Михаил лермонтов 📜 пусть я кого-нибудь люблю

Как часто пестрою толпою окружен… (лермонтов)

Вариант 2

Лермонтов – автор произведения, в жанре стихотворения «Я не люблю тебя…». Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой.

Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива. Она флиртовала и кокетничал с многими, недаром у нее было много поклонников, и нет ничего необычного в том, что и Лермонтов, когда ему было всего лишь шестнадцать, влюбился в популярную среди кавалеров женщину. Но она была холодна, хоть внешне и приветлива. Через год страсти прошли и все остыло. Лермонтов в 1831 году пишет стихотворение «Я не люблю», которое посвящается столичной кокетке, Сушковой. Произведение получается наполненным противоречиями.

Поэт сам себе противоречит, заявляя в начале стиха, что не любит отчаянную кокетку, в середине он мучиться я сомнениями по поводу своих чувств. В конце же он как бы признает, что чувства по отношению к Сушковой все же остались. Финал довольно красочен, получается так, будто Лермонтов разобравшись, все же признается в любви девушке. Михаил Лермонтов в свои двадцать лет, четыре года после расставания с Сушковой, живет вполне обычно, но не забывает о ней. Он полон мщения и злопамятности.

В 1834 году они снова встречаются, и Лермонтов мстит со всей пылкостью, на какую способен. Он делает все, чтобы влюбить ее в себя, потом делает так, что будущий брак Сушковой распался, а потом признается ей, что никогда ее не любил и не любит. Она в отчаянье, ведь она к тому же еще и опозорена перед высшим светом. Но он – отомщен.

Чувства поэта были очень сильно написаны в стихотворении «Я не люблю», которое звучит сначала как отказ от своих прежних эмоций, в которых чувствуется также униженная гордость. А потом – как романтическое, даже завуалированное признание в любви девушке, когда-то его отвергшей.

Анализ стихотворения Я не люблю тебя; страстей… по плану

Композиция

Все стихотворение – это письмо к ветреной девушке, которое представляет собой цельное произведение. С первых строк лирический герой гордо заявляет о том, что отныне он свободен от своих чувств. Далее он развивает горькую мысль о том, что время, проведенное у ног той, которая не заслуживала такого поклонения, могло бы быть отдано творчеству – и он глубоко сожалеет, что потратил его на такие пустые занятия, как ухаживания.

Продолжая рассказывать бывшей возлюбленной о своем разочаровании, он упрекает ее в неверности, а потом указывает на то, как она изменила юношу, прежде трепетно относившегося к чувствам – теперь он будет просто использовать женщин, получая удовольствие, но никому больше не отдаст свое сердце.

Завершая произведение, Лермонтов рассказывает о том, что был готов ради любимой на все, и бросает горькое “ты знала – я тебя не знал!”.

Написано стихотворение как один взволнованный монолог без деления на строфы.

LiveInternetLiveInternet

Михаил Юрьевич Лермонтов

Я не люблю тебя; страстей И мук умчался прежний сон; Но образ твой в душе моей Всё жив, хотя бессилен он; Другим предавшися мечтам, Я всё забыть его не мог; Так храм оставленный — всё храм, Кумир поверженный — всё бог!

Екатерина Сушкова

Лермонтов впервые встретился с красавицей Екатериной Александровной Сушковой в 1830 году. Шестнадцатилетний поэт сразу же влюбился в столичную кокетку. Она ответных чувств не питала. В книге мемуаров «Записки» Сушкова охарактеризовала молодого Михаила Юрьевича как «неуклюжего, косолапого мальчика», у которого были «умные, выразительные глаза» и «язвительно-насмешливая улыбка». Апогеем влюбленности Лермонтова в Сушкову считается лето 1830-го. Осенью они расстались. В следующий раз их судьбы пересеклись лишь спустя четыре года.

Стихотворение «Я не люблю тебя; страстей…» написано в 1831-ом и посвящено Сушковой. В нем Лермонтов развивает мотив, проходящий через всю его интимную лирику. Речь идет о мотиве верности первой или давно оставшейся в прошлом любви. В рассматриваемом тексте он выражается при помощи череды противоречий. В самом начале стихотворения лирический герой заявляет, что чувств к бывшей возлюбленной у него больше нет. Далее следует резкая перебивка, как будто он сам испугался сказанных слов. Вторая строка начинается с союза «но». Оказывается, образ адресата стихотворения до сих пор жив в душе лирического героя. И снова противопоставление – «хотя бессилен он ». Финал звучит как признание в любви. Правда, чувство это особенное, не порождающее мук и страстей. Лермонтов переводит его в совершенно иной пласт. Образ, бессильный в мире физическом, оказывается вечным в пространстве души. Концовка напрямую связана с восьмистишием «Как дух отчаянья и зла…». Оно написано примерно в одно время с анализируемым текстом и также посвящено Сушковой. В нем Лермонтов уподобляет душу лирического героя храму, в котором образ любимой женщины выступает в роли божества.

Как говорилось выше, отношения Михаила Юрьевича с Екатериной Александровной возобновились в 1834 году. Поэт решил отомстить красавице за пережитые им в юношестве страдания. Для начала он влюбил ее в себя. Затем расстроил брак Сушковой с Лопухиным, выставил девушку в дурном свете перед обществом. Закончилось все драматическим расставанием. Лермонтов оставил Сушкову, перед этим признавшись, что никогда не любил ее. История получилась абсолютно в духе Печорина. Позже она легла в основу незавершенной повести «Княгиня Лиговская» (время работы – с 1836 по 1837), в которой черты Екатерина Александровна воплощены в образе Елизаветы Николаевны Негуровой.

Текст: pishi-stihi.ru

Анализ стихотворений Лермонтова

  • Анализ стихов
  • Лермонтов
  • Ангел
  • Благодарность
  • В минуту жизни трудную
  • Валерик
  • Весна
  • Выхожу я на дорогу
  • Горные вершины
  • Дума
  • Есть речи значенье
  • Завещание
  • Звезда
  • И скучно и грустно
  • Из-под таинственной, холодной полумаски
  • Кавказ
  • Как часто пестрою толпою окружен
  • Кинжал
  • Когда волнуется желтеющая нива
  • Листок
  • Мой демон
  • Молитва я матерь божия
  • Мцыри
  • На севере диком
  • Нет я не байрон я другой
  • Нищий
  • Одиночество
  • Она не гордой красотою
  • Осень
  • Парус
  • Пленный рыцарь
  • Поэт
  • Предсказание
  • Пророк
  • Прощай немытая Россия
  • Расстались мы но твой портрет
  • Родина
  • Смерть поэта
  • Сон
  • Сосед
  • Стансы
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Тучки небесные, вечные странники
  • Узник
  • Утес
  • Я жить хочу, хочу печали
  • Я не унижусь перед тобою

Труды знаменитого стихотворца первой половины XIX века популярны не только в Российской федерации, но и за границей. Прошло 3 столетия, как поэта не стало. Давно уже нет в живых его товарищей и родных, а также литераторов, с кем он тесно общался. Но его гениальные вещи заставляют нас окунуться в мир культуры и настоящей поэзии.

Основные задатки к сочинительству появились у Михаила, будучи подростком. Как раз в семействе пошли разногласия между папой и бабушкой юного гения. Если Юрий Петрович признавал Мишу талантливым ребенком, то Елизавета Алексеевна хотела, чтобы внук ухаживал за старушкой. Но, все равно, обучаясь в пансионе, юноша уже печатался в местных издательствах. Самые первые стихи возникли в 1829 году в Москве. В них говорилось об Отчизне, дружбе и высоком предназначении поэта.

Вскоре Михаил Юрьевич сблизился с декабристами. Их мысли и разговоры он записывал в тетрадь, после чего отразил все эти волнения в своих стихах «Пророк», «Родина».

В 1830 году возникает «Предсказание, где говорится о Пугачевском восстании, а чуть позже пишется роман «Вадим», который так и остался недоработанным.

В 20-летнем возрасте юноша становится военнослужащим. Все также у него в думах была тема борьбы, подвиги. В 1837 году рождается «Бородино», посвященное 25-летней годовщине Бородинского сражения. И сейчас, когда мы вновь перечитываем эти гениальные строчки, перед нами встают герои-победители прошлого века. Лермонтов желал от всей души показать стихотворение Пушкину, но, тот погиб на дуэли. Трагическая смерть так его встревожила , что он сразу же посвятил своему наставнику восхитительное стихотворение «Смерть Поэта».

По долгу службы, пребывая на Кавказе, Лермонтов заканчивает работу над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Цензоры долго не желали печатать этот труд, но В.А.Жуковский восторгался от написанного, и попросил, чтобы данное творение издали.

Здесь же создавался «Герой нашего времени», много раз переписывался «Демон», и созданная на одном дыхании поэма «Мцыри». Все мысли, мечты персонажа были схожи с взглядами многих людей, поэтому эти произведения перечитывались по несколько раз. Через некоторое время возникает другая поэма «Беглец», которая обличала предательство.

В течение очередной ссылки на Кавказ в 1840 году в Петербурге выходит в свет книга «Стихотворения М.Ю.Лермонтова». Издание имело грандиозный успех у читателей.

В 1841 году в журнале публикуют «Родина», где автор описывает страдания русского народа. Вольнолюбивый поэт недолго находится в Петербурге, так как его просят покинуть город. Ему было тяжело расставаться с друзьями. И в своих последних творениях «Дубовый листок», «Утес» прослеживается много тревоги и печали. Лермонтов умер 15 июля 1841 года, но его поэзия и проза ценятся читающей публикой до сих пор.

История создания

Не секрет, что данное произведение было написано в поздний творческий период Михаила Юрьевича. Работу над созданием стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтов завершил в 1841 году. Именно в это время произошла встреча поэта с его дальней родственницей. Её звали Екатерина Быховец. С девушкой Михаил Юрьевич встретился в Пятигорске. Вероятно, что анализируемое произведение было посвящено именно ей. Известно, что Лермонтов очень симпатизировал девушке. Однако это во многом было вызвано ее поразительной схожестью с Варварой Лопухиной. К этой девушке в молодые годы Михаил Юрьевич питал сильные чувства. В связи с этим весьма не удивительно, что герой стихотворения заявляет, что любит свое «прошлое страданье». Именно так он называет свою былую любовь.

Известно, что именно Лопухина была настоящей любовью и музой писателя. Однако по воле судьбы молодые люди не могли быть вместе. Так, Лермонтов начал обучение в школе юнкеров, затем приступил к службе в северной столице. Молодой человек не решился сделать предложение своей возлюбленной. Варвара Лопухина стала женой другого человека. Она согласилась выйти замуж за другого, ведь она так и не услышала о серьёзных намерениях от Лермонтова. Михаил Юрьевич считал поступок любимой предательством. Поэту было очень сложно пережить новость о замужестве Варвары. Произведение «Нет, не тебя так пылко я люблю» очень тесно связано с этим.

История создания

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” связано в очень печальной для Лермонтова историей любви. Долгое время было неясно, кому посвящено это произведение, однако со временем выяснилось, что поэт написал его в период болезненного разрыва с Натальей Ивановой, за которой он трепетно ухаживал.

Девушка отнеслась к молодому человеку весьма благосклонно, она принимала посвященные ей стихи, однако неизвестно, последовало ли за ними признание в чувствах. И все же из загородного имения, где они и познакомились, шестнадцатилетний поэт вернулся счастливым. Однако встреча с Натальей в Москве разочаровала его – она оказалась ветреной кокеткой. Лермонтов бывал на тех же балах, что и она, каждый раз видя одну и ту же картину: его возлюбленная флиртует с кавалерами, причем каждый раз с разными, не проявляя к нему совершенно никакого интереса.

Такое поведение глубоко возмутило молодого человека, и он разорвал отношения, но продолжал глубоко переживать свою обиду. Летом 1832 года он написал стихотворение “Я не унижусь пред тобою”, предположительно, направив рукописный его вариант ветренице. В печать оно попало только в 1859 году, спустя почти два десятилетия после того, как поэт погиб на дуэли.

Литература. 9 класс (1 часть) Нет, не тебя так пылко я люблю…

Нет, не тебя так пылко я люблю…

В последние годы жизни и творчества Лермонтов уже ничего не хотел и уже ничего не просил для себя ни у Бога, ни у мира. Он не нападает на миропорядок, а защищается и смотрит на него, по-прежнему не принимая, хладнокровно, почти безучастно и с презрением. Этот взгляд на мир отразился и в его любовной лирике, в частности в последнем стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841).

1

Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье; Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.

2

Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.

3

Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.

Вопросы и задания

  1. Как Вы понимаете начало стихотворения? К кому обраще- но оно: к живому или уже умершему человеку? Кого ищет и видит лирический герой в облике нелюбимой женщины?
  2. Согласны ли Вы с размышлениями литературоведа о том, что поэтическая мысль прошла три стадии: отказ от люб- ви, погружение в себя, воспоминание о прошлом и о том, что перед нами — трагическая судьба лирического «я»?
  3. Какие слова помогают реализовать идею трагической судьбы?

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» живого любовного чувства нет. Точнее, оно отнесено к себе и к умершей возлюбленной, т. е. сосредоточено не на настоящем, а на прошлом и замкнуто в границах личного мира, личного сознания. Лирический герой признается в нелюбви, в равнодушии к собеседнице. Это значит, что из жизненных бурь он вынес трагическую неспособность любить, что он омертвел душой. Все осталось в прошлом, на всем лежит печать смерти. Ему не нужна ни любовь женщины, ни «блистанье» ее «красы». Даже его слова «пылко я люблю», которые, казалось бы, опровергают опустошение души, направлены на себя: перед собой он видит свое «прошлое страданье» и свою «молодость погибшую». Собеседница интересна поэту не своими достоинствами и чувствами, как это обычно бывает у возлюбленных (он увлечен ею, она — им), а воспоминанием о своих прошлых страданиях и мучениях. Она стимул для сожалений о прошедшей жизни, средство для воскрешения давно забытых чувств. При этом «любовь», что тоже парадоксально, касается «страданий» («Люблю в тебе я прошлое страданье…»). Иначе говоря, я люблю не тебя, а свое страдание. На этом заканчивается первое четверостишие.

Второе раскрывает суть страдания и вводит тему «внутреннего диалога» лирического героя с самим собой, противоположную первому четверостишию, в котором разговор с собеседницей носил внешний характер. Этот «внутренний диалог» скрыт от собеседницы, не допущенной в святилище души героя:

Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.

Смысл и содержание «внутреннего разговора» передает третья строфа, где появляется настоящая возлюбленная — «подруга юных дней». Так возникает третий диалог ( « Я говорю с подругой юных дней…»). Оказывается, герой не эгоист, целиком погруженный в себя и занятый только собой. Он по-прежнему влюблен, и его любовь настолько велика, что он не забыл своей подруги даже после ее кончины. В облике нелюбимой женщины он хочет увидеть лик своей возлюбленной:

В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.

Однако ни прошлое, ни настоящее уже невозвратимо, а надежд на будущее нет. Удел героя — трагическое одиночество и опустошенная страданиями душа, не способная ответить на чувство не только потому, что помнит о юношеской страсти и хранит ей верность, но и вследствие благоприобретенной холодности. Иссушенная страданиями, жизнь в лирическом герое замерла и словно остановилась. Встреча с новой женщиной уже не может всколыхнуть живых чувств, а лишь напоминает об угасших.

Лермонтов обозначил три четверостишия стихотворения цифрами. Это не случайно: поэтическая мысль прошла три стадии (отказ от любви, погружение в себя, воспоминание о прежнем чувстве, уже угасшем). В центре стихотворения — переживания лирического героя, обращенные в первом четверостишии к нелюбимой женщине, в последнем — к прежней возлюбленной. Композиция стихотворения призвана последовательно отвергнуть любовь — в первом случае несостоявшуюся, во втором уже невозможную. Так утверждается идея трагической судьбы лирического «я» на всех перепутьях и во всех сферах его жизни.

2000- NIV

«Анализ стихотворения «К***» («Я не унижусь пред тобою…»)»

Любовь занимает важное место в творчестве многих поэтов

Большое внимание этой теме уделял и Михаил Юрьевич Лермонтов

Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), написанное в 1832 году, посвящено Наталье Федоровне Ивановой, в которую тогда был влюблён молодой поэт. В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество:

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал:

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Эта ситуация изменила отношение Лермонтова к женщинам. Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствия. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным:

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил.

Лермонтов продолжает считать свою возлюбленную самой лучшей, несмотря на её измену. Если даже она — ангел, по его мнению, — так поступили, то каковы же все остальные.

Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное, глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам.

Наталье Ивановой поэт посвятил много стихотворений. «К***» — это последнее лирическое послание, которое поэт написал для неё. В основу произведения положен приём антитезы: искренняя любовь противопоставлена коварной измене, а юношеские надежды — горестному разочарованию. Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»), гиперболы («целый мир возненавидел», «в страсти стану клясться всем», «я был готов… целый мир на битву звать»).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Михаил Юрьевич часто употребляет риторические восклицания и вопросы. Также здесь встречаются анафоры: («И так пожертвовал я годы…- И так я слишком долго видел…», «Зачем так нежно обещала…- Зачем ты не была сначала…»). Все эти особенности произведения создают эффект взволнованной речи, наполненной глубоким чувством. Создаётся впечатление, что стихотворение было написано на одном дыхании.

Лермонтов. Анализ стихотворения «К *** (Я не унижусь пред тобою)»

18 декабря 2009

Данное стихотворение напрямую связано с жизнью писателя, с его чувствами к любимой женщине. Эта женщина выступает в роли некого идеала, который так разочаровал поэта. Любовь была безответной, а глубокие лирические чувства унижены изменой любимой. Стихотворение датируется 1832 годом. Как и любой автор, Лермонтов описывает тему любви открыто, но в то же время драматично. И вообще, вся поэзия писателя пронизана глубоким чувством разочарования и одиночества, что и характерно для его творчества. Под строками «К» автор подразумевает Иванову Наталью Федоровну, которая оскорбила его чувства.

Автор считает, что она предала его и упрекает ее в том, что она была не верна по отношению к нему. Само название «Я не унижусь пред тобой» говорит за себя. Унижение — это своего рода лирические чувства поэта, на которые нет взаимного ответа. Но после того, как она выступает в роли кокетки, автор решает прервать любую связь с ней. Ему чуждо такое отношение с ее стороны. Это обижает его, оскорбляет его внутренний мир. Он посылает эти строки ей, чтоб донести то, что накопилось в сердце.

Автор больше не верит в нее. Он жалеет бесценно прожитые годы, которые посвятил ей. Из этих строк сразу видно, что автор не может вернуться к той жизни. Он больше никогда не поверит ей и ее словам. Он не хочется больше тратить свое время на нее, потому что она введет его в заблуждение.

Слишком много жизни Лермонтов потратил для нее. Автор так долго надеялся на взаимность, что силы иссякли. Ради ее улыбки он возненавидел целый мир. Здесь автор подчеркивает силу настоящей любви. Для такой любви ничто не чуждо! Лермонтов, как и Пушкин в своем стихотворении «Я вас любил…», желает счастья своей любимой. Но в отличие от Пушкина, он стремится к тому, чтоб отомстить за все страдания.

Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем; Начну обманывать безбожно,

У поэта накопилось зло на безответность и кокетство с ее стороны. В то же время автор одинок и печален. Только сожаление того, что неудача неизбежна вызывает в нем злость. Это стихотворение написано сплошным текстом, будто исповедь, крик души, отчаяния поэта. Мы здесь не видим четкого распределения на строфы. Читая стихотворения, мы не найдем в нем разделения. Читать его можно безостановочно.

С помощью сложных метафорических обращений, автор выражает свою внутреннюю грусть наиболее полно.

Это интересно: 61,§ 3, 4, конструктивизм

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно появилось в блокноте Михаила Юрьевича летом 1841 г. Посвящено произведение Екатерине Быховец, родственницей Лермонтова, с которой он встретился незадолго до написания стихов. Девушка очень понравилась поэту. Позже выяснилось, что причиной симпатии оказалась схожесть Екатерины с Варварой Лопухиной. Вот почему лирический герой стихотворения признается, что любит не девушку, а свое «прошлое страдание».

Варвара Лопухина – самая большая любовь поэта. С ней Лермонтов познакомился еще в юности. Тем не менее, молодым людям не суждено было идти по жизни рука об руку. Михаил Юрьевич поступил в школу юнкеров, потом отправился служить на Кавказ. Сделать предложение Варваре он не решился. Лопухину вскоре выдали замуж за другого. Девушка согласилась, ведь Лермонтов был далеко и о серьезных намерениях не заявлял. Молодой поэт тяжело переживал весть о замужестве любимой, считая ее поступок изменой. Варваре Лопухиной он посвятил множество произведений, анализируемое стихотворение тоже тесно связано с ней.

Средства выразительности

Даже в юности Лермонтов уже весьма искусно обращался с тропами, особенно когда требовалось сделать поэтические строки эмоциональными и глубокими. Вот и в этом стихотворении он использовал следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”.
  • Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

Они помогли ему описать все владевшие сердцем чувства, показать глупой ветреннице, что она сделала своим кокетством и выразить всю боль разбитого и растоптанного сердца.

Средства выразительности

Даже в юности Лермонтов уже весьма искусно обращался с тропами, особенно когда требовалось сделать поэтические строки эмоциональными и глубокими. Вот и в этом стихотворении он использовал следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”.
  • Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

Они помогли ему описать все владевшие сердцем чувства, показать глупой ветреннице, что она сделала своим кокетством и выразить всю боль разбитого и растоптанного сердца.

Отчего

Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно… потому что весело тебе.Михаил Лермонтов написал лирическое стихотворение «Отчего» в 1840 году. Название подразумевает ответ на вопрос, который так хочет найти герой произведения. Есть предположение, что оно посвящалось его возлюбленной Марии Щербатовой.Сюжетом стихотворения служит расставание двух героев, роковые обстоятельства и невозможность быть счастливыми. Все построено в виде монолога и размышления героя о собственных чувствах и судьбе его возлюбленной. Ее образ представляется таким восхитительным и светлым. Поэта привлекает красота, свобода, незаурядность и независимость этой красавицы от общественного мнения.Также для читателей открывается внутренний мир лирического персонажа. Он предстаёт искренним, целостным человеком, который способен на сильные чувства и глубокие переживания. У него огромное желание спасти цветущую, красивую молодость веселой и жизнерадостной женщины. Он искренне желает ей счастья, но понимает, что оно невозможно. Грусть, горечь, тревога, осознание, что ситуация безысходна и предчувствие расставания со своей женщиной — это основные чувства влюблённого мужчины.Есть звучание мотива противостояния искреннего и свободного человека против людей из светского общества. Кругом людские сплетни и пересуды. В будущем героиня будет обречена на плату горькими слезами и коварные молвы за ее счастливые дни и радостные моменты. Миниатюрное стихотворение выполнено в виде ответа на вопрос «Отчего?». Главный герой два раза даёт краткий ответ в первой и последней строках. Первая строчка означает, что мужчине грустно, потому что он влюблён. А в последней любимая не чувствует приближающейся опасности, ей весело. Но герой понимает, что скоро она будет очень расстроена, поэтому он заранее ощущает всю боль и печаль. За обоими ответами скрывается лермонтовское мироощущение. В произведении возникают настоящее и будущее времена. Настоящее переплетается с любовными чувствами, обозначаясь словами: люблю, знаю, грустно. А будущее связано с последующей судьбой главной героини: заплатишь, не пощадит. Одиночество и тоска чувствуется на протяжении всего стихотворения.Поэт написал шедевральное стихотворение, относящееся к любовной лирике. Оно состоит всего из шести строчек, но в нем заложен глубокий смысл. Свободные люди должны противостоять сплетням толпы.

Тема

Стихотворение посвящено теме любви, хранящейся в сердце долгие годы. Эта проблема очень распространена в литературе, но Лермонтов раскрывает ее сквозь призму своих переживаний. В центре стихотворения лирический герой и девушка, к которой он испытывает симпатию.

Уже в первых строках мужчина признается девушке, что любит не ее, не блистание ее красоты, а свое прошлое. Адресат строк напоминает лирическому герою о его молодости. Далее он рассказывает, что означает его «долгий взор». Это вовсе не влюбленность, а таинственный разговор с любовью своей юности. Во внешности девушки герой пытается узнать «подругу юных дней». И ему действительно чудятся уста и очи некогда родного человека.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тишина Некрасова Произведение Некрасова является одним из ярких примеров выражения патриотических чувств и любви к своему народу поэтическими средствами. Автор разворачивает картину родной земли, призывая читателей разделить его восхищение перед ней.
  • Анализ стихотворений Гумилева
  • Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием «Гроза идёт». Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял её в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания.
  • Анализ стихотворения Пушкину Есенина В этом стихотворении представлены мысли Есенина, слова, которые бы он сказал своему гениальному предшественнику – Пушкину. Как будто Сергей стоит на Тверском бульваре, где до сих пор находится памятник поэту
  • Анализ стихотворения Ангел Бунина Основной тематикой произведения, относящегося к раннему поэтическому творчеству поэта, является авторский восторг красотой душевного мира человека, способного на искренние, нежные, тонкие чувства, а также на восхищение окружающим его природным миром.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пусть я кого-нибудь люблю…»

В 1830 году 16-летний Михаил Лермонтов гостил у своих родственников в подмосковном имении, где познакомился с очаровательной Екатериной Сушковой. Девушка произвела на юного поэта неизгладимое впечатление и очень скоро догадалась о том, какие чувства испытывает к ней Лермонтов. Но, обладая весьма своевольным характером, эта кокетка решила поиграть в любовь с молодым человеком, не подозревая, что этим причинит ему сильные душевные страдания. Поначалу поэт был окрылен надеждой и даже уверен в том, что его чувства взаимны. Однако перед самым расставанием, когда по осени московские семьи покидали свои загородные резиденции, Екатерина Сушкова открыла ему всю правду, а в качестве свидетельниц предоставила собственных подруг, которые подтвердили, что все происходящее – лишь увлекательная игра. Девушки, будучи ровесницами Лермонтова, относились к нему, как к ребенку, их к этому моменту интересовали более зрелые мужчины. Однако чтобы загладить неприятную ситуацию, Сушкова предложила Лермонтову дружбу, на что поэт вынужден был согласиться.

Именно с этого момента он начал работать над циклом любовных стихов, посвященных своей избраннице. В них больше не было наивных слов и признаний, а сумбурные чувства оказались приправлены горечью. Именно таким является и произведение «Пусть я кого-нибудь люблю…», которое поэт первоначально хотел включить в цикл «Стансы», но в последний момент изменил свое решение.

Поэт с горечью признается: «Любовь не красит жизнь мою». Действительно столь высокое и чистое чувство приносит ему лишь страдания, которые автор сравнивает с чумным пятном на сердце. Насмешки и унижения, которым подвергла его избранница, ожесточили душу юного поэта, который и сам не может в точность сказать, какое же чувство в нем преобладает – любовь или же ненависть. «Враждебной силою гоним, я тем живу, что смерть другим», — признается Лермонтов, отмечая при этом, что именно ненависть является для него источником утешения, тогда как любовь дарит одну лишь только боль. Размышляя о своей жизни, поэт отмечает, что вокруг него ничего не изменилось, вот только он теперь находится «в прекрасном мире – но один». И это ощущение будет преследовать его долгие 10 лет, пока Лермонтов, наконец, не совладает со своими чувствами и не помет, что Екатерина Сушкова далека от совершенства. Придет время, и поэт отплатит ей той же монетой, заставив полюбить себя, а после отвергнув высмеяв перед другими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: