Анализ стихотворения Брюсова «Дон Жуан»
Сонет В. Я. Брюсова «Дон Жуан» входит в цикл «Любимцы веков» сборника «Tertia vigilia» («Третья стража»). Он был создан 12 мая 1900 года. Интересно, что эпиграфом к черновому варианту произведения служила строчка «La lune llena» (исп. «Полная луна») из стихотворения К. Д. Бальмонта, открывающего цикл «Дон Жуан». Но в печать сонет вышел уже без эпиграфа.
Структуру сонета можно выразить в виде схемы abab abab ccd eed. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Повествование идёт от лица лирического героя.
В основу стихотворения положена легенда о Доне Жуане, аристократе, жившем в испанском городе Севилья в XIV веке. Этому дворянину приписывают многочисленные любовные похождения, которые нередко выливались в публичные скандалы и дуэли. Но каждый раз сластолюбивый дворянин уходил от ответственности благодаря покровительству своего друга – короля Кастилии Педро I.
Позже образ удачливого распутника попал в культуру, где приобретал новые черты. Каждый автор придумывал собственную историю Дона Жуана. Вот и в стихотворении Валерия Яковлевича этот персонаж обретает иной характер. Например, из представителя аристократической фамилии он превращается в вольного мореплавателя. Со всей страстью лирический герой восклицает: «Да, я – моряк!».
На место безудержной похоти, которой славился прототип, приходит стремление к свободе, приключениям и открытиям. Эту тягу поэт описывает с помощью эпитетов. Герой объясняет, что более всего его влечёт неизведанное: «иные цвета», «новые страны», «наречия странные», «чуждые плоскогорья».
Что касается прекрасного пола, то оказывается, что это не Дон Жуан желает покорить каждую красавицу на своём пути, а сами женщины устремляются к нему, пленённые духом свободы, что исходит от бесстрашного путешественника. Это влечение охарактеризовано эпитетом «страстный зов».
Да и само вожделение не становится чем-то низменным и греховным. Герой объясняет, что не только плотское влечение движет им, когда он встречает женщину. Он считает, что в любви душа раскрывается, обнажая свои потаённые уголки, и только тогда люди становятся искренними. Эта тайна, которую персонаж называет «святая глубина», и манит неутомимого исследователя Дона Жуана.
Несмотря на романтичность и даже чистоту свои помыслов, лирический герой всё же чувствует себя виноватым. Он сравнивает себя с вампиром, высасывающим жизненную силу. Снова используя эмоциональное восклицание «Да! Я гублю!», он признаётся, что после того, как душа избранницы была разгадана, он бросается на поиски новой «жертвы».
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Сонеты ✑
Сонеты
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.
Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч
Ответов: 1
Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.
Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы
Ответов: 2
Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.
Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта
Ответов: 1
Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.
Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!
Ответов: 1
Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.
Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов
Ответов: 2
Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.
1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен
Ответов: 1
Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.
Правильним є твердження: «Балади …
Ответов: 1
Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.
Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н
Ответов: 1
Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.
Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко
Ответов: 1
Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.
Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям
Ответов: 1
Венки сонетов Брюсова
Венок сонетов представляет своего рода поэму из 15 сонетов, выстроенных в определенной последовательности. Главный сонет – магистрал – замыкает композицию, но создается в первую очередь. Он содержит в себе замысел, основную идею всего венка сонетов. Уже после него пишутся остальные 14 сонетов, причем каждый должен открываться и завершаться строкой из магистрала следующим образом:
- начало сонета №1 – первая строка магистрала, окончание – его вторая строка,
- начало сонета №2 – вторая строка магистрала, окончание – третья строка,
- все дальнейшие сонеты поочередно следуют этому порядку,
- сонет №14 открывается тринадцатой строкой магистрала и завершается его четырнадцатой, последней строкой.
Таким образом, замыкается кольцо срок (отсюда и название – венок), и квинтэссенция поэмы раскрывается в последнем 15-ом сонете.
Эта изысканная форма построения, представляющая вызов для поэтов, была изобретена еще в XIII веке, на родине сонета – в Италии. Она требует от поэта высочайшего мастерства: ввиду трудностей с подбором рифм и из-за жестких правил архитектоники не каждому удается с ней справиться.
В творчестве Брюсова есть два замечательных сонетных венка: «Роковой ряд» и «Светоч мысли».
«Роковой ряд»
«Роковой ряд» был написан Брюсовым в 1916 году в рекордно короткие сроки: всего один неполный день, как писал сам автор в дневнике – полчаса на сонет.
Венок обобщает любовную тему в творчестве автора. Сонеты, входящие в цикл, озаглавлены женскими именами и посвящены реальным женщинам, вероятно, возлюбленным и музам поэта.
Первый сонет «Рокового ряда» начинается следующими строками:
Внешность героинь сонетов представлена в общих чертах и несколько однообразно, а имена зашифрованы (в названиях сонетов – преимущественно уменьшительные формы: Леля, Маня, Таня и др.), поэтому неизвестно, кому конкретно адресованы стихи. Но, возможно, среди них есть увлечения молодых лет автора: Елена Маслова и Наталья Дарузес, более позднего периода: Мария Ширяева, Людмила Вилькина, Надежда Львова и другие, а также супруга поэта – Иоанна Брюсова.
В магистрале венка, озаглавленном «Заключительный», Брюсов подводит итог своим размышлениям о «священных образах» бывших возлюбленных, прошедших «туманным строем» в его воспоминаниях и причинивших тоску и боль, но вместе с тем ставших счастьем и усладой.
Стоит отметить, что в магистрале использована неканоническая схема рифмовки в катренах (АВАВ АВВА), а терцеты рифмуются по традиционной для французского сонета схеме (ССD EED). Также Брюсов отошел от канона, когда спустя три года написал еще один, шестнадцатый сонет венка, озаглавленный «Кода». Дополнительный сонет, посвященный очередной возлюбленной, однако, не вносит ничего нового в концепцию этого венка.
«Светоч мысли»
«Светоч мысли» состоит из пятнадцати сонетов-частей, соответствующих этапам развития цивилизации и озаглавленных «Атлантида», «Халдея», «Египет», «Эллада» и т. д. «Светоч» здесь означает носителя высоких идей свободы, истины, человеческого разума. Таким образом, главная тема всего произведения – главенство разума, идеи просвещения в обществе.
Для венка характерны торжественность, пафос, использование слов высокого стиля и устаревших слов. Его магистрал звучит следующим образом:
В сонете (как и во всем цикле) показано поступательное историческое развитие народов, стремление разума перейти из «хаоса стихийных сил» к «высшей сфере».
Ответы на вопрос
Отвечает Машарова Валентина.
Ответ:
Дон Жуан Брюсова – искренний жизнелюб, он жадно впитывает все, что дает ему жизнь, стремиться постичь ее. И несмотря на то, что тема вины («Я гублю!») звучит в его устах, но нет раскаяния; он оправдывает себя тем, что выпивая жизни, открывает тайны их внутреннего мира, спасает их от безвестности.
Отвечает Лапшин Александр.
Строчки стихотворения Валерия Брюсова «Дон Жуан!» поражают своей красотой и глубиной. В центре текста мы видим образ легендарного Дон Жуана, человека, который обладает огромным обаянием и всегда умудряется затягивать за собой людей. Но здесь образ переосмысливается, и мы видим, что великая сила Дон Жуана не лежит в том, что он склоняет людей к выполнять его желания, а в том, что он, наоборот, умеет убеждать людей делать то, что те и сами желали.
Строки «Сердце за порогом плени, / Прекрасный дом гостеприимный, / Где Дон Жуан тебя спасет / От скучной суеты дней» описывают эту удивительную силу обаяния, которая позволяет ему привлекать за собой людей, превращая их жизни в самые яркие и запоминающиеся мгновения.
Однако, затем вступает новый образ, человек, который разорен своими собственными страстями и готов пойти на любые жертвы, чтобы утолить их. «Проклятый тот, кто верит во лжи, / Как ветер, ей у текучих вод. / Зачем желают ухода / Последние розы над двором?» — здесь мы видим, как автор стихотворения обращается к читателю, утверждая, что «проклятый тот», кто прислушивается к иллюзиям и не видит реального смысла в жизни.
И тогда следует заключительное стихотворение: » Дон Жуан вовсе не драчун, / Адрес его знает каждый дом. / В нем есть примета ностальгии, / Любители сардоника разума». Эти строки говорят о том, что Дон Жуан не просто живет одними страстями и иллюзиями, но также является образом ностальгии, тоской по прошлому и от символов сомнений и недоверия.
Таким образом, стихотворение «Дон Жуан!» можно рассматривать как попытку нашей жизни поверить в силу и красоту реальности, не забывая, что стремление к гедонизму часто приводит к душевной разрушенности и беспомощности. Автор позволяет читателю взглянуть на Дон Жуана как на воплощение этой истины, описывая его персонажа через призму своего сардонического ума.
Лучшие внецикловые сонеты Брюсова
Сонеты Брюсова не ограничиваются двумя венками, приведенными выше. К наиболее известным и значительным его работам в сонетной форме относятся следующие произведения.
«Сонет к форме»
Смотрите это видео на YouTube
Юношеское произведение 21-летнего Брюсова, сонет-манифест о воплощении сути символизма – выражении высшей идеи, образа в отточенной форме.
«Миги»
Еще один сонет, посвященный раздумьям над поэтикой. Поэтическое вдохновение нисходит к автору в образе нимфы, говорящей, что жизнь поэта – вне этого мира, в «вечной вышине».
«Сонет к мечте»
В сонете показано духовное опустошение поэта, его одиночество и оторванность от мира (образ запертой двери). Также вновь поэтизируется явление некого фантома в женском образе, на сей раз предрекающего гибель.
Всего в творческом наследии Брюсова – около сотни сонетов.
***
Место сонета в творчестве Валерия Брюсова
На изломе эпох русская поэзия устремилась к экспериментам и новаторским преобразованиям. Жизнь становилась похожа на театральное представление, а каждый поэт выступал сразу в нескольких ролях, избирая, в зависимости от ситуации, наиболее подходящую.
На волне необычайного культурного подъема и исторических перемен поэты искали литературные формы, которые соответствовали бы стремительному темпу новой жизни и вместе с тем отличались оригинальностью стиля. Неудивительно, что краткий и четко выстроенный сонет вновь возник из забвения.
Одним из главных популяризаторов сонета – как в теории, так и на практике – стал Валерий Брюсов, называвший сонет «идеальной формой». Благодаря его усилиям, как и ряда других поэтов-современников, поэтическая школа русского символизма максимально близко подошла к классическому сонету.
В сонетах Брюсова полнее всего отразилась доминирующая тема его творчества – драматический диалог Жизни и Смерти, их вечное противостояние. Поэт проводит параллели между страстью и смертью, а в качестве способов преодолеть последнюю рассматривает поэзию и любовь. Вместе с тем, творец, поэт, по мнению Брюсова, несовместим с земной суетностью и толпой.
Существенная часть брюсовских сонетов – это послания (например, сонеты к Бальмонту, Северянину), посвящения (сонет на смерть Скрябина), портреты, надписи в альбомах, все вместе образующие что-то вроде диалога с предшественниками и современниками. Брюсов обращается к библейским и мифологическим образам («Моисей», «К Пасифае»), историческим личностям («Клеопатра»), известным персонажам мировой литературы («Дон-Жуан»).
Среди всей совокупности сонетов, написанных Брюсовым, особняком стоят циклы сонетов, так называемые венки.
Текст
Моя мечта надменна и проста:Схватить весло, поставить ногу в стремяИ обмануть медлительное время,Всегда лобзая новые уста.
А в старости принять завет Христа,Потупить взор, посыпать пеплом темяИ взять на грудь спасающее бремяТяжелого железного креста!
И лишь когда средь оргии победнойЯ вдруг опомнюсь, как лунатик бледный,Испуганный в тиши своих путей,
Я вспоминаю, что, ненужный атом,Я не имел от женщины детейИ никогда не звал мужчину братом.
1910 год.
Стихотворение «Дон-Жуан» написано Николаем Гумилевым в 1910 году, когда он уже познал радость экспедиции в Африку и отчасти удовлетворил страсть к путешествиям и приключениям. Стих с одной стороны показывает желания поэта, с другой есть немного исповедь, в которой слышатся нотки раскаянья за донжуанство.
Гумилев в 1910 году
Год 1910 стал ступенью восхождения Гумилева на поэтический Олимп, так как в этом году опубликован сборник «Жемчуга», в котором было несколько сильных стихотворений, в том числе, цикл «Капитаны», состоящий из 4 стихов.
Сборник собрал положительную критику, лестно, хотя и без восторга, его оценили Анненский и Брюсов, назвав большим шагом вперед, но ещё считая 24-летнего Гумилева учеником в «школе» русской поэзии.
Также в 1910 году, наконец, состоялось венчание с Ахматовой, Николай долго добивался её руки и вот его мечта свершилась.
На этом фоне и пишется стих «Дон-Жуан», подводящий некую красную линию над прошлым, где Гумилев представлен в небольшом раскаянье и даже неприятном удивлении.
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 29.06.2023 02:55 0 Станчуляк Андрій.
сколько лет было Грибоедову когда он поступил в Московский университет + укажите факультет который о
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 02:55 0 Москаленко Марина.
Как ведут себя толстый и тонкий при встрече и почему (Толстый и тонкий)
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 02:33 0 Chuishbayeva Saule.
Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок? Жуковский В.А. Ершов
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 02:59 0 Мамедов Исрафиль.
Некрасов, который прекрасно знал природу как охотник и чувствовал её как поэт, создал в этом стихотв
Ответов: 2
Литература 29.06.2023 02:40 0 Новиков Константин.
Очень срочно,помогите пожалуйста!Буду благодарна) Произведения того или иного жанра должны обязате
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 02:24 0 Федів Антон.
9. Марья Гавриловна (повесть «Метель») была воспитана на: а) английских романах, б) на французских;
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 02:09 0 Аветисян Амалия.
Онегин пж хэлп!!!!!!!!!
Ответов: 2
Литература 29.06.2023 02:00 0 Григорьева Татьяна.
Какое самое интересное произведение детектив
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 02:48 0 Сергеева Марианна.
— Запишите кратко характеристику Хлеставкова.
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 02:47 0 Жаркова Настя.
Расскажите пожалуйста краткий пересказ Татьяны и Капитона. Из произведения «Муму»
Ответов: 1