Ваше платье изысканно ваша тальма лазорева. анализ стихотворения северянина «кензели»

Стихотворение «Ненужное письмо» Северянин Игорь

Семь лет она не писала, Семь лет молчала она. Должно быть, ей грустно стало, Но, впрочем, теперь весна.

В ее письме ни строчки О нашей горькой дочке. О тоске, о тоске,- Спокойно перо в руке.

Письмо ничем не дышит, Как вечер в октябре. Она бесстрастно пишет О своей сестре.

Ах, что же я отвечу И надо ли отвечать… Но сегодняшний вечер Будет опять, опять.

(2 votes, average: 3,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Пишет мне сестричка Пишет мне сестричка, только В буквы слезы льет, Пишет, что гуляет Колька, — Только дым идет. Все до поры, до времени, Потом растает дым, Отпустят в октябре меня, Тогда и…
  2. Прошло семь лет Прошло семь лет, а может быть, семь бед, а может, семь веселых каруселей мимо тебя галопом пролетели, а может, семь дождей и семь метелей семь раз успели замести мой след……
  3. Ответ на письмо Что я тебе отвечу на обман? Что наши встречи давние у стога? Когда сбежала ты в Азербайджан, Не говорил я: «Скатертью дорога!» Да, я любил. Ну что же? Ну и…
  4. Письмо Франсуа Вийону Добрый вечер, коллега! Здравствуйте, Франсуа! (Кажется, по-французски это звучит «бон суар».) Скорее сюда, трактирщик, беги и вина налей. Мы с вами сегодня живы, что может быть веселей! Но в темную…
  5. Письмо (Я здесь живу…) Я здесь живу на сквозняке, Меж гор, поднявшихся до неба, Не на курорте, а в тоске, В какой еще ни разу не был. Уж месяц март, а здесь зима —…
  6. Что делать, мой ангел, мы стали спокойней Что делать, мой ангел, мы стали спокойней, мы стали смиренней. За дымкой метели так мирно клубится наш милый Парнас. И вот наступает то странное время иных измерений, где прежние мерки…
  7. Путник замечает ненужное вполне Путник замечает ненужное вполне: лошадиную кость и брошеный сапог, в расщелине двух ящериц и мох, и припек более жаркий, чем извне. Пахнет незатейливостью такой мирок и пылью, и чтобы сюда…
  8. Письмо торговца фруктами с Центрального рынка Жора и Аркадий Вайнер! Вам салям алейкум, пусть Мы знакомы с вами втайне, — Кодекс знаем наизусть. Пишут вам семь аксакалов Гиндукушенской земли, Потому что семь журналов Вас на нас…
  9. Письмо с позиций Если умру я, усну навсегда, Кто пожалеет? Может быть солнце могилу мою В полдень согреет? Может быть, ветер в могильных кустах Ночью заплачет? Может быть, месяц, как по полю конь,…
  10. Письмо Мы не рыбы и не птицы, И в отечестве своем Мы привыкли веселиться И печалиться вдвоем. Одиноко мне и жарко. Напишу возьму письмо. Есть конверт. Наклею марку. Пусть идет себе…
  11. Письмо Писать всю ночь письмо. Писать, еще не зная, Сумеешь ли послать. И все-таки писать. Для самого себя. Поймешь ли ты, родная, Что я хотел сказать? Нет, спутался опять! Писать всю…
  12. Шестилетней Оле Рано дед проснулся, Крякнул, потянулся, Давши мыслям волю, Вспомнил внучку Олю. Семь часов пробило; Затопили печку, Темно очень было, И зажег он свечку. И дедушка хилый К внучке своей милой…
  13. К М. Л. Огаревой (Хочу еще письмо писать…) 1 18 декабря, вечером Хочу еще письмо писать От делать нечего и скуки И время длинное разлуки Стихом причудливым занять. Я здесь один и словно в пытке: Тоска, и на…
  14. Ты письмо мое, милый, не комкай Ты письмо мое, милый, не комкай. До конца его, друг, прочти. Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути. Не гляди так, не хмурься гневно, Я любимая, я твоя….
  15. К княгине Дашковой. Письмо на случай открытия Академии российской Избранная Минервы волей Устроить росским музам сень, Позволь для них счастливый день Восторженну их лучшей долей Оставить в памяти граждан… Не думай, чтобы я, гордяся Талантом, мне который дан, И…
  16. Письмо Письма солдатский треугольник, С дороги посланный домой, Опять напомнил мне сегодня Год сорок первый, роковой. Еще июню — половина, В полях пшеничных — тишина. Мчит эшелон по Украине, Мы солнцу…
  17. Письмо о пользе желаний Наскуча век желаньями терзаться, Препятством чтя их к благу моему, Сжал сердце я и волю дал уму, Чтобы от них навеки отвязаться. Все суета — так пишет Соломон; Хоть ныне…
  18. Я целовал твое письмо Я целовал твое письмо, Не унимая нервной дрожи. В нем наказание само, В нем отречение — и все же Я целовал твое письмо. Могло бы быть совсем иначе. Не плачу…
  19. Открытое письмо Не в том, что ты была горда, — Начало всех начал, Не в том, что пела ты, когда Я злился и молчал. Да и не в кротости твоей В какой-то…
  20. Письмо товарищу Кострову Простите меня, товарищ Костров, с присущей душевной ширью, что часть на Париж отпущенных строф на лирику я растранжирю. Представьте: входит красавица в зал, в меха и бусы оправленная. Я эту…

Вы сейчас читаете стих Ненужное письмо, поэта Северянин Игорь

Анализ стихотворения Северянина «Кензели»

Во все времена из общей массы женщины непременно выделяются те, которые умет подать себя в обществе, обладают неким шармом и удивительным обаянием

Такие особы становятся центром любой компании и притягивают к себе внимание, словно магнит. Однако далеко не все из них в шумной и пестрой толпе чувствуют себя по-настоящему счастливо

Ведь под блистательной маской благополучия нередко скрываются тоска, душевная боль, чувство одиночества и неприкаянности. Образ такой женщины нарисовал в своем стихотворении «Кензели» (1911 г.) поэт Игорь Северянин, представив светскую львицу совершенно в ином ракурсе.

«Ваше платье изысканно, ваша тальма лазорева», — отмечает автор, рассказывая о типичной представительницы высшего света, которая является украшением любого званого ужина. Она умна и привлекательна, умеет поддержать разговор на любую тему и обладает удивительной проницательностью, с первого взгляда определяя, что за человек находится перед ней. Но все эти достоинства, увы, не в состоянии дать ей то, чем обладают самые обыкновенные женщины – тепла, любви и взаимопонимания. Соперницы ее ненавидят и пытаются подражать, мужчины боготворят и мечтают заполучить в свои объятия. Но никому не интересно, что же происходит в душе этой гордой и надменной красавицы, которая может позволить себе все радости жизни, но не нуждается в них.

Эта особа устала от мимолетных романов, и больше не желает быть игрушкой в чужих руках. Поэтому ей безразличны комплименты мужчины и завистливые взгляды женщин, с каждой из которых она бы с радостью поменялась местами. «Вы такая эстетная, Вы такая изящная… Но кого же в любовники? И найдется ли пара Вам?», — вопрошает поэт, хотя уже знает ответ на этот вопрос. В понятии Игоря Северянина «любовник» — то от слова «любить», однако таких мужчин на своем пути эта светская львица не встречала. Мужчины, словно мотыльки, слетаются к ней, опьяненные красотой. Но ни один из них не испытывает тех возвышенных и благородных чувств, о которых она мечтает. В итоге единственным человеком, которому она может поведать о своих бедах, становится юный водитель автомобиля, который доставляет ее с очередного бала домой. «Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом», — отмечает поэт, понимая, что больше никто не будет так сочувственно и бережно относиться к этой женщине, кроме этого молодого человека, видящего в ней за блеском мишуры несчастное и никому не нужное существо.

Игорь Северянин

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровомПо аллее олуненной Вы проходите морево…Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,А дорожка песочная от листвы разузорена —Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная…Упоенье любовное Вам судьбой предназначено…В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом —Вы такая эстетная, Вы такая изящная…Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?

Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым —Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..

Viktor Schramm, Preparing for the Ball
https://ru.pinterest.com/pin/485896247275447872/

https://ru.pinterest.com/pin/409335053611110534/

«Муар — это ткань, о которой упоминали поэты еще в 20 — х годах прошлого столетия. Мода капризна и быстротечна, однако до сих модельеры в своих коллекциях используют эту ткань, имеющую особую текстуру. Характерный рисунок шелкового или полушелкового прочного полотна демонстрирует живые оттенки цвета, переливаясь на свету

Со стороны муаровый наряд выглядит динамичным и живым, ведь, играющий при освещении, узор, привлекает внимание даже к самому незатейливому покрою

Различают два вида муаровой ткани. Первый из них отличается объемным рисунком и имеет название «муар — антик». Он переливается на свету ярким матовым блеском за счет особой технологии сплетения шелковых нитей. Используя такую технику, можно добиться броских разводов и резких переходов от светлого тона ткани к темному. В этом особенность муара.

Самым дорогим видом муара является громуар. Такая ткань издавна использовалась для изготовления орденских лент. Громуар производится из основного шелкового материала с использованием специальных валиков.Инструменты перемещают нити и рисуют при этом узор, который получается мелким и произвольным. Продольные и поперечные нити образуют заломы, в которых в последующем отражается свет. Тот муар, который имеет наиболее яркий отлив цвета, ценится намного выше».http://konstryktorov.net/poleznyie-sovetyi/muar-chto-eto-takoe/

Еще в тему:
ТКАНИ ПРОШЛОГО ИЛИ КТО ТАКИЕ КИСЕЙНЫЕ БАРЫШНИ

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Я гений»

Игорь Северянин оставил свой след в литературе «серебряного века». Он сделал неоценимый вклад в русскую поэзию. Судьба Северянина сложилась непросто. Он достигал вершину славы, однако умер в нищете, забытый всеми. В его стихах присутствовала лирика и ирония. В качестве примера можно привести стихотворение «Я гений». Оно вызвало в общество бурю негативных эмоций.

Одной из особенностей этого произведения является сложность его восприятия. Это связано с тем, что в нем много измененных слов. Чтобы понять его, необходимы определенные знания. Автор написал его таким, чтобы добиться особого звучания. Он дробил слова и заимствовал их из устаревшей речи.

Другой отличительной чертой стихотворения является сочетание лирики и иронии. Мы видим понятные образы, за которыми что-то скрывается. Что-то большее и истинное. Автор хвалит себя и возвышает свой талант. Но за этими выражениями скрывается что-то пустое.

Скорее всего, автор хотел показать, что за всеми хвалебными речами, за славой скрыта пустота. Северянин высмеивает свои же речи. Основную суть этого стиха можно объяснить, как то, что возвышение самого себя будет высмеяно. Рано или поздно это приведет к забвению.

Это произведение оказывает сильное влияние на читателя. Его можно назвать гениальным, несмотря на сложную восприимчивость.

Сочинения по картинам | Сочинения по литературе и на тему

Игорь Северянин анализ стихотворений кратко и понятно – главное и важное

Игорь Северянин поэт 20 века.

Начало ХХ века в России отметилось появлением авангардизма и его разных поэтических направлений. В 1911 году возникла группа эгофутуристов, главой которых стал Игорь Северянин.

«Futurum» в переводе с латыни означает «будущее, а «Ego» — «я». Отрицая все традиции русской поэзии, они пытались создать новый язык, конструировали новые слова, декларировали новую мораль, где центром внимания поэта становится его собственное «я».

Эгофутурист Игорь Северянин – самый яркий представитель этой эпатажной поэзии. Его сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» были невероятно популярны, а его «поэзоконцерты» собирали полные залы и вызывали ажиотаж.

«Ананасы в шампанском» — одно из самых известных стихотворений Северянина, оно написано в 1915 году. В нем просматривается любимая урбанистическая тема: город, технические достижения, стремительный темп жизни.

Неспроста каждое предложение в нем – односоставное и с восклицательным знаком в конце. Общей картинки нет, только обрывочное мелькание «видеокадров», из которых складывается противоречивое впечатление: среди мчащихся экспрессов, автомобилей и самолетов идет жизнь салонная, изысканная, элегантная на фоне «ветропросвистов» и «стрекота аэропланов».

В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни.

И тогда, если уж нельзя избежать низменности, приходит решение: «трагедию жизни» претворить «в грезо-фарс». Не обошлось и без неожиданных неологизмов: «ветропросвист», «крылолет», «порывно», «грезо-фарс». Они «осмысленны» и придают стихотворению своеобразную экстравагантность, провозглашенную программой эгофутуристов.

«Кензель». Для справки: кензелем в литературоведении называют форму стихотворения, включающего в себя три пятистишия. «Кензель» написан в 1911 году. Его очень любили слушать поклонники в исполнении Северянина на многочисленных выступлениях в разных городах. Буквально после первых слов «В шумном платье муаровом…» раздавались восторженные аплодисменты.

Стихотворение рисует перед нами изысканный, экзотический мир, принадлежащий таинственной женщине. Она идет по ночной, «олуненной» аллее, ассоциируясь с морем («проходите морево»), потому что платье у нее шумное, муаровое (шелк, переливающийся разными оттенками) тальма (накидка) «лазорева».

Утонченная, «изящная», «эстетная», она производит чарующее впечатление на фоне лунной ночи и песочной дорожки, «от листвы разузоренной», подобно меху ягуара. Красота и тайна женщины вызывают мысли о любви. Конечно, ей «предназначено» «любовное упоенье», ведь для такой неземной женщины «ночь всегда новобрачная». Но «найдется ли пара» подобному чуду? Вряд ли

. Она сядет в бензиновый ландолет, доверив жизнь «мальчику в макинтоше резиновом», закроет ему глаза своим «жасминовым», «шумным», «муаровым платьем»… Что последует за этим? Разбитый автомобиль, погубленная жизнь, мимолетная, ничего не значащая связь? Неологизмы в стихотворении доступны и экстравагантны, они усиливают ассоциации, увлекают в волшебный и таинственный мир.

А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это. Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма. Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

Ничего не понимаю в стихах 49.63%

Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.3%

Нет времени, нужно другим заниматься 30.06%

Игорь Северянин Но зачем

И в каштановых волнах прически, И в бутоне прищуренных губ Мне сквозят голубые наброски, Что влюблен и, мне кажется, люб …

Игорь Северянин Миньонет VII (Ах, скорее бы дожить до встречи дня)

Игорь Северянин Мадригал

Ал. Ал. НаумовойЧасто вы мне грезитесь фиалкой — Этим нежным, ласковым цветком; Иногда — таинственной русалкой, Воплощенной грезящим умом. Иногда …

Игорь Северянин Прогулка мисс

Мисс по утрам сопровождает лайка, Предленчные прогулки любит мисс И говорит собачке: «Что ж! полай-ка На воробья, но вовремя уймись…» …

Игорь Северянин Пленница лилии алой

Лилиевое тело В прожилках голубых Искристо запотело В сонах полубольных… Лепестки лилии алой Ты затаила в платке… Разве же этого …

Игорь Северянин О том, чье имя вечно ново

Воображаю, как вишнево И персиково здесь весной Под пряным солнцем Кишинева, Сверкающего белизной! Ты, Бессарабия, воспета Ведь солнцем Пушкина, и …

Игорь Северянин Призрак великой царицы

(баллада) Глава Екатерины Великой — Великая глава русской истории. АвторЯ шел крещенским лесом, Сквозистым и немым, Мучительной и смутной Тревогою …

Игорь Северянин Два дня в саду осеннем (стихотворение дилетантки)

ВчераЗачем вы расцвели, осенние цветы? Замерзните… засохните… увяньте… Вы говорите мне о горестном таланте, О юности моей, о жажде красоты …

Игорь Северянин Кто идет

Кто идет? какой пикантный шаг! Это ты ко мне идешь! Ты отдашься мне на ландышах И, как ландыш, расцветешь!Будут ласки …

Игорь Северянин Бежать в льяносы

Я в ранней юности любил Эмара, Очарование его рассказов. Моей фантазии, рабе экстазов, Дороже многого семья омара… Дороже многого душе …

Елена Гуро Развеваются зеленые кудри на небе

Евгений Евтушенко Советы подлеца

Советы подлеца, услужливые демоны. Вы столько дел наделали, советы подлеца.Хихиканья раешные, нечистый пот лица… О,сколько …

Вильгельм Кюхельбекер Проклятие

Владимир Британишский Родословие

Вадим Шершеневич Принцип растекающейся темы

Всеволод Рождественский Карельская береза

Зинаида Гиппиус Нескорбному Учителю

Георгий Иванов Вот письмо

Владимир Британишский В той Вильне, из которой вышел прадед

Вероника Тушнова У всех бывают слабости минуты

Читать

  • Игорь Северянин
  • Сочинения в пяти томах
  • Том 4. Классические розы

Классические розы

  1. Ее Величеству Королеве Югославии Марии
  2. с искренним восхищением почтительно
  3. подношу в дар свою книгу
  4. Автор

Стихи 1922–1930 гг.

Королеве Марии

  • Однажды в нашей северной газете
  • Я Вас увидел с удочкой в руках, —
  • И вспыхнуло сочувствие в поэте
  • К Жене Монарха в солнечных краях.
  1. И вот с тех пор, исполнена напева,
  2. Меня чарует все одна мечта.
  3. Стоит в дворцовом парке Королева,
  4. Забрасывая удочку с моста.
  • Я этот снимок вырезал тогда же,
  • И он с тех пор со мной уже всегда.
  • Я не могу себе представить даже,
  • Как без него в былые жил года.
  1. Мне никогда уж не разубедиться
  2. В мечте, над финской созданной волной,
  3. Что южная прекрасная царица
  4. Владеет поэтической душой!

Белград

18-XII-1930

Классические розы

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

  • Как я молил весенние морозы
  • Не трогать их холодною рукой!
  • Мятлев. 1843
  1. В те времена, когда роились грезы
  2. В сердцах людей, прозрачны и ясны,
  3. Как хороши, как свежи были розы
  4. Моей любви, и славы, и весны!
  • Прошли лета, и всюду льются слезы…
  • Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
  • Как хороши, как свежи ныне розы
  • Воспоминаний о минувшем дне!
  1. Но дни идут — уже стихают грозы.
  2. Вернуться в дом Россия ищет троп…
  3. Как хороши, как свежи будут розы,
  4. Моей страной мне брошенные в гроб!

1925

Чаемый праздник

Чаемый праздник

(запевка)

О России петь — что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь — что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь — что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

1925

Кто же ты?

  • Гой ты, царство балагана!
  • Ты, сплошная карусель!
  • Злою волей хулигана
  • Кровь хлебаешь, как кисель…
  1. Целый мир тебе дивится,
  2. Все не может разгадать:
  3. Ты — гулящая девица
  4. Или Божья благодать?

1925

Предвоскресенье

  • На восток, туда, к горам Урала,
  • Разбросалась странная страна,
  • Что не раз, казалось, умирала,
  • Как любовь, как солнце, как весна.
  1. И когда народ смолкал сурово
  2. И, осиротелый, слеп от слез,
  3. Божьей волей воскресала снова, —
  4. Как весна, как солнце, как Христос!

1925

Что нужно знать

  • Ты потерял свою Россию.
  • Противоставил ли стихию
  • Добра стихии мрачной зла?
  • Нет? Так умолкни: увела
  • Тебя судьба не без причины
  • В края неласковой чужбины.
  • Что толку охать и тужить —
  • Россию нужно заслужить!

1925

И будет вскоре…

  1. И будет вскоре весенний день,
  2. И мы поедем домой, в Россию…
  3. Ты шляпу шелковую надень:
  4. Ты в ней особенно красива…
  • И будет праздник… большой, большой,
  • Каких и не было, пожалуй,
  • С тех пор, как создан весь шар земной,
  • Такой смешной и обветшалый…
  1. И ты прошепчешь: «Мы не во сне?…»
  2. Тебя со смехом ущипну я
  3. И зарыдаю, молясь весне
  4. И землю русскую целуя!

1925

Или это чудится?

  • Или это чудится?
  • Или это так?
  • Тихо шепчет: «Сбудется:
  • К свету этот мрак.
  • Только не растаскивай
  • Скопленных лучей».
  • Чей ты, голос ласковый?
  • Чьих ты блеск очей?
  1. Возникает гридница.
  2. Смотришь, — ничего.
  3. Слышится, — не видится.
  4. Что за колдовство!
  5. Проплывает утица
  6. На призывный кряк.
  7. Или это чудится?
  8. Или это так?

1929

В тот май

  • Был май. На подстриженной Стрелке
  • Уже продавали фиалки.
  • Детишки играли в горелки,
  • И нежились горизонталки.
  1. И шины колясок хрустели,
  2. Прижатый тревожили гравий.
  3. Был май, и на майской пастэли
  4. Все было в Островской оправе.
  • Белесо ночела столица
  • За Невками и за Невою.
  • И были обвеяны лица
  • Сиренью в тот май неживою…
  1. Болотной, чахоточной, белой
  2. Обвеяны были сиренью.
  3. Дышали уста Изабеллой —
  4. Чуть терпкой, чуть тленною ленью…
  • Была обреченность и гибель
  • В глазах, в Островах, в белой жути.
  • И в каждой-то каменной глыбе
  • Был сказ о последней минуте.
  1. Угаслыми были горелки
  2. И зяблыми горизонталки
  3. В тот май полумертвый на Стрелке,
  4. Где мертвыми стали фиалки…

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Весенний день»

В 1913 году, благодаря московскому издательству «Граф», свет увидел сборник «Громокипящий кубок». Он принес молодому Северянину всероссийскую славу. Именно после его выхода поэт начал публично выступать со своими стихотворениями и отправился в сопровождении Сологуба в турне по стране. «Весенний день» — произведение, созданное в апреле 1911 года и вошедшее в первый раздел книги «Сирень моей весны». В нем отразились некоторые ключевые особенности «Громокипящего кубка» — поклонение любви и очарованность весенним возрождением человеческой души и природы.

Стихотворение «Весенний день» посвящено Константину Михайловичу Фофанову, поэту и публицисту, представителю первых в России футуристов и импрессионистов в литературе. Кроме того, он считается предшественником русских символистов. Северянин называл себя учеником Фофанова и именовал его своим королем. В лирике поэтов действительно просматривается нечто общее. Например, в 1887 году, после выхода сборника «Стихотворения», Константина Михайловича многие критики обвиняли в нарушении грамматических норм, большом количестве небрежностей, отказе от строгого отбора произведений. Похожие претензии предъявлялись Северянину после выпуска второй книги «Златолира». С Фофановым поэт дружил с 1907 по 1911 год. Виделись приятели очень часто. Перед смертью Константина Михайловича Северянин дежурил у его постели. После кончины Фофанова он принял активное участие в организации достойных похорон.

«Весенний день» — выражение порыва души, истосковавшейся по жизни гармоничной и простой. Стихотворение переполнено восклицательными предложениями, передающими высшую степень восторга, юношеского, беспредельного. Лирический герой творчества Северянина — городской человек, о природе мало что знающий и излишне романтизирующий, эстетизирующий ее. Поэтому в пейзажах поэта часто встречаются образы с налетом по-мещански пошлого артистократизма: форелевая река, дача, названная шалэ или коттэдж, женщина, уподобленная Богоматери великого Корреджи. Порыв души, выраженный в «Весеннем дне», к сожалению, так и останется лишь порывом. Скорей всего, лирическому герою не хватит сил, мужества вырваться из урбанистической реальности на свободу. Придется только в мечтах преображать не слишком экзотический русский пейзаж, придумывая для него невероятные метафоры и эпитеты.

Анализ стихотворений

Как серебристый виноград.

Вспорхнула искорка мгновенья,

Когда июль дохнул зимой —

Для новых дум, для вдохновенья,

Для невозможности самой.

И поднял я бокал высоко,—

Блеснули мысли для наград.

Я пил вино, и в грезах сока

В моем бокале таял град

Стихотворение описывает летний град — то есть момент проникновения зимы в летнюю жарцу, момент соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту творчества, вдохновения, также сопрягающего в одно целое то, что казалось несоединимым. В стихотворении множество аллитераций — многократно повторяются сочетания звуков «гр», «пр» и «бр» («грома», «град», «запрыгал», «серебристый» «виноград», «наград», «грезах», иногда согласные разделены гласным: «парома», «вспорхнула»), явно звукоподражательные, изображающие рокот грома и стук града; часто в одной строке несколько слов начинаются на одну согласную — «гневом грома», «метнулась молния», «запрыгал у парома», «для новых дум»); вторая строфа подчеркнуто аранжирована звуком «х», отсутствующим в других строках — «вспорхнула», «дохнул», «вдохновенья»; этот звук будто бы изображает тот вздох, то прерывистое дыхание, которое обычно для вдохновения. Град в воде напоминает виноград — и вот уже он тает не в воде, а в вине, серебристая зима проникает в душу лета, невозможное становится возможным.

2) Стихотворение «Ананасы в шампанском».

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно. И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован. Там кого-то побили.

Ананасы в шампанском! Это — пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка на Марс!

Начало второй строфы — звукопись времени с ворвавшимися в быт новыми, тогда магически звучавшими словами: аэроплан, экспресс, автомобиль… В нервном ритме стихотворения — ритм начала века. «Ананасы в шампанском» — ведь это символ времени, его неожиданность и острота, его открытия, его извивы и изыски, эксцентрическое соединение прежде несовместимого. Как сжато, как ярко и выразительно — гениально!

Одиночество красоты

В первой строфе автор представляет нам роскошную женщину, идущую в богатом муаровом платье по «олуненной» аллеи. Такие дамы часто играют роковые роли в судьбах мужчин – из-за них стреляются и разоряются, теряют себя и просто сходят c ума, пытаясь в безумии найти забвение.

Второе пятистишие задает вопрос – а счастлива ли эта женщина, есть ли у ней обычные радости, когда она склоняет голову на мужское плечо и спокойно засыпает в любой ураган?

Она может за один вечер разбить несколько сердец, но живо ли её сердце, есть ли для него отрада или её рок только уничтожать других, а самой спать в холодной постели?

Видя свое превосходство над мужчинами, не испытывая трудностей в победе над ними, дама страдает от одиночества, ибо не ищет легких побед, а от тяжелых любовных сражений она избавлена.

Так вот и получается, имея власть над светским миром, она одинока в личных отношениях – роскошно шикарна внешне и глубоко несчастна внутри…

Несколько спасают от этого разделения только случайные связи – когда она сама выбирает любовника на ночь, отдавая предпочтение тем, кто не вправе позволить себе вступить в бой за её сердце.

Для этого мальчика это подарок судьбы, пусть всего и на несколько часов, для женщины – это отдушина, чтобы не взорваться изнутри от боли одиночества на фоне своего непокоренного шарма…

Северянин описывает в произведении душевную болезнь «королев», когда они могут вершить все, что угодно во внешнем мире, но абсолютно одиноки и печальны внутри себя.

Композиция, тропы и рифма

Композиция стихотворения трехчастотная, где сюжет развивается по линейному принципу, не имея повторений и не закрываясь в кольцо.

Северянин использовал в произведении разные стихотворные размеры, а строфы соединены смешанной рифмовкой (муаровом – морево – лазорево – разузорена – ягуаровый) с открытыми и закрытыми рифмами.

Художественные средства выразительности:

  1. Эпитеты (дорожка песочная, тальма лазорева, макинтош резиновый, платье жасминовое, платье муаровое).
  2. Неологизмы (олуненной, разузорена).
  3. Сравнения (точно лапы паучьи, точно мех ягуаровый).
  4. Метафора (ночь всегда новобрачная).
  5. Олицетворение (шумное платье).
  6. Инверсии (платье муаровое, аллея олуненная, дорожка песочная, лапы паучьи, мех ягуаровый и т д.).

Отметим также риторический вопрос в конце второго пятистишия (…найдется ли пара вам?) и восклицание в финале стихотворения.

Завершить анализ хочется произведением Игоря Северянина «Не завидуй», так как не все золото, что блестит, и часто за внешним успехом и шармом скрывается сущность глубоко несчастного и одинокого человека…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: