Краткий анализ
Фет был великим поэтом и писателем. Он умер в полном расцвете сил, в свои года Фет мог написать еще много чудесных произведений которые в наше время радовали читателя. В его годы было очень много разных происшествий, которые он изливал в строчках. Также была любовь, без нее в жизни нельзя. Он старался писать для любой возрастной категории, его стихи читали не только взрослые, но и дети. Он очень любил детей, от их улыбок у него расцветала душа и пело сердце. Детский смех всегда вызывал радость и яркие впечатления, что может быть лучше чем ребенок.
В стихотворении «Весенний дождь», Фет описывает прекрасный дождливый день. Такая погода навевает каждому человеку разные воспоминания. У каждого есть своя история и свои мечты. Когда на улице скоро будет начинаться дождь в воздухе начинает тянуть прохладой, на небе затягиваются тучи, и в дали трепещет гром. На асфальте появляются первые капли дождя, от такой погоды на сердце становится от части радостно и грустно. В народе говорят, капли дождя это чьи то слезы. Вот и это стихотворение отдает грустью, в стекло ударяют первые капли, вода тихо стекает по стеклам, а в воздухе пахнет свежестью.
«От лип душистым медом тянет.»
В этих строчках вроде бы все хорошо, но на сердце становиться тоскливо. Грусть передается очень тонко. Не каждому человеку дано понять эту грань.
«И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.»
Автор пытается передать всю картину сильного ливня, как сквозь него почти ничего не видно. Большой стеной дождь может проходить по всей земли, оставляя за собой мокрые улицы. Фет не любил такую погоду, поэтому относился к ней как к чему то быстро уходящему. Дождь никогда не задерживается надолго, но как прекрасно то чувство, когда под ним стоишь. И капли не барабанят по листьям, они спускаются на лицо и окутывают прохладными ручьями. Такая погода вызывает бурю эмоций не только у автора, но и у читателя. Без дождя нельзя прожить и он необходим земле как воздух, поэтому Фет затронул эту тему и она очень понравилась многим читателям. Ее быстро напечатали и уже через несколько лет это произведение стало одним из любимых шедевров этого писателя.
Темы, проблемы, настроение
Тематика стихотворения «Осень» не удивит знатока поэзии Фета, она традиционна для его творчества:
- Основная тема произведения «Осень» — увядание. Последние дни осени Афанасий Фет сравнивает с безрадостной истомой, которая приходит к каждому, кто осознает, что лучшие годы уже прожиты, и все то светлое, что наполняло его жизнь прежде, осталось в прошлом.
- Любовь — еще одна тема для размышления автора. Именно с ней он ассоциирует радость жизни. Пока мы любим, ничего не еще не потеряно, поэтому последние свои силы осень вкладывает в порыв страсти.
- Красота тоже интересовала поэта. Даже в старости и смерти он видит свою пышную прелесть. Золотые дни увядающей осени красивы и наполнены такой отчаянной грацией, таким особенным очарованием, что люди не могут пройти мимо этого последнего всплеска радости.
- Настроение произведения «Осень» — страстное, отчаянное, порывистое. Последние строки отмечены роковой и безоглядной страстью.
Четко выделенной проблемы в произведении нет. Стихотворение представляет собой строки впечатлений и чувств. Автор словно бы предлагает читателю самому собрать воедино весь паззл.
Жизнь А. А. Фета
Как говорилось выше, А. А. Фет — поэт с нелегкой судьбой. Фет был сыном известного помещика А. Н. Шеншина. Но из-за того, что поэт родился за несколько месяцев до бракосочетания родителей — А. Шеншина и Шарлотты Фет — духовные власти посчитали, что маленький Афанасий не может быть наследником Шеншина. Ему дали фамилию матери и лишили прав на наследство.
Лишенный дворянского положения, А. А. Фет всю жизнь пытался его себе вернуть. Сначала он пытался заслужить дворянский чин путем военной карьеры, но вскоре поэт вышел в отставку. Затем он решил заняться сельской деятельностью. Фет женился и купил небольшое имение в Мценском уезде. Там он прожил около 17 лет, и там его застал приказ о возвращении титула дворянина.
Композиция
Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.
Всё начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, что, как известно, предвещает осадки.
Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира: становится очевидно, что дождь идёт буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет видневшуюся вдали лесную опушку.
Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется тёплой и радостной. Капли умиротворённо барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.
Анализ стихотворения «Осень» А.А. Фета
Творческое наследие Фета открывает новый этап в развитии поэзии русского романтизма. В основе поэтики лежит особая философия, в которой нашла отражение тесная связь человека с природой. Именно пейзажная лирика, прославившая поэта, стала венцом творчества Афанасия Фета.
В стихотворении «Осень» явно прослеживается параллель между описанием природы и жизнью самого автора. Написано стихотворение в 1883 году, когда Фет уже чувствовал приближение старости. Сожаление об уходящей молодости, переживания о наступлении нового этапа жизни, душевные воспоминания о событиях жизни прошедшей — всё это проявляется в тексте стихотворения.
Отличительными чертами пейзажных зарисовок поэта являются образность, конкретные описания деталей, наличие в произведениях средств художественной выразительности: эпитетов, метафор, сравнений. Стихотворение «Осень» можно условно разделить на три части — три строфы, в каждой есть своя тема и скрыт глубокий смысл. Это деление помогает понять мысли лирического героя, его настроение. Становится возможным увидеть, как меняется душевное состояние героя под влиянием изменений в окружающей действительности.
Образ осени меняется на протяжении всего повествования. В начале стихотворения она представляет собой довольно безрадостную картину: «грустны сумрачные дни», «беззвучной осени и хладной», «истомой безотрадной К нам в душу просятся они!» Эпитеты «грустный», «сумрачный», «беззвучный», «безотрадный» создают образ увядающей природы. Вокруг уже не осталось ярких красок, переливов солнца; не слышно пения птиц и звучания воды — всё покрыто сумраком и печалью. Поэт мастерски создает ощущение грусти, которое наполняют душу лирического героя.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!
Связаться с нами:
Заказать уникальную работу за 250 руб.
Вторая строфа отличается от первой своей смысловой нагрузкой — на первый план выходят более радостные образы. Употребление метафор «горящие взоры», «золотолиственные уборы», «знойные прихоти любви» меняет образ грустной осенней природы на более жизнерадостную и теплую картину. Природа, а вслед за ней и лирический герой, словно погружается в воспоминания о приятных мгновениях, ведь не всегда осень означает упадок. Ранняя осень раскрашена яркими красками, она живет и наполняет людей вдохновением.
В третьей строфе лирический герой показан умиротворенным, согласным с неизбежным наступлением осени и зимы впоследствии. Всё вокруг замирает в ожидании смены времен года. Печаль, наполнившая душу лирического героя, наконец, перестала терзать беспокойную душу, и так же замерла в ожидании. Осень замирает «пышно» и она ни о чем не жалеет — вот то состояние, в котором находится природа и лирический герой. Фет, оглядываясь на прожитые годы, грустит. Но его грусть, хоть и неизбежная, но торжественная.
В лирике Афанасия Афанасьевича Фета природа становится не просто предметом описания, а отображением загадочной и неизведанной русской души. Параллельно с изменениями времен года или погоды меняется и настроение лирического героя Фета. В более ранних произведениях поэта читатель видит гармоничное сосуществование человека и природы. Человек в поэзии Фета всегда стремился постичь то неизведанное, что таится в окружающем его мире.
Стихотворения позднего периода творчества раскрывают Фета, как поэта чувствующего не только воодушевление, но и грусть по увядающей природе и уходящим годам. Умение поэта увидеть прекрасное в серых тоскливых образах природы и запечатлеть эти образы в своих произведениях, сделало Афанасия Фета великим русским поэтом.
Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» (восприятие, истолкование, оценка) 10 класс
А.А. Фет – величайший поэт 19 века, приверженец поэзии «чистого искусства». В его стихотворениях нет гражданских мотивов, они не поднимают общественных вопросов и проблем, терзавших умы поэтов – сторонников демократического направления. «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-то, кроме красоты», — писал он. Именно за такую узость тематики укоряли поэтов «чистого искусства». И все же Фет считал, что главная цель творчества – воспевать красоту этого мира, природы и любви. Природа и любовь в его лирике едины, по словам К. Бальмонта, поэзия Фета – это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».
Образцом такого созвучия тем служит стихотворение «Весенний дождь», датируемое 1857 годом. Это творение зрелого поэта-пейзажиста, сумевшего мастерски запечатлеть один неуловимый миг, остановить мгновенье. Весна – постоянная гостья в лирике Фета. Это и не удивительно, ведь весна не только время пробуждения природы, буйства красок, но и период, когда возрождается душа человека, рождаются ошеломляющие ощущения. Это время смутных тревог, сладкой неги и, конечно же, любви.
Стихотворение «Весенний дождь» рисует картину яркого дня, когда погода переменчива, свет солнца внезапно и стремительно сменяется быстрым и крупным дождем. Вместе с лирическим героем мы из окна наблюдаем за капризами природы.
Первая строфа – это изображение дня, наполненного солнечными лучами. Однако, первое слово строфы – наречие «ещё» — указывает на непостоянность такого состояния природы. И действительно, все стремительно меняется во второй строфе: краткое наречие «уж» свидетельствует о стремительном приближении дождя. И вот третья строфа – в ней отражен мимолетный характер происходящего.
Удивительно, но в этом стихотворении ни разу не употреблено слово «дождь», о нем Фет говорит при помощи ярких и сочных метафор: «завеса», «золотая пыль». Ливень вовсе не оставляет тягостного впечатления, это не хмурый осенний дождь, наоборот, возникает ощущение, что приближается «что-то» теплое и мажорное. Дождь охватывает все пространство «от неба до земли», скрывая за собой «опушку леса». Образные, звучные глаголы «брызнули», «барабанит» воссоздают звуковой фон, звонкие удары капель.
Удивительно, в стихотворении почти нет цветовых эпитетов, но весенний день представлен во всей своей яркости, ослепительности. Устаревшая форма глагола «блещет» (не просто «светит»!) наполняет все три строфы светом, многообразием цветовых оттенков, в «золотой завесе» различимы все цвета спектра. Формы «облак», «купаяся» придают стихотворению некую возвышенность.
Воробей «трепещет», купаясь в песке в потоке льющегося с небес света. Быть может, это трепетание сердца лирического героя? Природа и душа сливаются воедино…
«Что-то», подошедшее к саду, это не просто дождь, это сама весна, несущая множество душевных порывов. Лирический герой находится в предвкушении какого-то чуда, неясное ожидание любви поселилось в его душе. Эпитет «свежие» помогает передать чистоту и прелесть этого чувства. Запах меда, исходящий от лип, также наполняет воздух сладким и томящим предчувствием, эпитет «душистый» рождает желание втянуть носом весенний воздух, вздохнуть так глубоко, чтобы закружилась голова. Недаром использован глагол «тянет» — он придает ощущение легкости и неуловимости, будто весенний ветерок ласково треплет ивы. Возникает образ сада – излюбленного места весенних свиданий. Недаром таинственное «что-то» именно там ищет приюта.
Картина природы целостная и очень реальная: это небольшое по объему стихотворение полно красками, звуками, запахами. Весна обостряет все ощущения, заставляет сердце стучать быстрее.
Стихотворение богато ослепительностью и свежестью эмоционального восприятия мироздания. Всего в трех строфах Фет сумел образно и приметно передать картину весеннего дождя, создать неповторимое расположение духа, радости лирического мироощущения. Недаром говорят, что все гениальное просто!
Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета выдержала испытания временем. Каждый читатель может найти в стихотворениях этого автора настроение, подобное состоянию его души в данный момент.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
5, 10 класс
Анализ стихотворения А. А. Фета «Ласточки пропали»
Афанасий Фет – единственный поэт России, который никогда не писал на социальные, политические темы. Его лирика была посвящена природе, любви и назначению поэзии. Поэтому его стихи привлекают, волнуют и нравятся читателям по сей день. Ведь ситуация в мире постоянно меняется, а вечное остается прежним, всегда актуальным. Фета можно назвать импрессионистом в мире поэзии.
Он стремился запечатлеть прекрасное, мимолетное мгновение, передать свои эмоции слушателю в полной мере. Индивидуальное, романтическое восприятие мира в его стихах выражено более остро, чем у кого-то иного. Природа «ясною улыбкой» будит в нас эмоции, испытанные автором. Вместе с ним мы восхищаемся пушистой вербой, умиляемся первому ландышу, наблюдаем за игривыми мартовскими ручейками. Поэт любил весну, восхищался, любовался ею. Все лучшие стихи об этом времени года написаны им.
Совсем другие строки читаем мы про осень. Здесь не найти пушкинской гармонии, печальной красоты поздней осени, нет «очарования очей». Нет тютчевского примирения с погодой, мол коротка, но дивная по-своему. Нет щемящего восторга Есенина – крестьянского поэта. А есть хандра, романтизированная апатия, тоска по летнему теплу, звучит «голос лета прожитого».
Осень Фета холодна, беззвучна, равнодушна, а сумрачные дни грустны. Но всё же он любуется пожаром, восставшим из-за дремлющих сосен. Сравнивает погоду с юной девушкой, не испытывающей ответных чувств к кавалеру, холодно принимающей ухаживания.
Стихотворение родилось на свет в 1854 году. Имеет форму пейзажной зарисовки с элементами философского размышления. Отсюда вывод, что произведение принадлежит жанру элегии. А. А. Фет для своей работы выбирает трехстопный хорей. Примечательно то, что текст написан пятистишиями, что редко встречается в отечественной поэзии. Такая структура подчеркивает тягучесть, монотонность, бесконечность осенних дней. Присутствует чередование мужских и женских рифм.
Композиционно делится на две части: описание природы, явлений, констатация фактов и рассказ о личных, эмоциональных переживаниях рассказчика, который становится лирическим героем стихотворения. Неопределенность, серость, будничность межсезонья навевают тоску на автора, угнетают его. Герой грустит об уходящем времени.
Уже первая строчка наводит грусть, в ней звучит безысходность. Ласточки не просто улетели на юг, перестали радовать полетом, они «пропали». Для нашего человека от этого слова веет обреченностью, невосполнимой, горькой утратой. Острое чувство потери накрывает читателя вслед за рассказчиком.
К середине текста эмоциональный накал достигает кульминации. Поэт восклицает, что готов встретить снег и вьюгу, но только не эту унылую серость, когда клин журавлей с протяжными криками скрывается за горизонтом. Образ улетающих на юг птиц навевает отчаяние, желание также убежать от холода, слякоти, плохих предчувствий. Поэту настолько тяжело это переживать, что хочется плакать. Олицетворением эмоций становится перекати-поле – вечный символ пустоты, бесприютности.
В стихотворении можно заметить антитезу. Два времени года противопоставлены друг другу. Ведь для Фета прилетающая ласточка – вестница весны, ее символ. А отсутствие этих птиц становится знаком противоположным. Суетливое поведение грачей напоминает об их скором отлете.
Поэт чувствует сонливость, апатию, в отличии от Пушкина, для которого осень – самый продуктивный период творчества.
Все воспринимают по-своему любую погоду. Кто-то любит жару, другие – торжество осенних красок, терпкий и свежий воздух, а некоторые романтические натуры предпочитают дождь. Фет любит здоровую, сухую погоду. Но даже слякотная весна его радует гораздо больше самой сухой осени. Ведь после весны придет жаркое лето, а межсезонье сменит холодная зима.
Мне нравится1Не нравится
Основная идея
Главной мыслью произведения Фета становится рассуждение на тему того, что всё происходящее в природе неразрывно связано. Любое явление сопровождается массой других элементов, из которых складывается общая картина. Весенний дождь является долгожданным для всего живого. Автор наблюдает, как птицы, лес и листья мгновенно оживают с возникновением природного явления. Ему кажется, что с наступлением этого времени года всё преображается до неузнаваемости.
Стих пропитан радостью, так как всё живое предвкушает перемены. Автору кажется, что он наблюдает за обычными переменами в природе, но в то же время это нечто волшебное, его можно заметить только украдкой. Поэт видит необычайно красивое и таинственное явление, поэтому и хочет поделиться этим с остальными людьми при помощи своего произведения.
Тематическое направление
Как понятно из названия стихотворения, его тематика напрямую связана с весенним дождем. Для Афанасия Афанасиевича Фета характерными чертами являются:
- чувственность;
- чуткость;
- музыкальность.
Тема природы занимала основную часть его творчества. Он умел невероятно ярко и красочно изобразить пейзажи и использовать их красоту в своем творчестве. Многие критики и поэты того времени не понимали и осуждали Фета за его безразличие к важным социальным проблемам, за то, что он не желал участвовать в политических распрях. Но несмотря на это, поэт все так же был предан своим излюбленным темам:
- любви;
- природе;
- красотам окружающего мира.
Окружающий мир и его красоты не только одухотворяли Фета, но и научили его замечать небольшие детали, какие при первом рассмотрении кажутся незначительными. Именно этот прием использует автор при написании стихотворения пейзажной лирики, чтобы донести до читателей значение скоротечности каждого мгновения.
Самые первые строки знакомят с описанием погодных условий: яркое солнце, синее небо — ничего не предвещает начала грозы. Но в одно мгновение «завеса» начинает двигаться, и появляются первые капли дождя. Фету удалось дать серой и ненастной грозе олицетворение радости и тепла. Он умело рисует словами положительные стороны происходящего, в то время как другие могут грустить от такой погоды.
Интересно, что позднее присоединился и другой автор к теме произведения «Весенний дождь» — Брюсов Валерий. Ему удастся создать такую же реалистичную картинку гроз и ливней весной, но при этом, его авторские композиции будут во многом пересекаться с выражениями, эпитетами, метафорами и словами Фета.
Творчество А. Фета
Литературная карьера А. Фета также была не из простых. Можно сказать, что его стихи пришлись «не на ту эпоху». Литературу венчали прозаики, у которых были средства на публикации своих произведений. А. Фет публиковал свои стихи в прессе, но их попросту не замечали.
Тем не менее в 1840 году был создан первый сборник стихов А. Фета — «Лирический пантеон». Чуть позже — цикл «Снег» и «Вечера и ночи».
Стихотворения, посвященные красоте природы, объединены в 4 знаменательных цикла. Каждый цикл — определенное время года. Таким образом, стихотворения о природе А. Фета представляют собой циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».
Деревня («Люблю я приют ваш печальный…»)
Люблю я приют ваш печальный, И вечер деревни глухой, И за летом благовест дальный, И кровлю, и крест золотой.
Люблю я немятого луга К окну подползающий пар, И тесного, тихого круга Не раз долитой самовар.
Люблю я на тех посиделках Старушки чепец и очки; Люблю на окне на тарелках Овса золотые злачки;
На столике близко к окошку Корзину с узорным чулком, И по полу резвую кошку В прыжках за проворным клубком;
И милой, застенчивой внучки Красивый девичий наряд, Движение бледненькой ручки И робко опущенный взгляд;
Прощанье смолкающих пташек И месяца бледный восход, Дрожанье фарфоровых чашек И речи замедленный ход;
И собственной выдумки сказки, Прохлады вечерней струю И вас, любопытные глазки, Живую награду мою!
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Мой обожаемый поэт, К тебе я с просьбой и с поклоном: Пришли в письме мне твой портрет, Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полет Меня увлек волшебной силой, Давно в груди моей живет Твое чело, твой облик милый.
Твоей камене — повторять Прося стихи — я докучаю, А все заветную тетрадь Из жадных рук не выпускаю.
Поклонник вечной красоты, Давно смиренный пред судьбою, Я одного прошу — чтоб ты Во всех был видах предо мною.
Вот почему спешу, поэт, К тебе я с просьбой и поклоном: Пришли в письме мне твой портрет, Что нарисован Аполлоном.
Федор Иванович Тютчев. Петербург. 1862. Фотография И. Робийяра
В сегодняшней российской школьной программе по литературе имена Фета и Тютчева зачастую стоят рядом. Поэтов принято изучать в тесной связке, в сравнении. Подход такой не лишен смысла. И Фет, и Тютчев – представители так называемого «чистого искусства». Преобладающие темы их лирики – природа, любовь и искусство. Оба пытались словами выразить невыразимое, оба поклонялись ночи, оба считаются величайшими поэтами девятнадцатого столетия, оказавшими значительное влияние на авторов Серебряного века. Естественно, сколь много у них общего, столь же много и различного, что не мешало им относиться друг к другу с уважением.
Тютчев пришел в литературу примерно лет на пятнадцать раньше Фета и произвел на него сильнейшее впечатление. В 1862 году Афанасий Афанасьевич обратился к своему кумиру в стихотворении «Ф. И. Тютчеву», в котором Федор Иванович назван обожаемым поэтом. Лирический герой смиренно просит у него прислать портрет, «что нарисован Аполлоном». При этом просьба повторяется дважды – в начале и в конце произведения. Себя герой именуют поклонником вечной красоты. Он утверждает, что полет тютчевской мечты давно увлек его, что заветную тетрадь со стихотворениями Федора Ивановича не выпускает из рук. «Ф. И. Тютчеву» — искреннее признание в любви талантливому поэту. В тексте есть один весьма любопытный момент – нигде не упоминается, что лирический герой – тоже человек творческий. Соответственно, Фет пишет Тютчеву, скорее, как обычный поклонник, нежели как состоявшийся и успевший приобрести определенную популярность автор.
Послание Афанасия Афанасьевича не осталось без ответа. Федор Иванович посвятил ему стихотворение «А. А. Фету», датированное 1862 годом. Лирический герой произведения посылает далекому собеседнику сердечный поклон, отмечает, что полученный привет ему дорог и как он им в душе умилен. Фет в тексте назван «сочувственным поэтом». Получается, Тютчев обращается к нему как к равному, отмечает его дарование, пусть и косвенно. Скорей всего, к стихотворному посланию прилагался портрет. По мнению литературоведов, Федор Иванович презентовал коллеге фотографию от апреля 1862 года. Снимок сделан в петербургском ателье, принадлежавшем французскому художнику Ипполиту Ипполитовичу Робийяру и пользовавшемся большим успехом у столичной знати. Известно, что Тютчев и члены его семьи ходили фотографироваться только туда.
Текст: pishi-stihi.ru
Сочинения по творчеству Фета
- Сочинения
- По литературе
- Фет
- Вечные темы в лирике Фета
- Жизнеутверждающее начало в лирике Фета о природе
- Импрессионизм лирики Фета
- Мое любимое стихотворение Фета
- Природа в творчестве Фета
- Тема любви в творчестве Фета
- Человек и природа в лирике А. А. Фета
Давным-давно было известно о том, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом.
Задушевность, утонченное восприятие всего происходящего в человеческой душе сделали его одним из первых настоящих импрессионистов не только литературы, но и всего русского искусства.
Обучаясь на философском факультете в Московском университете, будущий стихотворец проявил себя, создавая множество стихотворений. Он издает первый сборник первых работ под названием «Лирический пантеон» за свои деньги. Однако, поэт не получил особого удовлетворения от этих работ, и поэтому он продолжает творить, создавая все больше произведений.
Далее его творческая деятельность ознаменована выходом 85 работ в «Отечественных записках», в том числе там было представлено знаменитое творение «Я пришел к тебе с приветом». Стихотворения данного этапа показали читателям, что в литературе появился новый поэт, пришедший из мира помещичьей России. Особенно это видно в строчках « На заре ты ее не буди…», которые стали основой для знаменитого романса. Потеря матери и дяди повлияли на материальное благосостояние Афанасия Афанасьевича, и поэтому он вынужден был приостановить свое сочинительство и начать служить.
Однако, в 1850-х годах он возвращается к творческой деятельности, и издает новые сборники, где прослеживается тема любви и природы. Поэт испытал в своей жизни любовные переживания, которые нашли свое подтверждение в стихотворениях ,посвященных возлюбленной Марии Лазич. Вскоре о нем повсюду стали говорить. Его творчество хвалили, и ставили в один ряд со знаменитыми поэтами того времени.
Оставив службу в 1858 году, он продолжает выпускать книги. Однако, Фет подвергается критике за то, что в его творчестве отсутствует гражданская тематика. И у поэта начался кризис. Только в 1863 году издается его двухтомник произведений. Но, радости у Фета не чувствовалось Глубоко переживая по прошлой любви, он создает творение «Ты отстрадала я еще страдаю», где отражает свои мысли по потери Марии Лазич.
Вторая половина жизни Афанасия Афанасьевича была тяжела и мучительна. Но, несмотря на это, он публикует 4 сборника «Вечерние огни», где он также прославляет любовь и природу. Однако, читатели были совсем другими, и его труды выходили в малом количестве. Его не могли понять даже близкие друзья.
И, хотя поэзия Фета не была понята современниками, он оставил глубокий след в литературе, как творец, прославивший красоту.
Главная мысль
Основная мысль произведения показывает, что дождь — средство очищения и свежести не только природы, но и души человека. А. А. Фет был приверженцем «чистого искусства». Поэтому вполне оправдано, что он использует в своих трудах именно весеннюю пору — время обновления природы и человеческой души.
В произведении присутствие наблюдателя угадывается читателем, но все изменения, перепады погоды, ощущения автор пытается объяснить именно через его мысли. Обилие красок, цветов, запахов, бабочек, насекомых и других характерных для весны элементов положительно воздействует на человека. Читая произведение, можно самостоятельно ощутить все те нотки, что увидел одним весенним днем автор и перенес их на бумагу.
«Весенний дождь» А.Фет
Текст «Весенний дождь» Афанасий Фет
Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит.
Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»
Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.
Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь». созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя. Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.
«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Поэтому когда незваный гость-доджь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.
Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения. Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой. Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье
Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.
Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека. Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима. На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть. Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно. И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.
Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью. И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий. Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.