«дом на набережной», краткое содержание повести трифонова

Куда приводят революции: новая книга о доме на набережной глазами ольги трифоновой

Краткое содержание Трифонов Дом на набережной для читательского дневника

Трифонов — Дом на набережной Краткое содержание Трифонов Дом на набережной для читательского дневника Все события произведения происходят в Москве. Главный герой — Вадим Александрович Глебов.

Для покупки необходимой вещи главный герой и приезжает в Москву. Будучи занятым поиском продавца, он неожиданным образом встречает своего давнего товарища. Он видит, что Левка совсем спился и потерялся в жизни, он даже не поздоровался с ним, сделав вид, что не заметил. Это несколько расстроило Вадима Александровича. После этой неприятной встречи Глебов приходит домой. Там его также ожидает известие. Его дочь выходит замуж, его не радует эта новость. Ночью Вадиму Александровичу позвонил Левка Шулепников тот самый товарищ, которого он встретил днем на улице.

Левка извиняется за то, что не подал виду, что знает Глебова. Потом Вадим Александрович вспоминает свою молодость.

Оказывается, когда они были еще мальчишками, Глебов страшно завидовал Левке. Еще до появления в школе Левки среди одноклассников непререкаемым авторитетом и уважением пользовался именно Глебов

Видимо, поэтому он так не любил своего товарища, он считал, что несправедливо, когда все блага и внимание сосредотачиваются только около одного человека

Оба товарища учатся в одном университете, между ними продолжается соперничество. Как и раньше Левка пользуется популярностью, в жизни он с легкостью преодолевает все незначительные неприятности невзгоды, что только раздражает Вадима Александровича. Глебов влюбляется в дочь заведующего кафедрой Софью. Она также признается в своей симпатии к молодому человеку.

Они начинают близко общаться. Через некоторое время на отца девушки сыплются несправедливые обвинения и клевета. Вадима Александровича принуждают встать на защиту Ганчука, но он, в связи с обстоятельствами накануне собрания у него умирает бабушка , не приходит на встречу. Он заканчивает аспирантуру, достигает неплохих высот, но ощущения счастья у него нет. Произведение Трифонова учит читателя жить в соответствии с человеческими законами, совершать добрые дела, а не гнаться за мнимыми достижениями в области профессии, соперничать с конкурентами и видеть в этом смысл жизни.

Ведь даже наш герой лишь потом понял, что все силы и энергию растрачивал попусту. Оцените произведение:.

«Дом на набережной», краткое содержание повести Трифонова

Августовским днем 1972 года Вадим Александрович Глебов, готовившийся к переезду в кооперативную квартиру, отправился в мебельный магазин, расположенный «у черта на рогах». Там ему предстояло приобрести антикварный стол. Чтобы получить желанный предмет мебели, сначала требовалось отыскать некого Ефима. Вместо него Глебов наткнулся на старого приятеля Левку Шулепникова (Шулепу), который почти спился. Ефим так и не нашелся. Глебов решил пообщаться по-товарищески с Шулепниковым, окликнул его, но тот не ответил.

Вечером, когда Глебов рассказывал жене Марине о случившемся днем, он больше волновался не из-за того, что старый приятель его не узнал, а из-за того, что существуют такие необязательные люди как Ефим и что теперь антикварный стол достанется кому-то другому. Глебов почти лег спать, когда к нему в кабинет вошли жена и дочь Маргоша. Марина сообщила, что дочка собирается через 12 дней выйти замуж за художника Толмачева, работавшего продавцом в книжном магазине.

Около часа ночи зазвонил телефон. Глебов взял трубку. На другом конце провода был Шулепников. Он рассказал, что сделал вид, будто не узнал Глебова, потому что тот ему «ужасно противен». Придя домой с работы, Левка подумал, что зря обидел старого знакомого и поэтому решил позвонить. Шулепников спросил, помнит ли Глебов его мать. Глебов начал отвечать, но тут связь прервалась.

Почти 25 лет назад Вадим Александрович был совсем другим человеком – часто сидел без денег, «обликом напоминал разночинца-семидесятника», работал грузчиком и колол дрова во дворах.

Книги

Букинистическая литератураГОСТы, ОСТыДетская литератураДомашний кругДругоеИскусство. Культура. ФилологияКниги в электронном видеКниги издательства «Комсомольская правда»Компьютеры и интернетКосмосНаука. Техника. МедицинаНормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиОхрана труда, обеспечение безопасностиПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаРостехнадзорСанПины, СП, МУ, МР, ГНСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНУчебный годХудожественная литератураЭкономическая литератураЭнциклопедии, справочники, словари

Дом на набережной

Дом на набережной Дом на набережной — краткое содержание рассказа Трифонов Автор повествует читателю о событиях, происходящих с главным героем произведения, Вадимом Александровичем Глебовым по профессии литературоведом. Герой рассказа приезжает в Москву за желаемой вещью. Незадолго он сделал заказ в антикварном магазине и приехал по адресу для оформления заявки. В поисках продавца он случайно встречается со своим школьным, закадычным другом Лёвкой. Вадим Александрович обрадовался встрече, но друг сделал вид, что не замечает его. Глебов видит, Лёвка не брезгует алкоголем, он совсем спился и потеря всякий интерес к жизни, он даже не поздоровался с Вадимом Александровичем, и эта встреча расстроила его.

Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии. Действие происходит в Москве в трёх временах: середина 1930-х, вторая половина 1940-х, начало 1970-х гг.

Закулисные участники строительства

Строительство под руководством Бориса Иофана активно контролировал не только председатель Совета народных комиссаров Алексей Рыков, но и глава ОГПУ (будущего НКВД) Генрих Ягода. Исследователи считают, что именно поэтому один из подъездов (№ 11) был сделан нежилым: чтобы сотрудники службы из него вели прослушку других квартир. К тому же чекисты действительно жили в доме, прикрываясь работой комендантов, консьержей и лифтеров.

Впрочем, загадке пустого подъезда есть и другое объяснение: в 1930 году на стадии строительства в доме случился сильный пожар, и, чтобы успеть вовремя сдать объект, площади 11-го подъезда разделили между двумя соседними.

Биографическая справка

Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве. Отец писателя – Валентин Андреевич Трифонов, революционер, государственный и военный деятель, в период с 1923 по 1926 год занимал должность председателя Военной коллегии Верховного суда СССР. Мать – Евгения Абрамовна Лурье, которая была зоотехником, потом – инженером-экономистом, после этого – детской писательницей.

В 1932 году семья Трифонова поселилась в «Доме правительства», который позже станет широко известен как «Дом на набережной», благодаря одноименной повести Юрия Трифонова. В 1937-38 годах родители писателя были репрессированы. Отца расстреляли. Мать приговорили к восьми годам лагерей. На свободу она вышла в мае 1945 года.

Воспитание Трифонова и его сестры легло на плечи бабушки по материнской линии. Часть войны писатель провел в эвакуации в Ташкенте. После возвращения в Москву начал работать на авиационном заводе. В 1944 году Трифонов, еще в школе увлекавшийся литературой, поступил в Литературный институт им. Горького на отделение прозы. Окончил вуз в 1949 году. В качестве дипломной работы выступала повесть «Студенты». Ее опубликовал журнал «Новый мир». Произведение, посвященное молодому послевоенному поколению, принесло автору популярность и Сталинскую премию третьей степени.

Далее, по признанию самого Трифонова, последовал «изнурительный период каких-то метаний». В то время в его творчестве появилась спортивная тема. На протяжении 18 лет писатель был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого издания и крупных газет на трех Олимпийских играх, нескольких чемпионатах мира по волейболу, хоккею.

В 1952 году Трифонов отправился в первую поездку в Туркмению, чтобы разобраться в самом себе и найти материал для новых произведений. Затем он ездил туда снова и снова, всего восемь раз в течение десяти лет. Сначала писатель наблюдал за строительством Главного Туркменского канала, потом – Каракумского канала. Результатом этих поездок стали рассказы и очерки, объединенные в сборник «Под солнцем» (1959), а также роман «Утоление жажды», напечатанный в 1963 году. Его экранизировали, не раз переиздавали, выдвинули на соискание Ленинской премии в 1965 году.

В конце 1960-х годов Трифонов начал работать над циклом так называемых московских повестей. Первая среди них – «Обмен» (1969). Следующие – «Предварительные итоги» (1970) и «Долгое прощание» (1971). Впоследствии к ним добавились «Другая жизнь» (1975) и «Дом на набережной» (1976). Именно «Дом на набережной» стал в итоге самым популярным произведением Трифонова.

В 1970-е годы Трифонов пишет два романа – «Нетерпение» о народовольцах и «Старик» о старом участнике гражданской войны. Их можно объединить в условную трилогию с созданной в 1967 году повестью «Отблеск костра», в которой Трифонов осмыслял революцию и ее последствия, а также пытался оправдать собственного отца, ранее реабилитированного.

Книги Трифонова издавались тиражами в 30-50 тысяч экземпляров – небольшое количество по меркам 1970-х годов. При этом они пользовались большим спросом. Чтобы почитать журналы с публикациями его произведений, в библиотеке приходилось записываться в очередь.

В 1981 году Трифонов завершил работу над романом «Время и место», который можно считать итоговым произведением писателя. Критика тех лет прохладно встретила книгу. В числе минусов называлась «недостаточная художественность».

Трифонов скончался 28 марта 1981 года. Причиной смерти стала тромбоэмболия легочной артерии. Могила писателя находится на Кунцевском кладбище. После смерти Трифонова, в 1987 году, был опубликован его роман «Исчезновение».

«Спасская полесть» и «Подберезье»

В следующей главе рассказчик вынужден переночевать на постоялом дворе. Он садится читать книгу и узнает, что к нему подселят супружескую пару. Ночью сосед рассказывает о чиновнике, который за подарок в виде устриц помогает с продвижением по службе.

Утром невольные соседи продолжают путешествие вместе. По пути мужчина засыпает и видит странный сон, в котором он предстает в образе мудрого правителя. Внезапно перед ним появляется загадочная женщина Истина, и она открывает ему глаза на весь произвол, творящийся в стране. Герой в поту просыпается.

В Подберезье рассказчик заводит новое знакомство. Юноша недавно окончил духовную семинарию и планирует продолжить обучение

Прощаясь с путешественником, он по неосторожности теряет документ. Прочитав его, автор узнает, что тот является сторонником мартинизма. В главе о Великом Новгороде автор навещает своего старого товарища Карпа, который является купцом

Он неплохо зарабатывает, обманывая доверчивых покупателей. Пока герой находится в этом величественном городе, он постоянно размышляет о праве и силе

В главе о Великом Новгороде автор навещает своего старого товарища Карпа, который является купцом. Он неплохо зарабатывает, обманывая доверчивых покупателей. Пока герой находится в этом величественном городе, он постоянно размышляет о праве и силе.

Сюжет и композиция

Композиция повести ретроспективна. Главный герой Глебов встречает своего школьного и институтского товарища Лёвку Шулепникова (Шулепу), который из благополучного сына высокопоставленного чиновника превратился в опустившегося алкоголика. Это преображение так впечатляет Глебова, что перед его глазами проносится целая жизнь. Воспоминания составляют основной временной пласт рассказа. Настоящее относится к началу 70-х, а воспоминания — к годам детства (1930-е), юности (с 1947-го) главного героя.

Глебов вспоминает, как Лёвка пришёл в их класс, как ему устроили тёмную. Вадим был одним из зачинщиков, но сам не бил. Лёвка не выдал никого ни отчиму, ни директору. Позже отчим Лёвки всё равно выведал у Глебова два имени.

Отчим Лёвки был столь влиятелен, что родители обоих мальчиков были переведены из Москвы в другие города. Все люди, как-нибудь мешавшие Лёвкиному отчиму, куда-то исчезают. Например, «сгинули неведомо куда» все Бычковы, соседи по коммунальной квартире Глебова, чьи дети держали в страхе весь переулок.

Глебов вновь встретился с Шулепой уже после войны, в институте. Вадим всё так же беден, а Шулепников всё так же преуспевает, хотя у него уже другой отчим. Шулепа больше не живёт в доме на набережной, но в квартире на Тверской.

Ещё один обитатель дома, друг детства Антон Овчинников, погиб в 1942. Глебов продолжает общаться только с одноклассницей Соней, дочерью профессора Ганчука, живущей в том же доме. Кроме того, Глебов пишет работу под руководством Ганчука.

Соня влюблена в Вадима с 6-го класса, а он обращает на не внимание только студентом. Молодые люди скрывают свои отношения от родителей. На профессора Ганчука начинаются гонения

Переведённый в институт на административную должность Друзяев шантажирует Глебова, о связи которого с Соней Ганчук откуда-то узнаёт. Глебову предлагают сменить руководителя, иначе он лишится Грибоедовской стипендии и надежды на аспирантуру

На профессора Ганчука начинаются гонения. Переведённый в институт на административную должность Друзяев шантажирует Глебова, о связи которого с Соней Ганчук откуда-то узнаёт. Глебову предлагают сменить руководителя, иначе он лишится Грибоедовской стипендии и надежды на аспирантуру.

Глебов не решается поговорить с Ганчуком о том, что отказался от его руководства. Кроме того, его обязывают выступить на собрании, посвящённом осуждению Ганчука. От проблемы выбора Глебова избавляет смерть бабушки в ночь перед злополучным собранием. Глебов расстаётся с Соней, осознав, что не любит её (или утратив интерес к семье Ганчуков). Через полгода он всё-таки выступает на собрании, осуждая Ганчука, ведь помочь ему всё равно нельзя. После собрания рыдающий пьяный Шулепников, казалось, осознаёт цену своего социального положения.

Ганчук вскоре был восстановлен в должности, Соня умерла. Об этом читатель узнаёт в финальном эпизоде, написанном от имени рассказчика, знавшего всех участников событий с детства.

Библиография

  • Собрание сочинений в четырёх томах. М.:»Художественная литература», 1985-1987
  • Избранные произведения в двух томах. М.:»Художественная литература», 1978
  • Студенты. М.:»СП»,1951; Магадан,1952; Курск,1952; «СП» и «МГ»,1953; Омск,1954; М.,1956; М.,1960
  • Под солнцем.Рассказы. М.: «Советский писатель», 1959
  • В конце сезона.Рассказы. М.: «Физкультура и спорт», 1961
  • Утоление жажды. М.:»Художественная литература»,1963;1964;1965;1967;1970; «Профиздат»,1979
  • Костры и дождь.Рассказы. М.: «Советская Россия», 1964
  • Факелы на Фламинио.Рассказы и очерки. М., 1965
  • Отблеск костра. Документальный очерк. М.: «Советский писатель», 1966
  • Кепка с большим козырьком.Рассказы. М.: «Советская Россия», 1969
  • Игры в сумерках.Рассказы и очерки. М.: «Физкультура и спорт», 1970
  • Рассказы и повести. М.: «Художественная литература», 1971
  • Долгое прощание.Повести и рассказы. М.: «Советская Россия», 1973
  • Нетерпение. М.: » Политиздат», 1973; 3- изд. — 1974; 4-е изд. «Советский писатель», 1988
  • Продолжительные уроки. М.: «Советская Россия», 1975
  • Другая жизнь. М.: «Советский писатель», 1976
  • Обмен.Пьеса. М., 1977
  • Повести. М.: «Советская Россия», 1978
  • Другая жизнь.Повести и рассказы. М.: «Известия», 1979
  • Старик. М.: «Советский писатель»,1979
  • Старик. Другая жизнь. М.: «Советский писатель», 1980
  • Нетерпение.Старик. М.: «Известия», 1983
  • Другая жизнь.Отблеск костра. М.: «Советский писатель», 1983
  • Как слово наше отзовётся.Публицистика. М.: «Советская Россия», 1985
  • Вечные темы.Романы, повести и рассказы. М.: «Советский писатель», 1985
  • Время и место.Романы и повесть. М.: «Известия», 1988
  • Исчезновение.Старик.Отблеск костра. М,: «Московский рабочий», 1988
  • Отблеск костра.Исчезновение. М.: «Советский писатель», 1988
  • Бесконечные игры. Киноповесть, рассказы, очерки, статьи. М.: «Физкультура и спорт», 1989
  • Отблеск костра. Старик. М.: «Известия», 1989
  • Исчезновение.Время и место.Старик.Романы. М.: «Современник», 1989

Художественная структура

При построении повести Трифонов использует аналитическую (ретроспективную) пространственно-временную композицию. Случайная встреча в Москве 1970-х со старым школьным товарищем поднимает в сознании стареющего Глебова воспоминания о далёком прошлом. Писатель виртуозно наслаивает пласты несобственно-авторской речи, чтобы приблизить читателя к сознанию своего главного героя.

Автор готовит читателя к тому, что кульминацией действия должно стать назначенное на четверг выступление Глебова с осуждением своего ментора Ганчука. Поскольку это выступление не состоялось, но герой в душе уже разменялся (в терминологии более ранней повести, совершил «обмен» невесты и её отца на перспективу блестящей карьеры), за обстоятельным повествованием о вхождении Глебова в семью профессора Ганчука, о развитии его отношений с Соней, следует стремительный эпилог, где в по-импрессионистски эпизодической манере набросаны этапы последующего морального падения Глебова.

С рассказом о Глебове перемежаются короткие лирические вставки от первого лица, окрашенные налётом ностальгии. Круг замыкается, когда на последней странице лирический герой («автор») встречается с опустившимся и практически неузнаваемым Шулепой (встреча с которым Глебова открывает повествование).

В чеховской традиции повествование прошито лейтмотивами, исподволь иллюстрирующими эволюцию героев. Таковы бюстики профессора Ганчука, завораживающая Глебова дорогая мебель (буфет красного дерева и антикварный стол), кожаные штаны и куртка Шулепы.

Жанровое своеобразие

Трифонов завершил «Домом на набережной» цикл «московских повестей», после которых Трифонов принялся за романы о современности и её связи с историей. Некоторые исследователи считают «Дом на набережной» небольшим романом, поскольку перед глазами читателя проносится вся жизнь героя, её начало и итог. Жанровая разновидность повести – психологическая. Мотивы поступков героя раскрываются благодаря внутренним монологам и показу событий с разных точек зрения, глазами разных героев. Повесть также можно назвать философской, семейно-бытовой. Но популярной она стала благодаря социальному аспекту.

Адаптации

По просьбе Ю. Любимова автор переработал повесть в пьесу, которая была поставлена театром на Таганке 12 июня 1980 г. Роль Глебова исполняли Вениамин Смехов и Валерий Золотухин. Музыку написал Эдисон Денисов. Спектакль был снят с репертуара в 1984 г. «по цензурным соображениям». Возмущение номенклатуры вызвала сцена, где пионеры 1930-х гг. читают стихи в честь наркома Ежова.

В ноябре 2007 года телеканал «НТВ» показал 4-серийный телефильм по мотивам повести Трифонова. Фильм снял по собственному сценарию Аркадий Кордон, музыку написал Исаак Шварц. Роли исполнили Валерий Ивченко, Иван Стебунов, Алексей Петренко, Ирина Купченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: