«Иней» Б.Пастернак
«Иней» Борис Пастернак
Глухая пора листопада. Последних гусей косяки. Расстраиваться не надо: У страха глаза велики.
Пусть ветер, рябину занянчив, Пугает её перед сном. Порядок творенья обманчив, Как сказка с хорошим концом.
Ты завтра очнёшься от спячки И, выйдя на зимнюю гладь, Опять за углом водокачки Как вкопанный будешь стоять.
Опять эти белые мухи, И крыши, и святочный дед, И трубы, и лес лопоухий Шутом маскарадным одет.
Всё обледенело с размаху В папахе до самых бровей И крадущейся росомахой Подсматривает с ветвей.
Ты дальше идёшь с недоверьем. Тропинка ныряет в овраг. Здесь инея сводчатый терем, Решётчатый тёс на дверях.
За снежной густой занавеской Какой-то сторожки стена, Дорога, и край перелеска, И новая чаща видна.
Торжественное затишье, Оправленное в резьбу, Похоже на четверостишье О спящей царевне в гробу.
И белому мёртвому царству, Бросавшему мысленно в дрожь, Я тихо шепчу: «Благодарствуй, Ты больше, чем просят, даёшь».
Анализ стихотворения Пастернака «Иней»
Лирика Бориса Пастернака носит философский оттенок, и в этом нет ничего удивительного. В своих произведениях этот поэт очень часто пытается постичь суть вещей и понять, почему мир устроен именно таким образом. Кроме этого, автор постоянно ищет ответы на различные вопросы, пытается выявить причинно-следственные связи не только между событиями и явлениями, но и связать все это воедино с собственными ощущениями. В результате на свет рождаются удивительные и необычные произведения, к которым, в частности, относится «Иней».
Это стихотворение было написано осенью 1941 года, когда войска германии уже приближались вплотную к Москве. Пастернак в это время находился на своей даче в нескольких километрах от столицы и пытался добиться отправки на фронт. Вокруг царил самый настоящий хаос, люди паниковали и пытались предугадать, возьмет Гитлер Москву или же нет. Однако Пастернак старался не поддаваться общей панике, так как понимал: в такой ситуации нужно положиться лишь на волю судьбы. Он много гулял по окрестным лесам и размышлял над тем, как нужно воспринимать эту внезапную, бессмысленную и жестокую войну.
Впрочем, о самой войне в стихотворении не сказано ни слова, однако оно пропитано тревогой и попытками найти точку опоры в том мире, который вот-вот готов рухнуть. «Расстраиваться не надо: у страха газа велики», — сам себя успокаивает поэт и пытается сосредоточиться на том, что видит вокруг. Поздняя осень уже готова уступить свое место зиме, и об этом свидетельствует серебристый иней, который украшает ветки деревьев, низины и овраги. Предвосхищая события, поэт с некоторой ностальгией отмечает: «Опять эти белые мухи, и крыши, и святочный лед». Он не знает, доведется ли в этот раз отметить Новый год, но хочет и верить в то, что праздник, несмотря ни на что, все же будет. Пастернак убежден в том, что «порядок творенья обманчив, как сказка с хорошим концом», и война все равно завершится.
Следует отметить, что в первые месяцы военных действий многие верили в то, что советская армия скоро начнет теснить врагов и очень быстро освободит оккупированные территории. Подобные иллюзии питал и сам Борис Пастернак, ведь в его жизнь война еще не успела ворваться смертоносным вихрем. Мир, который окружает поэта, чист и прекрасен в своей белоснежной оправе, однако автор почему-то сравнивает его со «спящей царевной в гробу». За этой метафорой кроется подсознательный страх смерти, которая уже стоит на пороге. Однако ни сам автор, ни его друзья не знают, чью жизнь она унесет в следующий момент. И эта неизвестность точно также, как и белое безмолвие украшенного инеем осеннего леса, слегка пугает поэта. От паники его удерживает лишь мысль о том, что ничто в этом мире не происходит случайно, и в каждом событии есть свой глубинный смысл, который может быть попросту непонятен простому обывателю. Поэтому автор, обращаясь к безмолвному лесу, посеребренному инеем и погруженному в легкую дремоту, шепчет: «Благодарствуй, ты больше, чем просят, даешь».
Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» едва ли не самое загадочное произведение двадцатого столетия. Мистическая составляющая таиться в том, что он не подлежит стандартному анализу произведений, который существовал в XIX веке и начале XX столетия. Если рассматривать роман с точки зрения «классического анализа», то резко всплывают элементы так называемого авторского произвола. Это подчеркивает необходимость иного подхода к произведению. Совпадение будет лишь одно: частная судьба призвана дать представления о закономерном, но сами закономерности понимаются не так, как было принято ранее, когда человек рассматривался как социальное явление. Человек должен был своей судьбой являть непреодолимое действие социально-исторических законов. Однако при анализе романа «Доктор Живаго» становиться очевидным, что судьба главного героя утверждает торжество частного, индивидуального над общим. Роман был написан не о том, как исторические события влияют на человека. А о том, как человек влияет на историю. Именно истории в романе принадлежит самостоятельность бытия. Ей сообщен творческий характер. Человек и история – равновеликие и равноправные начала. Но история входит в роман образами, определяющими символическое значение того или иного конкретного исторического явления в культуре народа.
Главной темой романа «Доктор Живаго» становится тема взаимодействия человека и истории. Однако историческое бытие понимается Борисом Пастернаком по-своему. Оно развертывается в художественной ткани романа собственно философией и собственной историей.
Русская литература входит в рома различными способами. При помощи романа Пастернак создает синтетический образ русской культуры, подвергающийся испытаниям, но не могущий быть уничтоженной, а следовательно культуры бессмертной. Природа в романе также бессмертна.
Главный герой романа не случайно представлен поэтом даже в большей мере, чем врачом. Мы помним, что художник и поэт у Пастернака- это вечный заложник времени. Значит его взгляд на исторические события – это взгляд с точки зрения вечности. Он может поддаться искушению и принять временное за проявление вечного. Только духовно независимый человек в любых обстоятельствах способен оставаться самим собой. Все это для того, чтобы сохранить лицо. Так Юрий Живаго не сторону ни одного из враждующих лагерей.
Свидетельство Живаго о своем времени – стихи, написанные в его бумажках, найденные уже после его смерти в его бумагах. Перед нами целая книга, которая имеет собственную композицию. Это книга стихов открывает стихотворением о Гамлете, который в мировой литературе стал образом раздумья над характером собственной эпохи.
Завершается эта поэтическая книга стихотворением Гефсиманский сад. В нем звучат слова Христа, обращенные Петру, защищавшему Христа мечом от пришедших его схватить и придать мучительной смерти. Перед нами в сущности оценка Юрием Живаго событий происходящих в его стране. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор и установить истину. Книга стихотворений Живаго – это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью.
Кратко о стихотворении «Гамлет»
Это произведение является особенным – именно оно открывает цикл стихотворений, написанных Юрием Живаго. В нем поднимается непростая тема взаимоотношения человека и общества. В анализе стихотворения «Гамлет» Пастернака следует отметить, что здесь важную роль играет конфликт героя и общества.
Лирический герой понимает, что человеку приходится притворяться. И он был согласен играть эту роль. Но со временем герой понимает, что не в этом его предназначение. Он отказывается принимать лицемерие, навязанное обществом. Гамлет Пастернака готов к трудностям, с которыми ему придется столкнуться, но внезапно осознает, что сражаться ему придется в одиночку.
Гамлета Пастернака не стоит сравнивать с доктором Живаго. Это самостоятельный герой, имеющий свои убеждения и особый внутренний мир. Это герой, который готов бороться с несправедливостью общества за свободу и возможность раскрыться творческому потенциалу.
Про эти стихи
На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.
Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет.
Буран не месяц будет месть,
Концы, начала заметет.
Внезапно вспомню: солнце есть;
Увижу: свет давно не тот.
Галчонком глянет Рождество,
И разгулявшийся денек
Прояснит много из того,
Что мне и милой невдомек.
В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?
Пока в Дарьял, как к другу, вхож,
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут окунал.
1917 год
*****
Ж.А. Дозорец. Б.Л. Пастернак. Когда разгуляется (Книга стихов как целое)
Б.Л. Пастернак. Когда разгуляется (Книга стихов как целое)
(отрывок)
Книга стихов «Когда разгуляется» (1956-1959) завершает творчество Б.Л. Пастернака. Тем важнее и интереснее ее лингвистическое осмысление в плане творчества поэта, его предшественников и современников.
В связи с поставленной проблемой нас будут интересовать два фактора: композиционная упорядоченность и тематическое единство книги, а также единство поэтического мира поэта, единство его художественной системы, то, что позволяет слышать Пастернака в стихах его далекого предшественника П.А. Вяземского:
В воспоминаниях мы дома; А в настоящем мы рабы Незапной бури, перелома Желаний, случаев, судьбы. («Родительский дом»)
или современника Вл. Соколова:
Как я хочу, чтоб строчки эти Забыли, что они слова, А стали: небо, крыши, ветер, Сырых бульваров дерева! («Как я хочу…»).
В ноябре 1957 г. Б. Пастернак определил порядок расположения стихотворений и вписал эпиграф1. Это — прямое свидетельство того, что поэт рассматривал книгу как самостоятельный организм. На организующую роль трех стихов поэт указал сам: это начальное стихотворение-кредо «Во всем мне хочется дойти…!»; затем — кульминационное «Когда разгуляется», по названию которого названа вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, и в котором открыто выражено мироощущение позднего Пастернака; завершающее — «Единственные дни», в котором главенствует тема времени, одна из основных у Пастернака. В первом стихотворении стянуты в один нервный узел все темы книги, оно соединено образно, лексически с каждым из стихотворений книги. Так, тема поисков «самой сути», «сердцевины», «нити» находит лексический отклик в стихотворениях «Без названия» (сердца тайно светящийся пласт), «Хлеб» (удачи закон и секрет), «Осенний лес» (не скрыта ли в нем западня), «Первый снег» (утайщик, из скрытности, для отвода глаз, скрывать), «Снег идет» (крадучись, играя в прятки), «Женщины в детстве» (облекало загадкой уклад) и др. От «Живого чуда» тянутся нити к стихотворениям «Тишина» (перед ней деревья в столбняке, ворожба, небывалый случай), «Золотая осень» (сокровищ каталог), поэме «Вакханалия» (живое чернокнижье) и др. Сопоставим еще свершать открытья и в просветленьи вскочивши с софы («После вьюги»), всей дрожью жилок и объятый дрожью сокровенной («Когда разгуляется»), о грехах и грешной («Первый снег»), могил и погребенная земля («Золотая осень») и т.д. Это стихотворение — как второе заглавие или второй эпиграф. Если первый эпиграф вводит темы воспоминаний, времени и смерти (Книга — это большое кладбище, где на многих плитах уж не прочесть стершиеся имена), то второй — от страсти (квинтэссенции жизни) к смерти (в теме Шопена) и к «усилью воскресенья»2.
Значима и последовательность всех других стихотворений. В сложной многоуровневой композиции книги очевидно симметричное деление на такие объединения стихов, в каждом из которых актуализирована какая-либо часть двуединства «творчество — время». В центре — 6 стихотворений, объединенных темой «творчество»: «Трава и камни» (всеобщее творчество: природы, неорганического мира, человека), «Ночь» (Не спи, не спи, художник), «Ветер» (цикл о Блоке), «Дорога» (творческая сила жизни), «В больнице» («Господи, — шептал я, — благодарю тебя за то, что сделал меня художником …что всю жизнь ты готовил меня к этой ночи». — Из письма Н.А. Табидзе, 17.1.1953). «Музыка» (творец, музыкант «властвует» над миром). Эти 6 стихотворений обрамлены пейзажными циклами: не — зимним и зимним. Они, в свою очередь, окружены стихами, где в теме времени на первый план вынесено будущее («Быть знаменитым…»), и 9 последних («За поворотом» — в одном из вариантов оно называлось «Будущее» — и последующие), тема которых так сформулирована самим поэтом: «Я думаю, несмотря на привычность всего того, что продолжает стоять перед нашими глазами и что мы продолжаем слышать и читать, ничего этого больше нет, это уже прошло и состоялось, огромный, неслыханных сил стоивший период закончился и миновал. Освободилось безмерно большое, покамест пустое и не занятое место для нового и еще небывалого…» (из письма Н.А. Табидзе, 11.6.1958). Ср. также:
Воспоминание о полувеке Пронесшейся грозой уходит вспять. Столетье вышло из его опеки. Пора дорогу будущему дать. («После грозы»).
Каждый из названных циклов имеет внутреннюю структуру, внутреннюю динамику тем, образов. И вся это сложная конструкция отражает, очевидно, и определенную реальную последовательность биографических событий3 (таковы, например, «В больнице» и «После перерыва», связанные с инфарктом, который Пастернак перенес в 1952г.).
(…)
«Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
Стихотворение «Снег идет», вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.
Название стихотворения заявляет его тему – снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике . В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени .
Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.
Но одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение в душе – ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения». идущего по жизни «убеленного пешехода» (снегом или прожитыми годами?) и «поворот перекрестка». который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время. Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени – относительность его течения: «с ленью той или с той же быстротой?». Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое динамическим повтором«Снег идет». становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.
Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий». святки. Новый год ), и есть вечное движение времени – «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы ) и бесконечное (небосвод, бег времени ). Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.
Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф – четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк
Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени. Для создания произведения Пастернак использовал четырехстопный хорей и сочетание различных видов рифмовки – охватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и перекрестной (во второй строфе)
Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.
Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых изобразительных средств. метафор (к белым звездочкам в буране ), сравнений (словно с видом чудака ), олицетворений (сходит наземь небосвод ), эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе ).
Стихотворение насыщено фигурами поэтической речи. Рефрен«снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные анафорой«может быть». акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как инверсию («Снег идет, густой-густой» ) и антитезу (белый снег – черной лестницы ступени ).
Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.
«Гамлет»
Однако, цикл стихов в романе «Доктор Живаго», открывает «Гамлет», написанный Борисом Леонидовичем в 1946 году. В нем автор находит своего духовного брата, и через него показывает свои опасения за новый век. В лирике неспроста появляется Иисус Христос. Юрий, как и сын Божий, предчувствует беды человечества, а также свою гибель. Он приходит на поле брани помогать, а не воевать, хочет помочь людям, а не партиям. И за искренний посыл он был сломлен и раздавлен.
Пастернак предвидел и свою смерть, ведь он изобразил трагическую судьбу русской интеллигенции, которая не приняла революцию, и знал, что правительство не простит ему этого. Так и произошло: писателя затравили в прессе, а гениальный роман оценили лишь за рубежом. Нобелевскую премию за него он так и не получил.
Красавица моя, вся стать
Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифмы просится.
А в рифмах умирает рок,
И правдой входит в наш мирок
Миров разноголосица.
И рифма не вторенье строк,
А гардеробный номерок,
Талон на место у колонн
В загробный гул корней и лон.
И в рифмах дышит та любовь,
Что тут с трудом выносится,
Перед которой хмурят брось
И морщат переносицу.
И рифма не вторенье строк,
Но вход и пропуск за порог,
Чтоб сдать, как плащ за бляшкою
Болезни тягость тяжкую,
Боязнь огласки и греха
За громкой бляшкою стиха.
Красавица моя, вся суть,
Вся стать твоя, красавица,
Спирает грудь и тянет в путь,
И тянет петь и — нравится.
Тебе молился Поликлет.
Твои законы изданы.
Твои законы в далях лет,
Ты мне знакома издавна.
1931 год
Анализ стихотворения Пастернака «Снег идет»
«Февраль. Достать чернил и плакать. », «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги»… Этот ряд можно продолжать ещё и ещё. Все стихотворения принадлежат замечательному поэту, лауреату Нобелевской премии Борису Леонидовичу Пастернаку. Объединяет их тема зимы. Почему зима? Я думаю, автор любил это время года, оно было сродни его характеру, его судьбе.
М. Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет».
Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».
О чем это лирическое произведение?
Я думаю, оно о быстротечности человеческой жизни:
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет
Или как слова в поэме?
«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:
Снег идет, снег идет…
Эта фраза рефреном проходит через всё произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям «снег идет», «сходит небосвод» подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоцоинально-психологическое равенство. Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом. Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.
«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».
Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.
Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идет», который употребляется в тексте десять раз.
Интерес вызывает лексико-стилистический строй лирического произведения, который разнообразен. Анафора «снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.
Книжная лексика «стопами», «в смятеньи», «наземь», «салоп», «ступени» гармонично соседствует с общеупотребительной «прятки», «поворот», «лестничная площадка» и помогают нарисовать волшебную картину зимнего дня. Сказочность придают и сравнения: «…словно…в заплатанном салопе», «словно с видом чудака».
Переживания, чувства лирического героя отражает не только речевой строй, но и звуковая организация стиха. Например, в нем рифмуются как оканчивающиеся строки, так и любые слова внутри «густой» – «той же», «идет» – «поворот». Это одна из особенностей пастернаковского стиха. Характерно также своеобразное звуковое уподобление слов, находящихся рядом. Чередующиеся опоясывающая и перекрестная рифмы придают особое звучание.
Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, в этом я и вижу прелесть стихов Б.Л. Пастернака.
Темы, проблемы, настроение
Стихотворение «Снег идет» относится к философской тематике. Борис Пастернак размышляет над течением нашей жизни.
- Основная тема стихотворения «Снег идет» — это быстротечность и неумолимость времени. Оно создает смятение, гонит людей и животных к определенным целям, управляя ими стрелками часов, тиканьем секунд. Именно время доносит до нас небесную волю и определяет наши действия. Ведь весна дает растениям сигнал к цветению, лето — к плодородию, осень — к размножению и подготовке к зиме, зима — к увяданию и обновлению цикла. Люди тоже живут по ритмам природы: детство, молодость, зрелость, старость.
- Другая тема — природа. Она богата метафорами, которые показывают ход времени и другие законы мироздания. Все секреты у нас на ладони, нужно только приглядеться и вдуматься в то, что мы видим.
- Смысл жизни — тоже тема для размышления автора. Год за годом следуют, как снег — для окружающего мира. Но для героя они имеют другой смысл — «как слова в поэме». Он живет ради творчества, для него время отмеряется в поэтических мерах.
Настроение стихотворения «Снег идет» задумчивое, немного грустное. Ведь никакого влияния на безжалостный ход времени мы не оказываем.