Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область Чтение художественной литеры
Галина Дмитриевна
Разработала: воспитатель Эргеева Г. Д.
г. Ефремов, Тульская обл.
МБДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»
Тема: Осень, осень, в гости просим!
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цель: познакомить детей с поэтическим наследием русских поэтов, воспевающих в своем творчестве осень.
• Побуждать детей соблюдать интонационную выразительность при чтении стихотворений.
• Формировать у детей эстетический вкус к литературным произведениям.
• Развивать речевое внимание, интерес и наблюдательность, расширять активный словарь. • Воспитывать любовь к поэтическому слову
• Воспитывать любовь к поэтическому слову.
Материал: картина Левитана «Золотая осень», презентация «Времена года» предметные картинки для дидактической игры «Придумай загадку об осени».
Оборудование: ноутбук, телевизор.
Содержание непосредственной организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину Левитана «Золотая осень», посмотреть за окно и определить время года.
2. Просмотр презентации «Времена года»
3. Чтение стихотворений об осени. Беседа по прочитанному.
Осенняя песенка. А. Плещеев
Миновало лето, осень наступила.
На полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче,
Солнышка не видно, темны, темны ночи.
Скучная картина. А. Плещеев
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца…
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!
Все тебе не рады! Твой унылый вид
Горе да невзгоды бедному сулит.
Слышит он заранее крик и плач ребят;
Видит, как от стужи ночь они не спят;
Нет одежды тепло, нету в печке дров…
Ты, на чей же, осень, поспешила зов?
— Эти стихотворения написал поэт Алексей Плещеев.
— Опишите, какая осень в стихотворениях у А. Плещеева?
— Опишите, какая осень на картине у Левитана?
— Сравните осень Алексея Плещеева в его стихотворениях и осень И. Левитана на его картине «Золотая осень».
Воспитатель предлагает детям вспомнить еще одного поэта, который, так же, как и А. Плещеев, описывал печальную пору этого времени года. (А. С. Пушкин)
— Кто помнит, как называется стихотворение А. Пушкина про осень? (Уж небо осенью дышало)
Воспитатель читает стихотворение А. Пушкина, а затем предлагает его почитать детям, соблюдая настроение и интонацию, которое хотел передать в этом стихотворении поэт.
3. Динамическая пауза «
4. Дидактическая игра «Придумай загадку об осени».
Воспитатель предлагает детям выбрать предметные картинки на столе, по которым они смогут составить загадку об осени по содержанию стихотворений.
Миновало лето, осень наступила.
На полях и в рощах Пусто и уныло.
(кустарник и дерево без листьев из стих. «Осенняя песенка»)
Дождик так и льется,
(дом, дождик, лужи у крыльца из стихотворения «Скучная картина»)
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
(туча закрывает солнце, моросит дождь, ветер из стихотворения «Осень наступила»)
Воспитатель предлагает провести конкурс на чтение стихотворений об осени. Дети выразительно читают стихотворения об осени полюбившихся поэтов А. С. Пушкина, И. Бунина, А. Плещеева, И. Токмаковой, Е. Авдеевой и т. д.
Представленный конспект может быть использован в непосредственной образовательной деятельности педагогами ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.
Карта анализа календарного плана воспитателя Эстетика оформления Общие вопросы (список детей, режим дня, расписание НОД) Планирование НОД • Соответствие календарно-тематическому плану.
Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.
Источник
1848—1930
Е. Нечаев, М. Леонов, Ф. Шкулев и С. Дрожжин, 1903
Спиридон Дмитриевич Дрожжин — поэт-самоучка из крепостных крестьян Тверской губернии. Одиннадцати лет был отдан в услужение и Петербург. «Мальчик» и трактире, рассыльный, продавец, Дрожжин все свободное время занимался самообразованием в Публичной библиотеке. С 1873 г. печатал стихи в журналах «Грамотей», «Русское богатство», «Семейные вечера», в изданиях для детей. Будучи уже известным поэтом, работал приказчиком и книжных магазинах А. С. Суворина и Москве в Харькове. С 1896 г. оставил службу и до конца дней жил в родной деревне, сочетая литературное творчество с крестьянским трудом. Дрожжин учился у Кольцова, Никитина, Некрасова, у безымянных творцов народной осени. Его стихи проникнуты поэзией древни, родной природы, сочувствием крестьянской беде. На протяжении полувека Дрожжин оставался верен заветам некрасовской школы. Он встречался с Л. Толстым. «Песни крестьянина» (1898), «Год крестьянина» (1899), «Родная деревня» (1905) вышли в издательстве «Посредник». И 1899 г. у Дрожжина гостил во время своей поездки по России Р.-М. Рильке, он перевел на немецкий несколько стихотворений Дрожжина.
Изд.: Дрожжин С. Песни гражданина. М., 1974.
47
…
ПЕСНЯ ПАХАРЯ
Распашу я рано
Полосу родную,
Распашу, посею
И забороную!
Надо мною песней
Пташечка зальется,
И никто, как пахарь,
Дню не улыбнется.
Всходы яровые
Солнышко пригреет,
И цветы, и травку
Вырастит-взлелеет.
Весело тогда мне
Выходить с косою,
Иль с серпом зубчатым
Встать над полосою;
105
Накошу я сена,
Намечу стогами,
Соберу колосья
Полными снопами;
Смолочу, провею
Да сгребу лопатой.
Вот я и счастливый,
Вот я и богатый!
1891
РОЖЬ
Скоро ль, матушка-рожь,
Ты взойдешь, зацветешь,
Зашумишь, загудишь
Спелым колосом?
Прошлый год был у нас
Урожай нехорош, —
Люди с голоду мрут,
Воют голосом!
Ты весной зеленей,
Летом в пору дозрей,
Молим мы у небес
Теплых частых дождей,
Просим солнышка,
Чтоб тебя поскорей
Нам свозить из полей,
Смолотить и убрать
Всю до зернышка.
1899
ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР В ДЕРЕВНЕ
А. А. Коринфскому
В деревне, чуть заря вечерняя займется,
Играет молодежь, сплетаясь в хоровод,
Звучит гармоника, и песня раздается
Такая грустная, что за сердце берет.
Но грусть сроднилася с крестьянскою душою,
Она всегда в груди измученной живет
И разгоняется лишь песнею родною.
106
Отпряжен от сохи, средь поля конь усталый
Пасется в табуне; вхожу я тихо в дом,
Чтоб за ночь отдохнуть и чтоб на зорьке алой
Проснуться и опять с товарищем-конем
На поле целый день трудиться с силой новой,
Взрывая борозды, иль, срезав рожь серпом,
Душистые снопы возить на ток готовый.
А теплый вечер так порой душист и ясен,
Когда разносится народной песни стих.
О, как ее язык и звучен и прекрасен,
Как много слышится в ней мук пережитых.
1906
107
Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2023. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров.
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме.
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме.
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу.
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра.
Источник
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле
Шамсутдинова Флюра Рафаиловна
Конспект НОД по развитию речи в средней группе:
Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».
Составление рассказа о кукле.
Задачи. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Познакомить детей со стихами об осени, написанных поэтами-земляками.
учить детей составлять описательный рассказ по игрушке по образцу воспитателя. Совершенствовать умение правильно использовать предлог «на» в речи.
Развивать связную монологическую речь;
слуховое внимание, наблюдательность, память, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес и любовь к чтению, желание и умение слушать художественные произведения, формировать уважительное отношение к сверстникам, умение слушать их, не перебивая,бережное отношение к игрушкам
Материалы: игрушки –кукла, иллюстрации осени, аудиозапись П. Чайковский «Осенняя песня».
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
— Что за время года? – спросим.
— Правильно, сегодня мы поговорим об осени. Ребята, какая бывает осень? Осень бывает золотая, разноцветная, дождливая, хмурая, печальная, пасмурная. Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам два из них. Хотите?
1. Чтение стихотворений об осени.
И. Бунин «Осень».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
— Согласитесь, так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении.
Раздается стук в дверь. Ребята к нам кто- то пришел. Вы хотите узнать, кто к нам пришел, тогда отгадаем загадку.
Ей меняю я наряды
Спать кладу, гулять вожу
Расчешу и если надо
Бант красивый повяжу
С чем же так играю я,
Подскажите ка, друзья (кукла)
Появление куклы. К нам в гости пришла кукла. ЕЕ зовут Катя. Посмотрите, какая она красивая и нарядная. Дети давайте расскажем про нее.
Рассматривание куклы
1. Каково цвета глаза у куклы?
2. Какие волосы, какого цвета?
3. Во что одета кукла?
4. Какого цвета платье (как украшена).
5. Что надето на ногах?
6. Во что обута кукла?
Кукла хлопать все умеет
Своих ручек не жалеет
Вот так, вот так
Кукла топать все умеет
Своих ножек не жалеет.
Вот так, вот так.
А теперь и мы пойдем
С куклой плясать начнем
Вот так, вот так.
Пляшет куколка у нас.
Образец рассказа воспитателя.
Это кукла Катя. Она очень красивая. У куклы голубые глаза. У нее светлые волосы. Они завязаны в два пушистых хвостика. Кукла не только красивая, но и нарядная. На кукле красивое красное платье, украшенное цветочками. На ногах белые носочки. Обута кукла в белые туфли.
А теперь вы расскажите про куклу.
Подсказывание может идти от лица куклы. Вы очень хорошо рассказываете про меня (не забывайте сказать, что у меня светлые волосы.) Расскажите про мои глазки.
— А сейчас мы вспомним, чем мы сегодня занимались.
Про какое время года мы с вами говорили? (Мы говорили про осень)
-Вспомним, какая она бывает? (Осень бывает разноцветная, золотая, дождливая, грустная, пасмурная.)
Источник
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи (под. гр.)
- Активизировать словарь по теме.
- Закрепить навык словоизменения.
- Учить работать с деформированным предложением.
- Упражнять в составлении связного рассказа по первым словам в предложении.
- Воспитывать чувство прекрасного, учить детей воспринимать поэтическое описание природы.
- Читаю детям стихотворение А. Плещеева «Осенняя песенка».
На полях и в рощах
Птички улетели, стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Какое время года прошло? Каким, словом в стихотворении об этом сказано? Какое время года наступило? Как об этом сказано в стихотворении? Как же стало на полях и в рощах поздней осенью? О каких приметах осени говорится в этих строчках (птички улетели, стали дни короче…) Какому настроению человека соответствует это стихотворение?
- Предлагаю детям составить предложения об осени по предложенным словам.
Дует, осень, ветер, холодный.
Желтеют, на, листья, деревья.
Земля, трава, на, увядает.
Улетают, юг, птицы.
Мелкий, моросит, осень, дождь.
Тучи, небо, затянуто.
Осень, идёт, дождь, часто.
Урожай, с, собирают, поле.
Созревают, осень, яблоки.
Одеваются, тепло, люди.
Запасы, животные, делают.
Лужи, земля, на, дождь, после.
- Предлагаю детям закончить предложения.
Птица улетает, а птицы… Дождь моросит, а дожди …
Ветер дует, а ветры … Холод наступает, а холода…
Урожай созревает, а урожаи… Белка делает запасы, а белки…
Лист падает, а листья… Заяц меняет шубку, а зайцы…
Овощ созревает, а овощи… Лист желтеет, а листья…
Яблоко краснеет, а яблоки… Цветок увядает, а цветы…
Медленно топают ножки.
Чуть быстрее идут по дорожке.
Очень быстро идут.
А теперь они бегут.
Ох-ох-ох. Устали ножки
Быстро бегать по дорожке.
- Предлагаю детям составить связный рассказ по первым словам в предложении: «Прошло лето и наступила… Дни стали… Подул… Стало… Люди одеваются… На деревьях… На землю падают… Моросит… Увядает… На юг… Люди собирают… Скоро наступит…»
- Итог занятия. Какое время года наступило? Назовите основные признаки осени. Какое настроение вызывает у вас осень?
Анализ стихотворения С. Дрожжина «Миновало лето…»
Спиридон Дмитриевич Дрожжин – ныне забытый талантливый крестьянский поэт-самоучка, поэт-труженик, одаренность и искренность которого отмечал сам И. А. Бунин. Основными темами поэзии Дрожжина были не только конкретика деревенского быта, пейзажи всех времен года, но и философское осмысление основных явлений бытия. Особое поэтическое очарование его творчества состоит в создании акцентов на красоте сельской жизни и уникальности русского крестьянского уклада, символизирующих преемственность духовного опыта нашего народа и его нравственных законов.
Стихотворение «Миновало лето…» написано в жанре пейзажной лирики. Основный его образ – осеннее угасание природы. Миниатюрное произведение включает такие средства художественной выразительности:
- метафору – «солнце бросает луч», придающую изложению удивительную выразительность, доступность;
- инверсию – «не слыхать их боле… голосов», формирующую рифму, и «миновало лето», которая выводит на первый план идею перемены, горестной утраты;
- эпитеты – «ласковый привет», «осенняя вьюга», дающие возможность выразить авторскую оценку и иносказательно описать суть явлений, покровительство ласкового – летнего – светила и удачное сравнение обильного листопада с метелью;
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «птички», оно отражает умилительное, бережное отношение ко всему живому, которые автор стремится разделить с читателем;
- ряд однородных членов предложения – «во дворе, поле, глуши» – позволяет точно описать картину всеобщего запустения, замирания;
- контекстуальные антонимы – «двор – поля, глушь (лесов)», расширяющие пространство повествования.
Стихотворение пронизано легкой меланхолией. Его синтаксис предельно упрощен, а именные рифмы облегчают восприятие смысла. Безличное предложение, которым оканчивается последняя строфа, делает изложение отвлеченным, вносит оттенок чувств потери, безысходности, грустной предопределенности.
Очевидно, что адресат произведения – детская аудитория: оно не содержит никаких гражданских мотивов и усложненных комбинаций
Русский поэт-патриот мастерски и ненавязчиво привлекает внимание ребят к характерным деталям окружающего мира, к сезонному круговороту событий, неброской прелести родной природы, что воспитывает у них всечеловеческую отзывчивость и любовь к своей малой родине
Спиридон ДрожжинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑