Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза»
В 1944 году Заболоцкий вышел из лагерей, где провел порядка пяти лет. Осудили его по ложному обвинению в антисоветской пропаганде. В заключении поэт серьезно подорвал здоровье – особенно пострадало сердце. Значительную часть срока ему пришлось отбывать в Восточном железнодорожном исправительно-трудовом лагере, расположенном неподалеку от Комсомольска-на-Амуре – города, по климатическим условиям приравненного к Крайнему Северу. Естественно, пережитый кошмар наложил серьезный отпечаток и на психику Николая Алексеевича. После освобождения ему было достаточно сложно вновь вернуться к занятиям творчеством. Незадолго до своей смерти в 1958 году Заболоцкий составил рукописное итоговое собрание сочинений. В него включены восемь стихотворений, помеченных 1946 годом. С некоторой долей условности их можно объединить в цикл. Среди этих произведений – «Гроза», посвященное по большей части теме назначения поэта и поэзии. При этом начинается оно с прекрасного описания пейзажа: пробежала над миром зарница, легла на землю тень от тучи, низко пролетела птица.
В стихотворении природа тесно связана с человеком. Чтобы продемонстрировать это, Заболоцкий использует множество интереснейших средств художественной изобразительности. В их числе – «молния мысли», падающие в обморок травы, «сумрак восторга». Лирический герой текста показан не сторонним наблюдателем. Он предстает человеком, находящимся в центре мироздания, всецело захваченным великолепным зрелищем, которое разворачивается перед его внимательным взором. Как неожиданно приходит гроза, так же внезапно посещает вдохновение настоящего поэта. Сначала мелькает молния мысли, за ней медленно идут первые слова. В третьей строфе фигурирует образ яркий и загадочный – светлоокая дева, появившаяся из темной воды. Возможно, Заболоцкий отсылает читателей к мифу о древнегреческой Афродите – богине любви, красоты, вечной весны и жизни, возникшей из воздушной морской раковины и вышедшей на берег вблизи Кипра. Дева из стихотворения – одновременно порождение грозы и человеческого воображения. При этом ей подвластны и слова, и природные явления. Можно ее рассматривать и как воплощение Музы.
Гроза в рассматриваемом тексте – еще и символ очищения, начала нового этапа
Для Заболоцкого, прошедшего лагерный ад, важно вернуться к творчеству, к нормальной жизни. В данном случае без вдохновения сделать это не представляется возможным
Н. Заболоцкий «Гроза»
Главной темой этого стихотворения является тема грозы. По одному только описанию мы можем почувствовать все состояние природы: содрогающаяся от мук зарница; трава, смешавшаяся с тенью от тучи. Все в мире чего-то ждёт, все находится в явном напряжении. Но чего именно? Мы, как и природа, в нашем случае – главная героиня, знаем, что будет гроза. Но для нас это явление, которое чаще всего сравнимо с бедствием. А для природы – это часть её сущность
Мы можем не понять насколько это важно и необходимо, что это часть жизни и так будет всегда
Желание автора показать важность этого явления – стало главной идеей стихотворения. Грозу он сравнивает с рождением слов и, в конце концов, соединяет их в единое целое: мысли наши расходятся молниями, а слова звучат громом
Всё содрогается, трепещет, всё ждет и, наконец, ликует, ведь «слова на родном языке» есть ничто иное как отражение души.
Для создания особого эффекта слышимости и прикосновения к этому тайному миру, Заболоцкий использует парные согласные д-т, г-к, б-п. Их звучание даёт реальное ощущение присутствия грома, кажется, что вся эта картина происходит вокруг тебя. Звук «о» растягивает время, замедляет ход событий, это даёт возможность подумать, влиться в происходящее еще при чтении, чтобы тебя накрыло волной и унесло в тот необыкновенный, созданный автором мир. Время идёт медленно еще и потому, что зарождение чего-либо, в данном случае слов, всегда происходит не сразу, а постепенно. Длинные строки также дают этот эффект.
У нас не остается сомнения в том, что природа имеет душу. В миг, когда гремят первые раскаты грома, вся природа пробуждается. Неземная чистая красота и непосредственность соединились в облике светлоокой девы, появившейся в этот чудесный миг. Вся природа трепещет, раскрывает свои объятья навстречу новому рождению и светлому будущему. После темных туч собравшихся над землей, после долгого напряжения наступает просветление.
Это стихотворение о рождении нового и чистого. О вечном соединении с природой. Здесь раскрывается душа природы, которая способна чувствовать и сопереживать, как и человек. Все травы и цветы трепещут перед чудом, а их шорох сравним с человеческим шептанием.
Выразительные средства и рифма
Произведение написано в жанре пейзажной лирики, но имеет тонкий философский подтекст. Стихотворный размер анапест, рифмовка перекрестная (зарница – травой – шевелится – головой), где есть место открытым и закрытым рифмам.
Композиция имеет две выраженные части – в первой дается описание грозе, как явлению природы, во второй стихия сравнивается с творчеством поэта.
Из выразительных средств отметим:
- Метафоры (сумрак восторга, дивный блеск наготы, человеческий шорох травы).
- Эпитеты (облачный вал, земной круг, дальний гром, светлоокая дева, белое облако).
- Олицетворения (пробежала зарница, дождь рвется на цветы, травы падают и бегут).
Связь человека и природы также хорошо просматривается в стихотворении Заболоцкого «Ещё заря не встала над селом», которое написано в этом же, 1946 году. Рекомендуем и этот стих Николая Алексеевича к прочтению.
Анализ стихотворения «Гроза» Заболоцкого
Философская лирика в ее классическом преломлении, в духе творений XIX века, превалирует в творчестве Николая Алексеевича Заболоцкого в 1940-е годы.
Стихотворение написано в 1946 году. Его автору в эту пору около 43 лет, он освобожден из лагеря, но возможность вернуться в Москву ему подарило «Слово о полку Игореве». Переложение Н. Заболоцкого сочли удачным, вскоре было получено разрешение на проживание в столице. Он воссоединился с семьей. По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – анапест с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой – сам автор. Гроза здесь – развернутая метафора поэтического творчества. Интересно, что Н. Заболоцкий обходится без восклицаний, вопросов и даже многоточий, он вдумывается в происходящее, а не просто наблюдает. В первой строфе гроза описывается как природное явление, затем начинается ее сопоставление с мастерской поэта. Звукопись: помимо аллитерации и ассонанса, целая какофония звуков. Например: шорох, дальний гром, игра громов. Здесь возможно чисто внешнее сходство с библейской цитатой о проговоривших голосами громах.
«Содрогаясь от мук»: имеются в виду муки рождения и бури, и слова. «Все труднее дышать»: перед непогодой в воздухе мало кислорода. Особенно чувствительны к этому фактору люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Видимо, поэт относился как раз к таким людям, тем более, и умер он от инфаркта. «Низко стелется птица»: перед дождем так поступают не только ласточки и стрижи, но и, к примеру, грачи. Стремительно темнеет и холодает. «Краткая ночь вдохновенья»: рождение поэзии – как разряд молнии, непредсказуемый для самого автора. «Увидавшие небо стада»: животные, не замечавшие неба в ясную погоду, вдруг видят его угрожающе приблизившимся, низким. «Из воды светлоокая дева»: интерпретаций множество – от «Рождения Венеры» Боттичелли до бьющей в воду молнии. В стихотворении чувствуется тютчевская нота – слияние природы и метафизики, кружение стихий, мыслей, идей. Как гроза разражается в природе, освежая и очищая ее, так и вдохновение врывается в будни, преображая их. Метафоры переполняют произведение: тень смешалась с травой, сумрак восторга, молния мысли, просторы круга земного, в облаке катится слово. Олицетворения: пробежала зарница, тень легла, вал шевелится, в восторге вода, травы падают в обморок (гнутся под шквалистым ветром), счастливые цветы. Инверсия: появляется дева. Эпитеты: человеческий шорох, вещий холод.
Для Н. Заболоцкого тайна творчества напрямую связана с тайной бытия. Слияние природного и творческого начала – предмет зрелой лирики поэта.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Особенности анализа стихотворения в начальной школе
Произведения Федора Ивановича начинают изучать еще в начальных классах. У анализа стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева в 3 классе имеются свои особенности, которые нужно учитывать при его проведении. Дети в этом возрасте еще с трудом понимают философскую составляющую, поэтому рассказы и размышления о цикличности мира лучше оставить для более старших классов.
Большое внимание следует уделить литературным и средствам выразительности, потому что их подробное изучение в 3 классе позволит в дальнейшем с легкостью их находить в других произведениях. Поэтому работа с этим пунктом строится следующим образом
Учитель спрашивает у детей о том, при помощи каких слов автор описывает образ.
Далее педагог называет прием и рассказывает, для чего он нужен. Для закрепления понятия можно предложить ученикам определить их самостоятельно. В анализе стихотворения «Весенняя гроза» больше внимания стоит уделить образу грозы. Учитель должен рассказать, что Тютчев очень любил и восхищался этим природным явлением. Что оно ассоциировалось у него с порой беспечности, легкости, молодости.
Конечно, нужно затронуть и тему гармонии отношений человека и природы. Но только больше не с философской точки зрения, а с позиции бережного отношения к окружающему миру
Что немаловажно, учитель должен провести словарную работу, потому что детям могут быть непонятны устаревшие слова. Из-за этого нарушится целостность восприятия стихотворения
Важно спрашивать у учеников их мнение по поводу прочитанного произведения. Такой вид работы поможет им правильно аргументировать свою точку зрения
Ребята на уроке должны выразительно прочитать стихотворение, чтобы лучше понять его смысл и красоту.
Древнегреческий эпос
В анализе «Весенней грозы» Федора Тютчева можно дать подробную трактовку четвертой строфе. Она отличается от других своей особой метафоричностью: поэт обращается к древнегреческой мифологии. А именно, он упоминает двух олимпийских божеств — Зевса и Гебу.
Почему же Тютчев выбрал именно их? Согласно древнегреческому эпосу, Зевс был не просто самым главным среди богов, но еще он был богом грома и молнии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Федор Иванович упоминает его в стихотворении, где центральный образ — это гроза.
Геба — это богиня юности, вечной молодости. У Тютчева гроза ассоциировалась с порой юношества. Упоминание об этой древнегреческой богине подчеркивает образность этого природного явления.
Поэт при помощи древнегреческой мифологии пытался объяснить появление грозы. Беззаботная Геба во время кормления птицы Зевса случайно разлила содержимое особого кубка. Поэтому появилась гроза и пошел дождь. Но богиня не сильно переживала по этому поводу: она смеялась.
И здесь не только попытка поэта дать трактовку природному явлению с точки зрения волшебства. В этом сюжете можно найти и философский подтекст. Тютчев с помощью этого метафоричного приема хотел показать цикличность мира. Спустя еще сотни лет, вот так же будет весело греметь и грохотать весенняя гроза. А тучи, смеясь, будут проливать на землю дождь.
И другие молодые люди по своей беспечности и наивности будут считать, что этот мир принадлежит только им. Они будут так же загораться новыми идеями, будут стремиться что-то изменить. А потом наступит пора мудрости, они познают и радости, и разочарование, обретут внутреннее равновесие. Это можно сравнить с тем, как отдыхает природа после грозы: она словно очищается, обновляется и готова радостно встречать новый день.
Сюжет тютчевского стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»
Основной темой своего стихотворения автор выбирает грозу, которая часто бывает весной. Для лирика она ассоциируется с неким движением вперед, преображением жизни, ее изменениями, рождением нового и долгожданного, новых и неожиданных мыслей и взглядов. Теперь не остаётся места застою и упадку.
Поэт-философ не уходит только в мир природы, так как этот необычный и прекрасный мир всегда взаимосвязан с человеком, они не могут существовать друг без друга. Тютчев находит в этих двух мирах – человеческом и природы – много общих положений. Весна у поэта – это полет чувств, эмоций, да и всего общего настроения человека. Эти чувства трепетные и невероятно прекрасные, ведь для автора весна – это юность и сила, это молодость и необходимое обновление. Об этом открыто и заявляет поэт, который показывает, как мило поют птицы, как чудесно гремит гром, как великолепно шумит ливень. Так же точно взрослеет человек, который, подрастая, вступает во взрослую жизнь и открыто и смело заявляет о себе.
Именно поэтому тютчевские образы такие яркие и насыщенные:
➥ Вода. ➥ Небо. ➥ Солнце.
Они необходимы поэту затем, чтобы более полно показать идею единения человека с окружающим миром. Все природные явления показываются Фёдором Ивановичем так, словно они люди. Им лирик приписывает черты, которые обычно присущи только людям. Так проявляется у талантливого и самобытного лирика единство человека, который является божественным началом, с миром природы. Так, автор в своих произведениях гром сравнивает с малышком, который резво играет и шумит. Облако тоже веселится и смеется, особенно когда проливает воду и от этого идет дождь.
Интересно тютчевское стихотворение и тем, что оно представляет собой некий монолог главного героя, композиция которого состоит из четырех строф. Начинается повествование с того, что легко и непринужденно описывается весенняя гроза, а уж потом дается подробное описание всех главных событий. Автор в конце своего монолога обращается и к мифологии Древней Греции, что позволяет ему объединить природу и человека, показывая, что в природе и в жизни человека есть свой жизненный цикл.
Раскрываем сюжет
В первой строке нарисована поэтическая картина начала грозы, когда черная туча, кажется, накрывает весь мир, птица опускается к земле, а человеку трудно вздохнуть полной грудью.
Уже во второй строфе мы встречаем сравнение грозы с творчеством поэта, которое ведется от первого лица. Автор строк признается в любви к сумраку восторга, он без ума от молнии мысли и отдаленного грохота далекого грома – появления первых слов.
В строфе №3 сравнение продолжается, и мы видим, что у грозы и поэта очень много общих черт и прорисовок
Гроза, по мнению Заболоцкого, это настоящая стихия поэта, но не только её эпицентр имеет значение в творчестве – важно и преддверие бури и минуты блаженной тишины, когда воздух пропитан озона и водный поток с неба источается
«Гроза» — это ещё одно стихотворение Заболоцкого, в котором слышится влияние поэзии Тютчева – любимого поэта Николая Алексеевича. Здесь есть и природная стихия, и метафизика, которая признает данное начало мира и рассматривает явления вне их земной связи.
В финальной строфе мы видим появление слова в белом облаке мысли, оно и должно заполнить собой пустоты мира, как гроза все заполняет собой во время своего извержения на мир.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины Твардовского
Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности
- Анализ стихотворения Вечер Гумилева
Вечер в данном стихотворении выступает скорее состоянием души, нежели временем суток. Настроение поэта такое же темное, он не может смириться с очередным отказом.
- Анализ стихотворения Демону Некрасова
Произведение относится к гражданской лирике поэта, которое раскрывает демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.
- Анализ стихотворения Одиночество Бродского
Стихотворение Одиночество было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.
- Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество
Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова.
Литературные тропы и средства выразительности
В анализе «Весенняя гроза» один из пунктов — это определение литературных приемов, которые использовал поэт при создании стихотворения. Большое количество сонорных звуков, аллитерации «г», «р» создали экспрессивную звуковую картину грозы. Насыщенность стихотворения глагольной лексикой придает динамизм картине, передает быструю смену действий во время такой погоды.
Поэт использовал следующие литературные приемы: эпитеты, метафоры, олицетворение, инверсию. Все это позволило придать описываемому природному явлению черты характера, что показало единство человека и природы.
Художественно–выразительные средства тютчевского стихотворения
В своем простом стихотворении поэт использует четырехстопный ямб и пиррихием, которые передают всю мелодичность. Лирик берёт перекрестную рифмовку, которая помогает придавать выразительность всему произведению. Мужская и женская рифма в тютчевском стихотворении чередуются. Чтобы более полно раскрыть созданный поэтический образ, автор использует самые разнообразные художественные средства речи.
Лирик для мелодичного и звучного строя своего произведения использует аллитерацию, так как у него часто звучат «р» и «г». Кроме того, используется и огромнейшее количество сонорных согласных
Обращает внимание и то, что поэт прибегает к деепричастиям и личным глаголам, которые помогают показать движение и то, как оно постепенно развивается. Автору удается достичь того, что перед читателем идет быстрое смена кадров, где гроза представляет в самых разных своих проявлениях
Всё это достигается умелым использованием метафор, эпитетов, инверсии и олицетворения.
Всё это придает выразительность и яркость всему тютчевскому произведению.
Композиция
Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.
Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт проводит аналогию с поведением юноши, который вырвался из-под родительской опеки и мечтает попробовать все удовольствия этого мира, узнать о нем все и везде побывать.
Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.
Помогите, пожалуйста, написать анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Гроза» (Содрогаясь от мук.)
Честно, сначала пыталась сама написать — ничего не вышло. =(а в интернете пробовала найти — без результатов. может не там искала? тогда, где искать-то?
Марина Баженова
Мастер (2316) 8 лет назад
несколько советов:1.обрати внимание в каком году написано стихотворение.2.сколько лет автору в эту пору было (может он развелся или влюбился ну т. е может у него стимул какой был побудивший написать даное произведение.3.разбери на столбци (например одни будут у тебя где приобладают положительное а другие где наоборот) так тебе будет легче анализировать
ну и вперед. удачи.а вообще не мешало бы и прочитать биографию автора.
Дмитрий Харченко
Профи (996) 8 лет назад
Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка) И мы должны понять, что есть значок, Который посылает нам природа. Н. Заболоцкий Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы. Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева. Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности: Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке. Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века. В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается: Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром. Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям: Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги
И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление
Сожженное дерево становится опорой небосклону: Вот он — кедр у нашего балкона, Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон. Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося. Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом. Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь: Иглы почерневшие с вершины Осыпают звездами меня. Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру: Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету. А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить: Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца! Таким образом, стихотворение “Гроза идет” — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека. В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью. Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать