«дворянское гнездо»

«дворянское гнездо» — краткое содержание романа и.с. тургенева

Тургенев «Дворянское гнездо» краткое содержание

«Дворянское гнездо» Тургенева в сокращении для читательского дневника:

Действие романа происходит в 1842 г. Дворянская семья Калитиных живет в губернском городе О… Семья Калитиных состоит из матери семейства Марьи Дмитриевны, ее дочерей Лизы и Леночки. За 19-летней Лизой ухаживает успешный молодой чиновник Паншин.

Однажды Калитины узнают о возвращении в Россию своего родственника, господина Лаврецкого. Несколько лет назад Лаврецкий расстался с женой Варварой, узнав о ее изменах. Разочарованный в женщинах Лаврецкий теряет надежду на счастье. Прожив несколько лет за границей, он наконец приезжает в свое имение в России и часто посещает Калитиных.

Вскоре Лаврецкий влюбляется в Лизу. Калитину. Девушка отвечает ему взаимностью. Внезапно Лаврецкий узнает из журнала о смерти своей жены Варвары. Он понимает, что, став вдовцом, может жениться на Лизе. У него появляется надежда на счастье. Лиза отказывает Паншину, который сделал ей предложение, так как она любит Лаврецкого.

Внезапно к Лаврецкому из-за границы возвращается его жена Варвара Павловна с дочерью. Варвара якобы глубоко раскаивается и надеется на прощение мужа. Лаврецкий и Лиза понимают, что не смогут пожениться и что их счастье разрушено. Лаврецкий вынужденно живет с женой и дочерью, создавая видимость семьи (разводы тогда были почти невозможны).

Вскоре ветреная Варвара Павловна снова уезжает в Париж, где ведет бурную светскую жизнь в кругу поклонников. На этот раз Лаврецкий откупается от нее деньгами так, чтобы та снова не появилась в его жизни.

Потеряв надежду на счастье с Лаврецким, Лиза уходит в монастырь. Сам Лаврецкий живет в своем имении, где серьезно занимается хозяйством. Спустя 8 лет он посещает монастырь, где находится Лиза. Лаврецкий видит ее, но девушка делает вид, что не замечает его. Лаврецкий уезжает.

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Первая любовь» Тургенева по главам. Это история о первой, еще полудетской влюбленности, которой пришлось столкнуться со взрослой любовью, полной драматизма и жертвенности.

Краткое содержание романа «Дворянское гнездо»

Центральный персонаж романа – Федор Иванович Лаврецкий, дворянин, во многих чертах напоминает самого И.С. Тургенева. Мать Федора Лаврецкого умерла, когда мальчик был совсем маленький. Первоначально его воспитанием занималась властолюбивая и жестокая тетка, а потом отец, который придерживался англофильских взглядов. В итоге Федор Иванович вырос сильным, здоровым и выносливым и даже казался суровым на вид, однако характер имел мягкий и немного застенчивый.


Семья Коробьиных в театре. Иллюстрация К.И.Рудакова

В положенное время Лаврецкий покидает родовое имение и продолжает образование в Москве, где и встречает свою будущую жену Варвару Павловну Коробьину. Молодой мужчина без памяти влюбляется в красивую девушку и делает ей предложение. К несчастью, Варвара Павловна имеет совершенно иные взгляды на жизнь, нежели Лаврецкий. Для нее комфорт важнее чувств, и Федор Иванович становится лишь богатым спонсором ее красивой жизни. Душа, чувства и мысли мужа ее совершенно не интересуют. Молодожены уезжают в Париж, где через некоторое время Варвара Петровна заводит роман с французом. Лаврецкий узнает это, и с разбитым сердцем возвращается на родину, не желая больше никогда видеть предавшую его женщину.

В России Лаврецкий едет с визитом к своей кузине, где знакомится с двумя ее дочерями Лизой и Леночкой. Федор Иванович покорен глубиной души и чистотой помыслов Лизы, которые идут ярко контрастируют с коварством и мелочностью Варвары Петровны. Лаврецкий осознает, что влюблен в Лизу. Вскоре он получает из газет сообщение, что его супруга умерла. Тогда, убедившись в высоких моральных идеалах Лизы, Федор Иванович делает юной девушке предложение руки и сердца. Лиза принимает его.


Лаврецкий и Лиза выходят из церкви. Иллюстрация К.И.Рудакова

Однако вскоре выясняется, что Варвара Петровна жива и невредима и вернулась в Россию. Узнав об этом, Лиза принимает решение уйти в монастырь. Финал романа представляет собой эпилог, в котором автор показывает нам героев спустя несколько лет. Лаврецкий приезжает в дом кузины, где видит ту же обстановку, что и при Лизе, он вспоминает любимую женщину. Позже он навещает Лизу в монастыре, но она отводит взгляд и прилагает усилия, чтобы не смотреть на бывшего жениха.

Тургенев. Все произведения

  • Андрей Колосов
  • Ася
  • Ася по главам
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бригадир
  • Бурмистр
  • В дороге
  • Вешние воды
  • Воробей
  • Гамлет Щигровского уезда
  • Два помещика
  • Два приятеля
  • Дворянское гнездо
  • Дневник лишнего человека
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые мощи
  • Завтрак у предводителя
  • Записки охотника
  • История лейтенанта Ергунова
  • Касьян с Красивой мечи
  • Клара Милич
  • Конец Чертопханова
  • Контора
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Льгов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Муму
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Новь
  • Однодворец Овсянников
  • Отцы и дети
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Первая любовь по главам
  • Песнь торжествующей любви
  • Пётр Петрович Каратаев
  • Поездка в Полесье
  • Провинциалка
  • Пунин и Бабурин
  • Рассказ отца Алексея
  • Рудин
  • Свидание
  • Смерть
  • Собака
  • Сон
  • Степной король Лир
  • Странная история
  • Стучит!
  • Татьяна Борисовна и её племянник
  • Три встречи
  • Уездный лекарь
  • Фауст
  • Холостяк
  • Хорь и Калиныч
  • Часы
  • Чертопханов и Недопюскин

Смысл названия романа

Иван Тургенев использовал образ гнезда как символ семьи, любви и личного счастья. Его герой Федор Лаврецкий живет «инстинктом счастья», и этот инстинкт до того силен, что помогает пережить даже предательство жены. Сломленный изменой Федор Иванович нашел в себе душевные силы еще раз открыть сердце навстречу любви. И когда счастье, казалось бы, уже запорхнуло в его дом, оно снова ускользает.


Лиза. Иллюстрация К.И.Рудакова

А вот Лиза Калитина, кажется, изначально знает, что счастье невозможно. Она с ранней юности готовит себя служению Богу. Для нее «гнездо» это такой дом. Дом, где она будет укрыта от постыдных влечений и не станет игрушкой темных сил.

В итоге образ «гнезда» автор расширяет до дворянской культуры в целом. Тургенев видит, что время «дворянских гнезд» уходит в прошлое. На на смену им приходит новый исторический этап 1860-х годов.


Реклама фильма «Дворянское гнездо»

Тургенев о изжили сами себя. Гнездо, как символ родины, покинуто его обитателями. Представители российского дворянства редко говорят на русском языке, предпочитая французский. Большую часть года проводят заграницей, забывают свою культуру, слепо перенимая чужеземную. Родителя-дворяне сами не воспитывают детей, передавая их нянькам и гувернерам, а то и вовсе отдавая в чужие семьи – все это разрывает связь между поколениями и лишает молодежь корней. Те же молодые дворяне, кто все-таки решает остаться в «родовом гнезде», в большинстве своем влачат жалкое существование – спят, едят и развлекают себя сплетнями, картами да музицированием.


Лаврецкий у Марфы Тимофеевны. Иллюстрация К.И.Рудакова

Таким образом, сложившееся к этому времени положение вещей в России, когда крепостные изнемогали под тяжестью работы и их подневольного образа жизни, а дворяне духовно деградировали от безделья и праздности, достигло своего апогея к середине XIX века.

Смысл названия романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

Роман Тургенева «Дворянское гнездо» возбудил большой интерес в литературных и журнальных кругах. Его отличает гармоничное сочетание драмы, лирики и эпоса. Тургеневское объяснение духовного богатства героя связано с национальным богатством народной жизни. В романе Тургенева нашли отражение вся умственная жизнь послепушкинской эпохи, борьба славянофилов и западников. Писатель пытается раскрыть духовную драму интеллигенции XIX века. Так, в 25 главе произведения дается сцена идеологического спора Лаврецкого и Михалевича. Вместо ответа на вопрос Лаврецкого о том, что делать, как должна развиваться Россия, Михалевич уходит в область отвлеченных идеалистических рассуждений.

На протяжении целых десяти глав Тургенев широко развернул предысторию своего героя, изобразил целый мир прошлой дворянской жизни с ее социальными порядками и нравами.

Биография Федора Лаврецкого становится историей его рода. Неслучайно Тургенев отказался от первоначального названия произведения — «Лиза» — и предпочел название «Дворянское гнездо» как более подходящее, по его мнению.

Крепостнический порядок жизни с его дикими, самодурными нравами определил детскую судьбу Лаврецкого. Его насильственно оторвали от матери, Маланьи Сергеевны, бывшей крестьянки, «безответной, постоянно смущенной и запуганной». Он догадывался о ее печальной участи, смутно понимал ее положение в доме, и … полюбил ее страстно.

Уже мальчиком Лаврецкий почувствовал одиночество в родном поместном дворянском кругу. Дедушка считал его дурачком, а тетка – «настоящим мужиком». Плебейское происхождение с раннего детства выделяет Лаврецкого из родной среды и объясняет, по мысли писателя, духовное богатство его личности.

Вскоре последовал деспотизм отца-англомана, окончательно лишивший Федю свободного проявления его духовного «я». Система домашнего дворянского воспитания, на досуге придуманная его отцом, поставила Федора Ивановича в ложное положение, лишив его знания потребностей реальной жизни. Эта система, заключает автор, «сбила с толку мальчика, поселила путаницу в его голове, притиснула ее».

Лаврецкий оказывается «вывихнутым», что и сказалось в истории его жизненных неудач. Женитьба на Варваре Павловне явилась той безобразной ошибкой, которую он совершил по незнанию жизни. Ради призрака личного счастья, обернувшегося пошлостью и позором, он пожертвовал и университетскими занятиями, и светлой мечтой о полезной деятельности, на много лет оставил родину.

Любовь к Лизе стала возможной только для духовно созревшего Лаврецкого. Биографическое отступление о предках героя имеет огромное значение для раскрытия его характера. Федор Иванович рано заметил «разладицу между словами и делами отца, между его широкими либеральными теориями и черствым мелким деспотизмом». Навсегда запомнился ему образ кроткой, беззащитной матери, жертвы дикого крепостного строя жизни.

По матери близкий к народу, Лаврецкий был наделен той моральной отзывчивостью, которая помогла ему пережить трагедию личного чувства и понять свою ответственность перед родиной. Это сознание образно выражается им как стремление пахать землю и стараться как можно лучше ее пахать. Чуждый раздвоенности и рефлексии «лишнего человека», Лаврецкий зорко присматривался к проявлениям реальной общественной жизни и чутко улавливал направления народного развития. Кровно связанный с народной жизнью, Лаврецкий всеми своими мыслями и чувствами представляет демократическую культуру.

Близкую связь с родиной герой остро ощущает в своих заграничных скитаниях. Лаврецкий – живой человек, прошедший множество сомнений, внутренних страданий. Этим объясняется весь его душевный процесс, драма всех его отношений. Лаврецкий чувствует и думает в масштабах целой России, сосредоточенно размышляет над проблемами национального развития.

Лиза Калитина и Федор Иванович, испытавшие на себе воздействие народной жизни, объединяются и противостоят Варваре Павловне и Паншину, жившим по законам дворянской среды.

Роман «Дворянское гнездо» отличается эпической широтой, потому что писатель сознательно стремится к раскрытию неповторимого национального склада характера, психологического и эмоционального строя народа, поэтического содержания народной жизни, ее богатых возможностей развития.

Название романа имеет философско-аллегорическое звучание. Тема родового гнезда, отчего дома, «малой» и «большой» Родины имеет первостепенное значение и в литературе последующих поколений. Вклад Тургенева в разработку этой темы трудно переоценить.

XXXIV

Ближе к ночи Федор проводил унылого Паншина до кареты и отправился на прогулку. Дорога привела его в сад Калитиных с противоположной стороны от усадьбы. Фёдор остановился у скамейки в цветущих зарослях и наблюдал за окнами поместья.

На крылечко задней двери вышла Лиза в белом ночном платье. Лаврецкий окликнул её, привёл к скамье и признался в любви. Девушка залилась слезами. Ее душа отвечала взаимностью, но сильные чувства пугали. Фёдор впервые поцеловал робкую избранницу.

Окрылённый счастьем Лаврецкий покинул сад Калитиных. На улице он расслышал чудесные ноты, мелодия доносилась из дома Христофора. Лемм выглянул, услышав восторженные крики друга, и скинул ему из окна ключ. Фёдор вошёл в дом и с жадностью дважды прослушал произведение музыканта.

Искренняя похвала и объятия товарища растрогали немца до слёз.

XXXV

В юности Агафья приглянулась отцу Марьи и по его велению переселилась со двора в усадьбу. Девушка манерами походила на аристократку. Но после смерти помещика была сослана его ревнивой женой на скотный двор и стала супругой скотника. Вскоре барыня увидела, как смиренно и с улыбкой держится Агафья, пожалела её и позволила вернуться в поместье на правах экономки. Мужа её повысили до лакея.

Через 5 лет бывший скотник по пьяному делу украл столовое серебро, чем обрушил на себя гнев хозяйки. Агафья опустилась до швеи и крепко задумалась о своей жизни. Овдовев, не имея детей, она обратилась к господу и ушла в религию.

Муж Марьи хотел назначить прилежную служанку управляющей имением. Но та отказалась от большого «соблазна». Тогда Калитин распорядился приставить её няней к пятилетней Лизе. Девочка всей душой полюбила старушку, а под её влиянием поверила в Бога.

В один день Агафья ушла к обедне в церковь и не вернулась. Говорят, ушла скитаться. Елизавета продолжала верить во всё, чему учила ее няня. Лаврецкий стал первым мужчиной, ворвавшимся в её тихую жизнь со своей неподдельной страстью.

Смысл названия «Дворянское гнездо»

В названии романа использован один из символических лейтмотивов творчества Тургенева. Образ гнезда глубоко связан с проблематикой произведения, главный герой которого ориентирован на личное счастье, любовь, семью. В Лаврецком так силен «инстинкт счастья», что даже испытав первый удар судьбы, он находит силы для второй попытки. Но счастье не дается герою, сбываются пророческие слова его тетки: «…Не свить же и тебе гнезда нигде, скитаться тебе век». Лиза Калитина как будто заранее знает, что счастье невозможно. В ее решении уйти из мира сложно сплетаются «тайная жертва за всех», любовь к Богу, раскаяние в своих «незаконных» сердечных влечениях и своеобразный поиск такого «гнезда», в котором она не будет игрушкой темных сил бытия. Мотив «гнезда», будучи отправной точкой в развитии сюжета, расширяет свое содержание до универсального обобщения дворянской культуры в целом, сливающейся в своих лучших возможностях с общенародной. Для Тургенева личность человека настолько художественно постигаема, насколько она может быть вписана в образ той или иной культуры (таково основание распределения героев романа по разным группам и кланам). В произведении присутствует живой мир дворянской усадьбы с характерным для нее бытовым и природным укладом, привычными занятиями и сложившимися традициями. Впрочем, Тургенев чутко ощущает прерывистость русской истории, отсутствие в ней органической «связи времен» как особенность национального духа. Смысл, однажды обретенный, не удерживается и не передается от поколения к поколению. На каждом этапе нужно искать свою цель заново, как будто впервые. Энергия этой вечной духовной тревоги реализуется прежде всего в музыкальности языка романа. Роман-элегия, «Дворянское гнездо» воспринимается как прощание Тургенева со старой дворянской Россией в преддверии надвигающегося нового исторического этапа — 60-х гг.

Смысл названия романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

Роман Тургенева «Дворянское гнездо» возбудил большой интерес в литературных и журнальных кругах. Его отличает гармоничное сочетание драмы, лирики и эпоса. Тургеневское объяснение духовного богатства героя связано с национальным богатством народной жизни. В романе Тургенева нашли отражение вся умственная жизнь послепушкинской эпохи, борьба славянофилов и западников. Писатель пытается раскрыть духовную драму интеллигенции XIX века. Так, в 25 главе произведения дается сцена идеологического спора Лаврецкого и Михалевича. Вместо ответа на вопрос Лаврецкого о том, что делать, как должна развиваться Россия, Михалевич уходит в область отвлеченных идеалистических рассуждений.

На протяжении целых десяти глав Тургенев широко развернул предысторию своего героя, изобразил целый мир прошлой дворянской жизни с ее социальными порядками и нравами.

Биография Федора Лаврецкого становится историей его рода. Неслучайно Тургенев отказался от первоначального названия произведения — «Лиза» — и предпочел название «Дворянское гнездо» как более подходящее, по его мнению.

Крепостнический порядок жизни с его дикими, самодурными нравами определил детскую судьбу Лаврецкого. Его насильственно оторвали от матери, Маланьи Сергеевны, бывшей крестьянки, «безответной, постоянно смущенной и запуганной». Он догадывался о ее печальной участи, смутно понимал ее положение в доме, и … полюбил ее страстно.

Уже мальчиком Лаврецкий почувствовал одиночество в родном поместном дворянском кругу. Дедушка считал его дурачком, а тетка – «настоящим мужиком». Плебейское происхождение с раннего детства выделяет Лаврецкого из родной среды и объясняет, по мысли писателя, духовное богатство его личности.

Вскоре последовал деспотизм отца-англомана, окончательно лишивший Федю свободного проявления его духовного «я». Система домашнего дворянского воспитания, на досуге придуманная его отцом, поставила Федора Ивановича в ложное положение, лишив его знания потребностей реальной жизни. Эта система, заключает автор, «сбила с толку мальчика, поселила путаницу в его голове, притиснула ее».

Лаврецкий оказывается «вывихнутым», что и сказалось в истории его жизненных неудач. Женитьба на Варваре Павловне явилась той безобразной ошибкой, которую он совершил по незнанию жизни. Ради призрака личного счастья, обернувшегося пошлостью и позором, он пожертвовал и университетскими занятиями, и светлой мечтой о полезной деятельности, на много лет оставил родину.

Любовь к Лизе стала возможной только для духовно созревшего Лаврецкого. Биографическое отступление о предках героя имеет огромное значение для раскрытия его характера. Федор Иванович рано заметил «разладицу между словами и делами отца, между его широкими либеральными теориями и черствым мелким деспотизмом». Навсегда запомнился ему образ кроткой, беззащитной матери, жертвы дикого крепостного строя жизни.

По матери близкий к народу, Лаврецкий был наделен той моральной отзывчивостью, которая помогла ему пережить трагедию личного чувства и понять свою ответственность перед родиной. Это сознание образно выражается им как стремление пахать землю и стараться как можно лучше ее пахать. Чуждый раздвоенности и рефлексии «лишнего человека», Лаврецкий зорко присматривался к проявлениям реальной общественной жизни и чутко улавливал направления народного развития. Кровно связанный с народной жизнью, Лаврецкий всеми своими мыслями и чувствами представляет демократическую культуру.

Близкую связь с родиной герой остро ощущает в своих заграничных скитаниях. Лаврецкий – живой человек, прошедший множество сомнений, внутренних страданий. Этим объясняется весь его душевный процесс, драма всех его отношений. Лаврецкий чувствует и думает в масштабах целой России, сосредоточенно размышляет над проблемами национального развития.

Лиза Калитина и Федор Иванович, испытавшие на себе воздействие народной жизни, объединяются и противостоят Варваре Павловне и Паншину, жившим по законам дворянской среды.

Роман «Дворянское гнездо» отличается эпической широтой, потому что писатель сознательно стремится к раскрытию неповторимого национального склада характера, психологического и эмоционального строя народа, поэтического содержания народной жизни, ее богатых возможностей развития.

Название романа имеет философско-аллегорическое звучание. Тема родового гнезда, отчего дома, «малой» и «большой» Родины имеет первостепенное значение и в литературе последующих поколений. Вклад Тургенева в разработку этой темы трудно переоценить.

Лиза

Лиза Калитина

— барышня, юная чистая девушка строгих правил, глубокого серьёзного нрава. Её отец, бывший губернским прокурором, известным дельцом, умер лет десять назад. Лиза не была душевно близка ни с родителями, ни с француженкой-гувернанткой.

Подобно Татьяне Лариной, она воспитывалась под влиянием своей няни Агафьи, которая водила девочку к заутрене, приучила к церковным службам. Под влиянием сурового аскетизма Агафьи и своеобразной поэзии её речей сформировался строгий душевный мир Лизы. Воспитание няни предопределило способность Лизы к самоотречению, её уход в монастырь.

У Лизы сильный характер, она не отступает от принятого ей решения, прощается навсегда с любимым, запрещая ему видеться с ней. Девушка глубоко любит Лаврецкого, мучительно страдает, но возвращение его жены перечёркивает для неё возможность счастья, так как, по её понятиям, что Бог соединил, то человек не должен разъединять.

История создания

Замысел «Дворянского гнезда» возник в начале 1856 г., но реальная работа над произведением началась в середине июня 1858 г. в Спасском, родовом имении писателя, и продолжалась до конца октября того же года. В середине декабря Тургенев сделал последние поправки в тексте «повести» перед ее публикацией. Впервые «Дворянское гнездо» напечатано в журнале «Современник» за 1859 г. (№1). Последнее прижизненное (авторизованное) издание, рассматриваемое в качестве канонического текста, осуществлено в 1880 г. в Петербурге наследниками братьев Салаевых.

Созданию «Дворянского гнезда» предшествовал тяжелый этап в личной жизни Тургенева, а в общественной — период подготовки глубоких социальных перемен в России. В августе 1856 г. писатель покинул родину и почти два года прожил за границей. Тогда произошел фактический разрыв его многолетних отношений с Полиной Виардо. Писатель трагически переживал одиночество и неприкаянность; остро ощущал свою неспособность создать семью и прочно укрепиться в жизни. К этому мучительному состоянию прибавились физические недуги, а затем чувство творческого бессилия, изнуряющей духовной пустоты. В жизни Тургенева совершался крутой возрастной перелом, переживаемый им как наступление старости; рушилось столь дорогое прошлое, а впереди, казалось, не было никаких надежд.

В кризисной стадии находилась и русская общественная жизнь. Смерть Николая I, поражение в Крымской войне потрясли Россию. Стало ясно, что жить по-старому больше нельзя. Правительство Александра II стояло перед необходимостью реформирования многих сторон жизни и в первую очередь — перед необходимостью отмены крепостного права. Неизбежно выдвинулся со всей остротой вопрос о роли в жизни страны дворянской интеллигенции. Эта и другие актуальные проблемы обсуждались Тургеневым в его заграничном пребывании в беседах с В. Боткиным, П. Анненковым, А.И. Герценом — современниками, олицетворявшими мысль и дух века. Двойной кризис: личный и общественный — выразился в проблематике и коллизиях «Дворянского гнезда», хотя формально действие произведения отнесено к другой эпохе — весне и лету 1842 г., а предыстория главного героя Федора Лаврецкого — и вовсе к 1830-м годам. Работа над произведением явилась для Тургенева процессом изживания личной драмы, прощанием с прошлым и обретением новых ценностей.

https://youtube.com/watch?v=pOpTTQkqfvU

История создания романа «Дворянское гнездо»

Замысел романа возник у писателя в начале 1856 года. Однако полноценную работу над ним он начал лишь летом 1858 года, к октябрю рукопись была готова, а в декабре Тургенев внес последние правки в текст.


Лаврецкий. Иллюстрация К.И.Рудакова

Стоит отметить, что созданию романа предшествовал тяжелый период в жизни писателя. Иван Сергеевич в августе 1856 года уехал из России и около двух лет прожил заграницей. В этот момент наступил конец отношениям писателя с Полиной Виардо, которую Тургенев любил всю свою жизнь. Иван Сергеевич остро переживал разрыв с любимой женщиной, ощущал себя покинутым и одиноким. Он понимал, что в силу возраста он уже вряд ли создаст семью. К тому же у писателя стало ухудшаться здоровье – он впервые столкнулся с приближающейся старостью.

Эти тяжелые личные переживания наложились на тревожные размышления о судьбе России. Молодой император Александр II получил в управление страну, которая только что потерпела сокрушительное поражение в Крымской войне. Кроме того страна стояла на пороге глобальных перемен во внутренней жизни, так как старый порядок совершенно себя изжил. Прежде всего, эти перемены касались отмены крепостного права.

Все эти проблемы Иван Тургенев обсуждал со своими друзьями Василием Боткиным, Павлом Анненковым, Александром Герценом, обдумывая сложившуюся ситуацию. Таким образом, работа над романом «Дворянское гнездо» стала для писателя способом переосмыслить и изжить из себя личную драму, проситься с прошлым и обрести новые ценности в жизни.

Смысл произведения «Дворянское гнездо»

Лучшие представители дворянского сословия описаны в романе И.С. Тургенева. Из судьбы, жизненные ценности, моральные устои и проблемы. Писатель сам относился к старинному дворянскому роду. Иван Сергеевич с некоторой грустью говорит о том, что это сословие постепенно уходит в прошлое. Их возвышенные идеалы, стремления и чрезмерные переживания становятся неинтересны обществу. «Дворянские гнезда» постепенно исчезают.

Авто подробно описывает родословные главных персонажей

Мастеру слова важно запечатлеть эти данные на бумаге и показать, как менялись мировоззрения дворянского сословия во времени. Психология высшего класса начиналась с «дикого братства»

Но ум и образованность дворянства сделали своё дело. И вот, эти «гнезда» уже научились сопереживать ближнему и преклоняться перед традициями и обычаями других народов.

Символ малой Родины — образ гнезда. Но его обитатели предпочли этому месту другие края. Новая молодёжь стремятся при любой возможности отправиться за границу, они хорошо владеют французским языком и во всем пытаются подрожать иностранцам. Эти странные тенденции выглядят нелепо и даже абсурдно. Тетушка Лаврецкого грезит стилем Людовика XV, иностранная система воспитания внезапно вытеснила русские методы обучения.

Связь поколений разорвана, современники писателя не знают своих корней. Молодые люди не чтут традиции и не отдают дань предкам.

Однако есть и те персонажи, которые решили остаться в родном «гнезде». Только их жизнь напоминает жалкое существование. Они погрязли в сплетнях, слухах и мелких интригах. Безынициативное, бездельное и неинтересное существование.

За основу романа «Дворянское гнездо» взята любовная история Лизы и Фёдора. Однако героям не суждено стать счастливыми. Их надежды на светлое будущее разрушены, личное и безмятежное счастье в их паре невозможно. Трагедия отдельно взятых персонажей перекликается с крахом дворянского сословия в целом. На примере одной пары И.С. Тургенев показал, что происходило в обществе в его время.

Смысл финала «Дворянское гнездо»

Почему личное счастье между Лизой и Лаврецким оказалось невозможным? За 8 лет Фёдор сильно изменился: он постарел, осунулся не только физически, но и морально. Их счастье было лишь миражом, который неожиданно рассеялся. Новость о гибели Варвары Павловны оказалась чудовищной ошибкой. Героиня предстала перед Фёдором именно тогда, когда он поднялся духовно, поборол в себе внутренний конфликт и был готов к новым свершениям. Спокойствие, гармония и возможность счастья были очень близко.

В жизни главного героя произошёл перелом: Лаврецкий не позволял больше себе думать о личном счастье

Все своё внимание он устремил на крестьян. Герой стал прекрасным хозяином, он стал прислушиваться к просьбам и желаниям простого народа

Он тал уважать традиции и обычаи своих крестьян.

Каков жизненный итог латного героя? Почему он так и обрёл личное счастье? Оглянувшись на события прошлых лет, Лаврецкий понял, что большая часть его жизни прошла мимо него. С ним остались только невесёлые воспоминания о бесцельно прожитых днях. Удалось ли Фёдору смириться с несбывшихся мечтами и утраченной навсегда молодостью. Скорее всего, да. Тихая и безмятежная улыбка главного персонажа в финале произведения «Дворянское гнездо» — ещё одно тому подтверждение.

Этот роман — очередная попытка И.С. Тургенева найти героя своего времени в дворянском сословии. Его главный персонаж и получился таким: истинным патриотом своего народа, своих традиций и обычаев.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

VIII

Иван воспитывался у княжны Кубенской и должен был получить наследство, но тётка на старости лет неожиданно вышла замуж. Юношу роль приживалы не устроила. Он вернулся в деревню, но грязь родного поместья угнетали избалованного юнца.

Скромная служанка Маланья стала для Ивана теплым лучиком света. Молодые люди приглянулись друг другу и сошлись. Петра Андреевича такой союз не устроил, но Иван вопреки запретам сбежал из дома и обвенчался с безродной девицей. От матери Анны Павловны беглец получил благословение, а от княжны Кубенской – 5000 рублей в качестве извинений.

Иван поселился у своей родственницы Марфы Тимофеевной. Он решил пробиваться в люди и уплыл в Англию. В августе герой получил известие из Покровке о рождении сына Фёдора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: