Жанр, размер и направление
Жанр произведение «Поэт» — лирическое стихотворение. Произведение написано от лица автора, который повествует об особенностях таких необычных людей, как творцы. По мысли автора, выдающегося человека можно и не заметить в толпе, но до тех пор, пока его не коснётся рука Аполлона. Когда же он погружается в мир муз, он полностью преображается. Мир вокруг него меняется.
Стихотворение чётко можно поделить на две части: человек в мире реальном, мире обывательском до того, как его коснётся «божественный глагол»; и поэт в мире творчества, в царстве бога музыки и искусств. Значит, данное произведение можно отнести к романтической лирике. Одной из характерных черт романтизма является принцип двоемирия, что мы и наблюдаем в стихотворении «Поэт».
Литературный анализ: стихотворение Пушкина «Эхо»
О роли поэтов в обществе было написано немало стихотворений, и, конечно же, этой теме были посвящены произведения и в творчестве А. С. Пушкина.
Предисловие
Стоит упомянуть, что те стихи, которые появлялись до 19 века, в основном носили развлекательный характер и прославляли какие-то события и героев, прежде чем начать анализ. Стихотворение Пушкина «Эхо» — не исключение. Такие произведения зачитывались на светских мероприятиях, потому что это было модно и престижно.
Но все изменилось, когда поэты в своих произведениях стали поднимать проблемы общества, обращаться к властям и бросать им вызов, вносить в общество раздор и смуту.
Первым поэтом, который нарушил светские правила и задумался о том, какую роль он занимает в обществе и как может повлиять на него, был Александр Сергеевич Пушкин.
Роль поэта в обществе
Давайте проведем анализ. Стихотворение Пушкина «Эхо» было написано в 1831 году. Автор поднял в нем вопрос о роли поэта. Но рассматривал он роль немного с другой точки зрения, учитывая свои личные чувства. Пушкин мечтал о славе и признании, но не мог догадаться о том, что его стихи опережают время и будут оценены по достоинству гораздо позже.
Кто-то считал его еще незрелым и воспринимал стихи как развлечение, а кто-то считал его творчество дерзким и смелым, восхищался им и осуждал. Он не мог найти поддержки ни у кого, постоянно сталкивался с цензурой, и решил написать стихотворение, рассказав о том, какое место занимает поэт в обществе.
Анализ стихотворения «Эхо» Пушкина по плану
Схема анализа любого произведения помимо истории создания включает также определение жанра (литературного направления).
Данное стихотворение относится к реалистической поэзии, но в то же время и к философской лирике. Автор пытается раскрыть значение поэта и сравнивает его с эхом, используя образ звука. Такой вывод позволяет нам сделать анализ.
Стихотворение Пушкина «Эхо» раскрывает главную мысль: если поэт — это эхо, значит его роль в жизни общества трагична, он показывает и отражает мир так, как может, а не так, как диктует общество и власть, и нельзя его судить за такие действия, как нельзя судить и природное явление. Эхо мимолетное, его мало кто слышит, как мало слушают и поэта.
В стихотворении автор использует композицию параллелизма, где сравнивает себя с эхом, которое сначала звучит громко, а потом все тише и тише.
Нами был сделан лишь беглый анализ. Стихотворение Пушкина «Эхо» стоит изучить и попробовать истолковать каждому, кто интересуется поэзией.
Комментарии
Похожие материалы
Основными темами творчества Ф.И. Тютчева стали человеческие чувства и переживания, раздумья над смыслом жизни, изображение красоты русской природы. Стих «Она сидела на полу…» являет собой образец романтической лирик…
Стихотворения о России занимают довольно обширную нишу в творчестве А. С. Пушкина
Особое внимание поэт уделял деревне, быту крестьян, красоте русской природы. Произведение Пушкина «Деревня» является образцом подобног..
Стихотворение «Пророк» Пушкин посвятил своим друзьям-декабристам, жестоко наказанным правительством. Произведение было написано в 1826 году сразу после трагических событий, последовавших после декабристско…
Александр Сергеевич Пушкин по праву занимает главенствующее место в русс…
Поэт Александр Сергеевич Пушкин был человеком с аналитическим складом ума, но при этом восторженным и увлекающимся. Обо всех его многочисленных увлечениях рано или поздно становилось известно в Петербурге и Москве, од…
Наслаждаясь творчеством Пушкина, читатель неизменно очаровывается его изумительным поэтическим даром и открывает для себя одну из граней таланта и личности этого поэта. Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву позволяе…
Тема этой статьи – анализ стихотворения «Слово». Гумилев – яркая фигура в русской литературе, без которой невозможно представить поэзию Серебряного века. Его произведения отличаются необычайной…
Ранняя и поздняя поэзия А. С. Пушкина наполнена философскими размышлениями. В 24 года поэт раздумывал о превратностях судьбы. Он с молодым оптимизмом смотрел на мир и писал в альбом юной 15-летней девушке с
Сегодня мы разберем произведение «Адмиралтейская Игла» — стих Пушкина Александра Сергеевича. Однако для начала скажем пару слов об авторе. Пушкин создал превосходные стихотворения, мудрые поэмы, чудесные с…
А.С. Пушкин пытался донести до своей многочисленной читательской публики все свои волнения за будущее народа и своей страны. Ничего не проходило мимо его души и его пера бесследно. Вот и восстание декабристов в Петерб…
Тропы и образы
Стихотворение построено как загадка, в которой не называется то, что описывается. То есть в основе его – метафора. Особую роль в стихотворении играет разновидность метафоры – олицетворение. Эхо рождает отклик на любой звук и шлёт ответ. Оно кажется живым, но это только видимость. Обман раскрывается, если пробуешь поговорить с эхом: «Тебе ж нет отзыва».
Два качественных прилагательных, которые могли бы быть эпитетами, таковыми не являются. Они характеризуют существительные с точки зрения возможности проводить звук. Лес глухой, потому что в нём тихо, воздух пустой, потому что не наполнен звуками.
Высокий стиль речи обеспечивают старославянизмы дева, внемлешь, глас.
Стихотворение наполнено разнообразными звуками. Реализм стремился к отражению действительности, то есть поэт мыслился скорее как зеркало. У Пушкина поэт оглашает действительность и, как эхо (как зеркало), не может выразить ничего иного. Он только отражает те звуковые волны (то есть настроения и состояния), которые слышит и чувствует в обществе. Но нельзя отвечать эху, говорить с ним, критиковать. Так и поэт не вступает в диалог с миром, а только повторяет увиденное, услышанное и угаданное, сам оставаясь непонятым и не раскрывая своей личности.
Как истинный гений, Пушкин отразил и предугадал неизбежное одиночество поэта прошлых и будущих эпох, его отторжение обществом. Если трактовать стихотворение шире, речь идёт о судьбе любого творца.
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
-
«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
-
«Дар напрасный, дар случайный…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
-
«Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
-
«Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина
-
«Метель», анализ повести Пушкина
-
«Не пой, красавица, при мне», анализ стихотворения Пушкина
-
«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
-
«Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
По произведению: «Эхо»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
История создания
Написано произведение во время второго путешествия Александра Сергеевича на Кавказ. Его Пушкин задумал за два года до поездки, в 1827 году и сообщал об этом в письме к своему брату Льву. В 1828 году поэт хотел поступить в действующую на Кавказе армию, но ему отказали. Многие знакомые Пушкина вспоминали его в тот период апатичным, угрюмым и рассеянным, «не узнавали прежнего Пушкина». В то время, по словам Шадури, Пушкин страдает от одиночества вдали от своих друзей-декабристов, братьев, близких товарищей. Влекло Пушкина на Кавказ не только из любви к тому месту, но и из тревоги за судьбы декабристов, сосланных Николаем I. В 1829 году отчаявшийся поэт самовольно отправился на Кавказ.
Тема, композиция, жанр
Стихотворение относится к любовной лирике Александра Пушкина. Ясные и емкие, первые строки рисуют в воображении пейзаж, где пред лирическим героем шумит река Арагва, где на холмах легла ночная мгла. Поэтические пейзажные наброски служат средством выражения чувства поэта. В них сокрыто противопоставление двух контрастирующих начал. Холмы символизируют возвышенность, устремленность к небу, а бурный речной поток – глубину, лежащую у ног повествующего. Чувства художника противоречивы. «Грустно и легко» — не противоположные, но совершенно разные, трудно совместимые. Печаль поэта светла, полна воспоминаниями о музе.
Источник светлого чувства Пушкина – неназванная возлюбленная. При упоминании о ней поэт меняется в своем настроении, становясь более напряженным, страстным. Строки, завершающие произведение, несут в себе глубокий смысл, важный знак. В них заключается одно из составляющих пушкинского понимания любви: потребность любить вечна. Лирический герой с тайной, но светлой, нежной грустью и удивлением чувствует эхо любовного чувства к далекой музе в своем горящем сердце:
В работе Пушкина можно выделить две части. Первая – созерцательная, где описывается ночной пейзаж, а вторая – чувственная, где главный герой говорит о чувстве, волнующем его душу. Образ тихой, светлой грусти перекликается с пылающим от любви сердцем. Жанр стихотворения – элегия с элементами философской медитации, пейзажа. Стихотворные размеры – шестистопный и четырехстопный ямбы – чередуются. Произведение написано с использованием перекрестной рифмы. Средства художественной выразительности использованы в малом количестве. Особую теплоту и мелодичность придает аллитерация.
Анализ стихотворения «Эхо» Пушкина
Одна из функций литературы – развлекательная. Читатель должен получать от прочтения наслаждение, проводить за книгой свободное время. До девятнадцатого столетия эта функция была главной. Поэты того периода создавали оды в честь особых дат и зачитывали работы на собраниях знати. Но вскоре поэзия обрела социальные черты и начала описывать те стороны жизни, что обычно прилюдно не обсуждали в высших кругах. Поэтов стали воспринимать как неких бунтарей, а их строки разделяли читателей на несколько лагерей.
Александр Сергеевич Пушкин явился одним из первых русских поэтов, который не стал нарушать правил высшего света, но поставил вопрос о роли поэта в обществе. В своих работах он много раз касался этой темы. И всякий раз делал вывод, что поэт его времени вполне может поменять мировоззрение общества и явить перед ним правду, какой бы она ни являлась.
Но его тревожил не только вопрос об роли поэта в обществе. Пушкин был человеком, любящим себя, довольно тяжело переносящим критику, адресованную ему. Он осознавал, что современные представители знати пока не подготовлены к такому типу стихотворений.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!
Связаться с нами:
Создавая строки, заставляющие думать, поэт неоднократно подвергался морю насмешек от тех, кто считал, что литература существует только для развлечения. Они не желали понять, что литература постепенно превратилась в рычаг, с помощью которого можно управлять общественным сознанием. Пушкин же грезил о славе. Он не представлял, что она придет к нему после смерти, хотя и высоко ценил свои работы. А в 1831 году, за шесть лет до кончины, автор создает стихотворение «Эхо», где поднимает вопрос о значении творчества поэта для общества в другом свете.
Себя и других поэтов Пушкин сравнивает с эхом, что вторит всему в округе. Эта фраза понимается как замеченная способность поэтов отвечать своими работами на события происходящие в государстве и мире. Говоря об особенностях эха, автор замечает, что оно может быть проигнорировано многими, часто специальными адресатами послания эхо.
Пушкин отмечает, что он не может похвастать добродетельным и понимающим отношением, адресованным к нему. Он сравнивает себя с эхом. Причем он не боится очередной ссылки или гнева государя, обрушенного на него. Сие он вынесет, высоко подняв голову, как делал это уже не раз. Его волнует другое, что те, что стоят у власти не хотят слышать его слов, закрывают глаза и уши, намеренно становясь слепыми и глухими, когда поэт поднимает в своих работах важную тему. А ведь, прислушавшись к его словам, они могли бы сделать мир лучше. Так называемые сливки общества не хотели воспринимать его всерьёз.
Сложное по содержанию стихотворение имеет и сложную форму. Произведение написано секстинами с разной рифмовкой.
Ко всему прочему произведение выстроено как загадка: в тексте не называется то, что описывает автор – читатель должен догадаться об объекте описания сам. А раз это загадка, то в основе ее заложена, конечно же, метафора.
Эхо в стихотворении предстает живым благодаря олицетворениям: оно «шлет ответ» и «рождает отклик». Прилагательные, использованные в стихотворении, не создают эпитетов, так как они передают прямые характеристики предмета. «Глухой звук» в данном случае понимается как тихий, едва различимый.
Использует Пушкин и старославянизмы, дабы создать высокий стиль: «глас», «дева». Будучи истинным гением, Пушкину удалось отразить одиночество поэтов прошлого и будущего, его неприятие обществом. Если понимать произведение шире, здесь идет речь о неблагодарной судьбе каждого поэта.
Темы и проблемы
- В своём стихотворении А.С. Пушкин затрагивает одну из важнейших тем для самого поэта, это тема творчества
, преображения человека, которое стало возможно благодаря искусству. Александр Сергеевич показывает, как одним движением, одним дуновением муза может изменить жизнь. - Кроме того, поэт поднимает проблему «слепоты» общества
. Ей посвящена первая часть произведения. Мир равнодушен, меркантилен, ничтожен. Таким выступает человек со спящей душой, равнодушный человек. Поэт не может быть таким, он остро реагирует на всё происходящее вокруг, он видит порочность окружающих его людей и не может с этим мириться. И мир, что казался привычным, открывается в новом неприглядном свете.
Помимо всего, А.С. Пушкин повествует о специфике вдохновения: муза приходит и покидает поэта, она независима, она своевольна.
Средства выразительности (тропы)
В стихотворении «Поэт» А.С. Пушкин использует такие средства выразительности, как метафоры («молчит его святая лира», «душа вкушает хладный сон»), которые создают поэтический образ чего-то устрашающего. Мы видим, что «святая лира» молчит. Когда святые молчат, то начинают властвовать демоны. Душа не просто спит, а именно «вкушает», что создаёт впечатление мещанской сытости, праздного благополучия. Она удовлетворена комфортом своего слепого существования, ей чужды стремления и мечты, сильные эмоции и чувства.
Интересны эпитеты, которые использует поэт («священная жертва», «суетный свет», «хладный сон», «божественный глагол»). Они подчёркивают главный принцип построения стихотворения. Произведение построено на антитезе: первая часть — суета и тьма, вторая — свет, озарение.
Также, автор использует в начале стихотворения инверсию («Пока не требует поэта/ К священной жертве Аполлон»), которая уже подсказывает читателю, что автор расскажет нам, что же происходит с поэтом в моменты вдохновения. Также она указывает на временность пребывания поэта в этом сонном, мёртвом состоянии, мы верим, что рано или поздно его душа проснётся.
Анализ стихотворения «Эхо» Александра Пушкина
Анализ произведения «Эхо» Александра Пушкина.
Ранее, еще в девятнадцатом веке, люди считали поэзию чем-либо развлекательным, так как люди не верили в то, что можно вполне выражать свои эмоции через стихи. Они скорее считали, что стихи могут быть в духе памфлетов. И так жили, не ведая, что бывают стихотворения, написанные от души. Вот так и жили, пока не настал другой век, когда появились более смелые люди, писатели и поэты, ставшие писать только о том, что чувствуют душой. Например, стали писать о мире, вертящемся, как оказалось, не только вокруг самых богатых людей, аристократов, но и вокруг простых людей. Пушкин оказался тем самым смелым поэтом, не побоявшимся писать правду об этом мире. И это понятно, потому что в душе Пушкина горел огонь смелости и справедливости. Хотя многие именовали таковые качества молодого поэта как дерзость просто непростительную. Но Пушкин не боялся писать о том, что на самом деле думал про всех этих людей из высшего общества, и об этом мире, прогнившем насквозь. Именно потому его поначалу не любили особенно, ведь он был тем, кто не побоится сказать самую неприятную правду. Именно до19 века поэзия России носила в большинстве своем развлекательный характер. Но вскоре поэзия стала носить более строгий характер. Ведь таких людей, смелых поэтов, становилось все больше и больше. А потому невозможно было остановить это течение. Со временем оно развилось все больше и больше. Кто-то считает, что все это вылилось в довольно пессимистические мысли в стихотворениях. Так или иначе, но все стихотворения, да и, в общем, другие жанровые произведения Пушкина всегда выделялись среди большинства других поэтов. А потому неудивительно, что новое произведение в стихах под названием «Эхо» вновь произвело фурор. Так как показалось необычайно поэтичным и интересным для большинства общества. Но вместе с тем, хоть произведение и произвело впечатление на общество светское, оно, тем не менее, не решалось просто воспринять все то, что писал дерзкий поэт – всерьез. Пушкин понимал, почему так происходит. Это было даже больше похоже на какой-то общий заговор. И выполняли его — сливки общества аристократической верхушки. Так или иначе, а Пушкин все равно хотел сделать так, что бы к его стихотворениям относились со всей серьезностью. Именно потому он писал всю правду, осознавая, что ставит себя в опалу. Особенно, царская семья не воспринимала его всерьез, считая, что он слишком дерзок для простого поэта. Хотя Пушкин имел титул и статус в обществе. Так как он был самолюбив и знал себе цену, а также, своими стихотворениями, поэт решил написать стихотворение, ставящее вопрос о роли поэта в жизни общества – всерьез. На этот раз все должно было быть решенным. Именно так родилось произведение «Эхо». В нем Александр Пушкин раскрыл вопрос о роли поэтов и писателей в обществе. Особенно, это касалось аристократов, ведь именно они многое решали в жизни простых людей. Он сравнивал себя и других поэтов, таких как он, с эхом. Ведь именно эхо не подлежит никакой критики, потому что оно – эхо. Пушкин считал, что про него также никто не имеет право говорить что-либо негативное, касающееся критики. А потому, в этом стихотворении было описано то, какую роль в обществе на тот момент исполнял Александр Пушкин. А именно – роль эха, которое все слышат, но не воспринимают всерьез. Эта тенденция очень раздражала поэта, вспыльчивого и молодого, смелого и дерзкого. Но он продолжал бороться. Бороться за свою роль в жизни людей, еще не ведая, какое большое влияние окажут его стихотворения на мнения и жизни людей через столетия.
Смысл
В стихотворении, как уже было сказано, выделяются две части: жизнь «слепая» со спящей душой и удел человека прозревшего, который не заслоняется за бытовыми мелочами от бессмысленности прозябания, который готов прямо и смело смотреть в лицо всем невзгодам. Это идеал личности, его воспевает Пушкин. Главная мысль произведения заключается даже не в том, что автор возвышает свое мастерство, а в том, что любой человек может и должен стремиться стать выше, чем повседневные и бытовые мелочи, которые зачастую замещают все духовные потребности. Нужно не закрывать глаза, не примиряться со злом, а идти против него, чтобы и другие люди увидели, что надо менять ситуацию к лучшему.
Так, поэт призывает к неравнодушию. Поэт воспарил как орёл, как только смог услышать «божественный глагол». Главное — суметь открыть свою душу этому голосу, который раскроет мир перед тобой во всех его проявлениях.
Анализ стихотворения «Эхо» Пушкина
А. С. Пушкин очень остро чувствовал огромное значение поэта в обществе. Большое количество произведений он посвятил важнейшим проблемам своего времени. При этом поэт видел, что его призывы к добру и справедливости не находят отклика в современниках. Свое горькое разочарование он описал в стихотворении «Эхо» (1831 г.).
Пушкин размышляет над самой природой эха, которое неизбежно отзывается на любые громкие звуки («ревет ли зверь», «трубит ли рог»). При этом у эха нет выбора, оно просто обязано раздастся в ответ. Этот феномен автор сравнивает с творчеством поэта. Громкие звуки символизируют крупнейшие общественно значимые события. А эхом становится душа поэта, которая чутко реагирует на это. По мнению Пушкина, настоящий поэт никогда не должен оставаться в стороне. Если он проповедует высшие идеалы, то любое проявление зла и несправедливости вызовет в нем чувство протеста и желание заявить о нем. Автор косвенным образом упрекает поэтов «чистого» искусства, которые закрывали глаза на проблемы ради материального благополучия и признания в обществе. Их творчество никак не связано с жизнью народа и подчинено желаниям невежественной толпы.
Еще больше сближает поэта с эхом то, что оба не получают достойного отзыва. Эхо громко раздастся в ответ, но после многократного повторения постепенно смолкнет. В природе вновь воцарится тишина, как будто ничего и не произошло. Революционное заявление поэта также сначала произведет большой эффект. Но оно не увеличит числа его сторонников и не приведет к распространению идей о справедливости. Равнодушная толпа не обратит внимания на безумную выходку поэта и постарается поскорее забыть о ней. Обществу гораздо спокойнее живется без бунтарей и революционеров. Оно будет до конца цепляться за свое мнимое спокойствие и умиротворение.
В стихотворении «Эхо» ощущается огромная горечь Пушкина. Мотив разочарования в его творчестве появляется со времени подавления восстания декабристов. Мятежники считали, что если даже потерпят поражение, то своим примером пробудят народные массы. Этого не произошло. В лучшем случае к декабристам испытывали жалость. Их попытка переворота никого не воодушевила и вызвала только презрение. Пушкин был горячим сторонником идей декабристов. Их провал он считал своим личным поражением. После сибирской ссылки многих друзей поэт почувствовал одиночество, которое и описал в стихотворении.
Посвятил написанное в 1825 году стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» Анне Керн. Через пятнадцать лет композитор Глинка положил эти строчки на музыку и посвятил романс её дочери — Екатерине Керн, в которую был долго влюблён.
Из архивов русской поэзии
А. С. Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча с Пушкина с императором — маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку — это няня.
Из биографии А. С. Пушкина
А в знаменитый лицей Пушкин А. С. , оказывается, поступил по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик — всего 30 человек, но у Пушкина был дядя — весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским. Уж не знаю как чувствовал себя дядя впоследствии, но в списке успевающих учеников, который подготовили к выпускному вечеру, Пушкин был вторым с конца.
Из биографии А. С. Пушкина
Первая дуэль А. С. Пушкина случилась в лицее, а вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина могла не стоить выеденного яйца — например, в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого-нибудь подлецом, и, конечно, это заканчивалось стрельбой.
Из биографии А. С. Пушкина
Статистика
34617
Стихотворения
889
Анализы стихов
57
Статьи
552
Все поэты
41
Современники
2008 — 2019 Сборник русской поэзии «Лирикон»
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Эхо»
Размышление о роли поэта в судьбе общества лежит в основе поэтической работы А.С. Пушкина «Эхо». Предположительно творение было написано осенью 1831 года. Примечательно, что главное слово стихотворения – его название, не встречается в самом содержании. Случайность ли это? Анализ семантической составляющей стиха позволяет ответить на этот вопрос. Эхо – вполне приземленное физическое явление, колебание звуковых волн, – приобретает у Пушкина иное значение. Для поэта эхо – ассоциация с ним самим.
В двух шестистишиях автор ведет перечисление явлений природы, порождающих звуковой отголосок, объектов, которые вторят услышанному. Это и голоса диких животных где-то в глуши леса, и пронзительный созывающий гул музыкального инструмента – рога, и девичье пение за холмами. Раскаты грома, сильные волнения ветра и воды на море, перекрикивание пастухов, – все находит себе отзвук… Кроме речей поэта. Так считает лирический герой: драматичный, но с готовностью и смелостью принимающий свою роль.
Поэт как эхо восприимчив ко всему в мире, любое незначительное изменение ощущается его чувствительной душой, он рождает отклик – пишет для людей. Но «отзыва» себе не находит. Горькое одиночество, непонимание, насмешки – вот удел стихотворца. Но плата за такую печаль более чем достойная – возможность видеть, слышать и жить сильнее других, интенсивно, полно, взахлеб; оставлять строки, которые в будущем обязательно найдут понимание и вызовут искреннее восхищение, – безвременные, вечные.
Простота и торжественность сплетены в стихотворении. Лаконичность выражений дает возможность быстро и четко осознать поэтический замысел. Последние две строчки оснащены эмоционально насыщенными знаками препинания. Многоточие наводит на глубокие размышления, предоставляет время на формирование собственной точки зрения и сопоставление ее с мыслями Александра Пушкина.
«На холмах Грузии», анализ стихотворения Пушкина
«На холмах Грузии» — одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Посвящено оно, как и многие другие стихотворения поэта, теме любви, а именно, по мнению некоторых литературных исследователей, безнадежной любви художника к Наталье Гончаровой. В то время она была прелестной семнадцатилетней девушкой. Накануне написания, в апреле 1829 года Пушкин просил руки и сердца возлюбленной, но безуспешно, не получив ни согласия, ни отказа. Однако есть и другая версия: произведение посвящено той прекрасной музе, к которой поэт был неравнодушен на Кавказе. Светлая, чудесная прелесть, которой проникнута природа Грузии, вызвала воспоминания о давно забытых чувствах.
Кто же эта муза-незнакомка, о которой писал Пушкин? Предположительно, что ею была дочь Николая Николаевича Раевского, Мария. В нее Александр Сергеевич был влюблен в юные годы. Позднее Раевская вышла замуж за декабриста, генерал-майора Сергея Григорьевича Волконского. Когда стихотворение было опубликовано (в 1829 году), супруги Волконские находились на каторге, в сибирской ссылке. Мария Николаевна, которой работу Пушкина прислала княгиня Вера Федоровна Вяземская, была уверена, что стихотворение было обращено именно к ней.