Краткое содержание
В стихотворении 10 строф, и произведение начинается с того, что герой словно очнулся от длительного сна. Он снова в том же месте: на улице, как когда-то давно летом. Мимо него идут люди, солнце клонится к закату, а женщины все спешат по делам в затрапезной одежде и башмаках.
Одна девушка привлекла внимание героя. Она поднялась из полуподвала и пересекла двор
Герой испытывает смятение, он не готов откровенно говорить и поэтому предпочитает рассказывать отговорки. Соседка быстро уходит и оставляет героя и его избранницу наедине.
В последующие пяти строфах происходит объяснение между влюбленными. Он просит ее не плакать и не морщиться, так как это только разбередит раны. Герой просит спутницу убрать руки, так как они словно провода под током. Он боится, что их снова бросит друг к другу.
И только ночь остается с мужчиной. Она наполняет его тоской, увеличивает стремление к разрыву. Без любви жизнь становится целостной, но скучной. Поэтому он все равно хочет любить, так как это наполняет существование эмоциями.
Июль
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Ног у порога не обтерши,
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
1956 год
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – процесс творчества. Основная мысль – творчество как процесс бесконечно расширяет человеческие возможности, поэт проживает отдельную жизнь в каждом своём детище.
Стихотворение состоит из 7 строф и соответствует этапам создания стихотворения. Первая и вторая строфы – растянувшееся на полгода создание стихов, уход в творчество. С 3 по 5 строфу описано осознание поэтом реальности, из которой он был исключён в процессе творчества. Последние две строфы описывают не внешнее поведение поэта в процессе творчества, как первые две, а его внутреннюю жизнь, то есть объясняют, откуда поэт черпает вдохновение. Пастернак придерживается той идеи, что творец получает информацию и толчок для творчества в неком месте грёз, то есть ничто не ново под луной.
«Хмель» Б.Пастернак
Я ошибся. Кусты этих чащ Не плющом перевиты, а хмелем. Ну, так лучше давай этот плащ
В ширину под собою расстелим.
Анализ стихотворения Пастернака «Хмель»
Практически каждый, кто знаком с творчеством Бориса Пастернака, знает его как удивительно тонкого психолога и философа. Однако Пастернак-лирик не менее прекрасен и романтичен. Правда, этот поэт очень редко выражал свои истинные чувства в стихах, хотя до самой смерти влюблялся и заводил романы с женщинами, которые зачастую были намного моложе поэта.
Одной из своих возлюбленных в 1953 Борис Пастернак посвятил удивительно изящное и очень содержательное стихотворение «Хмель», в котором напрямую не сказано ни одного слова о любви. Однако в контексте произведения понятно, что к своей избраннице автор испытывает очень нежные и волнующие чувства. Этих двух людей, если судить по первым строчкам стихотворения, свело случайное стечение обстоятельств – они оказались под одним плащом, пытаясь укрыться от проливного дождя, и при этом спрятались под развесистой ракитой, ветки которой были увиты плющом. «Наши плечи покрыты плащом, вкруг тебя мои руки обвиты», — отмечает поэт, и в этой простой строчке переплетаются и романтика, и страсть, и удивительная нежность. Однако в тот момент сам автор еще не осознает, что в жизни ничего не происходит случайно. И эта летняя гроза, которая застала совершенно чужих людей в лесу, становится тем звеном, которое позволяет соединить две человеческих души.
Понимание этого придет к поэту чуть позже, когда он напишет эти строки. Пока же он руководствуется лишь собственными ощущениями, которые безошибочно подсказывают – новый роман вот-вот вспыхнет и подарит автору удивительно яркие впечатления. Сам Пастернак «винит» в этом хмель, утверждая, что именно им, а не плюющем обвиты ветки ракиты. Но какие бы объяснения поэт не пытался дать всему происходящему, ведь на момент написания этого стихотворения он уже разменял седьмой десяток, чувства оказываются выше разума. «Ну, так лучше давай этот плащ в ширину под собою расстелим», — отмечает поэт и сам удивляется подобной дерзости. Впрочем, он уже понимает, что жизнь весьма скоротечна, и нужно ценить каждое ее мгновение. Особенно, когда пора юности осталась далеко позади, а зрелость вот-вот рискует перейти в старость со всеми ее проблемами, болезнями, безысходностью и одиночеством.
Примечательно, что любовная лирика у пастернака в юные годы очень часто носила абстрактный характер, а с возрастом стала персонифицированной, так как автор научился не скрывать свои чувства от окружающих.
Август
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
1953 год
*****
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
1956 год
*****
Про эти стихи
На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.
Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет.
Буран не месяц будет месть,
Концы, начала заметет.
Внезапно вспомню: солнце есть;
Увижу: свет давно не тот.
Галчонком глянет Рождество,
И разгулявшийся денек
Прояснит много из того,
Что мне и милой невдомек.
В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?
Пока в Дарьял, как к другу, вхож,
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут окунал.
1917 год
*****
Быть знаменитым некрасиво
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
1956 год
Наименования драгоценных и полудрагоценных камней в лирике Б.Пастернака
Душистою веткоюмашучи…Душистою веткоюмашучи,
Впивая впотьмах это благо,
Бежала на чашечку с чашечки
Грозой одуренная влага.
На чашечку с чашечки скатываясь,
Скользнула по двум,– и в обеихОгромною каплей агатовою
Повисла, сверкает, робеет…
Урал, наша пермская земля пленили поэта своей красотой, мощью, первозданностью. В стихотворении «Ивака» (а это местечко недалеко от поселка Всеволодо-Вильва, где в 1916г Б.Пастернак провел полгода в доме Збарских), поэт, восторгаясь удивительными картинами уральской природы, напишет:
Сережек аметистовыхИ шишек из сапфира
Нельзя и было выставить,
Из-под земли не вырыв.
Чтоб горы очаровывать
В лиловых мочках яра,
Их вынули из нового
Уральского футляра.
Капельки росы довольно часто поэты сравнивают с бриллиантами. Но у Пастернака это не простое сравнение. Его бриллианты на траве – это капельки росы на кислице – траве, как пишет поэт, со вкусом рислинга: чуть-чуть кислые. И читателю открывается не просто образ, созданный художником, а чувство расставаний влюбленных, может быть, навсегда. А может быть, и само свидание имеет вот такой кисловатый привкус. Вот эти строки:
В траве, на кислице, меж бусБрильянты, хмурясь, висли,
По захладелости на вкус
Напоминая рислинг. (Из стихотворения «Имелось»).
Исследователи творчества Пастернака отмечают особую ассоциативность его лирики. Причем ассоциации могут как бы разворачиваться, переходить из одной в другую. Это можно увидеть на примере стихотворения «Ландыши», где, кстати, тоже есть название драгоценного камня – алмаза:
С утра жара. Но отведи
Кусты, и грузный полдень разом
Всей массой хряснет позади,
Обламываясь под алмазом.
Заключение
Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов
А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые” поэтические выражения
Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей и даже, как видим, названия химических соединений.
Какую роль в создании художественных образову Пастернака имеют наименования химических элементов и их соединений? Именно на этот вопрос мы попытались ответить в данной работе.
В результате исследований пришли к следующим выводам: используя некоторые «видимые» или известные свойства химических элементов и их соединений поэт создает удивительно точный художественный образ, зримую и ёмкую картину мира, рисуя её с помощью «химических» эпитетов, сравнений и метафор.
Полагаем, что целенаправленное использование фрагментов художественных произведений, в частности строчек из лирики Б. Пастернака, на уроках химии, может способствовать развитию интереса не только «лириков», но и «химиков-физиков» к литературному наследию, чтению поэзии, систематическому чтению дополнительной литературы по предмету.
А на уроках литературы при анализе поэтических текстов Бориса Пастернака можно обращать внимание учащихся, например, на особенности использования названий химических соединений для более глубокого проникновения в текст стихотворения и постижения его смысла
Библиографический список
- Альфонсов В. // Поэзия Бориса Пастернака// Л. Советский писатель. 1990.
- Вильмонт Н. //«О Борисе Пастернаке»// М. Советский писатель. 1987г.
- Пастернак Б. // «Стихотворения и поэмы, переводы»// Пермское книжное издательство. 1989г.
Тропы и образы
Стихотворение начинается неполным предложением, смысл которого становится ясным только из названия. Да и само название понимается двояко в зависимости от того, как прочитать местоимение эти: то ли речь идёт о создании этого конкретного стихотворения, то ли местоимение употребляется в значении «ох уж эти стихи», то есть стихи как таковые, стихи как предмет разговора. Из дальнейшего прочтения становится понятным, что Пастернак подразумевает второе значение.
Метафора первого предложения означает, что стихи приходят в голову автору во время ходьбы, и действие происходит в солнечное и тёплое время года. Так зачинается детище, которое вынашивается до зимы. Первые слушатели ещё несовершенного, «сырого» стихотворения – сырые углы и потолок
Пастернак играет словом сырой, включая в его прямое значение и несколько переносных, подчёркивающих неустроенность и несовершенство жилья, очевидно, не очень важного для поэта, и одновременно несовершенство его стихов
Олицетворение, одушевление первого слушателя – дома – продолжается во второй строфе. О стихотворении узнаёт потолок, затем углы, а чердак его уже декламирует. Что это: эхо, разносящееся по необжитому дому, или сам дом, ожив, повторяет строки лирического героя?
Во второй строфе лирический герой характеризует свои стихи нелицеприятно. Они по-прежнему остаются сырыми и неоконченными, определяются метафорой чехарда чудачеств, бедствий и замет.
Третья строфа о времени, когда стихи выстаиваются, переживая непогоду (буран). Этот образ имеет не столько метафорическое, сколько символическое значение невзгод. Только после того, как будут заметены концы и начала (метафора), процесс создания может быть прекращён, стихотворение перестаёт быть достоянием затворника и становится частью вечности и поэзии как таковой. Лирический герой и его детище как бы разделяются, он освобождается от бремени и замечает солнце и изменения, прошедшие в «свете».
Подтверждает эту мысль центральная, четвёртая строфа. Рождество – это не только время года, праздник, но и рождение стихотворения, которое поэт вынашивал с лета или весны. Уподобление рождения стихотворения вынашиванию или рождению ребёнка – центральный образ стихотворения. Сравнение Рождества с галчонком имеет не только смысл рождения новой жизни – Иисуса, но и появления произведения искусства. Образ галчонка, а не, к примеру, голубя, важен не только своей парадоксальностью, но и нужен для аллитерации: повторение перекатывающихся звуков г, л, р. В этой же строфе появляется образ милой, до которой раньше поэту будто не было дела. Сам день Рождества олицетворяется. Он разгулявшийся, он проясняет всё, что было неясным. Здесь снова два бытия: неясным и в отношениях между возлюбленными, и в рождённом стихотворении, ведь рождалось оно из недр мутного подсознания.
Эпитет милые – на самом деле не эпитет, потому что это прилагательное и в четвёртой, и в пятой строфе превращается в существительное, субстантивируется. У лирического героя как будто не хватает слов для определения предметов и личностей окружающего мира.
В пятой строфе герой преодолевает мир затхлого дома, выходя на улицу
Его внимание ненадолго сосредотачивается на деталях внешнего мира: он замечает засыпанный крупой (новогодняя традиция засевания) вход в дом, который называет дырой. Герой сам будто на миг рождается на свет, чтобы снова уйти в мир грёз, где встречаются все поэты
Лирический герой упоминает романтиков, к которым он по мироощущению относился, — Байрона и Эдгара По.
Он не называет по имени ни женщину, ни детей (своих или чужих – не важно). Герой совершенно выпал из реальной истории, он оторван от мира, даже не знает, какое нынче тысячелетие
Его страх перед реальностью передаётся в образах того, как он от мира заслоняется: надевает кашне, заслоняется ладонью, кричит через фортку. Просторечные формы (фортка, проторить, невдомёк, глянет) подчёркивают обычность поэта в быту.
Мир грёз позволяет герою также путешествовать в ущельях Кавказа, в закрытых и охраняемых помещениях для изготовления и хранения оружия.
В последнем стихе лирический герой сравнивает истинную жизнь творца с дрожью Лермонтова, с погружением губ в вермут. Таким образом, в последних двух строчках происходит синтез мира внешнего по отношению к лирическому герою (губы в вермуте) и внутреннего (дрожь Лермонтова). Этому поэту Пастернак посвятил книгу «Сестра моя, жизнь».
Кратко о стихотворении «Гамлет»
Это произведение является особенным – именно оно открывает цикл стихотворений, написанных Юрием Живаго. В нем поднимается непростая тема взаимоотношения человека и общества. В анализе стихотворения «Гамлет» Пастернака следует отметить, что здесь важную роль играет конфликт героя и общества.
Лирический герой понимает, что человеку приходится притворяться. И он был согласен играть эту роль. Но со временем герой понимает, что не в этом его предназначение. Он отказывается принимать лицемерие, навязанное обществом. Гамлет Пастернака готов к трудностям, с которыми ему придется столкнуться, но внезапно осознает, что сражаться ему придется в одиночку.
Гамлета Пастернака не стоит сравнивать с доктором Живаго. Это самостоятельный герой, имеющий свои убеждения и особый внутренний мир. Это герой, который готов бороться с несправедливостью общества за свободу и возможность раскрыться творческому потенциалу.
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.
Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч
Ответов: 1
Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.
Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы
Ответов: 2
Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.
Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта
Ответов: 1
Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.
Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!
Ответов: 1
Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.
Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов
Ответов: 2
Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.
1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен
Ответов: 1
Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.
Правильним є твердження: «Балади …
Ответов: 1
Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.
Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н
Ответов: 1
Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.
Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко
Ответов: 1
Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.
Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям
Ответов: 1
Во всём мне хочется дойти до самой сути
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
1956 год
*****
Анализ стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Хмель»
Практически каждый, кто знаком с творчеством Бориса Пастернака, знает его как удивительно тонкого психолога и философа. Однако Пастернак-лирик не менее прекрасен и романтичен. Правда, этот поэт очень редко выражал свои истинные чувства в стихах, хотя до самой смерти влюблялся и заводил романы с женщинами, которые зачастую были намного моложе поэта.
Одной из своих возлюбленных в 1953 Борис Пастернак посвятил удивительно изящное и очень содержательное стихотворение «Хмель», в котором напрямую не сказано ни одного слова о любви. Однако в контексте произведения понятно, что к своей избраннице автор испытывает очень нежные и волнующие чувства. Этих двух людей, если судить по первым строчкам стихотворения, свело случайное стечение обстоятельств – они оказались под одним плащом, пытаясь укрыться от проливного дождя, и при этом спрятались под развесистой ракитой, ветки которой были увиты плющом. «Наши плечи покрыты плащом, вкруг тебя мои руки обвиты», — отмечает поэт, и в этой простой строчке переплетаются и романтика, и страсть, и удивительная нежность. Однако в тот момент сам автор еще не осознает, что в жизни ничего не происходит случайно. И эта летняя гроза, которая застала совершенно чужих людей в лесу, становится тем звеном, которое позволяет соединить две человеческих души.
Понимание этого придет к поэту чуть позже, когда он напишет эти строки. Пока же он руководствуется лишь собственными ощущениями, которые безошибочно подсказывают – новый роман вот-вот вспыхнет и подарит автору удивительно яркие впечатления. Сам Пастернак«винит» в этом хмель, утверждая, что именно им, а не плюющем обвиты ветки ракиты. Но какие бы объяснения поэт не пытался дать всему происходящему, ведь на момент написания этого стихотворения он уже разменял седьмой десяток, чувства оказываются выше разума. «Ну, так лучше давай этот плащ в ширину под собою расстелим», — отмечает поэт и сам удивляется подобной дерзости. Впрочем, он уже понимает, что жизнь весьма скоротечна, и нужно ценить каждое ее мгновение. Особенно, когда пора юности осталась далеко позади, а зрелость вот-вот рискует перейти в старость со всеми ее проблемами, болезнями, безысходностью и одиночеством.
Примечательно, что любовная лирика у Пастернака в юные годы очень часто носила абстрактный характер, а с возрастом стала персонифицированной, так как автор научился не скрывать свои чувства от окружающих.
Рождественская звезда
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями тёплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зёрнышек проса,
Смотрели с утёса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой Вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочёта
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали всё пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры.
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры…
…Всё злей и свирепей дул ветер из степи..
…Все яблоки, все золотые шары.
Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
— Пойдёмте со всеми, поклонимся чуду, —
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Всё время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести вам обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звёзды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
1947 год
*****
Химические ошибки в стихотворениях Б. Пастернака
Следующий вопрос, который показался нам интересным, это вопрос о том, всегда ли с точки зрения науки химии Пастернак прав. Нет ли ошибок в использовании «химической» терминологии? Обратимся к стихотворению «После дождя». В нем Пастернак сравнивает град с поваренной солью.
После дождя
Теперь не надышишься крепью густой. А то, что у тополя жилы полопались,- Так воздух садовый, как соды настой, Шипучкой играет от горечи тополя.
Со стекол балконных, как с бедер и спин Озябших купальщиц,- ручьями испарина. Сверкает клубники мороженый клин, И градинки стелются солью поваренной.
Вот луч, покатясь с паутины, залег В крапиве, но, кажется, это ненадолго, И миг недалек, как его уголек В кустах разожжется и выдует радугу.
Град действительно очень похож на каменную соль не только внешне, но и частично с химической точки зрения: град, как и каменная соль, имеет грязно-белый оттенок и кристаллическую форму. И здесь взгляду читателя представлена очень зримая картина только что выпавшего града.
Причем он не лежит какой-то неподвижной серой массой, а именно «стелется». Однако здесь присутствует и химическая неточность: град не может сохраняться долго, он тает, а соль, можно сказать, долговечна и не поддается влиянию на себя окружающей среды. Она, конечно, растворима. Соль растворяется в воде, а град и есть замороженная жидкость. Однако в этом же стихотворении Пастернак абсолютно точен в другом сравнении:
Так воздух садовый, как соды настой, Шипучкой играет от горечи тополя.
Общеизвестно, что сода, вступая в реакцию с уксусом выделяет углекислый газ с характерным звуком и образованием пузырьков. Вот откуда «шипучка», которой «играет воздух садовый».
Красавица моя, вся стать
Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифмы просится.
А в рифмах умирает рок,
И правдой входит в наш мирок
Миров разноголосица.
И рифма не вторенье строк,
А гардеробный номерок,
Талон на место у колонн
В загробный гул корней и лон.
И в рифмах дышит та любовь,
Что тут с трудом выносится,
Перед которой хмурят брось
И морщат переносицу.
И рифма не вторенье строк,
Но вход и пропуск за порог,
Чтоб сдать, как плащ за бляшкою
Болезни тягость тяжкую,
Боязнь огласки и греха
За громкой бляшкою стиха.
Красавица моя, вся суть,
Вся стать твоя, красавица,
Спирает грудь и тянет в путь,
И тянет петь и — нравится.
Тебе молился Поликлет.
Твои законы в далях лет,
Ты мне знакома издавна.
1931 год
Иней
Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает ее перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.
Ты завтра очнешься от спячки
И, выйдя на зимнюю гладь,
Опять за углом водокачки
Как вкопанный будешь стоять.
Опять эти белые мухи,
И крыши, и святочный дед,
И трубы, и лес лопоухий
Шутом маскарадным одет.
Все обледенело с размаху
В папахе до самых бровей
И крадущейся росомахой
Подсматривает с ветвей.
Ты дальше идешь с недоверьем.
Тропинка ныряет в овраг.
Здесь инея сводчатый терем,
Решетчатый тес на дверях.
За снежной густой занавеской
Какой-то сторожки стена,
Дорога, и край перелеска,
И новая чаща видна.
Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даёшь».
1941 год
*****
Анализ стихотворения Пастернака «Единственные дни»
Стихотворение «Единственные дни» относится к позднему творчеству Пастернака. Оно написано в 1959-ом, в трудное для поэта время. Борис Леонидович находился на семидесятом году жизни, изнутри его изъедала мучительная болезнь – рак легкого. Кроме того, на долю Пастернака выпала масштабная травля, организованная советской властью и связанная с получением Нобелевской премии. Роман «Доктор Живаго» в прессе СССР называли литературным сорняком, клеветой. При этом большинство людей, выступавших против Бориса Леонидовича, его главное прозаическое произведение никогда не читали. «Единственные дни» – стихотворение умудренного сединами человека, много повидавшего, как хорошего, так и плохого, осознающего, что смерть близка. Текст отличает простота, емкая и естественная одновременно. Между строк Пастернак передает читателем ощущение того, что физическая кончина – это не финал, а жизнь способна продолжаться и за пределами земного существования. Из лаконичности, отсутствия мудреных философских сентенций и сложносочиненных средств художественной выразительности рождается чувство вечности, к которой причастен каждый человек.
Заглавие анализируемого стихотворения походит на оксюморон. Разрешение противоречия дано в первой строфе. Прилагательным «единственный» лирический герой характеризует только дни зимнего солнцестояния. Согласно естественному ходу жизни природы, день этот повторяется ежегодно. Соответственно, уже в начале текста Борису Леонидовичу удается преодолеть оппозицию неповторимости и повторяемости, множественности и единственности. Интересно, что день зимнего равноденствия поэт называет днем солнцеворота, обращаясь к древнерусскому термину. В связи с этим возникают ассоциации с языческим праздником. Более того – появляется значение движения (поворот солнца). Выбор слова в данном случае особенно важен. Он помогает обыграть сочетание мотивов динамики и статики
Обратите внимание – лирический герой описывает дни, когда время словно замирает. При этом изображение их дается посредством глаголов движения: «с крыш течет», «зима подходит к середине»
«Единственные дни» – жемчужина философской лирики Пастернака. В стихотворении нашло отражение отношение к жизни как к бесконечному солнцевороту, ко времени как к составляющей вечности, в рамках которой все непрерывно и взаимосвязано.
Читать стих «Единственные дни» Пастернака Бориса Леонидовича задают ученикам в классе на уроке литературы. Это произведение было создано в 1959 году, и относится к позднему периоду творчества поэта. В это время автору было уже около семидесяти лет, а сам он страдал от мучительного заболевания – рака легкого. При этом он испытал все сложности жизни, которые выпали на долю многих поэтов Серебряного века. Его преследовали, не печатали его произведения, и даже тот факт, что его удостоили Нобелевской премии, не изменил мнения о нем советской власти. Для родной страны он так и оставался «буржуем», а его роман «Доктор Живаго» и вовсе обильно поливали грязью, и считали клеветой. Стихотворение «Единственные дни» создано человеком, который уже прожил жизнь с плохими и хорошими её моментами, и который понимал, что эта жизнь скоро закончится.
Текст стихотворения Пастернака «Единственные дни» написан простым языком, он емкий и естественный. Его основная мысль заключается в том, что конец физической жизни, это еще не финал, поскольку существует и другое продолжение жизни, в вечности. Здесь нет ничего заумного и нет сложных философских мыслей, напротив, все очень лаконично. Именно благодаря такому приему читателю передается это самое ощущение, что время как будто замедляет свой ход.
Учить это удивительное стихотворение, которое считается вершиной творчества Пастернака, можно онлайн, а скачать его полностью можно бесплатно.
На протяженье многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.
И целая их череда
Составилась мало-помалу –
Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.
Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.
И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней,
И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
Снег идёт
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
1957 год
*****