Ибсен, «кукольный дом»: краткое содержание, анализ

Ибсен, «кукольный дом»: краткое содержание, анализ

Краткое содержание

«Кукольный дом» — необычное произведение, в котором показываются непростые взаимоотношения в семье. Сюжет этого произведения чрезвычайно запутан, он включает не только взаимоотношения в семье норвежского адвоката Хельмера и его жены Норы, но и других людей, с которыми в прошлом сталкивались супруги.

Так, в частности, рассказывается о судьбе поверенного Крогстада, который, по независящим от него причинам, оказался под угрозой увольнения. В прошлом, ещё до назначения на высокий пост, адвокат Торвальд много болел, у семьи не было денег на врачей, поэтому его супруге пришлось обратиться за ссудой в банк. Получить необходимые средства она смогла лишь под личные обязательства, одолжив нужную ей сумму у поверенного Крогстада.

В последующем в банке вскрылись махинации, и, не разобравшись во всей сложившейся ситуацией, адвокат Торвальд, который являлся также управляющим в этом отделении, решает уволить Крогстада. Поверенный, не желая потерять свою работу, обращается за помощью к Норе, прося её заступиться перед супругом. Но Торвальд несерьезно отнесся к просьбе жены. Крогстад, оказавшись в такой ужасной ситуации, угрожает Норе разоблачением, шантажируя ее расписками, что может повредить банковской карьере ее мужа адвоката.

Нора, на которую выпали все такие страдания, даже думает о самоубийстве, однако она не решилась оставить без матери своих троих детей. В скором времени оказывается, что бывшая возлюбленная Крогстада фру Линне наконец стала свободной, и теперь ничто не мешает им быть вместе. Проверенный отказывается от своего шантажа, возвращает все долговые расписки, что приносит спокойствие и мир сразу в несколько семей.

Введение

Рубеж XX столетия в истории западноевропейской литературы отмечен мощным подъемом драматического искусства. Драматургию этого периода современники назвали «новой драмой», подчеркивая радикальный характер свершившихся в ней перемен. «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного необычайно бурным развитием естествознания, философии и психологии, и, открывая для себя новые сферы жизни, впитала в себя дух всемогущего и всепроникающего научного анализа. Она восприняла множество разнообразных художественных явлений, испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма до символизма

«Новая драма» появилась во время господства «хорошо сделанных», но далеких от жизни пьес и с самого начала постаралась привлечь внимание к ее наиболее жгучим, животрепещущим проблемам. У истоков новой драмы стояли Ибсен, Бьёрнсон, Стриндберг, Золя, Гауптман, Шоу, Гамсун, Метерлинк и другие выдающиеся писатели, каждый из которых внес неповторимый вклад в ее развитие

В историко-литературной перспективе «новая драма», послужившая коренной перестройке драматургии XIX в., ознаменовала собой начало драматургии века XX.

Основные персонажи

Автор писал свою пьесу на основе реальных событий, а в качестве главных действующих лиц выбирал знакомых ему людей. Все основные персонажи тесно связаны друг с другом, раскрываются их потаённые стороны, которые они тщательно скрывают от общества и близких. Это произведение, которое можно читать в адаптированном переводе, написано ярким и живым языком, поэтому будет интересно широкому кругу читателей.

Основными персонажами «Кукольного дома» являются:

  • Успешный адвокат Торвальд Хельмер.
  • Его супруга красавица Нора.
  • Фру Линне.
  • Доктор Ранк.
  • Поверенный Крогстад.
  • Посыльный.
  • Маленькие дети четы Хельмер.
  • Няня детишек.

Весь сюжет этого произведения завязан вокруг отношений адвоката Торвальда, его красавицы жены Норы, а также поверенного Крогстада, который в прошлом одолжил денег девушке, и в последующем она не смогла расплатиться с ним.

Анализ пьесы Ибсена “Кукольный дом”

Генрик Ибсен – великий норвежский поет и драматург XIX века. Одним из известных произведений является трех актовая пьеса “Кукольный дом”. В своей работе автор поднимает социально-философский вопрос о выборе человека и его желании играть отведенную роль в жизни. В центре пьесе счастливая супружеская пара – адвокат Хельмер и его жена Нора. В первом акте супруг предстает перед нами сильным, любящим, заботливым мужем и отцом семейства. Его супруга – веселой, беззаботной, жизнерадостной и легкомысленной транжиркой. Но все меняется к концу третьего акта, когда вскрывается страшная правда. Оказывается, что для спасения своего мужа, Нора взяла в долг большую суму денег, подделав подпись отца. Но автор явно симпатизирует своей героине, выставляя ее любящей женой, готовой пожертвовать всем, ради спасения мужа и семьи. При прочтении этого произведения, создается впечатление, что каждый из главных героев живет своей тайной жизнью, а видимая ее часть – некая ширма, маска, за которую они удобно прячутся, и с помощью которой манипулируют жизнями других людей. В мире Ибсена люди-куклы, марионетки друг друга, и лишь при определенных условиях и обстоятельствах они освобождаются от “внешнего кукловода”, и показывают свое истинное “Я”, раскрывают свой внутренний мир, который вразрез расходятся с их ролью. Так адвокат Хельмер из любящего мужа, который уверял, что покажет, на что способен, если только его жене будет угрожать серьезная опасность, превратился в трусливого эгоиста. Он упрекает ее в том, что она лицемерка, преступница, точно такая же, как и ее отец. Что она своими руками погубила его счастье. Он считает, что в ее смерти нет толку, и из-за своего поступка она недостойна, воспитывать детей. Но стоило ему получить расписку, как он вновь стал заботливым мужем… Нора также изменилась. Из маленькой легкомысленной птички, она превратилась в серьезную сильную женщину. Она видит, что ее мечты и надежды на брак не оправдались. Осознает, что она была куклой в руках отца, а потом мужа. Что она играла придуманную для нее роль, и никогда не выходила за ее пределы. Она никогда не была собой, настоящей и счастливой. Она смеялась и веселилась, умело скрывая свое “Я”. Генрик Ибсен поднимает тему не только “людей-кукол”, что играют друг другом, но и вопрос о морали и законе. Что важнее в современном мире, и какие ценности приемлемы в обществе. Ради чего или кого, каждый готов поступиться своими принципами. Основ семьи, краеугольным каменеем которых вступает межличностные взаимоотношения супругов, основанных на доверии. “Кукольный дом” В понятии Ибсена – это не только место жительства четы Хельмеров, где описаны события пьесы. Это весь мир, где люди играют роли, которые им придумали и навязали, и они несчастные, потому что проживают не свою жизнь, они не могут полноценно раскрыться, быть полезным и обществу, и семье, и самому себе.

Театральные постановки[ | ]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 февраля 2021 года

В России пьеса часто ставилась и ставится под названием «Нора».

Первая постановка

21 декабря 1879 — Королевский театр в Копенгагене.

Первая постановка в России:

8 февраля 1884 — Александринский театр, в роли Норы М. Г. Савина.

Известные постановки

  • 1903 — первая постановка Мейерхольда (ставил пьесу 8 раз)
  • 1923 — Театр МГСПС (ныне Театр имени Моссовета) Е. О. Любимов-Ланской, художник Н. А. Мусатов
  • 1935 — Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, режиссёр Б. А. Бабочкин
  • 1972 — Академический русский театр драмы имени Георгия Константинова
  • 1997 — Белый театр (Санкт-Петербург)
  • 1999, 27 апреля — Театр им. В. В. Маяковского, режиссёр Л. Е. Хейфец
  • 2003 — Камерный театр (Екатеринбург)
  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
  • 2013 — «Театр на Спасской» (г. Киров), режиссёр — Борис Павлович, художник — Елена Авинова

Начало истории

Действие происходит в жилище семейства Хельмеров, у них уютная и хорошо обставленная квартира. Глава — Торвальд Хельмер — успешный адвокат, ему свойственны:

  • принципиальность;
  • педантичность;
  • целеустремленность.

Совсем недавно мужчина получил повышение, он занял должность директора Акционерного банка. Его супруга Нора — молодая и красивая женщина, в ее обязанности входит домашнее хозяйство и воспитание детей. По характеру она:

  • веселая;
  • жизнерадостная;
  • беззаботная;
  • легкомысленная.

Супруга как раз вернулась домой из магазина, в ее руках елка для Рождества и праздничные подарки для многочисленных родственников и прислуги. Торвальд прекрасно относится к любимой, называет разными ласкательными прозвищами:

  • жаворонок;
  • белочка;
  • птичка.

Мужчина намекает девушке на расточительность, но все же добавляет еще немного денег на возможные расходы. В комнату входит служанка и сообщает супружеской чете о приходе Кристины Линне — это давняя подруга Норы. Несколько лет назад приятельница хозяйки похоронила мужа, после похорон с финансами стало совсем плохо. Ей приходится много трудиться, чтобы содержать больную маму и двух младших братьев.

Во время беседы Нора жалуется на собственные проблемы.

На полученные деньги она свозила мужа в Италию, климат этой страны благоприятно повлиял на мужчину и способствовал его полному выздоровлению. А теперь ей приходится на всем экономить, чтобы погасить задолженность. Она всегда находится в поисках подработки.

Драма-дискуссия в творчестве Ибсена

Итак, основа это то, что драму-дискуссию создал Ибсен,

Это столкновение двух мировоззрений в драме и выясняется все это в процессе разговора, дискуссии. Столкновение враждебных идеологий.

Новая драма – условное название, 1860 -1890, новации в театре.

Первой драмой, в которой наиболее полно отобразились новые принципы, стал «Кукольный дом». 1879 г., когда он был написан, можно считать годом рождения «драмы идей», то есть реалистической социально-психологической драмы с напряженными идейными столкновениями. В «Кукольном доме» проблема прав женщины перерастает в проблему социального неравенства в общем. Подделанная подпись на векселе представляет «тайну», характерную для метода Ибсена. Выяснение социальной и моральной сути этой «тайны» является настоящим содержанием драмы. Конфликт возник за восемь лет до начала сценического действия, но не был осознан. События, которые проходят перед нашими глазами, превращаются в выяснение сути разногласия, которое возникло в прошлом. Конфликтуют официальные взгляды и естественно-человеческие нужды.

Тем не менее, финал драмы не дает, как это было свойственно драматургии до Ибсена, развязки конфликта: Нора покидает дом мужа, не найдя положительного решения, но надеясь спокойно разобраться в том, что случилось и осознать его.

Незавершенность действия, «открытый финал» является следствием того, что у Ибсена конфликтуют не отдельные разногласия, которые можно отстранить в рамках драматического времени, но драматург превращает свои произведения в форум, на котором обсуждаются главнейшие проблемы, решить которые можно лишь усилиями всего общества и не в рамках художественного произведения. Ретроспективная драма, в отличие от драмы с обычной композицией, является кульминацией, которая возникла после событий, которые ей предшествовали, и за ней появятся новые события.

Стремление пересмотреть все современные взгляды с точки зрения человечности превращало драмы Ибсена в целый ряд дискуссий. Современники утверждали, что новая драма началась со слов Норы, сказанных Хельмару: «Нам с тобой есть о чем поговорить».

То, что женщина оставила семью (этим заканчивается пьеса), считалось в те времена скандалом. Пьеса Ибсена начинала дискуссию, которая переходила со сцены в зрительский зал. Драматург достиг того, что зритель стал его «соавтором», а его герои решали те самые проблемы, которые волновали зрителей и читателей.

Работая над «Кукольным домом», Ибсен создаёт драму идей. Драма идей предполагает, что столкновение различных представлений о жизни составляет сущность конфликта в пьесе. “Коконы житейских конфликтов” разматываются в пьесах Ибсена с помощью аналитической композиции.

История шантажа исчерпана задолго до финала пьесы. Крогстад предлагает фру Линне, в которую он давно влюблён, забрать письмо. Но фру Линне не позволяет ему. Она уверена, что супруги должны объясниться друг с другом. Когда Хельмер узнаёт обо всём из письма, он разгневан и испуган за собственное благополучие. Нора убеждается, что он эгоистичный, мелочный человек, готовый покинуть её в беде. Поэтому, когда Крогстад возвращает её долговое обязательство, это событие не влечёт за собой финала. Наоборот, именно теперь и начинается самое главное. Нора и Хельмер садятся и обсуждают свою семейную жизнь. “Кокон” разматывается, становится ясно, что в пьесе сталкивается взгляд на женщину как на “беспомощное, растерянное создание”, чьё предназначение — украшать жизнь мужчины, с желанием женщины “воспитать себя самоё”, быть полноценной личностью. Развязка замещается дискуссией.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.051 сек.)

Экранизации

  • 1973 — «Кукольный дом», режиссёр Джозеф Лоузи, в ролях Джейн Фонда, Эдвард Фокс, Тревор Ховард, Дэвид Уорнер, Дельфин Сейриг. Франция/Великобритания
  • 1973 — «Кукольный дом», режиссёр Патрик Гарланд, в ролях Энтони Хопкинс, Клер Блум, Ральф Ричардсон, Денхолм Эллиотт. Великобритания
  • 1973 — «Нора. Кукольный дом», режиссёр Арилд Бринкманн, в ролях Кнут Рисан, Лисе Фьельстад, Пер-Теодор Хауген, Бенте Бёрсюм. Норвегия
  • 1974 — «Нора Хельмер» (ТВ), режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер, в ролях: Маргит Карстенсен, Йоахим Хансен, Барбара Валентин, Клаус Лёвич, Уилли Ломмель, Ирм Херманн. Германия
  • 1980 — «Нора» (СССР), режиссёр Ион Унгуряну, в ролях: Лариса Малеванная, Анатолий Ромашин, Владимир Заманский, Елизавета Никищихина, Игорь Кваша, Антонина Богданова, Татьяна Егорова, Якоб Ромбро
  • 2012 — «Serenade», режиссёр Brian Fairbairn.

Другие важные действующие лица

Новая, реалистическая драма, основоположником которой считается Ибсен, – скованная законами реализма XIX века, лишённая присущей драматическому роду шекспировской свободы, стремящаяся во всём походить на реалистический роман и ещё не отдающая себе отчёта в невозможности реализации подобного стремления – разумеется, не допускает появления столь необходимого персонажа, как Тень отца Норы. Драматургическая функция носителя суровой правды распределяется между Крогстадом и фру Линне. Но первый из них – обычный шантажист, преследующий личную выгоду. И когда ему выгоднее отказаться от шантажа, он так и поступает. А вот вторая – дама принципиальная. В отличие от самой Норы, которой она помогает увидеть мир не «кукольным», а реальным, фру Линне действительно, как того и хотел драматург, заставляет и зрителя задуматься о том, что женщинам настало время открыто заявить о своём праве и «судить», и «диктовать законы».

«Кукольный дом», анализ пьесы Ибсена

Пьеса написана в 1879 году. Первую постановку в декабре того же года осуществил Королевский театр в Копенгагене. Норвежские биографы Ибсена (Х. Хейберг, Б. М. Кинк и др.) неоднократно подчёркивали, что изображение сильного трагического персонажа, каковым стала Нора на театральных подмостках европейских театров, не входило в изначальный замысел драматурга, и в связи с этим указывали на прототип – молодую норвежско-датскую писательницу Лауру Килер. Ибсен проявлял к ней «отеческий, хотя и не без оттенка юмора интерес». И не только к самой «экзальтированной молодой женщине», но и «к её браку». По словам Х. Хейберга, даже свои знаменитые слова-понятия жаворонок и кукольный дом Ибсен применял к Лауре задолго до того, как задумал свою пьесу. От реальной Лауры вымышленная Нора унаследовала и своё лёгкое, инфантильное отношение к финансам и финансовым документам. Также история последовавшего затем семейного скандала, вплоть до развода, в целом соответствует реальности. Но только в жизни безответственный, порхающий по жизни жаворонок вовсе не вылетает из насиженного гнезда на прекрасную, хоть и неведомую свободу, а сперва попадает в психиатрическую лечебницу и затем, будучи прощена мужем, возвращается в семью, в свой кукольный дом.

«Кукольный дом» – яркий образчик созданного самим Ибсеном жанра аналитической драмы. Название жанра связано с тем, что все сценические события являются результатом того, что случилось с персонажами до начала действия и требует рефлексивного анализа для понимания всего дальнейшего. Таким образом, каждая такая пьеса становится своеобразным расследованием тайн прошлого – «скелетов в шкафу». К аналитическим относят такие драмы Ибсена, как «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Призраки» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка» (1884), «Росмерсхольм» (1886), «Женщина моря» (1888), «Гедда Габлер» (1890), «Когда мы, мёртвые, оживаем» (1899).

От пьесы к пьесе росли психологическое мастерство и социальная убедительность Ибсена, которые и принесли ему славу одного из основоположников реалистической драмы ХІХ века. В этом смысле его первые аналитические драмы «Столпы общества» и «Кукольный дом» значительно уступают последующим. Но именно они, и особенно вторая из них, более известная современному Ибсену европейскому зрителю под названием «Нора», стали для этого зрителя настоящим потрясением. И это было связано с новизной не столько формы, сколько содержания. Возбуждение, которое вызвал по всей Европе «Кукольный дом», вряд ли соответствовало художественным достоинствам пьесы. Литературные и сценические просчёты автора и тогда уже были очевидны профессионалам.

К аналитическим относят такие драмы Ибсена, как Столпы общества 1877 , Кукольный дом 1879 , Призраки 1881 , Враг народа 1882 , Дикая утка 1884 , Росмерсхольм 1886 , Женщина моря 1888 , Гедда Габлер 1890 , Когда мы, мёртвые, оживаем 1899.

11.09.2020 5:27:20

2020-09-11 05:27:20

Творчество Ибсена

В 1850 году выходят первые произволения Генрика Ибсена: стихи и драма из древнеримской истории «Катилина». В драме были отражены мотивы революционных событий 1848 года в Европе. Однако драма не завоевала популярности у читателей.

Позже, когда Ибсен становится директором Норвежского театра он пишет такие работы как:

  • «Фру Ингер из Эстрота»
  • «Пир в Сульхауге»
  • «Улаф Лилиенкранс»
  • «Воители в Хельгеланде»

Пьеса «Пир в Сульхауге», написанная в 1956 году, принесла писателю большую известность.

Написанные в 1857 и 1858 году «Бранд» и «Пер Гюнт» демонстрируют противоречия как в самом писателе, так и в его современниках. Главный герой священник Бранд борется за человеческую свободу, а Пер Гюнт находится в поисках личного счастья, но так и не может его найти.

Замечание 2

В России знаменитый норвежский писатель прославился в первую очередь пьесой «Кукольный дом» 1879 года. Главной темой этого произведения стала тема положения женщины в обществе. Современники Ибсена посчитали это произведение гимном феминизму, хотя главной в пьесе является не только эта тема, но и тема свободы человека в общем.

В то же время эту работу не воспринимают как социальную. Сюжет пьесы основан на реальных событиях. Действие пьесы происходят в доме Хельмера, который обвиняет свою жену Нору в расточительстве. На самом деле Нора заняла деньги на лечение своего мужа и теперь выплачивала этот дог, но мужа она не желала ставить в известность относительно этих обстоятельств.

К Хельмеру приходит Крогстад, у которого Нора заняла те самые деньги. Он грозится рассказать ее мужу о долге, если Нора не уговорит своего мужа оставить его у себя на должности, но Хельмер взял уже фру Линне на его должность.

Крогсад оставляет письмо о долге для мужа Норы. Увидев это письмо Хельмер приходит в бешенство, он называет Нору лживой лицемеркой. Вскоре приходит второе письмо где Крогстад прощает долг Норе. Хельмер очень этому рад и предлагает жене вернутся к нормальной жизни, однако она отказывается и уходит из дома. Она не желает более быть марионеткой в руках своего мужа и хочет в первую очередь узнать, что на самом деле означает быть свободным человеком.

В 1881 году вышла пьеса «Привидения». Она затрагивает темы наследственности, религии, идеализма. Однако в этой пьесе видно сильное влияние натурализма.

Пьеса «Враг народа» 1882 года опять поднимет важные социальные проблемы. Главный герой по имени Стокман требует закрыть источник, на котором держится курортный город. Источник загрязнен сточными водами. За то, что он борется за правду его, выгоняют из города.

В 1884 году вышла драма «Дикая утка». На написание этой работы Ибсена вдохновило творчество импрессионистов и Шекспира. Главный герой пьесы Грегерс является идеалистом. Он противопоставлен доктору, продвигающему гуманистические идеи. Доктор дает совет Грегерсу не рассказывать о всем, что происходит в его семье, однако главный герой не следует совету доктора, рассказывает тайны своего семейства, в результате чего его сестра кончает жизнь самоубийством.

Позднее творчество драматурга характеризуется более серьезным подтекстом. Его поздние работы полны тонкого психологизма. Главной темой в этот период является тема «сильного человека». Например, этой теме посвящены такие пьесы Ибсена как «Строитель Сольнес» вышедшая из-под пера драматурга в 1892 году и «Йун Габриель Боркман» 1896 года.

Наиболее известной работой позднего периода творчества Ибсена является работа «Строитель Сольнес». В этом герое мы видим отражение самого драматурга. Так же, как и Ибсен, Сольсен разрывается между своим призванием и тягой к комфортной жизни. В этой работе писатель поднимает тему пути творца.

Удачливый строитель Хальвар Сольнес, кажущийся на первый взгляд успешным, на самом деле несчастный и неуверенный в себе человек. Ибсен подвергает сомнению идею о том, что благополучие и стабильность могут сделать человека счастливым. Счастье Сольнеса заключено в его творчестве.

Замечание 3

Имя Генрика Ибсена неразрывно связано с «новой драмой» — направлением, которое характеризуется радикальным обновлением канонов драматургии.

Пьесы Ибсена были популярны при его жизни и остаются популярными сегодня. По произволениям Ибсена было снято множество фильмов, особенно на родине писателя, в Норвегии.

Неоцененная жертвенность

Чтобы и в дальнейшем ничто не тревожило рядом находящегося мужчину, женщина берет еще одну ссуду, но, зарабатывая тайком, как и Нора, на проценты по ссуде, сохраняя тайну, которая сама по себе может подорвать любое здоровье, женщина заболевает. Поручители становятся неплатежеспособными. Правда выходит наружу. Надо ли говорить, что муж чуть-чуть ей посочувствовал, но потом стал на сторону общества. У будущей писательницы забирают детей, признают душевнобольной и превращают ее в изгоя общества. Правда, постепенно все нормализовалось, Лаура Килер стала зарабатывать деньги литературной деятельностью и выплатила постепенно все долги. И представьте, муж ее простил!

Действие происходит в Норвегии, в квартире Торвальда Хельмера, работающего адвокатом, и его супруги Норы. Канун сочельника. Заходит Нора, вернувшаяся с большим количеством подарков для детей и мужа. Торвальд любовно встречает жену и шутливо говорит, что она мотовка. Нора возражает, что в этом нет ничего страшного, ведь новый год предвещает его повышение.

Тема, сюжет, композиция

Тема «Кукольного дома» в сознании современников Ибсена прочно связалась с проблемами женской эмансипации, а Нора надолго стала её символом. Ведь она не согласилась на роль жертвы неравноправного положения женщины в обществе, подобно, например, героиням А. Н. Островского (премьера его «Бесприданницы» состоялась всего за год до премьеры «Кукольного дома»). В финале Нора уходит из дома, оставляя не только мужа, но и любимых детей, и зрителю остаётся лишь гадать, какой будет её новая, самостоятельная жизнь. А ведь её, подобно Ларисе Огудаловой, мужчины тоже считали бессловесной куклой, тоже чем-то вроде «дорогого бриллианта», который «дорогой и оправы требует».

19 сентября 1878 года датированы ибсеновские «Заметки к современной трагедии», считающиеся первым наброском «Кукольного дома». В них Ибсен пока ещё только теоретически формулировал основные проблемы задуманной им «современной трагедии»: «Существуют два вида морали, две совести: одна для мужчины и совсем другая для женщины. Они не понимают друг друга, однако женщину в практической жизни оценивают по мужским законам, будто она вовсе и не женщина, а мужчина. Женщина не может быть сама собой в современном обществе, которое является исключительно мужским обществом, где законы диктуются мужчинами и где мужчины же обвиняют и судят женщин за их поступки, исходя из своих собственных взглядов».

Однако же случай Лауры Килер, положенный Ибсеном в основу сюжета, свидетельствовал не столько о чисто женском, сколько об инфантильном отношении к жизни. Сценическая Нора целиком и полностью унаследовала от прототипа именно такое отношение. Так мелкий с её точки зрения проступок – подделанная ею подпись отца на финансовом документе – стал поворотом всей её жизни. И всё случившееся далее таким образом есть не столько «женский» бунт героини, сколько её «детское» бегство от ответственности. Непредубеждённые зрители и особенно зрительницы так это и воспринимали. Побывав на премьере «Норы» в 1900 г. в киевском театре «Соловцов», киевлянка Лариса Косач, известная любителям украинской поэзии и драмы под псевдонимом Леси Украинки, написала в письме к подруге, тоже известной украинской писательнице: «Эта Нора такая наивная зверушка…». И такое впечатление вполне закономерно: и без того шаткий, несбалансированный сюжет просто рухнул, когда пьеса пошла по европейским сценическим подмосткам под названием «Нора». Из-под обломков вышли суперзвёзды тогдашнего театра, от Дузе до Комиссаржевской, и явили миру трагическую героиню, прекрасную, хрупкую и странно лишённую подлинно трагического фона: злодеев, желающих ей гибели, неумолимого фатума в виде непреодолимых обстоятельств и т. п.

Это уже гораздо позже, когда Ибсен окончательно утвердился в сознании зрителей и критики в качестве классика европейской драматургии, композиционные принципы «Кукольного дома» стали связывать с построением «Царя Эдипа» Софокла

В частности историки драматургии обращали внимание на ключевой, архетипический мотив смерти отца, которая в драме Ибсена, как и в трагедии Софокла, совершилась до начала первого акта, в предыстории, «в далёком прошлом», но её густая тень легла на всё поведение и мироощущение главных героев. В этом смысле даже сюжетная неразбериха идёт на пользу, ибо даёт почувствовать зрителю густоту этой тени

Подпись отца на финансовом документе Нора подделала вроде бы ещё при его жизни, а мотивацией шантажа, которого она боится, является то, что дата документа позднее даты смерти отца. Героиня и дальше продолжает действовать «от имени» отца, «вместо» отца, но уже без отца. Перед нами инфантильный персонаж, который всю жизнь ощущает себя ребёнком и испытывает насущную потребность в отце, которого не может ей заменить её муж Хельмер. Трагедия этого вполне серьёзного и даже по-своему мужественного персонажа состоит в том, что он всерьёз относится к чему угодно, кроме собственной жены, для которой он же сам и построил как бы ненастоящий – кукольный – дом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: