красками. «Огненная игра» влюбленных теряет гармоничность и напоминает не романтическое свидание, а погоню за ускользающей маской.

Жизнь лирического героя делится на два периода: дневной, наполненный «делами суеты», и вечерний, таинственно-мистический. Стихотворение посвящено описанию второго из них. В сумерках возникают огни – знаковый атрибут темы земных встреч. Если раньше к категории пламени была близка невеста, то теперь к ней причастен мужской образ, который инициирует появление света. Героиня, которая раньше была «огневой», теперь приобретает характеристику «туманная». Другой становится игра влюбленных: в ней возникает новый мотив обмана.

Блестящий и привлекательный облик маски-героини созвучен городской атмосфере – шумной и призрачной. Метафора «убегающий ряд», относящаяся к уличным светильникам, вторит движению легкой фигуры, которая стремится раствориться в урбанистическом пространстве.

Лексемы «ложь»/«лжива» повторяются в небольшом тексте три раза. С их помощью рождается оригинальная катахреза «белая ложь», которая определяет суть женского образа, противопоставленного небесной «белизне» иной «дамской» ипостаси – возвышенно-религиозной.

Герой принимает новый облик возлюбленной, хотя осознает его искаженность, порочность. Для обозначения собственных эмоций лирический субъект использует лексику, изображающую положительные чувства: любовь, восхищение, предвкушение приятной встречи.

Кольцевая композиция намекает на бесконечность ежевечерней погони за иллюзорной фигурой. Подобным образом замыкается текст «Люблю высокие соборы…» Художественный прием усиливает внутренний драматизм лирической ситуации и констатирует ее безысходность.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: