История создания
Стихотворение было написано в 1916 году. За двенадцать месяцев до этого Маяковский познакомился с Лилей Брик, женщиной, которая навсегда изменит его жизнь. Она была сестрой Эльзы, невесты Владимира Владимировича. Лиля не отличалась особой красотой, но в ней было особое очарование. Темпераментность и неординарность сразу привлекали мужчин. Маяковский не смог устоять.
Однако их отношения нельзя назвать счастливым. Лиля была замужем за Осипом Бриком, но это не мешало ей любить поэта. Она встречалась с Маяковским, а тот ревновал и сходил с ума. Свое внутреннее состояние он выражал на бумаге.
Много стихотворений Владимир Владимирович посвятил Лиле. Долгое время они были под запретом из-за выходок Брик. Первые работы опубликовали только после смерти Маяковского. В 1980 году издали сборник «Громады любви». Работы, которые вошли в него, кардинально отличались от того, что писали другие поэты. Нет в текстах задумчивости, спокойствия, только буря чувств.
Цензурные ограничения
Первая публикация стихотворения состоялась через четыре года после смерти Маяковского. В последующие десятилетия произведение пережило сложный период цензурных ограничений; они касались прежде всего Лили Брик, которую официальная печать считала ответственной за «неортодоксальные выходки, вызывающие связи, потрясшее многих самоубийство».
Как вспоминал научный сотрудник Института мировой литературы АН СССР Олег Смола, в начале 1980-х годов выход в свет сборника «Громада любви» был приостановлен из-за того, что адресатом большинства лирических стихотворений Маяковского оказалась Лиля Юрьевна. Пытаясь спасти книгу, Смола написал письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову, в котором просил содействия и пояснял, что «одиозность и грубость» по отношению к музе поэта способствуют «утрате достоинства советского литературоведения».
Через десять дней был получен обтекаемый ответ из Госкомиздата СССР; в нём отмечалось, что подготовленная Олегом Смолой вступительная статья к сборнику вызвала «сомнения по поводу правомерности некоторых положений»; решение об изъятии фамилии Брик осталось в силе. Единственный «компромисс» был связан со стихотворением «Лиличка!» — его название в сборнике удалось сохранить.
Цензурные запреты, попытки приглушить роль Лили Брик в жизни Маяковского, по свидетельству Тамары Жирмунской, иногда доходили до абсурда:
На одной из известных фотографий путём плутовской ретуши Лилю отсекли от Владимира, от неё остался только каблук. |
Лирический герой произведения
Анализ стиха «Лиличка» Маяковского должен содержать и описание особенностей лирического героя произведения. Он надеется, что его просьба все-таки будет услышана. Одна из ключевых фраз стихотворения – «крученыховский ад». Именно таким является внутреннее состояние лирического героя. Ад – это место, где страдают согрешившие души, пренебрегшие путем покаяния. Но лирический герой не раскаивается – он, наоборот, жалуется на свое состояние. И происходящее на этом пути вполне закономерно. Ведь лирический герой избирает путь греха – потому и страдает. О своей жертве во имя любви он кричит в состоянии отчаяния. Читатель становится свидетелем духовной несостоятельности героя, которая и приводит к основному парадоксу произведения: любовь для него превращается в ад. У лирического героя происходит подмена понятий в сфере любви – именно это и приводит его в состояние полнейшего отчаяния.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Лиличка!» заключается в утверждении поэтом всепоглощающей силы любви. Часто любовь приносит мучения, но лирический герой воспевает ее как высшую ценность. Возлюбленная становится Музой поэта, и он создает невероятные по красоте и страстности художественные произведения.
Лирический герой помнит мельчайшие подробности встреч с возлюбленной и так же подробно представляет неминуемое расставание. Любовь для него неразрывна со страстью, а его состояние порою граничит с безумием («руки твои исступленно гладил», «обезумлюсь»). Поэт сравнивает чувство с «тяжелой гирей», которую невозможно будет скинуть и забыть, даже если герои попытаются расстаться без ссор и скандалов.
Смысл стихотворения «Лиличка!» – еще одна попытка выразить свою любовь, чувство, которое срослось с героем. Поэт не готов и не может отказаться от этой любви даже после всех испытанных им мучений.
Трагедия Маяковского
Проводя анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского, кратко можно описать и непростую ситуацию любовного треугольника, в котором оказался поэт. Маяковский был противоречивой и трагической личностью. Духовную сущность поэта было очень сложно определить даже его современникам. Именно поэтому ее стоит искать в творчестве советского поэта. Марина Цветаева, которая была современницей Маяковского, сравнивала ритмику стихотворений поэта с «физическим сердцебиением».
Лиля Брик писала, что после того, как Маяковский начал испытывать к ней нежные чувства, два с половиной года у нее не было спокойной минуты. Несмотря на то что с О. М. Бриком девушка была в разводе, она сопротивлялась напористости поэта. Ее пугала необузданная страсть Маяковского. Трагедия этого любовного треугольника заключалась в том, что сама Лиля любила Брика, однако он не любил ее. Иными словами, Маяковскому нужна была Лиля, которая не могла испытывать нежных чувств ни к кому, кроме Осипа Максимовича.
Сочинения
Маяковский — поэт, бунтарь и агитатор, который кроме того, что часто затрагивает тему революции и веру в лучшее будущее, но еще пишет о любви. Маяковский, как и все остальные простые живые люди, испытал чувство любви, встретив среди многочисленных женщин ту, которой впоследствии посвятил не одно стихотворение. Среди них и Лиличка. Это была Лиля Брич, с которой были у поэта были неоднозначные отношения, ведь была она замужней, к тому же придерживалась свободных отношений. И вот, повстречав ее на своем пути, не смог писатель забыть Лиличку, сделав эту женщину своим идеалом. Изучим же это стихотворение Маяковского, которое было написано в 1916 году.
Маяковский: Лиличка!
Если обратиться к истории написания работы, то следует отметить, что писал свою работу автор в то время, когда его избранница находилась с ним в одной комнате. Не смог поэт высказать все свои мысли и переживания вслух, ему было проще взять перо и лист бумаги. Так родилась прекрасная работа, чувственное произведение, в котором через призму и образ лирического героя говорит сам автор, обращаясь к своей возлюбленной. Проблема была только в том, что сама Лиля Брик никогда не отвечала Маяковскому с той самой силой любви, что была у него. И вот поток мыслей уже не удержать, слова сами вытекают в строки и мы можем сделать краткий анализ стихотворения.
Краткий анализ стихотворения
Мы переносимся в комнату, полную табачного дыма. Это помещение для героя, подобна аду, комнате пыток, ведь здесь еще не так давно он гладил руки возлюбленной, а сегодня ее сердце покрылось железом и она в любую минуту может выгнать его в очередной раз. И он вновь ранимый бросится на улицу, иссекаясь диким отчаянием.
Невозможно терпеть подобные муки, поэтому писатель предлагает уже сейчас проститься, ведь видит, что его любовь стала настолько сильной, что подобно гире тяготит возлюбленную. Сейчас у него только одно желание и это выреветь горечь обиженных жалоб.
Читая стихотворение Маяковского Лиличка, мы видим насколько сильно герою хочется доказать свою любовь, которая возможно поможет любимой опомниться. Он говорит, что нет другого солнца, кроме солнца любви, нет для него и моря
Кто-то бы любимую променял на славу, но для Маяковского ничего не важно, лишь бы слышать звон имени избранницы. Мы видим, как ревнует лирический герой женщину, не зная где она сейчас и с кем, даже подумывает о некоторых способах самоубийства, но тут же понимает, его любовь превыше ухода из жизни
Понимая то, что они с избранницей не будут вместе, и что женщина не готова к скучной семейной жизни, автор просит лишь об одном. Чтобы последней нежностью выстелить уходящий шаг любимой.
Тема
Тема произведения – страдания, принесенные любовью. Раскрывается она в обращении лирического героя к возлюбленной. У стихотворения есть подзаголовок «Вместо письма», он, как бы намекает, что герой выражает свои чувства искренне. Он не хочет их афишировать, ведь душа мужчины открыта только для возлюбленной.
Сначала лирический герой описывает прокуренную комнату. Она такая же мрачная, как и его мысли напоминает ад. Такие ощущения возникают у мужчины из-за того, что возлюбленная охладела к нему. Герой предчувствует разрыв отношений. Он детально воспроизводит картину расставания, которую рисует его воображение: любимая женщина выгоняет его, и он с дрожащими руками в отчаянье бежит по улицам. В этом эпизоде раскрывается взрывной характер героини, который был присущ и ее прототипу.
Любящий мужчина не желает доводить отношения до этой пиковой точки. Он хочет расстаться сейчас, пока возможно сделать это тихо, без ссор. Тем не менее, он уверен, что женщина не сможет избавиться от любви полностью, и будет таскать ее, как гирю.
В строках произведения появляются образы слона и быка. Оба зверя отправляются отдохнуть в место, которое приносит им успокоение. Слон и бык – метафорическое воплощение лирического героя и самого Маяковского, уставшего от любви.
Перед тем, как завершить свое «письмо», герой ее раз признается женщине в любви. Мужчина осознает, что возлюбленная скоро забудет о нем, но не теряет надежду на то, что его слова остановят ее. Последние стихи поражают нежностью, которую герой сумел сохранить в растерзанном сердце.
В произведении реализуется идея о том, что настоящую любовь не могут убить ссоры и разлуки. Автор показывает, что нежное чувство может приносить, как радость, так и страдание.
Тема, проблематика и идея
Анализ «Лилички» Маяковского по плану показывает, что основная тема произведения — любовь и страдания, которые она способна причинить. Это очень сильное, глобальное, разрушающее чувство. Поэт зависим от своей музы, но его привязанность — «тяжкая гиря», которая является мукой для них обоих.
Послание охвачено настроением скорого расставания и пропитано глубочайшим отчаянием. Автор описывает прокуренную комнату, такую же мрачную, как и его мысли, напоминающую ад. Он помнит мельчайшие подробности встреч с любимой женщиной, но теперь она к нему охладела. У неё «сердце в железе», она даже может выгнать его, изругав. В этом эпизоде угадывается взрывной характер героини, как и её прототипа — Лилечки.
Любовь доводит лирического героя до безумия: «дикий, обезумлюсь». Но, как любящий человек, он хочет проститься сейчас, кратко, мирно и тихо. Тем не менее он уверен, что даже после расставания его чувства для женщины останутся «тяжкой гирей», бременем, которое будет с ней, куда б она ни бежала. Сам он тоже продолжит её любить: на прощание он нежностью хочет выстелить её уходящий шаг. В последних строках особенно заметна болезненная нежность, которую поэт вкладывает во всё своё произведение.
Смысл стихотворения заключается в ещё одной попытке выразить свои сильные чувства, которые уже давно срослись с лирическим героем. Даже несмотря на все страдания и испытываемые мучения, он не может отказаться от своей любви.
История создания
Стихотворение было написано 26 мая 1916 года, через год после знакомства Маяковского с Лилей Брик. Их познакомила её сестра Эльза Триоле, с которой у поэта были поверхностные отношения. Лиля не отличалась особой красотой, однако легко покоряла мужчин своим обаянием, темпераментом и неординарностью. Очень скоро она стала музой Маяковского: он посвящал ей свои стихотворения и даже переселился поближе к ней.
Лилия была замужем: её муж Осип Брик на тот момент был далёк от литературы и занимался предпринимательством. Вскоре квартира Бриков стала настоящим богемным салоном, который посещали многие литераторы. При очевидном попустительстве Осипа Брика между Маяковским и Лилей начался бурный роман, который нашёл отражение в творчестве поэта. Стих «Лиличка» имеет подзаголовок «Вместо письма», но это не только обращение к даме сердца, это ещё и полемика с романтическими чувствами, которые испытывает лирический герой, сравнивающий своё чувство с ураганом, неуправляемой стихией и силой, способной причинить страдание.
Любовь поэта нельзя назвать счастливой. Лиле льстила его страсть к ней, но при этом она не собиралась разводиться с мужем, что вызывало у Маяковского жгучую ревность. Она то приближала его к себе, то отстраняла, играя на его чувствах и порой даже позволяя себе циничные высказывания о его привязанности.
В начале 1980-х годов в свет выходил сборник любовной лирики Маяковского «Громада любви». Цензура не пропускала его из-за того, что многие лирические сочинения были посвящены Брик. Как отмечает исследователь Корнейчук, цензурные запреты, пытающиеся приглушить роль Лили Брик в жизни автора, порой доходили до абсурда. В итоге по указу комиссии издатели были вынуждены изъять фамилию и имя музы поэта, но название стихотворения «Лиличка» в сборнике чудом удалось сохранить.
Композиция
Текст стихотворения «Лиличка!» трудно четко разделить на смысловые части, оно не делится на строфы и представляет собой единый поток чувств, воспоминаний и рассуждений лирического героя.
Поэт использует антитезу, противопоставляет счастливую первую встречу с возлюбленной и настоящее, когда ее чувства охладели, и она готова выгнать героя. Маяковский в подробностях представляет неминуемый разрыв и то, как он будет метаться по улицам, «отчаяньем иссечась». Поэт даже предлагает расстаться сейчас, чтобы избежать скандалов и лишних упреков, но тут же сам замечает, что вряд ли сможет забыть свою любовь.
Любовь приносит лирическому герою страдание, не дает покоя и отдыха, но он скорее констатирует этот факт, нежели жалуется на него. «Мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», — признается поэт, подразумевая, что ни на что не променяет эту любовную муку.
В заключительных строках послания выражается уверенность, что возлюбленная забудет поэта, но даже разлюбившая и охладевшая, она останется дорога сердцу героя, готового «последней нежностью выстелить» ее уходящий шаг.
Метафоры
В своем произведении поэт вводит различные типы метафор, причем все они развернутые — «слов сухие листья». Душа представляется как «некогда цветущий сад, выжженный любовью». С помощью метафор умозрительное и абстрактное (душа, любовь) приобретает черты живого, наполняясь вполне конкретным содержанием.
Также в произведении используется и синекдоха — разновидность метонимии. Применение этих методов Маяковским поражает своей зрелищностью: «Сердце в железе», «тело в улицу брошу я». Чувства лирического героя выражаются не посредством отвлеченных понятий, а через метафоры.
Гиперболизация
Любовь поэта к Лиле была огромной, и все, что он переживал, гиперболизировалось. И чрезмерность его переживаний требовала исключительных средств выражения. Обращаясь к природным образам (бык, слон, море, солнце), поэт описывает их огромными. Из мира животных гипербола переносится и в сферу человеческих взаимоотношений. Лирический герой противоположен тому поэту, для которого важнее всего деньги и слава.
Самой высокой точкой гиперболы является заключительная часть, основанная на аллюзиях — автор говорит о том, что «не бросится в пролет», «не выпьет яда». Анафора союза «и», а также повтор частицы «не» еще больше усиливают эту часть гиперболы.
Жанр, размер
Данное стихотворение легче всего отнести к жанру послания. Поэт ведет монолог, обращенный к своей возлюбленной. Он придается воспоминаниям прошлого, с горечью переживает разрыв, не уставая признаваться в своих чувствах.
Маяковский не оставляет в стороне свои эксперименты, относительно формы текста. Для написания стихотворения «Лилечка!» он снова прибегает к своему любимому способу – «лесенке». Именно таким образом, у него получается правильно расставить акценты, интонацию и передать свои чувства.
Что же касается размера стихотворения, то это разностопный хорей. Рифмовка чередуется перекрестная с кольцевой. Хотя некоторые строи и вовсе не рифмуются, или же рифма в них неопределенная. Складывается впечатление, что мысль поэта сильно опережают рифму.
Строки, посвящённые Лили
Стихотворение «Лиличка!» Маяковский использует вместо письма, обращаясь в нём к любимой женщине, без надежды на скорый ответ. Строки пропитаны страданием от разлуки и с помощью пера и бумаги автор хочет украсть у неё расстояние и приблизиться к любимой.
Поэту не сидится на месте, он мечется, но воздух улицы не охлаждает от любви, не крадёт расстояние, не приближает к Лили. Куда бы он не бежал тяжёлая гиря любви висит на шее, она тяжела так, что сгибается тело, но так дорога сердцу, что лучше жить полусогнутым, чем стройным, но пустым.
Маяковский приводит сравнение с быком:
Но автор строк не может окунуться в холодные воды, ибо они для него любовь Лили, а она сейчас далеко. Она для него и море, и солнце, она и восход, и закат, она заменяет завтрак и накрывает полуночным одеялом – она всё!
Любящий человек ревнив и часто предполагает разлуку на пустом месте, так и автор представляет себе картину расставания, когда его любовь уходит и он бежит за ней, не в силах нажать на курок у виска. Расставание со скандалом – так видит Маяковский разрыв с Брик и это недалеко от истины, ведь ссоры шли с ними по жизни рука об руку, характеры у обоих были взрывные.
Поэт устал от любви и не может без неё, он ловит секунды блаженства с Брик и страдает от часов отчаянья, он рвёт бумагу и находится на грани безумия – это ли любовь или её обратная сторона? Ответьте сами.
Композиция
Стихотворение «Лиличка!» очень сложно разделить на части. В нем нет разделения ни по строфам, ни по смысловой нагрузке. Оно является единым целым воспоминаний, чувств и переживаний поэта.
Стихотворение строится на антитезе, благодаря которой поэт показывает счастье, которое возникло при первой встрече с возлюбленной, и суровое настоящее, когда от её былых чувств практически не осталось и следа. Владимир Владимирович прекрасно понимает, что разрыв отношений неизбежен. От этого у него становится очень тяжело на душе. Он даже хочет ускорить процесс расставания, чтобы не доводить его до крайностей. Но в то же время он признается себе, что так легко забыть свою любимую он просто не сможет.
В оставшихся чувствах не осталось былой радости, и с каждым днем они приносят поэту все больше и больше страданий. Но он не старается пожаловаться читателю на свою несчастную любовь, его текст больше напоминает констатацию факта. Он продолжает любить и страдать одновременно.
В заключительной части стихотворения лирический герой убежден в том, что любимая очень быстро сможет забыть его. Но даже тогда он не перестанет её любить всем сердцем.
Темы, настроение и проблемы
Основная тема стихотворения «Лиличка!» – это любовь и муки, которая она способна причинять. Поэт выражает в тексте всю силу любви, полную зависимость от нее и от взгляда своей Музы. Это чувство «выжигает» душу поэта и женщины, в которую он влюблен, от него нет спасения. Соответственно, проблема, поставленная поэтом, — это страдание от сильнейшего в мире чувства, которое не находит нужного отклика в сердце возлюбленной. Для нее его любовь — «гиря», которая мешает свободному движению и затрудняет жизнь.
Весь текст послания проникнут отчаянием лирического героя. Он чувствует приближение разрыва, видит, что возлюбленная охладела и играет с его чувствами. Очевидно, что героям не удастся расстаться без скандалов и ссор – «тяжкая гиря» любви никуда не денется и неминуемо потянет поэта обратно.
Стихи Маяковского, Лиличка!
Вместо письма
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
LiveInternetLiveInternet
Карен ЦАТУРЯН
“Лиличка!” – стихотворение, призванное “вместо письма” явиться прощанием с любимой женщиной. И в отличие от письма, оно не обращение к адресату, а лишь “последний крик” отчаянья.В “Лиличке!” нет светлого пушкинского прощания-прощения (“Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим” и “Я не хочу печалить вас ничем”), наоборот, любовь висит на героине “тяжкой гирей”. Нет в стихотворении и грозных лермонтовских упрёков (вроде “Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?” или “Во зло употребили вы права, приобретённые над мною”). Лирического героя “Лилички!” интересует только то безумное состояние, в которое его самого повергает расставание.
И стихотворение построено так, чтобы как можно резче передать это состояние. Уже первые строки, интерьер (“Дым табачный воздух выел. Комната – глава в кручёныховском аде”), вводят нас в напряжённое, даже трагическое настроение. Затем в двух предложениях временной контекст: прошлое (“Помнишь, за этим окном впервые руки твои, исступлённый, гладил”), настоящее (“Сегодня сидишь вот, сердце в железе”) и будущее (“День ещё – выгонишь, может быть, изругав”). Потом призыв “Дай простимся сейчас” и просьба “выреветь горечь обиженных жалоб”, после чего со всё усиливающейся остротой высказаны эти жалобы (“А у любви твоей и плачем не вымолишь отдых”, “А я и не знаю, где ты и с кем”, “так измучила”), и наконец кульминация – самоубийство, которое лирический герой не совершит, потому что над ним “не властно лезвие ни одного ножа”, кроме взгляда героини. В свете гибели Маяковского это четверостишие (“И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать”) звучит особенно страшно: будто бы предчувствуя этот свой последний шаг, поэт заклинал себя от него. За кульминацией следует только куда менее острая, последняя, уже не подразумевающая никаких действий просьба “последней нежностью” “выстелить” “уходящий шаг”.
Однако наряду с этой обычной для лирики в целом главной темой в стихотворении “Лиличка!” есть и мотивы, характерные для Маяковского лично.
Так, очень интересны сравнения, использованные в жалобах: бык, которого “трудом уморят”, и “уставший слон” – ни с кем менее крупным, мощным и грубым своего лирического героя Маяковский не сравнивает, как в “Облаке в штанах”: “жилистая громадина”, “глыба”, которой “многое хочется!”. Эпитет к слову “душа” также обыкновенный для Маяковского – она у лирического героя почти всегда “цветущая”, великая. Только у такого героя чисто личные вроде бы проблемы могут восприниматься как вселенская катастрофа.
С другой стороны, интересно противопоставление в третьей жалобе (“Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени”): лирический герой противопоставлен “поэту”. Это новое в отношении к словам “поэт” и “поэзия” (вместо мистического и восторженного – по крайней мере неоднозначное: тяжёлый, но полезный труд и нечто высшее, неописуемое одновременно) вообще свойственно Маяковскому.
И в “Лиличке!” оно проявляется ещё раз: “Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?” Понятно, что этот вопрос не требует ответа, но если всё же отвечать на него, то ответ будет: нет! Слова не могут остановить героиню, а следовательно, и происходящее расставание; по сравнению с “жадным дыханием” жизни они только “сухие листья” “последней нежности”, которыми можно “выстелить” “уходящий шаг”.
Отношения Лили и Владимира
Стихотворение написано в 1916 году через год после знакомства Владимира и Лили, знакомства такого же странного, как и отношения. Справки ради заметим, что вместе вышли в свет они только в 1920 году осенью. Познакомились же они благодаря сестре Лили Эльзе, которая в то время была невестой Маяковского – такой вот винегрет.
Брик не была красавицей, но покоряла темпераментом и не проходила мимо ни одного скандала, к тому же на момент знакомства с Владимиром была замужем, но это не помешало ей начать роман. Признаемся, что его инициатором был Маяковский, но Лили не стояла девицей в стороне, да и слава у неё на тот момент уже была подходящая.
Власть любви закинула аркан так глубоко, что даже спустя 7 лет в 1923 году Маяковский будет писать:
Поэта покорила её неординарность, этот тот случай, когда пленило не внешнее, а внутреннее. Да, вопрос чего было впереди больше радости или боли спорен, но вряд ли бы Владимир отказался в 1915 году от встречи в Лили.
Эхо неистовой любви
Владимир Маяковский./ Фото: toieto.ru
Созданию стихотворения предшествовала встреча Владимира Маяковского с женщиной, которая стала его лирической музой и главной любовью всей жизни. Жарким летом 1915 года невеста Маяковского Эльза привела его в гости к своей сестре Лили, которая состояла в браке с Осипом Бриком. Красотой Лили не отличалась — некоторые современники и вовсе видели в ней монстра. Тем не менее, она оказывала гипнотическое, почти мистическое воздействие на мужчин. Сегодня психологи объясняют такую особенность Брик её гиперсексуальностью.
Косвенным подтверждением служат фотографии — не стесняясь, она позировала перед объективом обнаженной. Участь жертвы роковой женщины не обошла и Маяковского. Он влюбляется в Лили с первого взгляда и уже не может оставить её. Осенью он переезжает на новое местожительство — поближе к квартире Брик и знакомит супружескую пару со своими друзьями-литераторами.
Маяковский с супругами Лилией и Осипом Брик./ Фото: ust-ilimsk.su
Возникает подобие салона, где собираются творческие «сливки общества», и Маяковский получает столь желанную возможность регулярно видеться с Лили. Присутствие супруга не мешает развитию бурного романа. Чтобы представить, какие муки терпел Маяковский, находясь в этом, пока еще классическом, любовном треугольнике, можно забежать вперед и провести параллели с последующим периодом «жизни втроем».
«Дорогому Владимиру на память…»./ Фото: mediasole.ru
В 1918 году Маяковский не выдержал накала чувств и обратился к Лили и Осипу с просьбой принять его в свою семью. Презрев все нормы морали, супружеская чета дала согласие. Впоследствии Лили убеждала окружающих, что живет с законным супругом под одной крышей только из жалости к нему, а душой и телом предана Маяковскому. Однако это было не так.
Маяковский и Лиля Брик на отдыхе./ Фото: topnews.ru
Из мемуаров Лили следует, что она занималась любовью со своим законным супругом, а Володю на это время запирали в кухне. Крича, плача и скребя дверь, он пытался прорваться к ним…
Маяковский в гостях у Бриков./ Фото: tribayana.ru
Лили же не видела ничего плохого в любовных страданиях Маяковского и считала, что именно после таких встрясок рождаются гениальные произведения. Вероятно, нечто подобное происходило и в мае 1916 года, когда в стихотворении «Лиличка!» Маяковский выплеснул всю бурю своих эмоций. Причем в момент создания шедевра любовники находились в одной комнате.
Лирический герой произведения
Анализ стиха «Лиличка» Маяковского должен содержать и описание особенностей лирического героя произведения. Он надеется, что его просьба все-таки будет услышана. Одна из ключевых фраз стихотворения — «крученыховский ад». Именно таким является внутреннее состояние лирического героя. Ад — это место, где страдают согрешившие души, пренебрегшие путем покаяния. Но лирический герой не раскаивается — он, наоборот, жалуется на свое состояние. И происходящее на этом пути вполне закономерно. Ведь лирический герой избирает путь греха — потому и страдает. О своей жертве во имя любви он кричит в состоянии отчаяния. Читатель становится свидетелем духовной несостоятельности героя, которая и приводит к основному парадоксу произведения: любовь для него превращается в ад. У лирического героя происходит подмена понятий в сфере любви — именно это и приводит его в состояние полнейшего отчаяния.