Борис пастернак ~ нобелевская премия (+ анализ)

«нобелевская премия» борис пастернак: читать текст, анализ стихотворения

Краткое содержание

В стихотворении 10 строф, и произведение начинается с того, что герой словно очнулся от длительного сна. Он снова в том же месте: на улице, как когда-то давно летом. Мимо него идут люди, солнце клонится к закату, а женщины все спешат по делам в затрапезной одежде и башмаках.

Одна девушка привлекла внимание героя. Она поднялась из полуподвала и пересекла двор

Герой испытывает смятение, он не готов откровенно говорить и поэтому предпочитает рассказывать отговорки. Соседка быстро уходит и оставляет героя и его избранницу наедине.

В последующие пяти строфах происходит объяснение между влюбленными. Он просит ее не плакать и не морщиться, так как это только разбередит раны. Герой просит спутницу убрать руки, так как они словно провода под током. Он боится, что их снова бросит друг к другу.

И только ночь остается с мужчиной. Она наполняет его тоской, увеличивает стремление к разрыву. Без любви жизнь становится целостной, но скучной. Поэтому он все равно хочет любить, так как это наполняет существование эмоциями.

Начало творчества Пастернака

После окончания учебы молодой поэт начинает активно сочинять стихи, вступать в литературные клубы, а также знакомиться с другими популярными литераторами.

Впервые его стихи были опубликованы в 1913 году в сборнике «Лирика», а в 1914 вышла книга «Близнец в тучах».

Это было толчком для Пастернака — он осознает свои успехи, и уже в 1916 году издает «Поверх барьеров», находясь под впечатлением от города Урала.

В 1922 году семья Бориса переезжает в Берлин, что накладывает отпечаток на творчество писателя. Чувствуя себя одиноко, он продолжает общаться с другими писателями. Активно переписывается с Мариной Цветаевой.

В конце 20-х годов Пастернак больше обращается к прозе, нежели к поэзии. Пишет романы.

Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»

В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии за выдающийся вклад в развитие мировой литературы. Это знаменательное событие, однако, не принесло поэту ожидаемой радости и, уж тем более. Никак не отразилось на его материальном благополучии. Все дело в том, что известие о присуждении столь престижной награды было воспринято в СССР в штыки. В итоге поэта исключили из Союза писателей и перестали публиковать в советских изданиях. Некоторые литературные деятели даже настаивали на том, чтобы выслать Пастернака из страны как шпиона и антисоветского деятеля. На такой шах правительство страны вес же не отважилось, однако отныне на поэта начались самые настоящие гонения, от него отвернулись друзья и коллеги по писательскому цеху, которые раньше открыто восхищались творчеством Пастернака.

Именно в этот непростой период он написал стихотворение «Нобелевская премия», в котором признался, что «пропал, как зверь в загоне». Действительно, автор чувствовал себя в некой западне и не видел из нее выхода, так как все пути отступления были перекрыты ярыми блюстителями государственных интересов. «А за мною шум погони, мне наружу хода нет», – с горечью отмечает Борис Пастернак и недоумевает, почему оказался в такой нелепой и достаточно опасной ситуации.

Он перепробовал различные варианты разрешения проблемы и даже отправил в Швейцарию телеграмму, в которой отказался от присужденной ему награды. Однако даже этот поступок не смягчил тех, кто начал настоящую травлю Пастернака из-за собственной зависти, мелочности и желания выслужиться перед властью. Список тех, кто публично обвинял поэта во всех смертных грехах, включал довольно большое количество известных имен в мире искусства и литературы. Среди обвинителей значились и вчерашние друзья Пастернака, что особенно сильно задело поэта. Он не предполагал, что его успех вызовет столь неадекватную реакцию тех, кого он считал вполне порядочными и честными людьми. Поэтому поэт впал в отчаянии. Что подтверждают следующие строчки его стихотворения: «Будь что будет, все равно».

Тем не менее, Пастернак пытается разобраться в том, почему попал в такую немилость и опалу. «Что же сделал я за пакость, я убийца и злодей?», – вопрошает автор. Свою вину он видит лишь в том, что сумел пробудить в сердцах многих людей искренние и чистые чувства, заставил их восхищаться красотой своей родины, которую безмерно любил. Но именно этого оказалось вполне достаточно, чтобы на автора обрушились потоки грязи и клеветы. Кто-то требовал у пастернака публичного признания себя шпионом. Другие настаивали на аресте и теремном заключении поэта, которого за непонятные заслуги признали одним из лучших авторов за рубежом. Были и те, кто обвинял Пастернака в конъюнктуре и попытках выслужиться перед врагами Советского Союза в обмен на престижную премию. Параллельно поэту периодически поступали предложения покинуть страну, на что он неизменно отвечал, что для него это равносильно смерти. В итоге Пастернак оказался изолированным от всего общества и вскоре узнал, что болен раком легких. Поэтому в стихотворении и появляется такое финальное четверостишие: «Но и так, почти у гроба, верю я, придет пора – силу подлости и злобы одолеет дух добра».

Поэт понимал, что это стихотворение никогда не будет напечатано в СССР, так как является прямым обвинением тех, причастен к его травле. Поэтому он тайно переправил стихи за границу, где они и были опубликованы в 1959 году. После этого пастернака обвинили в шпионаже и в измене родине. Однако судебный процесс над поэтом так и не состоялся, потому что в 1960 году он скончался на своей даче в Переделкино.

Борис ПастернакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Лауреат – зверь в загоне

Пастернак свое положение после присуждения премии называет состоянием зверя в загоне – признание его таланта западным миром сделало его жизнь в СССР невыносимой.

Травля идет по всем фронтам, против ополчились критики (не читал, но осуждаю), власть, рядовые граждане, на ушах которых висела лапша пропаганды от адептов социализма. На предприятиях проводят собрания по поводу осуждения творчества Пастернака, критики выливают на страницы прессы весь накопленный яд и даже вчерашние друзья (многие из них) держат дистанцию «как бы что не вышло».

При таком давлении у Бориса Леонидовича нет возможности покинуть страну, он вынужден нести на голове терновый венец мученика, которые вместо оваций получает гонения.

В такой ситуации абсурда опускаются руки и Пастернак отдается на волю судьбе – будь что будет, свое он сделал, Родину прославил.

Последняя строфа навсегда врезалась в память автору этого анализа, ведь в ней прописаны золотые слова, которые должны быть путеводителем для любого честного и талантливого человека. Пусть автор «Живаго» и стоит почти у гроба (до смерти оставался всего год, год гонений и травли), но он верит в торжество силы добра:

Пастернак анализ

Джалтармаева Алия

Мастер (1340) 1 год назад

Стихотворение «Определение поэзии» вполне можно назвать у Б. Пастернака программным, поскольку в нем дается четкое изложение тому, что следует понимать под поэзией. Многие поэты и до, и после Пастернака писали свой взгляд на это определение, но пастернаковский характерен тем, что дает очень яркий по краскам, очень громкий по звукам, очень объемный по образам ответ на этот вечный вопрос.

Стихотворение не разбито автором на строфы через пробелы, но в условной первой строфе дается звуковое понимание поэзии – например, через соловьиную трель или свист. Но автор не ищет легких путей и простых описаний, он прибегает к использованию очень сложных метафор, которых непосвященному или обывательскому уму понять трудно.

Например, поэт пишет «щелканье сдавленных льдинок» вместо того, чтобы сказать об обычном хрусте снежинок под ногами, известном каждому. Фигаро – усеченное название оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», а значит, тоже музыка для посвященных. А непонятное слово «садкан» — означает название одной их тантрических духовных практик.

Особое внимание притягивает к себе строчки «это — сладкий заглохший горох, это — слезы вселенной в лопатках». Опять же, сам поэт давал разъяснения этой сложной метафоре: лопатками раньше назывались стручки молодого зеленого гороха

Таким образом, «слезы вселенной» оказываются как бы горошинами, прикрепленными к стручку, который рано или поздно раскроются, и тогда слезы-горошины будут выплаканы.

Поэт очень много сочетает высокого и низкого: Фигаро – на грядку, «небосвод завалился ольхою», доски в воде. Таким образом, поэт четко дает понять, что именно такое сочетание и рождает поэзию. Борьба и единство противоположностей дает новое понимание сути всех на свете вещей и явлений окружающего мира. Один предмет перерождается в другой, все взаимосвязано и взаимозависимо, и в то же время противостоит друг другу.

Это подтверждает и финал стихотворения, поскольку «вселенная», которая готова была расплакаться в середине произведения, оказалась «место глухое». Значит, только здесь, на Земле, где живет чувствующий, слышащий, осязающий и все понимающий человек, и рождается поэзия.

Анализ стихотворения «Нобелевская премия» Бориса Пастернака:

Основные темы

В стихотворении «Нобелевская премия» Борис Пастернак затрагивает несколько важных тем. Одной из них является тема творчества и литературы, которой посвящено большинство стихов. Стихотворение также затрагивает тему наград и признаний, человеческой слабости и самоотверженности. Кроме того, в тексте присутствуют религиозные символы и образы природы.

Основные символы

В стихотворении найдены несколько символов, которые отражают тему творчества и литературы. Один из них — это метафорическое изображение писателя как «пациента на операционном столе», который «разделяет страх с читателем». Другой символ — это представление литературы как «света в тьме», который ведет народ на путь истины.

Кроме того, в стихотворении присутствует символ книги, которая представляет собой не только литературу, но и ценности и идеалы. Религиозные символы — это образ креста и просьба ветра (представляющего святую Духа) о помощи и поддержке.

Образы

Структура стихотворения состоит из множества образов, которые ассоциируются с творчеством и признанием. В тексте встречается образ операции, где писателя можно рассматривать как пациента, открывшего для себя мир слов и идей. Кроме того, автор использует образ сказки, где главным героем является литература, которая зажигает свет в тьме.

В стихотворении используются и образы природы, такие как вода и ветер. Ветер, стихотворение описывает как надежду и разумение, а вода — как чистоту книги и идеалов.

Значение стихотворения

В стихотворении «Нобелевская премия» Борис Пастернак передает свое видение творчества и признания в литературе. Он описывает писателей как людей, которые страдают от своих творений, но продолжают творить ради своих идеалов. Кроме того, стихотворение передает общую идею о том, что литература приносит свет в мир и является путеводной звездой для народа.

Образы и символы

Лирический герой является не только ключевым образом стихотворения, но и полностью представляет собой автора. Соответственно, это мужчина в зрелом возрасте. На это указывают строки «Но и так, почти у гроба». Скорее всего, он много повидал в своей жизни. Так, в произведении говорится о загранице в том смысле, что герой не может позволить себе в настоящий момент туда уехать. Как и Пастернак. За рубежом у него были знакомые и приятели, которые могли бы оказать ему помощь, однако покинуть свою страну нельзя.

Лирический герой отождествляет себя со зверем в загоне, то есть его отрезали от свободы и мира. Читатель понимает, что в стихотворении «Нобелевская премия» описывает уставший человек, которому уже становится всё равно на дальнейшее развитие событий. Несмотря на безразличие, герой всё же пытается разобраться в том, за что он заплатил такую высокую цену. В стихотворении звучит мысль, что персонаж никого не убил и никому не сделал зла. Даже наоборот, он воспевал свою родину и продолжает её очень любить. Несмотря на всю пессимистичность героя, в его душе всё же есть надежда на победу справедливости.

Лирический герой дал понять, что его преследуют, а его свобода ограничена. Однако в стихотворении не были упомянуты те, кто осуществляет и поддерживает эти действия. Лишь зная биографию самого Пастернака, читатель может ответить на этот вопрос. Власть, бывшие друзья и коллеги, поклонники – все они представляют собой цельный образ того самого «гонителя», который становится полноправным героем стихотворения.

Последние статьи

  •   16 интересных идей, которые реализованы в Южной Корее и вполне пригодились бы россиянам сегодня, 13:03
  •   Почему мессионеры не смогли научить индусов жить по христианскому Новому Завету сегодня, 11:41
  •   2 развода и позднее счастье первой жены Владимира Машкова: Елена Шевченко сегодня, 10:25
  •   Борису Галкину – 74: Как сегодня живет актер, потерявших двоих детей, и в чем себя винит сегодня, 09:18
  •   Голуби на обед и другие традиции древних фараонов, которые остались в жизни современных египтян 18.09.2021, 23:55
  •   Бизнес по-коммунистически, или Как КНДР «развела» Швецию на сотни миллионов евро 18.09.2021, 22:58
  •   Почему в 1990-х маленькая француженка росла, как Маугли, и что с ней стало 18.09.2021, 22:22
  •   Почтовый пёс Оуни, который преодолел более 200 000 км, стал символом верности и человеческого предательства 18.09.2021, 18:27
  •   За что римского императора Гелиогабала прозвали безумцем, и Почему он в конце жизни решил принять христианство 18.09.2021, 17:45
  •   Как жена президента Рейгана исполнила мечту принцессы Дианы: Незабываемый вальс с Джоном Траволтой 18.09.2021, 16:02

Все статьи

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – процесс творчества. Основная мысль – творчество как процесс бесконечно расширяет человеческие возможности, поэт проживает отдельную жизнь в каждом своём детище.

Стихотворение состоит из 7 строф и соответствует этапам создания стихотворения. Первая и вторая строфы – растянувшееся на полгода создание стихов, уход в творчество. С 3 по 5 строфу описано осознание поэтом реальности, из которой он был исключён в процессе творчества. Последние две строфы описывают не внешнее поведение поэта в процессе творчества, как первые две, а его внутреннюю жизнь, то есть объясняют, откуда поэт черпает вдохновение. Пастернак придерживается той идеи, что творец получает информацию и толчок для творчества в неком месте грёз, то есть ничто не ново под луной.

СТИХОТВОРЕНИЕ Б.Л. ПАСТЕРНАКА "ПРО ЭТИ СТИХИ" АНАЛИЗ, ВОСПРИЯТИЕ, ИСТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Среди поэтов прошлого столетия Б. Пастернак выделяется довольно редко-стным свойством – даром поистине неиссякаемой радости, которая после всех разочарований и утрат не тускнеет, а, наоборот, становится глубже и чище. «Со-три случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен», — сказал однажды А. Блок. Пастернак, напротив, принимает мир со всеми его «случайными чертами». Ис-точник его радости – благодарная любовь к самой жизни; он принимает будущее не потому, что оно якобы «светлое», а потому, что это будущее. Такая любовь ко всему живому лежит в основе художественного реализма поэта. По мысли Пас-тернака, оригинальность художественного образа состоит не в его отличии от об-разов других художников, а в его соответствии действительности. Однако мир представляется поэту вечной загадкой. Не в этом ли секрет загадочности пастер-наковской поэзии? Вообще стихи Б. Пастернака не так просты для восприятия. Обратимся в этой связи к его стихотворению с необычным названием «Про эти стихи».

Данное стихотворение вошло в третью книгу поэта «Сестра моя – жизнь», положившую начало поэтической славе Б. Пастернака. Написанные в 1917 году, стихи, составившие эту книгу, были опубликованы с опозданием в несколько лет, в 1922 году. В книге «Сестра моя – жизнь», создававшейся в предреволюционное лето, практически нет примет грозной реальности. История не изображается ран-ним Пастернаком, а проживается им, входит в него, перерабатывается его созна-нием и воплощается в музыкальных изломах его ритмов, в игре поэтических ас-социаций. Главные из них – переклички с Лермонтовым, которому книга посвя-щена.

Читая стихотворение «Про эти стихи», соглашаешься с мыслью, что для Пастернака нет мелочей, у него крупно то, что мелко. Художественный мир сти-хотворения как будто рассыпается на детали, и в то же время из этих же деталей на наших глазах собирается в единое целое. Красота мира, в понимании Пастер-нака, в его самоценности, а не в соотнесенности его с человеком. А потому окру-жающий мир у него одушевлен сам по себе, а не по воле лирического героя

В этой связи стоит обратить внимание на встречающиеся в тексте стихотворения специфические олицетворения: «задекламирует чердак», «галчонком глянет Рож-дество», «разгулявшийся денек». По сути, здесь окружающий мир становится действующим лицом, а не предметом описания

Такая невыделенность лирического героя создается и с помощью звуковой организации стиха. Звуковой строй становится образным выражением единства внешнего мира и лирического героя:

На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам

Зимой открою потолку

И дам читать сырым углам.

Звуковое сходство слов рождает представление о взаимосвязи разных сто-рон бытия. На протяжении почти всего поэтического текста нельзя не услышать аллитерацию на звуки «т» и «с».

В кашне, ладонью заслоняясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

На основании этих строк Пастернака часто обвиняли в оторванности от жизни. Однако, думается, здесь явно ощутимо дыхание той же вечности: об этом говорят и обращение к детям – символу вечного обновления жизни – и использо-вание слова «тысячелетье». Поэтому не ощущающий внутренних границ лириче-ский герой может запросто «курить» с Байроном и «пить» с Эдгаром По. Вообще это расширение времени и пространства подчеркивается и синтаксисом стихотво-рения. Если в первых трех строфах поэт использует короткие предложения, то да-лее каждое предложение – это целая строфа.

Упоминание Лермонтова придает поэтическому миру еще большую всеох-ватность. А душевный размах лирического героя так созвучен лермонтовскому: «Я любил все обольщенья света…». Анафорически же начинающиеся близкие к финальным строки подчеркивают ту же безграничность времени и утверждают небывалую полноту человеческой жизни:

Я жизнь, как Лермонтова дрожь,

Как губы в вермут окунал.

Травля Пастернака за присуждение ему нобелевской премии

Советские власти весьма скептично относились к подобным наградам. Играла роль и жесткая цензура СССР.

Поэту Пастернаку пришлось мигрировать в Грузию, дабы избежать нападок со стороны других. Его друзья оказывали ему огромную поддержку.

Ввиду сложившихся обстоятельств, писатель выпускает произведение под названием «Нобелевская премия» — небольшое стихотворение с горькими словами правды и попытку защитить себя и отстоять свои права.

Попытка, правда, была расценена как «измена Родине» властями СССР. Избежать наказания Пастернаку удалось из-за своей популярности, которую поэт получил к тому времен. Ход делу не дали.

Темы

Тематикой стихотворения «Нобелевская премия» является невиновный человек под гнётом власти. С одной стороны, основная тема проста и понятна, но с другой – оказывается так, что человек не может противостоять такому громадному явлению. Политическая травля и репрессии совершенно не новы для Советской России. Такая сила способна лишить человека связей и отрезать его от всего мира.

Первое четверостишие начинается с антитезы, в которой будут противопоставлены СССР и заграница:

Лирический герой ощущает себя настоящим животным, на которого началась охота или травля, как в реальной жизни поэта. Герой чувствует полное внутреннее опустошение, потому что ещё вчера у него были друзья, поклонники и даже «ярые» почитатели. Однако уже сегодня все его «приятели» отвернулись от него и переметнулись на противоположную сторону в угоду советской власти. Символ «воля» в этом стихотворении означает заграницу. И именно последняя строчка данного четверостишия задаёт тон всему тексту и усиливает его пессимистичность.

«Мне наружу хода нет» — это значит, что лирический герой не может вырваться из оков сложившийся ситуации. Также и Пастернак. Он понимает, что спокойно уехать из страны он уже не сможет. Потому что его либо лишают статуса гражданина и высылают из России, либо писателя сажают в тюрьму.

Во втором четверостишьи читатель встречает описание природы и неизменный для русского литературного творчества мотив дороги. Если повнимательнее присмотреться, то в этом мотиве проглядываются фольклорные элементы, а именно три дороги. Первый путь – это темный лес. В непроглядных зарослях обитают дикие звери, то есть существует опасность такой встречи. Второй путь — берег пруда. Вода также может нести в себе смерть. И последний, третий путь – это сваленная ель, то есть здесь не может проехать ни машина, ни любой другой транспорт. Выходит, что у лирического героя совершенно нет путей для «отступления». Из этого можно сделать вывод, что картины природы передают полную безвыходность положения.

«Будь что будет, все равно» — последняя строчка в этом четверостишии. Она может означать полное отчаяние, так как в реальности Пастернак, так же как и его лирический герой, перепробовал все варианты для смягчения данной ситуации, даже написал письмо с отказом от премии, однако ничего не помогло. Также данная строка навевает грусть, поэтому при рассмотрении первых двух четверостиший образуется рефрен.

В следующей части лирический герой признаётся, что не понимает, почему его обвиняют. Далее идёт единственный вопрос во всём стихотворении. Несмотря на его «риторичность», герой пытается самостоятельно на него ответить. Однако его продолжают одолевать сомнения и обиды, ведь он заставил весь мир плакать над красотой своей страны. Здесь идёт речь о самом романе Пастернака «Доктор Живаго». Писатель не ставил себе задачу очернить СССР, но наоборот, максимально реалистично показать всю разворачивающуюся картину его современности. Так, в западном обществе, где произведение всё же вышло в свет, публика действительно приняла «Доктора Живаго» очень хорошо, и Пастернак получил большое количество положительных отзывов.

Заключительное четверостишие уже представляет собой оппозицию всем предшествующим строкам. Вся грусть и пессимизм переходят в светлую надежду на то, что добро победит зло. Лирический герой выражает уверенность, что весь трагизм и нелепость ситуации в конечном счёте падут, а справедливость восторжествует.

Однако здесь ещё один момент, который стоит отметить. Строчка «Но и так, почти у гроба» показывает ощущение смерти не только лирическим героем, но и самим писателем. Пастернак во время написания стихотворения (1959 г.) уже серьёзно болен. Вся эта несправедливость с романом, травлей и Нобелевской премией только лишь усугубила состояние писателя. Пастернак уверен, что он находится на пороге смерти, и в какой-то степени был прав. Через год после этого стихотворения он умирает.

Так, невзирая на политическую обстановку, Борис Леонидович высказал свою гражданскую позицию при помощи данного стихотворения. Среди его недоброжелателей всё же нашлись люди, которые услышали его и поддержали.

«Нобелевская премия»

Перед получением премии Б. Пастернак закончил работу над романом «Доктор Живаго», который стал толчком к гонениям. Вскоре писателя обвинили в измене Родине, травят и коллеги, которые ещё недавно восхищались творчеством писателя.

Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» Пастернак в феврале 1959 года был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко, где ему угрожали обвинением по статье 64 «Измена Родине».

Стихотворение относится к автобиографической лирике. Тема стихотворения – невинный человек под давлением власти. Автор показывает, как политическая травля может отрезать человека ото всего мира, утверждает силу воли, благодаря которой тот продолжает жить, тая в сердце надежду, что дух добра победит зло.

Вынеся в заглавие причину своей печали, автор сообщает тему стихотворения и делает Нобелевскую премию символом высших заслуг и высших наказаний.

Первое четверостишие строится на приеме антитезы: противопоставляются родина автора и заграница. Поэт использует метафору (лирический герой – зверь в клетке, воля – заграница), чтобы сильнее подчеркнуть разницу между этими понятиями. Автор явно намекает на невозможность вырваться из страны: его либо насильно лишат гражданства и вышлют, либо посадят в тюрьму.

Далее перед нами разворачивается картина природы, которая символизирует безвыходность положения, так как темный лес означает волков, берег пруда – возможность утопиться или утонуть, а ель преграждает дорогу, и машина никак не проедет, значит опять лес или пруд.

Далее лирический герой пытается выяснить, в чем же он виноват, что оказался в таком положении. Поэт использует прием риторического вопроса:

 Ответ героя на свой же вопрос звучит иронически горько:

Здесь имеется ввиду роман “Доктор Живаго”, за который мировое сообщество решило дать Пастернаку Нобелевскую премию. Эта развернутая перифраза как нельзя лучше показывает отношение поэта к своему творчеству.

Свою вину он видит лишь в том, что сумел пробудить в сердцах многих людей искренние и чистые чувства, заставил их восхищаться красотой своей родины, которую безмерно любил. Но именно этого оказалось вполне достаточно, чтобы на автора обрушились потоки грязи и клеветы. В итоге Пастернак оказался изолированным от всего общества и вскоре узнал, что болен раком легких.

Поэтому в стихотворении и появляется такое финальное четверостишие: «Но и так, почти у гроба, верю я, придет пора — силу подлости и злобы одолеет дух добра». Способ рифмы: перекрёстный.

Первые шаги в мир литературы

С этого момента его жизни Пастернак начинает активную деятельность в литературных кругах. Вступая в различные литературные сообщества и поддерживая хорошие отношения с молодыми и давно признанными авторами, он постепенно вливается в общую атмосферу

В 1913 году произошло важное событие для писательской карьеры Бориса, некоторые из написанных им стихов были опубликованы в сборнике «Лирика»

Постепенно, начиная осознавать себя как писателя, молодой человек издает все больше своих работ, завоевывая уважение и внимание публики. В 1916 посетив Урал он издал «Поверх барьеров». Через два года вся семья поэта по личным причинам вынуждена была отправиться жить в Берлин

Поддерживая активную переписку со своими родными, писатель знакомится со многими эмигрантами, в том числе писателями. В 1922 году одиночество поэта завершилось, и он заключает брак с Евгенией Лурье. Через год у пары появился сын Евгений, и пара отправилась гостить к родителям Пастернака в Берлин

Через два года вся семья поэта по личным причинам вынуждена была отправиться жить в Берлин. Поддерживая активную переписку со своими родными, писатель знакомится со многими эмигрантами, в том числе писателями. В 1922 году одиночество поэта завершилось, и он заключает брак с Евгенией Лурье. Через год у пары появился сын Евгений, и пара отправилась гостить к родителям Пастернака в Берлин.

Анализ стихотворения «Август» Пастернака

Последние годы жизни Пастернака были очень непростыми. Еще до публикации на Западе романа «Доктор Живаго» поэт и писатель почувствовал усиливающееся на него со стороны власти давление. Переживания и боязнь за собственную судьбу привели к тому, что в 1952 г. Пастернак пережил инфаркт. Почувствовав близкое дыхание смерти, он начал легче относиться к своей жизни. В 1953 г. Пастернак написал стихотворение «Август», в котором открыто говорит о своей вероятной скорой кончине.

Стихотворение начинается с описания обычного раннего утра. Лирический герой просыпается в своей постели и внезапно обнаруживает, что его подушка мокрая. Ища причину, он вспоминает свой необыкновенно яркий сон. Автору снилась собственная смерть и похоронные проводы. Он ясно видел множество друзей, участвующих в процессии.

Происходит ключевой момент стихотворения и сна лирического героя: один из провожающих его в последний путь с опозданием вспоминает, что в этот день отмечается православный праздник — Преображение Господне («шестое августа по старому»). В народе этот праздник пользовался большой популярностью и назывался «Яблочный Спас». Он считался днем подведения определенных годовых итогов, началом осени и времени сбора урожая. В этот праздник «свет без пламени… с Фавора» (гора в Израиле, на которой три апостола стали свидетелями Преображения Иисуса Христа) разливается над всей землей.

Пастернак перед лицом близкой смерти уже не боится возможных преследований, поэтому смело вводит в произведение религиозную тематику. Он видит «казенную землемершу» — смерть, которая уже давно ждет его на кладбище. Финальная часть стихотворения — «провидческий голос» поэта, прощающийся с земной жизнью. Лирическому герою не жалко расставаться с материальными ценностями. Он уже осознал их бесполезность. Поэт прощается с «лазурью преображенской», «годами безвременщины», а самое главное, — с «творчеством и чудотворством». Он прожил долгую жизнь, насыщенную как радостями, так и «бездной унижений». Покидая этот мир, он жалеет лишь о том, что теряет свой бесценный божественный дар — возможность творить.

Пророческий сон Пастернака сбылся не сразу. Поэт прожил еще семь лет. Но эти годы стали самыми тяжелыми в его жизни. Смертельно больного человека ждали ожесточенная травля за публикацию «Доктора Живаго», вынужденный отказ от Нобелевской премии, предательство бывших друзей и знакомых. В каком-то смысле смерть Пастернака в 1960 г. стала для него долгожданным избавлением от страданий.

Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям

В декабре 1933 года парижская пресса писала: «Вне сомнения, И.А. Бунин — за последние годы, — самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзии», «король от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху». Русская эмиграция рукоплескала. В России же к известию о том, что русский эмигрант получил Нобелевскую премию, отнеслись весьма едко. Ведь Бунин негативно воспринял события 1917 года и эмигрировал во Францию. Сам Иван Алексеевич очень тяжело переживал эмиграцию, активно интересовался судьбой своей покинутой Родины и в годы Второй мировой категорически отказался от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Приморские Альпы, возвратился откуда в Париж только в 1945.

Иван Алексеевич Бунин. 1901 год.

Известно, что Нобелевские лауреаты вправе сами решать, как им потратить полученные деньги. Кто-то вкладывается в развитие науки, кто-то в благотворительность, кто-то в собственный бизнес. Бунин же, человек творческий и лишенный «практической смекалки», распорядился своей премией, которая составила 170331 крону, совсем нерационально. Поэт и литературный критик Зинаида Шаховская вспоминала: «Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич… не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать «пособия» эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, он вложил оставшуюся сумму в какое-то «беспроигрышное дело» и остался ни с чемИван Бунин – первый из писателей-эмигрантов, кого начали публиковать в России. Правда, первые публикации его рассказов появились уже в 1950-х годах, уже после смерти писателя. Некоторые же его произведения повести и стихи были опубликованы на Родине только в 1990-х.Боже милосердый, для чего тыДал нам страсти, думы и заботы,Жажду дела, славы и утех?Радостны калеки, идиоты,Прокаженный радостнее всех.(И.Бунин. сентябрь, 1917)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: