Слайд 2Основное содержание урока. Краткий рассказ о поэте. Байрон и русская литература.
Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Основные виды деятельности. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ поэтических интонаций. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «романтическое стихотворение». Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».Планируемые результаты Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к борьбе за свободу Родины; формирование осознанного и уважительного отношения к истории, культуре, ценностям народов мира. Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности, умений работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.Предметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; развитие умения воспринимать, обсуждать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Учитель литературы: Муллаянова А. Р,
Анализ стихотворения Д. Байрона «Ты кончил жизни путь…»
Несмотря на живость и страстность натуры, Байрон по праву находится в пантеоне славы великих британских поэтов. Являясь аристократом, он не остался в стороне от освободительного движения греков 1821 года и своим творчеством способствовал объединению его несогласованных группировок, оказал материальную помощь.
Стихотворение написано на смерть человека, погибшего в борьбе за свободу своего народа, но в нем совершенно нет пессимистических нот, мотива безысходности и печали. Произведение констатирует начало посмертной славы героя. Мощный литературный талант Байрона романтизирует даже смерть, что ярко видно на примере стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой…» В нем читается противопоставление тела и духа, уверенность в том, что смерть тела не означает смерти духа.
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «жизни путь», «начнется слава», «родины святой», «жить будет образ», «жить будет мужество», «свободен … народ», «кровь твоя», «отвагу мощную», «вдохнуть подвиг должен», «заставим мы», «дев наших», «о смерти доблестной» – она выделяет последнее слово каждого словосочетания, создает на них особый интонационный акцент;
- метафоры – «путь жизни», «вдохнуть отвагу» – позволяют создать яркие наглядные образы;
- риторические восклицания – «Ты кончил … путь!..», «Ты пал!» – придают стихотворению необходимый пафос, наполняют его эмоциональным напряжением;
- обращение – «герой» – позволяет выделить адресата произведения и одновременно дать ему авторскую оценку;
- олицетворения – «святая родина», «освободившее (родину) мужество», «подвиг должен вдохнуть отвагу», «плач оскорбил бы прах»;
- эпитеты – «величавый образ», «мощная отвага», «доблестная смерть» – становятся точными характеристиками явлений;
- лексику высокого стиля – «пал», «девы», «очи», придающую изложению торжественность и силу;
- перифраз – «славный прах» – имеется в виду тело героя, покрывшего себя славой;
- анафору – «жить будет подвиг…, жить будет мужество…» – она подчеркивает жизнеутверждающую патетику произведения, преодоление смерти.
Оборот «наша грудь» отсылает читателя к миллионам соратников, последователей погибшего, которые непременно подхватят знамя борьбы, выпавшее из рук героя. Автор воспевает тех, кто способен смело смотреть в лицо смерти, может поставить общественное выше личного, кто способен к самопожертвованию.
Джордж БайронРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Слайд 7Практическая работа. Сопоставление переводов стихотворения Байрона «Душа моя мрачна…». (Для школьников,
изучающих английский язык.)
Прочитайте стихотворение Байрона «Му soul is dark…»:My soul is darkMy soul is dark — OhI quickly string The harp I yet can brook to hear;And let thy gentle fingers flingIts melting murmurs o’er mine ear. —If in this heart a hope be dear,That sound shall charm it forth again —If in these eyes there lurk a tear,’Twill flow — and cease to burn my brain —But bid the strain be wild and deep,Nor let thy notes of joy be first —I tell thee — Minstrel! I must weep,Or else this heavy heart will burst —For it hath been by sorrow nurst,And ached in sleepless silence long —And now ’tis doom’d to know the worst,And break at once — or yield to song.
Попытайтесь перевести стихотворение на русский язык. Изучите переводы стихотворения: М. Лермонтов. «Душа моя мрачна…» Н. Гнедин. «Мелодия» («Душе моей грустно! Спой песню, певец!..»). Почему герой ощущает трагический разлад с обществом? В чём достоинства и недостатки каждого перевода? Определите, кто из поэтов создал перевод, более близкий к оригиналу.Попытайтесь сделать свой перевод стихотворным.
Учитель литературы: Муллаянова А. Р,
Патриотическое стихотворение «Ты кончил жизни путь…»
Это патриотическое произведение пропитано внутренним бунтом поэта, которому пришлось пережить тягости борьбы и сражений. Стихотворение сосредоточено вокруг личности героя, который боролся за честь своей родины и трагически погиб в этой жестокой борьбе.
В «Ты кончил жизни путь…» Байрон воспевает самоотверженность и смелость народного героя, жизнь которого продолжается и после смерти – благодаря его подвигу народ будет хранить о нем вечную память.
Стихотворение полнится патриотическим пафосом, посредством него Байрон передает эмоциональную торжественность этого события. Таким образом, поэт показывает, что герой погиб не зря, он боролся за свободу своего народа и свою собственную, и после его героической смерти народ будет вспоминать о нем в своих песнях, легендах и стихотворениях.
Байрон выступает от имени целого народа, эмоциональными восклицаниями и яркими эпитетами, которые присущи патриотической лирике, он прославляет подвиг солдата и передает отношение народа к этому.