Месяц в деревне

Иван тургенев «месяц в деревне»: краткое содержание, анализ

Читать краткое содержание Тургенев Месяц в деревне

Начинается пьеса с забавной сцены чтения романа «Монте Кристе». Невнимательная слушательница Наталья скоро прерывает чтеца, говоря, что теперь может ответить соседке, мол, в книжке никакой прелести нет. Зато, её цель достигнута. Здесь становится понятно, что Наталья заботится только о внешнем впечатлении.

Новый учитель, по сравнению особенно со стариком немцем, похож на глоток свежего воздуха. Алексей бодр, оптимистичен, строит прекрасные отношения с маленьким воспитанником Колей. Они вместе даже играют.

Веру очень впечатлил новый знакомый. Молодые люди вместе запускают змея, беседуют. Девушка влюблена, она очень внимательна к собеседнику. Выясняется, что оба они сироты, значит, по её мнению, должны стать родными душами. Но взрослая Наталья тоже влюблена, оказывается, в первый раз за всю жизнь. Ревнуя, она стремится выдать Веру за кого-нибудь… Но даже нет достойных кандидатов в их глуши.

Устыдившись, Наталья понимает, что всё-таки не может совладать со своими чувствами. Тем боле что выясняется – Алексей отдал бы предпочтение более зрелой женщине, «девчонка» его не интересует. Но развод также недопустим!

Учителю придётся уехать, чтобы ссоры, интриги в доме прекратились. Каждый старается сохранить своё лицо, несмотря на своё сердце.

Краткое содержание: Месяц в деревне

Когда в деревне появляется новое лицо — это считается событием. Однажды летом в богатое имение Ислаевых приехал новый домашний учитель. С самого первого дня Алексея Николаевича полюбил его ученик Коля Ислаев, которому было десять лет. Учитель сделал лук ему, соорудил воздушного змея, а также он пообещал ему научить его плавать.

С новым учителем, также весело и легко семнадцатилетней Вере, которая является воспитанницей Ислаевых. Они смотреть плотину ходили, пытались белку поймать, очень долго гуляли. Служанка Катя тоже приметила молодого человека и даже переменила свое отношение к Матвею, который за ней ухаживал. Что-то переменилось и в душе Натальи Петровны Ислаевой. Её Аркадий Сергеевич всегда занят, так как все время что-то строит, в порядок приводит. Наталье Петровне чужды хозяйственные заботы мужа. Также ей наскучили разговоры Ракитина, который является другом дома. У нее с ним отношения.

Ракитин беспокоится за Наталью Петровну, она всегда не в духе. Он подозревает, что у нее к нему изменилось отношение, а когда приходит Алексей Николаевич она оживляется. Это заметно даже Шпигельскому, который является уездным доктором, который приехал помочь Большинцову ,чтобы Веру сосватать. Жениху сорок восемь лет, он далеко не умен, неуклюж, необразован. Наталья Петровна была очень удивлена такому предложению, так как Вера ещё достаточно молода. Но когда она увидела, что Вера шепчется с Беляевым, она вернулась к разговору о сватовстве. Ракитин беспокоится о том, что не надоел ли он Наталье Петровне. Она поговорив с Беляевым, оживилась и на ее лице появилась веселость и живость. Она говорит о Беляеве то, что он на нее произвёл достаточно сильное впечатление.

Вера не желает выходить замуж за Большинцова. Вера признается в том, что ей нравится Беляев. В Наталье Петровне вспыхивает ревность. И она хочет Веру выдать за старика. Ракитин считает, что нужно посоветовать учителю уехать. Приходит Ислаев. Он видит как жена оперлась на плечо Ракитина, и платок к глазам прижимает. Михаил Александрович говорит ,что все объяснит позднее. Наталья Петровна хочет сказать Беляеву о том, чтобы он уехал, а также разузнать еще и о том, что на самом дели нравится ли ему Вера. Поговорив с учителем она понимает, что он не любит Веру. Мать Исаева, Анна Семеновна, тоже стала свидетельницей сцены, которая пробудила в ее сыне ревность. Об этом Лизавета Богдановна говорит Шпигельскому, но успокаивает и говорит о том, что Ракитин всегда был болтуном.

Благодаря случаю Беляев объясняется с Верой. Вере становится ясно, то, что он ее не любит. Вера понимает, что сама Наталья Петровна в учителя влюблена, вот именно поэтому она и хочет выдать Веру замуж за Большинцова. Беляев еще остаётся в доме. Вера понимает, что Алексей Николаевич, сам влюблен в Наталью Петровну. Об этом девушка рассказывает Наталье Петровне. Ей становится стыдно. И она решает, что с Беляевым она встретится в последний раз. Она признается Беляеву в любви, а также говорит о том, что к Вере его ревновала. Беляев не хочет уезжать, но Наталья Петровна настаивает на том, чтобы он уехал. Беляеву приходится уехать. Он уходит, но она неожиданно тихо говорит о том, чтобы он остался, и он обнимает ее, приходит Ракитин, чтобы узнать, о том, что Наталья Петровна насчёт Беляева решила. Она говорит, что пока ничего не решила. Ракитин увидел, как Беляев убежал. Приходит Ислаев, и на его лице заметно удивление. Он хочет, чтобы Ракитин рассказал об их разговоре с Натальей Петровной. Исаев спрашивает Ракитина, о том, что любит ли он его жену. Ракитин хочет уехать. Приходит Беляев, и Михаил Александрович ракитин говорит ему, о своем решении.

В это время Наталья Петровна просит Веру ее простить и встает перед ней на колени. Девушке тяжело оставаться в этом доме. Девушка спрашивает у Шпигельского о том, что действительно ли Большинцов хороший человек. Доктор говорит, что хороший. Вера говорит о том, что выйдет за него замуж. Беляев уходит и Вера видит сцену отчаяния Натальи Петровны о том, что он с ней даже не простился. Вера старается успокоить Наталью Петровну. Ислаев, застал жену в слезах. Он говорит Ракитину, что прежде чем сообщать ей о своем отъезде, нужно ее было подготовить. Наталья Петровна закрыв лицо руками выбегает. Ракитину нужно ехать, они прощаются с Исаевым, но вдруг узнают, что Алексей Николаевич куда-то пропал. Ракитин говорит отъезда Беляева. Ислаев и Анна Семеновна ничего не понимают. Уехали и Ракитин и Беляев, и даже Шпигельский. Остаются только Шааф, учитель немецкого и Лизавета Богдановна, которая говорит о том, что ей тоже нужно уехать.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Месяц в деревне». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты

Тест 10

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Внезапно крики прекратились, группа людей. взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко заспешила к выходу.

2) Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые.

3) Близких нужно любить и заботиться.

4) Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос.

5) Павел написал нам, что он стал победителем конкурса «Новое поколение» в номинации «Лучшее конструкторское решение».

6) На деревья набросился короед, за несколько месяцев превратив сотни гектаров зрелых ельников в мёртвый лес.

7) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.

Озеро Байкал глубок и полноводен.

9) Собирая грибы, нам нисколько не надоело.

Внимание:       

Задание 7 принесёт целых 5 баллов тому, кто с ним справится. 

В курсе «ЕГЭ-навигатор» более 500 примеров к заданию 7. Система формирует для вас варианты при каждом новом обращении, проверяет вашу работу, выставляет оценки, показывает вам допущенные ошибки, сохраняет все выполненные вами тесты и отражает всю информацию в вашей личной «Истории тестирования». 

Путь в профессию

— Отучился в аграрном колледже, меня отправили на распределение в деревню. Сперва не обрадовался, год привыкал к новому месту. Сам я из города, и по понятным причинам мне было тяжело адаптироваться к деревенскому стилю жизни. Не понимал некоторых людей: многие пьют, из-за этого не выходят на работу и жалуются на плохую жизнь. Смешно! Думал, что если останусь тут, то сам докачусь до такой жизни. Но все не так. Главное — работать. Моя специальность трудная, но мне нравится. Всегда любил животных и поэтому выбрал такую профессию. Сложнее, если честно, ладить на работе с некоторыми людьми.


«Деньги не коплю». Как живет пенсионер с доходом более 1000 рублей в месяц Подробнее

Герои пьесы

Беляев Алексей Николаевич – студент-разночинец. Ему двадцать один год. Он еще молод и неопытен, но искренен, естественен и прост. По своей наивности он не замечает разыгравшейся любовной интриги вокруг его персоны.

Ракитин Михаил Александрович – дворянин, друг дома Ислаевых, собеседник Натальи Петровны. В тридцать лет он не имеет своей семьи, своей судьбы. Это особый тип «лишнего человека», «приживалы». Он честен, умен, интеллигентен, но по-своему несчастен.

Ислаев Аркадий Сергеич – тридцатишестилетний помещик и хозяин усадьбы, где происходят события. Сердечный, скромный и добрый, он предупредителен и нежен со своей супругой Натальей Петровной.

Наталья Петровна – двадцатидевятилетняя хозяйка дома, жена Ислаева. Умная, страстная женщина, она не может сдержать свои чувства к Беляеву. Любовь толкает ее на подлые поступки, заставляет врать и изворачиваться. Она делает несчастными других.

Действие второе

Служанка Катя собирает в саду малину. От девушки добивается ответа на свое предложение руки и сердца слуга Матвей. Катя просит его не торопить события и немного подождать. Матвей недоволен. Ему кажется, что раньше девушка принимала его ухаживания с большей благосклонностью.

Завидев издалека Шаафа с удочкой, Матвей спешит уйти. Немец тоже пытается ухаживать за Катей, но тут появляются Ракитин и Наталья Петровна. Помещица хочет посмотреть на способности Шаафа в ловле рыбы. Все трое уходят к пруду.

Катя, оставшись одна, продолжает собирать малину и что-то себе напевать. На дорожку сада выходят Беляев и Вера. Они садятся на скамейку и стараются приладить хвост воздушному змею. Девушка расспрашивает Алексея о его жизни в Москве и учебе в университете. Сама рассказывает, что с малых лет осталась сиротой и воспитывалась в доме Ислаевых. Тоже была в Москве, училась там в пансионе для благородных девиц. Вера признается, что любит Наталью Петровну, но побаивается ее. Она всячески пытается показать свое расположение к молодому учителю, но не успевает этого сделать. Появляются Наталья и Ракитин.

Вера и Алексей уходят с надеждой, что у Коли уже закончился урок музыки. Можно запускать змея. Теперь на скамейку присаживаются Наталья Петровна и ее спутник. Катя прячется в малиннике.

Ракитин пытается узнать, почему Наталья в последнее время выглядит такой раздражительной. Этот разговор помещице не нравится, в еще большем раздражении она уходит. Ракитин подозревает, что Ислаева увлечена учителем Беляевым. Как раз в это время молодой человек идет навстречу.

Из завязавшегося разговора Ракитин узнает, что Алексей не любит читать и не знает иностранных языков. Юноша оказывается довольно простодушным и добрым, но далеко не интеллигентным человеком. Возвращается Наталья Петровна. Она заметно расцветает в присутствии Беляева. Юноша забавляет ее своей непосредственностью и скромностью. Наталья просит Михаила заняться воспитанием Алексея, а затем уводит Беляева запускать змея.

Мрачный Ракитин бредет следом. По пути он встречает Шпигельского и немолодого помещика Большинцева, который претендует на руку Веры. Ракитин уходит, не желая заводить пустую беседу.

Большинцев робеет перед встречей с Верой, поэтому доктор наставляет его, что и как нужно говорить девушке. В это же время Наталья, Вера, Коля, Беляев, Ракитин и Лизавета Богдановна идут на луг запускать змея. Большинцев и Шпигельский присоединяются к этой компании.

Действие четвертое

Катя в сенях поджидает Алексея. Начинается дождь. Из сада вбегают в дом Шпигельский и Лизавета Богдановна, служанка прячется от их глаз. Доктор предлагает компаньонке выйти за него замуж. Лизавета кажется ему женщиной довольно рассудительной и приятной. Она обещает Шпигельскому подумать над его предложением. Дождь заканчивается, и пара возвращается в сад.

Появляется Беляев, Катя просит его постоять в сенях. Служанка приводит к учителю Веру. Девушка очень смущена. Она знает о предстоящем отъезде Алексея и пришла с ним проститься. Молодой человек заверяет Веру, что с его отъездом еще не все решено.

В это время входит Наталья Петровна. Вера начинает стыдить помещицу. Выведать о чувствах девушки и открыть ее тайну – поступок некрасивый. Его не оправдывает даже ревность. Наталья возмущена дерзостью воспитанницы, а девушка убегает в слезах.

Беляев потрясен и смущен этой сценой. Наталья Петровна не желает скрывать правду, она признается в любви к учителю. Но может ли женщина надеяться на ответное чувство? Бедный Алексей совершенно растерян. Он знает только одно: в такой ситуации должен немедленно уехать. Но Наталья просит учителя остаться.

Разговор прерывает Ракитин, и Беляев спешит откланяться. Михаил пытается узнать у Натальи, насколько решен вопрос с отъездом учителя, но тут входят Ислаев и Шпигельский. Аркадий замечает, что жена взволнованна и находится с Михаилом в уединенном месте, но вопросов не задает.

Действие третье

Шпигельский просит Ракитина повлиять на решение Натальи Петровны, чтобы выдать Веру за Большинцева. Доктор признается: за содействие и благополучный исход ему обещана тройка лошадей. Из кабинета выходит Наталья, поэтому Шпигельский тут же спешит уйти.

Помещица сообщает Михаилу, что Беляев ее занимает, но Ракитин быстро прерывает неприятный разговор. Он намерен выполнить поручение Шпигельского и требует от Натальи Петровны решить судьбу воспитанницы. Помещица признается, что еще не говорила об этом с Верой. Тогда Ракитин предлагает позвать девушку тотчас. Наталья растеряна, но не решается возражать.

Михаил вызывает Веру и оставляет дам. Хозяйка дома начинает разговор с прямого вопроса: согласна ли воспитанница выйти замуж за Большинцева? Девушка смеется, настолько нелепым ей кажется это предложение. Тогда Наталья старается выведать, не занято ли сердце Веры другим мужчиной, моложе и красивее. С трудом, но ей удается добиться признания: да, девушка влюблена в Беляева.

Наталья не в состоянии скрыть свою ревность и просит воспитанницу уйти. Вера понимает, что перед ней – соперница, убегает вся в слезах. Помещица тоже расстроена, ее мучает мысль о том, что Алексей отвечает Вере взаимностью.

Входит встревоженный Ракитин. Он просит прощения за резкие слова и уверяет Наталью в своей неизменной дружбе. Женщина просит дать совет. Михаил считает, что есть только один выход: Беляев должен уехать. Но и сам Ракитин не сможет больше оставаться в гостеприимном поместье Ислаевых. Наталья совершенно расстроена, все ее покидают. Она плачет на плече Михаила.

В это время входят Ислаев и Анна Семеновна. Они потрясены увиденной сценой. Наталья выбегает из комнаты, а ее супруг и свекровь устраивают допрос Ракитину. Взволнованный Михаил обещает дать объяснения позже. Поверив ему, Ислаев и Анна Семеновна уходят.

Ракитин возвращает Наталью Петровну и вызывает учителя, а затем оставляет их наедине. Помещица заявляет, что вынуждена отказать Алексею от места. Причиной она называет влюбленность своей юной воспитанницы. Беляев сильно смущен и соглашается, что ему лучше покинуть этот дом.

Наталья Петровна расспрашивает учителя о чувствах к Вере и с радостью узнает, что Алексей считает девушку приятным ребенком. После такой новости помещица просит учителя не торопиться с отъездом. Она еще подумает.

Питание и медицина

В месяц на еду уходит около 200 рублей. Нас спасает огород и наше хозяйство: куры и свинки. В сельской местности, если у вас есть огород, это поможет сэкономить на сезонных продуктах, а куры и свиньи значительно снизят затраты на яйца и мясо. И свой намного вкуснее, чем тот, что купили в магазине. В селе есть магазин, но я часто стесняюсь покупать там продукты: много просрочек, да и наценка высокая.

Я ездил туда только в первые годы работы, часто занимая деньги, как и продолжают делать многие люди в селе. На сигареты в месяц трачу много, около 50 рублей. Я знаю, что это внушительная сумма, но я не могу бросить курить. Лекарства — нестабильная статья расходов. Слава богу, я сама редко болею, чаще мы тратим эти деньги на ребенка.

Поэтому трудно сказать, сколько выбрасывается в месяц. Можем дать 20 рублей, а можем дать больше 80.

Безрадостное детство

В Орловской губернии жил в XIX веке родовитый, но обедневший дворянин Сергей Николаевич Тургенев. Служил он кавалергардом, прошел войну с Наполеоном и доблестно сражался на Бородинском поле. После окончания войны в 22 года Сергей вернулся в родное имение.

Был он дружен с богатой соседкой – помещицей Варварой Петровной Лутовиновой. Тургенев частенько заезжал погостить и поиграть с ней в карты. Варвара Петровна была на шесть лет старше юного кавалергарда. Случилось так, что звезды их сошлись, и в 1816 году они стали семейной парой.

Существуют две версии, почему этот брак свершился, ведь по сохранившимся данным, Лутовинова не блистала красотой. По одной из версий, молодой Сергей Николаевич выиграл у неё партию в карты на желания, и захотел, чтобы она стала его женой.

Ольга Александровна Сорокина «Портрет Сергея Николаевича Тургенева», отца писателя Ивана Сергеевича ТургеневаМестонахождение: Государственный литературный музей, Орёл, Россия

Помещица обладала пятью тысячами крепостных, имела запасы серебра и жемчуга, в денежном эквиваленте у неё имелось сто тысяч в рублях. Она была отличной партией для небогатого дворянина. По другой версии, на женитьбе настояли родственники Тургенева, и под их натиском он взял в жены богатую помещицу.

Как бы то ни было, но в 1816 году состоялась свадьба Варвары Петровны и Сергея Николаевича. В этом же году у них родился первый сын, названный Николаем. Спустя два года, 9 ноября 1818 года, появился на свет второй сын Тургеневых – Иван. Произошло это в городе Орле. Родился в этой семье и третий сын, но ему было уготовано скончаться в возрасте 16-ти лет от эпилепсии.

Характер у матери Тургенева был непростой и, как отмечают современники, довольно противоречивый. Она любила мужские увлечения той эпохи: охоту, игру на бильярде, верховую езду. В её имении Спасском-Лутовинове был свой крепостной театр, там устраивались шикарные балы с фейерверками.

Варвара Петровна Тургенева, мать Ивана Сергеевича Тургенева

Варвара Петровна открыла в имении богадельню, больницу и школу для крестьян. При этом провинившихся крепостных ждало суровое наказание от помещицы, их жестоко секли, отправляли в дальние деревни, разлучали с семьей, продавая по одному. Не жаловала она и своих родных детей.

Детские годы не были счастливыми для Ивана, матери он боялся, его секли розгами почти каждый день. Мальчик чувствовал несправедливость происходящего в имении. Уже в ту пору Тургенев возненавидел крепостное право. Кого-либо из крестьян каждый день секли на конюшне, в будущем Иван Сергеевич напишет про это:

Образ матери он не один раз изобразит на страницах своих произведений, а своего отца он опишет в «Первой любви», где без прикрас расскажет автобиографическую историю своей семьи. С малых лет дети Тургеневых говорят на нескольких европейских языках и ездят в путешествия с родителями за границу. Мать хотела дать своим сыновьям превосходное образование, чтобы благодаря ему они могли занять высокое положение в обществе.

Неизвестный художник «Иван Тургенев в возрасте 12 лет»Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия

В 1824 году семья переехала в купленный Варварой Петровной дом в Москве. С 1827-го года для двух старших сыновей начинается учеба в частном пансионе. Учеба в этом заведении отразится затем в произведении Тургенева «Яков Пасынков». О годах в пансионе писатель всегда вспоминал с теплом.

Когда мальчику было 15 лет, он уже учился в Московском университете, а после переезда семьи в столицу продолжил обучение в Санкт-Петербургском университете. Там он слушает лекции на кафедре истории, которые читает сам Николай Васильевич Гоголь. В этот период жизни юный Тургенев начинает писать стихи. В журнале «Современник» даже напечатали два его стихотворения. В 1837 году университетское образование Ивана Сергеевича было окончено.

Молодой человек считал, что в России он не получил полноценного образования, поэтому поехал в Берлин, чтобы обучиться более полно. Там он изучал различные науки, древние языки и философию Гегеля. Юный литератор путешествовал по всей Германии, ездил в Швейцарию и Италию. После Европейского турне Иван вернулся на родину, в московский дом матери на Остоженке.

Кирилл Антонович Горбунов «Портрет Ивана Тургенева», 1838-1839 годыМестонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия

Жилье и транспорт

Пять лет назад женился, в качестве свадебного подарка мои родители и родители жены подарили нам небольшой дом. Сами делали ремонт и до сих пор понемногу улучшаем наше жилье, насколько позволяют средства. «Коммуналка» обходится примерно в 100-180 рублей. Интернет и плата за телефон в месяц — 30-40 рублей. Есть машина, она старая, поэтому пользуемся ею в крайних случаях. Из-за этого сложно сказать, сколько в месяц я на нее трачу, ведь езжу только в город раз-два в месяц. Новую купить пока не можем, но хочется. Работа — в пешей доступности, поэтому утром проще выйти за 15 минут до начала рабочего дня, чем потом мучиться с автомобилем.


Что в кошельке? Как живет воспитатель детского сада с зарплатой 450 рублей Подробнее

Дом пустеет… Все уезжают…

Ислаев пытается работать, просматривает бумаги. Но мысли о Наталье и Михаиле не дают ему сосредоточиться. Он просит слугу пригласить Майкла к нему. Как только он входит, Ислаев требует от него объяснений. Ракитин признается, что давно влюблен в жену. Ислаев в ярости, но уверен в своей порядочности. Ракитин уверяет Аркадия, что завтра уедет из их дома.

Михаил заявляет об уходе, но Наталья Петровна с ним холодна. Ракитин идет собирать вещи. Алексей идет за ним. Ислаева пытается просить у Верочки прощения. Но демонстрировать явное благополучие она не хочет

Шпигельский уговаривает Веру обратить внимание на Большинцова

К его удивлению, она не сопротивляется, так как больше не может жить в этом доме. Она соглашается на брак, и Шпигельский спешит получить свою тройку.

Беляев приходит попрощаться и говорит Вере передать Ислаевой прощальное письмо, так как сразу же уезжает в Москву. Как только Наталья Петровна появляется на пороге, Вера передает ей сообщение. Ислаева глубоко потрясена: Алексей даже не пришел попрощаться.

Аркадий пытается утешить жену, вполголоса ругая Ракитина. Он уверен, что она расстроена из-за Майкла. Вера уводит побледневшую Наталью Петровну.

Вбегают испуганные Анна Семеновна, Шааф, Лизавета Богдановна, Шпигельский и Коля. Им сообщили, что Наталья Петровна заболела. Аркадий уверяет их, что все в порядке. Коля ищет своего учителя, но Ракитин сообщает, что Алексей уходит. Потрясенный, Ислаев выходит их провожать, а Шпигельский берется подвезти их до города на новой тройке.

Коля уходит с Шаафом на урок. Анна Семеновна вздыхает, что дом совершенно пуст. Лизавета Богдановна скромно говорит: «. а я тут ненадолго. и ухожу». Этими словами Тургенев заканчивает «Месяц в деревне». Содержание пьесы показывает, что все покидают этот дом.

«Театр Эфроса» в Театре на Малой Бронной

В Театр на Малой Бронной Эфрос перешел из «Ленкома» в 1967 году — с поста художественного руководителя на должность рядового режиссера. Но именно постановки, которые он создал здесь, — «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Три сестры», «Месяц в деревне» и другие, — позволили критикам и зрителям говорить о так называемом «театре Эфроса».

Он действительно смог создать театр в театре, полностью сосредоточившись на одной режиссерской работе, — у него была даже своя труппа из артистов, которых он забрал с собой из «Ленкома». Вместе с ним ушли Ольга Яковлева, Лев Дуров, Валентин Гафт и другие. «Театр Эфроса» стал практически художественным направлением, это были спектакли, которые могли создать только этот режиссер и только эти актеры, которые понимали друг друга с полуслова.

Эфрос был горячим поклонником и сторонником системы Станиславского, от которой многие режиссеры стали отходить, и многое почерпнул у него. Его очень интересовала психология, глубина, на которой строятся характеры героев пьес, он был убежден, что своего персонажа нужно не играть, а проживать — причем так, как роль чувствуется в настоящий момент времени. А режиссер в это время «слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей», говорил Анатолий Васильевич. Декораций в его постановках всегда было немного, чтобы не отвлекать от сюжета.

Художественные руководители Театра на Малой Бронной — сначала Андрей Гончаров, а потом Александр Дунаев — поддерживали Эфроса. Его имя на афише уже служило достаточным основанием для того, чтобы купить билет.

В Театре на Малой Бронной он проработал 17 лет. В 1984 году Анатолий Эфрос стал главным режиссером Театра на Таганке.

Анализ произведения. Душевная драма или эгоизм?

Характеры тургеневских героев раскрываются не столько в действии, сколько в монологах и диалогах. Комедия «Месяц в деревне» не стала исключением. В первом действии перед читателем — гостиная Ислаевых. Ракитин читает книгу. Это все обыденный фон, но через него проступает истинная сущность происходящего. Наталье Петровне все не по душе, ее раздражает и то, что муж за все принимается с жаром, и то, что Ракитин с ней безоговорочно соглашается во всем.

Похоже, что ей ненавистна эта скучная гостиная, «кружево» умных разговоров, и хочется ей естественных чувств и искренних поступков. Поэтому ее потянуло к молодому студенту с «веселым, смелым взглядом». В разговоре с Ракитиным она подчеркивает, что Беляев на них нисколечко не похож, что он человек другого мира. Читатель уже готов поверить ей: что она женщина, рвущаяся на простор, на волю от умных, но апатичных собеседников.

Но тут появляется Шпигельский с историей о девице Вереницыной. И проницательный доктор на жалобы Ислаевой, что ей скучно, говорит: «Барыня вы моя, кто же вас рассмешит? Вам теперь не того нужно». Имея мужа, она четыре года удерживает возле себя Ракитина, теперь появился студент, смущающий ее покой. Отсюда учащенный пульс, нервы, желчь. Шпигельский прописывает ей капли, но на вопрос Анны Семеновны, здорова ли Наташа, отвечает: «Совершенно».

С его точки зрения, все любовные переживания Ислаевой — просто барская блажь. Он ее не одобряет, но не медлит воспользоваться в своих корыстных целях. Она отвергла предложение о замужестве Верочки, утверждая, что та совсем дитя. Но, гонимая ревностью, Ислаева возвращается к разговору о ее замужестве.

Наталья Петровна терзает Ракитина загадками, обращается к нему за помощью. Но в то же время не скрывает своего отношения к Беляеву. Это стремление захватить как можно больше внимания и привязанностей говорит не столько о ее чувствах, сколько об эгоизме. Слыша ее монолог о презрении к себе, обещание любить только мужа, о ревности, об угрызениях, читатель уже не верит в глубину ее переживаний. Именно этим умением Ивана Сергеевича и восхищались его современники. Как мастерски, в диалогах и монологах раскрывает драму в «Месяце в деревне» Тургенев.

Действие четвертое

Катя в сенях поджидает Алексея. Начинается дождь. Из сада вбегают в дом Шпигельский и Лизавета Богдановна, служанка прячется от их глаз. Доктор предлагает компаньонке выйти за него замуж. Лизавета кажется ему женщиной довольно рассудительной и приятной. Она обещает Шпигельскому подумать над его предложением. Дождь заканчивается, и пара возвращается в сад.

Появляется Беляев, Катя просит его постоять в сенях. Служанка приводит к учителю Веру. Девушка очень смущена. Она знает о предстоящем отъезде Алексея и пришла с ним проститься. Молодой человек заверяет Веру, что с его отъездом еще не все решено.

В это время входит Наталья Петровна. Вера начинает стыдить помещицу. Выведать о чувствах девушки и открыть ее тайну – поступок некрасивый. Его не оправдывает даже ревность. Наталья возмущена дерзостью воспитанницы, а девушка убегает в слезах.

Беляев потрясен и смущен этой сценой. Наталья Петровна не желает скрывать правду, она признается в любви к учителю. Но может ли женщина надеяться на ответное чувство? Бедный Алексей совершенно растерян. Он знает только одно: в такой ситуации должен немедленно уехать. Но Наталья просит учителя остаться.

Разговор прерывает Ракитин, и Беляев спешит откланяться. Михаил пытается узнать у Натальи, насколько решен вопрос с отъездом учителя, но тут входят Ислаев и Шпигельский. Аркадий замечает, что жена взволнованна и находится с Михаилом в уединенном месте, но вопросов не задает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: