«дворянское гнездо», анализ романа ивана сергеевича тургенева

Надежды и сомнения. «дворянское гнездо»

Краткое содержание романа «Дворянское гнездо»

Центральный персонаж романа – Федор Иванович Лаврецкий, дворянин, во многих чертах напоминает самого И.С. Тургенева. Мать Федора Лаврецкого умерла, когда мальчик был совсем маленький. Первоначально его воспитанием занималась властолюбивая и жестокая тетка, а потом отец, который придерживался англофильских взглядов. В итоге Федор Иванович вырос сильным, здоровым и выносливым и даже казался суровым на вид, однако характер имел мягкий и немного застенчивый.


Семья Коробьиных в театре. Иллюстрация К.И.Рудакова

В положенное время Лаврецкий покидает родовое имение и продолжает образование в Москве, где и встречает свою будущую жену Варвару Павловну Коробьину. Молодой мужчина без памяти влюбляется в красивую девушку и делает ей предложение. К несчастью, Варвара Павловна имеет совершенно иные взгляды на жизнь, нежели Лаврецкий. Для нее комфорт важнее чувств, и Федор Иванович становится лишь богатым спонсором ее красивой жизни. Душа, чувства и мысли мужа ее совершенно не интересуют. Молодожены уезжают в Париж, где через некоторое время Варвара Петровна заводит роман с французом. Лаврецкий узнает это, и с разбитым сердцем возвращается на родину, не желая больше никогда видеть предавшую его женщину.

В России Лаврецкий едет с визитом к своей кузине, где знакомится с двумя ее дочерями Лизой и Леночкой. Федор Иванович покорен глубиной души и чистотой помыслов Лизы, которые идут ярко контрастируют с коварством и мелочностью Варвары Петровны. Лаврецкий осознает, что влюблен в Лизу. Вскоре он получает из газет сообщение, что его супруга умерла. Тогда, убедившись в высоких моральных идеалах Лизы, Федор Иванович делает юной девушке предложение руки и сердца. Лиза принимает его.


Лаврецкий и Лиза выходят из церкви. Иллюстрация К.И.Рудакова

Однако вскоре выясняется, что Варвара Петровна жива и невредима и вернулась в Россию. Узнав об этом, Лиза принимает решение уйти в монастырь. Финал романа представляет собой эпилог, в котором автор показывает нам героев спустя несколько лет. Лаврецкий приезжает в дом кузины, где видит ту же обстановку, что и при Лизе, он вспоминает любимую женщину. Позже он навещает Лизу в монастыре, но она отводит взгляд и прилагает усилия, чтобы не смотреть на бывшего жениха.

История создания романа «Дворянское гнездо»

Замысел романа возник у писателя в начале 1856 года. Однако полноценную работу над ним он начал лишь летом 1858 года, к октябрю рукопись была готова, а в декабре Тургенев внес последние правки в текст.


Лаврецкий. Иллюстрация К.И.Рудакова

Стоит отметить, что созданию романа предшествовал тяжелый период в жизни писателя. Иван Сергеевич в августе 1856 года уехал из России и около двух лет прожил заграницей. В этот момент наступил конец отношениям писателя с Полиной Виардо, которую Тургенев любил всю свою жизнь. Иван Сергеевич остро переживал разрыв с любимой женщиной, ощущал себя покинутым и одиноким. Он понимал, что в силу возраста он уже вряд ли создаст семью. К тому же у писателя стало ухудшаться здоровье – он впервые столкнулся с приближающейся старостью.

Эти тяжелые личные переживания наложились на тревожные размышления о судьбе России. Молодой император Александр II получил в управление страну, которая только что потерпела сокрушительное поражение в Крымской войне. Кроме того страна стояла на пороге глобальных перемен во внутренней жизни, так как старый порядок совершенно себя изжил. Прежде всего, эти перемены касались отмены крепостного права.

Все эти проблемы Иван Тургенев обсуждал со своими друзьями Василием Боткиным, Павлом Анненковым, Александром Герценом, обдумывая сложившуюся ситуацию. Таким образом, работа над романом «Дворянское гнездо» стала для писателя способом переосмыслить и изжить из себя личную драму, проситься с прошлым и обрести новые ценности в жизни.

«Дворянское гнездо» — анализ романа Тургенева И.С.

Обратимся к «узловым» моментам анализа «Дворянского гнезда». Начать необходимо с того, что, несомненно, это был общественный, остро злободневный роман, в котором Тургенев вновь обращается к проблеме дворянства, его роли в сложный период жизни России. Смерть Николая I, поражение в Крымской войне, подъем крестьянского движения необыкновенно активизировали русское общество. Какую же позицию может занять дворянин при подобном стечении обстоятельств? Как жить дальше? Этот вопрос впрямую ставит перед Лаврецким Паншин: «…Что же вы намерены делать?» — «Пахать землю, — отвечает Лаврецкий, — и стараться как можно лучше ее пахать».

«Дворянское гнездо» — «персональный роман», герой которого своим внутренним благородством, порядочностью, патриотизмом и многими другими достойными качествами напомнит о себе в Пьере Безухове, Андрее Болконском, чеховских героях-интеллигентах.

В «Дворянском гнезде» Тургенев обратился не только к личной судьбе главного героя, но и панорамно изобразил историю рода Лаврецких с тем, чтобы иметь возможность представить обобщенный портрет русского дворянства в аспекте проблематики романа. Особенно жесток автор в оценках отрыва самого передового сословия России от своих национальных корней. В связи с этим тема родины становится одной из центральных, глубоко личностной и опоэтизированной. Родина врачует возвратившегося из-за границы Лаврецкого, равно как народное жизнечувствование помогает ему пережить трагическую любовь к Лизе Калитиной, наделяя его мудростью, терпением, смирением — всем тем, что помогает человеку жить на земле.

Герой проходит испытание любовью и с честью выдерживает его. Любовь возрождает Лаврецкого к жизни. Вспомним описание летней лунной ночи, увиденной им. Следуя принципу «тайной психологии», Тургенев раскрывает через пейзаж пробуждение души героя — источник его нравственных сил. Но Лаврецкому предстоит пережить и состояние самоотречения: он смиряется с утратой любви, постигая высшую мудрость смирения.

«Дворянское гнездо» как «роман испытания» предполагает проверку жизненной позиции героя. В отличие от Лизы, Михалевича, Лема, отмеченных высотою избранной цели, Лаврецкий обыкновенен в своих земных притязаниях и в мыслимых идеалах. Он хочет трудиться и как можно лучше трудиться, до конца оставаясь верным самому себе. Оказавшись без надежд на собственное счастье, герой находит силы жить, принять законы естественного течения бытия, отраженные в народном миросозерцании, такие, как уметь страдать и терпеть и при этом признать нравственным долгом человека не замкнуться на себе, а помнить о тех, кто вокруг тебя, и стараться трудиться на их благо.

Лаврецкий, а с ним и Тургенев считают такое состояние единственно достойным, хотя и не лишенным горьких внутренних потерь. Не случайно в финале герой ощущает себя одиноким бездомным странником, оглядывающимся на свою жизнь — догорающую свечу.

Тем самым в «Дворянском гнезде» органично сомкнулись характерные для тургеневского романа два временных плана: исторический и вневременной, вылившиеся в философско-символический финал — особенность всех тургеневских романов — с его мыслью о принятии законов быстротекущей жизни с ее вечными противоречиями, обретениями и утратами. И здесь же звучит раздумье Тургенева относительно прерванной связи между поколениями в русской истории, которое станет главной темой романа «Отцы и дети».

Лаврецкий

Лаврецкий Федор Иванович

— потомственный дворянин, сын помещика-англофила и крестьянки. Воспитывался жестокой тёткой, получил образование в Москве. О своих крестьянских корнях он никогда не забывает, ощущает в себе «мужицкие» черты, наделён необыкновенной физической силой. Окружающие отмечают отсутствие у него утончённых манер. Он близок народу, но у него университетское образование, русское и европейское.

Герой переживает неудачный брак. Ещё не разбираясь в людях, Лаврецкий женился на женщине по сути чуждой ему и вероломной. Расставшись с ней, он вернулся в родное поместье, где встретил юную Лизу, серьёзную, строгую, религиозную. Постепенно его захватывает глубокое чувство к ней, и оно взаимно. Из журнала Фёдор Иванович узнаёт о смерти своей жены, это даёт ему право на вступление в новый брак.

Надежда на счастье была недолгой. Сведения в журнале оказались ошибочными, блудная супруга приехала к мужу живая и здоровая. Любимая девушка приняла решение постричься в монахини. По её просьбе Лаврецкий примирился с женой, но жил отдельно от неё, вскоре вернувшейся к прежним привычкам.

Фёдор Иванович занялся хозяйством, научился пахать, заботился о крестьянах. Природная близость земле брала своё. Память о Лизе не покидала его. В личной трагедии своей Лаврецкий стал видеть красоту. Однажды он посетил отдалённый монастырь, ему удалось увидеть Лизу. Они не обменялись ни словом, ни взглядом, но никто не знает, что почувствовали оба. Автор говорит, что есть чувства, на которые можно только указать, и пройти не касаясь.

Жанр «Дворянского гнезда»

На титульном листе автографа произведения Тургенев обозначил жанр произведения: повесть. На деле «Дворянское гнездо» относится к числу первых в творчестве писателя социально-философских романов, в которых судьба отдельной личности тесно переплетается с общенациональной и социальной жизнью. Однако становление большой эпической формы происходило в художественной системе Тургенева именно через повесть. «Дворянское гнездо» является в окружении таких повестей, как «Переписка» (1854 г.), «Фауст» (1856 г.), «Поезда в Полесье» (1857 г.), «Ася» (1858 г.), в которых определился характерный для писателя тип героя: дворянина-интеллигента, дорожащего правами своей личности и не чуждого вместе с тем сознанию долга перед обществом. Такого рода герои, — пишет В.А. Недзвецкий, — одержимы тоской по абсолютным ценностям, жаждой жизни в единстве со всеобщим и универсальным. Они не столько пребывают в отношениях с реальными современниками, сколько лицом к лицу встают к таким вечным и бесконечным стихиям бытия, каковы природа, красота, искусство, молодость, смерть и всего более — любовь. Они стремятся обрести в своей конкретной жизни полноту бесконечной любви, что предопределяет их трагическую участь. Проходя через испытание жизнью и любовью, герой повестей постигает закон трагических последствий высоких человеческих стремлений и убеждается, что для человека существует только один выход — жертвенное отречение от своих лучших надежд.

Этот философско-психологический уровень конфликта, разработанный в жанре повести, входит важнейшим компонентом в структуру романа Тургенева, дополняясь конфликтом социально-исторического характера. В жанре романа писатель устраняет прямой лирический способ повествования (большинство его повестей написаны от первого лица), ставит задачу создания обобщенной картины объективного бытия во множестве ее составных и помещает героя с традиционным комплексом индивидуально-личных проблем в широкий мир социальной и национальной жизни.

Образ гнезда

Центральным образом произведения является образ дворянского гнезда, который формируется на примере усадьбы Лаврецких

Важно добавить, что история семьи Лаврецких показательно возводится к выходцу из Пруссии. В данном аспекте Тургенев подчеркивает генетическую, неразрывную взаимосвязь России с Европой

Огромную значимость приобретает образ прабабки Лаврецкого:

Изображая своего персонажа в облике хищной птицы, Тургенев усиливает семантику гнезда, которая приобретает негативные коннотации, вызывая ассоциации с жестокостью, хищностью. Образ ястреба появляется и в эпизоде разрыва между дедом и отцом Лаврентьева, в переживаниях самого Лаврецкого, узнавшего об измене жены.

Те же коннотации хищности, жестокости сохраняются в образе Глафиры, вытесненной из «дворянского гнезда» Варварой Павловной.

Вся история рода Лаврецких строится автором в аспекте взаимодействия с Европой, с которой «дворянское гнездо», саму Россию соединяют общие корни. Это взаимодействие может принимать разные формы:

  • форму пассивного сопротивления бабки Лаврецкого новой европейской моде: пудриться, по ее словам, было для нее смертью;
  • форму бонвиванского франкофильства княжны Кубенской, которая на старости лет вышла замуж за гувернера-француза, была брошена им.

Наиболее полно выписана история отца Лаврецкого, которая течет в Петербурге уже двенадцатый год. Именно в его сознании пробуждается чувство национальной гордости, понимание и принятие собственной «русскости»:

В то же время, едва опасность миновала, он вернулся к своей привычной жизни, уверенно и комфортно чувствуя себя, в том числе, и в Париже.

В данном аспекте Тургенев подчеркивает как генетическое единство России с Европой, так и отличия между их народами, заключающиеся в готовности русского человека пожертвовать своей жизнью ради родины, его возможности испытывать дикую, почти звериную ярость, не имеющую ничего схожего с европейской цивилизованностью.

Замечание 1

Чем дальше развивается линия повествования Тургенева, тем острее становится его сарказм при изображении русских «европейцев», оторвавшихся от родной почвы и не нашедших новой.

Динамика сюжетной линии формируется перемещениями между родной деревней и Европой, причем, в родную деревню, в свое «дворянское гнездо» герой возвращается с каждым разом все более надломленным.

Наиболее полно непримиримое расхождение России с Европой проявляется в системе ценностей Ивана Петровича, отразившейся на воспитании сына. Основной пружиной сюжета становится сложная коллизия между внутренним и поверхностным, родным и чужим, органичным и наносным. Причем, сложность конфликта кроется не в явной оппозиции между европейскими городами и русской деревней, но в самой усадьбе, в самом дворянском гнезде, жители которого утрачивая свою «русскость», утрачивают самих себя. Тургенев не стремится к противопоставлению идеализированного образа России Европе, но старается проникнуть вглубь национального самосознания, подвергнуть глубокому анализу суть национальной жизни.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Тургенева характеризуется высоким символизмом, направлено на отображение авторского понимания всего русского, «русскости» как таковой. Понимание национальной самобытности России осуществляется на основании сопоставления ее с Европой, противопоставлении французской столицы с русской глубинкой.

Смысл названия романа

Иван Тургенев использовал образ гнезда как символ семьи, любви и личного счастья. Его герой Федор Лаврецкий живет «инстинктом счастья», и этот инстинкт до того силен, что помогает пережить даже предательство жены. Сломленный изменой Федор Иванович нашел в себе душевные силы еще раз открыть сердце навстречу любви. И когда счастье, казалось бы, уже запорхнуло в его дом, оно снова ускользает. 

Лиза. Иллюстрация К.И.Рудакова

А вот Лиза Калитина, кажется, изначально знает, что счастье невозможно. Она с ранней юности готовит себя служению Богу. Для нее «гнездо» это такой дом. Дом, где она будет укрыта от постыдных влечений и не станет игрушкой темных сил.

В итоге образ «гнезда» автор расширяет до дворянской культуры в целом. Тургенев видит, что время «дворянских гнезд» уходит в прошлое. На на смену им приходит новый исторический этап 1860-х годов. 

Реклама фильма «Дворянское гнездо»

Тургенев отмечает, что «дворянские гнезда» изжили сами себя. Гнездо, как символ родины, покинуто его обитателями. Представители российского дворянства редко говорят на русском языке, предпочитая французский. Большую часть года проводят заграницей, забывают свою культуру, слепо перенимая чужеземную. Родителя-дворяне сами не воспитывают детей, передавая их нянькам и гувернерам, а то и вовсе отдавая в чужие семьи – все это разрывает связь между поколениями и лишает молодежь корней. Те же молодые дворяне, кто все-таки решает остаться в «родовом гнезде», в большинстве своем влачат жалкое существование – спят, едят и развлекают себя сплетнями, картами да музицированием. 

Лаврецкий у Марфы Тимофеевны. Иллюстрация К.И.Рудакова

Таким образом, сложившееся к этому времени положение вещей в России, когда крепостные изнемогали под тяжестью работы и их подневольного образа жизни, а дворяне духовно деградировали от безделья и праздности, достигло своего апогея к середине XIX века. 

Эпилог

Поместье Калитиных переменилось. Марья Дмитриевна, Марфа Тимофеевна, Настасья Карповна и Христофор Лемм отправились в мир иной. Леночка повзрослела и нашла себе жениха из гусар. Из Петербурга как раз вернулся её брат с женой и свояченицей.

Постаревшего Лаврецкого Лена не сразу узнала. Гостя приняли, поделились новостями о мирной жизни Лизы в монастыре. Шумная компания прогуливалась по саду и отвлеклась на озорную детскую игру, а Фёдор предался воспоминаниям, сидя на почерневшей от времени скамейке.

Он покинул Калитиных тихо и незаметно. Говорят, герой побывал в монастыре и встретился с Лизой. Любимая прошла мимо него, не поднимая глаз.

Что творилось в их сердцах, навечно останется тайной.

Сюжет романа

Главным героем романа является Фёдор Иванович Лаврецкий, дворянин, имеющий многие черты самого Тургенева. Воспитывавшийся удалённо от своего отчего дома, сын отца-англофила и матери, умершей в раннем его детстве, Лаврецкий воспитывается в семейном загородном поместье жестокой тётей. Часто критики искали основу для этой части сюжета в детстве самого Ивана Сергеевича Тургенева, который был воспитан своей матерью, известной своей жестокостью.

Лаврецкий продолжает своё образование в Москве, и, во время посещения оперы, замечает прекрасную девушку в одной из лож. Её зовут Варвара Павловна, и вот Фёдор Лаврецкий объясняется ей в любви и просит её руки. Пара женится, и молодожёны переезжают в Париж. Там Варвара Павловна становится весьма популярной содержательницей салона и заводит роман с одним из постоянных её гостей. Лаврецкий узнаёт о романе жены с другим только в тот момент, когда случайно читает записку, написанную от любовника к Варваре Павловне. Шокированный предательством любимого человека, он порывает все контакты с нею и возвращается в своё фамильное поместье, где был воспитан.

По возвращении домой в Россию Лаврецкий навещает свою кузину, Марию Дмитриевну Калитину, живущую с двумя её дочерьми — Лизой и Леночкой. Лаврецкий немедленно заинтересовывается Лизой, чья серьёзная натура и искреннее посвящение себя православной вере дают ей большое моральное превосходство, разительно отличаясь от кокетливого поведения Варвары Павловны, к которому так привык Лаврецкий. Постепенно Лаврецкий осознаёт, что глубоко влюблён в Лизу и, прочитав в иностранном журнале сообщение о том, что Варвара Павловна умерла, объясняется Лизе в любви. Он узнаёт, что его чувства небезответны — Лиза также любит его.

К несчастью, жестокая ирония судьбы не даёт Лаврецкому и Лизе быть вместе. После объяснения в любви счастливый Лаврецкий возвращается домой… чтобы обнаружить там живую и невредимую Варвару Павловну, ждущую его в фойе. Как выясняется, объявление в журнале было дано ошибочно.

Узнав о внезапном появлении живой Варвары Павловны, Лиза решает уйти в отдалённый монастырь и проживает остаток своих дней в монашестве. Роман оканчивается эпилогом, действие которого происходит восемь лет спустя, из которого становится также известно, что Лаврецкий навещает дом Калитиных, в котором застаёт весёлую молодёжь: Лизиного брата, повзрослевшую сестру Елену, их родственников и друзей. Там он, спустя прошедшие годы, несмотря на множество изменений в доме, видит гостиную, где часто встречался с любимой девушкой, видит рояль и сад перед домом, которые так запомнились ему из-за общения с Лизой. Лаврецкий живёт своими воспоминаниями и видит некий смысл и даже красоту в своей персональной трагедии. После своих раздумий герой уезжает обратно к себе домой.

В дальнейшем Лаврецкий посещает Лизу в монастыре, видит её, но она старается на него не глядеть.

Смысл названия книги «Дворянское гнездо»

По названию произведения можно сразу сделать вывод, что роман принадлежит перу И.С. Тургенева. Символичные лейтмотивы творчества непревзойдённого мастера слова нашли отражение в заглавии.

Образ гнезда. И.С. Тургенев остро переживал проблемы в личной жизни. Поэтому для автора на первом месте всегда были семейные ценности, домашний очаг и доверительные отношения с родными. Главная идея названия глубоко связана с личным счастьем героев. Ориентация на истинные ценности, мораль и нравственность — то, что подчёркивает И.С. Тургенев в своей книге.

Лаврецкий наделён таким сильным «инстинктом счастья», что даже после первой серьёзной неудачи не сдаётся, а находит в себе силы для новых свершений. Он смеётся в лицо судьбе и никогда не отчаивается и не отпускает руки. Но жизнь готовит для него новые испытания. Герой никак не может поймать птицу счастья за хвост.

Но образ несколько расширен. Это не только домашний очаг конкретного семейства, это вся обобщенная культура дворянства. В произведении показан природный и бытовой уклад сословия, их традиции, обычаи и ценности.

https://youtube.com/watch?v=pOpTTQkqfvU

Образ гнезда

Центральным образом произведения является образ дворянского гнезда, который формируется на примере усадьбы Лаврецких

Важно добавить, что история семьи Лаврецких показательно возводится к выходцу из Пруссии. В данном аспекте Тургенев подчеркивает генетическую, неразрывную взаимосвязь России с Европой. Огромную значимость приобретает образ прабабки Лаврецкого:

Огромную значимость приобретает образ прабабки Лаврецкого:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

«Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым желтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная. »

Изображая своего персонажа в облике хищной птицы, Тургенев усиливает семантику гнезда, которая приобретает негативные коннотации, вызывая ассоциации с жестокостью, хищностью. Образ ястреба появляется и в эпизоде разрыва между дедом и отцом Лаврентьева, в переживаниях самого Лаврецкого, узнавшего об измене жены.

Те же коннотации хищности, жестокости сохраняются в образе Глафиры, вытесненной из «дворянского гнезда» Варварой Павловной.

Вся история рода Лаврецких строится автором в аспекте взаимодействия с Европой, с которой «дворянское гнездо», саму Россию соединяют общие корни. Это взаимодействие может принимать разные формы:

  • форму пассивного сопротивления бабки Лаврецкого новой европейской моде: пудриться, по ее словам, было для нее смертью;
  • форму бонвиванского франкофильства княжны Кубенской, которая на старости лет вышла замуж за гувернера-француза, была брошена им.

Наиболее полно выписана история отца Лаврецкого, которая течет в Петербурге уже двенадцатый год. Именно в его сознании пробуждается чувство национальной гордости, понимание и принятие собственной «русскости»:

«…вся Россия поднималась на врага, и. они почувствовали, что русская кровь течет в их жилах…»

В то же время, едва опасность миновала, он вернулся к своей привычной жизни, уверенно и комфортно чувствуя себя, в том числе, и в Париже.

В данном аспекте Тургенев подчеркивает как генетическое единство России с Европой, так и отличия между их народами, заключающиеся в готовности русского человека пожертвовать своей жизнью ради родины, его возможности испытывать дикую, почти звериную ярость, не имеющую ничего схожего с европейской цивилизованностью.

Чем дальше развивается линия повествования Тургенева, тем острее становится его сарказм при изображении русских «европейцев», оторвавшихся от родной почвы и не нашедших новой.

Динамика сюжетной линии формируется перемещениями между родной деревней и Европой, причем, в родную деревню, в свое «дворянское гнездо» герой возвращается с каждым разом все более надломленным.

Наиболее полно непримиримое расхождение России с Европой проявляется в системе ценностей Ивана Петровича, отразившейся на воспитании сына. Основной пружиной сюжета становится сложная коллизия между внутренним и поверхностным, родным и чужим, органичным и наносным. Причем, сложность конфликта кроется не в явной оппозиции между европейскими городами и русской деревней, но в самой усадьбе, в самом дворянском гнезде, жители которого утрачивая свою «русскость», утрачивают самих себя. Тургенев не стремится к противопоставлению идеализированного образа России Европе, но старается проникнуть вглубь национального самосознания, подвергнуть глубокому анализу суть национальной жизни.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Тургенева характеризуется высоким символизмом, направлено на отображение авторского понимания всего русского, «русскости» как таковой. Понимание национальной самобытности России осуществляется на основании сопоставления ее с Европой, противопоставлении французской столицы с русской глубинкой.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

http://goldlit.ru/turgenev/726-dvorianskoe-gnezdo-analizhttp://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/387-roman-is-turgeneva-dvoryanskoe-gnezdo.htmlhttp://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/turgenev_i_s_dvoryanskoe_gnezdo_kratkiy_analiz/

Особенности сюжетной линии

Самая молчаливая из тургеневских героинь, Лиза, столкнувшись с такими серьезными вопросами в своей жизни, как понятие личного счастья, самоотречение ради близких, собственное место в жизни, пытается ответить на них при длительной внутренней работе. Мысли и чувства проходят тщательную обработку, но практически без слов. От этого острота сюжета лишь усиливается.

Лаврецкий, связанный брачными узами, также переживает глубоко внутри себя любовь, которую он чувствует к Лизе. Поэзия созерцания – именно так можно охарактеризовать стиль написания романа. Оба героя вслушиваются, всматриваются в жизнь, анализируя как внешние обстоятельства, так и свою собственную судьбу.

Учеба и работа в Европе

Окончив университет, Тургенев отправляется за границу, где серьезно занимается своим образованием: посещает лекции Берлинского университета по истории греческой и римской литературы, а дома сам штурмует грамматику этих древних языков. Эти усилия, приложенные в молодости, позволили писателю в оригинале читать классических авторов и выполнять переводы. Постепенно Иван Сергеевич нарабатывает мастерство и начинает печататься и в России, и за границей. Он ненадолго возвращается на родину, но потом снова уезжает за рубеж.

Сергей Николаевич Тургенев в мундире кавалергарда

В целом, можно сказать, что большую часть своей жизни Тургенев провел в Европе, много путешествовал и работал там. Однако его ум и сердце всегда были с Россией, и это легко отследить по его творчеству. Писатель признавался, что свои самые яркие антикрепостнические произведения, вошедшие в сборник «Записки охотника», он написал вдали от родины, так как «не мог дышать одним воздухом с врагом».

И. С. Тургенев на даче братьев Милютиных в Баден-Бадене, 1867 год. Автор К.Верцингер

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: