Иннокентий анненский 📜 тоска мимолетности

«поэзия грамматики» («трилистник минутный» и. анненского)

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.

Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – анапест с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.

Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.

Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.

Тема и композиция произведения

В русской поэзии прослеживается давняя традиция философских размышлений в привязке к зимним мотивам. Например, анализ стихотворения Петра Вяземского «Первый снег» показывает размышления автора на тему мимолётности юности и скоротечности жизни в целом, утверждает ценность светлых воспоминаний в памяти людей.

Иннокентий Анненский обогатил русскую традицию, добавив к ней собственные мысли и настроения. «Снег», как и вся поэзия Анненского, пронизан темой трагичного, безнадёжного одиночества, именно оно лежит в основе недосказанности, незавершённости стиха, который призван вызывать у читателя глубоко личные ассоциативные переживания.

В произведении нет сюжетной линии — оно представляет собой философское размышление немолодого человека, который через образы природного явления передаёт свои чувства. Текст написан от первого лица, лирический герой — сам автор — противопоставляет любовь к ветру, к снегу и негативное отношение к зиме в целом.

Композиционно «Снег» состоит из пяти строф, и мысли героя последовательно раскрываются в них следующим образом:

  • В первых строфах он сетует на обузу, признаётся, что не любит зиму, здесь чувствуется его усталость от долгой и тёмной зимы, как и от длинной непростой земной жизни.
  • Следующие две строфы посвящены снегу как символу чистоты, лёгкости и полёта души, для которой светлой стороной бытия было творчество.
  • В заключительной фразе появляется туманное предчувствие выхода из противоречий бытия в иное состояние «всесожженья весны» — такое желанное и пугающе неизведанное.

Мотивы зимы в других произведениях поэта были не столь печальны, как в этом. Любование красотой зимних пейзажей, отблесками сумеречной зари на летящих облаках, желание лететь вместе с ними на тройке по заснеженным просторам — вот темы иных его стихов о зиме, таких как «Ноябрь», «Я люблю». Или «Весенний романс» — краткий шедевр конца зимы, ожидание скорой весны и новой влюблённости.

Зато темы утраты былого, тоски о несбывшейся, невозможной любви можно считать лейтмотивом творчества Анненского, и это, несомненно, роднит его с общей тенденцией философии русских поэтов Серебряного века. Примерами здесь служат стихотворения «Минуты», «На воде», «Перед закатом», «Листы», «Невозможно» или «Сентябрь», пронизанные щемящей осенней грустью и воспевающие томительную ускользающую красоту утрат.

История написания

Иннокентий Анненский всегда славил зиму в своих стихах так, что невозможно было не полюбить это чудеснейшее время года с его снегами, прерывистыми ветрами, морозными узорами, дремотностью природы, красным закатом. Холодная пора 1909 года стала для автора последней в его жизни, что нагоняло на поэта особую тоску. Зима становилась для него непереносимым грузом, ведь Анненский серьезно болел и предчувствовал свою скорую кончину.

Им было написано пять вариантов стиха, история которого взаимосвязана с мыслями о смерти, о том, как идеал в виде любимой поры года становится роком в его судьбе. Лишь один вариант стихотворения попал в сборник и на публикацию. Самый хороший из них Иннокентий Федорович поместил в отдельную папку. Опубликован посмертный сборник Анненского был благодаря друзьям, решившим почтить так память гениального поэта.

Иннокентий Анненский — Что счастье? Чад безумной речи ( Что счастье? )

Chto schastye?

Chto schastye? Chad bezumnoy rechi? Odna minuta na puti, Gde s potseluyem zhadnoy vstrechi Slilos neslyshnoye prosti?

Ili ono v dozhde osennem? V vozvrate dnya? V smykanyi vezhd? V blagakh, kotorykh my ne tsenim Za nepriglyadnost ikh odezhd?

Ty govorish. Vot schastya byetsya K tsvetku prilnuvsheye krylo, No mig — i vvys ono vzovyetsya Nevozvratimo i svetlo.

A serdtsu, mozhet byt, miley Vysokomeriye soznanya, Mileye muka, yesli v ney Yest tonky yad vospominanya.

Xnj cxfcnmt?

Xnj cxfcnmt? Xfl ,tpevyjq htxb? Jlyf vbyenf yf genb, Ult c gjwtketv ;flyjq dcnhtxb Ckbkjcm ytcksiyjt ghjcnb?

Bkb jyj d lj;lt jctyytv? D djpdhfnt lyz? D cvsrfymb dt;l? D ,kfuf[, rjnjhs[ vs yt wtybv Pf ytghbukzlyjcnm b[ jlt;l?

Ns ujdjhbim/// Djn cxfcnmz ,mtncz R wdtnre ghbkmyeditt rhskj, Yj vbu — b ddscm jyj dpjdmtncz Ytdjpdhfnbvj b cdtnkj/

F cthlwe, vj;tn ,snm, vbktq Dscjrjvthbt cjpyfymz, Vbktt verf, tckb d ytq Tcnm njyrbq zl djcgjvbyfymz/

Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Тоска мимолётности»

Стихотворение является примером философской лирики. В его рамках смена времени дня символизирует смену жизненных этапов лирического героя, ассоциированного с самим автором.

Произведение включает такие выразительные средства:

инверсию – «желтея, … глядит диск луны», «канул день» «наступит ночь», «черны облака», «разорвано и слито столько туч», которая создает акцент на последнем слове словосочетания;
олицетворения – «глядит диск», «безнадежность окон», «незрячие стены», «вечер робок и летуч» – помогают сделать предметы и явления полноценными персонажами произведения, точнее отразить авторскую мысль;

эпитеты – «туманный диск», «незрячие, тоскливо-белы стены», «розовые закаты»;
авторские неологизмы – «бестенная (не отбрасывающая тени)», «унылость»;
синтаксический параллелизм – «Бесследно канул день

Сейчас наступит ночь» – предложения сходной синтаксической конструкции, расположенные в начале соседних строф, создают ощущение тоски и безысходности;
анафору – «Там все, что прожито – желанье и тоска, там все, что близится – унылость и забвенье» – позволяющую отразить человеческую жизнь во всей ее протяженности;
сравнение – «вечер как мечта» – с его помощью автор очень поэтически характеризует время дня;
многосоюзие – «и робок и летуч» – подчеркивает одинаковую важность каждого выделенного фрагмента;
ряд однородных членов предложения, оформленный отрицательными частицами – «ни струн, ни слез, ни ароматов» – отражает душевную опустошенность лирического героя;
лексику высокого стиля – «канул» – придает произведению патетику;
катахрезу (сочетание несовместимых по значению, но образующих смысловое целое слов) – «тоскливо-белы» – белый цвет – цвет неопределенности и траура античности;
антонимы – «белы – черны», «день – ночь», «разорвано – слито» – отражают многообразие, противоречивый характер бытия.. Для создания рифмы автор использует сравнительно редкий прием – омоформы «стены – бестенной»

Частотность кратких прилагательных – «белы, черны, робок, летуч» – придает изложению отвлеченный оттенок

Для создания рифмы автор использует сравнительно редкий прием – омоформы «стены – бестенной». Частотность кратких прилагательных – «белы, черны, робок, летуч» – придает изложению отвлеченный оттенок.

Лирический герой пытается поймать момент перехода вечера в ночь, остановить мгновенье. Попытка является ярким символом быстротечности жизни. Душа героя опустошена, но сердцу все же более ценно то, что случилось в прошлом, каким бы тягостным оно не было.

Поэт ошибся в одном – он вовсе не предан забвенью. Поэтические строки И. Ф. Анненского являются гордостью русской классической литературы.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.

Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.

Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.

Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.

Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.

Темы, проблемы, настроение

Основные темы лирики Анненского сопоставимы с темами французских символистов эпохи декаданса, которым были присущи пессимизм, бросание вызова обществу. Тема смерти, тема тоски, одиночества, тема совести, тема любви являются основными в творчестве Иннокентия Анненского. Основная тема стихотворения «Снег» – это симбиоз двух тем, тоски и смерти.

  • Иннокентий Фёдорович был «не очень верующим». Создавая стихотворения на тему смерти, которых у автора достаточное количества, он не видел продолжение жизни, которую очень любил, после ухода, что не могло не нагонять тоску.
  • Тема тоски – это лейтмотив, проходящий через все произведения автора. Для него она определяется однообразием жизни, воспоминаниями об ушедшем.
  • Хотя темы не из ряда жизнерадостных, у Анненского они имели оттенок жизнелюбия. Во всех произведениях автора просматривается безграничное желание жить, что побуждает по-новому взглянуть на излюбленные автором темы.

Настроение стихотворения «Снег», опираясь на цветовой символизм автора, можно назвать «сиреневым». Оно нестабильное, меняющееся, как и мысли в голове, перетекающее. Послевкусие у данного стихотворения приятно-тоскливое, что так же непривычно для восприятия.

Применённые художественные приёмы

Анализируемое произведение написано литературным языком, богатым на выразительные средства. Ритмика и интонация меняются на протяжении стиха: чёткий строгий такт первых строк нарастает к концу второй строфы за счёт анафоры и обрывается при помощи восклицательного знака, меняясь на более мягкий и распевный рисунок второй части «Снега».

В этом стихотворении Анненский использует следующие литературно-художественные приёмы:

  1. Размер — анапест, трёхсложный с ударением на третий слог, причём в нечётных строках по семь слогов, а чётные короче — по шесть;
  2. Рифма — перекрёстная, из четырёх строчек строфы первая рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой;
  3. Олицетворение — снег описан как живое существо, он «ложится усталый» и «ослабелый от нег»;
  4. Анафора — во второй строфе три строчки начинаются с одного местоимения «этот»;
  5. Эпитеты — много разнообразных оригинальных ярких определений, например, лёд «нищенский» и «заплаканный»;
  6. Сравнение — сны «словно стада в тумане».

Интерес к необычайно тонкой, изящной и образной лирике Иннокентия Анненского неуклонно растёт с годами. Загадочная недосказанность его поэзии, как и малочисленность достоверных сведений о его биографии, привлекают современных исследователей и ставят перед ними серьёзную задачу — оценить наследие творческого, талантливого и высоконравственного человека, выделить для него достойное место в истории великой русской словесности.

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полёт”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

LiveInternetLiveInternet

Иннокентий Фёдорович Анненский

Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка… От нее даже дыму Не уйти в облака.

Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед!

Но люблю ослабелый От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег…

И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.

Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одному из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями

О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации

О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.

Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования.

В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

pishi-stihi.ru

Анализ стихотворения Смычок и струны

Стихотворение «Смычок и струны» принадлежит перу Анненского – одного из поэтов «Серебряного века». Он особенно любил это своё творение. В жизни поэт был сдержанным человеком и обычно скрывал свои чувства, но при чтении «Смычка и струн» не мог оставаться спокойным. Очевидно, это произведение затрагивало его самые глубокие и трепетные чувства.

Сюжет стихотворения основан на взаимоотношениях двух предметов – смычка и скрипки. Однажды чья-то невидимая рука соединила их, и они почувствовали волнующую близость друг друга. Они были счастливы вместе, и от их слияния рождалась музыка, но душа скрипки при этом испытывала боль, так как им было суждено расстаться. Смычок понял её чувства и остановился, но струны скрипки продолжали звенеть, пока не иссякли последние силы.

Используя эти образы, автор раскрывает перед нами сложный мир человеческих отношений и переживаний. Он показывает, что счастье не бывает совершенным и всегда сопровождается болью от сознания его скоротечности. Но люди всё равно стремятся к высшей радости и гармонии, не останавливаясь ни перед какими мучениями, и от этого в мире рождается что-то прекрасное.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрёстными рифмами и состоит из шести строф. В первых строках автор изображает сумрачный фон, на котором происходит действие:

Какой тяжёлый, тёмный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!

При чтении этих строк воображение рисует картину: в мрачную комнату пробиваются тусклые лучи света, посредине стоит скрипач со своей скрипкой, которая кажется ему чужой. Но далее оказывается, что настоящим лирическим героем является не музыкант, а смычок:

Кому ж нас надо? Кто зажёг Два жёлтых лика, два унылых. И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.

Мы видим, что человек выступает лишь как та сила, которая помогла встретиться и соединиться смычку со струнами. И между ними происходит драматический диалог, в ходе которого раскрываются их взаимные чувства:

«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно. » И скрипка отвечала д а , Но сердцу скрипки было больно.

Звучание этих строк напоминает прикосновение смычка к струнам, а преобладающие короткие слова ассоциируются с его прерывистыми движениями. Такими выразительными средствами поэт подчёркивает противоречивые чувства радости и боли, владеющие героями. Этот внутренний конфликт достигает наивысшей силы в следующей строфе:

Смычок всё понял, он затих, А в скрипке это всё держалось. И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.

Здесь трагический разрыв между внешним благополучием и скрытым страданием оттеняется игрой слов, ведь «музыка», лишенная сердцевины (среднего слога), становится «мукой». Это созвучие противоположностей создаёт впечатление траура, которое подчёркивается эпитетом «чёрный» в заключительной части стиха:

Но человек не погасил До утра свеч. И струны пели. Лишь солнце их нашло без сил На чёрном бархате постели.

На протяжении всего стихотворения сохраняется грустное, печальное настроение. В двух местах автор использует восклицательные знаки для того, чтобы показать не восторг, а всю горечь происходящего. Вопросы, остающиеся без ответа, усиливают мучительные переживания героев. Эпитеты «тяжёлый», «тёмный», «унылых» и слова «бред», «тьму», «расстанемся», «больно» подавляют редкие проявления света «мутно-лунны», «жёлтых», «зажёг». Но в конце картина изменяется: наступает утро, восходит солнце, а слово «постель» наводит на мысль об отдыхе. Здесь проступают христианские мотивы: тех, кто не останавливается в своём стремлении к высшему счастью, Бог доведёт до светлой обители, где они обретут успокоение от всех прошлых страданий.

Стихотворение «Смычок и струны» написано очень выразительным образным языком и производит неизгладимое впечатление на душу читателя. Не случайно оно стало самым известным произведением Анненского, которого вполне заслуженно считают поэтом большой психологической силы и тонкости.

Тематика, жанр и композиция

Тема стихотворения И. Ф. Анненского «Снег» завязана на окончании жизненного пути и зиме, напоминающей автору о скором приходе смерти. Поэт пишет, что ему пришлось многое повидать за всю свою жизнь, а теперь она приходит к своему логичному закату. Ему надоело радоваться зимнему времени года, его утомило нести свой крест и кататься на жизненных виражах, словно на горке. Преклонение перед природными явлениями и временами года — это лишь иллюзия и нереальная радость, переносящая людей в выдуманный мир.

Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.

Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:

  • Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
  • Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.

Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.

Темы, проблемы, настроение

Основные темы лирики Анненского сопоставимы с темами французских символистов эпохи декаданса, которым были присущи пессимизм, бросание вызова обществу. Тема смерти, тема тоски, одиночества, тема совести, тема любви являются основными в творчестве Иннокентия Анненского. Основная тема стихотворения «Снег» – это симбиоз двух тем, тоски и смерти.

  • Иннокентий Фёдорович был «не очень верующим». Создавая стихотворения на тему смерти, которых у автора достаточное количества, он не видел продолжение жизни, которую очень любил, после ухода, что не могло не нагонять тоску.
  • Тема тоски – это лейтмотив, проходящий через все произведения автора. Для него она определяется однообразием жизни, воспоминаниями об ушедшем.
  • Хотя темы не из ряда жизнерадостных, у Анненского они имели оттенок жизнелюбия. Во всех произведениях автора просматривается безграничное желание жить, что побуждает по-новому взглянуть на излюбленные автором темы.

Настроение стихотворения «Снег», опираясь на цветовой символизм автора, можно назвать «сиреневым». Оно нестабильное, меняющееся, как и мысли в голове, перетекающее. Послевкусие у данного стихотворения приятно-тоскливое, что так же непривычно для восприятия.

LiveInternetLiveInternet

Иннокентий Фёдорович Анненский

Узорные ткани так зыбки, Горячая пыль так бела,- Не надо ни слов, ни улыбки: Останься такой, как была;

Останься неясной, тоскливой, Осеннего утра бледней Под этой поникшею ивой, На сетчатом фоне теней…

Минута — и ветер, метнувшись, В узорах развеет листы, Минута — и сердце, проснувшись, Увидит, что это — не ты…

Побудь же без слов, без улыбки, Побудь точно призрак, пока Узорные тени так зыбки И белая пыль так чутка…

Обычному читателю творчество Иннокентия Фёдоровича Анненского (1855 – 1909) не слишком знакомо. В школьной программе больше внимания уделяется акмеистам и футуристам, например, лирике Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и других поэтов. Хотя на них оказали значительное влияние именно работы Иннокентия Фёдоровича. В них раскрывается тонкая чувствующая натура и великолепное мастерство владения словом, способным заставить самого читателя откликнуться на образы произведения.

Хорошим примером такой лирики может стать стихотворение «Минута». С первых мгновений чтения оно погружает читателя в особую атмосферу. С помощью высокохудожественных эпитетов («узорные тени», «горячая пыль», «на сетчатом фоне теней») поэт рисует странную картину, где очертания нечетки и расплывчаты, а краски приглушены. Интересно, что автор ни разу не произносит слово «мираж», но из текста произведения, из его настроения, читатель догадывается, что имеется в виду это явление. Для создания такого эффекта поэт прибегает к различным словам, имеющим схожий смысл и наталкивающим на осознание: «призрак», «зыбки», «неясной».

Особенность этого произведения также в том, что при сравнительно небольшом объеме оно способно окутать своей необыкновенной атмосферой и оставить читателя еще долго размышлять над ним. Всего четыре простых четверостишия с понятной композицией. В первой строфе автор знакомит читателя с пейзажем и действующими лицами, одно из которых – он сам. Вторая строфа добавляет деталей:

Останься неясной, тоскливой, Осеннего утра бледней Под этой поникшею ивой…

Читатель уже может представить себе, как выглядит загадочная женщина, к которой обращается лирический герой; увидеть окружающую персонажей природу. Но вот происходит кульминация. В третьем четверостишии порыв ветра открывает глаза герою на то, что он принимал желаемое за действительное:

Минута — и сердце, проснувшись, Увидит, что это — не ты…

Словно стук сердца звучит дважды произнесенное слово «минута». Этот рефрен усиливает ощущение, что время останавливается. К этому приему автор прибегает еще раз, повторяя начальные строчки, но в перестроенном порядке. Это символизирует изменившееся отношение героя, который, тем не менее, пока не готов принимать правду. Он просит мираж, как и в первой строфе, побыть «без слов, без улыбки», чтобы не развеять это призрачное волшебство.

pishi-stihi.ru

В ожидании Рембо

Необычная судьба у Анненского. Родившийся в 1855 году, он оказался в своеобразном поэтическом межсезонье: доживали свой век последние титаны пушкинского поколения (Тютчев, Вяземский), а следующие за ними дети 1819–22 годов Майков, Григорьев, Фет, Полонский, Мей были известны более друг другу, нежели широкой публике. Дальше – огромная пропасть вплоть до середины 1850-х, с одним лишь Случевским посередине. Бал правили прозаики (так, талантливый поэт Иван Тургенев на редкость удачно сориентировался в обстановке), а известными поэтами становились в основном бичеватели режима и миропорядка. Кругом рифмованно рушились Ваалы и ритмично спадали цепи. Выбрать ориентир в такой ситуации было исключительно сложно.

Статья по теме

Артюр Рембо. Поэт, который обменял счастье на славу

На глазах Анненского возникла и умерла исключительная, беспримерная слава юного Семена Надсона (1862–1887), раздувались и лопались другие репутации. Анненский молчал. Скорее всего, стихи он писал, и писал много, вот только от потомства это старательно скрыл: от первых 35 лет его жизни до нас дошло лишь несколько обрывков стихов. С этим хорошо рифмуется и упомянутый выше совет не публиковаться до тридцати: в самом деле, что может сказать о мироздании юный человек? Кое-что, конечно, может, как мы знаем на примерах Пушкина, Лермонтова, того же Блока, но применительно не к гениям, а просто к хорошим поэтам рецепт Анненского верен. И мы можем быть ему только благодарными: плохие стихи Анненского до нас не дошли.

Весь Анненский-поэт – это два сборника стихов (уже упоминавшиеся «Тихие песни», а также «Кипарисовый ларец», составленный Иннокентием Федоровичем непосредственно перед смертью) и несколько не вошедших в книги стихотворений. Плюс не пользующиеся популярностью драмы. Плюс, конечно, поэтические переводы, особняком среди которых стоит титаническая работа над полным переводом Еврипида, хотя специалисты оценивают их неоднозначно, Михаил Гаспаров формулирует и вовсе жёстко: «Еврипид Анненского едва ли не важнее для понимания Анненского, чем для понимания Еврипида».

Статья по теме

«Сплошное богохульство». За что судили легендарного Шарля Бодлера

Так что Анненский-поэт ждал. Много веяний прошло мимо него, пока не сверкнула звезда, в которую он поверил сразу и навсегда. Имя этой звезде было «французский символизм». Бодлер, Верлен, Рембо – прекрасная плеяда, чьи стихи через два десятилетия перевернули и русскую поэзию. Строгий классицист Анненский оказался открыт новым звукам, новым темам, от которых шарахались многие его ровесники. И то, что крикливый, слащавый, вычурный русский символизм (некоторые отделяют от него «декадентство», но вопрос терминологии здесь вторичен) не остался лишь досадным курьёзом между Случевским и Мандельштамом, заслуга в первую очередь двух человек – Анненского и Блока. Людей, сохранивших совесть в русской поэзии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: