Анализ стихотворения ахматовой сопоставительный и цветаевой

А. а. ахматова стихи о любви и анализ - литературный блог

Образы и символы

Если быть конкретнее, то в первом катрене Ахматова одушевляет любовь, выбирая для нее природных поведенческих двойников. А именно “змейкой” — определенно языческим символом лукавства и знахарства и “воркующей голубкой” — традиционным символом мира, согласия и благоденствия. Явную антитезу образов проводит для нас поэтесса, выбирая универсальные и, при этом, максимально близкие к личным чувственные ассоциации.

Второй катрен — идиллически хвалебный, отражает позитивную сторону любви, отождествляемой Ахматовой с моральным проводником, который, как поначалу кажется, хочет, подобно левкою (душистому растению), одурманить и запутать, но потом становится надежным проводником и неосязаемым наставником, подобным Дантовской Беатриче. Именно этот наставник, по мнению поэтессы “верно и тайно ведет от радости и от покоя”.

В третьем катрене Ахматовское декадентство, наконец, вырывается из толщи сентиментальностей и сообщает печальную правду о том, что любовь — самостоятельное чувство, которое выбирает своей целью порой незнакомых людей, вызывающих неоднозначные чувства: “и страшно ее угадать в еще незнакомой улыбке”. Эти чувства подкрепляются еще и патологической для многих боязнью неизведанной, темной души, от которой мы, неожиданно для нас самих, уже бескомпромиссно зависим.

Проблемы

Проблематика стихотворения «Любовь» близка каждому из нас:

  1. Проблема доверия . Исходит из конфронтации темы фатализма и страха. Ахматова напоминает, что перед человеком перманентно стоит выбор между сентиментальностью, пребывая в которой обыкновенно и находят истинное счастье, и флегматическим скепсисом, защищающим человека от опасностей глубин собственной души, в которых кроются убийственные комплексы и болевые точки, особенно страдающие у искренне любящих людей.
  2. Проблема природы любви . Ахматова понимает многогранность любви, ее противоречивость и ситуативность, однако причины того, почему первоосновное чувство, из которого зародился мир, создано изначально сложным, полным барьеров и препятствий. Поиск причины того поэтесса делегирует читателю, ориентирующемуся на собственные реалии и собственное видение мира,

Библейские стихи: Рахиль

И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Книга Бытия И встретил Иаков в долине Рахиль, Он ей поклонился, как странник бездомный. Стада подымали горячую пыль, Источник был камнем завален огромным. Он камень своею рукой отвалил И чистой водой овец напоил. Но стало в груди его сердце грустить, Болеть, как открытая рана, И он согласился за деву служить Семь лет пастухом у Лавана. Рахиль! Для того, кто во власти твоей, Семь лет — словно семь ослепительных дней. Но много премудр сребролюбец Лаван, И жалость ему незнакома. Он думает: каждый простится обман Во славу Лаванова дома. И Лию незрячую твердой рукой Приводит к Иакову в брачный покой. Течет над пустыней высокая ночь, Роняет прохладные росы, И стонет Лаванова младшая дочь, Терзая пушистые косы, Сестру проклинает и Бога хулит, И Ангелу Смерти явиться велит. И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины, Веселые взоры Рахилиных глаз И голос ее голубиный: Иаков, не ты ли меня целовал И черной голубкой своей называл? 25 декабря 1921

Тема стихотворения

В стихотворении отдаётся дань должного не всей России, а её главной составной части – земле, дающей жизнь и принимающей нас на вечный покой. Поэтесса прошла тяжёлый жизненный путь, далеко не была обласкана властями и проводила на плаху многих друзей и бывшего мужа, Николая Гумилёва. Такая боль не отвернула автора от любви к земле, ведь по ней она делала первые шаги, в неё же скоро и придётся вернуться.

Любовь к Родине отражается в стихотворении через отношение к родной земле и относит произведение к разряду патриотической лирики.

Да, родную землю не берут с собой в ладанках, покидая отчий дом, о ней мало красивых строк, более того, для многих она незаметна из-за естественности –

Любовь, веру, семью можно потерять, но невозможно расстаться с родной землей. Она часть жизни и для большинства неотделима от понимания Родины. Для русского человека нива является кормилицей, она даёт хлеб и силы для жизни, но это не подарок, а кредит, так как после окончания бытия человек ложится в землю и отдаёт все долги сполна.

Русский человек редко льёт слёзы о земле, но часто плачет из-за того, что на ней происходит. Неурожай – это голод, враг пришёл – это смерть. Невзирая на всё это землица всегда остаётся своей и к ней тянет из любого другого места на земле.

Он любил

Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. …А я была его женой. Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает… Как я рада, что нынче вода Под бесцветным ледком замирает. И я стану — Христос, помоги! — На покров этот, светлый и ломкий, А ты письма мои береги, Чтобы нас рассудили потомки. Чтоб отчетливей и ясней Ты был виден им, мудрый и смелый. В биографии словной твоей Разве можно оставить пробелы? Слишком сладко земное питье, Слишком плотны любовные сети… Пусть когда-нибудь имя мое Прочитают в учебнике дети, И, печальную повесть узнав, Пусть они улыбнутся лукаво. Мне любви и покоя не дав, Подари меня горькою славой. 1913 В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались. Была в Неве высокая вода И наводненья в городе боялись. Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость — Затем, что воздух был совсем не наш, А как подарок Божий — так чудесен, И в этот час была мне отдана Последняя из всех безумных песен. Январь 1914

Анализ стихотворений Ахматовой

  • Анализ стихов
  • Ахматова
  • А там мой мраморный двойник
  • А, ты думал я тоже такая
  • Белой ночью
  • Бессонница
  • В Царском Селе
  • Вечером
  • Все расхищено, предано, продано
  • Высокомерьем дух твой помрачен
  • Гость
  • Двадцать первое ночь понедельник
  • Дверь полуоткрыта
  • Заплаканная осень, как вдова
  • Ива
  • Как люблю, как любила глядеть я
  • Клевета
  • Клятва
  • Когда в тоске самоубийства
  • Летний сад
  • Любовь
  • Мне голос был. Он звал утешно…
  • Молитва
  • Молюсь оконному лучу
  • Мужество
  • Муза
  • Перед весной бывают дни такие
  • Песня последней встречи
  • Победа
  • Последнее стихотворение
  • Реквием
  • Родная земля
  • Сероглазый король
  • Сжала руки под темной вуалью
  • Стихи о Петербурге
  • Творчество
  • Я научилась мудро жить
  • Я не любви твоей прошу

Ахматова родилась в восемьдесят девятом году двадцатого века. Её настоящей фамилией является Горенко. Для написания произведений Ахматова использовала смешанный стиль, который состоял из двух:

  1. Классический
  2. Модернистский

За свою творческую жизнь поэтесса написала начиная от маленьких стихов и заканчивая сложными произведениями, ярким примером служит «Реквием». Творческое произведение является признаком того, что автор использует сдержанность в отношении эмоций. Это является основоположным признаком, который служит отличием Ахматовой от других писателей.

Успех поэтессы зависел от того, что все чувства в тексте передаются не через изображения, а именно словами. В стихотворениях описывается любовь. Сам текст написан очень простыми словами, что увеличивает возможность очень легко представить читателю, данную ситуацию.

Также отличительным признаком является то, что описанные действия всегда происходят в определённых местах. Сам текст у неё несёт огромный смысл, но в очень малом объёме.

Всё её творчество можно разделить на две части. Между этими частями был промежуток времени, когда она очень мало писала. Это время было очень тяжёлым, так как творчество Ахматовой подвергалось необоснованному осуждению. Поэтому некоторые её написанные произведения были опубликованы спустя десяти лет, после написания. Анне предлагали и не один раз, чтобы иммигрировать из России, но она постоянно отказывалась. Ахматова желала остаться в гуще событий, тех страшных событий, которые происходили в сталинские годы. Она описывала как было тяжело жить во времена правления коммунизма.

Информационные сведения о творчестве поэтессы, на данный момент, очень малы, так как войны и революции уничтожили практически всю рукопись Ахматовой.

Темы

Тематика стихотворения «Любовь» представлена Многомудрым Литреконом ниже:

  1. Любовь . Очевидно, что главной темой произведения с таким названием является именно любовь. Именно она мотивирует человека быть более внимательным к миру, заинтересованным в устройстве каждого из его аспектов, в том числе и самой любви, привлекательной, но непостижимой.
  2. Страх . Героиня опасается того, самопроизвольно возникающие и затухающие чувства могут травмировать ее чуткую душу, нежданно влюбив ее в незнакомца или усыпив ее рациональное начало, когда оно будет экстренно необходимо.
  3. Уместный фатализм . Ахматова показывает, что любовные пути неисповедимы и порой вполне разумно довериться своим чувствам: они могут как откликаться “молитвой тоскующей скрипки”, так и вести “верно и тайно” к самосовершенствованию. Главное — принять силу своих чувств и не стесняться своего перед ними бессилия.

Эпиграмма

Могла ли Биче словно Дант творить, Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить! 1958 Мурка, не ходи, там сыч На подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, Дедушка услышит. Няня, не горит свеча, И скребутся мыши. Я боюсь того сыча, Для чего он вышит? 1911 Сразу стало тихо в доме, Облетел последний мак, Замерла я в долгой дреме И встречаю ранний мрак. Плотно заперты ворота, Вечер черен, ветер тих. Где веселье, где забота, Где ты, ласковый жених? Не нашелся тайный перстень, Прождала я много дней, Нежной пленницею песня Умерла в груди моей. Июль 1917, Слепнево Тот город, мной любимый с детства, В его декабрьской тишине Моим промотанным наследством Сегодня показался мне. Все, что само давалось в руки, Что было так легко отдать: Душевный жар, молений звуки И первой песни благодать — Все унеслось прозрачным дымом, Истлело в глубине зеркал… И вот уж о невозвратимом Скрипач безносый заиграл. Но с любопытством иностранки, Плененной каждой новизной, Глядела я, как мчатся санки, И слушала язык родной. И дикой свежестью и силой Мне счастье веяло в лицо, Как будто друг, от века милый, Всходил со мною на крыльцо. 1929 Вижу выцветший флаг над таможней И над городом желтую муть. Вот уж сердце мое осторожней Замирает, и больно вздохнуть. Стать бы снова приморской девчонкой, Туфли на босу ногу надеть, И закладывать косы коронкой, И взволнованным голосом петь. Все глядеть бы на смуглые главы Херсонесского храма с крыльца И не знать, что от счастья и славы Безнадежно дряхлеют сердца. Осень 1913 В каждых сутках есть такой Смутный и тревожный час. Громко говорю с тоской, Не раскрывши сонных глаз. И она стучит, как кровь, Как дыхание тепла, Как счастливая любовь, Рассудительна и зла. 1917

Жанр, направление, размер

Согласитесь, сложно представить себе стихотворение под названием “Любовь”, принадлежащему не к любовной лирике. Название говорит за себя и тут даже распространяться не над чем.

Примечательно то, что лирическое стихотворение написано Ахматовой, еще не пережившей профессионального влияния со стороны мужа-акмеиста. Видя, как много сложных и отвлеченных образов представляет нам поэтесса, можем с уверенностью сказать, что стихотворение «Любовь» написано в духе символизма, приверженкой которого была ранняя Ахматова, о чем мы можем судить по содержанию ее первого сборника “Вечер”, представляющего собой настоящую политическую беллетристику, сдобренную девичьей сентиментальностью, сдерживаемой статусом замужней женщины, имеющей претензии на рациональность и авторитетность своего мнения, проецируемого в творчество.

Стихотворение «Любовь» написано трехстопным амфибрахием, к которому уже ставшая популярной Ахматова не раз возвращалась, как старому инструменту, которым были выстроганы когда-то ее первые труды. Рифмовку поэтесса выбрала стандартную для русской лирики — перекрестную (АВАВ), причем в строках АА вышла мужская рифма, а в ВВ — женская.

О стихотворении а. ахматовой “двадцать первое. ночь. понедельник…”

В творчестве любого поэта важное место занимает тема любви. Но в раннем творчестве Ахматовой ее трудно выделить особо, потому что все, что она пишет, написано или о любви, или в присутствии любви, или при воспоминании об ушедшей любви

“Двадцать первое. Ночь. Понедельник…” – одно из ранних стихотворений поэтессы, которое вошло в книгу “Белая стая”. Стихотворение можно разделить на две контрастные части.

Начало – четыре стихотворения на две строки – характерно для Ахматовой. И с первых же слов стихотворение завораживает,

завлекает, заинтересовывает своей тайной:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

Ахматова воссоздает ощущение течения времени, властно определяющего судьбу человека. В ее ранних стихах это находило выражение в столь часто встречающейся у нее прикрепленности происходящего к точно – по часам – обозначенному моменту. Понедельник – тяжелый день.

Может быть, именно поэтому следующие слова о любви так необычны.

Привлекает внимание “прерывистость” первых строчек. Этот прием придает стихотворению интонационную экспрессию

В таком начале чувствуется и связь с Блоком (“Ночь.

Улица. Фонарь. Аптека…”), с которым поэтессу связывала большая дружба.

Дробление стиха на части (назывные предложения) передает состояние покоя, однообразия и неизменяемости жизни. Каждая лирическая деталь, выраженная существительным, включена в своеобразный лексический ряд, благодаря чему все детали соединяются в общую картину. Вместе с тем здесь четко обозначены время и место действия – героиня задумалась о любви, глядя на “очертанья столицы во мгле”.

  • В первой части отрицается любовь, считается, что все это просто чьи-то выдумки. Тем не менее все в это поверили и уже не могут жить без любви:
  • И от лености или со скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки
  • И любовные песни поют.

По мнению одного из современных исследователей творчества Ахматовой, “излюбленный прием автора – отрицанием какого-либо положения обращать на него особое внимание и заставить думать обратное”. Возможно, и в этом стихотворении мы сталкиваемся с таким приемом

Легкость и веселость первой части преодолевается, исчезает после того, как мы произносим “но” третьей строфы.

Союзом “но” Ахматова противопоставляет третью строфу предыдущим.

Если первая часть (особенно вторая строфа) отличается сдержанностью выразительных средств (отсутствие эпитетов и каких-либо других тропов), употреблением нейтральной лексики (общеупотребительные слова: “столицы”, “на земле”, “поверили”, “живут” и другие) и слов с явно пренебрежительной окраской (“какой-то бездельник”, “от лености или со скуки”), определяющих отношение героини к поступкам “бездельника” и “всех”, то во второй части картина меняется. Здесь открывается внутреннее состояние самой героини, а возможно, и самого автора. Ее голос приобретает “всемирность” звучания, которое достигается романтически окрашенным словом “тайна” и метафорой “почиет тишина”. Так утверждается великая сила любви, ее чистота и возвышенность. “Всемирность”, открытость миру обеспечивается также открытыми рифмами третьей строфы:

Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

Многоточие, следующее за словом “тишина”, заставляет остановиться, задуматься; возможно, автор что-то недоговаривает, ведь от многословия блекнет все, тем более любовь-тайна, любовь-тишина

Стоит обратить внимание на ту “тишину”, которая создается здесь. Три строки начинаются с гласных ( И, я, и ), много слов со стечением гласных (но иным, открывается, почиет, на это)

Aхматова пишет в одном стихотворении: “А в книжках я последнюю страницу // Всегда любила больше всех других…” И в ее собственных стихах именно концовка или последняя строфа, строка частенько вдыхают в стихи особую жизнь, и они начинают излучать энергию. Нет, любовь – тайна, хотя и боль. Это только “бездельник” и только в “понедельник” может сочинить, что любовь выдумана людьми “от лености или со скуки”.

(No Ratings Yet) Loading… О стихотворении а. ахматовой “двадцать первое. ночь. понедельник…”« Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича

Основная идея

Смысл стихотворения Ахматовой «Любовь» отражает не только авторское восприятие любви, но и может служить общей догмой для всего поколения наивных фаталистов, находящихся в диссонансе между свойственным тому времени всеохватывающим желанием назвать все по имени и приверженностью к старым романтическим канонам, придающим любви привлекательную отвлеченность. Вроде как хочется избегать мучительных рефлексий и изживших себя условностей, но стоит лишь открыть французский роман и сразу хочется и пострадать, и помучиться, и страстно примириться, и описать все в красках. Противоречивы прихоти человеческие.

Точно так же противоречива и любовь. И не потому, что люди, ею одержимые — инфантильные противоречивые кретины. Она такова по своей природе: это чуть позже докажет всему миру старик Фрейд, определив основы для зарождения любви, главными из которых были привязанность и, как ни странно, ненависть. Своего рода любовь — и есть маятниковое движение между двух полюсов: живительного, легкого и приятного, и угнетающего, запредельно запутанного и мучительного. И главное, человек не может отклониться от этого движения. Он, счастливый обыватель любви — ее же бесправнейший пленник, вынужденный на пути к гармонии рассчитывать на судьбу, Бога, случай, но только не на себя. Бессильного перед чувством, которое рушило и возрождало судьбы, сжигало дотла города и высаживало на их пепелищах прекрасные сады. Такова главная мысль стихотворения «Любовь».

Средства выразительности

Поэтический язык Анны Ахматовой можно назвать простым, приближенным к разговорному. Но в дореволюционном сборнике «Белая стая» разговорные интонации сменяются молитвенными.

В стихотворении «Молитва» присутствуют такие эпитеты, как «горькие годы», «таинственный дар», томительные дни».
Также использована метафора: «горькие годы недуга», «туча над темной Россией», «облако в славе лучей».
«Песенный дар» можно считать аллегорией, так как автор подразумевает под этим определением талант поэта.
Анной Андреевной использовано многосоюзие «отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар»

Так она привлекает наше внимание к этим строкам, заставляет задуматься над искренностью, чистотой и силой её желания, её просьбы о прекращении войны, понять её огромную любовь к людям и Родине. Многосоюзие придаёт ещё большую эмоциональность стихотворению.

До Анны Ахматовой литературный мир знал много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Современники поэтессы говорили, что Анне Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов».

Стихи Анны Ахматовой о Петербурге

Петербург в стихах Анны Ахматовой – это не фон, не второстепенный персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы.

Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе, и, ступая по аллеям Екатерининского парка, она ощущала связь времен и тот лицейский дух, который когда-то воспел ее великий предшественник, Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении “19 октября 1925”.

Ниже вы можете ознакомиться с анализами стихов о Петербурге.

Петербург в творчестве Анны Ахматовой

Как приятно тёплым весенним вечером пройтись по улицам Петербурга, посетить Невский, увлекающий людей в бесконечное движение ночной жизни, пройтись по маленьким улочкам центра и, наконец, забрести на Дворцовую площадь и долго стоять и смотреть в тёмное звёздное, потрясающее своей таинственностью небо.

И тут же возникает ощущение необъяснимости, неразгаданности всего города, ощущение того, как мало известен город людям, которые в нём живут, как много нераскрытого в нём, какое множество тайн скрывает он на своих улицах, площадях и садах.

Как же изучить этот город, чтобы он стал понятным каждому, кто живёт в нём? Это очень просто: открыть сборник стихотворений Анны Андреевны Ахматовой, где в любом стихотворении можно обнаружить строки, посвящённые Петербургу. Её стихи открывают нам этот величественный город: и старый Петербург, и Петроград, и Ленинград.

Город в стихах Ахматовой предстаёт одухотворённым, прекрасным, согретым теплотой её души. Город становится не просто местом обитания, а хорошим и верным другом. Петербург-один из главных героев лирики Ахматовой.

Наверное, это случается со всеми поэтами, жившими в нём. Ахматова видит Петербург не как человек, поражённый его красотой, а как человек, который видит его как бы изнутри.

В стихотворениях образы Петербурга точны и конкретны, но они не перестают волновать и удивлять своей поэтичностью.

Внимание к подробностям и деталям пейзажа становится особенностью стихов Ахматовой. Для неё ‑город, “горькой любовью любимый”, Нева, Фонтанка, Невский, каналы и дома-места обитания её духа:
Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра

(“Стихи о Петербурге”)

Именно в Петербурге происходят главные события любовной лирики Ахматовой. Город в её стихах — не фон событий, а участник всего происходящего. Воспоминания любви в стихах непременно перекликаются с образом города. Это единство города и переживаний Ахматовой становится особенностью, чем-то новым, что внесла Ахматова в тему Петербурга:

  1. А мы живём торжественно и трудно
  2. И чтим обряды наших горьких встреч,
  3. Когда с налёту ветер безрассудный
  4. Чуть начатую обрывает речь, —
  5. Но ни на что не променяем пышный
  6. Гранитный город славы и беды,
  7. Широких рек сияющие льды,
  8. Бессолнечные мрачные сады
  9. И голос Музы еле слышный. (“ Ведь где-то есть простая жизнь и свет”)

” Чудесный город Петров” переходит в город” обречённый” к концу 1913 года, который стал рубежом, разделяющим мирную жизнь и ужасы гражданской войны. Город для неё-” грешник, видящий райский перед смертью сладостный сон”. Но город не перестаёт быть любимым для Ахматовой.

  • Тот голос, с тишиной великой споря,
  • Победу одержал над тишиной
  • Во мне ещё, как песня или горе,
  • Последняя зима перед войной!
  • Белее сводов Смольного собора
  • Таинственней, чем пышный Летний сад,
  • Она была. Не знали мы, что скоро
  • В тоске предельной поглядим назад. ( “Тот голос, с тишиной великой споря”)

Проблемы

Проблематика стихотворения «Любовь» близка каждому из нас:

  1. Проблема доверия . Исходит из конфронтации темы фатализма и страха. Ахматова напоминает, что перед человеком перманентно стоит выбор между сентиментальностью, пребывая в которой обыкновенно и находят истинное счастье, и флегматическим скепсисом, защищающим человека от опасностей глубин собственной души, в которых кроются убийственные комплексы и болевые точки, особенно страдающие у искренне любящих людей.
  2. Проблема природы любви . Ахматова понимает многогранность любви, ее противоречивость и ситуативность, однако причины того, почему первоосновное чувство, из которого зародился мир, создано изначально сложным, полным барьеров и препятствий. Поиск причины того поэтесса делегирует читателю, ориентирующемуся на собственные реалии и собственное видение мира,

Главная тема стихотворения

В стихотворении А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» звучит тема «утоленной любви». Может показаться странным, что именно оно стало признанием в любви к Санкт-Петербургу. В стихотворении, посвященном Петербугру, выражена спокойная, непоколебимая, нетленная любовь к этому городу. «Утоленная любовь», как выражается сам автор.

Нужно отметить, что это не одно стихотворение, а цикл из двух произведений с довольно небольшими размерами. На переднем плане в данном случае выходит описание образов Северной столицы, и чувства, которые этот город способен вызывать у людей, которые в нем живут или приехали в гости.

Если первая часть посвящена просто описанию Петербурга в целом, то вторая часть посвящается не парадным роскошным улицам, а окраинам города. Тут Ахматова подчеркивает особенную романтику производственных, промышленных районов крупного города России.

При этом второе стихотворение можно отнести к личной любовной лирике, поскольку тут автор много внимания уделяет воспоминаниям из собственного прошлого, которые до сих пор не дают ей покоя и вызывают довольно яркие чувства.

История создания

1910 год. Над молодыми и амбициозными поэтами Гумилевым и Ахматовой разносится церковное “Аллилуйя” — они обвенчались. Нельзя сказать, что брак был обречен на успех: его залогом стали вовсе не взаимные чувства, а, скорее, настойчивость пылкого Гумилева и его удачливость: он дважды пытался свести счеты с жизнью из-за неразделенной любви к Ахматовой, однако выжил и добился своего. Нельзя и сказать, что Ахматова была хладнокровна по отношению к будущему избраннику. Еще после первого своего отказа в замужестве, она вдруг ощутила прилив особенных чувств к Гумилеву, отправившемуся во Францию. Видимо, чтобы утопить свое несчастье в Бургундских винах. Ну или утопиться самому. Где-нибудь в Сене.

Можно заключить, что Ахматова (за Гумилева говорить не можем) испытывала весьма противоречивые чувства к избраннику, что и отразилось в раннем Ахматовском понимании любви как таковом. Наиболее отчетливо оно представлено именно в рассматриваемом нами стихотворении “Любовь”, датированном 1911 годом. Тогда Ахматова уже как год была в браке, будучи твердой в своем целомудрии и верности супругу, однако осознание противоречивости и периодической антиромантичности любви вовсе не ушло и было во всех красках передано в стихотворении.

Как позже окажется, подобное двоякое отношение к любви будет спасительным для Ахматовой, которой казавшийся бесконечно верным и благодарным супруг вскоре начнет изменять.

Можно ли считать, что стихотворение посвящено Гумилеву? Навряд ли. Он лишь стал опытным подтверждением Ахматовских взглядов, вдохновителем ее любовного декадентства. В таком случае, стихотворение можно считать одой любви, всем ее по-своему прекрасным и живительным сторонам: и сладостной, и горькой.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Любовь» придают стихотворению неизъяснимой прелести:

  1. “то змейкой … свернувшись колдует” — олицетворение. (см. “композиция и образы” абзац 2).
  2. “голубком на белом окошке воркует” — олицетворение. (см. “композиция и образы” абзац 2).
  3. Второе четверостишье — олицетворение. Здесь, Ахматова старается запечатлеть любовь в моменте — показать ее непостоянной, перебегающей от одного сердца к другому плутовкой, с мимолетностью которой нам порой приходится мириться.
  4. “сладко рыдать” — оксюморон. Весьма оригинальный оксюморон отнюдь не назовешь сложным для понимания. Сладко рыдают, как несложно догадаться, слезами любви, целительными, честными и бескорыстными.
  5. “молитва тоскующей скрипки” — метафора. Красивая метафора отсылает читателя к отвлеченному меланхолическому пониманию тоски через воспроизведение звука игры на скрипке — инструмента, минорные ноты которого рвут страдающее сердце на части и лечат его целительным страданием одновременно.

Ахматова как поэт-акмеист

Акемизм — это одно из течений модернизма. Представители этого направления вступили в противоречие с символистами и их мистицизмом. Для акмеистов поэзия — это ремесло, ему можно научиться, если постоянно практиковаться и совершенствоваться. Ахматова придерживалась того же мнения. У акмеистов в стихах мало образов и символов, слова отбираются тщательно, поэтому совсем не обязательно использовать их в переносном смысле. Одно из известнейших стихотворений, которые написала Ахматова, -«Мужество». Анализ стихотворения показывает, насколько значимым для поэтессы был русский язык. Атор относится к нему очень трепетно и уважительно: это проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания. Средств выразительности в стихотворении практически нет, фразы короткие и емкие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: