Коробейники

«коробейники», краткое содержание по главам поэмы некрасова

«Коробейники» краткое содержание по главам поэмы Некрасова

Глава 1

Коробейник Ваня ждет милую туманной ночью во ржи. Молодец не торгуется, а просит набавлять цену. Не только ради товара встретилась Катя с милым. Ваня дал Кате много товару, а она взяла только бирюзовый перстенек, потому что не хочет ходить нарядной без любимого. Ваня обещает распродать товар до Покрова и вернуться домой, чтобы свести зазнобушку в церковь.

Только вечером следующего дня Ваня нагнал товарища, ворчливого старого Тихоныча, и сказал ему, что задержался, продавая ситцы.

Глава 2

Куда бы ни пришли коробейники,

к ним идут девушки, молодушки и старухи. Коробейники продают ткани, мыла, румяна, перстни с самоцветными камнями.

Тихоныч так божится, продавая, что торговля идет бойко. Бабы потратили все припрятанные деньги, перессорились, да и коробейникам досталось. Но они только посмеялись и пошли дальше.

Глава 3

За селом коробейники поделили барыши. Тихоныч долго крестился на церковь и замаливал грехи. Коробейники рассуждают о том, что сейчас торговля не такая бойкая из-за войны.

Женихов забирают в солдаты, казна редеет, бабы причитают, отвозя в город парней, сохнут с горя, а мужики идут в кабак.

Коробейники вспоминают

слова целовальника , который насмехался над народом, считая его собственным работником, потому что крестьяне все заработанное несут в казну целовальника.

Тихоныч называет мужиков пьяницами и нищими. Им не до бабьих нарядов. Пожилой коробейник ожидает светопреставления, считая войну его началом.

Тогда коробейники ответят за высокую цену товара. Ваня возражает, что с чужих брать лишнее можно.

Глава 4

Коробейники ночуют, где придется. По дороге беседуют с бурлаками, крестьянами, пастухом, псарями, пленными турками, посмеиваясь над ними.

Коробейники едят не досыта, выручка у них невелика. Ваня предлагает завернуть в дворянскую усадьбу. Старик объясняет, что теперь баре не живут по деревням, что они одеваются по парижской моде, даже спесивые старухи, поэтому ничего не берут у коробейников. Титыч вспоминает былые времена, когда коробейников в барском доме приглашали в столовую, к ним выходила красивая барыня и покупала, не торгуясь, ткани на одежду детям, серьги и бусы.

Когда-то баре даже купили весь короб, чтобы раздать девушкам в хороводе.

Глава 5

Катерине тяжело ждать Ваню, хотя она занята осенними работами: жнет рожь, молотит, стелет лен. Катя мечтает, что Ваня женится на ней, а она будет угождать и ему, и свекру. А тем временем наступает праздник Покров.

Коробейники продали весь товар и спешат домой. Тихоныч беспокоится о вырученных деньгах. В Кострому идут проселками.

В селе Трубе их сбили с толку мужики, посоветовав идти напрямик болотной тропиною.

Глава 6

Коробейников в лесу догнал охотник с собакой, лесник, который идет в соседнюю деревню Шунью в 12 верстах. Попутчик интересуется, все ли продали коробейники, и проверяет их слова, приподняв короба. Он обещает вывести из болота в деревню до вечера.

Коробейники посмеиваются над христовым охотничком, потому что ружье лесника плохонькое, сам он мал и слаб, одежонка подпоясана лыком, бороденка всклокочена, а пса зовут Упырь.

Приближается ночь, охотник пробует стволы, прицеливается то в куропаток, то в другую дичь, а потом и в коробейников. Ваню бьет лихорадка.

Тихоныч хочет запеть песню, которую слышал от странника. Это был еле зрячий старик, который закончил жизнь в канаве, умерев от старости и от голода.

В молодости он жил богато и был хорошим ткачом. Его упекли в острог, где он просидел 12 лет и почти ослеп, по ошибке заседателя. Жена не приходила к нему.

Когда Тита выпустили, судья даже покаялся, что про бедного ткача забыли.

Тит вернулся домой, обнаружил, что поля не паханы, дом и все инструменты растасканы. Жена слюбилась с барином и убежала в Кострому. Тогда Тит пошел, куда глаза глядят, по дороге слагая песню.

Тит говорил, что до конца эту песню допоет только тот, кто всю Русь обойдет из конца в конец.

Песня убогого странника бесконечна: ветер, лесные звери, хлеба, стада, мужики — все жалуются на голод и холод. Причина того, что мужик бьет жену или идет в кабак — тоже в холоде и голоде.

Лесник все целится в коробейников и пугает их, а потом убивает из двустволки.

В тот же вечер в кабаке лесник хвастался, что у него была хорошая охота, он убил двух бекасов, и теперь у него много серебра и золота. У лесника выведали все, да и пастух слышал крики и выстрелы.

Мирские и питейные власти скрутили молодца, нашли у него в онучах с тысячу рублей. Утром судьи уже не нашли денег, лесника свезли в острог, а мертвых предали земле.

Знакомство с Николаем

Взрывы приближались. Рядом с Сенькой положили худенького сержанта с осколками в ногах и ключице. Несколько дней у него держалась высокая температура, и юноша ухаживал за ним. Он узнал, что это было третье ранение Николая и что он имел Красную Звезду. Сержант не любил говорить о своих подвигах и все переживал за товарищей-разведчиков. Как-то он спросил, нет ли в госпитале дезертиров. Сенька промолчал и вышел.

Когда медсанбат перевели на новое место, юноша настоял, чтобы Николая положили рядом с ним. Он мечтал совершить подвиг, получить награду и предстать перед сержантом.

Все закончилось в один момент. В палатку вошел лейтенант и зачитал список самострельщиков – их вызывал следователь. После допроса Ахрамеев предложил бежать, но Сенька почувствовал, как его лицо наливается кровью, и отказался. Он весь день пролежал под дубом, только ночью решившись войти в палатку. Николай уже спал, а утром сержант не стал разговаривать с юношей. День Сенька снова провел на улице, а к вечеру сержанта эвакуировали. Изменилось и отношение раненых к герою рассказа. Они его сторонились, хотя ни в чем не упрекали.

V

– Много ли вёрст до Гогулина?

– Да обходами три, а прямо-то шесть)

(Крестьянская шутка)

Хорошо было детинушке Сыпать ласковы слова, Да трудненько Катеринушке Парня ждать до Покрова. Часто в ночку одинокую Девка часу не спала, А как жала рожь высокую, Слёзы в три ручья лила! Извелась бы неутешная, Кабы время горевать, Да пора страдная, спешная – Надо десять дел кончать. Как ни часто приходилося Молодице невтерпёж, Под косой трава валилася, Под серпом горела рожь. Изо всей-то силы-моченьки Молотила по утрам, Лён стлала до тёмной ноченьки По росистым по лугам. Стелет лён, а неотвязная Дума на сердце лежит: «Как другая девка красная Молодца приворожит? Как изменит? как засватает На чужой на стороне?» И у девки сердце падает: «Ты женись, женись на мне! Ни тебе, ни свёкру-батюшке Николи не согрублю, От свекрови, твоей матушки, Слово всякое стерплю. Не дворянка, не купчиха я, Да и нравом-то смирна, Буду я невестка тихая, Работящая жена. Ты не нудь себя работою, Силы мне не занимать, Я за милого с охотою Буду пашенку пахать. Ты живи себе гуляючи За работницей женой, По базарам разъезжаючи, Веселися, песни пой! А вернёшься с торгу пьяненький – Накормлю и уложу! „Спи пригожий, спи, румяненький!“ – Больше слова не скажу. Видит бог, не осердилась бы: Обрядила бы коня Да к тебе и подвалилась бы: „Поцелуй, дружок, меня!..“» Думы девичьи заветные, Где вас все-то угадать? Легче камни самоцветные На дне моря сосчитать. Уж овечка опушается, Чуя близость холодов, Катя пуще разгорается… Вот и праздничек Покров!

«Ой, пуста, пуста коробушка, Полон денег кошелёк. Жди-пожди, душа-зазнобушка, Не обманет мил-дружок!» Весел Ванька. Припеваючи, Прямиком домой идёт. Старый Тихоныч, зеваючи, То и дело крестит рот. В эту ночку не уснулося Ни минуточки ему. Как мошна-то пораздулася, Так бог знает почему Всё такие мысли страшные Забираются в башку. Прощелыги ли кабашные Подзывают к кабаку, Попадутся ли солдатики – Коробейник сам не свой: «Проходите с богом, братики!» – И ударится рысцой. Словно пятки-то иголками Понатыканы – бежит.

В Кострому идут просёлками, По болоту путь лежит, То кочажником, то бродами. «Эх пословица-то есть: Коли три версты обходами, Прямиками будет шесть! Да в Трубе, в селе, мошейники Сбили с толку, мужики: „Вы подите, коробейники, В Кострому-то напрямки: Верных сорок с половиною По нагорной стороне, А болотной-то тропиною Двадцать восемь“

Вот оне! Чёрт попутал – мы поверили, А кто вёрсты тут считал?» – «Бабы их клюкою меряли, – Ванька с важностью сказал. – Не ругайся! Сам я слыхивал, Тут дорога попрямей»

– «Дьявол, что ли, понапихивал Этих кочек да корней? Доведись пора вечерняя, Не дойдёшь – сойдёшь с ума! Хороша наша губерния, Славен город Кострома, Да леса, леса дремучие, Да болота к ней ведут, Да пески, пески сыпучие…» – «Стой-ка, дядя, чу, идут!»

Герои и образы

Все образы в поэме типичны, поэтому лишены внешних примет. Портретная характеристика жалкого, никчёмного человека дана только одному отрицательному герою – леснику-убийце. Ваня – молодой коробейник, верный своему слову, мечтающий вернуться с прибылью и жениться на зазнобе. Тихоныч – пожилой бывалый коробейник, который руководствуется формулой «не обманешь – не продашь». Но это самый большой его грех. Он мудр и предусмотрителен, знает множество историй.

Катерина – обычная крестьянская девушка, мечтающая выйти замуж и быть счастливой. Судьба её после смерти Вани неизвестна. Так Некрасов показывает, насколько пренебрегало женской судьбой общественное сознание.

Честный ткач Тит из рассказа коробейника — это человек, чью жизнь сломала ошибка. Извинения судьи не смогли ничего исправить.

Главный разбойник в поэме – убийца. Но хуже его те, кто довели его до убийства. Отрицательные образы в романе – царь, который кровью гасит чёрное море, пускает корабли ко дну, точит русскую казну (метафоры), целовальник, грабящий народ, заседатели, которые по ошибке упекли в острог Титыча, власти, отпустившие убийцу, скупые старые барыни, у которых «всё подклеено, подвязано» (метафора).

Положительных героев автор характеризует с помощью постоянных фольклорных эпитетов или устойчивых фольклорных выражений (пословиц, афоризмов). Речь героев и самой поэмы близка к народной. Много просторечных слов и форм, есть диалектные слова.

«Леворучники»

Раненых много, отметил Сенька. Некрасов (краткое содержание не включает описание дороги) пишет, как человек в халате велел юноше зайти в палатку. На столе лежал стонущий боец без ноги, отчего герой испытал ужас. Доктор, узнав, что перед ним леворучник, пристыдил Сеньку за трусость, сделал укол и обмыл рану. Сестра перебинтовала руку, и юношу отвели в четвертую палатку, у которой стоял часовой. В ней спал только один раненый – как узнает позже Сенька, такой же, как он, самострел.

Юноша вспоминал родной Енисей, вчерашний приезд на передовую. Он готовился бить немца штыком или гранатами, а тут самолеты – пишет Виктор Некрасов. Сенька – краткое содержание его мыслей показывает его моральную неподготовленность к увиденному – заметил, что боец проснулся. Ахрамеев рассказал, что теперь их должны судить, но можно бежать.

Вечером лейтенант задавал вопросы, после чего раненые вышли на улицу. Ахрамеев все доказывал, что это не война, а бойня, и потому Сенька все правильно сделал. А юноша смотрел на раненых и туда, откуда доносились взрывы. На третий день он встретил старшину, который не захотел с ним разговаривать. Долго после этого лежал, уткнув голову в руки, Сенька. Некрасов (анализ поступков героя это доказывает) отмечает, как меняется отношение Сеньки к тому, что он сделал.

Размер и рифмовка

Поэма написана дольником. Этот близкий к тоническому стих Некрасов использует для подражания народному песенному. Дактилическая рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Первое пореформенное лето Некрасов провел, как обычно, в Грешневе в кругу своих приятелей, ярославских и костромских крестьян. Осенью он вернулся в Петербург с целым «ворохом стихов». Его друзей интересовали настроения пореформенной деревни: к чему приведет недовольство народа реформой, есть ли надежда на революционный взрыв? Некрасов отвечал на эти вопросы поэмой «Коробейники». В ней поэт выходил на новую дорогу. Предшествующее его творчество было адресовано в основном читателей образованных слоев общества. В «Коробейниках» он смело расширил предполагаемый круг своих читателей и непосредственно обратился к народу, начиная с необычного посвящения: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)». Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: на свой счет он напечатал поэму в серии «Красные книжки» и распространял ее в народе через коробейников — торговцев мелким товаром.

«Коробейники» — поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши — старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного предреформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор. О подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава ее, в которой торжествует искусство некрасовского «многоголосия», искусство делать народный взгляд на мир своим, вскоре стала популярнейшей народной песней — «Коробушкой». Главные критики и судьи в поэме — не патриархальные мужики, а «бывалые», много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение. Создаются колоритные живые типы «умственных» крестьян, деревенских философов и политиков. Не случайно в «Крестьянских детях», созданных одновременно с «Коробейниками», Некрасов воспевает суровую прозу и высокую поэзию крестьянского детства и призывает хранить в чистоте вечные нравственные ценности, связанные с трудом на земле,- то самое христианское «вековое наследство», которое поэт считает истоком русской национальной культуры:

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой —

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы – преступление в народной среде.

Основная мысль соответствует взглядам революционных демократов, которые считали, что характер и поступки человека зависят от его социального положения, а преступления в народе связаны с его тяжёлой жизнью, неудовлетворительным бытом.

Поэма состоит из шести глав, эпиграфы из народных песен проясняют смысл каждой.

В первой главе Катя поступила так, как поётся в песне, взяв у коробейника Вани только бирюзовый перстенёк на память. Начало первой главы стало песней.

Эпиграф ко второй главе – один из припевов офеней (торговцев). Благодаря тому, что женщина, начав покупать, не может остановиться, коробейники удачно продали товар.

Смысл эпиграфа третьей главы метафорический: народ должен испить свою чашу до дна. Тихоныч рассказывает о горькой судьбе народа: парней забирают на войну, бабы воют, мужики пьют, царь раскрадывает казну, начальники отбирают всё, заработанное народом.

В четвёртой главе Тихоныч жалуется на то, что нынче даже старые барыни, у которых фальшивая коса, не покупают у коробейников товаров, потому что сейчас мода на всё парижское. Эта глава – путешествие по всему пространству России, встречи коробейников с разными представителями народа: бурлаками, огородниками, пастухом, пленными турками, господскими псарями.

Пятая глава о том, что иногда обходной путь ближе прямого. Она рассказывает о судьбе бедной Кати, которая ждёт Ваню и топит тоску в тяжёлой работе, и о коробейниках, которые решают идти напрямую через болото, чтобы сократить путь домой.

Эпиграф к последней главе – формула из эпической песни, которая означает смерть добра молодца. В этой главе погибают не только коробейники, которых из двустволки убивает лесник-разбойник, чтобы забрать около 1000 рублей. Сам лесник губит свою душу, да и жизнь, попадая в острог. Некрасов проявляет к губителю сочувствие. Зато зло смеётся над начальниками, укравшими 1000 рублей ещё до прихода судей.

Последняя глава имеет вставной эпизод, рассказанный Тихонычем, о ткаче Тите, которого по ошибке посадили в острог на 12 лет. Выйдя из острога и узнав об измене жены, он сочинил песню, лирический элемент поэмы, которую поёт Тихоныч в лесу, чтобы взбодриться.

Песня убогого странника – это сердце поэмы, в ней Некрасов объясняет истинную (с его точки зрения) причину страданий русского народа (да и всего русского пространства, вместе с лесами, зверя ми и полями) – холод и голод. Две эти беды оправдывают всякий поступок.

Своеобразие Некрасовской поэмы

Некрасов пишет нестандартное для себя произведение. Предыдущие тексты автора адресовались образованным читателям, интеллектуалам. В этой же поэме круг читателей расширяется. Адресат – непосредственно народ. Об этом Некрасов, в частности, пишет в необычном посвящении к произведению: Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)

Однако это не единственная особенность поэмы. Вторая деталь: произведение печатается в «Красных книжках» – серии, которая распространяется среди народа коробейниками. Коробейниками – это торговцы разными мелкими товарами.

Произведение называют поэмой-путешествием. Литератор описывает «путешествие» торгашей по деревням. Опытный торговец с помощником посещают одно село за другим. Путешественники наблюдают пестроту картин предреформенной жизни в деревнях. Сюжет, использованный автором, позволяет окинуть широким взглядом российскую провинциальную действительность. События подаются с точки зрения народа. Крестьяне судят о реформе, вынося «приговор» тем или иным явлениям.

Поэма выражает подлинную народность литературы. Например, в первой главе Некрасов вводит традиционное для своих текстов «многоголосие».

Приём многоголосия

О «многоголосии» или же полифонии в литературе писал, в частности, Михаил Бахтин. Литературовед и культуролог, Бахтин анализировал произведения Достоевского. Однако некрасовские тексты тоже отличаются полифоничностью. Это означает, что в поэме трудно выделить одного или нескольких главных персонажей. Каждый герой «подает голос» на равных правах.

Некрасов словно присваивает себе одному – как автору – общенародный взгляд на окружающую действительность. Близость к народу обусловила превращение этого произведения в народную песню – «Коробушку» (иначе – «Коробочку»). Главными критиками и судьями в тексте выступают крестьяне-странники, опытные, «бывалые» люди из народа. Некрасов не описывает в этой поэме «патриархальных мужиков». Опыт предполагает, что у человека имеется собственное мнение по каждому вопросу. Писатель создает яркие, насыщенные типажи умных крестьян, сельских философов. Люди рассуждают о проблемах бытия, о политике, в целом о жизни.

Крестьянские дети

Произведение под названием «Крестьянские дети» литератор создал параллельно с анализируемой нами поэмой. В «Крестьянских детях» звучат похожие мотивы.

Автор обращается к суровой прозе и высокой поэзии детства крестьян. Некрасов считает необходимым сохранение вечных нравственных ценностей, которые связаны с работой и землей. По мнению писателя, эти ценности являются христианским «вековым наследием», истоком национальной культурной специфики России.

Несколько интересных сочинений

Повесть Путешествие из Петербурга в Москву можно с уверенностью назвать энциклопедией русской жизни 18 века. Она раскрывает все пороки российского общества того периода. В связи с этим, ценность данного произведения

Комедия «Горе от ума» была написана известным писателем 19 века А.С.Грибоедовым. Это произведение стало желанным глотком свежего воздуха для русской литературы. Данное произведение

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является, по сути, социально-психологической картиной, раскрывающей целую эпоху. Все это писатель мастерски сумел соединить и заключить в лице одного героя – Печорина, личности неординарной и трагичной.

Произведение под названием «Гроза» написана русским драматургом Александром Николаевичем Островским – тем человеком, который подарил России такое понятие, как театр. Оно относится к жанру драмы и является пьесой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: