И. А. Бунин «Дымится поле, рассвет белеет»
Дымится поле, рассвет белеет,
В степи туманной кричат орлы,
И дико-звонок их плач голодный
Среди холодной плывущей мглы.
В росе их крылья, в росе бурьяны,
Благоухают поля со сна…
Зарею сладок твой бодрый холод,
Твой томный голод, — твой зов, весна!
Ты победила, — вся степь дымится,
Над степью властно кричат орлы,
И тучи жарким горят пожаром,
И солнце шаром встает из мглы!
* * *
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны».
Василий Жуковский.
* * *
На всех снежных полях рыжие пятна –
проталины. День ото дня их всё больше и больше. Не успеваешь и глазом моргнуть,
как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
Всю зиму в лесах и полях пахло снегом.
Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, а где на лёгких струйках ветра
понеслись они над землёй.
Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные
гряды волн, пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой
корой. Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли, сквозь первую зелёную
щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. Струйками стекают
с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.
По их невидимым пахучим тропинкам торопятся
к цветам первые пчёлы и мчатся первые бабочки. Зайчишки так и шмыгают носами –
чуют зелёную травку! И сам не удержишься, сунешь нос в ивовые «барашки». И
станет твой нос жёлтым от липкой пыльцы.
Быстрые лесные ручьи впитали в себя запахи
мхов, старой травы, лежалых листьев, тяжёлых берёзовых капель – и понесли по
земле.
Запахов всё больше и больше: они всё гуще и
слаще. И станет скоро весь воздух в лесу – сплошной запах. И даже первая
зелёная дымка над берёзами покажется не цветом, а запахом.
И все веснушки – проталинки сольются в одну
большую пахучую весну.
Николай Сладков.
* *
*
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Александр Пушкин
.
* * *
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт.
Алексей Толстой
.
* * *
Вернулось царство вешних
дней:
Звенит по камушкам ручей,
И с криком стая журавлей
Уж к нам летит.
Смолою пахнет от лесов,
Краснея, почки лепестков
Вздохнули вдруг,
И миллионами цветов
Покрылся луг.
Степан Дрожжин.
*
* *
Догорел апрельский светлый вечер
,
По лугам холодный сумрак лёг.
Спят грачи; далёкий шум
потока
В темноте таинственно заглох.
Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чаще над полями
Звёздный свет в молчании
ночном.
По лощинам, звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.
А Весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая, —
Чутко внемлет шороху
деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля.
Иван Суриков
.
Наступила долгожданная весна! Снега уже почти
не осталось. Земля постепенно начинает переодеваться.
Зацветают первые деревья. Слышно, как гудят
голодные насекомые, ищут себе пропитание. Мохнатый шмель долго кружил над
голыми деревьями, а потом наконец-то присел на иву и загудел ещё громче.
Красавица верба накормит всех прилетающих к ней насекомых.
Под ногами расстилается ковёр из
первоцветов. Тут и мать –и –мачеха, и хохлатка, и гусиный лук, и многие другие распускающиеся ранней весной растения.
Сила жизни побеждает! Крошечные росточки
пробиваются и тянутся к солнцу. Им так хочется жить, радовать своей красотой
людей.
«Молодость» И.Бунин
«Молодость» Иван Бунин
В сухом лесу стреляет длинный кнут, В кустарнике трещат коровы, И синие подснежники цветут, И под ногами лист шуршит дубовый.
И ходят дождевые облака, И свежим ветром в сером поле дует, И сердце в тайной радости тоскует, Что жизнь, как степь, пуста и велика.
Анализ стихотворения Бунина «Молодость»
Произведение, написанное весной 1916 г. начинается с бытовой сценки из деревенской жизни: пастух выгоняет стадо, которое случайно забрело на опушку леса. Ключевым приемом, определяющим особенности художественного пространства, становится аллитерация. Свист кнута и треск кустов, шуршание листьев — с помощью этих звуков создается пейзажная зарисовка. В ней выделяется единственный цветовой акцент — яркая синева подснежников. Синий в поэтике Бунина — знаковый оттенок, он связан с открытым небом, высшим началом, гармонией и надеждой.
Крупный план, сфокусированный на первоцветах или дубовом листе, во второй строфе сменяется широкой панорамой
Облака, несущие дождь, «свежий ветер» и «серое поле» — внимание переключается на бескрайние просторы русской степи
Финальные строки посвящены переживаниям лирического героя. Осознавая необъятность жизненных перспектив, он ощущает «тайную радость» и светлую печаль. Состояние души, изображенное в «Молодости», перекликается с другой авторской формулой — «радость одиноких дум». Она была заявлена в раннем стихотворении «Седое небо надо мной ». Существенна и разница: лирический герой сумел освободиться от угнетающего чувства одиночества.
Автор сравнивает жизнь со степью, опираясь на два ключевых признака — «пуста и велика». В этом случае определения лишены отрицательных коннотаций. Пустота степи — это не скудость, а свобода: в творчестве Бунина сквозной образ безбрежного пространства символизирует жизненные пути, наследство истории, диалог западного и восточного менталитетов. Юного героя ошеломляет и немного тревожит безмерность и неизведанность будущего.
Поэт намеренно подбирает образы, типичные для разных времен года. С одной стороны, весенние цветы и свежий ветер, с другой — осенний сухой лес и опавшая листва. Смешивается и стилистика: сниженно-бытовые образы коров, подгоняемых пастушеским хлыстом, соседствуют с романтическими цветами, облаками и ветром.
Все детали пейзажа возникают в памяти лирического героя, размышляющего о далеких годах. Подтверждается это и на синтаксическом уровне: многочисленные повторы союза «и» в начале стихотворной строки нанизывают разрозненные воспоминания, как бусины на нитку. Из разнородных картинок — реалистичных и возвышенно-обобщенных — слагается законченный образ молодости, наполненной предчувствиями волнующих перемен.