Анализ стихотворения «Емшан» Майкова
Аполлон Николаевич Майков в своём творчестве часто обращался к историческим источникам. Его стихотворение «Емшан» написано в 1874 г. и входит в стихотворный цикл «Отзывы истории». Емшан – это душистое степное растение. В основе сюжета этого произведения лежит предание взятое из Галицко-Волынской летописи. Примечательно, что главными героями являются братья половецкие ханы – исторические враги Руси. Но для поэта главное: через поэтически обработанный сюжет передать силу любви к своей Родине, которая заложена в каждом человеке на генетическом уровне.
А. Майков переработал исходный текст из документального материала в художественное сочинение, придав ему философское звучание. Поэт использует такой приём как глубокий психологизм. Представление о героях у читателя складывается не через описание внешнего вида (о котором нет ни слова), а через эмоциональное воздействие, через раскрытие чувств, переживаний и эмоций.
По сюжету на поиски брата хан Сырчан отправляет певца в надежде, что именно песни родного края напомнят Отроку о его земле. Также посланнику дали емшан (пучок полыни). Емшан здесь не просто растение, а символ любви и преданности к отчему краю, символ памяти.
А. Майков в подробностях описывает то, что предстало взору певца у хана Отрока: золотой шатёр, серебряная и золотая утварь, рой прекрасных абхазянок. Сюжет построен так неслучайно. Таким образом автор описывает значимость того, от чего отказался герой ради своего наследия. И после всей этой роскоши трогательное повествование о вручении пучка емшана и возвращении «памяти». Эмоциональные строки передают глубокую горечь от разлуки с родной землёй. Чувства сильны настолько, что могучий и грозный правитель «пучок травы, целуя, плачет».
Для реализации задуманной идеи Майков использует множество выразительных средств, благодаря которым текст читается легко, доступен к пониманию и художественно красив. Поэту удалось полностью раскрыть тему разлуки с родным краем и с близкими людьми
Автор на символическом примере показал, что каждый человек до конца жизни помнит об отчем доме, что в мыслях каждого есть что-то важное, что способно воскресить память. В нашем произведении огромное значение предписано обычному растению, родной запах которого вернул в чувства героя:»- Смерть в краю родном милей, чем слава на чужбине!»
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Структурный анализ стихотворения
В стихотворении необычайно много олицетворений, поэт наделяет природу человеческими качествами: осень у него румянит клены, папоротник — дремлет. В достатке и необычных сравнений: палые листья Майков сравнивает с ковром, а обычные мухоморы — со сказочными существами-карлами.
В «Пейзаже» множество предложений заканчивается многоточием, что добавляет размеренности, неспешности произведению, настраивает читателя на философский и созерцательный лад. Рифма — перекрестная и попарная.
В данном произведении Аполлона Майкова нашло отражение его любви к родине и подлинный талант поэта-пейзажиста. Словами он воссоздает картину тихого осеннего леса, живущего своей, отдельной от человека и в то же время неразрывно связанной с ним, жизнью.
Анализ стихотворения Майкова Поле зыблется цветами 8 класс
План
1.История создания
2.Жанр
3.Основная тема
4.Композиция
5.Размер произведения
6.Выразительные средства
7.Основная мысль
1. История создания. Стихотворение «Поле зыблется цветами…» было написано А. Майковым в 1857 г. К этому времени поэт уже многое повидал в жизни, побывал за границей. В его творчестве появились более серьезные философские темы. При этом он продолжал писать чисто эстетические, невероятно трогательные стихотворения. К ним принадлежит «Поле зыблется цветами…».
2. Жанр произведения — пейзажная лирика.
3. Основная тема стихотворения — восхищение поэта прекрасным пейзажем. Главный образ — жаворонки, пение которых слышит автор. Он не видит самих птиц, их голоса словно изливаются из окружающей природы. Майков создает у читателя ощущение удивительной гармонии, образующейся из сочетания звуковых («жаворонков пенье») и зрительных образов («света волны»).
Чудесные звуки природы ассоциируются у автора с «надеждами молодыми». Майков в этот период работал библиотекарем и оказывал всяческую поддержку начинающим литераторам. Можно предположить, что молодых талантливых поэтов и писателей и имеет в виду автор. Юных певцов еще не видно «за светом», до лирического героя лишь доносятся их звонкие голоса. Но само их появление — свидетельство неиссякаемого источника творческой жизни. Автор с улыбкой приветствует их. Он безгранично счастлив возникновению новых талантов.
В целом произведение очень трогательное и по-детски непосредственное. Автор предлагает читателю взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Когда у человека еще не возникло взрослых проблем и переживаний, его душа открыта навстречу природе. В этом также можно увидеть намек автора на молодые таланты, которые еще только начинают нелегкий творческий путь. Их преимущества — молодость и наивная уверенность в своих силах.
4. Композиция. Стихотворение имеет небольшой размер. Но каждая из трех строф несет особую смысловую нагрузку. Первая строфа — набросок, описание красоты пейзажа. Во второй строфе автор проводит параллель между жаворонками и «надеждами молодыми». В финальной третьей строфе поэт отрывается от физических ощущений, устремляя «взоры к небу». В его душе расцветает любовь и радость за все юные здоровые силы.
5. Размер произведения — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства. В миниатюрном произведении поэт сумел мастерски использовать различные выразительные средства. Он применяет эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения — сравнение надежд с жаворонками. Почти половина строк произведения оканчивается многоточием, что создает ощущение спокойного размышления при виде прекрасного пейзажа.
7. Основная мысль стихотворения — надежда поэта на счастливое будущее, возникающая у него при созерцании чудесной природной гармонии.
Аполлон Майков – известный поэт, рождённый в творческой семье. Поэтому он с детства впитал любовь к искусству и литературе.
История создания
Стихотворение написано в 1857 году, когда поэт уже вступил в пору творческой зрелости. К тому времени он приобрел ценный багаж жизненного опыта, и в его творчестве всё чаще стали проступать глубокие философские темы. Но вместе с тем поэт не переставал писать невероятно трогательные лирические произведения, среди которых особенно выделяется стихотворение «Поле зыблется цветами».
Оно было опубликовано в No9 популярного литературного журнала «Отечественные записки». В этом же году стихотворение было издано в книге под названием «Стихотворения Аполлона Майкова. Книга вторая».
Главная тема стихотворения
Центральной темой произведения, безусловно, является русская природа. Майков описывает, будто широкими мазками кисти нанося краски на полотно, тихий и спокойный, живущий своей жизнью лес, в который поэт удаляется, чтобы отрешиться от мирской суеты, погрузиться в созерцание.
Первые строки погружают читателя не в красоту леса ранней осенью, а именно в настроение лирического героя. Строка «Идешь — и нет конца пути…», заканчивающаяся многоточием, словно бы отображает бесконечную тропинку, по которой вглубь леса уходит автор. Желание прикоснуться к бесконечному, вечному лесному спокойствию — один из движущих мотивов стихотворения. Любовь к природе и уединению отражается в каждой строке, но именно в самом начале она особенно сильна.
Остальная часть лирического произведения — это тонкий, изящный гимн красоте природы. Поэт подмечает даже незначительные на первый взгляд изменения, происходящие с лесом, смена сезонов находит свое отражение в строках «Осинник желтый бьет тревогу» и «Уже румянит осень клены».
Осень в данном поэтическом произведении предстает художником, который любовно раскрашивает холст-лес, добавляя на него новые яркие краски.
В финальной части стихотворения уединение поэта прерывается: издалека, но все же в пределах видимости появляется воз со стариком и ребенком, символизируя собой безусловное единство человека и природы, мирное совместное существование.
Средства выразительности
Для придания выразительности образам поэт использует широкий спектр художественных средств, среди которых пальма первенства принадлежит метафорам («в небе льются света волны», « тешат сердце мне приветом
»).
Красочные эпитеты («вешние жаворонки», «молодые надежды»
) помогают передать красоту природы. Олицетворения («надежды тешат», «взор мой тонет
») как нельзя лучше отображают надежды и мечты лирического героя.
Большой интерес представляет и интонационный рисунок произведения. Обилие многоточий создаёт впечатление недосказанности; кажется, что лирический гнерой не в состоянии выразить словами всё, что чувствует.
В произведении гармонично переплетаются пейзажные и философские мотивы, которые отображены в прекрасных метафоричных образах.
Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Емшан»
Стихотворение «Емшан» написано в 1874 году сложившимся поэтом и гражданином. Оно является попыткой осмысления Майковым природы патриотизма и исторической судьбы России как многонационального государства. Произведение имеет глубокое философское и нравственное наполнение. В его рамках автор показывает предысторию персонажа и постепенную трансформацию его самосознания.
Стихотворение включает практически все известные седства художественной выразительности:
инверсию – «степи … обаянье», «бродили орды кочевые», «в горах кавказских», «гулял ветер», придающую изложению эпический характер;
аллитерацию – «сухой, … сухой благоухает» – повторение глухих согласных имитирует шелест степной растительности;
риторические восклицания – «он … благоухает!», «полон был взят из Руси!», «вдруг… нет пощады!», «нет … Мономаха!», «он … плачет!» – усиливающие эмоциональность и экспрессию;
риторический вопрос – «… что ж это значит?» – отмечает кульминационный момент повествования, кардинальную перемену умонастроения героя;
олицетворение – «пучок травы обаянье воскрешает» – делает речь выразительной и емкой;
многочисленные умолчания – «обаянье воскрешает…», «и шли года…», «гулял вере на просторе…», «за грудь схватился…»;
эпитеты – «лихие батыри», «русская сила», «всесокрушающий Мономах», «буйный ветер», «молодецкие набеги», «родная степь» – становятся способом метко охарактеризовать людей и явления;
метафору – «вершины озлатились» – то есть осветились утренним солнцем и приняли золотистый оттенок;
фразеологизм – «пир горой», его значение – многолюдный, с широким размахом, продолжительный праздник с угощением;
сравнения – «лился рекой», «бежит, что стадо», «величает что солнце»;
метонимию – «пел славу», «шел в наследие», «чествует на золоте и серебре» – перенос значения по смыслу дает возможность выделить ключевые понятия;
многосоюзие – «и крик, и стук мечей, и кровь, и смерть, и нет пощады» – создает акцент на каждом фрагменте ряда;
эллипсис – «по Руси – (разлились) туга и горе», «вкруг – (расположился) рой абхазянок» – способствует гармоничной рифмовке;
контекстуальные синонимы – «туга (скорбь), горе»;
антонимы – «родной край – чужбина»;
архаизм с усечением основы – «златой»;
однородные члены предложения – «зовет, шлет», «свяжи, дай», «взял, подал», «ждет, глядит»;
анафорический лексический повтор – «он … богат, он царь…» – концентрирует внимание на личности главного героя;
перифразы – «взят полон» – то есть захвачены пленные, «все дрожат» – испытывают страх;
цитирование – «Не царь я больше вам …!».
Ряд слов требует пояснения: «батырь» – старейшина, храбрый воин, «улус» – стойбище, поселение, «кунак» – друг, единомышленник, «кумыс» – слабоалкогольный напиток из перебродившего молока.
Емшан (душистая степная трава) неожиданно пробуждает у язычника историческую память и становится для него символом родины, существование вне которой немыслимо. Тема произведения – разлука человека с родным краем и всем, что для него значимо. Автор намеренно не концентрирует внимания на деталях и внешности персонажей, делая их образы максимально обобщенными. Описывая роскошный быт кавказского беглеца и его душевное состояние, автор противопоставляет материальное и духовное. Косвенно поэт упоминает и о силе русского оружия.
Идея произведения в том, верность и способность любить заложены в любого человека независимо от его статуса, вероисповедания и национальности.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑