🐝 и цветы, и шмели

«и цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Бунин И. «Полевые цветы»

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Полевые цветы» и их характеристика

  1. Дорогие цветы. Красивые, нежные, заморские.
  2. Полевые цветы. Скромные, стыдливые, родные.

План пересказа стихотворения «Полевые цветы»

  1. Дорогие цветы
  2. Теплицы
  3. Скромные цветы
  4. Небосвод и созвездия
  5. Родные и близкие

Главная мысль стихотворения «Полевые цветы»
Нет ничего прекрасней простых полевых цветов нашей Родины.

  • Чему учит стихотворение «Полевые цветы»
  • Отзыв на стихотворение «Полевые цветы»
  • Анализ стихотворения «Полевые цветы»
  • Средства художественной выразительности в стихотворении «Полевые цветы»

Стихотворение учит любить свою родную землю, любить ее природу, ее цветы. Учит быть патриотом Родины и не менять свое, родное, на чужое, пусть и дорогое.

Мне очень нравится это стихотворение, в котором автор сумел выразить свою любовь к простым полевым цветам, как к символу Родины. Читая это стихотворение, ощущаешь гордость за свой родной край, за его скромную, но такую родную красоту.

Стихотворение было написано Иваном Буниным в 1887 году.
По жанру это пейзажная лирика.
В стихотворении автор затронул тему любви к Родине и патриотизма. От последних строк стихотворения веет ностальгией по прекрасным прошлым временам. Автор пытается показать в стихотворении, что для каждого человека не может быть ничего милее его Родины.
Стихотворный размер — дактиль, рифмовка перекрестная.

Эпитеты: дорогие цветы, нежны и сладки тонкие запахи, метели холодные, бурные грозы, скромные сестры, заморских цветов, весна благовонная, зелени майской, простор голубой, таинственный узор золотой, вечных созвездий, красотою стыдливою, позабытые светлые дни.Метафоры: в блеске огней, пышно цветут, сладки тонкие запахи, небосклона простор, созвездий узор, веет красотою.Олицетворения: возрастила весна, видят они, говорят.Перифраз: сестры и братья.

Пословицы к стихотворению «Полевые цветы»

Родина наша солнца краше.
За морем теплее, а у нас светлее.
Родная сторона мать, а чужая — мачеха.
По родимой сторонке сердце поет.
Велика родная земля и везде солнышко. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Полевые цветы»
За зеркальными стеклами, в блеске огней цвели дорогие цветы. Они были нежными и красивыми, прекрасно пахли. Их вырастили в теплицах, привезли с далекого юга, и эти цветы не пугают морозы и метели.
А на полях Родины растут другие цветы, взращенные весной. Они видят над собой голубой небосклон и золотой узор созвездий. Их красота кажется стыдливой, но именно они оказываются родными сердцу и взору, и напоминают о прошлых днях.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Полевые цветы»

Читать стихотворение «Полевые цветы»

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей… Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов. Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой. Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Лермонтова Завещание

    С первых строк стихотворения становится ясно, что обращение, автора письма, предназначено для сослуживца. Скорее всего, они были земляками. Обращение, как к брату говорит о том, что это были товарищи очень близки по духу. Возможно даже,

  • Анализ стихотворения Полонского Зимний путь

    В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное

  • Анализ стихотворения Фета Вольный сокол

    Фет был всегда восхитительным поэтом и писателем. Его стихотворения были напечатаны во многих издательствах. По сегодняшний день он не забыт людьми. Многие его вещи пошли в музей и теперь сберегаются как экспонаты показывая

  • Анализ стихотворения Блока О, как безумно за окном

    Ни для кого не является секретом, то что свою самую большую популярность великий русский писатель Александр Александрович Блик завоевал благодаря целому циклу стихотворений, посвященных прекрасной даме.

  • Анализ стихотворения Некрасова Зине

    Стихотворение “Зине” посвящается жене поэта Некрасова, написанное самим поэтом на закате дней. Будучи человеком эмоциональным, он в предддверии своей кончины пишет строки своей молодой супруге,

Бунин «Полевые цветы»

Творчество выдающегося писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место в русской литературе.

Благодаря своему непревзойденному таланту и литературному мастерству, он сумел вложить в свои произведения всю тонкость и гармонию окружающего мира. Поэтика Ивана Бунина заслуживает особого внимания читателя.

В его произведениях мы можем увить не только простые истории, но и глубокий философский смысл, который заставляет нас задуматься о вечных ценностях, которыми наполнена наша жизнь.

Стихотворение «Полевые цветы» принадлежит к категории, на первый взгляд, простых, но одновременно психологически глубоких произведений.

Стихотворение «Полевые цветы»

В начале произведения, И. А. Бунин описывает читателю красоту дорогих цветов, которые красуются в витринах дорогих цветочных магазинов. Эти цветы излучают красоту и изящество, очаровывая своим тонким изысканным ароматом прохожих.

Их заботливо растили в теплицах, поэтому магазинные цветы не знают, что такое ветер и мороз. Они привыкли к тому, что их постоянно лелеяла человеческая рука. Однако в середине стихотворения, автор описывает родственников привозных растений – обычных русских полевых цветов.

Полевые цветы росли в открытом поле – они знают, что такое неблагоприятные погодные условия, так как не раз противостояли им. Такие цветы не чувствовали заботы человека, только солнце ласкало их своими приветливыми лучами.

Изящество полевых цветов подчеркивает их стыдливость – они не претендуют на признание людей, несмотря на то, что являются прекрасными.

Тема стихотворения «Полевые цветы»

 В своем стихе Иван Бунин поднимает одновременно две необычайно важные темы – это любовь к природе и истинная красота.

Несмотря на то, что на первый взгляд, полевые цветы могут показаться не такими красивыми, как те, которые были выращены в теплицах, автор помогает увидеть читателю их истинную привлекательность.

Ведь полевые цветы передают чарующую атмосферу природы, которая не доступна для тепличных цветков. В конце стихотворения автор делиться с читателем своей ностальгией за природой родного края.

Полевые цветы словно служат связующим звеном между природой и самим автором. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Бунин «Детство»: чему учит нас стихотворение
Следующая тема:   Былины о Добрыне Никитиче: характер и прототипы героя

Вариант 2

Произведение написано незадолго до эмиграции отражает чувства автора по отношению к Родине и прежней привычной жизни, которая, как чувствует автор, скоро может быть разрушена.

Бунин изображает родную страну, используя образ лета. Тепло, порождающее положительные эмоции у него сочетается с другими подобными деталями, вызывающими подобные ассоциации. Луг, поле и цветы дополнены шмелями, напоминающими о детстве. Детство ассоциируется с радостью и защищенностью, избавлением от тревоги, которая часто посещала Бунина в тот неспокойный период в жизни его самого и страны.

Картина, нарисованная Буниным в этом стихотворении, в отличие от многих других не статична и бесцветна, а наполнена красками, в сочетании с движением, впечатление о котором создается упоминанием шмелей.

Мысли о горячо любимой родной земле, когда он, возможно, должен будет ее покинуть, наводили автора на мысли о необходимости остановиться и посмотреть на все со стороны. Для этого он абстрагируется от текущей жизни и описывает свою встречу с Богом. Это может трактоваться как смерть, мысли о возможности преждевременного ухода в мир иной должные были посещать писателя в годы Гражданской войны.

Автор, говорит Богу, что, даже оставив земную жизнь, будет помнить свою Родину, которую он выразил в образе поля жарким летом. Только она ассоциировалась у Бунина со счастьем.

Бунин не мысли себе жизни без Родины. Эмиграция, которую он оттягивал до последнего, для него равносильна смерти. В любом случае, он не мог остаться в России, которую большевики превращали в совершенно другую страну. Свою Родину Бунин уже все равно потерял. В силу этого, окончание земной жизни, которую он выразил, как встречу с Всевышним, не представляется автору стихотворения страшной. Он не желает бежать от нее или, хотя бы пытаться отсрочить.

Бог представляется не грозным судьей, перед которым нужно дать ответ за все сделанное, а Отцом, принявшим с любовью своего сына. Это, скорее всего, не выражение религиозного чувства в привычном понимании, а нежелание жить в новом для него мире.

Стихотворение – яркое выражение чувств человека любящего Родину больше всего. Он с благодарностью вспоминает о счастливой жизни, которую скоро должен потерять.  

Бунин и революция

Как и всякий нормальный человек, Иван Алексеевич не принял революции большевиков, не стал на сторону мятежа матросов, и не снял перед ними шляпу. Да, монархия нуждалась в переменах, в стране назревали изменения, но Бунин понимал, что переворот на крови и гражданская война никогда не станут первыми ступенями к процветанию.

Являясь почетным академиком изящной словесности, Иван Бунин до последнего ждал в Москве отката большевиков и уехал в Одессу только тогда, когда надежды пошли крахом. Но даже тогда, в Одессе, Иван Алексеевич пропускал пароход за пароходом, все-таки сохраняя в себе горчичное зернышко надежды на крах революции.

Эмигрировал Бунин в 2020 году, сев чуть ли не на последний пароход, отплывающий из Одессы в сторону Европы.

Тропы и рифма от филолога

Стихотворение написано в жанре религиозной лирики с тонким вкраплением философии и образов родной природы. Рифмовка перекрестная (колосья – зной – спросит – земной), где большинство рифм закрытые.

Для усиления выразительности строк Бунин использовал в стихотворении художественные средства (тропы):

  1. Эпитеты (полуденный зной, блудный сын, жизнь земная, полевые пути, милосердные колени).
  2. Инверсии (сын блудный, жизнь земная).
  3. Метафора (сладостные слезы).

Отметим также риторический вопрос в конце первого катрена и две строки перечислений в самом начале стихотворения.

Подобный диалог с Богом мы также видим в стихе «За все тебя, Господь, благодарю», который написан на 17 лет ранее, в 1901 году и ещё не имеет оттенка грусти от скорого расставания с Родиной. Рекомендуем и это произведение к прочтению, так как оно поможет лучше понять Бунина, увидеть в нём не только прозаика и поэта, но и человека.

И цветы, и шмели Бунина. Анализ

Одной из основных задач для поэта является фиксация и рефлексия красоты этого мира. Поэт не только воспринимает, но и напоминает о красоте другим, он видит великолепие бытия и бренность человеческого существования, понимает порой печальный и нелепый, но все-таки такой ценный путь каждого человека. Причем зачастую смысл работы поэта заключается именно в том, чтобы не вдаваться в какие-то частности и банальности, а наоборот выбрать нечто наиболее самое сокровенное, ценное и универсальное.

В этом стихотворении Бунин размышляет о том, как предстанет перед Творцом. На самом деле вопрос сакраментальный задает поэт сам себе и читателю тоже. «Был ли ты счастлив?» — об этом, пожалуй, каждый может себя спросить, но в этом контексте вопрос звучит немного другим образом, чем-то наподобие: смог ли ты оценить красоту этого мира?.

Бунин отвечает на этот вопрос вполне ясно и четко, он смог понять красоту до радостных слез, до чего-то иррационального, когда природа заполняет твое существо безраздельно и ту более не можешь ничего воспринять и только думаешь о том, как великолепен этот мир, как лазурь и полуденный зной способны заполнить сознание. В двух коротких четверостишьях дано только краткое описание природы, предоставляются легкие штрихи, которыми автор дает понять нам общую экспозицию, речь идет о летнем дне или летних днях, которые наполнены жарой и простором. Мы практически видим эти поля, где летают шмели, где растут цветы и колосья, тут имеют суть не столько подробности, сколько атмосфера, некий общий образ, который понятен практически каждому, кто гулял по этим русским летним полям или лежал среди трав, окунаясь взглядом небесную лазурь.

Поэт на самом деле говорит тут также и о единении с Творцом, которое достигнуто им при жизни. Он уже знает как обратиться к нему, как припадет к Создателю, хотя перед нами не более чем просто образное описание. В этом стихотворении заключено и огромное чувство благодарности этому миру, который так великолепен, красив до слез.

В итоге мы видим триаду: человек-природа-создатель. Все эти компоненты пребывают в гармонии и дополняют друг друга. Таким образом, поэт напоминает о чем-то действительно ценном и универсальном.

Анализ стихотворения И цветы, и шмели по плану

Анализ двух катренов

Первые две строки отданы поэтом на перечисление земных творений Бога, которые проносятся в голове человека, когда он отправляется в мир иной и прощается с бренным. В этот момент Бог спросит грешника-человека, а был ли он счастлив на земле?

Это важно для оценки земного существования, ведь сложно назвать святым того, кто все свое бытие был счастлив, так как возможно этот замок счастья был воздвигнут на чужом горе. Если же человек был постоянно несчастен, то это тоже плохо, ибо он за весь свой человеческий срок так и не смог оценить красоты божественного творения мира

Важно то, как счастье достигалось, не было ли оно выращено на поле чужого несчастья, не олицетворяло ли достижение суетных желаний. В момент такого вопроса лирический герой вспомнит не гром литературных фанфар и не блеск творческой награды, а дорожку к любимой между трав и колосьев, когда тропинка к любви пролегает среди роскоши естественного красоты природы

В таком состоянии таинственный герой и припадет к ногам Господа и да будут они милосердны к тому, кто пришел к ним, сам исполненный милосердия

В момент такого вопроса лирический герой вспомнит не гром литературных фанфар и не блеск творческой награды, а дорожку к любимой между трав и колосьев, когда тропинка к любви пролегает среди роскоши естественного красоты природы. В таком состоянии таинственный герой и припадет к ногам Господа и да будут они милосердны к тому, кто пришел к ним, сам исполненный милосердия.

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы»

«Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение «Полевые цветы», созданное в 1887 г. и претерпевшее редакцию в 1900 г., соответствует заявленной авторской парадигме.

Поэтический текст построен на развернутом противопоставлении двух образов — дорогих «заморских» и непритязательных луговых цветов.

Тепличные растения пышны и изысканны, обладают тонким ароматом. Их красота умножается зеркальным блеском витрин

Дорогой товар окружен вниманием людей: его заботливо ограждают от холода и «свежести ночей»

Полевые цветы ценны не меньше экзотических «гостей»: сравнение «сестры и братья», поставленное в начало части о луговых растениях, выглядит уверенно и быстро уравнивает позиции «спорящих сторон». Скромные и неприхотливые травы милее лирическому герою, потому что «сердцу и взору родные». Ряд противопоставлений продолжается: вместо тщательных усилий садовников — тепло «весны благовонной», вместо теплиц и искусственного света — «голубой простор» небес и таинственный «золотой узор» звезд. Длинная антитеза завершается парой «роскошная и утонченная искусственная красота — естественная «красота стыдливая», которая связана с воспоминаниями о родном крае и счастливыми переживаниями.

В раннем произведении отражаются важнейшие сквозные образы чистого неба и «вечных созвездий», которые лягут в основу идеологии художественного пространства Бунина. Синий небосвод и сияние звезд символизируют загадочный и бесконечный универсум, в котором человек — не центр, а лишь часть вечного движения.

Образ полевых цветов, дорогой сердцу детали родного пейзажа, также можно отнести к категории знаковых, получивших в дальнейшем развитие и философское осмысление. Лирическому герою «всего дороже» обыкновенный донник, наделенный эпитетом «золотой». Цветущие «синие подснежники» становятся одним из слагаемых далекой и прекрасной молодости. Луговые травы включены в исчерпывающую формулу щемящей любви к Родине, которая звучит в произведении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

В этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.

Раскрывает он эти темы через описание цветов и их противопоставление. В начале стихотворения предстают перед читателем во всем своем блеске дорогие цветы. Это те, которые были выращены в теплицах. Они были взлелеяны человеком. Им не знакомы ни ветер, ни дождь, ни другие неприятности. Вместе с тем, не касались их и солнечные лучи, не ведали они многих красот, в отличии от тех цветов, что выросли на природе.

Полевые цветы росли на лоне природы и им знакомы и все неприятности ее, и, вместе с тем, немало чудесных мгновений пережили они. Их взрастила сама весна, являющаяся в стихотворении олицетворением красоты и дыхания жизни. Не зря автор одушевляет цветы: они видят, говорят.

Их взору предоставлен бесконечный небесный простор, а не стекла теплиц. Вместо искусственных огней видят полевые цветы над собой таинственный звездный узор.

Поэтому и веет от них неоценимой красотой. Они приятны взору и способны затронуть душу. В них есть то, чего нет в искусственно выращенных собратьях – искорка жизни. А она всегда прекрасна. В месте с этим, они скромны. Они не бросаются в глаза своей пышностью и холеностью.

В этом и заключается истинная красота. Не только к миру цветов можно отнести эту мысль. Она касается многого: и людей, и их творений и деяний.

Похожая притча

И забуду я все — вспомню только вот этиПолевые пути меж колосьев и трав —И от сладостных слез не успею ответить,К милосердным Коленам припав.

Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика, многие поклонники его творчества просто не воспринимали всерьез его рифмованные произведения. Тем не менее, многие стихи Бунина не только романтичны, но и наделены глубоким философским смыслом. Они концептуальны, и помогают понять, каким же на самом деле был этот непредсказуемый, достаточно резкий и свободолюбивый человек.

Иван Бунин очень болезненно пережил революцию 1918 года, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя счастливым, вот-вот рухнет. Пожалуй, последним произведением, в котором сохранилась некая дореволюционная безмятежность, является стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», написанное 14 июля 1918 года. Буквально через несколько дней Бунин навсегда покинет Москву и отправится в Одессу, которая пока еще является оплотом белогвардейцев. Здесь он рассчитывает пережить смутные времена, не предполагая, что уже через полтора года окажется во Франции и больше никогда не увидит страну, которую, несмотря ни на что, будет любить до конца жизни.

Словно предвидя расставание с Россией, поэт в стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» обращается к Богу, рассказывая о скорой встрече с ним. Однако в данном случае речь идет не о смерти, как может показаться вначале, а об эмиграции, которая для Бунина превратится в настоящую пытку. Он искренне убежден, что расставание с родиной ставит крест на его жизни. И именно по этой причине до последнего откладывает свой отъезд из Одессы, став свидетелем кровавой бойни и неоднократной смены власти в этом портовом городе. Что касается стихотворения, то приведенный в нем диалог со Всевышним не оставляет сомнений в том, что цветы, колосья, полуденный зной и небесная лазурь – это самое дорогое, что есть у Бунина. И именно об этом он будет вспоминать на суде Божьем, пытаясь осознать, был ли он по-настоящему счастлив в своей земной жизни. «И забуду я все — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав», — отмечает Бунин, подчеркивая, что для него нет большего счастья, чем вдыхать аромат скошенного сена и смотреть в бездонное русское небо. В этом для него заключается смысл земного существования и наивысшее счастье. И именно за эти воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве.

  • Притча о милостивом блуднике

      

  • Притча почему я так живу

      

  • Притча о дубовой бочке

      

  • Притча о строителе мостов

      

  • Притча листья и корни
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: