Конспект урока литературного чтения, 3 класс. толстой «колокольчики мои…»

«колокольчики мои цветики степные…» алексей толстой: читать текст, анализ стихотворения

Анализ стихотворения Толстого Колокольчики мои (цветики степные)

Стихотворение А. К. Толстого «Колокольчики мои» представляет собой смешение тем природы и человека, их тесного взаимодействия друг с другом.

С первых же строк стихотворения со стороны лирического героя звучит доверительный искренний монолог. Его чувства смешанные – это и сожаление, и нежность, и любовь к природе. Образами, к которым он обращается, являются темно-голубые колокольчики, которых герой встречает в степи. Автор ласково обращается к ним, участливо выясняя «что глядите на меня?». Сам того не желая, его конь безжалостно топчет голубые цветки, так как они занимают проезд. Через местоимение «мои», уменьшительно-ласкательное слово «цветики» проявляется отношение к колокольчикам, так как все, что окружает его, принимает участие в судьбе страны. Не случайно авторское обращение к всемирно известным колокольчикам, которые по форме обращают мысли читателя к церковным колоколам. При этом символизируют легкость, самоотверженность, отсутствие гордыни жителей страны.

Во второй строфе автор вводит образ коня «славянского» с его характеристикой как целенаправленного животного, который лихо перемещается в пространстве. Автор будто находит оправдание за «неукротимый бег» лошади, которая топчет по пути невинные растения.

В последующих строфах произведения автор мысленно создает пространство, в котором видит эпизод из прошлого эпохи средневековья. Он вводит читателя на новый этап, вспоминая важнейший исторический момент – то, как стремительно происходило увеличение территорий Руси. Это одна из его версий, по которой происходит столкновение народа и самого хозяина при въезде «в светлый град». Ожидание гостей сопровождается колокольным звоном. Тема православия, таким образом, неотделима от существования людей разных сословий.

Рассматривая образы в совокупности, можно говорить об использованной автором метафоре. Благодаря ей просматривается исторический факт – объединение народов и тревожные мысли, связанные с этими событиями. Конь, колокольчики – символы, которые сопутствуют бегу коня. Это животное выступает в роли сознания народа, имеющего цель, подчинение единому хозяину – государю в «шапке Мономаха».

Кольцевая композиция стихотворения возвращает к начальному настрою автора, который порой не в силах сдержать свою радость за величие своей родины, с гордостью заявляя о том, что будущее впереди.

Автор передает восторг, подчеркивает преданность народа, желание и радость от возможности служить царю. Размах его мыслей необъятен. Таким образом, на фоне природы родного края автор философствует о жизни, о происходящих событиях много лет назад. Некоторые фразы звучат будто гимн, признание своей стране («наша кровь едина»), сопровождаясь восклицаниями и вопросами. Большинство слов обозначают динамику («лечу стрелой», «неукротимый», «промчаться», «во весь опор»).

Анализ стихотворения Колокольчики мои по плану

Возможно вам будет интересно

Короткое стихотворение посвящено абсолютно незначительному событию, но символы, введенные поэтом должны, по его мнению, создать определенное настроение и выразить глубокий смысл.

Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора

Стихотворение Одиночество было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.

Произведение иллюстрирует восприятие автором мира. Отдельные элементы, каждый из которых значит мало, складываются в единую картину.

В данном произведении автор выражает свои чувства по поводу любви, давшей трещину Он, обратившись к одному из эпизодов, который, видимо, тронул его сердце, как бы обращается к любимой женщине.

Музыка[править]

Однако композитор П. Булахов, приступив к созданию романса, отмел чересчур патриотическую часть, оставив лишь поэтический образ цветов-колокольчиков. В результате появившийся романс ушел напрочь от политических аспектов и стал песней о колокольчиках, которые рад бы не давить всадник, «но уздой не удержать бег неукротимый».

Именно в таком виде романс существует приблизительно полтора века, точная дата, когда композитор положил несколько куплетов стихотворения на музыку, — неизвестна.

Таким образом, сложное философское стихотворение А. К. Толстого приобрело совсем иную — экологическую — тематику и ныне входит в структуру «стихов о цветах и природе».

Это стихотворение А. К. Толстого обратило на себя внимание не только Петра Булахова. Известно, что не менее 12 композиторов еще обращались к этим строкам, создавая свои романсы

Среди них была музыка В. И. Ребикова. Однако известность получил лишь романс П. Булахова. А вот остальные музыкальные редакции забылись. И какие строчки использовали другие композиторы, тоже неизвестно.

Песня продолжает жизнь в музыке Петра Булахова и в тех нескольких строчках, что были «оторваны» от большого стихотворения-размышления.

«Колокольчики мои» А. Толстой

Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая?

Конь несет меня стрелой На поле открытом; Он вас топчет под собой, Бьет своим копытом. Колокольчики мои, Цветики степные! Не кляните вы меня, Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать, Рад промчаться мимо, Но уздой не удержать Бег неукротимый! Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю; Конь несет меня лихой, — А куда? не знаю!

Он ученым ездоком Не воспитан в холе, Он с буранами знаком, Вырос в чистом поле; И не блещет как огонь Твой чепрак узорный, Конь мой, конь, славянский конь, Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор! Мир забывши тесный, Мы летим во весь опор К цели неизвестной. Чем окончится наш бег? Радостью ль? кручиной? Знать не может человек — Знает бог единый!

Упаду ль на солончак Умирать от зною? Или злой киргиз-кайсак, С бритой головою, Молча свой натянет лук, Лежа под травою, И меня догонит вдруг Медною стрелою?

Иль влетим мы в светлый град Со кремлем престольным? Чудно улицы гудят Гулом колокольным, И на площади народ, В шумном ожиданье, Видит: с запада идет Светлое посланье.

В кунтушах и в чекменях, С чубами, с усами, Гости едут на конях, Машут булавами, Подбочась, за строем строй Чинно выступает, Рукава их за спиной Ветер раздувает.

И хозяин на крыльцо Вышел величавый; Его светлое лицо Блещет новой славой; Всех его исполнил вид И любви и страха, На челе его горит Шапка Мономаха.

«Хлеб да соль! И в добрый час! — Говорит державный, — Долго, дети, ждал я вас В город православный!» И они ему в ответ: «Наша кровь едина, И в тебе мы с давних лет Чаем господина!»

Громче звон колоколов, Гусли раздаются, Гости сели вкруг столов, Мед и брага льются, Шум летит на дальний юг К турке и к венгерцу — И ковшей славянских звук Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем грустите вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая?

Анализ стихотворения Толстого «Колокольчики мои»

Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия «Колокольчиков» характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания «о делах былого». Последние восходят ко временам Киевской Руси и Новгородской республики, которые представляются лирическому герою образцом идеального государства, населенного свободными, талантливыми, сильными духом и преданными Отечеству людьми.

В более поздней вариации, принятой за каноническую, поэт расширяет пейзажную зарисовку зачина. Переставив глагол «звените» в третье предложение, автор вводит лексему «глядите», олицетворяя образ степных цветов. Трепетно-бережное отношение лирического субъекта обусловливает возникновение мотива раскаяния, в современном прочтении приобретающего экологическое значение. Герой просит прощения за неосторожные действия своего питомца.

Во второй строфе появляется новый персонаж — «славянский конь». Воспитанный на воле, он молод и силен, отличается «диким» и «непокорным» нравом. С образом коня связывается мотив стремительного движения, «бега неукротимого», причем лирическому «я» не ясна конечная цель пути. Подобно волшебному помощнику из народных сказок, конь может переместить героя не только в пространстве, но и во времени.

При помощи риторических вопросов лирический субъект моделирует несколько вариантов окончания путешествия, подробно останавливаясь на последнем. Им становится сцена из средневековой жизни — встреча царем гостей из славянских земель. Поэтом моделируется идеальное художественное пространство «светлого града», наделенного еще одним значимым определением — «православный». Жители приветствуют чинный строй гостей, а величественный вид «хозяина» внушает гражданам «любовь и страх». Образ мудрого и харизматичного монарха полностью соответствует представлениям об идеальном правителе. Гости признают себя верными вассалами царя.

Ретроспективная зарисовка завершается пиром, в изображении которого лидируют акустические образы колокольного звона, игры на гуслях и разговоров участников застолья. Интересна заключительная метафора «ковшей славянских звук», символизирующая объединение родственных народов, расстроившее планы коварных иноземцев.

Рефрен, размещенный в финальной строфе, не полностью соответствует зачину. В нем появляются устоявшиеся формулы, отсылающие читателя к образцам древнерусской литературы.

«А. Толстой «Колокольчики». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Наталья Пильщикова «А. Толстой «Колокольчики». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: А. Толстой «Колокольчики».

Цель: чтение стихотворения наизусть

Задачи: учить осмысленно, запоминать стихотворный текст, выразительно читать, передавая интонационно: выделяя логические паузы, ударение; чувствовать настроение, ритмичность стихотворения

Развивать память, внимание, мышление, речь. Воспитывать умение оценивать свою работу

Словарная работа: некошеная, степные.

Материал: лейка, венок, накидка для Феи, цветок – схема стихотворения, карта цветочного города, флажок, колокольчик, портрет А. Толстого

Ход занятия:

– Я, Фея цветов и для того, чтобы попасть в цветочный город превращаю вас в цветы с помощью волшебной лейки: (фото №1)

Ты волшебная водица,

Надо нам тобой облиться.

Превратишь детишек ты

В настоящие цветы.

– Каким цветком стал ты? (ответы детей)

– А теперь я вас приглашаю вас в цветочный город. (фото №2)

(Рассматривают карту цветочного города). Угадайте название улицы. Я буду открывать окошечки, а вы называть цветы. (Василек, ромашка, мак, ландыш, одуванчик) (Последнее окошечко не открывать.) Какие это цветы? (степные) Почему? (растут в степи) Как называется наша улица? (Степная)

2. Ди «Цветочный переулок» – словарная работа.

-Как можно ласково назвать цветы? (цветики) Тонкие, негрубые цветы как сказать по – другому? (нежные) Если светит ярко солнце, то день, какой? (веселый) (Позвенеть колокольчиком) Что делал колокольчик? (звенел) Что значит звенеть? (издавать звук) Среди чего растут цветы? (среди травы). Когда трава вырастает высокая, что с ней делают? (косят) А если траву еще не косили, значит, она какая? (некошеная)

3. Чтение стихотворения воспитателем

– Какой цветок живет в закрытом окошечке? Я прочту стихотворение, а вы его внимательно послушаете и назовете цветок, о котором говорится. Закройте глаза (читаю)

Колокольчики мои,

Что глядите на меня,

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Как называется стихотворение? (Колокольчики) Его написал Алексей Толстой. (показываю портрет)

4. Беседа по содержанию

5. Физминутка (дети вместе с воспитателем произносят слова стихотворения и одновременно показывают движения: медленно, тихо, быстро)

– Быстрее запомнить стихотворение нам поможет волшебный цветок (фото№3)

(читаю стихотворение и одновременно выставляю схему). Какие знаки есть на двух схемах? (вопросительные) О чем они говорят? (надо спросить)

А) «Я начну, а вы продолжите»

Б) Девочки начинают, а мальчики заканчивают.

В) В паре (сильный – слабый ребенок)

7. Индивидуальное чтение наизусть (те, у кого эмблемы)

8. Рефлексия «Оцени свое настроение»

Перед вами лежат цветочки, изобразите на них свое настроение. (фото №4)

Какое у тебя настроение? Почему? (ответы детей: выучили стихотворение, путешествовали в цветочный город, помогла Сереже рассказать стихотворение) Как называется стихотворение? Кто автор?

Воспитатель: – У меня два настроения: грустное и веселое. Почему грустное? (ответы детей) Почему веселое? (ответы детей)

Перспективный план по художественной литературе «Социум» (старшая группа) 1. Тема: Пересказ рассказа Льва Толстого «Лгун». Цель: Учить пересказывать близко к тексту. Понимать смысл прочитанного, правильно отвечать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: