Идейное содержание стихотворения
Поэт говорит, что лес осенью утратил свою загадочность, он «свою тайну совлек»
Все, что летом вызывало восхищение и привлекало внимание, останавливало на себе взгляд, в осеннюю пору уходит:. К тому же осенью деревья теряют листву, которая скрывала многие тайны леса, и все вокруг становится более свободным, ясным, понятным
Пространство, которое летом представлялось непроходимой чащобой, просматривается, как на ладони. Описание такой простоты поддерживает лаконичность строк стихотворения, создающаяся за счет трехстопного дактиля с мужскими рифмами
К тому же осенью деревья теряют листву, которая скрывала многие тайны леса, и все вокруг становится более свободным, ясным, понятным. Пространство, которое летом представлялось непроходимой чащобой, просматривается, как на ладони. Описание такой простоты поддерживает лаконичность строк стихотворения, создающаяся за счет трехстопного дактиля с мужскими рифмами.
Этот новый пейзаж увядающего леса рождает в душе лирического героя не упадническое настроение, а радость. Эмоциональное состояние стихотворения выражается строчками: «любо в лесу мне бежать», «весел душой», «счастьем дыша».
Даже строка «Нет мне здесь прежних утех» заканчивается на приподнятой ноте, что пунктуационно выражено восклицательным знаком. Такие восклицания лирического героя встречаются на протяжении всего произведения и как бы разрывают тишину засыпающей природы, создавая ей контраст. Другое средство выражения противопоставленности состояния природы и состояния героя произведения – антитеза. Она воплощается соседствующими строками о смерти и о песне:
Почему же общее печально-увядающее настроение пейзажа производит обратный эффект на состояние автора и его героя? Ответ находим в самом стихотворении:
Воспоминание о летней поре, когда герой общался с каждым цветком, наполнили душу лирического персонажа теплыми, светлыми воспоминаниями на всю осень и предстоящую зиму.
стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите.
Татьяна
Ученик (118), закрыт 6 лет назад
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.
Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой. Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою!
Как писать — совершенно не знаю, как то нужно помочь ребёнку. Задание на лето.
Sungirl
Профи (626) 6 лет назад
План анализа поэтического произведения
1) Вдумчиво прочитай текст
Обрати внимание на то, какие строки вызвали у тебя эмоциональный отклик, а какие — вопрос и недоумение. 2) Определи, если возможно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения
3) Раскрой тему, идею, композицию стихотворения. 4) Выдели ключевые слова и фразы, несущие в себе основную смысловую эмоциональную нагрузку. 5) Составь план, подборку цитат по теме. 6) Мысли, чувства, душевное состояние лирического стиля. 7) Лексика, синтаксические конструкции, художественные и звуковые образы, рифмовка стихотворения.
В школе этот план не раз меня выручал) ) На будущее, думаю, Вашему ребёнку тоже пригодится=))
Попробую написать анализ на это стихотворение. На самом деле для разбора оно достаточно интересно.
1) Передо мной стихотворение замечательного русского поэта Аполлона Майкова «Осень». Особый эмоциональный отклик у меня вызвали два стиха, несущие в себе, на мой взгляд, неумолимую душевную веру в жизнь, пробуждение природы от долгой зимы, веру самого автора стихотворения в незыблемость своих ощущений и воспоминаний, связанных с одним из моментов его жизни, когда он, возможно, будучи ещё ребёнком, бродил по этому лесу и собирал цветы. . Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал. Некоторое недоумение и вопрос у меня вызвала следующая строфа: . Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою. Было непонятно, почему автору так легко и весело на душе, несмотря на холод и отчужденность леса, который всецело охватила увядающая осенняя пора. Но при дальнейшем прочтении следующих строф ответ нашёлся сам собой: автор точно знает, что осень не вечна, непременно придёт весна, пора цветения, возрождения природы, пробуждения от долгого сна. 2) Стихотворение было написано в 1856 году. 3) Главной идеей этого стихотворения является, как мне кажется, желание выразить автором своё душевное эмоциональное состояние. Главной же темой стихотворения является соотнесение леса весенней порой с автором-ещё ребёнком и осеннего леса с автором в более зрелом возрасте, описание ощущений и чувств поэта, связанных с осознанием собственного взросления и одновременно с осознанием вечности и нетленности природы. 4) Основную смысловую эмоциональную нагрузку, на мой взгляд несут в себе следующие строки: . Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек.
Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал.
Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни.
Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою! 5) -/-/-/-/-/- 6) -/-/-/-/-/- 7) Стихотворный размер трёхсложный (дактиль). Рифмовка стихотворения достаточно традиционна, является перекрестной (первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой). Майков использует в своём стихотворении характерные художественные методы, роднящие его с поэтами-классицистами. Из средств художественной выразительности автор использует следующие тропы: эпитет («вешнюю леса красу», «кудрявых груздей», «пурпур брусничных кистей» и т. д.). сравнение («как безумный, пою»), олицетворение («глядит ясность прозрачных небес», «что ей сказали они «), метафора («щёки горят») и другие.
Получилось, наверное, подробно. Если Вам нужен анализ для 4 класса, можете немного его изменить или укоротить.
Дарья Воробьёва
Ученик (102) 7 месяцев назад
«Осень» А.Майков
«Осень» Аполлон Майков
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес…
Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой… Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою!
Природа в стихах А. Н. Майкова: анализ стихотворения «Осень»
Анализ стихотворения «Осень»
Аполлон Майков известный поэт ХIХ века, который предпочитал безмятежную радость созерцания природы и любование искусством. В стихотворении «Осень», поэт очень красочно, подробно и проникновенно описал природу осенней поры. В описании знакомых мест лесной тропы, автор проникается чувствами и воспоминаниями детства, которые ведут его из осени к моменту пробуждения природы от долгой зимы.
В этом стихотворении показана поздняя осень, когда «кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…». Уже можно смело топтать золотые листья, сброшенные деревьями. А вместе с ними сброшена и «вешняя леса краса». Но осень мудра, она своей чудесной былой красотою укрыла землю, чтоб уберечь все от предстоящих сильных морозов, которые уже начали себя проявлять.
Но дальше, в описании природы поздней осени, автор слегка загрустил, увидев, что слишком все изменилось, а следующие строки он будто восклицает: «нет мне здесь прежних утех!». Эта строка наиболее эмоциональна и насыщена, кажется, что она вырвалась изнутри сама, в порыве эмоций. А последующее повествование автора, направлено на объяснение смысла столь безутешного высказывания. Чему утешаться, ведь и «сорван последний орех, свянул последний цветок», даже грузди не приподняли мох – все уже закончило свой бег. И где-то там, вдалеке «прозрачных небес», виднеется пустота и холод ее взгляда. Меланхолическое настроение души завершается выводом автора: «смерть стелет жатву свою». Здесь Майков очень точно передал состояние природы поздней осени с состоянием души человеческой на закате своих лет.
Но автор не стал долго унывать, он вспомнил свою весну, весну, когда срывал ранний подснежник в лесу. Он вспомнил многое, что было в жизни, в стихе это выразил фразой: «вплоть до осенних цветов каждый цветок я встречал». Сравнение весны природы с детством самого поэта, наполняет новой энергией и дает радость душе. Несмотря ни на что душа поэта поет:
«Листья шумят под ногой…
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой –
И, как безумный пою!»
В этом стихотворении Майков отчетливо передал через описание поздней осени, свое душевное эмоциональное состояние. Стихотворение отличается особой задушевностью, а также легкостью и простотою для восприятия.
Стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите!!
стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите!!
План анализа поэтического произведения
1) Вдумчиво прочитай текст
Обрати внимание на то, какие строки вызвали у тебя эмоциональный отклик, а какие — вопрос и недоумение. 2) Определи, если возможно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения
3) Раскрой тему, идею, композицию стихотворения. 4) Выдели ключевые слова и фразы, несущие в себе основную смысловую эмоциональную нагрузку. 5) Составь план, подборку цитат по теме. 6) Мысли, чувства, душевное состояние лирического стиля. 7) Лексика, синтаксические конструкции, художественные и звуковые образы, рифмовка стихотворения.
В школе этот план не раз меня выручал) ) На будущее, думаю, Вашему ребёнку тоже пригодится=))
Попробую написать анализ на это стихотворение. На самом деле для разбора оно достаточно интересно.
1) Передо мной стихотворение замечательного русского поэта Аполлона Майкова «Осень». Особый эмоциональный отклик у меня вызвали два стиха, несущие в себе, на мой взгляд, неумолимую душевную веру в жизнь, пробуждение природы от долгой зимы, веру самого автора стихотворения в незыблемость своих ощущений и воспоминаний, связанных с одним из моментов его жизни, когда он, возможно, будучи ещё ребёнком, бродил по этому лесу и собирал цветы. …Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал. Некоторое недоумение и вопрос у меня вызвала следующая строфа: …Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою. Было непонятно, почему автору так легко и весело на душе, несмотря на холод и отчужденность леса, который всецело охватила увядающая осенняя пора. Но при дальнейшем прочтении следующих строф ответ нашёлся сам собой: автор точно знает, что осень не вечна, непременно придёт весна, пора цветения, возрождения природы, пробуждения от долгого сна. 2) Стихотворение было написано в 1856 году. 3) Главной идеей этого стихотворения является, как мне кажется, желание выразить автором своё душевное эмоциональное состояние. Главной же темой стихотворения является соотнесение леса весенней порой с автором-ещё ребёнком и осеннего леса с автором в более зрелом возрасте, описание ощущений и чувств поэта, связанных с осознанием собственного взросления и одновременно с осознанием вечности и нетленности природы. 4) Основную смысловую эмоциональную нагрузку, на мой взгляд несут в себе следующие строки: …Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек.
…Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал.
…Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни.
…Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою! 5) -/-/-/-/-/- 6) -/-/-/-/-/- 7) Стихотворный размер трёхсложный (дактиль). Рифмовка стихотворения достаточно традиционна, является перекрестной (первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой). Майков использует в своём стихотворении характерные художественные методы, роднящие его с поэтами-классицистами. Из средств художественной выразительности автор использует следующие тропы: эпитет («вешнюю леса красу», «кудрявых груздей», «пурпур брусничных кистей» и т. д.). сравнение («как безумный, пою»), олицетворение («глядит ясность прозрачных небес», «что ей сказали они «), метафора («щёки горят») и другие.
Получилось, наверное, подробно. Если Вам нужен анализ для 4 класса, можете немного его изменить или укоротить.
ГрозаСтихотворение Апполона Майкова
Кругом царила жизнь и радость, И ветер нес ржаных полей Благоухание и сладость Волною мягкою своей. Но вот, как бы в испуге, тени Бегут по золотым хлебам; Промчался вихрь — пять-шесть мгновений И, встречу солнечным лучам, Встают с серебряным карнизом Чрез всё полнеба ворота, И там, за занавесом сизым, Сквозит и блеск и темнота. Вдруг словно скатерть парчевую Поспешно сдернул кто с полей, И тьма за ней в погоню злую, И все свирепей и быстрей. Уж расплылись давно колонны, Исчез серебряный карниз, И гул пошел неугомонный, И огнь и воды полились. Где царство солнца и лазури! Где блеск полей, где мир долин! Но прелесть есть и в шуме бури, И в пляске ледяных градин! Их нахватать — нужна отвага! И — вон как дети в удальце Ее честят! как вся ватага Визжит и скачет на крыльце!
Три века русской поэзии.Составитель Николай Банников.Москва: Просвещение, 1968.
Природа в стихах А. Н. Майкова: анализ стихотворения «Осень»
Анализ стихотворения «Осень»
Аполлон Майков известный поэт ХIХ века, который предпочитал безмятежную радость созерцания природы и любование искусством. В стихотворении «Осень», поэт очень красочно, подробно и проникновенно описал природу осенней поры. В описании знакомых мест лесной тропы, автор проникается чувствами и воспоминаниями детства, которые ведут его из осени к моменту пробуждения природы от долгой зимы.
В этом стихотворении показана поздняя осень, когда «кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…». Уже можно смело топтать золотые листья, сброшенные деревьями. А вместе с ними сброшена и «вешняя леса краса». Но осень мудра, она своей чудесной былой красотою укрыла землю, чтоб уберечь все от предстоящих сильных морозов, которые уже начали себя проявлять.
Но дальше, в описании природы поздней осени, автор слегка загрустил, увидев, что слишком все изменилось, а следующие строки он будто восклицает: «нет мне здесь прежних утех!». Эта строка наиболее эмоциональна и насыщена, кажется, что она вырвалась изнутри сама, в порыве эмоций. А последующее повествование автора, направлено на объяснение смысла столь безутешного высказывания. Чему утешаться, ведь и «сорван последний орех, свянул последний цветок», даже грузди не приподняли мох – все уже закончило свой бег. И где-то там, вдалеке «прозрачных небес», виднеется пустота и холод ее взгляда. Меланхолическое настроение души завершается выводом автора: «смерть стелет жатву свою». Здесь Майков очень точно передал состояние природы поздней осени с состоянием души человеческой на закате своих лет.
Но автор не стал долго унывать, он вспомнил свою весну, весну, когда срывал ранний подснежник в лесу. Он вспомнил многое, что было в жизни, в стихе это выразил фразой: «вплоть до осенних цветов каждый цветок я встречал». Сравнение весны природы с детством самого поэта, наполняет новой энергией и дает радость душе. Несмотря ни на что душа поэта поет:
«Листья шумят под ногой…
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой –
И, как безумный пою!»
В этом стихотворении Майков отчетливо передал через описание поздней осени, свое душевное эмоциональное состояние. Стихотворение отличается особой задушевностью, а также легкостью и простотою для восприятия.
Изобразительно-выразительные средства
Для придания выразительности произведению автор использует эпитеты, которые помогают ярче нарисовать картину осеннего леса: лист золотой, кудрявых груздей, холодно глядит, прозрачных небес, пурпур кистей.
Присутствуют в стихотворении метафорические образы. Так, осень сравнивается со смертью: опавшие листья – это ее жатва:
Осенний лес в стихотворении можно не только увидеть, но и услышать: сучья трещат, листья шумят под ногой.
Стихотворение Майкова «Осень» продолжает пушкинские поэтические традиции: точность и лаконичность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов.
LiveInternetLiveInternet
Аполлон Николаевич Майков
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес…
Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой… Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою!
Поэт Аполлон Майков родился в творческой семье. Его отец был известным художником, а мать писала детские рассказы.
Художник Тропинин. Николай Аполлонович Майков, отец поэта
Поэтому неудивительно, что будущему поэту с детства прививали любовь к искусству и литературе. Поэтический дебют Майкова состоялся в 13-летнем возрасте, когда юный литератор опубликовал в журнале «Библиотека для чтения» свое первое стихотворение. С этого момента подросток решил, что непременно свяжет свою судьбу с литературой, и позже никогда не жалел об этом выборе.
Аполлон Майков
Аполлона Майкова нередко сравнивают с Афанасием Фетом. Действительно, у этих двух поэтов есть общая черта? Оба они посвятили огромное количество стихов родной природе, тонко чувствуя ее переменчивость, красоту и совершенство. Лес, поле, речка и сад могли затронуть в душе Майкова самые потаенные струны, в результате чего на свет рождались удивительно тонкие и восхитительные стихи, наполненные светом, радостью и теплотой. «Осень» — одно из таких произведений, которое Аполлон Майков написал в 1856 году после того, как в очередной раз посетил родовое имение в селе Чепчиха, расположенном недалеко от Москвы.
Аполлон Майков
Майков с юности увлекался охотой, однако часто ловил себя на мысли, что простая прогулка по лесу без ружья и борзых собак доставляет ему гораздо больше удовольствия. Ему действительно очень нравилось «слышать, как сучья трещат, листья ногой загребать». Однако осенний лес лишен своей загадочности и таинственности, так как «сорван последний орех, свянул последний цветок». Чаща, которая еще летом казалась непроходимой, теперь просматривается, словно на ладони. И этот новый мир, открывающийся перед поэтом, рождают в нем новые, до этого неведомые чувства. Он признается: «Я весел душой и, как безумный, пою». Что же именно так радует автора? Кисти брусники, рыжики, упругие шляпки которых вздымают осенний мох, покрытые инеем листья под ногами и «ясность прозрачных небес». Природа, готовящаяся к длительной зимней спячке, в этот момент лишена суеты, она дарит автору чувство спокойствия и умиротворения. Майков отмечает, что в каждом времени года есть своя прелесть, и весной он с упоением рвал в полюбившемся ему лесу подснежники. Однако осень хранит в себе некую удивительную притягательность, и поэт признается, что будет вспоминать об этой счастливой прогулке, которая подарила ему не только массу позитивных эмоций, но и вдохновила на творчество, «в зимние ночи и дни».
Текст: pishi-stihi.ru
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения «Рассвет» обозначена в заглавии. Стихотворение одновременно созерцательно и динамично. В восьми строчках лирический герой прослеживает изменения в степной природе в краткое время рассвета. Взгляд лирического героя обращается в сторону востока. Во второй строфе лирический герой поднимает глаза к светлеющему небу
Только потом его внимание привлекают силуэты коней, которые обозначаются на фоне светлого неба. Таким образом, взгляд лирического героя описывает круг, начинается на горизонте, поднимается к небу и опускается к земле
Причём герой созерцает природу, не сходя с места. Всё это происходит в течение длительного времени, так что небо успевает посветлеть, становятся видимыми фигуры коней, постепенно выступающие из темноты.
Основная мысль стихотворения раскрывается во взаимосвязи человека и природы. Лирический герой проникается переменами, которые он наблюдает вокруг. Через них он постигает законы бытия: постоянство смены дня и ночи, неизбежность и необратимость всех жизненных процессов. Основная мысль в восхищении мудростью природы и благоговении перед её красотой.
Структурный анализ стихотворения
В стихотворении необычайно много олицетворений, поэт наделяет природу человеческими качествами: осень у него румянит клены, папоротник — дремлет. В достатке и необычных сравнений: палые листья Майков сравнивает с ковром, а обычные мухоморы — со сказочными существами-карлами.
В «Пейзаже» множество предложений заканчивается многоточием, что добавляет размеренности, неспешности произведению, настраивает читателя на философский и созерцательный лад. Рифма — перекрестная и попарная.
В данном произведении Аполлона Майкова нашло отражение его любви к родине и подлинный талант поэта-пейзажиста. Словами он воссоздает картину тихого осеннего леса, живущего своей, отдельной от человека и в то же время неразрывно связанной с ним, жизнью.
Анализ стихотворения Майкова Поле зыблется цветами 8 класс
План
1.История создания
2.Жанр
3.Основная тема
4.Композиция
5.Размер произведения
6.Выразительные средства
7.Основная мысль
1. История создания. Стихотворение «Поле зыблется цветами…» было написано А. Майковым в 1857 г. К этому времени поэт уже многое повидал в жизни, побывал за границей. В его творчестве появились более серьезные философские темы. При этом он продолжал писать чисто эстетические, невероятно трогательные стихотворения. К ним принадлежит «Поле зыблется цветами…».
2. Жанр произведения — пейзажная лирика.
3. Основная тема стихотворения — восхищение поэта прекрасным пейзажем. Главный образ — жаворонки, пение которых слышит автор. Он не видит самих птиц, их голоса словно изливаются из окружающей природы. Майков создает у читателя ощущение удивительной гармонии, образующейся из сочетания звуковых («жаворонков пенье») и зрительных образов («света волны»).
Чудесные звуки природы ассоциируются у автора с «надеждами молодыми». Майков в этот период работал библиотекарем и оказывал всяческую поддержку начинающим литераторам. Можно предположить, что молодых талантливых поэтов и писателей и имеет в виду автор. Юных певцов еще не видно «за светом», до лирического героя лишь доносятся их звонкие голоса. Но само их появление — свидетельство неиссякаемого источника творческой жизни. Автор с улыбкой приветствует их. Он безгранично счастлив возникновению новых талантов.
В целом произведение очень трогательное и по-детски непосредственное. Автор предлагает читателю взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Когда у человека еще не возникло взрослых проблем и переживаний, его душа открыта навстречу природе. В этом также можно увидеть намек автора на молодые таланты, которые еще только начинают нелегкий творческий путь. Их преимущества — молодость и наивная уверенность в своих силах.
4. Композиция. Стихотворение имеет небольшой размер. Но каждая из трех строф несет особую смысловую нагрузку. Первая строфа — набросок, описание красоты пейзажа. Во второй строфе автор проводит параллель между жаворонками и «надеждами молодыми». В финальной третьей строфе поэт отрывается от физических ощущений, устремляя «взоры к небу». В его душе расцветает любовь и радость за все юные здоровые силы.
5. Размер произведения — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства. В миниатюрном произведении поэт сумел мастерски использовать различные выразительные средства. Он применяет эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения — сравнение надежд с жаворонками. Почти половина строк произведения оканчивается многоточием, что создает ощущение спокойного размышления при виде прекрасного пейзажа.
7. Основная мысль стихотворения — надежда поэта на счастливое будущее, возникающая у него при созерцании чудесной природной гармонии.
Аполлон Майков – известный поэт, рождённый в творческой семье. Поэтому он с детства впитал любовь к искусству и литературе.
Стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите!!
стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите!!
План анализа поэтического произведения
1) Вдумчиво прочитай текст
Обрати внимание на то, какие строки вызвали у тебя эмоциональный отклик, а какие — вопрос и недоумение. 2) Определи, если возможно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения
3) Раскрой тему, идею, композицию стихотворения. 4) Выдели ключевые слова и фразы, несущие в себе основную смысловую эмоциональную нагрузку. 5) Составь план, подборку цитат по теме. 6) Мысли, чувства, душевное состояние лирического стиля. 7) Лексика, синтаксические конструкции, художественные и звуковые образы, рифмовка стихотворения.
В школе этот план не раз меня выручал) ) На будущее, думаю, Вашему ребёнку тоже пригодится=))
Попробую написать анализ на это стихотворение. На самом деле для разбора оно достаточно интересно.
1) Передо мной стихотворение замечательного русского поэта Аполлона Майкова «Осень». Особый эмоциональный отклик у меня вызвали два стиха, несущие в себе, на мой взгляд, неумолимую душевную веру в жизнь, пробуждение природы от долгой зимы, веру самого автора стихотворения в незыблемость своих ощущений и воспоминаний, связанных с одним из моментов его жизни, когда он, возможно, будучи ещё ребёнком, бродил по этому лесу и собирал цветы. …Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал. Некоторое недоумение и вопрос у меня вызвала следующая строфа: …Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою. Было непонятно, почему автору так легко и весело на душе, несмотря на холод и отчужденность леса, который всецело охватила увядающая осенняя пора. Но при дальнейшем прочтении следующих строф ответ нашёлся сам собой: автор точно знает, что осень не вечна, непременно придёт весна, пора цветения, возрождения природы, пробуждения от долгого сна. 2) Стихотворение было написано в 1856 году. 3) Главной идеей этого стихотворения является, как мне кажется, желание выразить автором своё душевное эмоциональное состояние. Главной же темой стихотворения является соотнесение леса весенней порой с автором-ещё ребёнком и осеннего леса с автором в более зрелом возрасте, описание ощущений и чувств поэта, связанных с осознанием собственного взросления и одновременно с осознанием вечности и нетленности природы. 4) Основную смысловую эмоциональную нагрузку, на мой взгляд несут в себе следующие строки: …Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек.
…Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал.
…Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни.
…Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою! 5) -/-/-/-/-/- 6) -/-/-/-/-/- 7) Стихотворный размер трёхсложный (дактиль). Рифмовка стихотворения достаточно традиционна, является перекрестной (первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой). Майков использует в своём стихотворении характерные художественные методы, роднящие его с поэтами-классицистами. Из средств художественной выразительности автор использует следующие тропы: эпитет («вешнюю леса красу», «кудрявых груздей», «пурпур брусничных кистей» и т. д.). сравнение («как безумный, пою»), олицетворение («глядит ясность прозрачных небес», «что ей сказали они «), метафора («щёки горят») и другие.
Получилось, наверное, подробно. Если Вам нужен анализ для 4 класса, можете немного его изменить или укоротить.
Осень (Аполлон Майков)
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.
Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой. Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою!