Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина
Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль.
https://www.youtube.com/watch?v=y9MaP2BHTgg
Цели урока: — развивать учебно-информационные умения на основе учебных текстов; — развивать аналитические умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения; — обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
Анализ стихотворения Пушкина «Моё завещание. Друзьям»
Сцены дружеского пиршества, типичные для лицейской лирики, созданы под влиянием поэтики Батюшкова. Анакреонтические традиции определяют трактовку образа лирического героя у обоих авторов. Субъект речи молод, воодушевлен и полон сил, окружен верными друзьями. Слух пирующих услаждают песни муз и мелодичные звуки свирели. Безоблачная атмосфера «часов крылатых» осложняется мотивом быстротечности счастья. В батюшковском «Совете друзьям» герой предчувствует свою гибель, однако печальное будущее – не повод для уныния. Он призывает единомышленников следовать «юности забавам», разбавляя шутками приятную беседу о возвышенном.
На пир, изображенный юным поэтом в тексте 1815 г., приглашены не только товарищи и «родные» музы, но Дионис и Эрос. Дружеская беседа и смех, кружки, полные пенистой влаги, свирель, мелодия которой выражает заветные мечтания, – атрибуты сцены традиционны. Они контрастируют с эпатирующим поводом для веселого празднества, о котором сообщается в зачине. Решительный герой желает «завтра умереть» и по этой причине созывает близких людей и божественных персонажей на берег сонной реки.
Важное значение имеют характеристики художественного пространства. Сцена происходит у темных вод, изображение которых перекликается с образом «грустного берега» адской подземной реки, мифологического Ахерона
Герой-поэт, позиционирующий себя учеником Анакреонта, высказывает намерение совершить еще один символический обряд. Он собирается передать атрибуты поэтического вдохновения, увядший венок из мирта и лиру, присовокупив к последней склонность к ленивому, расслабленному времяпрепровождению. Автор называет фамилии конкретных людей, которым адресованы прощальные дары: Дельвиг и Пущин. Первый из них обозначен при помощи перифразы, второй назван прямо. Заканчивая земное существование, певец намерен расстаться с чувственным миром и воспоминаниями о счастливых «красных днях». Он готов предать забвению и собственные стихи.
Традиционные детали прощального обряда призваны настроить читателя на скорбный лад. Однако пушкинская трактовка образа смерти не столь однозначна: она представляет окончание земного бытия как переход в иное состояние, когда «веселая тень» ушедшего перемещается в «мир наслажденья». Смягчают элегическое настроение и оптимистические ноты финала. Умерший певец попадает не в мрачные стены подземного царства, а бесследно скрывается в рощах, которые по представлениям античных авторов служили традиционным пристанищем для муз и поэтов.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Анализ стихотворения «19 октября 1827» Пушкина 1 вариант
Дружба – одна из основных тем лирики Александра Сергеевича Пушкина. На всю жизнь он сохранил сердечные отношения с товарищами ранней юности, соучениками его по Лицею.
Стихотворение создано в 1827 году. С 1820 года по тем или иным причинам поэт не посещал Царскосельский лицей, где когда-то учился. Наконец, в эту важную дату – 19 октября (день открытия учебного заведения) – он среди однокашников. Многое изменилось, они уже не те неунывающие юнцы. Вот Ф. Матюшкин, будущий адмирал. Или посол М. Горчаков, который служил в Европе. Наверно, к ним обращены строки: царской службы, в пустынном море, в краю чужом. Впрочем, вполне уместны они и в адрес А. Дельвига. Да что там, и И. Малиновскому, когда-то самому неистощимому на проказы, а теперь — военному в отставке, ставшему к тому времени предводителем дворянства в Харьковской губернии. В. Кюхельбекеру и И. Пущину подходят слова: в житейском горе, в мрачных пропастях земли! Действительно, эти двое оказались в стане декабристов, были изобличены, наказаны ссылкой.
По жанру – послание, по размеру – четырехстопный ямб с опоясывающей рифмовкой, 2 строфы. Лирический герой – сам поэт в кругу друзей юности. Композиция кольцевая: анафора «Бог помочь вам» (то есть, Бог в помощь) открывает и первое, и последнее четверостишие. Два восклицания подчеркивают характер своеобразного тоста – за присутствующих и отсутствующих – на встрече лицеистов. Своими пожеланиями А. Пушкин словно бы заклинает злую судьбу. Каждая строфа содержит перечислительную градацию: в заботах, на пирах, таинствах любви. Пафос поэта не в сожалениях, что время не вернуть. Он смотрит в будущее, он верит, что жизнь каждого из них будет наполнена смыслом, трудами, творческим горением, любовью, поддержкой испытанных друзей. Интонация серьезная. Прочтение этих строф могло повергнуть собравшихся за столом в задумчивость. Эпитеты достаточно просты и типичны: чужой, разгульной, сладких. Интересно, что глаголов в произведении практически нет. Оно вообще похоже чуть ли не на вдохновенный экспромт. И, кажется, пока еще все живы. Годовщины последующих лет будут окрашены печалью в связи с уходом в мир иной дорогих сердцу поэта лицеистов. Без тени иронии поэт просит у Бога благословения всем.
Благодарность, чувство братства и мужество перед ударами судьбы переполняют строки стихотворения Александра Пушкина «19 октября 1827 года», похожего на блестящую импровизацию.
проанализируйте пожалуйста стихотворение Пушкина «Друзьям (Богами вам ещё даны. )
Rembo339 / Sep 5, 2014 8:03:02 AM
2) место, время, обстановка, события, которые способствовали созданию произведения.
3) Тема(о чем?), идея (для чего?), композиция произведения.
4) Какой основной мотив стихотворения? (настроение, чувства которые испытывает поэт).
5) Художественно изобразительные средства (эпитеты, прилагательные), сравнения (пример, Глаза как небо голубое), контраст, противопоставления, метафоры (перенос значения с одушевленного предмета на не одушевленный), например- ветер уснул.
6) Личное впечатление.
Пожалуйста посмотрите про Пушкина когда он писал этот стих, где он его писал и т.д
Максим2910 / Dec 19, 2013 11:49:12 PM
помощи. Стихотворение Пророк написал Пушкин, вот вопросы:1). Подумайте, о каком перепутье говорит поэт в начале стихотворения, ведь известно, что в пустыне нет природного перепутья. Как можно преодолеть это перепутье? 2). Проследите, как обыкновенный человек превращается в выразителя высших истин. Почему преображению героя посвящена большая часть стихотворения? 3). Прокомментируйте высказывания известного пушкиниста. В. Непомнящего о 3-й части стихотворения:». Сюжет стихотворения-встреча с Богом. Но она происходит-«И Бога глас ко мне воззвал»-после того, как совершилось преображение героя, «влачившегося» «в пустыне мрачной», а теперь лежащего, «как труп», в пророка. И преображаемый человек начинает видеть и слышать великую истину. » Какую великую истину открывает для себя герой стихотворения? Продолжите фразу:поэт не может творить до тех пор, пока. 4). Понаблюдайте, как создается торжественный тон стихотворения. Определите, чем необычны его лексика и синтаксис, в чем заключается роль архаизмов и славянизмов
Обратите внимание на выбор слов(например, не орел, а орлица), на изменение значений некоторых слов. Так во времена Пушкина слово прозябанье расматривалось как производное от глагола расти, произрастать
5). Существует несколько интерпретаций этого стихотворения:пророк-образ идеального поэта, превращенного Богом в творца; пророк-образ целостного и окончательного перерождения личности вообще; пророк Пушкина-это только библейский пророк. Какую точку зрения разделяете вы? В чем видите смысл стихотворения? Кто поможет, ОГРОМНОЕ СПАСИБО.
Вы находитесь на странице вопроса «проанализируйте пожалуйста стихотворение Пушкина «Друзьям (Богами вам ещё даны. )
«, категории «литература «. Данный вопрос относится к разделу «5-9 «. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература «. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Анализ стихотворения Пушкина Богами вам еще даны
В своем творчестве А. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия. Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел. Под стол холодных мудрецов, Под стол ученых дураков! Юность полна жизни — жизнь полна радости. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия.
Примечания
«И в эту годовщину, в кругу товарищей-друзей Пушкин вспомнил меня и Вильгельма, заживо погребенных, которых они не досчитывали на лицейской сходке» И. И. Пущин
19 ОКТЯБРЯ 1827. Бог помочь вам, друзья мои. Напечатано в «Славянине». 1830 г., № 13. Последний стих обращен к декабристам, товарищам по Лицею, отбывавшим наказание в Сибири на каторге (Пущин) и в Динабургской крепости (Вильгельм Кюхельбекер). В 1811 году император Александр 1 подписал указ об открытии Царскосельского Лицея. Это высшее учебное заведение занималось подготовкой дворянских детей к несению государственной службы.
Стихи написаны к лицейской годовщине, когда А. С. Пушкин после семилетнего вынужденного перерыва вновь принял участие в дружеском собрании.
Анализ стихотворения «Друзьям» Пушкина
Стихотворение «Друзьям» («Богами вам ещё даны…») было написано в 1816 году, в поздний лицейский период. Творчество данного периода целиком и полностью посвящено происходящим вокруг юного Пушкина событиям и становлению еще только начинающей путь своего взросления личности, духовным поискам себя. Тема дружбы является одной из самых значимых и, можно сказать, центральных тем для Пушкина того времени. Александр Сергеевич Пушкин очень ценил своих лицейских друзей и само понятие дружбы уже было для него свято. Об этом свидетельствует большое количество стихов, написанных в качестве как общих посланий для своего лицейского круга («Моё завещание друзьям», «Друзьям», «Товарищам»), так и с обращением к конкретным лицам («К Дельвигу», «Воспоминание (К Пущину)», «В альбом Илличевскому», «К другу стихотворцу», «К Языкову»). Слова «друзья» и «товарищи» настойчиво повторяются от стиха к стиху и используются даже в названиях.
Благополучие своих близких, умение искренне радоваться их успехам и сопереживать им — то, что Пушкин пронесет с собой через всю жизнь. А жизнь и поэзия для него неотделимы друг от друга.
В произведении всего несколько строк. По свидетельствам исследователей-пушкинистов, изначально в нем было шестнадцать строк, но в окончательный вариант вошла только половина — первые восемь зачеркнул сам Пушкин. Оставив, таким образом, самые емкие и правильные слова.
Последняя редакция датируется 1825-м годом, который прошел уже вдали от лицейских будней.
Лирический герой — в котором легко угадывается сам автор — несмотря на свою юность, вполне трезво осознает, что впечатления, переживаемые им и его друзьями на данный момент — это «златые дни, златые ночи». Радость «беспечна», дни «скоротечны», но он никого не осуждает. Напротив, лирический герой неподдельно счастлив и даже настаивает на том, чтобы его близкие брали от жизни всё, проводили свою молодость бурно и ярко. Об это свидетельствуют строки — «Играйте, пойте, о, друзья!» и упоминания внимательных очей томных дев, которые «устремлены» прямо на них. При этом он готов радоваться и поддерживать их даже тогда, когда сам в печали («Сквозь слезы улыбнулся я»). И именно дружеская беспечность способна вызвать в нем улыбку.
Стихотворения лицейского периода еще достаточно просты, незамысловаты, но в то же время очень глубоки, проникновенны и трогательны.
Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «И.И. Пущину» на уроке по РКИ
Введите символы c изображения: А. Анализ стихотворения Пушкина «Друзьям» Александр Пушкин очень трепетно относился к людям, с которыми его объединяли дружеские отношения. Простите, милые друзья, Подайте руку; до свиданья!
Главная Пушкин моё завещание друзьям анализ Пушкин моё завещание друзьям анализ Популярные поэты На Геликоне от удара копытом Пегаса возник источник Иппокрена, в котором купались музы. Беотийским союзом и Феспиями здесь проводились празднества в честь муз.
Пускай игривою толпой Слетят родные наши музы; Им первый кубок круговой, Друзья! В последний раз, томимый нежно, Не вспомню вечность и друзей; В последний раз на груди снежной Упьюсь отрадой юных дней! Простите, милые друзья, Подайте руку; до свиданья! Приди, певец мой дорогой, Воспевший Вакха и Темиру.
Стихотворение Я памятник себе воздвиг нерукотворный стал стал своеобразным творческим завещанием А. Пушкина, ведь был написан “ Держатели мраморных монументов /переживут могучие строки мои”. Зато Пушкин задумался над тем, каким есть назначения литературы и искусства вообще.
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1827 2 вариант
Среди первых выпускников был и А.С. Пушкин: поэт, душа компании и дуэлянт.
Здесь поэт повстречал друзей, для которых слова Честь, Отчизна и Достоинство никогда не были пустым звуком. Здесь он сложился как личность, как поэт, творчество которого пронизано духом товарищества и братства.
День открытия Лицея Пушкин всегда отмечал новым стихотворением. В них он обращался к своим любимым друзьям: Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру. Получился цикл стихов, объединённый одним числом – 19 октября.
Когда обучение осталось позади, лицеисты дали себе зарок: собираться в этот день в Царском селе. Если же поэт не мог встретиться с друзьями, он непременно присылал им своё послание.
Многие строки из стихотворений о 19 числе стали крылатыми.
Стихотворение 1827 года несколько отличается от одноимённых стихотворений прошлых лет. Написано оно было уже после восстания 1825 года. Многие из его друзей погибли, сгинули «в мрачных пропастях земли». Поэт сочувствует им и верит, что божья помощь им просто необходима: она даст им не только силу, но и волю к жизни.
Надо сказать, что именно стихотворение 27 года подверглось длительному и целенаправленному совершенствованию. Впервые Пушкин прочёл его сам в достаточно «сыром» виде на годовщине со дня открытия Лицея. Тогда оно было воспринято лицеистами, как «спонтанная» импровизация.
В первых строках стихотворения поэт, благословляя друзей, перечисляет ситуации, где помощь всевышнего просто необходима. Так, значимость «царской службы» рассматривается выше, чем просто «заботы жизни». При этом «дружеские пиры» ставятся выше карьеры. Любви же отдан пьедестал жизни.
В строках второго четверостишия мы уже видим, к чему может привести буря: «житейское горе» охватывает всё существо поэта. Но этого мало. За ним по пятам следуют «изгнание» и «одиночество». И здесь только упование на помощь бога может принести облегчение и даже спасение.
На этом всё. Всем пока и хорошего настроения.
Друзьям (Богами вам ещё даны — Пушкин)
- ↑ Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М. Художественная литература, 1947. — Т. 2. Стихотворения, 1817—1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. — С. 20
Стихотворение, написанное в 1816 г. и тогда же, вероятно, переделанное, в этой лицейской редакции Пушкиным напечатано не было (см. т. I, стр. 170, 320 и 385). В виде восьмистишия напечатано Пушкиным в «Стихотворениях А. Пушкина» изд. 1826 г. стр. 9, в отделе «Элегии» (СП) и без изменений в «Стихотворениях А. Пушкина», часть первая, 1829, стр. 19, в отделе стихотворений 1816 г. (СП1).
Стихотворение вошло в тетрадь Капниста (Кп). Здесь текст в шестнадцать стихов. Автограф — лист из тетради Капниста — Королевская Библиотека в Копенгагене, собрание писателя Андерсена. Здесь имеются первые четыре стиха. У заглавия помета: «в мелкие стихотв.» (Фотокопия — ГЛМ). На следующем листе (теперь утраченном) имелись ст. 5—16. Из них опубликованы ст. 5—9 Л. Н. Майковым в статье «Автографы Пушкина, принадлежащие гр. П. И. Капнисту» — «Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии Наук», т. I, 1896, кн. 3, стр. 579. По свидетельству Майкова же в акад. изд. собр. соч. Пушкина, т. I, прим. стр. 315 и т. I2, прим. стр. 325—326, текст ст. 10—16 «вполне сходен с текстом, окончательно установленным для издания 1826 г.» Текст в тетради Капниста совпадает с основным текстом Вс (см. его в т. I, стр. 320). Здесь же, в тетради Капниста, Пушкиным зачеркнуты первые восемь стихов, и так им образом стихотворение получило свой окончательный вид в восемь стихов.
Печатается по СП1
Окончательная редакция датируется мартом 1825 г. (М. Цявловский ).
Темы и настроение
Настроение всего стихотворения очень легкое и непринужденное. Основная тема, которую и раскрывает автор, тема дружбы. Пушкин рисует картину идеального вечера в компании друзей. Для автора дружба — некий божественный дар. Он рад, что у него ещё есть возможность вот так видеться, слушать истории близких людей и рассказывать собственные.
Также имеет место быть тема быстротечности жизни. Автор призывает друзей утратить вечер шумный, прожить остаток дней ярко и весело. Да, срок, отведенный нам судьбой, не велик, и это обязывает нас не тратить время понапрасну, жить каждый миг, как последний. Поэт хоть и находится в юном возрасте, но уже осознает, как коротка жизнь, поэтому на его глаза наворачиваются слезы. Он призывает товарищей к шумной веселости, зная, что они еще не сделали этого печального открытия. Он и сам находит счастье в их неведении.
Основная идея
Главная мысль стихотворения – стремление прожить отведенное время весело и продуктивно. Поэт призывает друзей увидеть прелесть мгновения, которое запечатлело их молодость. Молодые люди любимы, уважаемы и сильны тем, что есть друг у друга. Так зачем предаваться бесплодным печалям о быстротечности бытия? Нужно любить и ценить то, что есть сейчас. И от этой взаимной радости уйдут все тревоги.
Также смысл пушкинских строк заключается в умении разделять чувства товарищей. Поэт счастлив лишь оттого, что его друзья веселы. Ему достаточно их радости, чтобы утешиться. Это говорит о том, что человек должен любить не только себя, но и свое окружение, тогда он быть жить ярко и полноценно.
История создания
Стихотворение «Друзьям» написано поэтом в достаточно юном возрасте, в 1816 году. Пушкину было всего 17 лет, когда он уже до конца понял, что дружба — священный долг мужчины; этот мотив он проносит через большинство стихотворений.
Говоря о тех, кому именно поэт посвятил эти строки, следует назвать его самым близких и преданных друзей — лицеистов: Пущина, Кюхельбекера, Дельвига, Малиновского. Конечно, прямого перечисления имён или фамилий читатель не наблюдает, но оно и не нужно, бессчетное количество писем этим людям подтверждает, что друзьями Пушкин считал именно их.
Произведение «Друзьям» увидело свет не сразу. Первая версия стихотворения была более лирической, дружба была схожа с любовью, оно и понятно, ведь дружба в какой-то мере и есть любовь, но не романтическое чувство, а нечто совсем другое и не менее сильное. Пушкину пришлось немного исправить содержание стихотворения, и в 1816 году оно было опубликовано.
Тема
Главная тема произведения – дружба и ее высокая ценность для Пушкина. Он представляет ее как наивысший дар, способный подарить искреннюю радость и утешит в тяжелые минуты.
До последних дней своей жизни поэт оставался верен идеалам, заложенным во время обучения Старосельском лицее. Именно тогда судьба связала его с Иваном Пущиным, ставшим одним из самых верных и преданных его товарищей. Их связывало истинное братство и общие жизненные ценности – честь, свобода, любовь к отчизне.
Встреча с Пущиным во время ссылки поэта стала для него подарком судьбы, наилучшей отрадой, которую он мог получить в те непростые для него дни. Это событие оставило глубокий след в душе поэта, который спустя время отобразил его в своем произведении.
Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин не мог поддержать его добрым словом при личной встрече: посещение политических узников было под строжайшим запретом. Однако поэт сделал это при помощи пера, посвятив стихотворение своему лицейскому другу.
Он молил «святое провиденье», чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено «лучом лицейских ясных дней». Всего в нескольких строках переплелись скорбь, торжественность и чувство уединения.
Произведение наполнено удивительно глубоким и чистым чувством к своему товарищу. Недаром впоследствии оно будет признано одним из лучших образцов дружеской лирики.
Жанр, направление и размер
После редакции стихотворение «Друзьям» приобрело характер типичного послания — прямого диалога с теми, кому адресовано произведение. Пушкину удалось четко воссоздать атмосферу непринужденного разговора друзей. Такое ощущение складывается из совокупности двух приемов.
- Во-первых, Пушкин использует для написания стихотворения двусложный размер ямб, который не нагружает строку длинными и не всегда легкими фразами, создаёт динамичное и неформальное настроение от беседы.
- Во-вторых, автор мастерски использует разные типы рифмовки: в первом четверостишии — перекрестная рифма (АВАВ), в во втором — кольцевая (АВВА). Опять же создаётся ощущение постоянно развивающегося, а не застывшего во времени разговора. Такая живость языка только подтверждает то, что дружба для Пушкина была одним из важнейших чувств.
История создания
Александр Сергеевич всегда имел славу смелого поэта, писавшего излишне «вольные» стихи. Опасаясь опасного влияния поэта, в 1820 году император отправил его подальше от столицы, в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго – после серьезного конфликта с местным губернатором он был сослан родовое поместье – глухое село Михайловское.
Будучи отрезанным от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединенный образ жизни. Одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг его юности – Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.
Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не обмолвился об этом ни слова. Как позже узнает Пушкин, после провала восстания на Сенатской, Пущин будет осужден и приговорен к пожизненной каторге.
В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая как-то его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его Пущину.