КинжалСтихотворение Александра Пушкина
Лемносский бог тебя сковал Для рук бессмертной Немезиды, Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия Позора и Обиды. Где Зевса гром молчит, где дремлет меч Закона, Свершитель ты проклятий и надежд, Ты кроешься под сенью трона, Под блеском праздничных одежд. Как адский луч, как молния богов, Немое лезвие злодею в очи блещет, И, озираясь, он трепещет, Среди своих пиров. Везде его найдет удар нежданный твой: На суше, на морях, во храме, под шатрами, За потаенными замками, На ложе сна, в семье родной.
Шумит под Кесарем заветный Рубикон, Державный Рим упал, главой поник Закон; Но Брут восстал вольнолюбивый: Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он Помпея мрамор горделивый. Исчадье мятежей подъемлет злобный крик: Презренный, мрачный и кровавый, Над трупом Вольности безглавой Палач уродливый возник. Апостол гибели, усталому Аиду Перстом он жертвы назначал, Но вышний суд ему послал Тебя и деву Эвмениду. О юный праведник, избранник роковой, О Занд, твой век угас на плахе; Но добродетели святой Остался глас в казненном прахе. В твоей Германии ты вечной тенью стал, Грозя бедой преступной силе — И на торжественной могиле Горит без надписи кинжал.
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.Москва: Детская литература, 1996.
помогите написать анализ стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал». С. Пушкина «Кинжал»
Вера Крицкая Ученик (121), закрыт 5 лет назад
Анджела Высший разум (1241974) 5 лет назад
Молодой Пушкин нередко высказывал свои антимонархические убеждения, и Александр I сказал, что поэт “наводнил всю Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает”. И Пушкина сослали на юг России. Так поэт, не будучи членом тайного политического общества, первым подвергся гонению за пропаганду идей декабристов. Живя в Бессарабии, он познакомился с членами Южного общества декабристов и с их идейным руководителем Пестелем. К этому периоду относятся такие его вольнолюбивые стихи: “ Кинжал ”, “Узник”, “К Давыдову”. Стихотворение “ Кинжал ” — одно из наиболее острых политических произведений. Оно скоро стало известно всей России, хотя нигде напечатано не было. Гневные строки читались наизусть.
Стихотворение «Кинжал» — вольнолюбивый стих, одно из наиболее острых политических произведений.
Свободы тайный сторож, Карающий кинжал, Последний судия позора и обиды.
Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании. Образ кинжала никак не связан здесь с идеей поэта, поэзии.
В годы южной ссылки Пушкин сближается с Орловым, Раевским и другими кишиневскими декабристами и становится выразителем их идей. В стихотворении 1821 года « Кинжал » Пушкин явно называет себя сторонником тираноубийства. По идее Пушкина, на каждого тирана обязательно найдется кинжал:
Как адский луч, как молния богов, Немое лезвие злодею в очи блещет, И, озираясь, он трепещет Среди своих пиров.
Цезарь хочет стать императором Рима, но его убивает Брут. Марат становится палачом революции, вольности, и его убивает Шарлотта Корде. «Грозя бедой преступной силе». кинжал становится символом мести для каждого тирана.
Размер и рифма
При анализе «Кинжала» Лермонтова по плану следующим пунктом является определение поэтического метра и метода рифмы. Произведение было написано несколькими стоячими ямбами, которые часто использовались для написания стихов на гражданскую тематику. Поперечная форма рифмы придает произведению еще больше лиризма, а линиям — эмоционально приподнятую окраску.
Поэзии не хватает вычурности образов, напыщенности слога. Все линии органично связаны между собой, что придает композиции целостность. Последние написаны возвышенным слогом, потому что поэт в них воспевает высшее достоинство человека: его стойкость и нравственность духа.
Текст «Кинжал» М.Лермонтов
Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза — жемчужина страданья.
И черные глаза, остановясь на мне, Исполнены таинственной печали, Как сталь твоя при трепетном огне, То вдруг тускнели, то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный.
Анализ стихотворения Лермонтова «Кинжал»
Известны обстоятельства, побудившие поэта к созданию «Кинжала», позже опубликованного в редакции 1838 г. Во время первой кавказской ссылки автор познакомился с семьей князя Чавчавадзе — военного, чиновника и поэта. Корнета Лермонтова очаровали радушные, благожелательные и образованные хозяева богатой усадьбы. Одной из дочерей князя, Екатерине, молодой поэт посвятил два стихотворения. Хотя точных свидетельств не сохранилось, распространено мнение, что старинный клинок автор получил из рук старшей сестры Екатерины — Нины, вдовы Грибоедова. Грузинская красавица-аристократка с трагической историей любви произвела впечатление на Лермонтова.
Пушкинские мотивы «Кинжала», заданные идентичным названием, поддерживаются в первом четверостишии. Аналогична и форма: избран вариант монолога лирического героя, обращенного к беспощадному орудию возмездия.
Развивая тему, Лермонтов действует самостоятельно: он не вносит в произведение революционный пафос, пронизывающий пламенное творение Пушкина. Здесь интонации менее возвышенны и отвлеченны: характерно, что пушкинский кинжал создан богом Гефестом, а лермонтовский «экземпляр» сковал простой смертный, безымянный грузинский мастер. Тема романтической любви и расставания, возникающая с началом второго катрена, также оригинальна и не имеет совпадений с текстом Пушкина.
В изображении кинжала выделяются два определения — «светлый» и «холодный». При помощи этих лексем формируется композиционная структура стихотворения: к ним, как к маякам, постоянно возвращается лирический герой. «Светлая слеза» возлюбленной, мерцание ее черных глаз, напоминающее блеск стали, — система сравнений придает поэтическому тексту стройность, отточенность и красоту. Интересно, что картина расставания с возлюбленной полностью организована через призму «кинжальной» лексики. Подарок получает новую ассоциацию: он символизирует не только месть и честную битву, но преданность в любви.
В финальных строках актуализируется еще одно качество неодушевленного «товарища», «спутника» и «друга» — его прочность. Приемы однотипных олицетворений, разбросанных по тексту, подготавливают читателя к сравнению другого порядка. Оно сосредоточено не на внешних характеристиках — слезах или блеске глаз. Душевные качества лирического героя — верность любви и долгу, мужество и крепость духа — уподобляются кинжальной стали по признаку твердости.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал»
Отношение к содержанию стихотворения до сих пор не однозначно.
Большинство современников Пушкина и исследователей его творчества считали, что в этом стихотворении наиболее глубоко проявились радикальные и антиправительственные взгляды поэта. В свое время стихотворение получило широкое распространение в русской армии.
Сам же Пушкин в своем письме к Жуковскому В.А. уверял, что он дал слово Карамзину не писать против правительства и свое слово держит, что это стихотворение тоже написано не против правительства. Нет оснований считать, что это не так, тем более, что в период создания стихотворения поэт находился в ссылке в родительском имении и крайне не хотел бы, чтобы у правительства вновь возникли отрицательные впечатления о его политической позиции.
В стихотворении описывается три политических убийства, совершенных в разное историческое время. Первое совершает Брут против Цезаря: «…Брут восстал вольнолюбивый: Ты Кесаря сразил…».
Второе- это убийство Марата Шарлоттой Корде: «…усталому Аиду… вышний суд послал Тебя и деву Эвмениду». «Тебя»- это обращение к кинжалу, а под богиней-мстительницей Эвменидой подразумевается Кордэ. Аид символизирует Марата.
И, наконец, третье убийство. Совершает его юный студент Занд, убивший писателя А. Коцебу. В России это убийство вызвало тогда большой резонанс.
Пушкин не случайно выбрал именно этих убийц. В своем выборе он руководствуется историческим содержанием их поступков. Так, симпатии поэта на стороне Брута, которого автор описывает как «вольнолюбивый». Поэт оправдывает Брута, убившего тирана из-за любви к Закону; Кордэ, убившего Марата из-за бесконечного террора якобинцев; Занда, казнившего Коцебу как изменника, мешающего свободе и объединению германских земель.
Ошибочно считают, что Пушкин в стихотворении защищает политические преступления. На самом деле же поэт против политических крайностей и произвола, проявляются ли они со стороны тиранов, например, Цезарь, или власти народа, как у якобинцев. По мнению Пушкина, совершенные убийства, которые затронул поэт, оправданы с точки зрения общественной целесообразности.
Если начинается стихотворение с обращения к кинжалу как к защитнику свободы и карающему там, где спит меч закона, то и оканчивается оно описанием кинжала на могиле
Важно, что кинжал этот без надписи: «…Горит без надписи кинжал». По древнегерманскому обычаю, на кинжал прикрепляли имя приговоренного к смерти
У поэта кинжал без имени предназначен для всех тиранов, поэтому в обозначении конкретного имени нет надобности.
Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!
Литературные приемы, используемые автором
Главной отличительной чертой произведения является обобщение. Лермонтов широко использует этот прием в своем творчестве для того, чтобы уйти от конкретной личности, местности, обстоятельств. При этом читателю предоставляется возможность дать свободу фантазии, размышлять, философствовать. Например, не зная предысторию написания стихотворения «Кинжал» невозможно сделать вывод о том, кто сделал лирическому герою столь драгоценный и неожиданный подарок. На то, что это женщина, читателя наталкивают слова «черные глаза», «лилейная рука». Однако, описание настолько обобщенное, что под него подходит множество грузинских девушек. Прием олицетворения, используемый автором, помогает «оживить» кинжал, придает ему черты, которые поэт уважает. Обращаясь к клинку «ты», автор позиционирует его как своего вечного спутника, друга и товарища. При этом кинжал для Лермонтова — пример для подражания. Сопоставляя себя с холодным оружием, лирический герой стремится к такой же душевной твердости. Эпитеты, используемые для усиления впечатления, подчеркивают мужественность оружия. Михаил Юрьевич использует такие слова, как «светлый», «холодный».
Стихотворение написано разностопным ямбом. Данный размер присуще произведениям русской литературы патриотической направленности. Лиричность и возвышенно-эмоциональное настроение «Кинжала» подчеркиваются перекрестной рифмой.
Тема
Тема поэта и поэзии свойственна позднему периоду творчества Лермонтова. Очень зрелое проникновенное стихотворение с особым характером повествует об особой роли поэта в жизни людей и государства. В былые времена поэты вдохновляли на подвиги, поддерживали боевой дух, воспевали значимые события, раскрывали правду исторических событий для потомков.
В эпоху, которая выпала на долю поэта, мастер слова вынужден повиноваться цензуре, его талант покрывается “ржавчиной”, становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романтизма, его повествование напоминает историческую новеллу, легенду. Во второй части стихотворения – сугубо философской – автор размышляет о предназначении поэта, о том, что богатство и золото затмило истинный путь мастера слова.
Смысл произведения: без упорной работы, свободной, искренней, правдивой, талант меркнет, перестаёт служить людям, а значит, достоин презрения. Лирический герой обращается к поэтам, взывает к их чувству долга, достоинства, затрагивает все струны души человека, который должен сеять мудрость и правду, а не прятаться за “блёстками” или приукрашать уродства общества “румянами”. Главная мысль произведения: поэт должен служить людям, истории, правде.
помогите написать анализ стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал». С. Пушкина «Кинжал»
Молодой Пушкин часто высказывал свои антимонархические убеждения, а Александр I говорил, что поэт «наводнил всю Россию эпатажными стихами: вся молодежь читала их наизусть». А Пушкина сослали на юг России. Таким образом, поэт, не являясь членом тайного политического общества, первым подвергся гонениям за пропаганду идей декабристов. Живя в Бессарабии, он познакомился с членами Южного общества декабристов и их идейным лидером Пестелем. К этому периоду относятся его свободолюбивые стихи: «Кинжал», «Узник», «Давыдову». Поэма «Кинжал» — одно из самых трогательных политических произведений. Вскоре она стала известна всей России, хотя нигде не публиковалась. Гневные строки читались наизусть.
Поэма «Кинжал» — свободолюбивый стих, одно из самых трогательных политических произведений.
Свобода — это тайный страж, карательный кинжал, высший судья стыда и негодования.
Пушкин превозносит кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании. Образ кинжала здесь никак не связан с идеей поэта, поэзией.
В годы южной ссылки Пушкин сблизился с Орловым, Раевским и другими кишиневскими декабристами и стал выразителем их идей. В стихотворении 1821 года «Кинжал» Пушкин четко определяет себя как сторонник тираноубийства. По задумке Пушкина, на каждого тирана найдется кинжал:
Как луч ада, как молния от богов, немой клинок сияет в глазах нечестивых, И, оглядываясь, трепещет Среди его празднеств.
Цезарь хочет стать императором Рима, но Брут убивает его. Марат становится палачом революции, свободы, и его убивает Шарлотта Корде. «Угроза позора преступной власти» кинжал становится символом мести для каждого тирана.
Анализ стихотворения «Кинжал» Пушкина
Стихотворение «Кинжал» (1821 г.) было написано Пушкиным во время Южной ссылки. Вольнолюбивый поэт даже в изгнании, находясь под постоянным наблюдением, продолжает воспевать идеалы справедливости и проклинать тиранию. Причем если раньше высшим судьей для Пушкина был Закон, то теперь он призывает к активным действиям в условиях, когда «дремлет меч Закона». Разумеется, в стихотворении просматривался прямой вызов русской монархии.
Пушкин утверждает права «последнего судьи Позора и Обиды» — кинжала. Когда все законные средства борьбы против деспотизма исчерпаны, остается единственный выход — тираноубийство. Это самый решительный и беспощадный способ, не оставляющий всесильному деспоту никакой надежды на спасение. «Карающий кинжал» может до поры до времени таиться в непосредственной близости от тирана, поджидая подходящего момента. Решающий удар с неумолимостью будет нанесен «на суше, на морях, во храме…».
Особое внимание Пушкин уделяет тому отважному человеку, который найдет в себе мужество осуществить народную месть и покарать ненавистного тирана. Такое убийство не может считаться преступлением, так как герой выполняет свой гражданский долг. Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц
Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц.
Первым в этом ряду стоит Брут, принявший участие в убийстве республиканцами пожизненного диктатора Цезаря. Его смерть была символической: умирающий Цезарь упал к подножию статуи Помпея, победа над которым в гражданской войне и сделала Цезаря всесильным диктатором.
Пушкин отдает дань уважения «деве Эвмениде». Имеется в виду Шарлотта Корде, убившая вождя якобинцев Марата. В этом нет никакого противоречия. Пушкин признавал значение Великой французской революции. Но завоевания революции не должны были выходить за рамки Закона. Якобинский террор, по мнению поэта, стал новой формой тирании, извращением идеалов свободы и господством гильотины. Поэтому Шарлотта действовала не против революции, а против ее предателя — «апостола гибели».
Третьим великим защитником свободы Пушкин считает К.-Л. Занда — члена студенческой организации, убившего в 1819 г. реакционного писателя А. Коцебу (агента Священного союза). «Торжественная могила» Занда стала местом паломничества немецкой молодежи.
Таким образом, в «Кинжале» Пушкин выступает горячим сторонником активных действий против тирании. Свободу может защитить одна героическая личность. В это время в Европе развернулось широкое освободительное движение. Революционно настроенная часть русского общества (в том числе Пушкин) связывала с ним большие надежды применительно к России.
Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Лирика в стихотворении «Кинжал»
Недолгая, но такая сильная любовь Нины Чавчавадзе и Грибоедова поражали умы многих творческих людей того времени. Кроме того, красота и ум Нины не могли оставаться незамеченными. Однако не меньше внимания со стороны сильного пола привлекала и вторая дочь Александра Чавчавадзе — красавица Екатерина. Лермонтов, за время пребывания в Грузии в 1837 году, посвятил ей два стихотворения. При этом современники разграничивали двух девушек. Екатерина была воплощением красоты, веселья и жизнерадостности. Нина же отличалась спокойным нравом, рассудительностью и сдержанностью. На тот момент, когда юный Лермонтов познакомился с обеими девушками, Нина уже 8 лет, как потеряла мужа, ей было 25. Катеньке — 21 год. Девушки вызывали у Михаила Юрьевича неодинаковые чувства. К Екатерине он испытывал нечто вроде пылкой влюбленности. Нина же вызывала благоговение и бесконечное почтение.
Анализ стихотворения «Кинжал» Пушкина
Стихотворение «Кинжал» (1821 г.) было написано Пушкиным во время Южной ссылки. Вольнолюбивый поэт даже в изгнании, находясь под постоянным наблюдением, продолжает воспевать идеалы справедливости и проклинать тиранию. Причем если раньше высшим судьей для Пушкина был Закон, то теперь он призывает к активным действиям в условиях, когда «дремлет меч Закона». Разумеется, в стихотворении просматривался прямой вызов русской монархии.
Пушкин утверждает права «последнего судьи Позора и Обиды» — кинжала. Когда все законные средства борьбы против деспотизма исчерпаны, остается единственный выход — тираноубийство. Это самый решительный и беспощадный способ, не оставляющий всесильному деспоту никакой надежды на спасение. «Карающий кинжал» может до поры до времени таиться в непосредственной близости от тирана, поджидая подходящего момента. Решающий удар с неумолимостью будет нанесен «на суше, на морях, во храме…».
Особое внимание Пушкин уделяет тому отважному человеку, который найдет в себе мужество осуществить народную месть и покарать ненавистного тирана. Такое убийство не может считаться преступлением, так как герой выполняет свой гражданский долг. Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц
Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц.
Первым в этом ряду стоит Брут, принявший участие в убийстве республиканцами пожизненного диктатора Цезаря. Его смерть была символической: умирающий Цезарь упал к подножию статуи Помпея, победа над которым в гражданской войне и сделала Цезаря всесильным диктатором.
Пушкин отдает дань уважения «деве Эвмениде». Имеется в виду Шарлотта Корде, убившая вождя якобинцев Марата. В этом нет никакого противоречия. Пушкин признавал значение Великой французской революции. Но завоевания революции не должны были выходить за рамки Закона. Якобинский террор, по мнению поэта, стал новой формой тирании, извращением идеалов свободы и господством гильотины. Поэтому Шарлотта действовала не против революции, а против ее предателя — «апостола гибели».
Третьим великим защитником свободы Пушкин считает К.-Л. Занда — члена студенческой организации, убившего в 1819 г. реакционного писателя А. Коцебу (агента Священного союза). «Торжественная могила» Занда стала местом паломничества немецкой молодежи.
Таким образом, в «Кинжале» Пушкин выступает горячим сторонником активных действий против тирании. Свободу может защитить одна героическая личность. В это время в Европе развернулось широкое освободительное движение. Революционно настроенная часть русского общества (в том числе Пушкин) связывала с ним большие надежды применительно к России.
Краткий анализ
Перед чтением этого анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кинжал.
История создания — стихотворение было написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда начался прорыв в творчестве писателя. Станьте частью сборника стихов под названием «Гирланда». Однако впервые он был опубликован не в нем, а в журнале «Новый путь» в 1904 году.
Тема стихотворения — место поэта в современном обществе.
Композиция связная, Брюсов от первого до последнего стиха развивает идею о том, что поэт должен быть с народом и поддерживать революцию. Но в то же время вечная жертва — это не то, что от него требуется.
Жанр — гражданские тексты.
Поэтический метр — ямб четырех и шести футов.
Эпитеты — «прошедшие дни», «загадочно прошедшие века», «робкие звонки», «родной зов», «кровавый свет», «верная сталь», «огненные флаги”.
Метафоры: «шумит буря», «молча кланяются под иго», «зов трубы», «кинжал поэзии», «молния вспыхивает”.
Центральные персонажи
Главными действующими персонажами стихотворения являются лирический герой и кинжал.
Образ лирического героя вырисовывается из его монолога. Читатель понимает, что перед ним человек с честной и благородной душой, который с болью говорит о расставании с любимой женщиной, но тактично не называет имени, боясь оскорбить ее своими чувствами.
Он клянется быть твердым и непреклонным, не изменять своим принципам и убеждениям. Булатный кинжал для него не только друг, но и «пример не бесполезный».
Образ кинжала символичен. Поэт олицетворяет холодное оружие, наделяя его человеческими чертами. Именно с кинжалом лирический герой ведет задушевную беседу, называет «товарищем светлым и холодным», признается ему в любви.
Кинжал отождествляется поэтом с личностью его бывшего хозяина, А. С. Грибоедова.
Анализ стихотворения «Кинжал» Лермонтова 2 вариант
Лермонтов считал Пушкина своим непосредственным предшественником и учителем. Во многих стихотворениях он обращается к темам и образам, созданным великим поэтом. Поэма «Кинжал» (1837) также отсылает читателя к одноименному произведению Пушкина. Но версия Лермонтова гораздо более «земная», в ней нет горячего гражданского обращения. Поводом для написания послужил реальный случай: во время кавказской ссылки поэт получил кинжал в подарок от одной из дочерей князя Чавчавадзе. Эта история описана в произведении.
Поэма напоминает пушкинский «Кинжал» только по форме. Это также монолог лирического героя, превращенного в грозное оружие. Для Лермонтова кинжал — не символ сопротивления и непримиримой борьбы за свободу. Он был создан как орудие убийства. Кроме того, поэт указывает, что первоначальный процесс ковки был связан с обычной местью «задумчивого грузина». Только окончательная заточка должна была привести его «в грозную битву».
Лермонтов лишь косвенно упоминает, что когда-то кинжал выполнил свою прямую функцию («кровь . по тебе пробежала»). Для поэта это прежде всего дорогой сувенир о красивой девушке. Расставание, видимо, далось нелегко, так как впервые в жизни по кинжалу потекла слеза. Лермонтов очень поэтично сравнивает слезу с «жемчужиной страдания». Поэт продолжает череду противостояний. Стальной отблеск кинжала напоминает ему глаза девушки, которые от волнения «то .. потускнели, то светились».
Подарок руки подруги приобретает для Лермонтова символическое значение. Он перестает быть просто орудием убийства. Он как бы стал оживленным спутником поэта, к которому в трудную минуту можно обратиться за поддержкой. Кинжал — это «знак любви», единственный его недостаток в том, что он не может говорить
Но это не так уж важно. Кинжал будет постоянным напоминанием автору о девушке, любовно сопровождавшей его
Это станет невидимой связью, связывающей две души вместе.
В последних строках Лермонтов заявляет, что он сам будет кинжалом в крепости. Можно предположить, что поэт также имеет в виду свою верность любимой, которая подобна верности кинжала своему хозяину.
Анализ стихотворения «Кинжал» Пушкина
Стихотворение «Кинжал» (1821 г.) было написано Пушкиным во время Южной ссылки. Вольнолюбивый поэт даже в изгнании, находясь под постоянным наблюдением, продолжает воспевать идеалы справедливости и проклинать тиранию. Причем если раньше высшим судьей для Пушкина был Закон, то теперь он призывает к активным действиям в условиях, когда «дремлет меч Закона». Разумеется, в стихотворении просматривался прямой вызов русской монархии.
Пушкин утверждает права «последнего судьи Позора и Обиды» — кинжала. Когда все законные средства борьбы против деспотизма исчерпаны, остается единственный выход — тираноубийство. Это самый решительный и беспощадный способ, не оставляющий всесильному деспоту никакой надежды на спасение. «Карающий кинжал» может до поры до времени таиться в непосредственной близости от тирана, поджидая подходящего момента. Решающий удар с неумолимостью будет нанесен «на суше, на морях, во храме…».
Особое внимание Пушкин уделяет тому отважному человеку, который найдет в себе мужество осуществить народную месть и покарать ненавистного тирана. Такое убийство не может считаться преступлением, так как герой выполняет свой гражданский долг. Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц
Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц.
Первым в этом ряду стоит Брут, принявший участие в убийстве республиканцами пожизненного диктатора Цезаря. Его смерть была символической: умирающий Цезарь упал к подножию статуи Помпея, победа над которым в гражданской войне и сделала Цезаря всесильным диктатором.
Пушкин отдает дань уважения «деве Эвмениде». Имеется в виду Шарлотта Корде, убившая вождя якобинцев Марата. В этом нет никакого противоречия. Пушкин признавал значение Великой французской революции. Но завоевания революции не должны были выходить за рамки Закона. Якобинский террор, по мнению поэта, стал новой формой тирании, извращением идеалов свободы и господством гильотины. Поэтому Шарлотта действовала не против революции, а против ее предателя — «апостола гибели».
Третьим великим защитником свободы Пушкин считает К.-Л. Занда — члена студенческой организации, убившего в 1819 г. реакционного писателя А. Коцебу (агента Священного союза). «Торжественная могила» Занда стала местом паломничества немецкой молодежи.
Таким образом, в «Кинжале» Пушкин выступает горячим сторонником активных действий против тирании. Свободу может защитить одна героическая личность. В это время в Европе развернулось широкое освободительное движение. Революционно настроенная часть русского общества (в том числе Пушкин) связывала с ним большие надежды применительно к России.
Сопоставительный анализ со стихотворением Пушкина
известно, что у Пушкина было и стихотворение «Кинжал», написанное в 1821 году.
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина кинжал — карательное оружие. Прочитав, многие современники сделали вывод о требовании свержения нынешнего режима, основываясь на анализе исторических фактов. Клинок Пушкина закован богами, чтобы сохранить свободу. В творчестве Лермонтова он создан руками человека, хотя предназначен для кровопролития.
Как и Пушкин, Михаил Юрьевич использует монолог лирического героя, рассказывающий историю кинжала. Первый стих также перекликается с соответствующим произведением великого поэта. Однако, в отличие от призыва Пушкина к свержению нынешнего режима, кинжал Лермонтова является символом мужественности, любви, разлуки и верности. При этом Пушкин использует возвышенные образы, стихи Лермонтова написаны простыми и понятными словами.
Анализ стихотворения «Кинжал» Михаила Юрьевича Лермонтова
Александр Сергеевич Пушкин всегда являлся примером для подражания и наставником Михаила Юрьевича. Очень часто Лермонтов обращался к написанным Пушкиным произведениям, после чего сочинял свою интерпретацию образов или продолжал высказанную самим Александром Сергеевичем тему – подобное произошло со стихотворением «Пророк». «Кинжал» Лермонтова также является отсылкой к пушкинскому «Кинжалу» 1821
года. Оба произведения имеют одинаковую форму написания: монолог лирического героя с холодным орудием. Сам же «Кинжал» был написан в1837 году, под впечатлениями от поездки поэта в Грузию. Лермонтов часто посещал могилу своего единомышленника — Александра Сергеевича Грибоедова, и один из таких визитов закончился последующей встречей с женой Грибоедова – Ниной Чавчавадзе. Михаил Юрьевич поддерживал вдову, также он восхищался её стойкостью. Некоторые считают, что Лермонтов испытывал к ней более глубокие чувства. В один день, собравшийся обратно на родину поэт получил из рук Нины памятный подарок – кинжал, являвшийся собственностью самого Грибоедова. Растроганный до глубины души, драматург сразу же принимается за написание стихотворения. Главный литературный прием, к которому обратился Лермонтов при создании стихотворения – это олицетворение: на протяжение всего произведения герой беседует с кинжалом, приписывает ему человеческие качества. В первой строфе описывается отношение лирического героя и его кинжала. Оружие является своего рода товарищем для него. В конце строфы повествуется об истории кинжала: его выковал грузин для мести и сражения. Во второй строфе поэт описывает, как он получил своего «друга». Как раз в этих строках Лермонтов пишет про то, как и по какой причине Нина Чавчавадзе дарит ему кинжал. Далее указывается, что это первый для кинжала раз, когда по нему текла слеза, а не кровь, то есть ныне оружие не служит по своему прямому назначению, теперь оно является сувениром, хранящим в себе светлые воспоминания. В начале третьей строфы упоминается хозяйка кинжала. Её печальные темные глаза останавливаются на герое. Зная историю написания, несложно догадаться, почему у неё возникает грусть: вдова общается с другом мужа, вспоминает счастливые моменты семейной жизни. С поэтом тоска и одиночество отступали от нее, но в момент расставания она осознает, что вновь остается наедине с самой собой. Отныне кинжал становится жизненным спутником лирического героя. Ему герой готов открыться, выговориться, зная, что получит поддержку в трудные жизненные периоды
Память, заключенная в кинжале – самое важное, ведь благодаря ей связь поддерживается даже на расстоянии. В финальных строках ЛГ решает стать таким же «твердым душой», как и его «друг железный»
Под описываемой твердостью духа, которой автор наделяет кинжал, опять же стоит понимать ту силу и стойкость, которой обладала вдова. Возможно, Лермонтов имел ввиду, что ее духовные силы передались ворудие, а уже через него их получил сам поэт. Лирический герой обещает и дальше держаться своих идеалов и жизненных принципов. Стихотворение относится к жанру философской лирики. Лермонтов задействовал очень много литературных приемов, в частности олицетворение и эпитеты. Присутствует сравнение: «Светлая слеза – жемчужина страданья». Примерами эпитетов являются «трепетный огонь», «таинственная печаль», «свободный черкес» и другие. «Кинжал» был написан разностопным ямбом. Также в нем использовалась перекрестная рифмовка – ею Михаил Юрьевич воспользовался для эмоционального усиления.