Книга месяц в деревне читать онлайн

Краткое содержание тургенев месяц в деревне для читательского дневника

Читать краткое содержание Тургенев Месяц в деревне

Начинается пьеса с забавной сцены чтения романа «Монте Кристе». Невнимательная слушательница Наталья скоро прерывает чтеца, говоря, что теперь может ответить соседке, мол, в книжке никакой прелести нет. Зато, её цель достигнута. Здесь становится понятно, что Наталья заботится только о внешнем впечатлении.

Новый учитель, по сравнению особенно со стариком немцем, похож на глоток свежего воздуха. Алексей бодр, оптимистичен, строит прекрасные отношения с маленьким воспитанником Колей. Они вместе даже играют.

Веру очень впечатлил новый знакомый. Молодые люди вместе запускают змея, беседуют. Девушка влюблена, она очень внимательна к собеседнику. Выясняется, что оба они сироты, значит, по её мнению, должны стать родными душами. Но взрослая Наталья тоже влюблена, оказывается, в первый раз за всю жизнь. Ревнуя, она стремится выдать Веру за кого-нибудь… Но даже нет достойных кандидатов в их глуши.

Устыдившись, Наталья понимает, что всё-таки не может совладать со своими чувствами. Тем боле что выясняется – Алексей отдал бы предпочтение более зрелой женщине, «девчонка» его не интересует. Но развод также недопустим!

Учителю придётся уехать, чтобы ссоры, интриги в доме прекратились. Каждый старается сохранить своё лицо, несмотря на своё сердце.

Дом пустеет… Все уезжают…

Ислаев пытается работать, просматривает бумаги. Но мысли о Наталье и Михаиле не дают ему сосредоточиться. Он просит слугу пригласить к нему Михаила. Едва тот входит, Ислаев требует у него объяснений. Ракитин признается, что уже давно влюблен в его жену. Ислаев возмущен, но уверен в его порядочности. Ракитин заверяет Аркадия, что завтра же покинет их дом.

Михаил объявляет о своем отъезде, но Наталья Петровна холодна с ним. Ракитин уходит собирать вещи. Алексей выходит вслед за ним. Ислаева пытается просить у Верочки прощения. Но та не желает проявлять видимость благополучия

Шпигельский уговаривает Веру обратить внимание на Большинцова. К его удивлению, она не противится, так как в этом доме оставаться больше не может

Она соглашается на брак, и Шпигельский спешит получить свою тройку.

Приходит проститься Беляев и просит Веру передать Ислаевой прощальную записку, так как он немедленно отправляется в Москву. Как только Наталья Петровна появляется на пороге, Вера вручает ей послание. Ислаева глубоко потрясена: Алексей даже не пришел проститься. Супругу пытается утешить Аркадий, вполголоса ругая Ракитина. Он уверен, что она расстроена из-за Михаила. Вера уводит побледневшую Наталью Петровну.

Вбегают испуганные Анна Семеновна, Шааф, Лизавета Богдановна, Шпигельский и Коля. Им сообщили, что Наталье Петровне стало плохо. Аркадий уверяет их, что все в порядке. Коля ищет своего учителя, но Ракитин сообщает, что Алексей уезжает. Потрясенный Ислаев выходит их проводить, а Шпигельский берется их подвезти до города на новой тройке. Коля уходят с Шаафом на урок. Анна Семеновна вздыхает, что дом совсем пустеет. Лизавета Богдановна скромно говорит: «…и мне недолго здесь оставаться… и я уезжаю». Этими словами заканчивает Тургенев «Месяц в деревне». Содержание пьесы показывает, что все покидают этот дом.

Действие второе

Служанка Катя собирает в саду малину. От девушки добивается ответа на свое предложение руки и сердца слуга Матвей. Катя просит его не торопить события и немного подождать. Матвей недоволен. Ему кажется, что раньше девушка принимала его ухаживания с большей благосклонностью.

Завидев издалека Шаафа с удочкой, Матвей спешит уйти. Немец тоже пытается ухаживать за Катей, но тут появляются Ракитин и Наталья Петровна. Помещица хочет посмотреть на способности Шаафа в ловле рыбы. Все трое уходят к пруду.

Катя, оставшись одна, продолжает собирать малину и что-то себе напевать. На дорожку сада выходят Беляев и Вера. Они садятся на скамейку и стараются приладить хвост воздушному змею. Девушка расспрашивает Алексея о его жизни в Москве и учебе в университете. Сама рассказывает, что с малых лет осталась сиротой и воспитывалась в доме Ислаевых. Тоже была в Москве, училась там в пансионе для благородных девиц. Вера признается, что любит Наталью Петровну, но побаивается ее. Она всячески пытается показать свое расположение к молодому учителю, но не успевает этого сделать. Появляются Наталья и Ракитин.

Вера и Алексей уходят с надеждой, что у Коли уже закончился урок музыки. Можно запускать змея. Теперь на скамейку присаживаются Наталья Петровна и ее спутник. Катя прячется в малиннике.

Ракитин пытается узнать, почему Наталья в последнее время выглядит такой раздражительной. Этот разговор помещице не нравится, в еще большем раздражении она уходит. Ракитин подозревает, что Ислаева увлечена учителем Беляевым. Как раз в это время молодой человек идет навстречу.

Из завязавшегося разговора Ракитин узнает, что Алексей не любит читать и не знает иностранных языков. Юноша оказывается довольно простодушным и добрым, но далеко не интеллигентным человеком. Возвращается Наталья Петровна. Она заметно расцветает в присутствии Беляева. Юноша забавляет ее своей непосредственностью и скромностью. Наталья просит Михаила заняться воспитанием Алексея, а затем уводит Беляева запускать змея.

Мрачный Ракитин бредет следом. По пути он встречает Шпигельского и немолодого помещика Большинцева, который претендует на руку Веры. Ракитин уходит, не желая заводить пустую беседу.

Большинцев робеет перед встречей с Верой, поэтому доктор наставляет его, что и как нужно говорить девушке. В это же время Наталья, Вера, Коля, Беляев, Ракитин и Лизавета Богдановна идут на луг запускать змея. Большинцев и Шпигельский присоединяются к этой компании.

Герои

Беляев

– 21-летний студент, худой, стройный, с весёлым смелым взглядом. Ислаев называет его дичком, но именно эта естественность так нравится Наталье.

Беляев откровенно рассказывает Наталье о своём происхождении: никто не занимался его воспитанием, потому что отец был занят, ездил по соседям, оказывая свои услуги и так добывая свой хлеб.

Беляев показан в пьесе как человек передовых взглядов, который просит у Ракитина прочитать журнал, но не ради стихов или повестей, а ради критических статей. Всякое упоминание о Белинском а также название журнала в окончательной редакции отсутствует. Этим Тургенев добивается ослабления роли студента в пьесе и усиления в ней психологических мотивов вместо социальных.

Беляев наивен и не сразу понимает любовные интриги в доме. Но в финале ему кажется, что он словно занёс в этот дом чуму.

Ракитин

выражает точку зрения автора. Его рассуждения о любви повторяются и в других произведениях Тургенева. Ракитин считает любовь (и счастливую, и несчастную) настоящим бедствием, если отдаться ей полностью. Он сравнивает любовь с болезнью, от которой любящий хочет избавиться, жаждет покоя. Ракитин считает, что любить – значит быть порабощённым, заражённым, что рабство это томительно и постыдно. Он безропотно оставляет поместье, Беляева призывает к тому же, потому что «честь женщины такая важная вещь».

Ракитин влюблён в природу, тонко чувствует её красоты. Наталья Петровна так характеризует его отношение к природе: «Вы волочитесь за ней, как раздушенный маркиз на красных каблучках за хорошенькой крестьянкой».

Ислаев

– честный и откровенный человек. Он настолько сильно любит жену, что не пережил бы разлуки с ней. Ислаев предпочитает прямой разговор с другом-соперником, не опускаясь до ревности и коварства, при этом максимально щадит жену. Ислаев не слишком тонко чувствует нюансы человеческих отношений, не плетёт интриг и не видит этого в других. Таким образом, он даже не подозревает о любви жены к Беляеву, не понимает намёков Ракитина.

Наталья Петровна

– яркий образ «тургеневской» женщины. Она умная и страстная, чувства её глубоки. Тургенев признавался, что в пьесе «всё дело в Наталье Петровне». Её «страшное чувство» к Беляеву усиливается, постепенно нарастает. Для неё, как и для Ракитина, любовь подобна болезни, заставляющей врать и изворачиваться, делать несчастными других (желание из ревности выдать замуж Веру за Большинцова). Любовь толкает Наталью на подлые поступки. Она разглашает тайну Веры, выманив у неё полупризнание в том, что Вера влюблена в Беляева.

Наталья осознаёт мелочность своего поведения, противопоставляя благородство Беляева своей ничтожности. Она восхищается возлюбленным, превозносит его: «Я склонялась перед ним… Это человек! Я его ещё не знала».

Влюбившись, Наталья открывает в себе множество отрицательных качеств, сама себя не узнаёт. Она поражается тому, что ревнует к Вере, хочет выдать её замуж за старика: «Боже мой, не дай мне презирать самоё себя!» Она даже просит себе смерти.

В конце пьесы Наталья закрывает лицо руками и уходит в отчаянье. Она осталась в беде, некому помочь, все, кто знал о её любви, уезжают.

Верочка

– воспитанница Натальи. Она чиста и наивна, её влюблённость, возможно, даже не осознаётся ею. По словам Веры, именно коварное поведение Натальи превращает её в женщину, способную на месть. Её брак с Большинцовым – единственный выход, чтобы им с Натальей не тяготить друг друга. Читатель понимает, что подобный брак будет способствовать неудовлетворённости Веры и превращению её в будущем в подобие Натальи.

Большинцов

характеризуется в пьесе как глупый, тяжёлый человек. Он – прекрасный кандидат для брака по расчёту, но Вера, согласившаяся на такой брак из-за невозможности жить рядом с Натальей, вряд ли будет счастлива.

Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна

– контрастная пара, решающаяся на брак по расчёту и не ищущая любви. Шпигельский – хитрый и изворотливый человек, везде имеющий свою выгоду и легко идущий на компромисс с совестью. За уговор о браке с Верой Большаков обещает ему тройку лошадей.

Он обо всём осведомлён, но использует обстоятельства себе во благо. Именно эта пара – носители комедийного начала пьесы.

Драма или комедия?

Пьесу «Месяц в деревне» Тургенев в подзаголовке назвал «комедия». Но по приметам жанра, по содержанию это, скорее, драма. Сам автор называл пьесу повестью в драматической форме. Многие критики также отмечали, что пьеса длинна и скучна, не постановочная, так как нет в ней драматической жилки. Замечали, что пьеса не совсем комедия, а, скорее, повесть в диалогах.

Несомненно, любовная коллизия, в которой оказались герои, напоминает, скорее, традиционный комедийный сюжет. Но Тургенева отличает редкое умение передать все душевные движения своих героев через их слова. Внимательный зритель увидит за ними переживания и мысли. Казалось бы, герой толкует о постороннем, а перед читателем раскрывается целая драма. Так проявляется душевное состояние и в реальной жизни. Именно в этом ценность произведения Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание пьесы приводится ниже.

Действие пятое

Ислаев пытается просматривать бумаги, но работать не может. Мысли о Наталье и Михаиле не позволяют ему сосредоточиться. Входит Анна Семеновна. Она предлагает свое посредничество, но Аркадий отказывается от таких услуг. Ислаев решает не откладывать неприятный разговор в долгий ящик и просит слугу позвать Михаила. Едва появляется Ракитин, Аркадий требует у него объяснений. Михаил пытается что-то туманно рассказать, но хозяин поместья прерывает его и задает прямой вопрос: любит ли он Наталью? Михаил вынужден признаться, что давно увлечен женой своего друга.

Аркадий не возмущается. Он уверен в порядочности Ракитина и считает его более подходящей партией для Натальи. Но расстаться с женой Ислаев не сможет. Михаил уверяет помещика, что завтра же уедет отсюда. Оба сходятся во мнении, что это будет лучшим решением конфликта.

Появляется Алексей, а Ислаев, сославшись на дела, уходит. Ракитин сообщает учителю о своем отъезде и о причинах такого решения. Он описывает отношение к нему хозяйки дома, ее вечные капризы и признания. Беляев хмурится, он прекрасно понимает, что его участь будет менее завидна.

В гостиную входят Наталья Петровна и Вера. Ракитин объявляет о своем отъезде, но помещица довольно холодна с ним. Михаил уходит, чтобы собрать вещи. Беляев неожиданно идет за ним.

Оставшись наедине с Верой, Наталья пытается просить прощения, но девушка не желает поддерживать видимость благополучия. Помещицу зовет Ислаев, и она торопится к мужу.

К грустной Вере подходит Шпигельский

Он уговаривает девушку обратить внимание на Большинцева. Вера, к удивлению доктора, не противится

Оставаться в этом доме она больше не может. Девушка соглашается на брак, и доктор спешит получить заработанную тройку.

В это время приходит проститься Беляев. Он тоже решил уехать. Цепкие коготки Натальи Петровны его пугают, да и пример Ракитина весьма наглядный. Алексей немедленно едет в Москву с Михаилом. Он просит девушку передать Наталье Петровне прощальную записку.

Вера вручает помещице послание, как только та появляется на пороге. Наталья глубоко потрясена: Алексей уезжает и даже с ней не простился. Бледную от переживаний супругу старается утешить Аркадий. Он вполголоса ругает вошедшего Ракитина, полагая, что Наталья огорчена известием о его отъезде. Вера уводит хозяйку.

Вбегают Анна Семеновна, Лизавета Богдановна, Шааф, Коля и Шпигельский. Им сказали, что Наталье Петровне очень плохо. Ислаев уверяет, что ничего страшного не произошло. Коля хочет понять, куда девался Алексей. Ракитин сообщает, что учитель уезжает, поскольку в него влюбилась Вера. Потрясенный Ислаев уходит, чтобы проводить мужчин, а Шпигельский предлагает всех подвезти до города на своей новой тройке. Шааф уводит Колю на урок. Анна Семеновна и ее компаньонка остаются.

Пьесу «Студент» Тургенев задумал в 1848 году. Он тщательно работает над ней и в 1850 году отправляет Некрасову в Петербург. О скором выходе пьесы Тургенева уже объявили, и все ждали ее с нетерпением. Но цензура не допустила ее к печати. Лишь в 1855 году он смог напечатать комедию в «Современнике» под названием «Месяц в деревне».

Впервые пьеса была поставлена в 1872 году в Москве в Малом театре. В 1879 году — в Александровском театре. Роль Верочки исполнила М. Г. Савина, актрису настолько увлекла эта маленькая роль, что ее исполнением она поразила даже создателя комедии: «Неужели эту Верочку я написал?!» Тургенев был изумлен, увидев Верочку в исполнении Савиной. Пьеса прошла с огромным успехом и стала репертуарной.

«Театр Эфроса» в Театре на Малой Бронной

В Театр на Малой Бронной Эфрос перешел из «Ленкома» в 1967 году — с поста художественного руководителя на должность рядового режиссера. Но именно постановки, которые он создал здесь, — «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Три сестры», «Месяц в деревне» и другие, — позволили критикам и зрителям говорить о так называемом «театре Эфроса».

Он действительно смог создать театр в театре, полностью сосредоточившись на одной режиссерской работе, — у него была даже своя труппа из артистов, которых он забрал с собой из «Ленкома». Вместе с ним ушли Ольга Яковлева, Лев Дуров, Валентин Гафт и другие. «Театр Эфроса» стал практически художественным направлением, это были спектакли, которые могли создать только этот режиссер и только эти актеры, которые понимали друг друга с полуслова.

Эфрос был горячим поклонником и сторонником системы Станиславского, от которой многие режиссеры стали отходить, и многое почерпнул у него. Его очень интересовала психология, глубина, на которой строятся характеры героев пьес, он был убежден, что своего персонажа нужно не играть, а проживать — причем так, как роль чувствуется в настоящий момент времени. А режиссер в это время «слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей», говорил Анатолий Васильевич. Декораций в его постановках всегда было немного, чтобы не отвлекать от сюжета.

Художественные руководители Театра на Малой Бронной — сначала Андрей Гончаров, а потом Александр Дунаев — поддерживали Эфроса. Его имя на афише уже служило достаточным основанием для того, чтобы купить билет.

В Театре на Малой Бронной он проработал 17 лет. В 1984 году Анатолий Эфрос стал главным режиссером Театра на Таганке.

Главные персонажи кинокартины

Наталья Петровна

Актриса Анна Астраханцева исполнила роль Натальи Петровны Ислаевой. Это изнеженная и немного капризная дама 29 лет, влюбленная в молодого учителя Беляева.

Женщина стремится чаще находиться рядом с ним, вести беседы, заряжаться его молодостью и беспечностью. Главным показателем глубоких чувств для Ислаевой являются слезы: если женщина плачет из-за мужчины — значит, она влюблена.

Ислаева в исполнении актрисы А. Астраханцевой.

Михаил Александрович Ракитин

Ракитин — друг Ислаевых и частый гость в поместье. Михаил Александрович влюблен в Наталью Петровну, он сравнивает свое чувство с болезнью, излечиться от которой можно только на расстоянии.

Он начитан и образован, восхищается красотой природы. Раньше разговоры с Ракитиным занимали Ислаеву, но теперь, когда все ее мысли заняты студентом, она находит общение с другом скучным и неинтересным.

Образ Ракитина воплотил на экране британский актер Рэйф Файнс. Он родился 22 декабря 1962 г. в Суффолке. Окончил Королевскую Академию драматического искусства, играл в национальных театрах, с 1990 г. снимался в кино.

Британский актер Рэйф Файнс сыграл роль друга Ислаевых.

Аркадий Ислаев

Аркадий Сергеевич — работящий хозяин, с утра до ночи занятый делами в своем поместье. Он любит супругу Наташеньку, но не замечает того, что происходит в ее жизни.

Наблюдательная мама Анна Семеновна чувствует неладное и предостерегает Аркадия. Мать и сын Ислаевы винят Ракитина, не догадываясь о любви Натальи Петровны к Беляеву. Помещик проявляет сдержанность и благородство: не ссорясь с другом, соглашается, что тому следует уехать.

Снялся более чем в 100 кинофильмах и сериалах. Состоял в браке с польской журналисткой Марией Урбановской, в 2003 г. у них родилась дочь.

Александр Балуев в роли мужа Натальи Петровны.

Верочка

Молодые люди весело проводят время вместе с Коленькой — запускают змея, рыбачат. Но Ислаева опытным женским взглядом распознала признаки влюбленности и заставила девушку признать свои чувства.

Образ Верочки резко меняется после предательства Натальи Петровны, которая раскрывает Беляеву ее тайну, а также из ревности предлагает девушке выйти замуж за пожилого соседа Большинцова.

Возмущенная и разгневанная Вера за короткое время превратилась в женщину, способную на сильные чувства, расчет и коварство. Девушка в отместку сообщает Беляеву о любви Натальи Петровны, а затем решается на брак с соседским помещиком.

Анна Леванова в роли Верочки.

Алексей Беляев

Студент Алексей Беляев искренне привязан к своему воспитаннику Коленьке. Он не помышляет о каких-либо отношениях — для этого юноша слишком молод и беден.

Столкнувшись с чувствами 2 сильных женщин, Алексей приходит в смятение и переживает, что стал причиной их ссоры. Молодой человек понимает: для всех будет лучше, если он навсегда покинет поместье.

Роль Беляева исполнил начинающий актер Никита Волков. Он родился в Санкт-Петербурге 19 мая 1993 г. В школьные годы занимался плаванием, хореографией, иностранными языками.

Окончил питерскую Академию театрального искусства. Играет в студии Театра им. Ленсовета и в Театре Бертольда Брехта. Снялся в нескольких кинофильмах.

Никита Волков сыграл роль Алексея Беляева.

Анализ произведения. Душевная драма или эгоизм?

Характеры тургеневских героев раскрываются не столько в действии, сколько в монологах и диалогах. Комедия «Месяц в деревне» не стала исключением. В первом действии перед читателем — гостиная Ислаевых. Ракитин читает книгу. Это все обыденный фон, но через него проступает истинная сущность происходящего. Наталье Петровне все не по душе, ее раздражает и то, что муж за все принимается с жаром, и то, что Ракитин с ней безоговорочно соглашается во всем.

Похоже, что ей ненавистна эта скучная гостиная, «кружево» умных разговоров, и хочется ей естественных чувств и искренних поступков. Поэтому ее потянуло к молодому студенту с «веселым, смелым взглядом». В разговоре с Ракитиным она подчеркивает, что Беляев на них нисколечко не похож, что он человек другого мира. Читатель уже готов поверить ей: что она женщина, рвущаяся на простор, на волю от умных, но апатичных собеседников.

Но тут появляется Шпигельский с историей о девице Вереницыной. И проницательный доктор на жалобы Ислаевой, что ей скучно, говорит: «Барыня вы моя, кто же вас рассмешит? Вам теперь не того нужно». Имея мужа, она четыре года удерживает возле себя Ракитина, теперь появился студент, смущающий ее покой. Отсюда учащенный пульс, нервы, желчь. Шпигельский прописывает ей капли, но на вопрос Анны Семеновны, здорова ли Наташа, отвечает: «Совершенно».

С его точки зрения, все любовные переживания Ислаевой — просто барская блажь. Он ее не одобряет, но не медлит воспользоваться в своих корыстных целях. Она отвергла предложение о замужестве Верочки, утверждая, что та совсем дитя. Но, гонимая ревностью, Ислаева возвращается к разговору о ее замужестве.

Наталья Петровна терзает Ракитина загадками, обращается к нему за помощью. Но в то же время не скрывает своего отношения к Беляеву. Это стремление захватить как можно больше внимания и привязанностей говорит не столько о ее чувствах, сколько об эгоизме. Слыша ее монолог о презрении к себе, обещание любить только мужа, о ревности, об угрызениях, читатель уже не верит в глубину ее переживаний. Именно этим умением Ивана Сергеевича и восхищались его современники. Как мастерски, в диалогах и монологах раскрывает драму в «Месяце в деревне» Тургенев.

Действие первое

В гостиной богатого помещика Аркадия Ислаева три человека играют в карты: мать хозяина поместья Анна Семеновна, ее компаньонка Лизавета Богдановна и немец-гувернер Шааф. У окна вышивает жена Ислаева Наталья Петровна, и читает книгу друг семьи Михаил Александрович Ракитин.

Между Натальей Петровной и Ракитиным завязывается разговор о новом учителе Алексее Беляеве, студенте из Москвы. Его наняли на лето для обучения сына Ислаевых Коли. Помещица предлагает гостю понаблюдать за молодым человеком и высказать о нем свое мнение.

В гостиную вбегает Коля и с восторгом показывает лук и стрелы, которые сделал для него учитель. За мальчиком входит Беляев. Он вежливо приветствует хозяев и гостей дома, а затем уходит со своим учеником кормить лошадей.

В это время слуга докладывает о новом госте – докторе Шпигельском, которого позвали к больному кучеру. Наталья Петровна жалуется врачу на плохое настроение, тот советует женщине больше гулять и смеяться. Помещица тут же требует рассказать что-нибудь смешное. Шпигельский сообщает, что дочь знакомого помещика не может сделать выбор между двумя женихами, любит обоих. Наталья Петровна недовольна рассказом, но считает, что женщина может любить двоих.

Игроки расходятся. Анна Семеновна и ее компаньонка выходят в сад. Немец огорчен проигрышем, и Ракитин старается его утешить. Воспользовавшись моментом, Шпигельский намекает Наталье Петровне, что один его знакомый хочет жениться на Вере, воспитаннице в доме Ислаевых. Помещица удивлена, семнадцатилетнюю девушку она считает еще ребенком.

В комнату вбегают Коля и Вера. Им нужен клей для воздушного змея, который пообещал сделать учитель. Но тут вмешивается Шааф и уводит мальчика учить немецкий. Доктор отправляется к своему пациенту, а Вера идет готовиться к обеду.

Наталья Петровна и Михаил Александрович остаются наедине. Они говорят о своих чувствах друг к другу. Это больше, чем дружба, но Наталья замужем и никогда не изменит супругу. Входит хозяин поместья, за ним – учитель Беляев. Ислаев и Ракитин обсуждают строительство плотины, а потом отправляются проверить новую веялку. Наталья Петровна расспрашивает Беляева о семье, учебе, хвалит его вокальные данные.

Возвращаются Шпигельский и Вера. Девушка с радостью бросается к учителю, но, заметив супругу Ислаева, останавливается в смущении. Слуга зовет всех к столу. Пропустив вперед Беляева и Веру, помещица обещает доктору подумать над его предложением насчет воспитанницы.

Анализ произведения. Всеобщее бегство или осуждение

Теперь не только Шпигельский видит в Ислаевой хищницу, но и Верочка, испытавшая на себе ее эгоизм. Разбитая судьба девушки не трогает Ислаеву, и если она и просит прощения у нее, то только для собственного спокойствия. Доверчивая Верочка в один день нравственно созрела. В день, когда была разрушена ее вера в людей, ее любовь. Ракитин, услышав, что Верочка и Беляев любят друг друга, восклицает: «Бедная женщина!» Самозабвенно преданный Ракитин искренне сочувствует Ислаевой. Но в конце концов ее эгоизм гонит и его из этого дома.

Жизнерадостный, искренний Беляев внес в дом струю свежего воздуха. Коля, не знавший настоящего детства, с первого же дня полюбил учителя. Настоящей радости жизни и искреннего общения не знала и Вера. Даже Ислаева, глядя на Алексея, поняла, что никогда не была молодой. Для Беляева Наталья Петровна была чем-то недосягаемым, «высшим существом». Он и не помышлял о сближении с ней. Тем не менее ее признание застало молодого человека врасплох: он надевает новый сюртук, вставляет в петлицу цветок. Он меняется, становится другим. И только насмешка Ракитина отрезвляет его.

Беляев принимает решение уехать. Перед отъездом говорит Верочке, что полюбил ее. Это их объединяет, это их общая моральная победа. Верочка тоже не желает больше оставаться здесь. Оскорбленный отношением Ислаевой Ракитин покидает дом. Давно озлобленный на бар Шпигельский заявляет, что его «присутствие здесь не требуется». Даже Лизавета Богдановна сообщает о своем скором отъезде. Ее последней фразой Иван Тургенев в «Месяце в деревне» как бы подчеркивает, что всеобщее бегство не что иное, как всеобщее осуждение. И только добряк Ислаев, скромный и сердечный, продолжает по-прежнему любить свою Наташу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: