Алексей толстой

Анализ стихотворения «вот уж снег последний в поле тает…» (а.н. толстой)

Образы и символы

В своём произведении «Вот уж снег последний в поле тает…» автор создал несколько образов:

Образ лирического героя напоминает нам человека сострадательного и чуткого. Для него состояние чужой души — не тайна. Он понимает муки того, к кому обращается: «Грустно жить тебе, о друг, я знаю, и понятна мне твоя печаль». Он рассказывает нам о влиянии природного мира на душевное состояние человека. Адресат послания испытывает глубокие переживания, несмотря на весеннее оживление. Он не замечает всю прелесть пробуждающейся природы, так как страдает от грусти бытия.

Образ весны. Весна, приходящая на смену морозам, приносит людям радость и веру в счастливое будущее: «Всё кругом и любит и поет». Это время года олицетворяют такие явления природы, как юный лес, синий кувшинчик, теплые грозы, крики журавлей. Однако в стихотворении Толстого она не вызывает оживления у страждущих. Природа ликует, а некоторые люди променяли бы ее на покой и «родной край». Земная весна противопоставляется весне внутренней, благодаря которой расцветает душа.

Образ лирической героини. Наблюдая за красотой весенней природы, лирический герой понимает, что весна совсем не радует некую женщину (на пол указывает обращение в женском роде). Это время года несёт ей лишь глубокую печаль.Ей «грустно жить», то есть существующие условия жизни ее не удовлетворяют. Даже весенние краски не утешают ее. Она с удовольствием бы променяла их на «родной край». Возможно, за ним скрывается деревня, где сам поэт скрывался от общественного порицания, дабы не компрометировать Софью. Но надо признать, что в стихотворении об этой истории напрямую не говорится, нет ни одного намека. Лишь из биографического контекста мы можем извлечь материал для сопоставления и разгадки смысла произведения.

Интересно, что в период написания произведения Алексей Николаевич ещё не знал, что через семь лет он сможет официально зарегистрировать свои отношения с Софьей, невзирая на общественное мнение.

Анализ стихотворения Алексея Константиновича Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…»

Блистательный камер-юнкер и талантливый поэт,Алексей Толстой и не предполагал, что роман с замужней женщиной сыграет в его судьбе роковую роль. От 30-летнего графа не только отвернулись родственники и знакомые, но и карьера при дворе благодаря скандалу оказалась под угрозой. В итоге поэт вынужден был поселиться в самом дальнем родовом имении, отказавшись от встреч со своей избранницей Софьей Миллер. Несмотря на то, что по отношению к этой женщине Толстой питал самые серьезные намерения, браку с ней воспротивилась мать поэта. Более того, сама Софья долгие годы не могла получить развод у законного супруга, мечтая лишь о редких свиданиях со своим возлюбленным.

В итоге весной 1856 года, когда было написано стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает», любовники оказались за тысячи верст друг от друга, понимая, что судьба готовит им очередные испытания. Отравленный горечью разлуки, Алексей Толстой понимает, что его избранницу ждет еще менее завидная участь. Ведь она вынуждена оставаться в Санкт-Петербурге и постоянно бывать на людях, терпя насмешки и публичные оскорбления.

Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» построено на контрасте, и первая его часть посвящена описанию природы. Автор словно бы хочет показать, что мир живет по ранее установленным законам, нарушить которые никому не под силу. Действительно, какое дело журавлям, которые «зовут друг друга», до чувств двух любящих людей, находящихся в разлуке? Их страдания не изменят ход мироздания и не заставят «юный лес» отказаться от первой весенней грозы, а «кувшинчик синий» — от цветения. Автору кажется, что пробуждающаяся природа словно бы насмехается над ним. Ведь в тот момент, когда ему так одиноко, «все весны дыханием согрето, все кругом и любит, и поет».

Казалось бы, окружающий мир, наполненный радостью и светом, должен отвлекать поэта от мрачных мыслей. Однако Толстой не перестает задаваться вопросом: «Отчего ж в душе твоей так мрачно и зачем на сердце тяжело?». Поэт понимает, что не одному ему в этот момент так грустно и одиноко. Его избраннице приходится еще труднее. Поэтому, обращаясь к Софье Миллер, Толстой подчеркивает: «Понятна мне твоя печаль». Он знает, что его возлюбленную совсем не радует наступающая весна, которая несет с собой разлуку и лишена надежд. Действительно, будущее влюбленных неопределенно, и они еще не подозревают, что пройдет долгих 7 лет, пока они смогут воссоединиться вопреки общественному мнению.

Анализ стихотворения » Вот уж снег последний в поле тает» Толстого

Пейзажная зарисовка Алексея Константиновича Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» в финале становится исповедью лирического героя.

Стихотворение написано в 1856 году. Его автору в это пору исполнилось 39 лет, он находится на придворной службе, флигель-адъютант. Однако службой он тяготится и несколько лет спустя выйдет в отставку. А. Толстой публикует поэзию и прозу, пробует свои силы в качестве драматурга, совершает крымское путешествие, наконец, влюблен. Впрочем, брак этот устроится не сразу, а после преодоления многочисленных препятствий. В этот же период поэт опасно заболел тифом, ухаживая за друзьями, подхватившими ту же болезнь. По жанру пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы, рифмы открытые и закрытые. Интонация переменная: сперва сердечная, светлая, затем жалобная. Лирический герой – сам автор. В 1 четверостишии поэт рисует наступление весны. Лексика стихотворения нейтральная, живая, местами возвышенная. Образы классические: тающий снег на полях, пар от земли, готовой к пахоте, нежные колокольчики проглядывают то тут, то там, возвращаются журавли. «Лес в зеленый дым одетый»: метафора, подчеркивающая любование поэта открывшейся перед его взором извечной картиной пробуждения природы. Во 2 строфе – несколько олицетворений: одетый лес ждет, весны дыханием, все любит и поет. Кажется, что герой присоединяется к ликующей природе. Вот и небо «ясно и прозрачно», а звезды светлы. Однако в 4 строфе появляются первые разочарованные ноты с риторическим вопросом: в душе мрачно, на сердце тяжело? Внутренняя дисгармония разрушает идиллию пейзажа. Наконец, прямое обращение: грустно жить тебе. Своего собеседника он называет «другом». Из контекста становится ясно, что обращаться он может как к собственной душе, так и к женщине: отлетела б ты. Отчаяние наводит мысли о бессмысленности жизни и весны. «Родному краю»: возможно двоякое толкование. Край загробного мира или действительно сызмальства любимые места, всегда напитывающие душу надеждой. Предпосылки такого состояния души следует искать в биографии А. Толстого. Избранница его сердца замужем, но в браке несчастлива. Полюбив графа А. Толстого, она пытается уйти, однако муж затягивает дело с разводом. Восстает против этих скандальных отношений и мать поэта, мнением и спокойствием которой он так дорожил. Только ее смерть позволила этой паре воссоединиться.

Темы, настрой, проблематика

Первая тема прослеживается в наблюдении за весенними переменами в окружающем мире, за тем, как в природе все просыпается и оживает. Этот мир яркий, молодой, веселый, он с каждым вешним днем преображается и все больше хорошеет.

Вторая – тема дисгармонии женской души раскрывается с помощью адресованных таинственной незнакомке риторических вопросов, обращения в сочетании с глаголом женского рода. Поэт сочувствует ей и с нею солидарен, а женщина находится в глубокой грусти и позитивные перемены в мире природы, ее весенний блеск незнакомку не радуют.

Одна из наиболее глубоких проблем в стихотворении – это проблема неволи. На нее указывает сослагательное наклонение глагола «отлетела б», которое подразумевает несвободу, наличие преград, удерживающих героиню в опостылевшем ей месте. Туда не проникают весенние изменения.

Читая это стихотворение, мы замечаем, как в нем происходит смена лирического настроения. Это касается и эмоционального фона, и чувств лирических персонажей. Сначала лирический герой радуется наступлению весны, а потом вспоминает о таинственной даме и его душевная радость сменяется состраданием и сочувствием к ней. Светлое, восторженное настроение исчезает, а на смену ему приходит грусть, сожаление, вызванное тем, что женщина, которую он называет «другом» не ощущает радости от прихода весны.

Алексей Толстой — Вот уж снег последний в поле тает: читать стих, текст стихотворения полностью

Вот уж снег последний в поле тает,Теплый пар восходит от земли,И кувшинчик синий расцветает,И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,Теплых гроз нетерпеливо ждет;Всё весны дыханием согрето,Всё кругом и любит и поет;

Утром небо ясно и прозрачно.Ночью звезды светят так светло;Отчего ж в душе твоей так мрачноИ зачем на сердце тяжело?

Грустно жить тебе, о друг, я знаю,И понятна мне твоя печаль:Отлетела б ты к родному краюИ земной весны тебе не жаль…

Анализ стихотворения » Вот уж снег последний в поле тает» Толстого

Пейзажная зарисовка Алексея Константиновича Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» в финале становится исповедью лирического героя.

Стихотворение написано в 1856 году. Его автору в это пору исполнилось 39 лет, он находится на придворной службе, флигель-адъютант. Однако службой он тяготится и несколько лет спустя выйдет в отставку. А. Толстой публикует поэзию и прозу, пробует свои силы в качестве драматурга, совершает крымское путешествие, наконец, влюблен. Впрочем, брак этот устроится не сразу, а после преодоления многочисленных препятствий. В этот же период поэт опасно заболел тифом, ухаживая за друзьями, подхватившими ту же болезнь. По жанру пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы, рифмы открытые и закрытые. Интонация переменная: сперва сердечная, светлая, затем жалобная. Лирический герой – сам автор. В 1 четверостишии поэт рисует наступление весны. Лексика стихотворения нейтральная, живая, местами возвышенная. Образы классические: тающий снег на полях, пар от земли, готовой к пахоте, нежные колокольчики проглядывают то тут, то там, возвращаются журавли. «Лес в зеленый дым одетый»: метафора, подчеркивающая любование поэта открывшейся перед его взором извечной картиной пробуждения природы. Во 2 строфе – несколько олицетворений: одетый лес ждет, весны дыханием, все любит и поет. Кажется, что герой присоединяется к ликующей природе. Вот и небо «ясно и прозрачно», а звезды светлы. Однако в 4 строфе появляются первые разочарованные ноты с риторическим вопросом: в душе мрачно, на сердце тяжело? Внутренняя дисгармония разрушает идиллию пейзажа. Наконец, прямое обращение: грустно жить тебе. Своего собеседника он называет «другом». Из контекста становится ясно, что обращаться он может как к собственной душе, так и к женщине: отлетела б ты. Отчаяние наводит мысли о бессмысленности жизни и весны. «Родному краю»: возможно двоякое толкование. Край загробного мира или действительно сызмальства любимые места, всегда напитывающие душу надеждой. Предпосылки такого состояния души следует искать в биографии А. Толстого. Избранница его сердца замужем, но в браке несчастлива. Полюбив графа А. Толстого, она пытается уйти, однако муж затягивает дело с разводом. Восстает против этих скандальных отношений и мать поэта, мнением и спокойствием которой он так дорожил. Только ее смерть позволила этой паре воссоединиться.

В черновике стихотворения А. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» сохранилось финальное четверостишие, снятое при публикации. В нем влюбленные вместе покидают жестокий мир, надеясь встретиться в вечности.

Анализ стихотворения » Вот уж снег последний в поле тает» Толстого

Пейзажная зарисовка Алексея Константиновича Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» в финале становится исповедью лирического героя.

Стихотворение написано в 1856 году. Его автору в это пору исполнилось 39 лет, он находится на придворной службе, флигель-адъютант. Однако службой он тяготится и несколько лет спустя выйдет в отставку. А. Толстой публикует поэзию и прозу, пробует свои силы в качестве драматурга, совершает крымское путешествие, наконец, влюблен. Впрочем, брак этот устроится не сразу, а после преодоления многочисленных препятствий. В этот же период поэт опасно заболел тифом, ухаживая за друзьями, подхватившими ту же болезнь. По жанру пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы, рифмы открытые и закрытые. Интонация переменная: сперва сердечная, светлая, затем жалобная. Лирический герой – сам автор. В 1 четверостишии поэт рисует наступление весны. Лексика стихотворения нейтральная, живая, местами возвышенная. Образы классические: тающий снег на полях, пар от земли, готовой к пахоте, нежные колокольчики проглядывают то тут, то там, возвращаются журавли. «Лес в зеленый дым одетый»: метафора, подчеркивающая любование поэта открывшейся перед его взором извечной картиной пробуждения природы. Во 2 строфе – несколько олицетворений: одетый лес ждет, весны дыханием, все любит и поет. Кажется, что герой присоединяется к ликующей природе. Вот и небо «ясно и прозрачно», а звезды светлы. Однако в 4 строфе появляются первые разочарованные ноты с риторическим вопросом: в душе мрачно, на сердце тяжело? Внутренняя дисгармония разрушает идиллию пейзажа. Наконец, прямое обращение: грустно жить тебе. Своего собеседника он называет «другом». Из контекста становится ясно, что обращаться он может как к собственной душе, так и к женщине: отлетела б ты. Отчаяние наводит мысли о бессмысленности жизни и весны. «Родному краю»: возможно двоякое толкование. Край загробного мира или действительно сызмальства любимые места, всегда напитывающие душу надеждой. Предпосылки такого состояния души следует искать в биографии А. Толстого. Избранница его сердца замужем, но в браке несчастлива. Полюбив графа А. Толстого, она пытается уйти, однако муж затягивает дело с разводом. Восстает против этих скандальных отношений и мать поэта, мнением и спокойствием которой он так дорожил. Только ее смерть позволила этой паре воссоединиться.

В черновике стихотворения А. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» сохранилось финальное четверостишие, снятое при публикации. В нем влюбленные вместе покидают жестокий мир, надеясь встретиться в вечности.

Алексей Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет; Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет;

Утром небо ясно и прозрачно, Ночью звезды светят так светло; Отчего ж в душе твоей так мрачно И зачем на сердце тяжело?

Трудно жить тебе, мой друг, я знаю, И понятна мне твоя печаль: Отлетела б ты к родному краю И земной весны тебе не жаль…

О пожди, пожди еще немного, Дай и мне уйти туда с тобой… Легче нам покажется дорога — Пролетим ее рука с рукой!..

Толстой Алексей Константинович (1817-1875) А.К.Толстой принадлежит к одному из старинных дворянских родов. Последний украинский гетман К.Разумовский был его прадедом, а граф А.К.Разумовский — сенатор при Екатерине II и министр народного просвещения при Александре I — дедом. Родился А.К.Толстой в Петербурге, а детство будущего поэта прошло на Украине, в имении его дяди А. Перовского, известного беллетриста 20-х годов, выступавшего в печати под псевдонимом Антоний Погорельский. Еще подростком Толстой побывал за границей, в Германии и Италии.

Сатирические и юмористические стихотворения Толстого не менее интересны, чем его лирика. Здесь и остроумная шутка — надписи на стихотворениях Пушкина, посвящение А.Фету, это и произведения Козьмы Пруткова, а также многочисленные сатиры, среди которых особое место занимает «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». При жизни Толстого вышел единственный сборник его стихотворений (1867). Скончался поэт в своей усадьбе Красный Рог в Черниговской губернии.

Урок Знаний в первом классе

Отречение царя: было или не было Зачем николай 2 отрекся от престола

Композиция

Строение этого стиха, то есть его композиционная структура основаны на принципе контрастности. Лирический текст состоит из 4 строф.

Первая строфа посвящена теме прихода весны. Лирический герой замечает самые первые приметы скорого наступления чудесного периода года, которого так ждут и люди, и окружающая природа. Это такие признаки, как расцветающий колокольчик, последний снег, клик прилетевших с юга на родину журавлей.

В следующей строфе говорится о том, как радуется весне лес и все в природе, и это состояние природного мира невольно передается и лирическому герою, тоже нетерпеливо ждущем наступления теплых вешних дней.

Третья строфа  строится на контрасте — противопоставлении восторженно ликующей природы и сердечным переживаниям человека. Этот контраст усиливается вопросами, которые задает герой своему неведомому собеседнику.

Четвертая строка посвящена описанию трудной жизни подруги лирического героя, которому понятна причина ее душевных  терзаний и печали. Она хочет лишь оказаться в родном краю и не разделяет радостное настроение всей окружающей природы и лирического героя.

Идиллия вешнего пейзажа – природного пробуждения – контрастирует с внутренней дисгармонией подруги или возлюбленной лирического героя.

Выразительные средства

Чтобы передать эмоциональность стихотворения, его настрой, Толстой употребляет в тексте традиционные выразительные средства и приемы:

  • Эпитеты – «снег последний», «теплый пар», «юный лес», «зеленый дым», «родному краю», «земной вечны».
  • Метафоры – «в душе так мрачно», «на сердце тяжело», «синий кувшинчик».
  • Олицетворения – «Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет», «И зовут друг друга журавли», «Все любит и поет», «весны дыханием согрето».

Кроме упомянутых средств, А. Толстой использует также и такие художественные приемы, как риторические вопросы, обращение «мой друг».

Познакомившись с этой поэтической работой автора, можно утверждать, что поэт мастерски изображает природу своего родного края, использует роскошную, насыщенную палитру красок, наделяет все свои образы ярким колоритом: весну рисует теплой и ласковой, ей радуется вся природа и многие люди, лирического героя – человеком наблюдательным, чутким, понятливым и добрым. Героиню же он показывает нам несчастной девушкой или женщиной, которую вешняя природная краса совсем не радует из-за ее душевных терзаний и неволи. Если бы не контраст в эмоциональном настрое стихотворения и не появление в нем печальной незнакомки, которой не до восхищения и любования весенней природой, можно было бы назвать этот стих гимном наступающей весне.

* * *

Примечание:

А.К.Толстой. Колокольчики мои…Москва, «Молодая Гвардия», 1978.

«Весна» Художник А.Саврасов

Всматриваясь в духовный облик А.Толстого, нельзя не заметить в нем громадного врождённого поэтического таланта, потребности претворять в художественные образы воспринятые от внешнего мира впечатления и свои сокровенные чувства и думы.

Как натура истинно художественная, А.Толстой искренно и сильно любил родную природу и глубоко понимал ее красоту. Редкая по своей силе любовь и способность чувствовать мельчайшие, незаметные для другого детали, настолько проявлялись в Толстом, что он, по его словам, убегал из чада столичной жизни, чтобы в течение довольно длительного периода пропадать в глуши лесов.

Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» написано Алексеем Константиновичем Толстым в 1856 году.

С одной стороны, эта поэтическая работа — гимн наступающей весне.

«Вот уж снег последний в поле тает»; царство снега закончилось. От земли восходит тёплый пар. Все признаки весны налицо: расцветает синий кувшинчик, воркуют прилетевшие журавли, юный лес надел зелёную мантию… «Всё вокруг согрето дыханием весны».

И зовут друг друга журавли.

В разные периоды своего творчества восприятие природы Алексеем Толстым менялось. На этапе 1850-1860 годов, когда написано это стихотворение, отношение к природе можно назвать как «восторженное».

Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

Для читателя первая часть стихотворения является простой и доступной. «Что? Снег. Какой? Последний (Тёмный. Грязный). Что делает? Тает». «Пар тёплый восходит». «Кувшинчик синий расцветает». «Лес юный ждёт».

Утром небо ясно и прозрачно,
И зачем на сердце тяжело?

Поэт обращает наше внимание на красоту весеннего неба. Необычно оно и утром и ночью

Утром небо ясно и прозрачно, а ночью звёзды на нём невероятно светлы.

С другой стороны, это стихотворение — продолжение интимно-лирической темы, поднятой и в других произведениях А.Толстого. Развитие темы представлено на фоне весеннего пейзажа. Как и в других поэтических работах, в этом стихотворении Алексей Толстой прибегает к методу параллелизма
(связи природных и душевных явлений).

Описывая природу, Толстой всегда показывает впечатление, производимое ею на человека. Радуется природа — радуется и человек. Тишина и грусть разлиты в природе — грустно становится и на душе человека. Иногда зрелище ликующей природы ещё сильнее оттеняет печаль в человеческом сердце. Наслаждаясь красотой природы, особенно весенней, расцветающей, часто испытывается мучительное чувство при воспоминании о том, что прошло и никогда не вернётся.

И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…

Весна дарит чудеса: любовь и радость, вдохновение и надежды. Но, перечитывая строки этого произведения, понимаешь, что так бывает не всегда…

Какие средства художественной выразительности использует в произведении автор?

Эпитеты: снег последний
, пар теплый
, лес юный
, дым зеленый
.

Олицетворение: «И зовут
друг друга журавли» (зовут)

Чувство безграничной любви к родной природе нашло самое яркое отражение в поэзии Алексея Толстого. Каждый, кто знаком с лирикой поэта, знает всю роскошь поэтических красок, которыми он умеет изображать родной ландшафт. Эта чуткость к природе сообщает поэту своеобразное ясновидение, открывает ему путь к постижению сокровенных тайн мироздания.

Будучи от человеком чутким, А.Толстой, точно эолова арфа, отзывался на всякое впечатление в природе и в жизни, воспринимая его всеми фибрами своей души.

«Вот уж снег последний в поле тает..» (А.К.Толстой)

(полный текст стихотворения)

Вот уж снег последний в поле тает
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?

Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…

Композиция

В основе композиционного строя стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает…» лежит принцип контраста.

  • В первой строфе лирический герой наблюдает за наступлением весны. Уже вовсю заметны первые признаки приближения долгожданного времени года: нежные колокольчики, таящий снег, журавли, возвращающиеся в родные края из тёплых стран.
  • Во второй и третьей строфе поэт использует олицетворения («лес ждет», всё вокруг любит и поет). Лирический герой с нетерпением ждёт наступления весеннего тепла.
  • В четвертой строфе автор противопоставляет ликование природы душевным переживаниям. Внутренняя дисгармония адресата вступает в контраст с идиллией весеннего пробуждения природы.

История создания

Судьба распорядилась так, что Алексей Николаевич полюбил замужнюю женщину, которую звали Софья Миллер. Из-за этой запретной связи от талантливого поэта отвернулось всё высшее общество Петербурга. Удивительно, но с ним даже перестали общаться его близкие друзья и родственники. В связи с этим карьера графа оказалась под большой угрозой.

Из-за сложившихся обстоятельств, Алексею Николаевичу пришлось уехать жить в свое родовое имение и отказаться от встреч с любимой женщиной. Ситуация ещё усложнялась и тем, что Софья на протяжении долгих семи лет не могла добиться от супруга развода.

Работу над созданием стихотворения Алексей Николаевич завершил в 1856 году. В это время по воле судьбы влюблённые уже не могли быть вместе, поэтому текст проникнут печалью. Толстой прекрасно понимал, что его любимой женщине намного тяжелее, чем ему. В отличие от него, Софья никак не могла уехать из Петербурга, поэтому была вынуждена терпеть все насмешки и унижения.

Основная идея

Каков смысл стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает…»? Он заключается в том, что человек далеко не всегда властен над обстоятельствами, определяющими его жизнь и настроение. Несмотря на весеннюю радость, его душа омрачена «грустью жизни» и закрыта для ясного света звезд. Душа «отлетела б ты к родному краю», но что-то держит ее взаперти уныния.

Главная мысль стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает…» состоит в том, что человек далеко не всегда синхронен с природой. Он равнодушен к ее ритму, если его душу отягощают страдания. Ведь «земная весна» не равна духовной, заставляющей сердце биться чаще.

Анализ стихотворения Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…»

Блистательный камер-юнкер и талантливый поэт, Алексей Толстой и не предполагал, что роман с замужней женщиной сыграет в его судьбе роковую роль. От 30-летнего графа не только отвернулись родственники и знакомые, но и карьера при дворе благодаря скандалу оказалась под угрозой. В итоге поэт вынужден был поселиться в самом дальнем родовом имении, отказавшись от встреч со своей избранницей Софьей Миллер. Несмотря на то, что по отношению к этой женщине Толстой питал самые серьезные намерения, браку с ней воспротивилась мать поэта. Более того, сама Софья долгие годы не могла получить развод у законного супруга, мечтая лишь о редких свиданиях со своим возлюбленным.

В итоге весной 1856 года, когда было написано стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает», любовники оказались за тысячи верст друг от друга, понимая, что судьба готовит им очередные испытания. Отравленный горечью разлуки, Алексей Толстой понимает, что его избранницу ждет еще менее завидная участь. Ведь она вынуждена оставаться в Санкт-Петербурге и постоянно бывать на людях, терпя насмешки и публичные оскорбления.

Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» построено на контрасте, и первая его часть посвящена описанию природы. Автор словно бы хочет показать, что мир живет по ранее установленным законам, нарушить которые никому не под силу. Действительно, какое дело журавлям, которые «зовут друг друга», до чувств двух любящих людей, находящихся в разлуке? Их страдания не изменят ход мироздания и не заставят «юный лес» отказаться от первой весенней грозы, а «кувшинчик синий» – от цветения. Автору кажется, что пробуждающаяся природа словно бы насмехается над ним. Ведь в тот момент, когда ему так одиноко, «все весны дыханием согрето, все кругом и любит, и поет».

Казалось бы, окружающий мир, наполненный радостью и светом, должен отвлекать поэта от мрачных мыслей. Однако Толстой не перестает задаваться вопросом: «Отчего ж в душе твоей так мрачно и зачем на сердце тяжело?». Поэт понимает, что не одному ему в этот момент так грустно и одиноко. Его избраннице приходится еще труднее. Поэтому, обращаясь к Софье Миллер, Толстой подчеркивает: «Понятна мне твоя печаль». Он знает, что его возлюбленную совсем не радует наступающая весна, которая несет с собой разлуку и лишена надежд. Действительно, будущее влюбленных неопределенно, и они еще не подозревают, что пройдет долгих 7 лет, пока они смогут воссоединиться вопреки общественному мнению.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Анализ стихотворения » Вот уж снег последний в поле тает» Толстого

Пейзажная зарисовка Алексея Константиновича Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» в финале становится исповедью лирического героя.

Стихотворение написано в 1856 году. Его автору в это пору исполнилось 39 лет, он находится на придворной службе, флигель-адъютант. Однако службой он тяготится и несколько лет спустя выйдет в отставку. А. Толстой публикует поэзию и прозу, пробует свои силы в качестве драматурга, совершает крымское путешествие, наконец, влюблен. Впрочем, брак этот устроится не сразу, а после преодоления многочисленных препятствий. В этот же период поэт опасно заболел тифом, ухаживая за друзьями, подхватившими ту же болезнь. По жанру пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы, рифмы открытые и закрытые. Интонация переменная: сперва сердечная, светлая, затем жалобная. Лирический герой – сам автор. В 1 четверостишии поэт рисует наступление весны. Лексика стихотворения нейтральная, живая, местами возвышенная. Образы классические: тающий снег на полях, пар от земли, готовой к пахоте, нежные колокольчики проглядывают то тут, то там, возвращаются журавли. «Лес в зеленый дым одетый»: метафора, подчеркивающая любование поэта открывшейся перед его взором извечной картиной пробуждения природы. Во 2 строфе – несколько олицетворений: одетый лес ждет, весны дыханием, все любит и поет. Кажется, что герой присоединяется к ликующей природе. Вот и небо «ясно и прозрачно», а звезды светлы. Однако в 4 строфе появляются первые разочарованные ноты с риторическим вопросом: в душе мрачно, на сердце тяжело? Внутренняя дисгармония разрушает идиллию пейзажа. Наконец, прямое обращение: грустно жить тебе. Своего собеседника он называет «другом». Из контекста становится ясно, что обращаться он может как к собственной душе, так и к женщине: отлетела б ты. Отчаяние наводит мысли о бессмысленности жизни и весны. «Родному краю»: возможно двоякое толкование. Край загробного мира или действительно сызмальства любимые места, всегда напитывающие душу надеждой. Предпосылки такого состояния души следует искать в биографии А. Толстого. Избранница его сердца замужем, но в браке несчастлива. Полюбив графа А. Толстого, она пытается уйти, однако муж затягивает дело с разводом. Восстает против этих скандальных отношений и мать поэта, мнением и спокойствием которой он так дорожил. Только ее смерть позволила этой паре воссоединиться.

В черновике стихотворения А. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» сохранилось финальное четверостишие, снятое при публикации. В нем влюбленные вместе покидают жестокий мир, надеясь встретиться в вечности.

Образы и символика произведения

В стихотворении А. Толстого мы наблюдаем следующие образы:

  • Лирический герой. Мы можем утверждать, что этот образ наделен чуткостью и состраданием. Герой наблюдателен, он понимает, что происходит в душе другого человека, что друг, к которому обращены его слова, мучается и страдает, что он испытывает грусть и печаль. Герой говорит читателям о том, как влияет мир природы на состояние человеческой души. Но той, как мы понимаем далее, девушке или женщине очень тяжело психологически, и ее не радует оживленное, счастливое состояние просыпающейся весенней природы. Ей безразлична прелесть чудесной весны, потому что героиня несчастлива и от этого печальна и грустна. Женщине больше всего в тот момент хочется оказаться родимом краю, а весна ее совсем не радует.
  • Весна. Этот образ счастливый и радостный. Весна – долгожданное и всеми желанное время года. Оно несет и природе, и людям веру, надежду на светлое будущее. Но в тексте весна не может оживить душу глубоко несчастного человека. Он готов, не раздумывая, променять ликование природы на спокойную жизнь в родном краю. Для него земная весна не становится весной душевной, расцвета души не происходит.
  • Лирическая героиня. Созерцая красоты вешней природы, в то же время лирический персонаж видит, что женщина, к которой он потом обращается, совсем не рада наступающей весне. Она пребывает в большой печали, и ничего ее не может вывести из такого гнетущего состояния. Лирическую  героиню не очаровывает весна и не вызывает ее восторга и восхищения. Всему виной  невыносимые условия жизни женщины, и потому ей очень хочется попасть на родину. Может быть, это какая-нибудь деревенька, где женщина могла бы скрыться и где вынужден был жить сам автор, избегая осуждения высшего общества и стараясь не компрометировать свою возлюбленную в глазах света. Возможно поэтому, в произведении о том ничего не сказано, даже нет намека на их связь, любовные отношения.  Только обратившись к биографии поэта, читатели могут сопоставить некоторые факты из его жизни и понять скрытый смысл стихотворения.

Когда Толстой работал над этим произведением, он не ведал, как сложится его дальнейшая жизнь и что спустя 7 лет они с Софьей вступят официально в брак, несмотря на осуждения света.

Темы, проблемы, настроение

Тема весны раскрывается в описаниях перемен, которые оживили природный мир и окрасили его в яркие цвета юности, веселья, преображения.

Тема «мрака на душе» раскрывается в риторических вопросах, обращенных к адресату послания. Автор выражает сочувствие и солидарность с той, кто терпит «грусть жизни» и не черпает радости из весеннего блеска.

Проблема несвободы выражается в сослагательном наклонении: «Отлетела б ты к родному краю». Но за этим «бы» скрываются преграды, которые удерживают героиню в местах, ставших для нее чужими, куда не проникает весна.

Можно заметить, как сильно меняется эмоциональный фон стихотворения. Сначала читатель испытывает радость от приближения весны, затем настроение резко меняется. Оптимизм сменяется грустью и тоской.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: