«Снег» И.Анненский
От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег…
И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв,
Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.
Анализ стихотворения Анненского «Снег»
Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.
Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.
Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одно из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями
О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации
О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.
Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования .
В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.
Короткий анализ произведения
Чтобы понять глубокий смысл стиха, нужно не просто прочитать его или прослушать аудиовариант, а проанализировать каждую строчку, опираясь на историю создания произведения и биографические сведения из жизни автора. Можно выделить несколько важных идей, послуживших мотивом для написания этого шедевра русской поэзии XX столетия. Анализ стихотворения Анненского «Снег» по плану:
- История. Стих был написан автором в преддверии его кончины. Примечательно, что создано произведение было в 1909 году, а опубликовано посмертно, в 1910, в Петербурге.
- Тематика произведения. Несмотря на то что поэт любил зиму, для него в последний год жизни холодная пора отождествлялась со смертью, избавляющей от иллюзий, поэтому счастье от ее пришествия он не испытывал.
- Композиционные основы. Условно весь стих можно разделить на две части. В первой о зимней поре говорится, как о времени года, которое становится для него обузой. Во второй о зиме повествуется, как о предвестнице весны.
- Жанр. Произведение написано в стиле пейзажной и философской лирики.
- Стихотворный размер — анапест с перекрестным рифмованием.
- Использование эпитетов, метафор и сравнений.
Личная жизнь и смерть
По своему характеру Иннокентий Фёдорович был добрым и лояльным человеком. Во многом такая мягкотелость сыграла с ним злую шутку, так как он по недоразумению лишился престижной должности директора гимназии в Царскосельском селе. О личной жизни этого поэта известно немного, так как в своих произведениях он делился лишь многочисленными душевными переживаниями. Известно, что Анненский ещё на втором курсе познакомился с Надеждой Валентиновной, которая была значительно старше литератора и поэта. В последующем они узаконили свои отношения, а от этого брака родился сын Валентин.
Его кончина была, даже несмотря на слабое здоровье, неожиданной для близких и друзей. В 1909 году, не дожив до своего 54-летия, Анненский на ступенях Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге умер от инфаркта.
Литературная деятельность
Писательством Иннокентий Фёдорович занимался еще в детстве. Его стихи раннего периода можно отнести к символизму, но в то время будущий известный литератор думал, что это исключительно мистика. В последующем Анненский стал одним из важнейших представителей этого течения в искусстве, которое характеризовалось загадочностью и таинственностью. Для его ранних произведений характерно метафорическое выражение и большое использование намёков.
В свой ранний период Анненский в творчестве как будто подражал испанскому художнику золотого века Бартоломео Мурильо. Но, в отличие от своего идеала, кротость, девственную чистоту и возвышенность любви он старался передать не с помощью кистей и красок, а романтичным слогом. Большинство своих ранних произведений Иннокентий Фёдорович не публиковал. У него даже не было мысли о том, что его стихи могут кого-либо заинтересовать. Лишь после общения с Николаем он решается показать свои работы известным редакторам.
Перу Анненского принадлежат следующие произведения:
- «Фамира кифаред»;
- «Лаодамия»;
- «Царь Иксон»;
- «Мелланипа философ».
В своих пьесах писатель подражал любимым древнегреческим литераторам — Эсхилу, Софоклу, Еврипиду и другим поэтам античной эпохи. В коротких рассказах и стихах Анненский придерживался импрессионизма, описывая различные явления и предметы, присущие в данный момент видению этого поэта. Главными темами в произведениях Иннокентия были грусть, меланхолия, тоска и счастье в одиночестве. Такой романтизм прослеживается в его стихотворениях «Две любви», «Снег» и «Мучительный сонет».
Интересные факты
Впервые печататься этот поэт и литератор начал лишь в 48-летнем возрасте. По собственному признанию, он никогда не стремился к славе, часто подписывая свои произведения псевдонимом «Ник.То».
В браке Анненский полностью полагался на свою умудренную опытом супругу. Он сторонился общества, предпочитая проводить больше времени в одиночестве. Можно с уверенностью сказать, что Иннокентий находился под большим влиянием своей жены.
Впервые Иннокентий прочитал свои стихи сёстрам еще в юном возрасте, однако вместо похвалы получил лишь смех и недоумение. Неудивительно, что неуверенный в себе поэт на протяжении многих десятков лет прятал свои произведения, не желая отдавать их в публикацию.
Иннокентий Анненский — один из самых известных поэтов и драматургов конца XIX и начала XX века. Он прославился не только своими произведениями, наполненными лирикой и тоской, но и переводами классиков мировой литературы. Кратко биография Анненского сегодня изучается в российских школах. Ученики могут подготовить небольшие доклады, в которых будет описываться особенности поэзии этого автора, рассказываться о важных датах в его жизни. Все это позволит поближе познакомиться с творчеством этого драматурга и поэта.
Детство и юношеские годы
Родился Иннокентий Анненский в сибирском городе Омске в 1855 году. Вырос будущий драматург и поэт в образцово-показательной семье, но при этом его родители никоим образом не имели отношения к искусству. Отец, Фёдор Николаевич, занимал в то время высокий государственный пост, а мама, Наталья Петровна, была домохозяйкой. Вскоре папа будущего писателя получает должность председателя Томского губернского управления. Туда и переезжает вся семья.
В 1860 году Анненский вместе с родителями покидает Сибирь, переезжая в столицу — Санкт-Петербург. Известно, что на новом месте отец Иннокентия ввязался в финансовую аферу, после чего потерял практически все деньги.
В детстве Иннокентий имел слабое здоровье, однако мальчик не захотел оставаться на домашнем обучении. Он ходил в частную общеобразовательную школу, а в последующем посещал Вторую петербургскую прогимназию. В 1869 году Анненский поступил в престижное учебное заведение И. В. Бернса, где изучал языки, историю и литературу.
В юношеские годы Иннокентий увлекался:
- литературой и переводами;
- изучал историю древних языков;
- любил театр.
Благодаря отличному образованию, полученному в школьные годы, Иннокентий без проблем поступает в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Высшее учебное заведение Анненский закончил в 1879 году, имея одни пятёрки практически по всем предметам, кроме богословия и философии.
Еще будучи студентом, Анненский устроился работать преподавателем на кафедре в гимназии Гуревича, а после получения диплома стал преподавать в этом вузе. Иннокентий специализировался на русской словесности и читал лекции по древним языкам. Анненский планировал связать свою жизнь с наукой, а литературу и написание стихов рассматривал исключительно как хобби и отдушину от трудовых будней.
Анализ стихотворения Анненского «Среди миров»
В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского «Кипарисовый ларец», изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти – в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность восьмистишия. К нему обращались многие композиторы: от Александра Вертинского до Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.
Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, – неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной темой. Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.
Одиночество, которым пронизано произведение «Среди миров», было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез. Первый и единственный прижизненный сборник поэт выпустил, когда ему было почти пятьдесят лет, причем книга вышла под говорящим псевдонимом «Ник. Т-о». При этом сложно переоценить влияние Анненского на акмеизм и футуризм. Его лирика нашла отражение в творчестве Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Бориса Пастернака. Важнейшее значение имеют также критические статьи Иннокентия Ивановича и его переводы Гейне, Лонгфелло, Бодлера, Еврипида, Горация, Рембо и других авторов.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Кипарисовый ларец ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑
Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Идеал»
Стихотворение написано в 1904 году. Оно вошло в единственный изданный при жизни поэта сборник. Тема этого произведения обусловлена то ли творческим кризисом автора, то ли общественно-политической атмосферой предчувствия войны и большой катастрофы.
Основой лирического сюжета стихотворения И. Анненского выступает мотив чтения как метафора осознанного жизненного пути. Небольшое по объему произведение представляет собой срез настроения лирического героя, ассоциированного, без сомнения, с автором, а также диалогом с предшественником, Н. Гумилевым, которого автор воспринимал в ту пору как учителя. Вторая строфа усиливает впечатление, произведенное первой.
Стихотворение содержит следующие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «тупые звуки», «мертвая яркость», «черная зараза», «постылый ребус»;
- метафоры – «яркость голов» – свет настольных ламп выхватывает из темноты головы людей, скрывая остальное, «зараза скуки» – метафора болезни, «тоска привычки» – довлеющая над человеком предопределенность, «ребус бытия»;
- перифраз – «зеленолицые» – обозначает людей с бледными лицами, зеленоватый оттенок которым придает свет газовых горелок.
Стихотворение наполнено множеством «кладбищенских» определений, намеренно подобранных для создания тоскливой, гнетущей атмосферы – «тупые», «мертвая» «черная, «постылый», «покидаемые», в нем практически отсутствует действие. Автор изображает статику интерьера читального зала: склоненные над раскрытыми фолиантами неподвижные головы людей. Зеленый оттенок их лиц является отсылкой к болезненному состоянию. В звенящей тишине негромкие хлопки газа становятся хорошо слышными. Но за описываемыми внешними, видимыми явлениями подразумевается другое.
Смысл стихотворения – отрыв искомого идеала и его возможного воплощения от реальности, невозможность постигнуть суть вещей, разгадать загадку жизни – «ребус бытия». Поэт показывает читателю, что люди ищут ее разгадку в старых книгах с выцветшими буквами, ветхими страницами. А никакого ответа там быть не может хотя бы потому, что идеал недостижим, и смысл жизни – в самой жизни.
Автор подчеркивает, что никакой книжный опыт не в состоянии нивелировать эффект ускользания истины, поэтому в контексте речи чтение не развлекает, не образовывает, а становится непосильным напрасным трудом.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑ Тихие песни ✑
В ожидании Рембо
Необычная судьба у Анненского. Родившийся в 1855 году, он оказался в своеобразном поэтическом межсезонье: доживали свой век последние титаны пушкинского поколения (Тютчев, Вяземский), а следующие за ними дети 1819–22 годов Майков, Григорьев, Фет, Полонский, Мей были известны более друг другу, нежели широкой публике. Дальше – огромная пропасть вплоть до середины 1850-х, с одним лишь Случевским посередине. Бал правили прозаики (так, талантливый поэт Иван Тургенев на редкость удачно сориентировался в обстановке), а известными поэтами становились в основном бичеватели режима и миропорядка. Кругом рифмованно рушились Ваалы и ритмично спадали цепи. Выбрать ориентир в такой ситуации было исключительно сложно.
Статья по теме
Артюр Рембо. Поэт, который обменял счастье на славу
На глазах Анненского возникла и умерла исключительная, беспримерная слава юного Семена Надсона (1862–1887), раздувались и лопались другие репутации. Анненский молчал. Скорее всего, стихи он писал, и писал много, вот только от потомства это старательно скрыл: от первых 35 лет его жизни до нас дошло лишь несколько обрывков стихов. С этим хорошо рифмуется и упомянутый выше совет не публиковаться до тридцати: в самом деле, что может сказать о мироздании юный человек? Кое-что, конечно, может, как мы знаем на примерах Пушкина, Лермонтова, того же Блока, но применительно не к гениям, а просто к хорошим поэтам рецепт Анненского верен. И мы можем быть ему только благодарными: плохие стихи Анненского до нас не дошли.
Весь Анненский-поэт – это два сборника стихов (уже упоминавшиеся «Тихие песни», а также «Кипарисовый ларец», составленный Иннокентием Федоровичем непосредственно перед смертью) и несколько не вошедших в книги стихотворений. Плюс не пользующиеся популярностью драмы. Плюс, конечно, поэтические переводы, особняком среди которых стоит титаническая работа над полным переводом Еврипида, хотя специалисты оценивают их неоднозначно, Михаил Гаспаров формулирует и вовсе жёстко: «Еврипид Анненского едва ли не важнее для понимания Анненского, чем для понимания Еврипида».
Статья по теме
«Сплошное богохульство». За что судили легендарного Шарля Бодлера
Так что Анненский-поэт ждал. Много веяний прошло мимо него, пока не сверкнула звезда, в которую он поверил сразу и навсегда. Имя этой звезде было «французский символизм». Бодлер, Верлен, Рембо – прекрасная плеяда, чьи стихи через два десятилетия перевернули и русскую поэзию. Строгий классицист Анненский оказался открыт новым звукам, новым темам, от которых шарахались многие его ровесники. И то, что крикливый, слащавый, вычурный русский символизм (некоторые отделяют от него «декадентство», но вопрос терминологии здесь вторичен) не остался лишь досадным курьёзом между Случевским и Мандельштамом, заслуга в первую очередь двух человек – Анненского и Блока. Людей, сохранивших совесть в русской поэзии.
Анализ стихотворения Анненского «Я люблю»
Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов, названных трилистниками. Такая структура вызвала неоднозначную реакцию со стороны читателей начала двадцатого столетия. Брюсов считал распределение стихотворений «искусственным и претенциозным». По признанию Бальмонта, перечисление даже части оглавления рождало в нем ощущение музыкальности души.
«Я люблю» входит в «Трилистник замирания». Впервые произведение было опубликовано в сборнике «Северная речь» (1906). Один из автографов сопровождается посвящением на французском языке: «A mon juge impeccable» (в переводе – «Моему непогрешимому судье»). В стихотворении главная роль отведена теме предназначения поэта и поэзии. В первых строках говорится о «замирании эха». Далее следует развертывание образа. Акцент Анненский делает не на «эхе», а на «замирании», что соотносится с названием цикла, в который входит «Я люблю». Иннокентий Федорович представляет вниманию читателей различные облики замирания. Среди них – «разлив полутьмы», «бледнеющая ширь», «розовый отблеск зимы». Каждый принадлежит миру природы. В финале произведения оказывается, что там им «ни созвучья, ни отзвука нет». Зато отклик находится в душе поэта.
Стихотворец сравнивается с эхом, что отсылает к творчеству Пушкина. Конкретнее – к его «Эху» (1831). Анненский с этой миниатюрой не просто был знаком, он внимательно ее изучал. Упоминания о ней встречаются в «Речи о Достоевском». Иннокентий Федорович называет стихотворение прелестным и отмечает его ключевое сравнение – поэт сопоставляется с отголоском разных природных звуков. Точку зрения Пушкина Анненский разделяет не в полной мере. По мнению Иннокентия Федоровича, стихотворец не пассивен в отличие от эха. Перенося на бумагу объекты реальной действительности, он вкладывает свои мысли, душу, взгляды на мир, убеждения и так далее. Анненский считал, что поэт посредством творчества отражает идеал, делая его доступным для созерцания обыкновенным людям.
Что бы ни говорили об Иннокентии Федоровиче современники, переоценить его влияние на русскую литературу двадцатого века очень сложно. Речь идет не только об отдельных авторах – Пастернаке, Ахматове и других, но и целых направлениях – акмеизме и футуризме.
Тематика, жанр и композиция
Тема стихотворения И. Ф. Анненского «Снег» завязана на окончании жизненного пути и зиме, напоминающей автору о скором приходе смерти. Поэт пишет, что ему пришлось многое повидать за всю свою жизнь, а теперь она приходит к своему логичному закату. Ему надоело радоваться зимнему времени года, его утомило нести свой крест и кататься на жизненных виражах, словно на горке. Преклонение перед природными явлениями и временами года — это лишь иллюзия и нереальная радость, переносящая людей в выдуманный мир.
Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.
Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:
- Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
- Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.
Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.
Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Стальная цикада»
Стихотворение опубликовано в 1909 году в поэтическом сборнике «Кипарисовый ларец» в цикле с говорящим названием «Трилистник обреченности». В нем содержится попытка философского осмысления краткости и цели существования человека.
Лирического героя, который, конечно, ассоциируется с автором, терзает неудовлетворенность. Пытаясь избавиться от уныния, он жаждет окунуться в жизнь, ждет некоего послания от живых цикад, своей последней надежды. Но дождаться не может – и Тоска принимается за него с новой силой.
Произведение содержит следующие средства художественной выразительности:
- перифраз «часовщик» отсылает нас к разумному Творцу всего сущего;
- метафору – «стальная цикада» – это часы, методично отмеряющие «порции» времени;
- литоту – «жить нам … только минуту» – позволяет подчеркнуть общность человека и насекомое-однодневку, существование обоих – миг в масштабе вечности;
- инверсии – «сердца стального трепет», «крылом цикады … бьют», «вернется и будет – Тоска», «не распахнулась дверь»;
- эпитеты – «жадное крыло», «стальное сердце»;
- олицетворения – «жадное (к жизни) крыло», «цикады нетерпеливо бьют», «вернется Тоска» – поэт очеловечивает свои чувства, насекомых, делает их персонажами стихотворения;
- контекстуальные антонимы «счастье» – «мука» описывают полноту жизни, ее контрасты;
- лексический повтор – автор дословно повторяет фразу «… вернется и будет со мной – Тоска», это своеобразное кольцо, возвращающее читателя к исходной проблеме;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «сердца стального», «со стрекотаньем», «вернется и будет со мной – Тоска», «звякнет и запахнется», «сцепит и вновь расцепит» – ее частотность призвана имитировать и звук тикающих часов, и схожий с ним шум крыльев насекомых;
- парцелляцию – «… со мной – Тоска. Звякнет и запахнется…» – усиливающую значимость каждого выделенного фрагмента;
- риторический вопрос – «муки …конец зовут?»
Первые две строфы содержат вопрос о причинах мировой Тоски, тоски по цели жизни; две следующие изображают живую жизнь, жизнь настоящих насекомых; а в двух последних автор констатирует непознаваемость и неизбывность мировой тоски по несбыточному.
Выражение «розно лежат» означает «разнятся, расходятся». Написав его название с заглавной буквы, поэт олицетворяет и чувство, которое доминирует в стихотворении. Открывание и закрывание двери – метафорическое изображение начала и конца человеческой жизни. Вывод, который делает автор, неутешителен: в эту открытую дверь тоска проникнет непременно.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑