Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»
Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» — не исключение. Каждый, кто знаком с биографией Жуковского знает, что год написания стихотворения стал годом разлуки, годом последнего объяснения с Машей Протасовой и, конечно, это событие личной жизни отразилось в теме и идее этого стихотворения. На первый взгляд тема стихотворения проста: увядающий цветок на осеннем поле, но не такова идея стихотворения. Основная мысль его заключена в сравнении умирающего осенью цветка и человека, потерявшего надежду на счастье. Чтобы раскрыть эту идею, поэт композиционно точно выстраивает это стихотворение и читатель наблюдает за развитием внутреннего сюжета. Вид увядающего цветка «одинокого, лишенного своей прелести» рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни, так же как рука осени жестокой лишает цветок красоты, так и рок, судьба «угнетает» человека, забирая веселье, отнимая мечту и наслажденье. Лишаясь «драгих сердцу заблуждений» человек теряет очарование жизни, утрачивает надежду. И понимает, что жизнь цветка и человека одинаково быстротечна. Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, бе6знадежно грустен. В его сердце таится трагедия, потому что даже «звезда надежды угасает», а она, как известно (надежда) умирает последней. Лирический герой уподобляет себя увядшему цветку, а свою жизнь периоду цветения. Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно и грустно, напевно. Эту плавность и напевность создают открытые гласные звуки (а, о, у). Жуковский использует слова «рок», «разрушает», «заблуждение», «исчезает», «угасает», эти слова – глаголы показывают читателю, как незаметно, но зримо судьба разрушает человеческую жизнь, и нет от нее спасения. Эту обреченность автор передает с помощью восклицания «Увы!», предложений с многоточиями и последнего риторического вопроса, который не требует ответа Жанр своего стихотворения поэт называет в подзаголовке. Это романс. Любой знает, что романс напевное стихотворение о несчастной любви. Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны, особенно, если пережил несчастную любовь и разочарование. Стихотворение неспешно рассказывает о судьбе лирического героя незавидной и печальной. Перекрестная рифма, одинаковая во всех четырех строфах, передает настроение печали, однообразной и безысходной. Это стихотворение сыграло немаловажную роль в развитии литературы, как и все творчество Жуковского. Благодаря элегическим размышлениям поэта начала 19 века, читатели получили элегии Пушкина, Лермонтова. Интересно, что одно из стихотворений Пушкина посвященное засохшему цветку напоминает стихотворение Жуковского.
«Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»»
Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» — не исключение. Каждый, кто знаком с биографией Жуковского знает, что год написания стихотворения стал годом разлуки, годом последнего объяснения с Машей Протасовой и, конечно, это событие личной жизни отразилось в теме и идее этого стихотворения. На первый взгляд тема стихотворения проста: увядающий цветок на осеннем поле, но не такова идея стихотворения. Основная мысль его заключена в сравнении умирающего осенью цветка и человека, потерявшего надежду на счастье. Чтобы раскрыть эту идею, поэт композиционно точно выстраивает это стихотворение и читатель наблюдает за развитием внутреннего сюжета. Вид увядающего цветка «одинокого, лишенного своей прелести» рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни, так же как рука осени жестокой лишает цветок красоты, так и рок, судьба «угнетает» человека, забирая веселье, отнимая мечту и наслажденье. Лишаясь «драгих сердцу заблуждений» человек теряет очарование жизни, утрачивает надежду. И понимает, что жизнь цветка и человека одинаково быстротечна. Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, бе6знадежно грустен. В его сердце таится трагедия, потому что даже «звезда надежды угасает», а она, как известно (надежда) умирает последней. Лирический герой уподобляет себя увядшему цветку, а свою жизнь периоду цветения. Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно и грустно, напевно. Эту плавность и напевность создают открытые гласные звуки (а, о, у). Жуковский использует слова «рок», «разрушает», «заблуждение», «исчезает», «угасает», эти слова – глаголы показывают читателю, как незаметно, но зримо судьба разрушает человеческую жизнь, и нет от нее спасения. Эту обреченность автор передает с помощью восклицания «Увы!», предложений с многоточиями и последнего риторического вопроса, который не требует ответа Жанр своего стихотворения поэт называет в подзаголовке. Это романс. Любой знает, что романс напевное стихотворение о несчастной любви. Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны, особенно, если пережил несчастную любовь и разочарование. Стихотворение неспешно рассказывает о судьбе лирического героя незавидной и печальной. Перекрестная рифма, одинаковая во всех четырех строфах, передает настроение печали, однообразной и безысходной. Это стихотворение сыграло немаловажную роль в развитии литературы, как и все творчество Жуковского. Благодаря элегическим размышлениям поэта начала 19 века, читатели получили элегии Пушкина, Лермонтова. Интересно, что одно из стихотворений Пушкина посвященное засохшему цветку напоминает стихотворение Жуковского
Анализ стихотворения
Произведение Жуковского «Приход весны» относится к жанру лирической миниатюры, его тематика является пейзажно-философской: поэт наслаждается наступлением весны на фоне родной и любимой природы, при этом задаваясь философским вопросом: «можно ли передать внутреннее ощущение красоты и жизни, или слова окажутся лишними?»
Стихотворение написано четырехстопным хореем с использованием сплетенной рифмы: между собой рифмуются две первые строки, а также третья с шестой и четвертая с пятой — это является выразительным средством, придающим произведению легкость, веселость и возвышенное настроение. Лирический герой счастлив наблюдать картину наступающей весны настолько, что не в силах ничего прибавить к описанию физических признаков весны, которые сами по себе кажутся каким-то волшебством.
Другими выразительными средствами в стихотворении Жуковского «Приход весны» являются олицетворения («лепет рощи», «трепет жаворонка», «сверканье вод»), метафора («жизнь души»), эпитет («теплый дождь»), метонимии («зелень нивы», «сверканье вод») и риторические вопросы («что прибавить? Чем иным прославить?»). Помимо этого, Жуковский использует аллитерацию: повторение звуков р, т, п дает ощущение слышимых трелей жаворонка и шума дождя по воде, траве и свежей листве.
«Цветок» В.Жуковский
Минутная краса полей, Цветок увядший, одинокой, Лишён ты прелести своей Рукою осени жестокой.
Увы! нам тот же дан удел, И тот же рок нас угнетает: С тебя листочек облетел — От нас веселье отлетает.
Отъемлет каждый день у нас Или мечту, иль наслажденье. И каждый разрушает час Драгое сердцу заблужденье.
Смотри… очарованья нет; Звезда надежды угасает… Увы! кто скажет: жизнь иль цвет Быстрее в мире исчезает?
Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»
Мария Андреевна Протасова – единственная любовь в жизни Жуковского и адресат большей части его любовной лирики. Знаменитый поэт познакомился с ней в 1805 году. Тогда девушке было всего двенадцать лет. Василий Андреевич выступал в роли учителя для нее и ее младшей сестренки Александры. Долгое время Жуковский скрывал свои чувства. Сама Мария Андреевна о любви преподавателя узнала только в 1811 году. По словам матери Протасовой, дочь к Жуковскому симпатию питала исключительно дружескую. Руки девушки поэт впервые попросил в январе 1812-го. Ответом ему был решительный отказ. Главная причина, по которой матушка Марии Андреевны противилась браку, — якобы близкое родство жениха и невесты. На протяжении многих лет Жуковский добивался руки возлюбленной, но попытки его так успехом и не увенчались. В итоге Протасова вышла замуж за хирурга, университетского профессора Ивана Филипповича Мойера. Что касается Василия Андреевича, то он женился только в 1841-ом.
Стихотворение «Цветок», снабженное подзаголовком «Романс», относится к 1811 году. Первый сюжетный план текста – неминуемое осеннее увядание цветка. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Его постигло сильнейшее жизненное разочарование. Осень принесла смерть надеждам, мечтам. Облетевшие листья Жуковский сравнивает с покинувшим героя стихотворения весельем. Поэт последовательно развивает центральную идею – жизнь цветка столь же быстротечна, как и жизнь человека. Стихотворение проникнуто атмосферой грусти, безысходности. В нем нашла отражение невозможность противостоять безжалостному року. В частности, это передается посредством лексики
Обратите внимание на слова, которые выбирает поэт и их эмоциональную окраску, — «увядший», «угнетает», «отъемлет», «разрушает», «угасает». Вероятно, «Цветок» связан с фактами биографии Жуковского, кратко обозначенными выше
Неизбывная тоска, пронизывающая произведение, — это тоска человека влюбленного, но не рассчитывающего обрести счастье с дорогой сердцу женщиной.
Василий Андреевич – один из тех, кто сильнее всего повлиял на Пушкина в период его становления как поэта. В 1816 году Александр Сергеевич вслед за учителем обратился к жанру элегии, развивая в его рамках мотивы неразделенной любви, душевного угасания, уходящей молодости. Отголоски лирики Жуковского встречаются в пушкинском творчестве и гораздо позже. 1828 годом датировано стихотворение «Цветок», которое пересекается с одноименным произведением Василия Андреевича. Лирический герой Пушкина обнаруживает в книге «засохший, безуханный» цветок. Находка рождает массу риторических вопросов, например: Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем?
В финале небольшой зарисовки лирический герой доходит до главного вопроса – что стало с тем человеком, который когда-то сорвал цветок? В отличие от Жуковского впрямую Пушкин о быстротечности жизни не говорит, но подобная мысль – вполне логичное завершение рассуждений героя его «Цветка».
Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»
Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» — не исключение. Каждый, кто знаком с биографией Жуковского знает, что год написания стихотворения стал годом разлуки, годом последнего объяснения с Машей Протасовой и, конечно, это событие личной жизни отразилось в теме и идее этого стихотворения. На первый взгляд тема стихотворения проста: увядающий цветок на осеннем поле, но не такова идея стихотворения. Основная мысль его заключена в сравнении умирающего осенью цветка и человека, потерявшего надежду на счастье. Чтобы раскрыть эту идею, поэт композиционно точно выстраивает это стихотворение и читатель наблюдает за развитием внутреннего сюжета. Вид увядающего цветка «одинокого, лишенного своей прелести» рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни, так же как рука осени жестокой лишает цветок красоты, так и рок, судьба «угнетает» человека, забирая веселье, отнимая мечту и наслажденье. Лишаясь «драгих сердцу заблуждений» человек теряет очарование жизни, утрачивает надежду. И понимает, что жизнь цветка и человека одинаково быстротечна. Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, бе6знадежно грустен. В его сердце таится трагедия, потому что даже «звезда надежды угасает», а она, как известно (надежда) умирает последней. Лирический герой уподобляет себя увядшему цветку, а свою жизнь периоду цветения. Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно и грустно, напевно. Эту плавность и напевность создают открытые гласные звуки (а, о, у). Жуковский использует слова «рок», «разрушает», «заблуждение», «исчезает», «угасает», эти слова – глаголы показывают читателю, как незаметно, но зримо судьба разрушает человеческую жизнь, и нет от нее спасения. Эту обреченность автор передает с помощью восклицания «Увы!», предложений с многоточиями и последнего риторического вопроса, который не требует ответа Жанр своего стихотворения поэт называет в подзаголовке. Это романс. Любой знает, что романс напевное стихотворение о несчастной любви. Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны, особенно, если пережил несчастную любовь и разочарование. Стихотворение неспешно рассказывает о судьбе лирического героя незавидной и печальной. Перекрестная рифма, одинаковая во всех четырех строфах, передает настроение печали, однообразной и безысходной. Это стихотворение сыграло немаловажную роль в развитии литературы, как и все творчество Жуковского. Благодаря элегическим размышлениям поэта начала 19 века, читатели получили элегии Пушкина, Лермонтова. Интересно, что одно из стихотворений Пушкина посвященное засохшему цветку напоминает стихотворение Жуковского.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЖУКОВСКОГО — ПЕСНЯ ("МИНУВШИХ ДНЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ…")
Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра». По натуре своей Жуковский не был борцом, его «жалобы» никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью:
О милый гость, святое прежде,
Зачем в мою теснишься грудь?
Могу ль сказать: живи, надежде?
Скажу ль тому, что было: будь?
«Песня» Жуковского ясна, музыкальна, исполнена поэтическим настроением и глубокой грустью о былых днях:
Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
Лирический герой Жуковского – человек глубоких чувств, чаще всего горестных, ушедший от действительности в свой внутренний мир, в свои воспоминания и мечты. Он постоянно уходит в прошлое: «Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты?» Поэт растворен в природе и не противостоит миру, не осознает жизнь в целом как нечто враждебное его душе. Жуковский, заглянув в мир тайны, спешит признать очарование реальной жизни. Восклицание о возможной близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так и человек угасает, и все же остается жить в воспоминаниях:
Там есть один жилец безгласный,
Свидетель милой старины;
Там вместе с ним все дни прекрасны
В единый гроб положены.
Почему мотивы грусти проступают в стихотворении Жуковского? Лирика занимает значительное место в поэзии Жуковского. В его стихотворении звучат грустные ноты, что отчасти вызвано личными переживаниями поэта. Придворная атмосфера, в которой был принужден жить Жуковский, все более его разочаровывала. Гибель Пушкина на дуэли потрясла его. Глубоко опечаленный, возмущенный действиями властей, он вскоре выходит в отставку и едет за границу. Но, живя за границей, Жуковский тосковал по России. Под влиянием этих чувств он пишет:
Зачем душа в тот край стремится,
Где были дни, каких уж нет?
Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы – все это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского. «Его стихов пленительная сладость, пройдет веков завистливая даль» – так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил поэтическое мастерство Жуковского и любил его как человека
«Пленительная сладость», музыкальность стихов Жуковского в разные времена привлекали музыкантов и композиторов. Его стихотворение было положено на музыку, стало романсом, любимым народом. Свыше 50 лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, особое место в истории русской поэзии. Определяя значение творчества Жуковского, Белинский писал: «…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развиваться, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
Композиция
Несмотря на то, что в стихе всего 6 строк, он композиционно делится на две части.
Первая погружает читателя в весеннюю атмосферу – кажется, что при прочтении трех простых строчек можно почувствовать свежесть зелени нивы и рощи и услышать лепет жаворонка. И хотя на первый взгляд Жуковский просто перечисляет процессы, происходящие в природе, описание получается очень живым и емким.
«Рыцарь на час» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – тема, идея, жанр
Вторая часть произведения передает эмоции лирического героя, который наблюдает за пробуждением новой жизни с особым сердечным трепетом. Он использует популярное среди писателей 19 века сравнение, называя весеннее время периодом “жизни души”. Эта метафора ярко показывает отношение самого поэта к описываемому времени года.
Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)»
Личная жизнь Василия Андреевича Жуковского складывалась непросто. Семью он создал лишь в 58-летнем возрасте, объясняя это тем, что не имеет времени. Известно, что долгое время Жуковский был придворным поэтом и наставником будущего императора, поэтому везде сопровождал знатную семью. Времени на «любовные приключения» действительно не было. Но в этот период появляется любовная лирика. В 1806 году был написан стих «Песня (Когда я был любим…)», который по форме и содержанию является признанием. Произведение относится к интимной лирике, тема его – прошедшая любовь. Автор показывает, какое счастье способно дарить светлое чувство, утверждает, что настоящая любовь может преобразить жизнь, а после ухода навсегда оставляет теплый след в сердце. Произведение наполнено ностальгией за временами, когда автор «был любим», но до сих пор неизвестно, кому оно посвящено.
Ключевые образы «Песни» — лирический герой и его возлюбленная. В первых строках читатель знакомится с лирическим героем, являющимся отображением автора. Он предается воспоминаниям о днях, согретых любовью. Они кажутся ему сном, а счастье – приведеньем. Он спрашивает, где теперь счастье, и сам же дает ответ, что им была любовь. Светлое чувство вдохновляло героя, давало «дары благодеянья», но вместе с забытьем погиб и «мгновенный дар».
Жуковский не создает портрет возлюбленной, об этом образе можно судить только исходя из чувств лирического героя. Та, которую он любит, похожа на музу, которая не просто дарит счастье, но и дает вдохновение к жизни. Одна ее похвала заставляла душу лирического героя петь. Однако девушка быстро забыла любимого, не проявив даже состраданья. Эта ситуация выбила его из колеи, будущее представляется ему мрачным, лишенным смысла.
Передать все оттенки чувств автора и лирического героя помогают художественные средства: сравнение (жизнь, «как сон пленительный»), метафоры, («дары благодеянья // В обитель нищеты рука моя несла», «Моя душа хвалой твоей жила», «счастья приведенья»). Также очень важную роль в передаче внутреннего настроения играет интонация. Автора переполняют эмоции, которые он «выплескивает» восклицаниями и вопросительными предложениями. Кажется, что он ведет диалог с самим собой, пытаясь понять, какое место в его жизни занимала возлюбленная. Восклицательные конструкции используются тогда, когда лирический герой находит ответ на свой же вопрос.
Стихотворение «Песня» состоит из трех катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – шестистопный ямб с пиррихием, благодаря чему воспроизводится волнительное настроение автора. Особенность анализируемого стиха – употребление рефрена «Когда я был любим…», с помощью которого воссоздается песенная форма. Рефрен используется не только для ритмической организации, но и для передачи ностальгии за счастливым временем.
Стихотворение «Песня» очаровывает соединением простоты и глубоких раздумий и чувств. Это откровенное признание, утверждающее силу любви.
Анализ стихотворения Жуковского «Ночь» Анализ стихотворения Жуковского «Цветок» Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок» Анализ стихотворения Жуковского «Желание»
«Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»»
Стихотворение была написано в 1811 году, несомненно, факты биографии оказывают влияние на содержание стихотворения. «Цветок» — не исключение. Каждый, кто знаком с биографией Жуковского знает, что год написания стихотворения стал годом разлуки, годом последнего объяснения с Машей Протасовой и, конечно, это событие личной жизни отразилось в теме и идее этого стихотворения. На первый взгляд тема стихотворения проста: увядающий цветок на осеннем поле, но не такова идея стихотворения. Основная мысль его заключена в сравнении умирающего осенью цветка и человека, потерявшего надежду на счастье. Чтобы раскрыть эту идею, поэт композиционно точно выстраивает это стихотворение и читатель наблюдает за развитием внутреннего сюжета. Вид увядающего цветка «одинокого, лишенного своей прелести» рождает в сердце лирического героя размышления о собственной жизни, так же как рука осени жестокой лишает цветок красоты, так и рок, судьба «угнетает» человека, забирая веселье, отнимая мечту и наслажденье. Лишаясь «драгих сердцу заблуждений» человек теряет очарование жизни, утрачивает надежду. И понимает, что жизнь цветка и человека одинаково быстротечна. Центром этого стихотворения становятся переживания и размышления лирического героя. Он печален, бе6знадежно грустен. В его сердце таится трагедия, потому что даже «звезда надежды угасает», а она, как известно (надежда) умирает последней. Лирический герой уподобляет себя увядшему цветку, а свою жизнь периоду цветения. Все особенности поэтического языка этого стихотворения работают на раскрытие души лирического героя. Стихотворение задушевно и грустно, напевно. Эту плавность и напевность создают открытые гласные звуки (а, о, у). Жуковский использует слова «рок», «разрушает», «заблуждение», «исчезает», «угасает», эти слова – глаголы показывают читателю, как незаметно, но зримо судьба разрушает человеческую жизнь, и нет от нее спасения. Эту обреченность автор передает с помощью восклицания «Увы!», предложений с многоточиями и последнего риторического вопроса, который не требует ответа Жанр своего стихотворения поэт называет в подзаголовке. Это романс. Любой знает, что романс напевное стихотворение о несчастной любви. Грусть и тоска лирического героя передаются читателю и понятны, особенно, если пережил несчастную любовь и разочарование. Стихотворение неспешно рассказывает о судьбе лирического героя незавидной и печальной. Перекрестная рифма, одинаковая во всех четырех строфах, передает настроение печали, однообразной и безысходной. Это стихотворение сыграло немаловажную роль в развитии литературы, как и все творчество Жуковского. Благодаря элегическим размышлениям поэта начала 19 века, читатели получили элегии Пушкина, Лермонтова. Интересно, что одно из стихотворений Пушкина посвященное засохшему цветку напоминает стихотворение Жуковского
Анализ стихотворения «Последняя роза» Ахматовой
Это стихотворение, на мой взгляд, несмотря на небольшой объем — всего 8 строчек — и кажущуюся простоту,— одно из самых утонченных и сложных в творчестве Анны Ахматовой. Оно было написано в Комарово в 1962 году. В нем сосредоточена мудрость жизни, уже подходящей к концу. В этом стихотворении отражены взгляды и на творчество, и на судьбу, и отношение к смерти полно, глубоко и лаконично одновременно.
Главная мысль этого стихотворения — осознание собственной судьбы, размышление о ней. И судьбы будущей (эпиграфом служит строка И. Бродского: «Вы напишете о нас наискосок…») и уже свершившейся. В прожитой жизни она чувствует себя рядом со всеми мучавшимися, избравшими путь собственной воли — и праведницами, и грешницами.
Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
Дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Интересно, что Ахматова всегда рядом, в отличие от Цветаевой, ей не было свойственно отождествление себя со своими героями. Она сопереживающий, но свидетель.
Первую часть стихотворения можно назвать отражением уже свершившегося. В ней переплелись дороги «царскосельской веселой грешницы» и пути великомучениц. Удивительна смиренность Ахматовой и ощущение повторяемости и неизбежности всего происходившего с ней, возникающего в двух последних строках. Это настроение сохраняется и в следующей строфе.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Все возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить.
В этой строфе Ахматова принимает все данное свыше. На первый взгляд это неочевидно — вся загадка стихотворения в последних строках.
Казалось бы — «я устала воскресать, и умирать, и жить», а следом за этим — просьба: «Господи! (…) все возьми (…) но дай…» — чего просить у Бога после смерти, воскресения, новой жизни и новой смерти, чего можно пожелать, кроме небытия и покоя? Но: «Все возьми, но этой розы алой // Дай мне свежесть снова ощутить» Значит, после всех жизней и смертей А. Ахматова снова выбирает жизнь — танец Иродиады и костер Дидоны? Вряд ли. Мне кажется, те «жизни и смерти», усталость от которых она принимает,— ее «жизни литературные», в мире, созданном людьми. И из этого «рукотворного» мира она возвращается к созданному Богом, от суеты — к простому и истинному. Принимая Богом созданную и Богом данную ей розу, она принимает и собственную судьбу, и неизбежную и близкую смерть, память потомков — какой бы она не была. Это действительно итоговое стихотворение (стихотворение итога жизни).
«Цветок» В.Жуковский
Минутная краса полей, Цветок увядший, одинокой, Лишён ты прелести своей Рукою осени жестокой.
Увы! нам тот же дан удел, И тот же рок нас угнетает: С тебя листочек облетел — От нас веселье отлетает.
Отъемлет каждый день у нас Или мечту, иль наслажденье. И каждый разрушает час Драгое сердцу заблужденье.
Смотри… очарованья нет; Звезда надежды угасает… Увы! кто скажет: жизнь иль цвет Быстрее в мире исчезает?
Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»
Мария Андреевна Протасова – единственная любовь в жизни Жуковского и адресат большей части его любовной лирики. Знаменитый поэт познакомился с ней в 1805 году. Тогда девушке было всего двенадцать лет. Василий Андреевич выступал в роли учителя для нее и ее младшей сестренки Александры. Долгое время Жуковский скрывал свои чувства. Сама Мария Андреевна о любви преподавателя узнала только в 1811 году. По словам матери Протасовой, дочь к Жуковскому симпатию питала исключительно дружескую. Руки девушки поэт впервые попросил в январе 1812-го. Ответом ему был решительный отказ. Главная причина, по которой матушка Марии Андреевны противилась браку, — якобы близкое родство жениха и невесты. На протяжении многих лет Жуковский добивался руки возлюбленной, но попытки его так успехом и не увенчались. В итоге Протасова вышла замуж за хирурга, университетского профессора Ивана Филипповича Мойера. Что касается Василия Андреевича, то он женился только в 1841-ом.
Стихотворение «Цветок», снабженное подзаголовком «Романс», относится к 1811 году. Первый сюжетный план текста – неминуемое осеннее увядание цветка. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Его постигло сильнейшее жизненное разочарование. Осень принесла смерть надеждам, мечтам. Облетевшие листья Жуковский сравнивает с покинувшим героя стихотворения весельем. Поэт последовательно развивает центральную идею – жизнь цветка столь же быстротечна, как и жизнь человека. Стихотворение проникнуто атмосферой грусти, безысходности. В нем нашла отражение невозможность противостоять безжалостному року. В частности, это передается посредством лексики
Обратите внимание на слова, которые выбирает поэт и их эмоциональную окраску, — «увядший», «угнетает», «отъемлет», «разрушает», «угасает». Вероятно, «Цветок» связан с фактами биографии Жуковского, кратко обозначенными выше
Неизбывная тоска, пронизывающая произведение, — это тоска человека влюбленного, но не рассчитывающего обрести счастье с дорогой сердцу женщиной.
Василий Андреевич – один из тех, кто сильнее всего повлиял на Пушкина в период его становления как поэта. В 1816 году Александр Сергеевич вслед за учителем обратился к жанру элегии, развивая в его рамках мотивы неразделенной любви, душевного угасания, уходящей молодости. Отголоски лирики Жуковского встречаются в пушкинском творчестве и гораздо позже. 1828 годом датировано стихотворение «Цветок», которое пересекается с одноименным произведением Василия Андреевича. Лирический герой Пушкина обнаруживает в книге «засохший, безуханный» цветок. Находка рождает массу риторических вопросов, например: Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем?
В финале небольшой зарисовки лирический герой доходит до главного вопроса – что стало с тем человеком, который когда-то сорвал цветок? В отличие от Жуковского впрямую Пушкин о быстротечности жизни не говорит, но подобная мысль – вполне логичное завершение рассуждений героя его «Цветка».
Анализ стихотворения Жуковского «Мотылек и цветы»
В рамках обширной цветочной тематики, созданной русской поэтической традицией, Жуковским разработана оригинальная идейная концепция, которая позволила не затеряться в безбрежном море романтических роз, лилий и других даров Флоры. Поэт, способный передать внешнюю красоту растительного мира, увлечен богатством символической трактовки природных образов. Последняя неизмеримо шире, чем хрестоматийная ассоциация с миром прекрасного или женской прелестью: цветок связан с воспоминаниями, воскрешающими дорогое прошлое, он является атрибутом одухотворенных горних сфер.
Одновременно развивается драматический мотив мимолетности существования. Жалкий вид увядшего питомца полей побуждает печального героя к безотрадным размышлениям о жизненных путях, предопределенных человеку. Для характеристики красоты цветка автор применяет эпитет «минутная», который трижды упоминается в анализируемом тексте, созданном в 1824 г.
Образная структура «Мотылька и цветов» базируется на антитезе вечного и преходящего. Первый из компонентов символизирует мотылек, второй – полевые цветы. «Благоуханные» растения прекрасны, они украшают землю, озаряя ее «радостным сиянием». Однако свет, привлекший насекомое, оказывается обманчивым. Он не имеет отношения к вечной небесной гармонии, вестником которой выступает легкий и свободный мотылек.
Цветы служат выражением несовершенной земной красоты, поэтому жизнь их коротка, а сами они «прикованы» к земле, равнодушны и глухи к голосу искренних чувств. Стремясь продемонстрировать ограниченность кругозора земных созданий, автор наделяет персонифицированный образ растений чертами конфликтной личности: цветы сварливо упрекают мотылька, истинного «переселенца с вышины», в непостоянстве. Внешнее великолепие не в состоянии обмануть лирического героя, видящего в нем лишь усладу глаз, но не души.
В двух заключительных строфах основная антитеза дополняется новыми оттенками смысла. Среди однообразной, высокомерной и недалекой массы выделяются два «избранных» персонажа. Они не блещут внешней привлекательностью, но богаты внутренним содержанием: первый связан с воспоминанием, второй – с «сердечной думой», заветной мечтой.
Философская формула счастья и душевного спокойствия, заявленная в концовке, декларирует ценность прошлого и будущего. Первое способно погрузить в мир утраченного, второе ассоциируется со светлыми надеждами. Обе категории противостоят ничтожному, низкому настоящему, его губительной суете.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑