«июль» — анализ стихотворения бориса пастернака

Лучшие стихи бориса пастернака

История создания

У Пастернака была дача в Переделкино, где с начала июня он любил проводить время. На участке рос небольшой огород, на котором поэту нравилось возиться. До города было всего полчаса, поэтому Борис Леонидович легко мог приехать на дачу.

Домик располагался рядом с лесом, что позволяло поэту отдыхать от городской суеты и наслаждаться пейзажем. «Июль» Бориса Пастернака является образцом поздней лирики. Работа написана в 1956 году. Это был один самых счастливых периодов в жизни поэта. За год он создал около сотни стихов, и все они хранились в специальном блокноте.

В это время Пастернак старался отойти от символизма. В его работах стали появляться признаки футуристической манеры. В тексте он раскрывает тему близкой связи человека и природы. Разные растения, цветы, деревья — все это было красивым и необычным. Пастернак считал, что именно природа близка к душе человека.

Анализ стихотворения Пастернака «Июль»

Несмотря на то, что с годами Борис Пастернак пересмотрел свое отношение к литературе и отказался от применения приемов футуризма в своем творчестве, в его произведениях позднего периода все же иногда проступают черты этого направления. Поэт отверг концепцию, согласно которой форма в поэзии играет гораздо более важную роль, чем содержание, но, тем не менее, остался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность.

В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркие и непредсказуемый летний месяц.

Несмотря на то, что интриги больше нет, Пастернак продолжает отождествлять июль с живым существом, которые свойственны обычному человеку. Так, в восприятии автора июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом, проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со степным нечесаным растрепой, который может позволить себе самые глупые и непредсказуемые выходки. Но при этом наполняет дом запахом липы, укропа и луговых трав. Поэт отмечает, что незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придет августовский зной – первый признак надвигающейся осени.

Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.

Борис ПастернакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Жанр и художественные приемы

Анализ стихотворения Пастернака позволяет лучше разобрать особенности работы. В тексте можно выделить две части. В первой поэт описывает встречу мужчины с возлюбленной, во второй происходит разговор между ними.

При написании стихотворения Пастернак использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэта улицы старинные, одежда дешевая, а походка усталая;
  • метафора — автор описывает закат, как пожар;
  • анафора — некоторые строки начинаются одинаково, и это позволяет усилить эмоциональный окрас стихотворения.

Жанр стихотворения — элегия. Автор делится своими размышлениями, описывает чувства и мысли. Можно предположить, что работа носит автобиографический характер. Герой в стихотворении выглядит потерянным и смятенным. Без любви жизнь для него перестала иметь значение, но стоило ему встретиться с избранницей, как все изменилось.

В тексте видно, что герой испытывает противоречивые чувства:

  • с одной стороны, он стремится к встрече с любимой;
  • с другой — страсть способна убивать.

Литературоведы считают, что сборник работ из «Доктора Живаго» посвящен Ольге Ивлинской, переводчице и музе поэта. Именно к ней он был больше всего привязан. Главная идея произведения очень простая: лучше стремиться к любви, испытывать чувства, поддаваться страсти. Тогда жизнь заиграет красками и не будет скучной. Без нее лирический герой ощущал себя, словно мертвым.

Снег идёт

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет, —

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься — и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

1957 год

*****

Тема

Стихотворение посвящено летней тематике. В нем автор создал оригинальный образ июля, благодаря чему произведение занимает почетное место в русской литературе. Несмотря на то, что в центре авторского внимания природа, нельзя сказать, что произведение представляет целостный пейзаж. Скорее это рассказ о непоседе-дачнике, который в некоторых строках перебивается пейзажными зарисовками. Июль – центральный герой стихов, но нельзя забывать и о лирическом герое. Именно он сдает летнему месяцу в наем комнаты.

«Тени сизые смесились» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр, история создания

В первых строках лирический герой рассказывает, что в его доме появилось какое-то существо, топающее по чердаку. Он предполагает, что это приведение или домовой. Герой совсем не боится «гостя», только жалуется на его проказы: «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола». Шутник не очень воспитанный, так как не вытирает у порога ноги, а вбежав в дом, начинает плясать с занавеской.

В четырех строфах стихотворения автор сохраняет интригу, а в пятом признается, кто же этот гость-проказник. Оказывается, это июль. Летний месяц ассоциируется у Б. Пастернака с дачником, приехавшим на время короткого отпуска. Июль не стесняется хозяев, пустивших его в дом. Он позволяет себе таскать в одежде одуванчики и заходить в дом сквозь окна.

В последнем катрене Б. Пастернак отображает целый букет июльских ароматов. Это запахи липы, укропа, ботвы и луга. Прочитав стихотворение, нетрудно заметить, что лирический герой совсем не сердится на растрепу. Наоборот, он грустит, что «отпуск» июля такой короткий.

Анна Ахматова. [Памяти Поэта]

Анна Ахматова, 23 июня 1965 года, фото Давида Файнберга

Как птице, мне ответит эхо Б. П.

Умолк вчера неповторимый голос, И нас покинул собеседник рощ. Он превратился в жизнь дающий колос Или в тончайший, им воспетый дождь. И все цветы, что только есть на свете, Навстречу этой смерти расцвели. Но сразу стало тихо на планете, Носящей имя скромное… Земли.

1 июня 1960. Москва. Боткинская больница

* * *

Словно дочка слепого Эдипа, Муза к смерти провидца вела, А одна сумасшедшая липа В этом траурном мае цвела Прямо против окна, где когда-то Он поведал мне, что перед ним Вьётся путь золотой и крылатый, Где он вышнею волей храним.

11 июня 1960. Москва. Боткинская больница

Стихи Анны Ахматовой (1889 – 1966) «Умолк вчера неповторимый голос…» и «Словно дочка слепого слепого Эдипа…» – написаны в Москве, в Боткинской больнице, в июне 1960 года. Первое – через день после смерти Пастернака. Видимо, это был самый первый поэтический отклик на его кончину. В книге Ахматовой «Бег времени» (Ленинград, 1965), стихотворение опубликовано под названием «Смерть поэта». Цензура нарочно «датировала» его 1957 годом, чтобы сбить читателя с толку.

Аудиозапись авторского чтения сделана в последний ахматовский день рождения (23 июня 1965 года) в Москве, на квартире Любови Большинцовой-Стенич, где Ахматова не раз останавливалась. Наша публикация, судя по всему, премьерная. Благодарим записавшего Ахматову на магнитофон – Давида Людвиговича Файнберга, руководство и сотрудников Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, кинодокументалистку Елену Якович и Государственный музей российской литературы имени В.И. Даля.

Единение с природой

В этом стихотворении Пастернак показывает насколько человек должен быть един с природой. Кому-то нравится май за цветущие сады, кто-то входит в душевный экстаз от золотой осени, но есть своя прелесть и в июле. Этот месяц символизирует расцвет лета, когда природа расцвела на 100 и год вышел на пик благоденствия.

1956 год был одним из годов расцвета Пастернака. Поэт уже достиг всего, о чём можно мечтать, разве что немного горчинки принёс отказ от Нобелевской премии и нежелание властей печатать автора в должном объёме. Уже нет необходимости искать что-то новое, остаётся описывать текущие эмоции без погружения в философские дерби.

В этот момент единение с природой выглядит вполне уместным, так как это дарит спокойствие и возможность подвести итог над прошедшими годами. В 1956 году Пастернак похож на июль, далее 4 года идёт закат и жизнь заканчивается под аплодисменты читателей и поклонников.

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

1956 год

*****

Анализ стихотворения Пастернака «Единственные дни»

Стихотворение «Единственные дни» относится к позднему творчеству Пастернака. Оно написано в 1959-ом, в трудное для поэта время. Борис Леонидович находился на семидесятом году жизни, изнутри его изъедала мучительная болезнь – рак легкого. Кроме того, на долю Пастернака выпала масштабная травля, организованная советской властью и связанная с получением Нобелевской премии. Роман «Доктор Живаго» в прессе СССР называли литературным сорняком, клеветой. При этом большинство людей, выступавших против Бориса Леонидовича, его главное прозаическое произведение никогда не читали. «Единственные дни» – стихотворение умудренного сединами человека, много повидавшего, как хорошего, так и плохого, осознающего, что смерть близка. Текст отличает простота, емкая и естественная одновременно. Между строк Пастернак передает читателем ощущение того, что физическая кончина – это не финал, а жизнь способна продолжаться и за пределами земного существования. Из лаконичности, отсутствия мудреных философских сентенций и сложносочиненных средств художественной выразительности рождается чувство вечности, к которой причастен каждый человек.

Заглавие анализируемого стихотворения походит на оксюморон. Разрешение противоречия дано в первой строфе. Прилагательным «единственный» лирический герой характеризует только дни зимнего солнцестояния. Согласно естественному ходу жизни природы, день этот повторяется ежегодно. Соответственно, уже в начале текста Борису Леонидовичу удается преодолеть оппозицию неповторимости и повторяемости, множественности и единственности. Интересно, что день зимнего равноденствия поэт называет днем солнцеворота, обращаясь к древнерусскому термину. В связи с этим возникают ассоциации с языческим праздником. Более того – появляется значение движения (поворот солнца). Выбор слова в данном случае особенно важен. Он помогает обыграть сочетание мотивов динамики и статики

Обратите внимание – лирический герой описывает дни, когда время словно замирает. При этом изображение их дается посредством глаголов движения: «с крыш течет», «зима подходит к середине»

«Единственные дни» – жемчужина философской лирики Пастернака. В стихотворении нашло отражение отношение к жизни как к бесконечному солнцевороту, ко времени как к составляющей вечности, в рамках которой все непрерывно и взаимосвязано.

Читать стих «Единственные дни» Пастернака Бориса Леонидовича задают ученикам в классе на уроке литературы. Это произведение было создано в 1959 году, и относится к позднему периоду творчества поэта. В это время автору было уже около семидесяти лет, а сам он страдал от мучительного заболевания – рака легкого. При этом он испытал все сложности жизни, которые выпали на долю многих поэтов Серебряного века. Его преследовали, не печатали его произведения, и даже тот факт, что его удостоили Нобелевской премии, не изменил мнения о нем советской власти. Для родной страны он так и оставался «буржуем», а его роман «Доктор Живаго» и вовсе обильно поливали грязью, и считали клеветой. Стихотворение «Единственные дни» создано человеком, который уже прожил жизнь с плохими и хорошими её моментами, и который понимал, что эта жизнь скоро закончится.

Текст стихотворения Пастернака «Единственные дни» написан простым языком, он емкий и естественный. Его основная мысль заключается в том, что конец физической жизни, это еще не финал, поскольку существует и другое продолжение жизни, в вечности. Здесь нет ничего заумного и нет сложных философских мыслей, напротив, все очень лаконично. Именно благодаря такому приему читателю передается это самое ощущение, что время как будто замедляет свой ход.

Учить это удивительное стихотворение, которое считается вершиной творчества Пастернака, можно онлайн, а скачать его полностью можно бесплатно.

На протяженье многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.

И целая их череда
Составилась мало-помалу –
Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.

Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.

И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней,
И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.

И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.

Гость снимает маски

Интрига длится недолго, уже в середине стихотворения поэт задаёт вопрос, ответ на который ставит всё на законные места – по дому бродит приезжий жилец под именем «июль». Он стал дорогим гостем на месяц и это надо принимать, как должное, как неизбежное. Иногда жилец спокоен и шалит только с занавесками, танцуя с ними, как настоящий танцор, взвиваясь в экстазе танца до потолка. Иногда к жильцу приходят гости в лице грозы, прохлады и дождя. Тогда дом темнеет, но тьма длится недолго, замещаясь ярким солнцем и жарой.

У жильца в гостях много друзей – это не только громкоголосая гроза, которая временно нарушает покой, но и молчаливый пух одуванчиков, лопухи и другие атрибуты летнего месяца.

Темы, проблемы, настроение

Данное стихотворение выше мы уже охарактеризовали как пейзажная лирика. Но хочется уточнить, что, как таковой, чистой пейзажной лирики у Пастернака не встречается. Хотя у Бориса Леонидовича множество стихов с названиями, которые сразу предупреждают читателя о предмете повествования, о природе: «Февраль», «Весна», «Зимняя ночь», «Июльская гроза», «Август», «В лесу»…

Природа для поэта – это не отдельное, а часть от чего-то целого, большого, которое нельзя разделить, но можно рассмотреть с разных ракурсов. Любовь, природа, творчество –вот это «целое», вот три неразлучные темы, которые пронизывают все произведения автора. Рассматривая творчество Бориса Леонидовича с данной точки зрения, можно сказать, что стихотворение «Июль» — это размышления поэта о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни с помощью природы.

Проблемой всех произведений автора можно считать проблему восприятия мира. В данном стихотворении она тоже просматривается, поэт воспринимает лето не как «антураж», не как окружающий интерьер, а как отдельную личность, живое существо, которое имеет свой характер, мнение.

Настроение стихотворения «Июль» светлое, забавное, очень оптимистичное, можно сказать, что стихотворение детское, но философское звучание всё же присутствует, добавляя произведению тайны и глубины.

Текст

По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати, Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий, Наш летний дачник отпускник.

На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одеже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.

1956 год

Борис Пастернак в поэтическом творчестве пошёл своей дорогой, что лишний раз подчеркнуло индивидуальность поэта и его нежелание идти проторенными тропинками. Если большинство авторов в расцвете карьеры пытается усложнить стихи, наполнить до полна пространство между строками, то Пастернак наоборот упрощает подачу материала читателям. Пример тому стихотворение «Июль», написанное в 1956 году на фоне впечатлений от проведённого в Переделкино лета.

Смысл стихотворения «Июль»

Для начала опишем сюжет и его развитие в стихотворении. Автор сначала не говорит, что перед нами июль. Он создает игривый образ немного непоседливого мальчика. Этот «мальчишка» и приведение, и домовой, он мешает делать домашние дела, срывает скатерти, буквально заставляет занавески летать. Мы задаемся вопросом: а кто же это? И ответ после первого чтения очень удивляет — это июль. Именно он ветром проносится по дому, своими запахами мешает работать, ведь человека, вдохнувшего июльский воздух, накрывает чувство свободы и легкости. Уже не хочется думать о земных хлопотах — мечтается лишь о высоком и недоступном.

К тому же, автор освещает даже отрицательные стороны месяца через положительные образы: грязь с улицы, колючки, пыль — все это кажется Борису Пастернаку в каком-то смысле милым. Видно, какой искренней любовью он обожает июль и все его проявления, даже несколько обидные и неприятные. По сути, стихотворение — это настоящая ода этому месяцу.

Так в чем же смысл этого стихотворения? На самом деле, Пастернак не вкладывал в это стихотворение что-то поистине глубокое и актуальное на тот момент времени. Автор лишь хотел поделиться своими эмоциями и чувствами относительно этого месяца. Как уже было сказано выше, видно, что Пастернак просто обожал его, ведь только влюбленный человек может так тонко передать особенности какого-либо времени. Причем, как положительные, так и отрицательные. Даже банальную грязь и пыль автор передает с какой-то любовью и лаской.

Интересно отметить, что Борис Леонидович использовал необычный прием, который заключается в одушевлении месяца. То есть июль мы представляем как игривого мальчишку, готового на различные шутки и розыгрыши. Поэтому он и занавески поднимает, и скатерти сметает, и колючки на одежду приклеивает. Чувствуется, что в нашем понимании июль стал более живым, нежели раньше. Оно и понятно, ведь Пастернак смог преподать его в безумно приятном ключе. С первых строчек мы чувствуем, что летний месяц стал для нас другим. Теперь это не просто погода, а что-то большее.

Борис Пастернак создал по-настоящему уникальное произведение искусства. Он умело соединил некий ребяческий образ и летний месяц июль. Это сочетание позволило придать описанию действительно живой и наглядный внешний вид. Вряд ли кто-то смог бы описать июль лучше. Ни один речевой оборот (даже самый красивый) не сравнится с настолько ярким образом. В этом огромная заслуга мастера — Бориса Леонидовича Пастернака! Не просто так его работы читают и перечитывают даже сейчас!

Борис Пастернак. В больнице

Стояли как перед витриной, Почти запрудив тротуар. Носилки втолкнули в машину. В кабину вскочил санитар.

И скорая помощь, минуя Панели, подъезды, зевак, Сумятицу улиц ночную, Нырнула огнями во мрак.

Милиция, улицы, лица Мелькали в свету фонаря. Покачивалась фельдшерица Со склянкою нашатыря.

Шел дождь, и в приёмном покое Уныло шумел водосток, Меж тем как строка за строкою Марали опросный листок.

Его положили у входа. Всё в корпусе было полно. Разило парами иода, И с улицы дуло в окно.

Окно обнимало квадратом Часть сада и неба клочок. К палатам, полам и халатам Присматривался новичок.

Как вдруг из расспросов сиделки, Покачивавшей головой, Он понял, что из переделки Едва ли он выйдет живой.

Тогда он взглянул благодарно В окно, за которым стена Была точно искрой пожарной Из города озарена.

Там в зареве рдела застава, И, в отсвете города, клён Отвешивал веткой корявой Больному прощальный поклон.

«О Господи, как совершенны Дела Твои, – думал больной, – Постели, и люди, и стены, Ночь смерти и город ночной.

Я принял снотворного дозу И плачу, платок теребя. О Боже, волнения слёзы Мешают мне видеть Тебя.

Мне сладко при свете неярком, Чуть падающем на кровать, Себя и свой жребий подарком Бесценным Твоим сознавать.

Кончаясь в больничной постели, Я чувствую рук твоих жар. Ты держишь меня, как изделье, И прячешь, как перстень, в футляр».

1956

Стихотворение Бориса Пастернака «В больнице» (1956) запечатлело реальные события из жизни поэта: 20 октября 1952 года он перенес тяжелый инфаркт.

После возвращения из больницы, Пастернак писал своему близкому другу Нине Александровне Табидзе: « …В минуту, которая казалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его. “Господи, – шептал я, – благодарю Тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык – величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество – Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи”. И я ликовал и плакал от счастья».

Аудиозапись авторского чтения Пастернака сделана за два года до его кончины. Она была организована шведским славистом, переводчиком и литературоведом – Эриком Местертоном (1903 – 2004). В середине 1950-х, работая в библиотеке Гётеборгского университета, Местертон основал звуковой архив, для которого и записал поэта весной 1958 года в Переделкине. В том же году звуковой автограф стихотворения «В больнице» был издан в Швеции и в Англии (на пластинках-миньонах). На конверте английского издания сообщалось, что эти несовершенные записи, скорее всего, единственные в мире, и что «…вряд ли голос автора “Доктора Живаго” был сохранен кем-то из его соотечественников». Время показало, что это – к счастью – не так.

А в СССР аудиозапись стихотворения «В больнице» вошла в состав винилового «диска-гиганта» «Голоса, зазвучавшие вновь. Восстановленные записи 1908­ – 1956 гг.», составленного Львом Шиловым и выпущенного в 1978 году Апрелевским заводом грампластинок.

Анализ стихотворения Июль Пастернака

Несмотря на разнообразие тем, пронизывающих творчество Бориса Пастернака, автор чаще всего изображает события на природном фоне. Наделяя явления окружающего мира свойствами человека, он пытается установить между ними тесную взаимосвязь.

В начале стихотворения «Июль» нет четкого изображения действующего образа. Лишь последовательное приближение к концу произведения дает понять, о чем идет речь. Сплетение человека и природы присутствует в каждой строфе. Стихотворение напоминает один из русских фольклорных жанров — загадку.

Автор представляет неизвестный объект живым существом. Образ эмоционален («взвивается до потолка»), движения его быстры и хаотичны, любопытен («мешается во все дела»), подвижен («вбегает в вихре сквозняка»). Но наряду с этими действиями он симпатичен автору. Б. Пастернак наделяет его качествами, характерными для ребенка, который беспрестанно проказничает. Поэтому становится притягательным, безобидным, вызывает нежность.

В начале автор определяет его как «домовой», «привидение», придавая неопределенность, таинственность. Далее представляет в роли приезжего, дачника-отпускника, путая читателя в определении истинного лица героя, блуждающего по дому.

Сюжет, который построен на распутывании загадочного образа, в шестой строфе становится прозрачным. Интрига раскрыта. В роли разгуливающего по дому существа выступает ветер. Отношение автора к одному из летних месяцев становится очевидным. Озорной теплый воздух радует лирического героя, являясь частым гостем в его доме с наступлением июля. Ароматы лугов наполняют помещение успокаивающим «запахом укропа», «липой и травой». «Пух одуванчиков», символизирующий легкость, попадая с ветром в открытые окна, настраивает на мечтательность.

Глаголы, которые имеют отношение к ветру, отличаются стремительностью действий, динамичностью. Впечатления автора усиливаются под воздействием звуков, напоминающих о жарком долгожданном лете («все громко говорящий вслух»). Благодаря эпитетам («недолгий роздых», «целый дом», «воздух луговой»), сравнению «И с занавеской как с танцоршей, взвивается до потолка», олицетворениям («снял комнаты», «дачник-отпускник») автор допускает образ ветра близко к себе, доверяя ему, принимая за родного.

Таким образом проявляется желание Б. Пастернака наслаждаться каждым проявлением в природе, стремление к единению с ней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: