Натурализм
Мопассан – признанный гений натурализма. Не только по новелле «Пышка», но и по другим его произведениям можно судить о крайне подробных описаниях персонажей и их жизни, быта. Например, то, как Мопассан описывает содержимое корзины с продуктами, принадлежащей запасливой девушке, заставляет нас представить нечто красочное, сочное, вкусное и яркое.
В «Пышке» Мопассан не уходит в романтизм, а посему достаточно придирчиво описывает героев произведения, нелестно отзываясь об отрицательных чертах каждого из них, даже самой Пышки, к которой у читателя по логике должна родиться симпатия. Более того, как уже говорилось выше, в основу новеллы легли реальные события, что является ещё одним признаком натурализма, основы которого заложил еще Флобер.
Смена настроений обусловлена обстоятельствами. Невольно выходят наружу те гадкие и противные черты характера степенных господ, которых не видно по внешнему облику. Иначе раскрывается главная героиня, являя, наоборот, нечто положительное, с чего и начинает зарождаться симпатия читателя к ней. Покидая город, все объясняли это себе желанием оказаться в спокойном месте подальше от войны: только Пышка вынуждена была скрываться, так как уже выплеснула свое негодование на вражеского солдата. Тем не менее, почтенные граждане считают, что пожертвовали чем-то, не чувствуя, что предают свою страну, поэтому так враждебно воспринимают отказ «продажной девки» угодить прусскому офицеру. Решение вынудить девушку на низкий поступок кажется сперва жестоким, но после все убеждают себя, будто бы другого выхода и не было, поэтому это решение становится таким человеческим, обычным. И в этом будничном, рутинном цинизме, в котором затвердевает душа человека, тоже проглядывает натурализм, безжалостно правдивый и жизненный.
Герои новеллы
Главная героин новеллы – мать уродов, которую рассказчик называет страшной женщиной, а его товарищ характеризует её как ужасную женщину, настоящего дьявола. Каждый год она производит на свет детей-калек и продаёт их людям, показывающим всякие диковинки.
Рассказчик характеризует героиню как настоящий тип сильной крестьянки, «полуживотное-полуженщину». Это сорокалетняя высокая, хорошо сложённая, крепкая и здоровая женщина с жёсткими чертами лица. Её тело большое, ширококостное, угловатое, сильное, будто созданное для необузданных движений. Этому телу пристало бы выть по-волчьи, а не говорить грубым фальцетом.
Характер женщины поражает рассказчика. С одной стороны, она знает, что окружающие осуждают её. С другой, она зависит от окружающих, поэтому принимает их со злобным смирением. Мать уродов лицемерно делает вид, что не понимает причины уродства её детей, называя это наказанием Господним. Рассказчику она напоминает испуганного хищного зверя, да и сама сравнивает интерес к своим детям с интересом к зверям.
Но мать уродов не всегда была такой. Когда она была служанкой на ферме, она слыла «работящей, порядливой и бережливой». Рождение ребёнка-урода сделало её озлобленной, она ненавидела его и убила бы, если бы кюре не припугнул её судом.
Но суд оказался бессилен перед её дальнейшими преступлениями, ведь ничего нельзя было доказать. Ею двигала жажда наживы, которая была, с точки зрения рассказчика, ничуть не более преступна, чем стремление буржуа жить на ренту. Недаром же рассказчик сравнивает жизнь матери уродов с жизнью буржуа, а её домик – с домиком отошедшего от дел нотариуса: всюду порядок, сад благоухает.
Пересказ романа Мопассана «Жизнь»
20-е годы 19 столетия. Воспитание в монастыре семнадцатилетней Жанны, дочери барона де Во, завершается, девушке предстоит вернуться домой, к родителям, в родовое имение под названием Тополя. Жанна искренне рада тому, что теперь будет постоянно жить со своим добродушным отцом и с такой же мягкосердечной маменькой, страдающей от излишнего веса. К барышне приставлена жизнерадостная юная служанка Розали, к которой девушка также относится с симпатией.
В Тополях Жанна чувствует себя бесконечно счастливой, постоянно гуляя по окрестностям и купаясь в море, девушка мечтает лишь о сердечном чувстве, о возлюбленном. Родители также озабочены вопросом ее замужества, и однажды местный священник вспоминает о том, что у него не так давно появился новый прихожанин, виконт Жюльен де Ламар, по словам кюре, этот молодой человек отличается скромностью и прекрасными манерами.
Жанна и ее мать вскоре знакомятся с виконтом в церкви, он производит на обеих самое приятное впечатление. Барон и баронесса начинают постоянно приглашать Жюльена в гости, девушка охотно проводит с ним время, постоянно ожидая признания в любви. Наконец молодой аристократ действительно делает ей предложение.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей
Связаться с нами:
После венчания виконт спрашивает у Жанны, желает ли она быть его женой. Девушка неясен смысл этого вопроса, ведь она уже является законной супругой. Вечером мать новобрачной оказывается не в силах объяснить ей, что должно произойти далее. Пожилой барон вынужден поговорить с дочерью сам, но Жанна не совсем понимает, что имеет в виду отец.
Вечером Розали помогает молодой жене раздеться, при этом она горько плачет, но ничего не отвечает госпоже на ее расспросы. Первая интимная близость оказывается для Жанны неожиданной и болезненной, но затем, в период свадебного путешествия на остров Корсика, она постепенно привыкает к своему новому положению замужней женщины. В то же время Жанны быстро разочаровывается в муже, видя алчность, чванливость и полнейшую заурядность Жюльена.
По возвращении в Тополя муж фактически перестает обращать на жену внимание, Жанна все больше тоскует, к тому же ее служанка Розали, прежде всегда пребывавшая в хорошем настроении, теперь постоянно расстроена и подавлена. Внезапно Розали рожает мальчика, находясь непосредственно в комнате молодой хозяйки
Жанна старается поддержать несчастную женщину, ведь они являются молочными сестрами и знают друг друга с детства. Она уговаривает Розали разыскать отца новорожденного и готова помочь заставить его жениться, однако Жюльен настаивает на изгнании из дома служанки вместе с незаконнорожденным ребенком. В то же время он по каким-то причинам снова возвращается к интимным отношениям с супругой.
Однажды ночью Жанна, которая неважно себя чувствует, зовет на помощь Розали, но та не откликается. Молодая женщина идет в комнату служанки и застает ее в постели с Жюльеном
Выясняется, что супруг Жанны сблизился с этой девушкой с первого же визита в Тополя, и после возвращения молодоженов с Корсики связь продолжилась.
Жанна в течение некоторого времени находится в ужасном состоянии, женщину терзает горячка, и врач обнаруживает, что она ожидает малыша. В ситуацию вмешивается деревенский священник, которому удается найти для Розали неплохого мужа. Ситуация в семье становится более спокойной и стабильной, у Жанны рождается мальчик, и любовь к новорожденному Полю оказывается для матери на первом месте, все остальное перестает ее интересовать.
Жизнь оказывается достаточно суровой к супруге виконта де Ламара, умирает ее мать, Жюльен снова заводит интрижку на стороне с симпатичной графиней Жильбертой, ревнивый муж которой обнаруживает их отношения и подстраивает гибель обоих. Когда Поль становится подростком, Жанна вынуждена отдать его на обучение в колледж, однако не находит себе места от тоски по сыну.
Став взрослым, сын Жанны начинает встречаться с женщиной не самого лучшего поведения, он постоянно вытягивает из матери деньги, старый барон вынужден заложить родовое имение, вскоре и он уходит из жизни. Розали, оставшаяся вдовой, снова возвращается к Жанне и заботится о ней, та совсем ослабела из-за многочисленных несчастий и не в силах принимать никаких решений.
После продажи поместья Жанна получает письмо от Поля о том, что его подруга родила дочь и находится на грани смерти. Когда Розали привозит к Жанне ее маленькую внучку, женщина чувствует, что ее существование все же еще не закончилось, считая справедливым замечание служанки относительно того, что жизнь не столь уж хороша, но вовсе не так уж и плоха, как полагают люди.
Пересказ
Жанна покидает стены монастыря второго мая 1819 года, ее забирает отец, который является бароном, у него достаточно чудаковатый характер, он привык следовать за Жан-Жаком Руссо и его жизненной философией. Поэтому он уверен, что дочку нужно воспитывать в целомудрии и доброте, а потом показать ей всю красоту мира, который его окружает. Девушка намерена провести лето в «Тополях», родовом поместье, которое расположилось у моря. С ней едет отец, матушка, горничная, Розали, которая была молочной сестрой, хозяйка по кухне и кучер. Девушка сразу погружается в мечты о любви, которые полностью завоевывают ее душу.
Находясь в поместье, девушка наслаждается жизнью, она проводит время за чтением, размышлениями и простым отдыхом. Сам баран развлекается экспериментами с земледелием и рыбачит, а баронесса перечитывает старые письма предаваясь воспоминаниям.
В скором времени приезжает аббат Пико, который является кюре прихода. Во время своего посещения он рассказывает о Виконте де Ламаре, который недавно похоронил отца, зарабатывает состояние и ищет себе невесту.
В воскресение женщины знакомятся с новым соседом, и с этого момента он становится постоянным гостем в поместье. Молодой человек делает Жанне предложение и только в этот момент она узнает его настоящее имя – Жюльен. Свадьбу они проводят скромно.
Первая брачная ночь становится для героини ужасом, она считает ласки супруга неприятными и не нужными.
В путешествие герои отправляются на Корсику, сам Жюльен постоянно со всеми торгуется и просит скидки. Только в поездке девушка начинает осознавать, насколько они разные в духовном плане, у них совершенно разные потребности и взгляд на жизнь.
Все удовольствие от телесных утех она познает только на лоне природы, когда с Жюльеном они путешествуют по диким скалам.
Когда они возвращаются домой, то осень и несбыточность мечты повергает Жанну в уныние, с которым она не может бороться. Супруг начинает терять к ней интерес, поэтому решает только вопросы по хозяйству и не следит за собой.
Из-за измены Жюльена девушка чуть не покончила жизнь самоубийством. Она заболевает и в этот момент узнает, что беременна. Все события приводят к тому, что она рожает преждевременно. Сыну дают имя Поль, а сама женщина не чает в нем души.
Супруги часто ездят в гости к Фурвилям, они весело проводят время и катаются на лошадях. Через некоторое время Жанна понимает, ее супруг имеет связь с Жильбертой де Фурвиль.
Возвращаются родители героини. Баронесса умирает, а девушка находит письма, которые ее мать писала своему лучшему другу, теперь она совершенно не верит окружающим людям.
Героиня грезит вторым ребенком, которого не хочет муж, но она фанатично добивается своего. Появляется новый кюре, который внушает необходимость церкви и того, что нужно обнажить грехи своего мужа. В этот момент Фурвиль узнает об изменах жены, поэтому сбрасывает любовников с обрыва, а ребенок Жанны рождается мертвым.
Героиня остается жить в поместье с папой и Лизон. В 12 лет Поля не допускают до причастия, поэтому вся общественность отворачивается от Жанны. В 15 лет его забирают в Гаврский колледж, а мать с трудом его отпускает.
Поль учится отвратно, играет в карты и из-за долга в 15 тысяч бросает учебу. Получив наследство от отца он проматывает его полностью.
Жанне нужно продать «Тополя» и переехать в маленький дом. Сама женщина страдает о том, как жила в прошлом и скучает по морскому берегу и сына. Она старается отыскать его в Париже, но находит кредитных работников.
Поль говорит о том, что у него родилась дочь, а супруга умерла. Он намерен вернуться к матери.
Читательский дневник.
Сюжет и композиция
Новелла имеет кольцевую композицию. Кольцо составляет история о молодой, изящной, очаровательной женщине, известной в свете парижанке, пользующейся всеобщей любовью и уважением. Эта дама носила такой тугой корсет во время беременности, что все трое её детей были «уродливы, горбаты, искривлены, ужасны».
Основной сюжет – давняя «страшная история», которую рассказчик вспомнил по ассоциации. В маленьком провинциальном городке, в который рассказчик попал по приглашению друга, он познакомился с женщиной по прозвищу «чертовка» и «мать уродов». Произведя на свет волею случая несчастного уродца, мать уродов тоже волею случая продала его людям, показывавшим всякие диковины. Это натолкнуло её на мысль сделать рождение уродов источником дохода. И жила она действительно безбедно, несмотря на осуждение общества, не сумевшего предъявить ей никаких обвинений.
Популярное за 7 дней
Что такое «печать Каина»?
22.06.23 12:17
Можно ли православным заходить и молиться в католические храмы?
26.06.23 16:33
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
23.06.23 07:18
Почему рясы у священников и монахов черного цвета?
22.06.23 13:55
Митр. Антоний (Паканич) о готовности к последним временам
26.06.23 13:36
Как причащают на дому?
28.06.23 16:34
Мученик Митрофан Цзи Чун: сложно ли быть христианином в Китае
23.06.23 09:48
Чем опасны суеверия?
26.06.23 09:56
24 июня — день памяти иконы Божией Матери «Достойно есть» (Милующая)
24.06.23 07:36
Митрополит Феодосий (Снигирев): Пытаясь разрушить Церковь, Ее гонители только приближают свой конец
27.06.23 12:16